Беспилотные горизонты Белоруссии

9
БЛА, продемонстрированные на салоне MILEX, расширяют экспортные возможности страны

Белоруссия реализует программу создания беспилотных авиационных систем, пытаясь быть в общемировом тренде. Над проектами БЛА различных классов и типов работает целый ряд компаний. Пожалуй, лучшим местом для того, чтобы ознакомиться с существующим положением дел в данной области, является международный салон вооружений и военной техники MILEX. В Минске после трехлетнего перерыва состоялась 7-я по счету выставка.

Многообещающие мини

Наибольшее развитие в Белоруссии, как и в других странах, получили беспилотные системы мини-класса. В первую очередь стоит упомянуть уже находящиеся на вооружении «Беркут-1» и «Беркут-2», которые были выставлены на открытой площадке компании «Агат – Системы управления».

Беспилотные горизонты БелоруссииПервый предназначен для поиска и обнаружения наземных и надводных объектов и определения их координат. Аппарат массой около 3,5 килограмма может находиться в воздухе до полутора часов, вести наблюдение и получать в реальном масштабе времени фото-, теле- и тепловизионные изображения местности в радиусе до 15 километров от наземной станции управления. Более тяжелый «Беркут-2» обеспечивает работу на дальностях до 35 километров в течение максимум двух часов. Любопытно, что оба комплекса представляют собой модернизированные версии российских систем «Иркут-3» и «Иркут-10», разработанных одноименной корпорацией.

Нельзя не отметить разработки Военной академии Республики Беларусь. Здесь достаточно давно занимаются созданием мини-БЛА, систем управления ими и комплексами в целом. Соответствующие разработки можно было видеть на предыдущих салонах «МИЛЕКС». В этом году академия представила общественности две системы: «НТЛёт» и «Москит».

Комплекс с БЛА «Москит» демонстрировался еще три года назад. Выполненный по схеме «летающее крыло» небольшой аппарат массой порядка двух килограммов может находиться в воздухе до 35 минут. Комплекс предназначен для дистанционного слежения за выбранным оператором участком местности, автоматизированного обнаружения объектов наблюдения, определения их географических координат и последующей передачи полученной информации потребителям. Ожидается, что уже осенью этот комплекс будет принят на вооружение сил специальных операций ВС РБ.

«НТЛёт» несколько крупнее, его взлетная масса – более девяти килограммов. В воздухе он может находиться до 1,5 часа, выполняя полет на удалениях до 25 километров от наземной станции управления. Созданный совместно с компанией «НТЛаб-ИС» комплекс, как отмечается в материалах, представленных на стенде Военной академии, предназначен для мониторинга земной и водной поверхности. Он может использоваться для продолжительного скрытного наблюдения за подвижными и стационарными объектами в режиме реального времени, обнаружения объектов наблюдения, определения их географических координат с последующей передачей полученной информации потребителям и тестирования (отладки) бортовых радиоэлектронных компонентов.

Разработкой и созданием комплексов с БЛА для гражданского применения в Белоруссии на протяжении нескольких лет занимается Физико-технический институт Национальной академии наук (ФТИ НАН). На «МИЛЕКС-2014» были показаны три системы мини-класса семейства «Бусел», созданные в рамках соответствующей госпрограммы. Аппараты выполнены по классической самолетной схеме с двумя двигателями с тянущими винтами и различаются только взлетной массой, варьирующейся от 6 до 12 килограммов в зависимости от модели, габаритами, хвостовым оперением и составом полезной нагрузки, которая может включать различные ТВ- и ИК-камеры. Системы предназначены для видеомониторинга местности и объектов, для выполнения сопровождения и охраны, обнаружения возгораний, мониторинга сельхоз-угодий, ландшафтной съемки и т. п.

По словам разработчиков, комплексы с БЛА «Бусел» и «Бусел М» уже производятся серийно в интересах белорусского Министерства по чрезвычайным ситуациям, а также на экспорт. Госиспытания третьего из комплексов – «Бусел М50», как ожидается, будут завершены в этом году.

Тактический класс

Системы так называемого Shadow-класса являются одними из самых востребованных в мире. К их преимуществам относятся достаточная грузоподъемность, позволяющая установить аппаратуру для ведения разведки и наблюдения в хорошем разрешении, сочетающаяся с разумной стоимостью. На выставке в Минске демонстрировались сразу две системы тактического класса – одна для военного применения, вторая для гражданского и специального.

На статической экспозиции компании «Агат – Системы управления» можно было наблюдать комплекс с БЛА тактического класса «Гриф 1». Разработка велась более трех лет по осуществляемой в Белоруссии госпрограмме развития систем БЛА. В ней помимо «Агата» принимали участие национальные компании: INDELA, KVAND, ЛЭМТ, «НТЛаб-ИС». Производство БЛА развернуто на базе 558-го авиаремонтного завода в Барановичах.

«Гриф 1» с максимальной взлетной массой около 150 килограммов может выполнять полеты продолжительностью до пяти часов, неся на борту аппаратуру общей массой до 20 килограммов. В состав полезной нагрузки входят сменные модули для видовой и радиоэлектронной разведки, а также для РЭБ. По словам генерального директора компании «Агат – Системы управления» Юрия Мосиенко, на данный момент комплекс прошел испытания по линии Министерства обороны Белоруссии и с 2015 года будет производиться в интересах ведомства серийно.

Упоминавшийся ФТИ НАН на «МИЛЕКС-2014» впервые продемонстрировал общественности комплекс «Буревестник» с БЛА самодельного типа взлетной массой 250 килограммов. По заявлениям разработчиков, он способен выполнять полеты на дальность до 290 километров, продолжительностью до шести часов. На его борту располагается целевая нагрузка, включая гиростабилизированный модуль оптико-электронного мониторинга в составе ТВ-, фото- и ИК-камер, а также лазерный дальномер и средства радиационного контроля.

Комплекс создавался в интересах республиканского Министерства по чрезвычайным ситуациям. Однако разработчики наряду с МЧС называют и другие гражданские и специальные области применения, в том числе контроль общественного правопорядка, границы и прилегающих территорий, охрану окружающей среды, выполнение мониторинговых задач в лесном и сельском хозяйстве и т. п.

Вертолеты под заказ

Беспилотные вертолеты достаточно редки по сравнению с БЛА самолетного типа, что связано с большими техническими сложностями, а также существенными финансовыми затратами. Тем не менее на «МИЛЕКС» можно было увидеть сразу две подобные системы с БЛА различных классов. Первая из них уже на слуху. Это система INSKY минской компании INDELA, известной своими разработками в области беспилотный авиационной техники.

Комплекс с БЛА INSKY уже демонстрировался ранее, в частности на «МИЛЕКС-2011» и «МАКС-2013». Однако в этом году разработчики привезли на выставку, как заявил генеральный конструктор компании Владимир Чудаков, значительно обновленную версию.

Многофункциональный комплекс с БЛА INSKY среднего радиуса действия может использоваться в интересах как военных, так и гражданских заказчиков. Легкий вертолет взлетной массой около 125 килограммов может выполнять полеты продолжительностью до пяти часов. С установленной на борту аппаратурой разведки и наблюдения на наземную станцию управления в режиме реального времени передается информация в видимом и тепловом диапазонах волн. Радиус действия комплекса БЛА достигает 100 километров.

Начато серийное производство комплекса. Компания INDELA не раскрывает покупателей, указывая лишь то, что заказчики – иностранцы.

Второй из упомянутых беспилотных комплексов вертолетного типа выполнен компанией «Кванд ИС». На стенде фирмы выставлялся комплекс Surveyor Н с вертолетом UVH-29E. Этот аппарат значительно меньше БЛА INSKY, имеет взлетную массу всего 25 килограммов. По словам представителей фирмы, он оснащен собственной системой управления, позволяющей выполнять автоматические взлет, посадку и перемещение по маршруту. Комплекс позиционируется разработчиками как система видеонаблюдения и мониторинга, доставки нагрузки, постановки помех, ретрансляции, определения координат целей и их подсветки, а также как научно-исследовательская летающая лаборатория.

Аэростатные системы

Беспилотный дирижабль БАК ЭМ относится к малогабаритным аппаратам воздухоплавательного типа. Его длина – всего 8,7 метра, диаметр оболочки – около 2,5 метра. Дирижабль поднимает на высоту до 500 метров аппаратуру наблюдения массой до трех килограммов. По информации разработчиков, комплекс может применяться при ветровой нагрузке до 8 м/с. При этом в штиль дирижабль может находиться в воздухе до 11 часов, обеспечивая передачу данных на расстояния до 50 километров.

В 2013 году БАК ЭМ прошел этап государственных испытаний, после чего был доработан для возможности применения при скорости ветра до 14 м/с. Испытания нового варианта уже начались. Ожидается, что в текущем году беспилотный дирижабль получит литеру серийного образца. По словам разработчиков, на сегодня имеется действующий контракт на поставку одного комплекса зарубежному заказчику.

Своими силами

Мировой тренд на оснащение военных и специальных структур различными беспилотными и роботизированными системами не прошел мимо Белоруссии. Вместе с тем очевидно, что заказчики из силовых ведомств страны вынуждены действовать с оглядкой на ограниченность в финансах.

В результате специфика белорусского рынка соответствующих систем вооружений и военной техники состоит главным образом в ориентации на собственные силы. Иностранные разработчики систем БЛА, присутствовавшие на «МИЛЕКС», были представлены исключительно Китаем, который в последние годы участвует практически везде. Впрочем, у Поднебесной скорее получится поставить белорусским заказчикам определенные подсистемы и элементную базу, чем конечные изделия.

Государственная программа создания и производства комплексов БЛА включает в себя две большие подпрограммы. Одна нацелена на многофункциональные БЛА, компоненты и технологии производства. Вторая предусматривает создание комплексов военного назначения. Процесс создания современных систем БЛА в Белоруссии идет небыстро, однако некоторые положительные сдвиги в этой части можно видеть уже сейчас, что, собственно, и продемонстрировал «МИЛЕКС».
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. avt
    +1
    31 июля 2014 09:09
    request Не понял . Это что ? Рекламный буклет ? Обзор с выставки ? Ну так хоть иллюстрации какие никакие нужны , ТТХ заявленные , а так .
  2. 0
    31 июля 2014 10:21
    Как то не впечатлило( Ограниченность применения и время использования.... И что то мне подсказывает, что скорость у них такая, что сбить с рогатки можно при определенной сноровке.
  3. +1
    31 июля 2014 10:48
    ЕРУНДА.
    Нельзя не отметить разработки Военной академии Республики Беларусь. Здесь достаточно давно занимаются созданием мини-БЛА, систем управления ими и комплексами в целом

    Уровень кружка авиамоделирования при доме пионеров, слепили из того что нашли на рынке. Не удивлюсь если корпус сделан из стеклоткани и эпоксидной смолы. С двигателем уже проблем нет, на рынке имеется много бензиновых газонокосилок которые могут послужить донорами хотя сама газонокосилка тише работает чем это крылатое чудо. Всё это уровень творчества подростковой молодёжи начало 90-ых гг. с той разницей что не стало дефицита в комплектующих.
    Я думаю что это подделка под БПЛА с целью создания видимости движения в фарватере современных тенденций развития это, как его там, что я хотел сказать, а придумал, хотя нет забыл, извините recourse
  4. +1
    31 июля 2014 11:11
    Цитата: МойВрач
    Уровень кружка авиамоделирования при доме пионеров,

    Ну и что? Главное чтобы поставленную задачу выполняли. А если при этом аппарат стоит 10 000 рублей(условно) а не 100 000$- так только плюс белорусам. А так как эти аппараты все равно будут сбивать,так и финансовые потери меньше.
    Единственное неудобство недорогих систем- невозможность "попилить"бюджет wassat Что конечно же неприемлемо для последователей "табуреткина" am
  5. +2
    31 июля 2014 11:58
    Если не показуха,то ВПК Беларуссии пытается держаться на уровне военной моды
  6. -1
    31 июля 2014 15:31
    Сам белорус но горизонтов беспилотных в Белоруссии пока не рассмотрел. Может потому что горизонт трудно увидеть, но скорее вего потому что нет в Белоруссии всего необходимого для содания БПЛА которые могли бы на равных конкурировать с американскими, израильскими и т д. И неоткуда там этому взяться
    1. +1
      3 августа 2014 15:50
      Минус. Авиазавод в Баранках имеет давнюю и сильную школу. Ежели чего на гаризонте не рассмотрели,то ни стоит хаять тех, кто пронес Свой потенциал и знания через труднейшие годы, и использует его во благо нашей общей Родины.
  7. +6
    31 июля 2014 20:00
    А что ты хотел эти страны 50 лет строят бпла как рас не плохо получается в Белоруссии все начинали с нуля так могут писать только в хартии97 там все что при Лукашенко плохо
  8. Мишаня84
    0
    4 августа 2014 19:45
    То что они их делают уже хорошо. Рабочие места,налоги, и от моды не отстают
  9. netwalker1904
    0
    20 августа 2014 10:55
    Белорусы молодцы - нагоняют большого соседа