Будущее за беспилотными самолетами

Рано или поздно, но наступят времена, когда принимать активное участие в войнах будут роботы. Но не непобедимые фантастические сухопутные "терминаторы", а парящие всевидящие машины, способные в решающий момент нанести мощный удар "откуда не ожидали". Дабы оценить действительность этой перспективы, достаточно ознакомиться с динамикой использования беспилотных летательных агрегатов (БПЛА) армиями особенно развитых стран.

Будущее за беспилотными самолетами


Теперешний модельный ряд беспилотных, или, как их называют, - "воздушных призраков", крайне многообразен: от многотонных машин, способных нанести высокоточные ракетно-бомбовые удары по позициям противника, до крохотных "стрекоз-агентов", которые могут влететь в приоткрытую форточку и передавать различную визуальную информацию на достаточно большие расстояния и, что самое главное, в режиме реального времени. Большинство БПЛА имеют и штатское использование: следят за порядком, преследуют бандитов, обнаруживают пропавшие экспедиции в труднодоступных местах и лесные пожары. Стоимость одного БПЛА составляет от десятков до нескольких сотен тыс. долларов.


А по производительности выполнения поставленных различных задач в соотношении с расходами беспилотники гораздо превосходят обыкновенную авиацию. Скажем, производительность заокеанских ударных БПЛА на протяжении последних лет могли оценить жители Пакистана и Афганистана, где в пылу борьбы с талибами заокеанские воздушные роботы неоднократно наносили удары по гражданским объектам. В 2010 году беспилотники ВВС США выполнили по северо-западу Пакистана более 110 ракетных ударов. Увеличение числа таких атак происходит, невзирая на протесты официального Исламабада, который подобные действия США называет дерзкими нарушениями своего суверенитета и региональной целостности. Но, несмотря на протесты, Пакистан намерен и сам "присоединиться" к беспилотному оружию, в частности, США продадут ему 85 легких моделей БПЛА - Raven.

Еще не так давно беспилотники производились лишь в США и Израиле, но теперь их монополия в этой области порушена. Китай, сделавший свой 1-й беспилотник пять лет назад, в ноябре 2010 года представил во время проведения международного авиашоу в Чжухай сразу 25 видов крайне продвинутых БПЛА. Среди них было несколько ударных, обладающих способностью обстреливать ракетами цели на поверхности, а один оборудован мотором от истребителя, что в итоге делает его самым стремительным беспилотником в мире.

Подтверждение создания самого быстрого беспилотника в Китае поступило от японских военных. Японский патрульный самолет смог сфотографировать беспилотный агрегат рядом с группой возвращающихся с учебного полигона китайских кораблей. По информации, предоставленной Министерства обороны Японии, 22 и 23 июня 3 эсминца, 4 фрегата и 4 вспомогательных корабля ВМС КНР прошли через полосу нейтральных вод между японскими островами Миякодзима и Окинава. Они возвращались с полигонных учебных стрельб, проводившихся в первых числах месяца.

На одной из предоставленных фотографий, сделанных воздушной разведкой ВМС Японии, виден беспилотный летательный агрегат (БПЛА) длиной несколько метров. По своему внешнему виду он напоминает морально устаревший заокеанский военно-морской БПЛА класса RQ-2 Pioneer.

Видимо, китайский беспилотник был поднят в воздух с вертолетной палубы одного из огромных кораблей, правда, схожие агрегаты в США на подобное неспособны. Основной целью беспилотника может являться целеуказание на основе разведки для дальнобойных корабельных ракет и орудий, предполагают аналитики. От того что у Китая нет обширной сети высокоточных космических спутников, крылатые роботы вполне могут оказать неоценимую поддержку при выполнении боевых задач на море.

От того что это первое документально подтвержденное доказательство существования китайских БПЛА, следует ждать комментариев от начальства Народно-освободительной армии Китая. В любом случае испытание морского беспилотника, наравне с демонстрацией истребителя 5-го поколения J-20 и заключением усовершенствования авианесущего крейсера Shi Lang (ранее «Варяг»), приобретенного у Украины в 1998 г., говорит об энергичном наращивании военной мощи этим государством.

Успехи Китая взбудоражили, в первую очередь, соседние азиатские державы. Например, Индия объявила весной 2011 года, что работает над созданием собственного боевого БПЛА, способного наносить бомбовые и ракетные удары. Индийские беспилотные аппараты будут весить до 15 тонн и сумеют подниматься на высоту больше 9 километров. Собственный беспилотник разрабатывает и армия Южной Кореи. Аэрокосмическое отделение корпорации Korean Air должно уже к 2014 году снабдить сухопутные войска своего государства 30 беспилотниками KUS-9, которые смогут подниматься на 4 километра, находиться в воздухе до 6 часов и передавать разведданные в режиме реального времени на 60 километров. Турция объявила о намерении приступить к производству собственного БПЛА "Карайель" грузоподъемностью чуть менее 70 кг и длительностью полета около 20 часов.

Впрочем, мировыми лидерами в создании и постройке БПЛА по-прежнему остаются США и Израиль. Скажем, государственная компания Israel Aerospace Industries незадолго до начала лета представила компетентной публике совершенно новую разработку - 1-й в мире беспилотный конвертоплан под именем "Пантера", сочетающий в себе одновременно качества вертолета и самолета. Благодаря поворотным винтам он может осуществлять взлет и посадку вертикально, летать, как самолет, и зависать в воздухе. Вес боевой машины составляет 650 кг, длительность полета достигает 6 часов, дальность - 60 километров, высота - 3 километра. Новый беспилотник оборудован всепогодной системой слежения и лазерным целеуказателем.

Для вооружения израильской армии компания Israel Aerospace Industries скоро поставит современные БПЛА Heron, которые по своим техническим характеристикам превосходят все известные и существующие сегодня аналоги. Указанный беспилотник способен исполнять боевые и разведывательные задачи не зависимо от погодных условий и времени суток, оставаться в воздухе на протяжении 2-х дней без заправки, подниматься на высоту больше 10 км и нести необходимую полезную нагрузку в 250 кг при собственном весе в 1200 кг.

Но это за рубежом. Совершенно иная ситуация с беспилотными летательными аппаратами в России. На протяжении последних двух лет Министерство обороны РФ не перечислило ни одного рубля собственным отечественным изготовителям и разработчикам беспилотных летательных аппаратов. Такая обстановка сложилась после того как по договоренности с Израилем были закуплены первые партии БПЛА.

Разработкой отечественных беспилотников занимается компания "Вега", и она не получает денег из-за непомерно длительного рассмотрения оборонным ведомством аппаратов, предоставленных израильтянами. Неизвестный источник РИА Новости высказал предположение, что сходственное промедление вызвано неуверенностью чиновников Минобороны РФ, которые не уверены в будущем направлении становления данной ветви. Они не могут окончательно определиться, стоит ли продолжать покупать беспилотники за рубежом или развивать собственное производство.

В последние годы представители Минобороны РФ заключили ряд соглашений на получение нескольких партий БПЛА из Израиля. А в октябре 2010 г. гендиректор компании Israel Aerospace Industries Ицхак Нисан подписал контракт с представителями госкомпании Рособоронпром о поставке первых партий беспилотных летательных аппаратов на сумму в 400 миллионов долларов. Подписание контракта происходило в Иерусалиме в присутствии главы Министерства промышленности и торговли РФ Виктора Христенко. По этому соглашению, беспилотники обязаны поступать в Россию в разукомплектованном состоянии и собираться на вертолетном заводе в Казани.

Отечественные инженеры многократно сообщали, что изготавливаемые ими модели значительно дешевле израильских, правда, несколько "отстают" от них по техническому качеству электроники. Впрочем, согласно заявлению заместителя Министра обороны РФ Владимира Поповкина, на разработку соответствующей электронной начинки российскими изготовителями были затрачены 5 миллиардов рублей, но она, к сожалению, не может сравниться с техникой, поставляемой израильской компанией, ни по одному из параметров.

Тем временем в США разрабатываются поистине уникальные железные "птицы". Скажем, БПЛА, способный вести слежение и патрулирование на огромных высотах в самостоятельном режиме безостановочно в течение пяти лет. Договор на разработку и демонстрацию опытного примера такого агрегата под кодовым наименованием "Гриф" (Vulture) был заключен Пентагоном с компанией Boeing. Помимо того, запущено серийное производство самого миниатюрного в мире беспилотного разведчика. Самолет с размахом крыльев в 16 сантиметров и весом 19 грамм может легко и фактически беззвучно влететь в открытую форточку. Он, как колибри, способен вертикально взлететь вверх и зависать в воздухе, так же он способен развивать скорость более 100 км/час. Данный мини-разведчик, владеющий способностью "видеть" в полной темноте, будет применяться в секретных скрытых операциях заокеанской армии: влететь, заснять, подслушать и незаметно скрыться.

При этом даже миниатюрные БПЛА в скором времени станут небезопасными. Так, заокеанская компания Raytheon активно ведет работы над созданием "мудрой бомбы" весом всего 6 килограмм, которой вполне можно вооружить маленький разведывательный беспилотник. Обнаружив цель, он сумеет запустить данный снаряд, управляемый с помощью системы GPS, с четырехкилометровой высоты. А в качестве цели может быть обособленный автомобиль либо группа людей.

Источники инфомации:
http://www.utro.ru/articles/2011/06/28/982918.shtml
http://izrus.co.il/dvuhstoronka/article/2011-06-21/14639.html
http://www.livestream.ru/news/2011/06/28/china_bpla/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 14
  1. Советский 8 июля 2011 09:07
    Немного радиопомех и капец беспилотнику...)
    Советский
    1. Krilion 8 декабря 2011 13:18
      нету радиопомех - и капец всем остальным...
  2. rumpeljschtizhe 8 июля 2011 12:50
    Немного радиопомех и капец беспилотнику...)

    а мы удивляемся почему у нас нет даже понятия где испльзовать беспилотники.
    Конвертоплан БПЛА интересное решение
    rumpeljschtizhe
  3. Мимопроходящий 8 июля 2011 15:44
    Разработкой отечественных беспилотников занимается компания "Вега", и она не получает денег...
    ...согласно заявлению заместителя Министра обороны РФ Владимира Поповкина, на разработку соответствующей электронной начинки российскими изготовителями были затрачены 5 миллиардов рублей, но она, к сожалению, не может сравниться с техникой, поставляемой израильской компанией, ни по одному из параметров.

    Большие проблемы России с разработкой современной техники имеют единственную причину - деньги выделяются не тем кто может сделать дело, а тем кто умеет "выстраивать схемы" и "осваивать бюджет".
    Классический пример тому - беспилотники. Практически все 5 миллиардов захапал назначенный Путиным монополист - концерн радиостроения "Вега", который в итоге родил жуткое техническое убожество - БПЛА "Типчак". В нем убого все. Без исключения. Одна телекамера с доисторической механической разверткой чего стоит! А беспрецедентная "оптимизация" затрат на создание планера потрясает до глубины души. К примеру проектированием планера занимались люди мягко говоря далекие от авиации, потому как профессионалы стоят денег. Обдувка модели в аэродинамической трубе не производилась - типа оптимизация затрат. Изготовление прототипа планера спихнули группе сторонних энтузиастов авиамоделизма согласившихся пахать буквально за копейки, которым подкинули результат напряженного труда проектировщиков - пару ватманов с двумя контурными проекциями, типа дальше сами додумывайте конструкцию, за что вам такие деньжищи платим. В итоге Типчак летает низко, недалеко, падает через раз, а картинка настолько некачественная, что отличить грузовик от легковушки невозможно в принципе.
    А в это время, на свои кровные, не получая ни копейки из госбюджета, такие компании как ZALA, ЭНИКС и др. создали беспилотники практически мирового уровня, по крайней-мере, армия, ФСБ и МВД начали закупать продукцию именно этих, альтернативных, фирм, а официально назначенный монополистом концерн Вега послан всеми отечественными потребителями БПЛА в пешее пешеходное путешествие.
    Мимопроходящий
    1. Свой 8 июля 2011 16:46
      Деньги то не вернуть
    2. Krilion 8 декабря 2011 13:22
      иногда кажется, что фильм "Бесславные yблюдки" снят не про то время и не про тех людей....транспарант с такой надписью давно пора повесить на кремле...и использовать как запасной вариант названия ЕР....
  4. Рустам 8 июля 2011 16:03
    по поводу типчака -в 2008 году ребята из веги привезли один в осетию во время конфликта с грузией 5 часов его настраивали потом это убожество взлетело шумя так что по словам наших военных слышно было в америке,через час это чудо инжинерной мысли упало вот и все!!! по словам на тот момент командующего абхазской групировкой российских войск генерал-летенантом Шамановым,израильские бла грузинской армии спокойненько летали и предоставляли информацию грузинским военным!!!
    после чего было принято решение закупить пробные партии в израиле
    ____________
    Резюме-А ЕСЛИ БЫ НЕ КОНФЛИКТ В ГРУЗИИ ,МЫ БЫ ДО СИХ ПОР ОСНАЩАЛИСЬ УСТАРЕВШИМ ОРУЖИЕМ ЗА НЕМЫСЛИМЫЕ ДЕНЬГИ И ВСЕ БЫЛО БЫ НОРМАЛЬНО(ПРОСТО ГРУЗИНЫ ОТ СТРАХА ПОБРОСАЛИ ВСЕ И УБЕЖАЛИ А БЫЛА БЫ НА ИХ МЕСТЕ БОЛЕЕ БОЕСПОСОБНО МОРАЛЬНАЯ АРМИЯ ЧЕМ ДЕЛО БЫ ЗАКОНЧИЛОСЬ-ВОПРОС???)
  5. rumpeljschtizhe 8 июля 2011 16:59
    Война с Грузией это лакмусовая бумажка нашей армии и для БПЛА особенно
    но по сути ударных БПЛА мы не разрабатываем такое ощущение что только болтать о них можем на разных уровнях от форумов до министров ...как говорят американца нет у нас человека " мистер БПЛА" который бы двигал эту идею..а так за их разработку и и структуру применения ни кто не отвечает...отдельно каждое ведомство что то закупает но нет системы!
    rumpeljschtizhe
  6. фигвам 8 июля 2011 21:03
    Блин,ну хоть авиамодельные кружки бы в школах наладили,а там глядиш начнут появляться умные головы,а потом и беспилотники,главное направление задать.
  7. Marat 9 июля 2011 23:20
    Правильно - нужно комплексное восстановление - авиамодельные кружки, воспитание молодых специалистов, развитие отечественной электроники, словом восстановление всего погубленного в развал. Это поможет не только по беспилотникам но и по ряду других стратегических направлении - помните как Союз начинал - Осовиахим, кружки, подъем промышленности - и потом уже на этой базе пошли узкие проекты : истребители, танки, трактора, грузовики и т д
    Marat
  8. 916-й 11 июля 2011 10:43
    Области применения БПЛА:
    В локальных конфликтах: разведка - да, ударная авиация - может быть, истребительная авиация - безусловно нет.
    В глобальных конфликтах: разведка - да, ударная авиация - скорее нет, чем да, истребительная авиация - безусловно нет.

    Короче, если дело дойдет до серьезной заварушки, где противник обладает мощной ПВО и средствами РЭБ, то БПЛА - грош цена. Неплохо бы научиться перехватывать каналы управления вражескими БПЛА и перенацеливать их на объекты противника.

    Пока не будет искусственного интеллекта (ИИ), у БПЛА нет серьезного будущего.
    916-й
    1. Hannibal 11 октября 2011 00:41
      Ну почему же, грамотный оператор вот тебе и истребительная авиация...
      Пилот в истребителе по сути тот же оператор, направляет ракеты и узнает о противнике он так же по приборам, только у оператора есть один огромный плюс, ему плевать на перегрузки, поэтому у БПЛА есть свое преимущество. Да еще их можно делать маленьких размеров, что обеспечивает меньшую видимость для радаров. Сделал 3 000 маленьких истребителей, снарядил каждого по 2 ракеты и послал их кучей уничтожать ПВО противника, я думаю 70% они уничтожат, а уже за ними можно и посерьезнее че нибудь пустить.
      Можно даже сначала запустить кучу ракет с обманками, пока ПВО их уничтожать будет, тут как раз и БПЛА подлетели. Мне кажется БПЛА для армии очень нужны, так как это в настоящее время одно из перспективных направлений в развитии ВС России.
      Hannibal
    2. Денис 13 октября 2011 08:03
      Пока не будет искусственного интеллекта (ИИ), у БПЛА нет серьезного будущего.

      не у чего не будет будущего пока у власти хотябы ОИ не появится
      ОИ-обычный интеллект
  9. werr17 3 января 2012 19:45
    мда... а ничего, что когда закончатся роботы, пойдут воевать люди?! роботов до бесконечности строить не получится, я думаю так: российским самолетам нужна технология помощник пилота, проще говоря, летчику будет помогать компьютер, и, кстати, на ПАК ФА эта технология уже используется wink
    werr17

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня