Японский транспортный самолёт-танкер Kokusai Ki-105 «Ohtori»

10
Если речь заходит о японском самолетостроении, то в первую очередь перед глазами возникает знаменитый палубный истребитель A6M Zero. Эта машина производства компании Mitsubishi прочно вошла в историю наряду с немецким истребителем Мессершмитт Bf.109. При этом для того, чтобы совершать полеты, любому самолету необходимо топливо, а с ним у Страны восходящего солнца были большие проблемы. Именно по этой причине в Японии еще в годы Второй мировой войны возник необычный проект самолета-танкера, который использовался бы для доставки топлива в метрополию.

Уже в середине 1941 года Япония оказалась в очень сложном военно-экономическом положении. 24 июня японские войска высадились во Французском Индокитае, фактически высадка была согласована с правительством Виши. Такое согласие было вынужденным, но формально все приличия были соблюдены. Заполучив Индокитай, японские вооруженные силы получили в свое распоряжение морскую и воздушную базу Камрань, что значительно расширяло их возможности в регионе. Данный факт был в штыки воспринят США, Великобританией и Голландией, которые сразу же объявили о замораживании японских активов в своих банках. До появления нового театра боевых действий во Второй мировой войне оставались считанные месяцы.

Япония поставила себя в практически безвыходное положение. Страна получала нефть по двум основным каналам — из Индонезии и Аляски, но оба эти каналы были перекрыты при содействии США. Аннексия Французского Индокитая дала свои плоды. Покинуть Индокитай и свернуть войну в Китае империя не могла, это привело бы к тяжелейшему внутриполитическому кризису в стране. Но и существовать без ресурсов страна также не могла. Вопрос о войне с США, Великобританией и их союзниками в Тихом океане становился вопросом ближайшего времени.

Японский транспортный самолёт-танкер Kokusai Ki-105 «Ohtori»

Запасов нефти, которыми располагала Япония, могло хватить всего на 6 месяцев активных боевых действий. Поэтому вся стратегия японских адмиралов заключалась в захвате доступных нефтеносных районов. В результате была спланирована и проведена очень сложная военная операция, которая на первых порах развивалась исключительно успешно. Но выигранное сражение отнюдь не гарантировало выигранной войны. Японская армия и флот столкнулись с тем же, с чем и Вермахт в СССР. Череда выигранных битв не приближала победу. Проиграв битву за Москву, Германия расписалась в крахе стратегии блицкрига, началась затяжная война, которая была невыгодна Гитлеру. Таким же поворотным моментом для Японии стал Мидуэй. Генеральное сражение, закончившееся единовременной потерей 3-х тяжелых японских авианосцев (из 6) при сохранившем свои возможности американском флоте, лишило Японию каких-либо шансов на победу.

Только в этих условиях на свет и мог появиться такой самолет, как Kokusai Ki-105 «Ohtori», по сути, лишь инструмент для продления бессмысленной агонии империи. В конце 1942 года японские конструкторы из компании «Ниппон Кокусай» приступили к разработке тяжелого транспортного планера, машина получила обозначение Кi-7 «Маназуру» (Журавль). Данный проект в то время не имел приоритетного значения, поэтому его реализация была неспешной. Еще одним фактором, который тормозил работы по его проектированию, было то, что Кi-7 должен был стать самым большим планером во всей истории японской авиации. Все это привело к тому, что первый прототип побывал в небе лишь в августе 1944 года.

Новый японский планер выделялся достаточно оригинальной конструкцией, так как несмотря на немалый взлетный вес и достаточно серьезные размеры, она была выполнена по двухбалочной схеме с разнесенным оперением и наличием центральной гондолы. В этой гондоле могла разместиться цистерна с горючим массой 8 тонн или 32 полностью экипированных десантника. Шасси планера было сделано неубирающимся, оно состояло из одного направляющего колеса и четырех основных несущих колес. Разгрузка и загрузка планера Кi-7 осуществлялась через раздвижные секции, расположенные в задней части центральной гондолы.


К моменту начал испытаний данного тяжелого планера стратегическое положение Японии уже оставляло желать лучшего. Театр боевых действий приблизился к метрополии максимально близко. В этих условиях приоритетом промышленности был выпуск истребителей, главным образом истребителей-перехватчиков. По этой причине успешно прошедший испытания планер в серийное производство не пошел. При этом, не желая зря терять потраченного времени и наработок, компания Kokusai решила создать на базе Кi-7 транспортный самолет. В инициативном порядке был спроектирован тяжелый транспортный самолет-танкер. Первоначально он получил обозначение Ku-7-II «Охтори» (английское Ohtori — феникс), а позднее машина обзавелась армейским индексом Ki-105.

Самолет должен был оснащаться двумя мощными 960-сильными двигателями Мitsubishi, речь идет о 14-цилиндровых двигателях воздушного охлаждения На-26-II. Также на самолет устанавливалось все необходимое навигационное оборудование. К лету 1945 года удалось построить первые 9 опытных самолетов данного типа. Армейские летчики провели испытания машин и признали их весьма удачными. Всего японцы планировали выпустить до 300 тяжелых транспортников Ki-105.

Данные самолеты должны были применяться в роли воздушных танкеров для доставки топлива с мест добычи еще подконтрольных Японии. При этом большая часть горючего (до 80%) тратилась бы на сам перелет. Но даже это устраивало японское руководство, так как положение с топливом в Японии в конце войны было просто катастрофическим. Однако претворить планы в жизнь до своей капитуляции Япония уже не успела. Самолет Kokusai Ki-105 «Ohtori» так и остался опытной машиной, которая была выпущена серией всего в 9 штук.


Летно-технические характеристики:
Габаритные размеры: размах крыла — 35 метров, длина — 19,92 метра, высота — 5,56 метра.
Максимальная взлетная масса — 12 500 кг.
Максимальная скорость полета — 220 км/ч, крейсерская скорость — 176 км/ч.
Силовая установка — 2 двигателя Mitsubishi Ha-26-II мощностью по 960 л.с. каждый.
Практическая дальность полета — 2500 км.
Полезная нагрузка — до 3300 кг или 32 десантника.
Экипаж — 2 человека.

Источники информации:
http://pro-samolet.ru/samolet-japan/samoleti-imperatorskoy-army/95-transport/397-japan-transport-samolet-kokusai-ki-105-ohtori
http://www.airwar.ru/enc/cww2/ki105.html
http://es.wikipedia.org
Переслегин С. Хроники второй мировой. Новая история победы.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    30 июля 2014 10:17
    В живых остался-ли, хоть один?
  2. Alexander67
    -5
    30 июля 2014 10:23
    летающий унитаз laughing
  3. 0
    30 июля 2014 10:26
    И в чем смысл такого самолета?
    При этом большая часть горючего (до 80%) тратилась бы на сам перелет.
    Это в одну сторону или туда и обратно? Ежели в одну, то как они попадали к месту загрузки? По логике, четыре самолета с места изготовления топлива должны были прилететь в метрополию, чтобы заправить один самолет для вылета к месторождению. Или их на месте надо было собирать?
    1. Волxoв
      +2
      30 июля 2014 12:03
      Про снабжение Японии - бред, она до конца войны снабжалась с Сахалина морскими танкерами, а вот для создания высокогорных баз где - нибудь в Тибете вполне подходит - схема то самолёта как у высотного разведчика немцев. И дальность для этого подходит вполне.
      1. +3
        30 июля 2014 12:27
        Эээ...ни разу не слышал о добыче нефти Японией на Сахалине.
        1. Волxoв
          +4
          30 июля 2014 13:38
          Южная половина Сахалина была японской с 1906 года, а в северной части действовала нефтяная концессия типа современной СРП и за золото японцы получали нефть.
  4. +2
    30 июля 2014 12:39
    В японской авиации второй мировой войны, было очень много интересных конструкций, вполне на уровне, а порой даже превосходящие конструкции как американские, так и советские. Но ужасный дефицит во всем не позволил реализовать многое в металле. К счастью, конечно, но с другой стороны жаль.
  5. +3
    30 июля 2014 12:58
    Подобное было и у их союзников,на мой взгляд значительно лучше ME.323
    1. svyach74
      0
      13 августа 2014 06:53
      Да, но это был чистый транспортник, или десантник.
  6. 0
    31 июля 2014 18:12
    Спасибо за статью, слышал про сию "вундервафлю" только по диагонали, знал , что выпустили 9 еул, но ни ттх, ни остальное не особо.
  7. pinecone
    0
    2 августа 2014 18:44
    Цитата: Волxoв
    Про снабжение Японии - бред, она до конца войны снабжалась с Сахалина морскими танкерами.

    Про нефть с Аляски тоже бред, так как первое нефтяное месторождение там открыли только в 1957 г., в связи с чем эта территория и получила через два года статус штата.
    1. Волxoв
      0
      4 августа 2014 17:27
      Может они Аэрокобры лендлизовские доили на перелёте или ими притворялись на аэродроме...
  8. +1
    10 августа 2014 18:03
    Утверждение авторов статьи о применении этих самолетов в 1944-45 г.г.в качестве воздушных танкеров для доставки топлива с мест добычи еще подконтрольных Японии совершенно неверно. Дело в том,что в период войны в качестве военных трофеев в руках японцев оказались американские транспортные самолеты двухбалочной схемы,если мне не изменяет память, С-118 и С-119.Они были изучены и признаны довольно удачными для десантирования войск. По ряду причин попытки полного копирования не удались,а вот машина ,схожая по характеристикам с Си-47 получилась, но до серийного производства не дошло и война закончилась. Должен сказать,что в период Второй Мировой войны не все воюющие страны могли позволить себе проектирование и постройку военно-транспортных самолетов,отдавая приоритет истребителям и бомбардировщикам. Самолеты двухбалочной схемы применялись США ( Р-38,Р-82 "Твин Мустанг ), Германией (ФВ-189),а в послевоенные годы Англией ("Вампир"), Францией ("Веном",Норатлас". В СССР в 1947 году испытывался ближний разведчик схожий с немецкой "Рамой", но на вооружение принят не был.