Узбекские ворота люфтваффе

Узбекские ворота люфтваффе


Главным транспортным центром сил НАТО в Средней Азии может стать база немецкой армии — первая со времен падения Третьего рейха

К концу 2014 года США и их союзники, в частности Германия, намерены радикально сократить свое военное присутствие в Афганистане. Для бундесвера, как отмечают немецкие генералы, это самая масштабная логистическая операция за всю историю существования ФРГ. Для эвакуации личного состава и техники бундесвер задействовал авиабазу в узбекском городе Термез, которую немецкие военные эксплуатируют уже больше десяти лет. При этом, как считают эксперты, страны — члены НАТО заинтересованы в том, чтобы сохранить контроль над этой базой и после своего ухода из Афганистана.


Strategischer Lufttransportstützpunkt Termez


Расположенный на правом берегу реки Амударья, разделяющей Узбекистан и Афганистан, Термез многие века служил «воротами» вторжения, через которые в разных направлениях следовали полчища арабов, сельджуков и монголов. В переводе с древнеиранского «Тармиз» (Tarmiδ) — это место перехода или переправа.

В годы войны в Афганистане Термез стал транзитным пунктом для советских войск. Как рассказывает ефрейтор 345-го отдельного воздушно-десантного полка СА Александр Простаков, в декабре 1981 года его подразделение следовало через этот город с эшелоном новой техники. «Дальше по понтонному мосту на ту сторону афганский город Хайратон. Большой мост, по которому потом войска выводили, только строился», — вспоминает свой путь в Афганистан Простаков.

Большой железнодорожно-автомобильный мост, который поминает ветеран, получил название «Дружба» и позднее стал единственной легальной возможностью наземным путем попасть в Афганистан через узбекскую границу. С приходом талибов к власти в 1996 году, Ташкент на несколько лет закрывает движение по мосту Дружбы. Оно возобновилось вскоре после вторжения в Афганистан Международных сил содействия безопасности (ISAF), в состав которых вошли войска США, Великобритании, Германии и других стран — членов НАТО.

Через несколько месяцев после начала операции ISAF, в феврале 2002 года, Ташкент и Берлин заключают соглашение о передаче в аренду люфтваффе (немецкие ВВС) гражданского аэропорта Термез. Оно положило начало строительству де-факто первой военной базы Германии за пределами страны после окончания Второй мировой войны. Официально она называется Стратегическая транзитная авиабаза Термез.

Узбекские ворота люфтваффе

Мост Дружбы в Термезе, 1982 год. Фото: В. Будан и А. Горокрик / фотохроника ТАСС


За короткое время в аэропорту была создана необходимая инфраструктура — немцы не жалели денег для создания своей перевалочной базы, только на модернизацию взлетно-посадочных полос, не годившихся для тяжелых военно-транспортных самолетов, было потрачено €12 млн.

На первых порах постоянный гарнизон базы насчитывал 300 солдат, которым было придано шесть транспортников Transall и семь вертолетов Sikorsky CH-53. Именно на «Трансалях» и «Сикорски» натовские солдаты и грузы преодолевали последний отрезок пути до пункта назначения в Афганистане — эта техника предназначена для полетов в зонах, где действуют системы ПВО.

Пиво, контрабанда и рок-н-ролл


Фактически, Термез был последней точкой соприкосновения военнослужащих ISAF с мирной жизнью перед началом «афганского турне». Здесь их высаживали с гражданских самолетов Airbus A310, после чего они ждали своей отправки в жилых блок-контейнерах, получивших название «Аэротель Термез» или обычных палатках. За первые четыре года работы через «ворота» базы прошли 125 тысяч натовцев и 10 тысяч тонн грузов.

Сегодня численность гарнизона сократилась до 110 человек. Заброшенные, по их меркам, в глухую провинцию, за тысячи километров от родины, солдаты страдают от тягот заморской службы и отсутствия развлечений. «В темном подвале дискотеки на главной улице Термеза практически пусто, заняты всего несколько столов: за двумя сидит парочка темнокожих узбечек, за третьим семеро бледных ребят, старающихся привлечь внимание местных красавиц в ожидании очередного подноса с пивом. Это немецкие солдаты из далекой Европы», — описывал быт военнослужащих бундесвера Spiegel в 2006 году.



Как пишет «Фергана», многие члены гарнизона подружились с местными жителями и участвуют в совместном контрабандном бизнесе. Военные самолеты не проходят таможенного контроля и поэтому идеально подходят для перевозки товаров в обход пограничников. «Везут и плазменные телевизионные панели, и микроволновки, и кондиционеры. За немецкой техникой образовалась своего рода очередь. Все желающие купить тот или иной товар уже знают заранее, когда придет очередной борт, делают даже предварительные заказы», — признался изданию житель Термеза, пожелавший сохранить анонимность.

Немецкие левые против узбекских властей


База стала важной статьей дохода для узбекских властей. До 2010 года размер арендной платы варьировался от €12 млн до €15 млн; по данным Human Rights Watch в 2005-2009 годах Ташкент получил за нее около €68 млн. Позже ежегодные выплаты Ташкенту выросли почти на миллион евро и дошли до €15,95 млн. Эта цифра упоминается в официальном ответе на запрос депутата Бундестага от фракции зеленых Виолы фон Крамон в 2011 году. Документ был засекречен задним числом, сообщала газета Frankfurter Rundschau.

По мнению фон Крамон, немецким чиновникам неприятно публично говорить о финансовой договоренности с Ташкентом. «Я думаю, что это форма выкупа. Я предполагаю, что из Ташкента последовала такая реакция: либо мы будем получать больше за базу, либо мы вас выкинем из страны», — цитирует депутата Deutsche Welle.

Нежелание властей ФРГ делиться сведениями о своей базе вполне объяснимо — с 2002 года американские военные эксплуатировали аэродром «Ханабад» недалеко от узбекского города Карши, но в 2005 году они были вынуждены оставить его — после того как узбекские силовики подавили силой массовые беспорядки в Андижане.

Вашингтон тогда резко осудил применение стрелкового оружия против демонстрантов, недовольных политикой властей. В свою очередь, Евросоюз ввел ряд санкций, в частности эмбарго на поставки Ташкенту оружия и военной техники, а также запретил въезд в ЕС 12 высокопоставленным узбекским чиновникам. Ответным шагом президента Узбекистана Ислама Каримова стал отказ американцам в праве аренды базы в Карши. Только спустя три года он разрешил США ограниченно использовать аэродром люфтваффе в Термезе.

Узбекские ворота люфтваффе

Американские военные на аэродроме «Ханабад». Фото: Burt Herman / AP


Немцев гнев Каримова не коснулся — база продолжила работу в обычном режиме, ведь Германия с самого начала выступала против введения санкций. С момента широкой огласки фактов гибели сотен мирных жителей в Андижане, официальный Берлин балансирует между необходимостью сохранить стратегически важный аэродром и оппозицией, недовольной сотрудничеством с режимом Каримова. Члены левой и зеленой партий ФРГ неоднократно требовали разорвать сотрудничество с Ташкентом.

«НАТО использует для поставок грузов и стабилизации Афганистана Узбекистан, являющийся одним из самых репрессивных и коррумпированных режимов в мире. База в узбекском Термезе, используемая немецкими военными, — это цена, во имя которой правительство Германии закрывает глаза на положение в Узбекистане с правами человека», — приводит сайт UZNEWS.Net слова фон Крамон.

По иронии судьбы, военный аэродром в Термезе, первая немецкая база за пределами территории Германии после завершения Второй мировой войны, «служит усилению тоталитарного строя в Узбекистане». Об этом заявил экс-посол Великобритании в этой стране Крейг Мюррей в ходе «Высоких слушаний по Узбекистану» в Берлине в марте 2012 года.

Правозащитники из Human Rights Watch критиковали немецкие власти за желание сохранить базу в Термезе вопреки «грубым нарушениям прав человека» правительством Каримова. По их мнению, ФРГ следовало по крайней мере поискать альтернативу Термезу в других странах Центральной Азии.

Уйти, чтобы остаться


Бундесвер уже перебросил 18 тысяч тонн грузов по воздуху и четыре с половиной тысячи тонн по земле. При этом южный маршрут сил ISAF через Пакистан перегружен другими союзниками и небезопасен — пакистанские талибы сохраняют высокую активность в регионе. Поэтому командование немецкого контингента делает главную ставку на «северный путь». Важность Термеза для эвакуации сил бундесвера подчеркивал экс-посол ФРГ в Узбекистане Аристид Фенстер, называя базу «существенным элементом в контексте постепенного сокращения немецкого присутствия в регионе».

«Немцев могут попросить выйти вон», — пишет член Союза независимых журналистов Центральной Азии Анвар Ахмедов. По его данным от 15 июля, местное население возмущено инцидентом с участием немецких летчиков «которые спалили по неосторожности два гектара хлебной нивы под Термезом. Один из боевых вертолетов Германии совершил вынужденную посадку после задымления, а перед этим от искры из двигателя загорелось поле». Позже сведения об инциденте подтвердило посольство ФРГ в Узбекистане, сообщает Eurasianet.org, отметив что никто не пострадал, и владельцы поля получат компенсацию.

Между тем представители Североатлантического блока и Узбекистана обсуждают перспективы дальнейшего сотрудничества, рассказал «Русской планете» эксперт Центра изучения современного Афганистана востоковед Дмитрий Верхотуров.

«Известно, что идет некий торг о расширении натовского присутствия. Непонятно, что хотят получить узбеки, но источники говорят о реформе вооруженных сил Узбекистана, которую обещает провести НАТО», — сказал РП востоковед.

Узбекские ворота люфтваффе

Немецкие военные в транспортном самолете Transall на авиабазе Термез. Фото: Rainer Jensen / AFP / East News, архив


Стратегическая роль Термеза не осталась незамеченной США, которые стремятся получить базу для себя, пояснил РП эксперт по Среднему Востоку и Центральной Азии Александр Князев.

«Сейчас наблюдаются попытки официальных лиц из Госдепа добиться от Ташкента передачи аэродрома. По сути, Пентагон хочет выдавить оттуда немцев и занять их место. Не знаю, как будут развиваться события, но пока позиция Узбекистана тверда: он не желает связывать себя такими обязательствами на фоне охлаждения отношений США с главными партнерами страны — Китаем и Россией. Ташкент ведет очень прагматическую политику — сначала считает деньги, потом все остальное», — рассуждает Князев.

Как отмечает эксперт, для Вашингтона факт прямого военного присутствия важнее, чем доступ к аэродрому.

«Совсем недалеко от Термеза расположена огромная военная база в Мазари-Шарифе. После вывода основной части контингента она сохранит статус одной из крупнейших баз ВВС США в Афганистане. С точки зрения авиационного транзита разница между ней и Термезом не принципиальна. Для американцев важен именно военный контроль за главным транспортным узлом по периметру афганских границ, — резюмирует ученый. — Я думаю, участок пути Термез — Хайратон даже значимее Хайберского ущелья (проход на Пакистанской границе. — РП)».
Автор: Алексей Аликин
Первоисточник: http://rusplt.ru/world/aviacyya-11633.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. Flinky 1 августа 2014 09:26
    Ждём очередную "демократизацию"?
  2. xackera 1 августа 2014 09:54
    Американцам вряд ли дадут создать базу на территории Узбекистана: Каримов не простил им попытку его свержения.
  3. Consul-t 1 августа 2014 10:05
    Наши должны под суетиться и тонко сыграть в этом, восток дело тонкое...
  4. Aндрей 1 августа 2014 10:05
    тема абсолютно неактуальна...для нас ,по крайней мере,сейчас...
  5. Прутков 1 августа 2014 10:19
    А НАТОвские транспортники всё ещё летают над Россией?
    1. AKuzenka 1 августа 2014 22:51
      Да, летают. Пусть летают, надо будет, ВВП, дорогим, это будет использовано. Это трубочка кислорода в Афган, а если её пережать.......
  6. rotmistr60 2 августа 2014 10:50
    Вот как раз-то руководство Узбекистана, в лице единоличного Каримова, за денежку (зеленую, розовую) может пойти на все.
    А посему, узбекским гастарбайтерам на всякий случай надо готовиться убыть из России на родину. Да и на самого Каримова наверное есть хорошая компра и рычаги воздействия.
  7. waggish 2 августа 2014 17:12
    А где хваленная русская мощь, где хваленная стопудовость???????????????????????? 2.3 млн узбеков поднимать рождаемость на 22 млн кв.км. от кёнигсберга до хабомаи и с шикотаном!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    waggish
  8. waggish 2 августа 2014 17:50
    По шариату каждый мусульманин может взять себе четыре жены. В Узбекистане большинство населения исповедует ислам, но светским законодательством многоженство запрещено. Однако многие мужчины, прикрываясь религиозными канонами, стремятся завести любовницу, а эти любовницы - получить статус второй жены. Экономическая ситуация в стране, не позволяющая людям, а тем более женщинам, честно заработать деньги, которых хватило бы на достойное содержание семьи, превращает этот процесс в нечто закономерное и обыденное…

    Лариса (здесь и далее все имена изменены) - вторая жена Махмуда. Лариса - русская, Махмуд - узбек. Сошлись двенадцать лет назад, родили мальчика, которому уже десять. Лариса всем говорит, что замужем, просто живет в гражданском браке, а муж очень занят на работе. Появляется тот у Ларисы раза два-три в неделю. Пару раз забегает «пообедать», один раз остается ночевать. Как отвирается дома за эту ночевку, Лариса не знает. Но точно знает, что первой жене Махмуда ничего неизвестно о его второй семье.

    Быть второй женой - счастье небольшое

    Как рассказывает Лариса, решилась она на второго ребенка и на роль второй жены от финансовой безысходности. На работе платили копейки, перспектив никаких, подходящих женихов, чтобы стать у них первой женой, тоже не наблюдалось. А Махмуд, хотя с «первой» женой, с которой у них двое детей, разводиться не собирался, обещал Ларисе золотые горы. И ребенка обеспечить, чтобы ни в чем не нуждался, и саму Ларису завалить с ног до головы подарками и деньгами.

    Но с бизнесом у Махмуда ничего не получилось, вкалывает простым работягой на стройке. Второй семье, разумеется, помогает. Но далеко не так, как рассчитывала Лариса. И по большому счету, она с сыном по-прежнему живет все на те же копейки, которые получает на своей работе. Не столько из-за сексуального голода, сколько в отместку за несбывшиеся обещания тихонько погуливает «налево». Гражданский муж об этом догадывается, но поймать за руку вторую жену не может. В итоге его приезды на «обед» часто заканчиваются скандалом.

    Впрочем, Ларисе еще повезло: Махмуд с ней расставаться не собирается, а наоборот, планирует провести в мечети никох - религиозный обряд, который хотя бы на небесах как-то узаконит их брак. Значит, и дальше будет по мере сил содержать своего ребенка. Сама Лариса достойно сделать это не в состоянии. Она работает в продуктовом магазине, где ей платят всего 300-400 тысяч сумов в месяц. Даже по самым скромным подсчетам независимых экономистов, это - минимальная сумма на одного человека, чтобы он не умер с голоду…

    Экономика против морали

    Таких женщин, как Лариса, в Узбекистане становится все больше. И осудить ее очень трудно. Несоответствие зарплат реальным потребностям населения вынуждает людей приспосабливаться.

    Если проанализировать социально-экономическое состояние общества Узбекистана, то выяснится, что очень хорошо здесь живут только чиновники и крупные предприниматели. Предприниматели помельче, к которым можно отнести и фермеров, когда живут хорошо, когда сводят концы с концами. Пенсионеры существуют на деньги, что им присылают дети из-за границы. Остальные вынуждены выкручиваться. Выкручиваются, как правило, самым простым способом: мужчины едут на заработки за рубеж, а женщины ищут состоятельных любовников или, что им больше по нраву, становятся «вторыми» женами.

    Впрочем, официально второй женой в Узбекистане стать нельзя. Законодательство Узбекистана надежно охраняет брак, особенно от многоженства. В Уголовном кодексе республики этому явлению посвящена статья 126, которая гласит:

    «Многоженство, то есть сожительство с двумя или более женщинами на основе общего хозяйства, - наказывается штрафом от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет либо лишением свободы до трех лет».
    waggish

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня