Military Review

British anti-aircraft defense during the Second World War. Part 1

5
British anti-aircraft defense during the Second World War. Part 1



As a rule, war begins suddenly. The armed forces of a country subjected to aggression are absolutely not ready for it. It is also true that the generals are preparing not for the future, but for the past wars. This fully applies to the state of air defense assets of the British ground forces.

However, by the time full-scale hostilities began, such a situation existed in the armies of the majority of states participating in the war. With the Red Army air defense system, the situation in 1941 was even more difficult.

In August, the British infantry adopted the Bren machine gun 1938 1-mm caliber (.7,7 "British"), which is a British modification of the Czech machine gun ZB-303 "Zbroevka Brno". The machine gun got its name from the first two letters of the names of the cities of Brno (Brno) and Enfield (Enfield), in which the production was launched. By June, the British army numbered 30 over 1940 thousand machine guns "Bren".


British soldier shows King of Great Britain George VI 7,7-mm (.303 british) Bren anti-aircraft machine gun (Bren Mk.I)


For the machine gun, several versions of anti-aircraft machines were developed, including for a twin installation. The effective range for firing at air targets did not exceed 550 m, i.e., the machine gun could only fight low-altitude targets. The Bren machine gun was used as anti-aircraft weaponry tanks, Self-propelled guns and armored vehicles, put on ships, boats and cars.



As an anti-aircraft "Bren" had a number of disadvantages:
Shops small capacity - on 30 cartridges.
Low rate of fire - 480-540 shots per minute (the rate of fire of the German MG-42 was twice as high).
The top position of the store partially blocked the front view during the shooting and made it difficult to track air targets. However, due to the widespread use, the Bren was used to combat enemy low-flying aircraft throughout the war.

After the start of the war in Europe unsuccessful for the British and the urgent evacuation of troops from Dunkirk, where they were forced to leave the enemy with the most modern weapons at that time, which the British army only had. To compensate for the lack of weapons, being threatened by the German assault on Britain, the return to the army of old systems was initiated, as well as a number of improvisations. Among other things, they returned to service from warehouses and about 50 thousand Lewis machine guns.



“Lewis” of various modifications in anti-aircraft installations were installed on local defense armored trains, cars and even motorcycles.



In a hurry order to strengthen the air defense of the infantry units, several hundreds of paired and quad anti-aircraft installations were created.



"Bren" was used in the British army as a light machine gun infantry. The role of the rotary machine gun was assigned to the Vickers Mk.I machine gun of 7,7-mm caliber (.303 british) with water cooling, which was the English version of the Maxim machine-gun.



Compared to the "Bren", it was possible to conduct more intense fire from it, but the mass weapons on the machine was at times more. For anti-aircraft machine-gun variants, a special muzzle was used - a barrel rollback accelerator, which used the pressure of powder gases on the muzzle of the barrel to increase the recoil energy, thereby increasing the rate of fire.

A significant number of obsolete aviation machine guns of rifle caliber "Vickers-K", created on the basis of the machine gun "Vickers-Berthier".



The twin units with disk shops with 100 capacity of cartridges were installed on “Land Rovers” of high maneuverability for SAS units and “desert long-range reconnaissance groups”.

Due to the lack of domestic machine gun designs suitable for installation in armored combat vehicles, the command of the British army in 1937 signed a contract with the Czechoslovak firm Zbroevka-Brno for the production of XBUMNMX machine gun ZB-53. The design of the machine gun ZB-7,92 was modified to meet British requirements, and it was adopted under the name BESA, composed of the initial letters of the words Brno, Enfield, Small Arms Corporation.


British "infantry" tank "Matilda" Mk.2 with anti-aircraft machine gun "Demon"


The "Bes" machine guns were widely used on various British armored vehicles, including as anti-aircraft. The power of the "Bes" machine guns of all modifications was carried out from a metal tape with a capacity of 225 cartridges.


British light anti-aircraft tank Vickers AA Mark I, armed with four 7,92-mm machine guns "Demon"


At the beginning of the 1920-s in England, work began on the creation of large-caliber machine guns to combat armored vehicles and airplanes. The weapon was originally created for the 5 Vickers cartridge (12,7х81-mm in the metric system), not much different than the dimensions from the Vickers machine gun Mk.I.


Marine anti-aircraft installation quad Vickers .5 Mk.3


In 1928, large-caliber machine guns from Vickers .5 Mk.3 adopted the royal navy in the army, the machine gun was not widely used, in a limited number of large-caliber machine guns mounted on armored vehicles.


Armored car "Cross" D2E1 with anti-aircraft installation of paired 12,7-mm machine guns "Vikkers"


Realizing the insufficient power of the 12,7x81 mm cartridges (especially in comparison with the American 12,7x99 mm and the French 13,2x99 mm), the Vickers company in the late 1920s developed a more powerful ammunition of the same caliber, known as .5 Vickers HV (12,7x120 mm). This cartridge accelerated a 45-gram armor-piercing bullet to a speed of 927 m / s. Under this cartridge, an enlarged version of the same water-cooled Vickers machine gun, known as the .5 Vickers Class D, was developed. Outwardly, these machine guns differed from the less powerful "naval»Vickers of the same caliber are noticeably longer. The machine gun had a rate of fire of 500-600 rds / min and a range of fire at air targets up to 1500 m.


Twin Vickers - Vickers .5 Class D


Large-caliber 12,7-mm Vickers machine guns were used mainly in the fleet; due to excessive weight and water cooling on land, they were used mainly in the object air defense and for armament of armored vehicles.


Paired ZPU X Browser M12,7 2 Machine Guns


The most common anti-aircraft machine gun in the UK caliber 12,7-mm has become supplied under the Lend-Lease Browning M2.


ZSU T17E2


The British enterprises serially produced ZSU T17E2 based on the American armored car "Staghound". It was distinguished from the base machine by a single, cylindrical turret without a roof, with two large-caliber Browning M2HB machine guns.

In 1937, in Czechoslovakia, a large-caliber machine gun ZB-60 was created under the new cartridge 15x104 Brno, originally intended as an anti-aircraft weapon. In 1937, the British company Birmingham Small Arms (BSA) acquired a license for the production of the ZB-15 60 machine gun and cartridges for it, where these machine guns were released in small series, and the cartridges were given another designation - 15-mm Besa.

The 15-mm BESA machine gun weighed 56,90 kg, the rate of fire was 400 shots per minute, the initial speed of the bullet 820 m / s. The firing range of air targets to 2000 m.


Anti-aircraft 15-mm machine gun "Demon"


For a number of reasons, the BNS 15-mm machine gun did not receive wide distribution, because of the “abnormal” ammunition in the second half of the war, attempts were made to rework it for an 20-millimeter shot of the “Hispano-Suiza”.


British lightweight anti-aircraft tank Vickers Mark V with twin 15 mm "Demon" machine guns


In the British navy during the war, 20-mm Oerlikon automatic anti-aircraft guns were widely used. Their modifications had the designations Mk 2, Mk 3 and Mk 4, on their basis single-barreled and quadruple installations were created. In much smaller quantities, the Oerlikon were installed on the shore.



In 1942, the Zrus Crusader AA Mk II was created. The cruiser tank Krusader (“Crusader”) was used as a base. At the base chassis, a light-armored, circular, top-mounted turret mounted on top of the base chassis, with a twin installation of two X-NUMX-mm automatic Oerlikon anti-aircraft guns with 20 barrel lengths.


ZSU Crusader AA Mk II


At the start of the 1944, the Polsten 20-mm anti-aircraft gun was launched. The prototype gun was created on the eve of the war in Poland. Polish engineers tried to simplify the design of the Oerlikon anti-aircraft gun, making it faster, easier and cheaper. The developers managed to escape to the UK along with the drawings.



The Polsten anti-aircraft 20-mm machine delivered the rate of fire of 450 shots per minute, the maximum range of shooting 7200 m, the reach of 2000 m in height. ground targets.


Canadian anti-aircraft gunners at the Polsten installation


"Polsten" turned out to be much simpler and cheaper than its prototype, not inferior to it in combat characteristics. The ability to install tools on the machine from the "Oerlikon" was retained. Zenitka had a record low weight in the combat position, only 231 kg, power cartridges were carried out from 30-ti charging stores. In addition to single installations, built and quadruple guns were produced, as well as an even lighter collapsible version of the anti-aircraft guns for paratroopers.

After World War I, the British fleet was armed with a significant number of 40-mm Vickers anti-aircraft guns in one-, two-, four-, and eight-barreled installations.



Four-barrel units were used on destroyers and cruisers of the Royal Navy, eight-barrel ones on cruisers, battleships and aircraft carriers. Because of the characteristic sound made when shooting, they were widely known as “Pom-Pom”.

The 40-mm Vickers machine gun was a lightweight and somewhat simplified 37-mm Maxim machine with water-cooled barrel.
The use of "pom pom pom" on land was hindered by the heavy weight of the installations, the technical complexity of the design and the low reliability. To cool the guns, a significant amount of clean water was required, which was not always possible to provide in the field.

At the end of 30's in Sweden, a license was acquired to manufacture 40-mm anti-aircraft guns Bofors L60. Compared with the naval "pom pomom" this gun had a large effective range of fire and reach in height. It was much easier, simpler and more reliable. Fragment 900-gram projectile (40х311R) left the barrel Bofors L60 with speed 850 m / s. The rate of fire is about 120 shots / min. Accessibility in height - up to 4000 m.



Anti-aircraft gun mounted on a four-wheel towed "cart". In the case of urgent need, shooting could be conducted directly from the gun carriage, i.e. "Off the wheels" without additional procedures, but with less accuracy. In normal mode, the frame of the carriage fell to the ground for greater stability. The transition from the “traveling” position to the “combat” position took about 1 minutes.



The British did a great job of simplifying and cheapening guns. To speed up the guidance of fast-moving and diving planes, the British used the mechanical analog computer Major Kerrison (AV Kerrison), which became the first automatic control system for anti-aircraft fire. The Kerrison device was a mechanical calculating device that allows determining the tool pointing angles based on the position and movement of the target, the ballistic parameters of the gun and ammunition, as well as meteorological factors. The resulting guidance angles were automatically transmitted to the instrument's guidance mechanisms with the help of servomotors.



The calculator controlled the guidance of the gun, and the calculation could only charge it and fire. The original reflex sights were replaced by simpler ring-mounted anti-aircraft sights, which were used as duplicates. This modification of the QF 40 mm Mark III has become the army standard light anti-aircraft installation. This British 40-mm anti-aircraft gun had the most sophisticated sights of the entire Bofors family.

However, when placing weapons not at permanent stationary positions, it was found that the use of a Kerrison device in some situations was not always possible, and in addition, it required the supply of fuel, which was used to power the electric generator. Because of this, often when shooting, they used only conventional ring sights without using any external target designation and calculations of advance correction, which greatly reduced the accuracy of shooting.



Taking into account the combat experience in 1943, a simple trapezoidal Stiffkey device was developed, which moved the riflescopes for introducing corrections when firing and was controlled by one of the anti-aircraft gunners.

The British using the Bofors L60 created a number of ZSU. Anti-aircraft guns with an open turret mounted on the chassis of the tank Crusader. This self-propelled anti-aircraft gun was named Crusader III AA Mark


ZSU Crusader AA Mark III


However, the most common British 40-mm ZSU became Carrier SP 4x4 40-mm AA 30cwt, created by mounting an anti-aircraft gun on the chassis of a four-wheel drive four-wheel Morris truck.


ZSU Carrier SP 4x4 40-mm AA 30cwt

During the fighting in North Africa, in addition to its direct destination, the British 40-mm ZSU provided fire support to the infantry and fought with German armored vehicles.

After the fall of Holland in 1940, part of the Dutch fleet went to the UK, and the British had the opportunity to get acquainted in detail with the sea 40-mm installations "Hazmeyer" in which they used the same Bofors L60 gun. Installations "Hazmemeyer" favorably differed in combat and service and operational characteristics of the British 40-mm "pom pomov" company "Vikkers".


Paired 40-mm installation "Hazemeyer"


In 1942, the UK began its own production of such plants. Unlike ground-based anti-aircraft guns, most of the sea 40-mm guns were water-cooled.

After the “Luftwaffe” launched massive raids on the British Isles, it turned out that there was a serious rip in the country's air defense system. The fact is that there was a gap in the line of British anti-aircraft guns. 40-mm Bofors L60 were effective up to a height of 4000 m, and 94-mm anti-aircraft guns began to pose a serious danger to enemy bombers from a height of 5500-6000 m depending on the course angle. The Germans understood this very quickly, and therefore bombed from a height of 4500-5000 m.

The British engineers were tasked to create an anti-aircraft gun with a 100 fire rate / min in caliber 6-pounds (57-mm).



Due to the fact that the fleet also wanted to be armed with the installation of such a caliber, the work dragged on. With ready anti-aircraft guns, the delay was caused by the unavailability of a number of nodes that did not match
navy standards. The sailors demanded the introduction of electric drives, high-speed delivery of shots from the boxes and the possibility of firing at the enemy's torpedo boats, which led to the alteration of the entire carriage. The installation was only ready at the beginning of 1944, when there was no particular need for it.

Based on:
http://www.vickersmachinegun.org.uk/
http://www.barrels-n-bullets.ru
http://www.navweaps.com
http://mailer.fsu.edu
http://www.westwoodworks.net
Author:
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. avt
    avt 30 July 2014 09: 26
    +5
    Nice review. good The illustrations are good, intarx. +
  2. voyaka uh
    voyaka uh 30 July 2014 11: 10
    -3
    As it turned out (there was an article right there, recently), all anti-aircraft guns of the world have a common
    "mother" - 40 mm Bofors L60 fellow
    1. Bongo
      30 July 2014 11: 19
      +6
      Quote: voyaka uh
      all anti-aircraft guns in the world have a common "mother" - 40 mm Bofors L60

      Not all, the Soviet copy of the 40-mm "Bofors" is only the "37-mm automatic anti-aircraft gun mod. 1939 g. " also known as 61-K.
      Another question is that these two guns have received widespread distribution in the world.
    2. zyablik.olga
      zyablik.olga 30 July 2014 11: 59
      +6
      Quote: voyaka uh
      all anti-aircraft guns of the world have in common
      "mom"

      Then it can be argued that the 20-mm "Oerlikon" is the progenitor of all MZA?
      1. schizophrenic
        schizophrenic 30 July 2014 16: 20
        +2
        If you talked about mothers, then the dad of all anti-aircraft guns can be considered a machine gun Maxim.
      2. anomalocaris
        anomalocaris 2 August 2014 17: 44
        +3
        Then the Becker cannon. For "Oerlikon" went from her.

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я


Как правило, война начинается внезапно. Вооруженные силы страны, подвергшейся агрессии, к ней оказываются абсолютно не готовы. Справедливо также мнение, что генералы готовятся не к будущим, а к прошедшим войнам. В полной мере это относится к состоянию средств противовоздушной обороны британских сухопутных подразделений.

Впрочем, к моменту начала полномасштабных боевых действий такое положение было в армиях большинства государств, участвовавших в войне. Со средствами ПВО РККА ситуация в 1941 году была ещё более тяжелой.


В августе 1938 года на вооружение британской пехоты приняли ручной пулемет «Брен» Мк 1 калибра 7,7-мм (.303 «бритиш»), представляющий собой британскую модификацию чешского пулемёта ZB-30 «Зброевка Брно». Пулемёт получил своё название от первых двух букв названия городов Брно (Brno) и Энфилда (Enfield), в которых было развёрнуто производство. К июню 1940 года в британской армии насчитывалось более 30 тыс. пулеметов «Брен».

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я

Британский солдат демонстрирует королю Великобритании ) Георгу VI 7,7-мм (.303 british) зенитный пулемет Брен (Bren Mk.I)


Для пулемёта были разработаны несколько вариантов зенитных станков, в том числе для спаренной установки. Эффективная дальность стрельбы по воздушным целям не превышала 550 м, т. е. пулемёт мог бороться только с маловысотными целями. Пулемет «Брен» использовали в качестве зенитного вооружения танков, САУ и бронемашин, ставили на корабли, катера и автомобили.

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я


В качестве зенитного «Брен» имел ряд недостатков:
Магазины небольшой ёмкости — на 30 патронов.
Низкий темп стрельбы — 480-540 выстрелов в минуту (темп стрельбы германского MG-42 был вдвое больше).
Расположение магазина сверху частично перекрывало передний обзор во время стрельбы и затрудняло слежение за воздушными целями. Тем не менее, благодаря широкому распространению «Брен» применялся для борьбы с низколетящими самолётами противника в течение всей войны.

После неудачного для британцев начала войны в Европе и спешной эвакуации войск из Дюнкерка, где они были вынуждены оставить врагу самое современное на тот момент вооружение, которое только имелось у британской армии. Для компенсации недостатка вооружения, находясь под угрозой вторжения немецкого десанта в Британию, было инициировано возвращение в армию старых систем, а также ряд импровизаций. Среди прочего на вооружение вернули со складов и около 50 тыс. пулеметов «Льюис».

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я


«Льюисы» различных модификаций в зенитных установках устанавливались на бронепоездах местной обороны, автомобили и даже мотоциклы.

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я


В спешном порядке для усиления ПВО пехотных подразделений было создано несколько сотен спаренных и счетверённых зенитных установок.

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я


«Брен» использовался в британской армии как ручной пулемёт пехотного отделения. Роль пулемёта ротного звена отводилась пулемётам «Виккерс» Mk.I калибра 7,7-мм (.303 british) с водяным охлаждением, представлявшим собой английский вариант станкового пулемёта «Максим».

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я


По сравнению с «Бреном» из него было можно вести более интенсивный огонь, но и масса оружия на станке была в разы больше. Для зенитных вариантов пулемета использовался специальный надульник — ускоритель отката ствола, использовавший давление пороховых газов на дульный срез ствола для повышения энергии отката, тем самым увеличивая темп стрельбы.

Со складов в ПВО было передано так же значительное количество устаревших авиационных пулемётов винтовочного калибра «Виккерс-К», созданных на базе пулемёта «Виккерс-Бертье».

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я


Спаренные установки с дисковыми магазинами емкостью 100 патронов устанавливали на «Лендроверы» повышенной проходимости для подразделений SAS и «пустынных групп дальней разведки».

Из-за отсутствия отечественных конструкций пулеметов, пригодных для установки в бронированных боевых машинах, командование британской армии в 1937 году подписало с чехословацкой фирмой «Зброевка-Брно» контракт на производство по лицензии станковых пулеметов ZB-53 калибра 7,92-мм. Конструкция пулемета ZB-53 была модифицирована с учетом британских требований, и он был принят на вооружение под названием BESA, составленным из начальных букв слов Brno, Enfield, Small Arms Corporation.

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я

Британский «пехотный» танк «Матильда» Мк.2 с зенитным пулемётом «Беса»


Пулемёты «Беса» широко использовались на различной британской бронетехнике, в том числе и в качестве зенитных. Питание пулемётов «Беса» всех модификаций осуществлялось из металлической ленты емкостью 225 патронов.

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я

Британский легкий зенитный танк Vickers AA Mark I, вооруженный четырьмя 7,92-мм пулеметами «Беса»


В начале 1920-х годов в Англии были начаты работы по созданию крупнокалиберных пулеметов для борьбы с бронетехникой и аэропланами. Первоначально было создано оружие под патрон 5 Vickers (12,7х81-мм в метрической системе), мало чем отличающиеся, кроме габаритов, от пулемёта «Виккерс» Mk.I.

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я

Морская зенитная счетверённая установка Vickers .5 Mk.3


В 1928 году крупнокалиберные пулеметы фирмы Vickers .5 Mk.3 принял на вооружение королевский военно-морской флот, в армии пулемёт большого распространения не получил, в ограниченном количестве крупнокалиберные пулемёты монтировались на бронетехнику.

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я

Бронеавтомобиль «Кросслей» D2E1 с зенитной установкой спаренных 12,7-мм пулеметов «Виккерс»


Осознавая недостаточную мощность патронов 12,7х81 мм (особенно в сравнении с американским патроном 12,7х99 мм и французским 13,2х99 мм), компания «Виккерс» в конце 1920-х годов разработала более мощный боеприпас того же калибра, известный как .5 Vickers HV (12,7х120 мм). Этот патрон разгонял 45-граммовую бронебойную пулю до скорости в 927 м/с. Под этот патрон был разработан увеличенный вариант все того же пулемета Виккерс водяного охлаждения, известный как .5 Vickers Class D. Внешне эти пулеметы отличались от менее мощных «флотских» Виккерсов того же калибра заметно большей длиной. Пулемёт имел темп стрельбы 500-600 выстр/мин и дальность стрельбы по воздушным целям до 1500 м.

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я

Спаренная установка Виккерс — Vickers .5 Class D


Крупнокалиберные 12,7-мм пулемёты фирмы «Виккерс» применялись в основном во флоте; из-за чрезмерного веса и водяного охлаждения на суше они использовались в основном в объектовой ПВО и для вооружения бронетехники.

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я

Спаренная ЗПУ 12,7-мм пулемётов Browning M2


Наиболее же распространенным в Великобритании зенитным пулемётом калибра 12,7-мм стал поставляемый по ленд-лизу Browning M2.

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я

ЗСУ T17E2


На британских предприятиях серийно производилась ЗСУ T17E2 на базе американского бронеавтомобиля «Стагхаунд». От базовой машины он отличался одноместной цилиндрической башней без крыши, с двумя крупнокалиберными пулеметами Browning M2HB.

В 1937 году в Чехословакии был создан крупнокалиберный пулемет ZB-60 под новый патрон 15x104 Brno, изначально предназначавшийся в качестве зенитного оружия. В 1937 году лицензию на производство 15-мм пулемета ZB-60 и патронов к нему приобрела британская компания Birmingham Small Arms (BSA), где эти пулеметы были выпущены малой серией, а патроны получили еще одно обозначение — 15-mm Besa.

15-мм пулемет BESA весил 56,90 кг, темп стрельбы составлял 400 выстрелов в минуту, начальная скорость пули 820 м/с. Дальность стрельбы по воздушным целям до 2000 м.

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я

Зенитный 15-мм пулемёт «Беса»


Большого распространения 15-мм пулемёт «Беса» по ряду причин не получил, из-за «нештатного» боеприпаса во второй половине войны предпринимались попытки его переделки под 20-миллиметровый выстрел «Испано-Сюиза».

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я

Британский лёгкий зенитный танк Vickers Mark V со спаренными 15 мм пулемётами «Беса»


В британском флоте в годы войны широко использовались 20-мм автоматические зенитные пушки Oerlikon. Их модификации имели обозначения Mk 2, Mk 3 и Mk 4, на их базе создавались одноствольные и счетверенная установки. В значительно меньших количествах «Эрликоны» устанавливались на берегу.

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я


В 1942 году была создана ЗСУ Crusader AA Mk II. В качестве базы использован крейсерский танк "Крусейдер" («Крестоносец»). На базовое шасси монтировалась легкобронированная открытая сверху башня кругового вращения, со спаренной установкой двух 20-мм автоматических зенитных пушек "Эрликон" с длиной ствола 120 калибров.

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я

ЗСУ Crusader AA Mk II


В начале 1944 года в производство была запущена 20-мм зенитная установка Polsten. Прототип орудия был создан накануне войны в Польше. Польские инженеры пытались упростить конструкцию зенитного автомата «Эрликон», сделав его более скорострельным, легким и дешевым. Разработчики сумели сбежать в Великобританию вместе с чертежами.

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я


Зенитный 20-мм автомат «Польстен» давал темп стрельбы 450 выстрелов в минуту, максимальную дальность стрельбы 7200 м, досягаемость по высоте 2000 м. Начальная скорость бронебойного снаряда равнялась 890 м/с, установка могла бороться не только с самолетами, но и с легкобронированными наземными целями.

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я

Канадские зенитчики у строенной установки «Польстен»


«Польстен» получился существенно проще и дешевле своего прототипа, не уступая ему по боевым характеристикам. Была сохранена возможность установки орудия на станок от «Эрликона». Зенитка имела рекордно малую массу в боевом положении, всего 231 кг, питание патронами осуществлялось из 30-ти зарядных магазинов. Помимо одинарных установок, выпускались строенные и счетверённые орудия, а также ещё более облегчённый разборный вариант зенитки для парашютно-десантных войск.

После Первой мировой войны на вооружении британского флота имелось значительное количество 40-мм зенитных автоматов «Виккерс» в одно-, двух-, четырёх- и восьмиствольных установках.

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я


Четырёхствольные установки использовались на эсминцах и крейсерах Королевского флота, восьмиствольные на крейсерах, линкорах и авианосцах. Из-за характерного звука, издаваемого при стрельбе, они были широко известны как «Пом-пом».

40-мм автомат «Виккерс» представлял собой облегченный и несколько упрощенный 37-мм автомат Максима с водяным охлаждением ствола.
Использованию «пом-помов» на суше препятствовали большой вес установок, техническая сложность конструкции и невысокая надёжность. Для охлаждения орудий требовалось значительное количество чистой воды, что обеспечить в полевых условиях не всегда было возможно.

В конце 30-х в Швеции была приобретена лицензия на производство 40-мм зенитных орудий Bofors L60. По сравнению с флотскими «пом-помами» это орудие имело большую дальность эффективного огня и досягаемость по высоте. Было значительно легче, проще и надёжней. Осколочный 900-граммовый снаряд (40х311R) покидал ствол Bofors L60 со скоростью 850 м/с. Темп стрельбы — около 120 выстр./мин. Достягаемость по высоте — до 4000 м.

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я


Зенитное орудие установлено на четырёхколёсной буксируемой «телеге». В случае острой необходимости стрельбу можно было вести прямо с лафета, т.е. «с колес» без дополнительных процедур, но с меньшей точностью. В штатном режиме станина лафета опускалась на землю для большей устойчивости. Переход из «походного» положения в «боевое» занимал около 1 минуты.

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я


Англичане проделали огромную работу по упрощению и удешевлению орудий. Для ускорения наведения по быстро перемещающимся и пикирующим самолётам британцы использовали механический аналоговый вычислитель майора Керрисона (A.V. Kerrison), который стал первой автоматической системой управления зенитным огнем. Прибор Керрисона представлял собой механическое счётно-решающее устройство, позволяющее определять углы наведения орудия на основе данных о положении и движении цели, баллистических параметрах орудия и боеприпасов, а также метеорологических факторов. Полученные углы наведения автоматически передавались на механизмы наведения орудия с помощью сервомоторов.

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я


Вычислитель управлял наведением орудия, а расчету оставалось только заряжать его и вести огонь. Первоначальные рефлекторные прицелы были заменены более простыми кольцевыми зенитными прицелами, которые использовались в качестве дублирующих. Данная модификация QF 40 mm Mark III стала армейским стандартом легкой зенитной установки. Это британское 40-мм зенитное орудие имело самые совершенные прицельные приспособления из всего семейства «Бофорсов».

Однако при размещении орудий не на постоянных стационарных позициях было обнаружено, что использование устройства Керрисона в некоторых ситуациях было не всегда возможно, а кроме того, требовалось снабжение горючим, которое применялось для питания электрогенератора. Из-за этого зачастую при стрельбе пользовались только обычными кольцевыми прицелами без использования какого-либо внешнего целеуказания и расчетов поправок на упреждение, что очень снижало точность стрельбы.

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я


С учётом боевого опыта в 1943 году была разработано простое трапециевидное устройство Stiffkey, которое перемещало кольцевые прицелы для введения поправок при стрельбе и управлялось одним из зенитчиков.

Британцы с использованием Bofors L60 создали ряд ЗСУ. Зенитные орудия с открытой башней устанавливались на шасси танка Crusader. Эта самоходная зенитная установка получила название Crusader III AA Mark

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я

ЗСУ Crusader AA Mark III


Однако наиболее распространенной британской 40-мм ЗСУ стала Carrier SP 4x4 40-мм AA 30cwt, созданная путём монтажа зенитного орудия на шасси полноприводного четырехколесного грузовика Morris.

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я

ЗСУ Carrier SP 4x4 40-мм AA 30cwt

Во время боевых действий в Северной Африке, помимо своего прямого назначения, британские 40-мм ЗСУ оказывали огневую поддержку пехоте и боролись с немецкой бронетехникой.

После падения в 1940 году Голландии часть голландского флота ушла в Великобританию, и у англичан появилась возможность детально ознакомиться с морскими 40-мм установками «Хаземейер» в которых использовалось всё то же орудие Bofors L60 . Установки «Хаземейер» выгодно отличались по боевым и служебно-эксплуатационным характеристикам от британских 40-мм «пом-помов» фирмы «Виккерс».

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я

Спаренные 40-мм установки «Хаземейер»


В 1942 году в Великобритании началось собственное производство таких установок. В отличие от «сухопутных» зениток, большинство морских 40-мм орудий имело водяное охлаждение.

После того как «Люфтваффе» начало массированные налёты на британские острова, выяснилось, что в ПВО страны имеется серьёзная прореха. Дело в том, что в линейке британских зенитных орудий существовал пробел. 40-мм Bofors L60 были эффективны до высоты 4000 м, а 94-мм зенитки начинали представлять серьёзную опасность для вражеских бомбардировщиков с высоты в 5500-6000 м в зависимости от курсового угла. Немцы это очень быстро поняли, и поэтому бомбили с высоты 4500-5000 м.

Перед британскими инженерами была поставлена задача, создать зенитную установку со скорострельностью 100 выстр./мин в калибре 6-фунтов (57-мм).

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я


В связи с тем, что флот тоже желал иметь на вооружении установку такого калибра, работы сильно затянулись. При готовых зенитных автоматах задержка была вызвана неготовностью ряда узлов, не соответствовавших
флотским стандартам. Моряки потребовали ввести электроприводы наведения, скоростную подачу выстрелов из коробов и возможность стрельбы по торпедным катерам противника, что привело к переделке всего лафета. Установка была готова только в начале 1944 года, когда особой нужды в ней уже не было.

По материалам:
http://www.vickersmachinegun.org.uk/
http://www.barrels-n-bullets.ru
http://www.navweaps.com
http://mailer.fsu.edu
http://www.westwoodworks.net
Автор: Сергей Линник


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. avt 30 июля 2014 09:26
    Симпатичный такой обзор . good Иллюстрации хорошие , интарксные.+
    avt
  2. voyaka uh 30 июля 2014 11:10
    Как выяснилось ( была статья тут же, недавно) , все зенитки мира имеют общую
    "маму" - 40 мм Bofors L60 fellow
    1. Bongo 30 июля 2014 11:19
      Цитата: voyaka uh
      все зенитки мира имеют общую"маму" - 40 мм Bofors L60

      Далеко не все, советской копией 40-мм "Бофорса" является только «37-мм автоматическая зенитная пушка обр. 1939 г.» известная также как 61-К.
      Другой вопрос, что эти два орудия получили в мире широчайшее распостранение.
    2. zyablik.olga 30 июля 2014 11:59
      Цитата: voyaka uh
      все зенитки мира имеют общую
      "маму"

      Тогда можно утверждать, что 20-мм "Эрликон" прародитель всех МЗА ?
      1. шизофреник 30 июля 2014 16:20
        Если заговорили о мамах, то папой всех зениток можно считать, пулемёт Максим.
      2. anomalocaris 2 августа 2014 17:44
        Тогда уж пушка Беккера. Ибо от неё пошёл "Эрликон".
        anomalocaris

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня