Ожившие в Африке МиГ-21
Мозамбик недавно возродил свои ВВС, вернув на вооружение восемь своих истребителей МиГ-21, прошедших в Румынии ремонт и модернизацию. Некоторые из этих самолетов (шесть одноместных и два двухместных) не поднимались в воздух с 1990-х годов. Недостаточное техническое обслуживание, особенно отсутствие периодического ремонта, стало причиной того, что эти самолеты перестали летать и пеклись под тропическим солнцем и гнили под проливными дождями в течение двух десятилетий. Мозамбик посчитал деньги и осознал, что дешевле отреставрировать самолеты в Румынии, чем покупать новые. Румыния же модернизировала около сотни собственных МиГ-21 и успешно предлагает недорогие отремонтированные и модернизированные МиГ-21 зарубежным заказчикам.
Без этих МиГ-21 в Мозамбике просто не было боевых летательных аппаратов (кроме одного или двух способных иногда взлететь боевых вертолетов Ми-24). Крошечные военно-воздушные силы Мозамбика включают около тысячи человек и менее двадцати самолетов, большинство из которых находится в нелетном состоянии из-за отсутствия надлежащего технического обслуживания. Это обычная ситуация для Африки, где коррупция и отсутствие местных средств воздушного нападения приводит к пренебрежению военно-воздушными силами (за исключением воздушных судов, используемых для перевозки ключевых фигур правительства).
Обладание воздушной поддержкой армии и полиции не помешало бы, но это требует больших капиталовложений, например, в обучение компетентных пилотов (воздушная поддержка наземных сил требует некоторых навыков) и обслуживающего персонала. Редкая потребность в воздушной поддержке наземных сил превращает ВВС в непозволительную роскошь — тем более что многим африканским диктаторам хорошо известно, что успешные восстания, как правило, начинаются с того, что перешедшие на сторону повстанцев пилоты ВВС наносят бомбовые удары по президентскому дворцу и казармам лояльных войск.
Существуют и другие причины, по которым Мозамбик решил улучшить свои военно-воздушные силы. Государственные финансы Мозамбика улучшились по мере борьбы с коррупцией в армии. Бывшие колониальные державы предложили недорогую подготовку летчиков и обслуживающего персонала. Таким образом, к концу года Мозамбик снова будет обладать действующими ВВС.