Отечественные глубинные бомбы

Появление подводных лодок оказало большое влияние на дальнейшее развитие всех военно-морских флотов мира. Адмиралам из разных стран пришлось учитывать новый класс техники в тактике и стратегии, а инженеры были вынуждены заняться разработкой нового специализированного оружия, предназначенного для уничтожения вражеских подлодок. Первым типом вооружения, позволившим кораблям уничтожать подводные лодки в погруженном состоянии, стали глубинные бомбы. К концу Первой мировой войны несколько государств разработали свои варианты этого оружия и активно использовали их.

В нашей стране до определенного времени глубинные бомбы не получили должного внимания. Сперва военные не проявляли интерес к подобному вооружению, а позже появились иные причины, по которым флот в течение некоторого времени не располагал специализированными противолодочными системами. Полномасштабное производство отечественных глубинных бомб стартовало только в начале тридцатых годов. В 1933 году на вооружение ВМФ СССР были приняты сразу две глубинные бомбы: ББ-1 и БМ-1. В целом они были похожи друг на друга, однако имели ряд заметных отличий.

ББ-1


Глубинная бомба ББ-1 («Бомба большая, первая модель») имела чрезвычайно простую конструкцию, свойственную подобным системам того времени. Боеприпас представлял собой металлическую бочку высотой 712 мм и диаметром 430 мм, заполненную тротилом. Бомба весом 165 кг несла 135 кг взрывчатого вещества. В зависимости от глубины такой заряд позволял надежно поражать цели на дальностях от 5 до 20 м. В верхней крышке «бочки» имелось место для установки взрывателя. Изначально за подрыв бомбы отвечал взрыватель с часовым механизмом ВГБ. Использование часового механизма позволяло взорвать бомбу на заданной глубине (с некоторой погрешностью). Максимальная глубина применения бомбы ББ-1 с взрывателем ВГБ достигала 100 м.

Отечественные глубинные бомбы

Схема бомбы ББ-1 с взрывателем К-3. Бомба БМ-1 имела такую же конструкцию.


Подобно зарубежным глубинным бомбам того времени, ББ-1 должна была использоваться вместе с кормовыми и бортовыми бомбосбрасывателями кораблей и катеров. Кормовой сбрасыватель представлял собой наклонную раму с рельсами и механизмом для удержания и сброса бомб. Бортовой – систему для удержания бомбы с небольшими рельсами для спуска боеприпаса за борт. По команде оператора бомба освобождалась и скатывалась за корму корабля или катера. Глубинная бомба ББ-1, имевшая цилиндрическую форму, погружалась со скоростью не более 2,5 м/с. Таким образом, погружение бомбы на максимальную глубину продолжалось не менее 40 секунд, что усложняло атаку подлодок противника.

Гидростатический взрыватель ВГБ не вполне устроил военных. Из-за использования часового механизма это устройство было недостаточно надежным и безопасным в использовании. Кроме того, максимальная глубина подрыва в 100 метров могла быть недостаточной для атаки подводных лодок зарубежных стран (прежде всего Германии), появившихся в конце тридцатых годов.

Для исправления сложившейся ситуации в 1940 году был создан новый гидростатический взрыватель К-3. Вместо сравнительно сложного часового механизма в этом взрывателе использовались гибкая мембрана и шток, которые на определенной глубине должны были воспламенять порох в дистанционной трубке. Новый взрыватель позволил увеличить максимальную глубину подрыва бомбы до 210 м.

Отечественные глубинные бомбы

Бомбомет БМБ-1 с шточным вариантом бомбы ББ-1.


В 1940 году в Советском Союзе был создан первый бомбомет собственной разработки. Ленинградское СКБ-4 под руководством Б.И. Шавырина разработало шточный бомбомет БМБ-1, представлявший собой мортиру для стрельбы надкалиберным боеприпасом. В качестве «снаряда» для этой мортиры предлагалась бомба ББ-1, на боковой поверхности которой крепился специальный стержень-шток. Бомбомет БМБ-1 путем изменения метательного заряда позволял стрелять на дальность 40, 80 и 110 м.

Несмотря на появление шточных бомбометов БМБ-1, в течение Великой Отечественной войны бомбы ББ-1 в основном использовались «традиционно» – в сочетании с бомбосбрасывателями. Такая методика приводила к кратковременной потере гидроакустического контакта с подлодкой противника, однако позволяла «накрыть» бомбами сравнительно большой участок. Кроме того, рельсовые сбрасыватели были гораздо проще в эксплуатации.

Отечественные глубинные бомбы


В 1951 году на вооружение флота был принят бесшточный бомбомет БМБ-2. Это оружие представляло собой мортиру калибра 433 мм, способную стрелять глубинными бомбами на дальность 40,80 или 110 м (дальность изменялась установкой ствола на один из трех углов возвышения). В качестве боеприпаса для этой системы первоначально предлагалась глубинная бомба ББ-1, габариты и вес которой учитывался при разработке. Тем не менее, характеристики «Бомбы большой» в конце сороковых годов уже не полностью удовлетворяли требованиям военных, из-за чего вскоре была разработана глубинная бомба БПС, постепенно заменившая ББ-1 в качестве боеприпаса для бомбомета БМБ-2.

БМ-1

Одновременно с «Бомбой большой первой модели» на вооружение ВМФ СССР была принята «Бомба малая первой модели» БМ-1. Оба боеприпаса были похожи с точки зрения конструкции, но отличались габаритами, весом и, как следствие, боевыми качествами. Бомба БМ-1 имела корпус диаметром 252 мм и длиной 450 мм. При общем весе 41 кг БМ-1 несла только 25 кг тротила, из-за чего радиус поражения не превышал 4-5 метров. Скорость погружения не превышала 2,5 м/с.

Отечественные глубинные бомбы

Бомба БМ-1 в экспозиции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. Фото toto-iono.livejournal.com/


Обе глубинные бомбы образца 1933 года сначала комплектовались взрывателем ВГБ, который в 1940 году уступил место более новому и совершенному К-3. Ввиду меньших размеров и мощности заряда глубинная бомба БМ-1 предлагалась в качестве вспомогательного противолодочного средства, а также в качестве оружия для тихоходных кораблей и катеров, которым не хватило бы скорости, чтобы уйти от ударной волны бомбы ББ-1. Кроме того, «Бомба малая» стала инструментом разминирования и применялась для подрыва акустических мин противника.

Боеприпасы для бомбомета РБУ

Еще до окончания Великой Отечественной войны бомба БМ-1 стала основой для нового противолодочного боеприпаса. В 1945 году на вооружение советского флота был принят первый отечественный реактивный бомбомет РБУ, предназначенный для использования глубинных бомб РБМ.

Бомба РБМ представляла собой БМ-1 с установленным на ней хвостовым блоком. В цилиндрической части хвостового блока предусматривались твердотопливный реактивный двигатель и кольцевой стабилизатор. Параметры «боевой части» в виде бомбы БМ-1 остались прежними. Общий вес бомбы РБМ достиг 56 кг. РБМ использовалась с гидростатическим взрывателем К-3. В отличие от предыдущих отечественных глубинных бомб, РБМ входила в воду круглым торцом вперед и падала в воду с определенным ускорением. Благодаря этому скорость погружения увеличилась до 3-3,2 м/с.

Отечественные глубинные бомбы

Бомбомет РБУ


В 1953 году бомбомет РБУ получил новый боеприпас с более высокими характеристиками. Бомба РГБ-12 имела общую длину 1240 мм и диаметр корпуса 252 мм. При общем весе 71,5 кг она несла 32 кг взрывчатого вещества, что позволяло гарантированного уничтожать цели в радиусе 6 метров. Бомба получила комбинированный гидростатический и контактный взрыватель К-3М, позволявший атаковать цели на глубинах до 330 м. Благодаря носовому обтекателю скорость погружения бомбы РГБ-12 достигала 6-8 м/с. Более мощный заряд твердотопливного двигателя позволял бомбе лететь на 1200-1400 м. Залп из восьми бомб РГБ-12 (два бомбомета РБУ) позволял «накрыть» эллипс размерами 70х120 м.

Отечественные глубинные бомбы

Бомбомет РБУ-1200 и бомба РГБ-12


Реактивная глубинная бомба РГБ-12 оказалась удачной, однако характеристики бомбомета РБУ оставляли желать лучшего. В результате в середине пятидесятых годов ВМФ СССР получил новый бомбомет РБУ-1200 «Ураган», позволявший с большей эффективностью реализовывать потенциал бомбы.

Б-30 и Б-30М

В 1949 году успешно прошли испытания нового бомбомета МБУ-200, разработанного конструкторами СКБ МВ под руководством Б.И. Шавырина. Эта система основывалась на идеях, заимствованных из британского проекта Mk 10 Hedgehog. Бомбомет МБУ-200 имел пусковую установку в виде 24 наклонных стержней-направляющих, на которые должны были надеваться бомбы Б-30.

Отечественные глубинные бомбы

Подготовка бомбомета БМУ-200 к стрельбе. Матросы устанавливают бомбы Б-30


Глубинная бомба Б-30 имела головную часть цилиндрической формы с обтекателями, а также хвостовую трубу, в которой помещался метательный заряд. Боеприпас весом чуть более 20 кг нес 13-килограммовый заряд взрывчатого вещества. Интересным нововведением проекта МБУ-200/Б-30 стал ударный взрыватель. Теперь бомбы должны были взрываться не на заданной глубине, а в случае столкновения с твердым предметом, прежде всего с подводной лодкой противника. По некоторым данным, чувствительность взрывателей была подобрана таким образом, чтобы подрыв одной бомбы залпа приводил к детонации остальных 23 боеприпасов.

Дальность стрельбы бомбами Б-30 достигала 200 метров. Раздельная регулировка угла возвышения направляющих позволяла «уложить» все 24 бомбы залпа в эллипс длиной 30-40 и шириной 40-50 м. При правильном определении углов наведения и момента выстрела контактные взрыватели бомб позволяли, как минимум, серьезно повредить подлодку противника.

В 1955 году завершилось создание бомбомета МБУ-600, представлявшего собой дальнейшее развитие системы МБУ-200. Для использования с ним предлагалась обновленная глубинная бомба Б-30М. Она получила корпус меньшего диаметра с обновленными обтекателями. Кожух хвостовой трубы, состоявший из нескольких цилиндрических деталей, имел близкую к конической форму. В хвостовой части бомбы имелся кольцевой стабилизатор, позволявший увеличить дальность стрельбы. Доработка корпуса позволила довести заряд бомбы Б-30М до 14,4 кг. За его подрыв по-прежнему отвечал контактный взрыватель.

Отечественные глубинные бомбы

Бомбомет МБУ-600 и бомба Б-30М


Глубинная бомба Б-30М получила новую более прочную хвостовую трубу. Также были усилены стержни-направляющие пусковой установки. Эти изменения были связаны с увеличением метательного заряда, позволившим повысить максимальную дальность стрельбы до 640 м. 24 бомбы залпа попадали в эллипс размерами 80х45 м.

Следует отметить, бомба Б-30М, выстреливавшаяся метательным зарядом, стала последним отечественным боеприпасом своего класса, использовавшим подобный метод запуска. Начиная с системы РБУ и глубинной бомбы РГБ-12, все отечественные противолодочные бомбометы используют исключительно реактивные боеприпасы.

БПС

На протяжении Второй мировой войны зарубежные оружейники активно работали над увеличением скорости погружения глубинных бомб, что позволяло повысить эффективность применения этого оружия. При этом первая отечественная бомба с повышенной скоростью погружения появилась только в 1950 году. Боеприпас БПС представлял собой разработку на основе зарубежных наработок, изученных в ходе эксплуатации зарубежных бомб, поставлявшихся по ленд-лизу.

Бомба БПС имела корпус обтекаемой каплевидной формы и хвостовое оперение. При этом общие габариты боеприпаса были примерно такими же, как у бомбы ББ-1. Для удобства использования на головной части и на оперении бомбы имелись кольца, при помощи которых она могла стоять на ровной поверхности или катиться по рельсам сбрасывателя. При общем весе 138 кг бомба БПС несла 96 кг взрывчатого вещества. Использование корпуса обтекаемой формы позволило довести скорость погружения до 4-4,2 м/с. Изначально бомбы БПС оснащались взрывателем К-3. После 1953 года их стали комплектовать более новым К-3М.

Вскоре после появления бомбы БПС было предложено использовать ее не только вместе с рельсовыми сбрасывателями, но и с бомбометом БМБ-2. Как и в случае с бомбой ББ-1, при применении бомбы БПС бомбомет этой модели мог атаковать цель на дистанции 40, 80 и 110 м. Следует отметить, использование бомбы с большей скоростью погружения почти не сказалось на боевых возможностях системы. В начале пятидесятых годов ни у кого не оставалось сомнений в том, что будущее за противолодочными бомбометами, способными стрелять залпом.

РГБ-25

С 1957 года на кораблях советского ВМФ начали устанавливаться новейшие бомбометы РБУ-2500 «Смерч», созданные с учетом опыта эксплуатации предыдущих систем этого класса. Для повышения характеристик системы была разработана новая реактивная глубинная бомба РГБ-25. Как и ранее, подлодки противника предлагалось атаковать с помощью неуправляемых реактивных снарядов, способных погружаться на определенную глубину.

Отечественные глубинные бомбы

Бомба РГБ-25 в экспозиции Центрального морского музея (г. Гданьск, Польша)


Бомба РГБ-25 по своей конструкции напоминала предыдущие реактивные боеприпасы для противолодочных бомбометов. Головная часть диаметром 212 мм вмещала в себя взрыватель и 25,8 кг взрывчатого вещества. Общая длина бомбы – 1,34 м, общий вес – 85 кг. Твердотопливный ракетный двигатель позволял бомбе РГБ-25 лететь на дальность от 550 до 2500 м. Дальность стрельбы задавалась изменением угла возвышения направляющих бомбомета. Обтекаемая форма корпуса бомбы в сочетании с вертикальной скоростью в момент попадания в воду позволила добиться сравнительно высокой скорости погружения – до 11 м/с. Мощность боевой части позволяла поражать цели в радиусе 5 м.

В момент принятия на вооружение реактивная глубинная бомба РГБ-25 оснащалась ударно-дистанционным взрывателем УДВ-25, который позволял производить подрыв боевой части на глубинах от 10 до 320 м или при касании подлодки противника. В 1960 году появился бесконтактный акустический взрыватель ВБ-1М, который устанавливался на бомбу вместе со старым УДВ-25 в его корпусе. Взрыватель ВБ-1М позволял бомбе реагировать на цель, находящуюся на расстоянии до 6 м. Кроме того, акустический взрыватель обеспечивает одновременный подрыв нескольких бомб залпа. При срабатывании ударного взрывателя одной из бомб подрываются все боеприпасы, находящиеся в радиусе 90-100 метров. Использование акустического взрывателя в сочетании с ударным и гидростатическим повышало вероятность поражения вражеской субмарины залпом из 16 глубинных бомб.

РГБ-60

Дальнейшим развитием отечественных реактивных бомбометов стала система РБУ-6000 «Смерч-2», разрабатывавшаяся с учетом максимальной автоматизации заряжания и стрельбы. Специально для нового 12-ствольного бомбомета, появившегося в начале шестидесятых годов, была разработана реактивная глубинная бомба РГБ-60.

Бомба РГБ-60 являлась очередной модернизацией предыдущих боеприпасов семейства и имела минимум внешних отличий. Боеприпас диаметром 212 мм имела длину 1830 мм и вес 119 кг. Заряд взрывчатого вещества – 23,5 кг. Бомба обтекаемой формы, разогнавшись в полете, погружалась со скоростью более 11 м/с. Эффективный радиус взрыва не превышал 5-6 м. РГБ-60 имела один из самых мощных метательных зарядов, благодаря чему могла использоваться для атаки целей на дальностях от 300 до 5800 м.

Отечественные глубинные бомбы

Схема бомбы РГБ-60


Глубинная бомба РГБ-60 изначально использовалась с ударно-дистанционным взрывателем УДВ-60, позволявшим производить подрыв боеприпаса на глубинах до 450 м. С целью повышения автоматизации процесса подготовки к стрельбе взрыватель получил специальный пятиконтактный разъем, при помощи которого производилась его первоначальная установка. При досылании бомбы в ствол-направляющую бомбомета головной разъем взрывателя подключался к разъему пусковой установки. Перед выстрелом происходило отключение.

С 1966 года бомбы РГБ-60 стали комплектоваться акустическим взрывателем ВБ-2. Как и в случае с взрывателем ВБ-1М, изделие ВБ-2 монтировалось в корпусе основного ударно-дистанционного взрывателя. ВБ-2 может «услышать» цель на дальности до 6 метров. Кроме того, подрыв одной из бомб залпа активирует акустические взрыватели других бомб, находящихся на расстоянии до 100 м.

РГБ-10

Параллельно с бомбометом РБУ-6000 разрабатывалась аналогичная система РБУ-1000 «Смерч-3», рассчитанная для использования других боеприпасов. В качестве средства уничтожения вражеских подлодок этого комплекса была создана реактивная глубинная бомба РГБ-10. Система РБУ-1000 имела только шесть стволов, но разницу в количестве бомб в залпе предполагалось компенсировать могуществом боеприпасов.

Отечественные глубинные бомбы

Бомбомет РБУ-1000 на БПК "Керчь". Фото flot.sevastopol.info


Бомба РГБ-10 была крупнее и тяжелее РГБ-60. Она имела калибр 305 мм и длину 1,7 м. Внешне бомба была такой же: цилиндрическая головная часть с обтекателем и сравнительно тонкая хвостовая труба с кольцевым стабилизатором. Общий вес бомбы составлял 196 кг при 80 кг взрывчатого вещества боевой части. Столь мощный заряд позволил довести радиус уничтожения цели до 8-10 м. Мощность метательного заряда позволила запускать бомбу РГБ-10 на дистанцию не более 1000 м. Скорость погружения составляла 11-12 м/с.

Бомбы РГБ-60 и РГБ-10 имели одинаковый взрыватель – ударно-дистанционный УДВ-60. По некоторым данным, с середины шестидесятых РГБ-10 оснащались комбинированным взрывателем на основе УДВ-60 и акустического ВБ-2. Использование таких систем позволяет бомбе РГБ-10 взрываться при контакте с целью, на небольшом расстоянии от нее или на заданной глубине.

***

Развитие отечественных глубинных бомб продолжалось в течение нескольких десятилетий и привело к значительному повышению их эффективности. Тем не менее, рассмотренные нами противолодочные боеприпасы основывались на сравнительно небольшом числе идей. Первые отечественные глубинные бомбы представляли собой бочку с зарядом взрывчатого вещества, предназначенную для сброса за борт или за корму корабля (катера) при помощи сбрасывателей различных типов. Затем появилась идея отправлять бомбу на некоторое расстояние от корабля при помощи бомбомета, и дальнейшее развитие подобного оружия пошло именно по этому пути. В конце сороковых идея бомбомета стала развиваться в двух направлениях: одно из них подразумевало использование активных систем, выстреливающих бомбу, другое – реактивных, использующих твердотопливные ракетные двигатели.

Уже в конце пятидесятых годов стало понятно, что наибольшие перспективы имеют реактивные системы, вследствие чего все современные бомбометы кораблей построены именно на этом принципе. Шточные и бесшточные ствольные бомбометы, равно как и сбрасываемые за борт глубинные бомбы, постепенно вышли из эксплуатации.

К настоящему времени даже реактивные бомбометы постепенно приблизились к максимально возможным характеристикам. Несмотря на появление новых систем обнаружения и уничтожения подлодок, дальность стрельбы реактивными глубинными бомбами не превышает нескольких километров. Эффективность такой стрельбы тоже оставляет желать лучшего: даже у самых новых противолодочных бомбометов вероятность поражения цели залпом бомб не превышает нескольких десятков процентов.

Поэтому совсем не удивительно, что в последние десятилетия военно-морской флот предпочитает заказывать промышленности не реактивные бомбометы, а более современные противолодочные ракетные комплексы. Вероятно, пока рано говорить, что время глубинных бомб прошло. Тем не менее, они уже не представляют собой серьезное и эффективное оружие, способное оказать большое влияние на ход войны на море.


По материалам сайтов:
http://flot.sevastopol.info/
http://wunderwafe.ru/
http://vadimvswar.narod.ru/
http://sovnavy-ww2.narod.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://zonwar.ru/
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 24
  1. subbtin.725 4 августа 2014 06:43
    У нас на коробке стояли такие.В связке с КА-25,-гроза для подлодок.
    1. армагедон 4 августа 2014 06:58
      Хм... Понятно реактивное бомбометание отодвинуло время глубинных бомб!!! Дальше думаю еще круче будет... Типа автономных поисковых торпед с определением свой- чужой!!!
      1. subbtin.725 4 августа 2014 07:02
        Цитата: subbtin.725 RU
        У нас на коробке стояли такие.В связке с КА-25,-гроза для подлодок.


        Забыл добавить,-вот такие.
        1. стайер 5 августа 2014 22:58
          Цитата: subbtin.725
          Цитата: subbtin.725 RU
          У нас на коробке стояли такие.В связке с КА-25,-гроза для подлодок.


          Забыл добавить,-вот такие.

          Анатолий, это РБУ-6000. А тебе не в обиду, или ты не служил на корабле? Дело в том, что слово "коробка" употребляют только в учебке и бер.базах. На кораблях о кораблях говорят только - корабль. За "коробку" могут и по башке настучать. hi
      2. StolzSS 4 августа 2014 07:31
        НУ да с учётом того что эти автономные торпеды умные ещё и самую уязвимую точку будут находить на лодке противника и туда атаковать...
        StolzSS
        1. goose 5 августа 2014 11:12
          Да нет, умная торпеда приклеится и дождется возвращения на базу, а там уже задействует спецБЧ.
  2. Венир 4 августа 2014 07:12
    В нашей стране до определенного времени глубинные бомбы не получили должного внимания.
    Должное внимание,у нас с Крымской войны получили мины.
  3. Иван Тарасов 4 августа 2014 07:23
    Авиационные были?
    1. magot 5 августа 2014 00:24
      Есть ПЛАБ-250–120. Вес ВВ около 60 кг. Еще есть авиационная ядерная глубинная бомба.
      magot
  4. Вожик 4 августа 2014 08:58
    Спасибо автору за интересную статью!
  5. avt 4 августа 2014 09:37
    Цитата: Вожик
    Спасибо автору за интересную статью!

    Нормальный обзор. good МБУ-600 точно продолжение амерского ,,ежика'',полученного по ленд -лизу.
    avt
  6. капрал 4 августа 2014 09:42
    Вопрос неспециалиста:25кг ВВ-радиус 5 метров, 80 кг ВВ-радиус поражения10 метров. Цифры правильные?
    Если правильные,то как вообще охотились за подлодками? Ее ведь только приблизительно можно засечь.
    Специалисты, просветите кто-нибудь.Заранее благодарен.
    1. Горный стрелок 4 августа 2014 13:12
      Вот так и гонялись По 300 и больше бомб "высевали", чтобы лодку зацепить.
      Бросали сериями с малыми интервалами. А еще на одновременный подрыв многих относительно маломощных бомб.
    2. Алекс 4 августа 2014 23:04
      Цитата: капрал
      Вопрос неспециалиста:25кг ВВ-радиус 5 метров, 80 кг ВВ-радиус поражения10 метров. Цифры правильные?

      Я тоже не очень большой специалист, но думаю, тут дело в сопротивлении среды. Сопротивление воды движению тела зависит от скорости движения этого тела: чем выше скорость, тем больше сопротивление, причем эта зависимость далеко не линейна. При подрыве большего боеприпаса скорость выше, вот и сопротивление больше, чем и объясняется непропорциональный радиус поражения. Это касается как осколков, так и фронта ударной волны. Как-то так what
    3. magot 5 августа 2014 00:46
      Гидролокаторы, начиная с 50х годов, позволяют точно определить координаты и параметры движения цели. Но, основным противолодочным оружием корабля стали самонаводящиеся акустические торпеды. Потом появились противолодочные ракеты с головной частью в виде ядерной глубинной бомбы или малогабаритной торпеды. Например, ракета 85Р выстреливается в место цели, на конечном участке ее траектории отделяется на парашюте головная часть - торпеда УМГТ-1. После приводнения торпеда начинает движение по расходящейся спирали с одновременным погружением, осуществляя поиск цели активно-пассивной ГСН (радиус захвата 500-800м). А РБУ давно стали вспомогательным оружием
      magot
    4. стайер 5 августа 2014 22:51
      Цитата: капрал
      Вопрос неспециалиста:25кг ВВ-радиус 5 метров, 80 кг ВВ-радиус поражения10 метров. Цифры правильные?
      Если правильные,то как вообще охотились за подлодками? Ее ведь только приблизительно можно засечь.
      Специалисты, просветите кто-нибудь.Заранее благодарен.

      Служил гидроакустиком на противолодочном корабле. Немного расскажу. Как ракета не попадает в самолет и взрывается рядом, так и торпеда (мина, бомба и т.д.) не обязательно должна попасть в цель. Дело в том, что вода не сжимаемая среда. При взрыве возникает гидроудар, причем такой силы,что просто плющит предмет находящийся рядом. Приведу пример. БПК (позднее СКР) пр.1135 Буревестник. Имел в кормовой части полноценный пункт управления, двигатели, артиллерию и т.д. По задумке, при попадании КР в середину или переднюю часть, корабль может расколоться. Носовая часть утонет. А вот корма будет жить, причем не просто жить, а вести боевые действия. Так вот, при попадании торпеды, шансов нет ни у кого, ни у баковых, ни у ютовых. Торпеда режет корабль по срезу воды. Т.е. та часть которая находится под водой сдвигается (сминается, плющится) относительно надводной части. Никакие переборки не спасут. Корабль тонет в течении считанных минут.

      Еще хочу рассказать пример из жизни. В июне 1990 года, участвовал в учениях ТОФ 114 БК ОВР Камчатка. В качестве мишени выступал СКР(ранее эсминец) Возбужденный пр.56, послевоенной постройки. С него было снято все вооружение, заварены все люки, переборки и т.д. Натянуты уголковые отражатели. Достаточно большой корабль, более 100м в длину, 3000т водоизм.
      Три МРК-1234 разрядили в него свои ПKP П-120 Малахит. (Кто не в курсе, 1 такая учебная ракета потопила МPK - Муссон в 1987г). Тому хоть бы хны. В бортах дыры по два метра, пожар кое где, а он все не тонет. С мыса Шипунского по нему ударила береговая ракетная батарея. Не знаю какие ракеты, комплекс Редут. Попали с третьего раза. Корабль - боец, не тонет. В общем утащили его в бухту. Через месяц снова пытались утопить, только уже артиллерией. Постреляли по нему пожалуй все корабли. Но особо изголялись два СКР 1135 Резкий и Ретивый. Корабль не тонет. Тут уже пахнет тем, что головы полетят чьи то. В оконцовке Резкий встал напротив, очень близко и в упор расстрелял более 100 снарядов вдоль борта ниже ватерлинии. И лишь тогда корабль медленно ушел на дно.
      Эти стрельбы разбирали потом по косточкам, кто, куда, сколько выстрелов и т.д. Но вывод был однозначный и не оспоримый, было бы достаточно 1 торпеды в борт, чтоб корабль умер мгновенно.
      PS. Всегда внимательно читаю военно морские статьи, нравятся статьи Олега Капцова, и умиляюсь спорам людей о ракетных атаках на корабли. О том как легко мы потопим всех врагов и т.д. За статью плюс.
      1. капрал 8 августа 2014 00:11
        Благодарю за ответы.
      2. dauria 8 августа 2014 17:55
        Три МРК-1234 разрядили в него свои ПKP П-120 Малахит. (Кто не в курсе, 1 такая учебная ракета потопила МPK - Муссон в 1987г). Тому хоть бы хны. В бортах дыры по два метра, пожар кое где, а он все не тонет


        А топливо и боекомплект были на борту? Эсминец "Шеффилд" после попадания ракеты "Экзосет" погиб , в общем- то , из-за пожара...А так пустая обесточенная коробка с заваренными отверстиями- получается, что артиллерия и авиация никчёмные штуки? Только торпеды?
  7. air wolf 4 августа 2014 10:11
    От торпеды, идущий на корабль спасет только РБУ.
    1. magot 5 августа 2014 00:10
      Точно. Сегодня главное назначение РБУ не противолодочное, а противоторпедное. При обнаружении торпеды залпом РБУ создают огневой барьер, разрушающий торпеду или, как минимум, ее акустическую ГСН.
      magot
      1. goose 5 августа 2014 11:14
        С учетом числа американских ПЛА и роста популярности прибрежных ДПЛ - актуальная штука.
  8. Кэптен45 4 августа 2014 14:23
    После прочтения статьи возник вопрос, в частности, автор пишет:" В нашей стране до определенного времени глубинные бомбы не получили должного внимания. Сперва военные не проявляли интерес к подобному вооружению, а позже появились иные причины, по которым флот в течение некоторого времени не располагал специализированными противолодочными системами. Полномасштабное производство отечественных глубинных бомб стартовало только в начале тридцатых годов. В 1933 году на вооружение ВМФ СССР были приняты сразу две глубинные бомбы: ББ-1 и БМ-1."И далее:" Изначально за подрыв бомбы отвечал взрыватель с часовым механизмом ВГБ. Использование часового механизма позволяло взорвать бомбу на заданной глубине (с некоторой погрешностью). Максимальная глубина применения бомбы ББ-1 с взрывателем ВГБ достигала 100 м."
    В 80м году мне подарили книгу писателя С.А.Колбасьева "Поворот все вдруг" и в одной из повестей о Балтийском флоте в период революции он описывал атаку немецкой подводной лодки глубинными бомбами с эсминца и запомнился такой эпизод - при сбросе бомбы мичман подумал "А вдруг от удара гидростатический диск вогнётся и бомба рванёт сразу?Не должна,но чёрт её знает? И заряд у неё здоровый!"Т.е. получается,что уже в Первую мировую на вооружении русского флота стояли глубинные бомбы и взрыватель срабатывал от давления воды, а не часовой механизм.Для сведения: Сергей Адамович Колбасьев перед войной закончил Морской корпус в Петрограде,служил минёром минной дивизии на Балтике,после революции служил в РККА,был послом в Афганистане, в 1937 репрессирован(расстрелян). Я не думаю, чтобы профессиональный моряк-минёр писал чушь.Тогда получается автор не совсем точен.
  9. Алекс 4 августа 2014 23:37
    Спасибо автору за хорошую статью.
  10. стайер 6 августа 2014 11:06
    Хочу показать фото из личного архива (дембельский альбом). Взрыв глубинной бомбы. Производился при ходовых испытаниях корабля МПК Иркутский комсомолец (МПК-107) в ноябре 1990г. Корабль идет на полном ходу (30 узлов). Бомбы скидываются с юта через специальные бомбоскаты. Модель бомб не знаю, выглядели как 200л бочки. Ну и взрывчатого вещества под 200кг. Съемка с ходового мостика.

    Помню, что подрыв производился на глубине 100м. Высота всплеска тоже порядка 100м. То есть высота водяного столба порядка 200м. А ведь под водой тоже самое происходит и в право и влево и во все стороны. Вода не сжимается. Поэтому бомбе совсем не обязательно попадать в цель, достаточно взорваться поблизости.

    Кстати, после взрыва в радиусе примерно кв.мили всплывает к верху пузом все живое.
    1. magot 6 августа 2014 11:52
      Цитата: стайер
      А ведь под водой тоже самое происходит и в право и влево и во все стороны.

      Небольшое уточнение. Поражающее воздействие взрыва ГБ ориентировано больше вверх и в стороны и значительно менее - вниз. Т.е., грубо говоря, взрыв под лодкой наносит больше повреждений, чем взрыв над ней. Поэтому, уклоняясь от атаки глубинными бомбами, лодка старается занять максимальную глубину.
      magot
      1. стайер 6 августа 2014 12:01
        Верно подметили. ПЛ пытается всегда спастись на глубине.

        Однако, если взрыв произойдет достаточно близко, то ПЛ просто расплющит. Я хотел сказать тем кто спрашивал выше по тексту, что совсем нет необходимости попасть прямо в цель. Бомбометание производится по квадратам в определенной последовательности.
  11. капрал 8 августа 2014 00:17
    Цитата: стайер
    Кстати, после взрыва в радиусе примерно кв.мили всплывает к верху пузом все живое.

    Удачная рыбалка однако fellow

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня