Мировой рынок и производство бронированных машин (часть 3 из 3)

Мировой рынок и производство бронированных машин (часть 3 из 3)


Наземная Боевая Машина GCV (Ground Combat Vehicle)


По сравнению с несколькими годами ранее, когда колеса были очень популярны, 2013 год прошёл под знаком возвращения к гусеницам, несмотря на более высокую стоимость их эксплуатации. Одна программа, несомненно, может изменить будущее гусеничных БМП: после закрытия программы "Боевые Системы Будущего" у американской армии до сих пор нет замены семейству Bradley, рождение которого датируется 70-ми годами прошлого века. Поэтому, по прошествии сорока лет, учитывая острую необходимость в такой замене, проект по наземной боевой машине Ground Combat Vehicle (GCV) надо полагать переживет нынешнее секвестирование. Еще одной значительной американской программой является программа по многоцелевой бронированной машине Armored Multi-Purpose Vehicle (AMPV), которая должна прийти на замену всем машинам поддержки, которые базируются на шасси M113. Впрочем, в этом случае драматичный выбор между гусеницами и колесами еще впереди.

Решение выдать контракт на этап разработки технологического образца стоимостью приблизительно 450 миллионов компаниям BAE Systems и General Dynamics Land Systems (GDLS) датируется августом 2011 года. «Более быстрые, более легкие, более экономичные альтернативы» Bradley – вот, что начальник штаба армии генерал Эрик Шинсеки объявил в 1999 году в качестве требований к новым машинам. По прошествии почти 15 лет его пожелания по легкой БМП не превратились в реальность, нынешняя прогнозируемая масса машины Ground Combat Vehicle более чем в два раза превышает массу БМП Bradley в ее оригинальной версии. Кроме того, в связи с недавними сокращениями оборонного бюджета решение по производству GCV может быть не принято и через 20 лет после речи генерала Шинсеки. К тому времени первые машины Bradley будут находиться в эксплуатации свыше 35 лет, но если все пойдет хорошо, то в армии надеются получить свои первые серийные машины GCV в 2017 году. Решение о задержке (по меньшей мере, на шесть месяцев) этапа разработки технологического образца из-за бюджетного давления было объявлено в конце января 2013 года. В итоге запрос предложений по этапу окончательной разработки и внедрения в производство, первоначально запланированный на осень 2013 года, был перенесен на весну 2014 года. Еще одно решение, идущее в разрез желанию армии по конкурсной заявке, касается сокращения по этому же этапу числа подрядчиков до одного. Впрочем, по некоторым оценкам это решение поможет сэкономить примерно 4 миллиарда долларов в следующие пять лет. Что остается неизменным на сегодняшний день так это требования по машине, которая должна вмещать три члена экипажа плюс отделение из девяти солдат, быть хорошо защищенной и полностью сетевой, а также иметь силовую установку с существенно меньшим расходом топлива.

По этой программе GCV компания BAE Systems объединилась с Northrop Grumman и эта команда является фактически единственным заявителем, раскрывшим некоторые детали своего предложения. Стоит начать, наверное, с проблемы массы, ведь первая M2 Bradley имела боевую массу 22,6 тонны и вмещала три члена экипажа и семь десантников, а ее предлагаемый преемник (по данным проспекта компании) будет иметь массу 63,5 тонны и будет перевозить на двух десантников больше.

Надо признать, что БМП Bradley критиковалась за свою относительно слабую защиту, что привело к нескольким модернизациям, в результате которых боевая масса последнего варианта Bradley A3 составила 34,3 тонны. Новая силовая установка должна обеспечить хорошую подвижность и небольшой прирост максимальной скорости 70 км/ч (вариант M2A3 развивает 61 км/ч). В компании BAE Systems решили для проекта GCV принять свою новую гибридную электрическую силовую установку. Она получила обозначение Traction Drive System (TDS) и была разработана совместно с фирмой QinetiQ, которая предоставила ключевой компонент для TDS – трансмиссию E-X-Drive. TDS может устанавливаться на машины массой 20 - 40 тонн и базируется на двух симметричных силовых агрегатах, что повышает надежность и обеспечивает режим ограниченной функциональности, что не доступно в конфигурациях с единственным двигателем.

Считается, что TDS находится на уровне технологической готовности 6 - 7 (доработка опытного образца), и компания BAE Systems опубликовала презентационные материалы с некоторыми характеристиками новой установки. Ее мощность 1500 л.с. соответствует параметрам современных боевых танков (но и масса новой машины будет соответствовать массе танка). Впрочем, гибридный привод, в котором конечная ступень выполняется электродвигателями, предлагает ряд преимуществ. Кроме меньшего проникновения в архитектуру машины заявляется об экономии топлива от 10% до 20%, что означает запас хода 300 км с полным топливным баком 965 литров (сравните с M2A3, который проезжает более 402 км на 662 литрах, но весит в два раза меньше). Возьмем современный 70-тонный танк за критерий, он сожжет около 55600 литров топлива за 180-дневную кампанию. Новый тип машины при такой же массе, но работающий на механической силовой передаче может израсходовать 39700 литров, но та же самая машина с силовым агрегатом BAE Systems TDS израсходует 33235 литров, другими словами почти на 6500 литров меньше. Это означает, что три машины сэкономят эквивалент двух топливных цистерн M948 HEMTT. Большой крутящий момент электродвигателей повышает маневренность на малых скоростях, а во время спешенных операций гибридная конфигурация позволяет машине бесшумно двигаться. Как уже отмечалось выше, прирост максимальной скорости с новой гибридной установкой не очень большой (не основной вопрос с эксплуатационной точки зрения), но при этом ускорение возрастает на 25% благодаря опять же большому моменту электродвигателей; при этом машина разгоняется с 0 до 32 км/ч за 7,8 секунд против 10,5 секунд для обычной 70-тонной машины.

Трансмиссия QinetiQ E-X-Drive также обеспечивает бесшовное переключение между всеми режимами вождения. Кроме бесшумной работы еще одним ключевым достоинством TDS является наличие электрического генератора мощностью 1100 кВт, которой достаточно для обеспечения всех будущих подсистем с запасом. Машина GCV от BAE Systems-Northrop Grumman будет иметь 7 опорных катков с гидропневматической подвеской и гусеницы шириной 635 мм.

По одним оценкам масса GCV может достичь 84 тонн, хотя некоторые считают, что вопрос до сих пор открыт и нужно подождать, по крайней мере, до следующего года, чтобы иметь ясное представление о том, как БМП американской армии 2020 года будет выглядеть.


БТР PARS 8 x 8 был задуман, разработан и изготовлен турецкими инженерами на заводах компании FNSS. Компания потратила свыше U$20 миллионов собственных средств на разработку семейства машин PARS

Рис. 10: Бронированные машины в Латинской Америке




Латинская Америка


Вооруженные Силы в Латинской Америке имеют общие запасы 11572 бронированных машин, которые остались почти такими же с 1998 года, но с разным уровнем развития в отдельных странах. При растущем значении рынка Латинской Америке для местной и иностранной оборонной промышленности, новые компании начали свою активную деятельность в сфере наземных систем: строительство национальной оборонной промышленности является основным компонентом стратегии безопасности во многих странах.

Повышение тактической и стратегической мобильности ВС и приобретение семейства новых бронированных колесных машин являются важными целями бразильской оборонной стратегии. Бразильское минобороны и компания IVECO Latin America, поддерживаемые итальянской IVECO Defence Vehicles, подписали в декабре 2007 года контракт на разработку платформы для транспортера личного состава VBTP-MR 6x6. Начиная с апреля 2010 года, первый опытный образец был испытан бразильской армией, далее последовало производство и испытания еще 16 машин. 18 декабря 2009 года бразильская армия подписала контракт на поставку 2044 единиц базовой модели VBTP-MR стоимостью примерно 2,5 миллиарда евро.

Бразильская морская пехота заказала 30 плавающих машин PIRANHA NIC 8 x 8 в трех партиях у компании Mowag. Бразильская компания Agrale, производитель грузовиков и двигателей, разработала легкую машину AGRALE MARRUA 4 x 4 в различных вариантах и поставила первую машину в бразильскую армию в августе в 2008 году. Легкая машина 4 x 4 GAUCHO была разработана Технологическим центром бразильской армии совместно с Аргентиной. Компания Avibras Aeroespacial изготовила ракетную пусковую установку ASTROS II и изготавливает бронированные машины. Бразильская оборонное производство и промышленность национальной безопасности становится глобальным партнером вооруженных сил зарубежной промышленности.

Бразилия также рассматривает машину 8×8 вооруженную 105-мм пушкой в качестве замены EE-9 Cascavel и легкого танка Sk105, запрос информации был разослан производителям башен. Четыре компании ответили на этот запрос, Oto Melara с Hitfact 105, бразильское подразделение Ares Aerospacial e Defesa фирмы Elbit Systems со своей MT 105BR, CMI Defence с башней CT-CV 105HP и Tarobá Engenharia с неназванным предложением. Запрос предложений был выпущен в конце 2013 года, тогда же был подписан контракт между бразильской армией и Iveco Latin America на создание варианта машины Guarani 6×6 в конфигурации 8×8.

Чили получила 140 LEOPARD 2 и 207 БМП MARDER от немецкой армии. Чилийская компания Fabricas у Maestranzas del Ejercito, FAMAE, участвует в обслуживании и логистическом обеспечении этих машин.

Перуанская армия пытается заменить свои устаревшие T-55 с конца 90-х годов. Последняя серьезная попытка по закупке 80 китайских танков Norinco Type 90-II провалилась в 2009 году. Местные источники указывают, что примерно из 249 T-55 стоящих на вооружении Перу на ходу осталось всего 70 танков. Как бы то ни было, T-90С рассматривается в качестве конкурента бывшим голландским танкам Leopard 2A6 и новым украинским T-84 Оплот.

Азия

В Азии политика безопасности не определяется всесторонним региональным подходом. Обстановка в области безопасности и рынок бронированных машин подвержены влиянию значительного увеличения военной мощи Китая и Индии, увеличения военных расходов, изменения военных доктрин в направлении более тесного участия в международных миротворческих операциях, повышенного наращивания национальных оборонных производств и интенсификации экспорта вооружений.

Запасы бронированных машин насчитывают в Азии 73530 штук, с наибольшей долей ОБТ 29075 штук (39,5%) вопреки другим регионам мира. Многие азиатские страны, как Южная Корея, Сингапур, Китай, Индия, Пакистан и Япония создали мощные промышленности наземных систем и успешно экспортируют свои продукты, за исключением Японии в связи с конституционными ограничениями (которые были успешно сняты в этом году).

Южная Корея

Армия Южной Кореи имеет на вооружении 1027 танков K1 и 484 танков K1A1 и в этом году должна получить свою новую машину K2, также известную как Black Panther. Компания Hyundai Rotem уже получила заказ на 100 танков Black Panther и ожидается, что будет изготовлено примерно 500 машин. В то время как вариант K1A1 получил повышенное огневое могущество благодаря своей гладкоствольной пушке 120/44 по сравнению с 105-мм пушкой оригинального варианта K1, вариант K2 сделал еще один шаг вперед и получил пушку 120/55, которая отличается повышенной начальной скоростью и дальнобойностью.

В новом танке в кормовой нише башни (турнюре) установлен автомат заряжания с 16 готовыми выстрелами из 40 выстрелами в боеукладке. Мощность двигателя MTU 883 составляет 1500 л.с., боевая масса K2 55 тонн (чуть больше чем у K1A1), но при этом новый танк имеет гораздо большую удельную мощность свыше 27 л.с./т. Силовой блок местного производства может быть принят в перспективе. Hyundai Rotem также активна на экспортном рынке и осенью 2013 года она предложила Black Panther Перу, пакет предложений включал сборку 110 танков на местной линии и другие офсеты.

Корейская компания Doosan изготовила примерно 1000 БМП KIFV. Серийное производство новых K21 NIFV идет в самом разгаре, запланированы поставки 500 машин начиная с конца ноября 2009 года с целью постепенной замены нынешнего парка KIFV.

Компания Samsung Techwin производит 155-мм СГ K9 THUNDER, машину пополнения боеприпасов K10 ARV (Ammunition Resupply Vehicle) и пункт управления огнем K77 Fire Direction Centre Vehicle. Турецкая 47-тонная 155-мм СГ FIRTINA – это плод турецко-корейского сотрудничества, основанный на СГ K9. Обе системы имеют двигатель MTU MT 881 Ka-500 мощностью 700 кВт. Турецкая армия собирается купить 336 артиллерийских систем.

За южнокорейскую программу по бронированной машине 6x6 конкурируют три корейские компании с разными концепциями: Doosan Infracore с новой BLACK FOX; Hyundai Rotem с KW2 8 x 8; и Samsung Techwin со своей MPV


Лидирующий турецкий производитель наземных систем, компания Otokar, получила первый контракт на свою новую тактическую бронированную машину ARMA 6x6 из-за рубежа. Контракт оценивается в свыше 10,6 миллионов долларов, включая машины, запчасти и обучение. Поставки по этому контракту, как ожидается, закончатся через 15 месяцев

Япония

Япония имеет мощную промышленность бронированных машин. В качестве основного подрядчика компания Mitsubishi Heavy Industries изготовила ОБТ Type-90, который имеет 10-цилиндровый двигатель Mitsubishi 10ZG32WT мощностью 1100 кВт, автоматическую трансмиссию Mitsubishi MT1500. Впрочем, основным недостатком танка Type 90 стала его масса 50 тонн. Хотя она была и не больше массы многих его современников, но такая масса оказалась несовместимой с японскими автомобильными и железными дорогами, что ограничивало его стратегическую мобильность и транспортировку на домашнем театре военных действий. Таким образом, танк Type 90 во многих случаях не мог перевозиться по дорогам Японии и в результате этой и подобных проблем, дислокация большей части из 341 изготовленного танка Type 90 ограничена северным островом Хоккайдо, где они их маневрирование ничем не ограничено.

Исходя из полученного опыта, было принято решение о начале разработки еще одного танка со схожими характеристиками, но со стратегической и оперативной точек зрения более мобильного по сравнению с танком Type 90. Исследования по этому танку начались примерно в 2000 году и к 2008 году была проведена презентация прототипа, а еще через 4 года на Mitsubishi Heavy Industries был размещен заказ на серийную партию из 13 танков. К настоящему времени изготовлено еще некоторое количество машин (не разглашается) и предполагается, что, в конце концов, Type 10 заменит оставшиеся танки Type 74 и некоторые из танков Type 90. После чего, как ожидается, общее количество танков в японской армии сократится примерно до 300 единиц.

По существу, Type 10 может быть описан как уменьшенный и доработанный вариант Type 90. Он вооружен такой же пушкой 120-мм гладкоствольной пушкой L44, механизм подачи боеприпасов размещается в кормовой нише башни, экипаж машины состоит из трех человек. Он также имеет регулируемую гидропневматическую подвеску, и более современную, хотя и менее мощный силовой блок с четырехтактным дизельным двигателем V8 мощностью около 1200 л.с.

К другим усовершенствованиям относятся перенос на другое место панорамного перископа командира для обеспечения кругового обзора, дополненного приборами наблюдения расположенными вокруг башни, и установка самой современной бортовой информационно-управляющей системы.

Защита Type 10, как и защита Type 90, включает керамику и, кроме того, новейшую высокопрочную наносталь. Танк имеет модульную конструкцию, что позволяет с целью для транспортировки уменьшить массу с максимальных 48 тонн примерно до 40 тонн. Кроме того, с целью снижения массы и центра тяжести было принято решение верхнюю часть танка защитить более легкой броней. Кроме того, за счет установки пяти опорных катков вместо шести как у танка Type 90 масса была еще снижена, хотя это привело к некоторому увеличению среднего максимального давления и вследствие этого к некоторой потере ходовых качеств на труднопроходимом мягком грунте.

Сингапур

Сингапурская армия заказала новую БМП BIONIX II в компании Singapore Technologies Engineering, эта БМП была представлена в 2006 году. Она имеет боевую массу 23 тонны, включает технологию C4I, оснащена 25-мм пушкой и может перевозить до 10 солдат. Эта плавающая машина имеет двигатель на 350 кВт и транспортируется в самолете C-130. Компания производит 36 155-мм СГ PRIMUS для сингапурской армии. Экипаж машины 4 человека, боевая масса 28,3 тонны, двигатель Detroit Diesel мощностью 404 кВт. Она может транспортироваться в самолете A400M.

Плавающая TERREX 8x8, разработанная компанией Singapore Technologies Kinetics, имеет боевую массу 24 тонны и может перевозить до 14 солдат. С двигателем на 330 кВт она может развивать скорость по шоссе почти 110 км/ч. Машина официально была принята на вооружение в августе 2009 года и серийно было изготовлено, по меньшей мере, 135 машин.

Китай

Компания Norinco (China North Industries Corporation) является самой большой оборонной компанией в Китае. Она укрепляет сотрудничество, особенно со странами третьего мира: тесные связи существуют с Пакистаном, особенно в разработке и производстве ОБТ AL-KHALID. Norinco производит ОБТ типов T-69II, T-80II, и T-85II. Заново разработанный ОБТ Type 90-II массой 48 тонн имеет двигатель 882 кВт, 125-мм гладкоствольную пушку, автомат заряжания и улучшенную защиту. Сверх того изготавливаются БМП WZ-501, КШМ WZ-506, санитарный вариант WZ-505, заново разработанный WZ551B 6 x 6, и СГ Type-85. Новыми моделями являются MBT-2000, 155-мм СГ PLZ45 и 122-мм гаубица SH2 устанавливаемая на колесную машину.

Китайские ВС сегодня имеют на вооружении свыше 7000 ОБТ. Даже если бы компания Norinco базирующаяся в Пекине регулярно объявляла о поставках новых ОБТ, информация была бы ненадежной, касательно того, предназначено ли это вооружение на экспорт или когда новые модели фактически поступят на вооружение китайских сухопутных сил. Первые прототипы нового ОБТ Type 99 были завершены в конце 1999 года; с тех пор были изготовлены несколько прототипов в различных конфигурациях (установка вооружения, глушение лазеров, системы активной защиты), а также под различными обозначениями (Type 99 A2, ZTZ 99 G, и т.д.). На сегодняшний день о начале серийного производства не было объявлено. Основываясь на долгосрочном этапе разработки, западные эксперты предполагают, что танк в настоящее время производится серийно.

Индия

В связи с тем, что индийская экономика показала значительные темпы роста за последние годы, она в настоящее время, кажется, имеет значительные финансовые средства, чтобы инвестировать их в свой оборонный сектор. После закупки 657 ОБТ T-90, из которых некоторые были собраны на заводе Heavy Vehicles Factory (HVF) в Авади, появились в 2007 году первичные документы, которые подкрепили требование по МВТ 2020. В конце концов было принято решение по скандальной программе по ОБТ ARJUN (продолжительность разработки 37 лет!), работы касающиеся МВТ 2020, по всей видимости, были остановлены. Взамен, вторая партия из 124 танков ARJUN будет закуплена, чтобы, в конечном счете, вооружить два танковых полка этой моделью.

Новый танк Arjun Mk II был показан на параде Нью-дели в честь национального дня в январе 2014 года. Это модернизированный вариант оригинального Arjun, разработанного в последнее десятилетие организацией оборонных исследований и разработок Индии. MkII появился в результате серии из 89 усовершенствований затребованных армией, 15 из которых необходимо рассматривать отдельно, поскольку относятся к сфере боеприпасов. Новый танк весит на семь тонн больше 60-тонного Arjun Mk I, на картинках с парада мы видим установленную динамическую защиту в передней части башни и по бокам дистанционно управляемого модуля, вооруженного 12,7-мм пулеметом.

Срок службы пушки был значительно увеличен, кроме того, вариант Mk II был оборудован новыми тепловизионными прицелами и приемниками системы предупреждения о лазерном облучении. Предположительно это плоды израильско-индийского сотрудничества, так как Elbit является партнером организации оборонных исследований и разработок. Заслуживает внимания объявление Elbit в конце марта 2014 года о получении контракта стоимостью 290 миллионов долларов по программе модернизации танка «от одного из заказчиков в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Оригинальная ВСУ была заменена моделью мощностью 8 кВт. Силовая установка осталась прежней и базируется на дизельном двигателе MTU 838 KA-501. Финальный этап испытаний начался летом 2013 года, а последний этап должен был начаться в мае 2014 года. Танк Arjun Mk II вооружен 120-мм нарезной пушкой и может стрелять противотанковой ракетой IAI Lahat, хотя в первых испытаниях здесь столкнулись с некоторыми проблемами и они могут задержать финальные испытания. По словам министра обороны, произнесенным в Парламенте в 2011 году, Индия намерена заказать 250 танков Arjun Mk II.

Кроме того, вместо перспективного ОБТ, индийское минобороны планирует разработку нового БТР, которые намечены заменить парк БМП-1 к 2017 году. Можно только надеяться, что гармоничное общее решение по системе будет найдено относительно быстро, и что управление проектом будет работать более эффективно, в отличие от случая с ARJUN, так что войска не будут снова ждать 37 лет получения нового БТР. С 1986 года индийские ВС пытались внедрить 155-мм СГ вплоть до настоящего времени (таким образом, 24 года); к сегодняшнему дню не было предложено никакого решения

Рис. 11: Бронированные машины в Азии




На выставке African Aerospace and Defense 2010 (AAD) Expo, компания Paramount показала БМП MBOMBE 6x6 скорее с плоским корпусом (а не с традиционным V-образным). Сотовидный плоский корпус позволяет иметь гораздо более низкий силуэт в сравнении с современными MRAP и сообщается, что он имеет лучшую защиту от СВУ по сравнению со многими машинами, в настоящее время используемыми войсками НАТО в Афганистане

Пакистан

Пакистанская компания Heavy Industries Taxila изготавливает ОБТ AL-KHALID, разработанный при поддержке Китая и разрабатывает новый ОБТ AL-KHALID II, который поступил на вооружение в 2012 году. Вновь разработанный 48- тонный китайский ОБТ Type 90-II имеет 125-мм гладкоствольную пушку, автомат заряжания, улучшенную защиту и двигатель на 882 кВт.

Тайвань

На Тайване серийное производство колесной ББМ CM-32 YUNPAO 8x8 продолжается согласно заявленной потребности в 500–600 машин для замены легких танков Type 64, гусеничных БТР M113 и колесных БТР V-150.

Ближний Восток и Район Персидского Залива

Ближний Восток и Район Персидского Залива характеризуется различными конфликтами и высокой интенсивностью вооруженных сил с 2,2 миллионами солдат и почти 67000 бронированных машин. Всего несколько стран впрочем, подобно Израилю, Иордании, Египту и Ирану имеют свою собственную промышленность бронированных машин.

Израиль имеет достаточную, работающую по всему миру, оборонную промышленность и сильные оборонительные силы численностью 176500 солдат. Сухопутные силы имеют большие запасы 15192 бронированных машин, 3501 ОБТ, 10847 ББМ, 620 СГ и 224 ракетные пусковые установки. В 2008 году израильская армия купила первые 15 БМП NAMER из необходимых 660 штук, оборудованных ДУБМ с 12,7-мм пулеметом или 40-мм автоматическим гранатометом. За основу взято шасси с ОБТ MERKAVA, в нем можно перевозить до 12 солдат. NAMER станет также первым в мире БМП оборудованной комплексом активной защиты - IMI IRON FIST.

Производство примерно 400 MERKAVA 4 для израильской армии шло до 2011 года. Танк имеет боевую массу 65 тонн, оборудован новейшими технологиями защиты, имеет 120-мм гладкоствольную пушку и двигатель мощностью 1100 кВт от компании MTU.

Понятно, что израильская армия не будет развертывать танк MERKAVA 5, поскольку дальнейшая его разработка была остановлена. В то же время, была начата программа по более легкому ОБТ, названному Rakiya, но будущее покажет, переживет ли она объявленные Израилем сокращения своего оборонного бюджета.

Рис. 12: Бронированные машины на Ближнем Востоке



Турция

Турция одна из немногих стран, где разрабатываются новые ОБТ. В сентябре 2007 года компания Otokar была выбрана Секретариатом оборонной промышленности турецкого министерства обороны в качестве основного подрядчика по проекту Altay Этап I. На этот этап продолжительностью 78,5 месяцев было получено финансирование из бюджета в размере 500 миллионов долларов, включая проектирование и разработку, изготовление прототипа и квалификацию. Altay Этап I был разделен на три подэтапа. Подэтап I предусматривал создание общей концепции и анализ системных требований, он начался в январе 2009 года и шел примерно 18 месяцев. Затем последовал подэтап II – стадия детального проектирования, которое включало не только разработку рабочей документации, но также изготовление двух экспериментальных установок, Мобильной испытательной установки (MTR) и Установки для стрельбовых испытаний (FTR), изготовление которых было завершено в конце 2012 года. Макет нового танка был официально показан в мае 2011 года на выставке IDEF в Стамбуле. Подэтап II был успешно завершен в мае 2013 года после пробега MTR и FTR (каждый более 4000 км) и нескольких стрельбовых испытаний установки FTR. Эти прототипы прошли также жесткие климатические испытания при экстремальных климатических и рельефных условиях. Подэтап III разработки и квалификации прототипа начался в июне 2013 года. Дальнейшее тестирование и оптимизация работ по огневым параметрам проводятся на мобильных установках MTR и FTR, тогда как производство двух опытных машин (PV1 и PV2), как ожидается, будет завершено к середине 2014 года. Эти два прототипа пройдут квалификационные и приемочные испытания во второй половине 2014 года и в течение 2015 года. Хотя в танке Altay установлен немецкий силовой блок MTU-Renk, более 100 турецких субподрядчиков участвуют в этом проекте. Самым крупным среди них является компания Aselsan, которая отвечает за современную компьютерную систему управления огнем и систему управления боем. Компания Roketsan обеспечивает решения по бронированию, а MKE изготавливает 120-мм гладкоствольную пушку L55. Систему управления машиной и дисплей водителя компания Otokar разрабатывает и изготавливает сама. По данным головного предприятия квалификационные испытания подсистем этих основных компонентов практически завершены. Ожидается, что после завершения Этапа I последует Этап II, в рамках которого предусматривается серийное производство. Ожидается, что поставки первой партии из 250 танков начнутся в конце 2016 года и будут завершены через пять лет.

Другой крупный турецкий игрок на арене транспортных средств, компания FNSS, по всей видимости, участвует в проекте «среднего ОБТ» для Индонезии. Компания не комментирует информацию, опубликованную в прессе в начале года в Индонезии, о соглашении на правительственном уровне между Джакартой и Анкарой по подобной разработке. Не ясно подписано ли соглашение официально и начались ли работы. Целью индонезийской армии является развертывание более легкого и более транспортируемого танка по сравнению с 103 танками Leopard 2A4, заказанными у компании Rheinmetall в конце 2013 года вместе с материально-технической поддержкой и боеприпасами.

Имея реализацию 17% (394 миллиона долларов) товарооборота и 38% (258 миллионов долларов) экспортных продаж, сектор наземных платформ является одним из самых сильных секторов турецкой оборонной промышленности. Турция традиционно смотрит на местных поставщиков с целью удовлетворения требований по наземным платформам турецких ВС. Это позволило промышленности разработать комплексную линейку продуктов, варьирующуюся от тактических колесных бронированных машин (4x4, 6x6 и 8x8), бронированных разведывательных машин (гусеничных и колесных), бронированных машин внутренней безопасности, минозащищенных машин, мобильных плавающих штурмовых мостов, машин подавления беспорядков, плавающих землеройных машин, бронированных боевых машин и ОБТ ALTAY МВТ, а также модернизации и совершенствования БТР, БМП и ОБТ.

Основа сектора турецких наземных платформ формируется частными компаниями, например Otokar, BMC, Nurol Machinery, и Hema Industries, а также FNSS (частная компания с иностранным партнером), которые также занимают львиную долю в оборонном секторе и экспортных показателях. Военные заводы турецких сухопутных сил, например 1-ый главный центр обслуживания (MMC) в Адапазане и 2-ой MMC в Кайзери, играют главную роль в модернизационных проектах по ОБТ, например LEOPARD 1T и M60T и проводят техническое обслуживание гусеничных и колесных машин в турецкой армии.

Южная Африка

В 2013 году южно-африканский филиал компании BAE Systems завершил поставку 170 машин RG32 в Швецию. Они были куплены по трем отдельным контрактам и общее число машин на вооружении этой страны достигло 370 штук. Еще одна скандинавская страна Финляндия получила 25 машин в 2013 году, их общее количество достигло 80 единиц. Примерно 27 машин RG32 LTV уже стоят на вооружении Ирландии, в то время как большое число RG32M задействованы в миротворческих миссиях ООН.

Базовая машина RG32M имеет колесную базу 2,90 метра и собственную массу 7,5 тонн в базовой конфигурации, максимальная же масса составляет 9,5 тонн. На машине установлен турбодизельный двигатель Steyr M16TCA мощностью 181 л.с., в ней размещаются два члена экипажа плюс четыре или шесть десантников в зависимости от установленных опций. Машина имеет баллистическую защиту Уровня 1, которая может повысить до Уровня 2 за счет дополнительного бронирования, противоминная защита выдерживает стандартную противопехотную мину DM31.

LTV (light tactical vehicle – легкий тактический автомобиль) имеет более длинную колесную базу 3,34 метра, собственная масса увеличилась на 1,2 тонны из-за удлиненной кабины и повышения противоминной защиты до Уровня 2a/b (баллистическая защита осталась прежней). В машине установлен более мощный двигатель турбодизельный двигатель Steyr M16SCI мощностью 268 л.с. Стандартная конфигурация вмещает двух членов экипажа и двух десантников.

Компания BAE Systems также предлагает RG34 4x4 с собственной массой 7,5 тонн и полезной грузоподъемностью 2 тонны, с баллистической защитой Уровня 2 и противоминной Уровня 2a/b. Она имеет экипаж два человека и сиденья для шести десантников. На настоящее время на RG34 не поступило ни одного заказа.

Проект интегрированной защиты конвоев Convoy Protection (ICP) включает два семейства минозащищенных моделей Reva III и Reva V, первая из них имеет общую массу около 10 тонн. Reva III базируется на монококовом V-образном корпусе, она доступна с тремя колесными базами – 2,27, 3,24 и 3,40 метра и соответствующими общими массами 9,1, 9,24 и 10,8 тонны. Относительно небольшая разница в собственной массе между моделями Reva SWB и Reva III Standard LWB (соответственно 7,4 и 7,95 тонны), хотя при этом разница в длине колесных баз составляет почти один метр, объясняется разными уровням защиты. Модель Standard LWB имеет уровень противоминной защиты 3b, а листы из броневой стали толщиной 6 мм позволяют получить баллистическую защиту от самодельных взрывных устройств (СВУ) Уровня B5 (то есть 5,56 и 5,45-мм пули), в то время как в модели SWB сохранен тот же самый уровень противоминной защиты, но защита от СВУ (Уровень B6+) повышена за счет добавления дополнительной брони толщиной также 6 мм к оригинальному листу из броневой стали толщиной 6 мм. Вариант с увеличенной колесной базой Long Wheel Base имеет уровни защиты как у SWB и собственную массу 9,5 тонн. На всех вариантах стоит турбодизельный двигатель GBT 5.9 155 30 мощностью 170 л.с. Длиннобазный вариант вмещает двух плюс восемь, короткобазный двух плюс четырех человек. Различные варианты Машины ICP Reva стоят на вооружении ЮАР и многих других стран, среди которых Сомали, Экваториальная Гвинея, Таиланд, Йемен и Южный Судан; некоторое количество машин используются американскими специальными подразделениями в Ираке.

Будущие тенденции

В будущем управление международными кризисами и современные сценарии развития потребуют с одной стороны аэромобильных бронированных машин, а с другой стороны защиту национального суверенитета и свободы будут определять более тяжелые платформы. Необходимость в тяжелой защите и огневом могуществе в условиях асимметричных боевых действий требуют сильных вооруженных сил и тяжелых бронированных машин.

Дальнейшее развитие технологий определяющих тенденции, например технология защиты, технология вооружения, разработка чувствительных элементов, проектирование автономных источников питания и их реализация в узнаваемых продуктах, все это определяет конкурентную силу промышленности наземных систем.

Концентрация промышленности бронированных машин, движимая глобальными процессами с одной стороны, с другой стороны создает новые национальные возможности с целью получения технологий и добавленной стоимости, гарантирования занятости, сохранения национальной независимости, а в экспортной сфере сохранения промышленных тенденций на глобальном рынке бронированных машин.

Промышленная разрозненность, отсутствие военной гармонизации в тактических и технических требованиях и финансовые ограничения в будущем также будут способствовать расширению спектра и многообразия бронированных машин.

Стратегическое партнерство станет ключом к выживанию компаний. Во многих странах более невозможно сохранять национальные возможности для создания комплексных систем во всем технологическом спектре, касающемся разработки, производства и интеграции бронированных машин.

Например, в исследовании европейского оборонного агентства в 2013 году сделано заключение о том, что европейский сектор наземных машин более фрагментирован и менее консолидирован, чем секторы производства авиационной и морской техники. «Он характеризуется перекрытиями, избыточными структурами и небольшими партиями изделий, главным образом на национальном уровне», – говорится в докладе. – В существующем финансовом климате эта модель более нежизнеспособна и существует опасность, что Европа потеряет ключевые возможности, квалификацию и ноу-хау».

Использованы материалы:
www.sipri.org
www.monch.com
www.army.mod.uk
www.kmweg.de
www.lockheedmartin.co.uk
www.amgeneral.com
www.rheinmetall-defence.com
www.baesystems.com
www.saabgroup.com
www.gdls.com
www.otokar.com.tr
Автор:
Alex Alexeev
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти