Американские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я

Американские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я


К началу Второй мировой войны в США только боевые корабли ВМС имели более или менее адекватное зенитное прикрытие. В конце 30-х годов американская армия находилась в стадии технического переоснащения и перевооружения, и её зенитное вооружение соответствовало реалиям десятилетней давности.


Станковый пулемёт M1917 винтовочного калибра 7,62×63 мм (.30-06 Springfield) являлся наиболее распространенным пулемётом в американской армии в межвоенное время. Он был разработан после вступления США в Первую мировую войну. Данная конструкция Джона Браунинга, созданная в содружестве с компанией Colt, в 1917 году представляла собой аналог пулемета Максима, отличавшаяся при схожих характеристиках более простотой конструкцией. В 1936 году пулемёт прошел модернизацию.



Усовершенствованный вариант станкового пулемета «Браунинг» получил обозначение М1917А1. Пулемет этой модификации имеет улучшенный механизм подачи патронов, усовершенствованный прицел и новый треножный станок, который обеспечивает возможность ведения стрельбы по воздушным целям. В комплект принадлежностей к пулемету введен зенитный прицел.



Пулеметы этого типа благодаря водяному охлаждению могли вести интенсивный огонь в течение длительного времени. Помимо пехотного треножного станка, они монтировались на бронетехнике, на зенитных турелях. В годы войны в рамках оказания военной помощи M1917А1 поставлялись союзникам по антигитлеровской коалиции и применялись в течение всей войны, в том числе и в качестве зенитного.

Однако станковый пулемёт М1917А1 не удовлетворял американских военных, в первую очередь из-за чрезмерной массы (47 кг). В результате на вооружение была принята модификация пулемета Браунинга М1919 в варианте М1919А4 с облегченным станком-треногой М2. Именно этот пулемет стал основным оружием американских войск в ходе Второй мировой войны.



Пулемет М1919А4 конструктивно мало отличался от пулемета М1917А1. Основным отличием было использование массивного ствола воздушного охлаждения, заключенного в перфорированный кожух. Вместе со станком пулемёт М1919А4 весил 25 кг, что было почти в два раза меньше массы М1917А1 со станком.



Помимо пехотного варианта пулемёта на треноге, существовало немало турельных вариантов этого оружия, которые монтировались на различных транспортных средствах и бронетехнике.


Американские танкисты отрабатывают навыки стрельбы из зенитных пулеметов по низколетящим целям. Фотография сделана в учебном центре, расположенном в пустыне Мохаве, штат Калифорния, в период подготовки к вторжению в Северную Африку.




Помимо американской армии, Браунинг М1919А4 получил широкое распространение и в вооруженных силах союзных стран. Вместе с бронетехникой, поставляемой по ленд-лизу, он в значительных количествах попал в СССР. В тоже время роль его в качестве зенитного оружия была не велика, на этом поприще гораздо более эффективным оказался крупнокалиберный 12,7-мм пулемёт Браунинг М2.

Американский крупнокалиберный пулемёт М2 был разработан в 1932 году на основе 12,7-мм Браунинга M1921, который начал проектироваться на завершающей стадии Первой мировой войны. Главным отличием от более ранней модели заключалось в разработке универсальной конструкции механизмов и ствольной коробки, допускавших использование пулемета как в авиации, так и в наземных установках, с водяным либо воздушным охлаждением и возможностью смены направления подачи ленты.
В крупнокалиберных пулемётах Браунинга использовался мощный патрон .50 BMG (12,7×99 мм), обеспечивавший 40 г пуле начальную скорость в 823 м/с. На дальности 450 м бронебойная пуля этого патрона способна пробить 20-мм стальную плиту.


12,7-мм зенитно-пулемётная установка с водяным охлаждением


Но признание к этому оружию пришло далеко не сразу, необходимость и важность крупнокалиберных пулемётов для американских военных в 20-30-годы были не очевидны. Однако бурное развитие авиации в 30-е годы, рост скорости и высоты полёта, требовало адекватных средств борьбы с быстро растущей угрозой с воздуха. В этих условиях возрос интерес к крупнокалиберным пулемётам и малокалиберным зенитным автоматам, имеющим по сравнению с зенитными пулемётами винтовочного калибра существенно большую дальность стрельбы и лучший поражающий эффект. Первоначально 12,7-мм М2 выпускался в двух вариантах. Оружие с воздушным охлаждением ствола предназначалось для борьбы с лёгкой бронетехникой и как средство поддержки пехоты. Вариант с водяным охлаждением применялся как зенитное оружие в армии и флоте.



Достаточно широкое распространение получили зенитные установки спаренных пулемётов М2, стволы которых имели жидкостное охлаждение. Эти установки монтировались на кораблях и транспортных средствах. Однако применение этого эффективного зенитного оружия в переносном варианте было затруднено из-за чрезмерного веса.



Для обеспечения необходимой интенсивности огня в версии с воздушным охлаждением был разработан более тяжелый ствол, и пулемет получил обозначение Браунинг M2HB. Вес тела пулемёта снизился до 38 кг. Темп стрельбы составил 450-600 выстр./мин.



В годы Второй мировой войны в США было выпущено почти 2 миллиона пулеметов М2 калибра 12,7-мм. Для обеспечения ПВО сухопутных войск было создано несколько вариантов буксируемых и самоходных спаренных и счетверенных зенитно-пулемётных установок. Пулемёты устанавливались также на все типы боевых кораблей, от торпедного катера до линкора. В морском варианте зенитная установка оснащалась зеркальным прицелом, однако, поскольку огонь велся трассирующими боеприпасами, многие стрелки зачастую не пользовались прицелами, корректируя стрельбу по трассам пуль.


Американский моряк у спаренной 12,7-мм пулеметной установки на лодке типа PT, около побережья Новой Гвинеи


Основным разработчиком и производителем ЗПУ для сухопутных войск стала корпорация Maxson L. W. После выпуска удачных спаренных 12,7-мм установок М13, которые монтировались на шасси полугусеничного бронетранспортёра М3, военные выразили желание получить более мощную счетверённую установку.


ЗСУ М13


В 1943 году началось производство счетверённой установки M45 Maxson Mount. Вес установки в боевом положении составлял 1087 кг. Дальность стрельбы по воздушным целям — около 1000 м. Скорострельность — 2300 выстрелов в минуту.


ЗПУ М51


Буксируемый вариант получил обозначение М51; облегченный, на двуосном прицепе для парашютно-десантных подразделений был известен как М55.
На огневой позиции для придания установке большей устойчивости с каждого угла прицепа на землю опускались специальные опоры. В прицепе также помещались аккумуляторы электропитания зенитки и зарядное устройство к ним. Наведение осуществлялось с помощью электрических приводов. Электродвигатели приводов наведения были мощными, способными выдерживать самые большие нагрузки. Благодаря электроприводам установка имела скорость наведения до 60 градусов в секунду.


ЗПУ М55


Наиболее распространенным в армии США типом ЗСУ со счетверёнными пулемётными установками Maxson Mount стал М16 на базе полугусеничного БТР М3. Всего выпущено таких 2877 машин.


ЗСУ М16


Установки Maxson Mount обычно применялись для охраны от налетов штурмовой авиации транспортных колонн или подразделений на марше. Помимо прямого назначения, счетверённые установки крупнокалиберных пулемётов являлись очень мощным средством борьбы с живой силой и легкобронированной техникой, заслужив среди американских военных неофициальное прозвище — «мясорубка».

На базе бронетранспортёра М5, который отличался от М3 лишь некоторыми узлами и агрегатами, а также технологией производства корпуса, выпускалась ЗСУ М17. Вооружение которой составляла та же счетверённая установка Maxson Mount.


Советская ЗСУ М17


Поставляемые по ленд-лизу в СССР ЗСУ М17, ставшие основным средством мобильной ПВО танковых и механизированных частей РККА, очень высоко ценились в войсках. Сочетание бронированного шасси повышенной проходимости и высокой огневой мощи четырёх крупнокалиберных Браунингов было получено в нашей стране на отечественных моделях только в послевоенное время.



На завершающем этапе войны советские ЗСУ М17 при отсутствии воздушных целей эффективно применялись в уличных боях, ведя огонь по верхним этажам зданий и чердакам.



Крупнокалиберный пулемёт М2 оказались весьма эффективным средством отражения маловысотных атак вражеской авиации. Он имел высокие для своего времени боевые и служебно-эксплуатационные характеристики, что обеспечило широчайшее его распространение в вооруженных силах США и союзников по антигитлеровской коалиции. Хотя в пулях, которыми стреляли пулеметы Браунинга, отсутствовали заряды взрывчатых веществ, все самолёты того времени были уязвимы для его огня.

В конце 30-х годов, когда стали появляться первые бронированные самолёты, ВМФ США начал искать более мощное оружие для замены крупнокалиберных Браунингов. Американские флотоводцы заинтересовались 20-мм швейцарским автоматическим орудием Oerlikon. После проведения сравнительных испытаний 9 ноября 1940 года было рекомендовано принятие на вооружение швейцарских «Эрликонов».



Зенитные орудия, выпускаемые в США, обозначались как 20 mm/70 (0.79") FFS. Они имели скорострельность до 650 выстрелов в минуту. Масса орудия — 62 кг. Питание осуществлялось из 30-зарядных барабанных магазинов.

По состоянию на 7 декабря 1941 года было произведено 379 автоматических пушек. Всего до окончания производства в 1945 году промышленность выпустила 124.735 зениток «Эрликон». Эти зенитки в США были чисто флотской системой и на берегу практически не применялись.



Оружие оказалось очень популярным на флоте из-за простоты обслуживания и хорошей скорострельности. К концу войны на американских кораблях все свободное пространство занималось одно- и двуствольными установками «Эрликон». В боекомплект 20-мм пушек «Эрликон» входили снаряды следующих типов:

— осколочные (около 9 г тротила);
— трассирующие (4 г тротила и светящийся состав, протяженность трассы 1500 м);
— зажигательные (4 г тротила и 3 г белого фосфора);
— бронебойные (4 г детонита);
— бронебойно-зажигательные (снаряжались белым фосфором).

Масса снаряда в зависимости от типа колебалась в пределах от 124 до 130 грамм. Начальная скорость: 835—870 м/с. Досягаемость по высоте — до 2500 м.



Зенитные 20-мм пушки являлись «последним рубежом обороны» против японских камикадзе, прорвавшихся через истребительные заслоны и огонь более дальнобойных зенитных орудий. На кораблях класса линкоров и тяжелых авианосцах количество стволов «Эрликонов» к концу войны перевалило за сотню штук. Хотя надо сказать, что зенитные автоматы «Эрликон» к концу войны уже перестали удовлетворять требованиям времени. Мощности 20-мм снарядов часто бывало недостаточно, чтоб остановить идущего в последнюю атаку камикадзе.

В ограниченном количестве (всего 110 машин) в США для ПВО сухопутных войск была выпущена ЗСУ Т10, вооруженная спаренной системой 20-мм пушек Hispano-Suiza HS.404, которая, в свою очередь, представляла собой британскую версию «Эрликона».


ЗСУ Т10


Широкому распространению ЗСУ Т10 в армейских подразделениях США препятствовали: нестандартный для армии 20-мм боеприпас и отсутствие явных преимуществ перед 12,7-мм счетверёнными установками. Кроме того, производство пушек Hispano в США было ограниченным. Практически все выпущенные промышленностью автоматы шли для вооружения боевых самолётов.

В начале 20-х годов Джоном Браунингом была разработана 37-мм автоматическая пушка. После его смерти в 1926 году процесс по принятию этой системы на вооружение затормозился. Формально орудие было принято на вооружение в 1927 году, фактически это случилось только в 1938 году, после разработки модернизированного лафета.


37-мм зенитное орудие М1А2


Модернизированное 37-мм зенитное орудие получило наименование М1А2. Вес модернизированной зенитной установки в боевом положении — 2778 кг. Скорострельность техническая — 120 выстрелов в минуту. Вес осколочного снаряда — 595 г. Начальная скорость снаряда — 850 м/сек. Дальность стрельбы по воздушным целям — 3200 м.

Сама по себе 37-мм зенитка показала себя неплохо. Однако эффективность портили недостаточно мощные боеприпасы, из-за которых было затруднено поражение самолётов летавших с большой скоростью. Как раз в это время англичане обратились к американцам с просьбой использовать часть своих производственных мощностей под выпуск 40-мм зениток «Бофорс» для Великобритании. Испытав их, американские военные убедились в превосходстве этих зениток над отечественной системой. Однако в течение некоторого времени в сборочных цехах компании Кольта продолжался параллельный выпуск «Бофорсов» и М1А2.

В ходе боевых действий выяснилось, что зенитчики на легких установках практически не пользуются прицелами, предпочитая наводить зенитную установку в момент стрельбы по трассам снарядов или пуль. В соответствии со сделанными выводами была создана комбинированная установка Combination Mount M54. Слева и справа от ствола 37-мм зенитки поставили по 12,7-мм крупнокалиберному пулемету Браунинга. Поскольку баллистические характеристики пулеметов и орудия были схожими, стрелкам предлагалось использовать для нацеливания трассы пуль пулеметов и только потом уже вводить в дело пушку.


ЗСУ Т28Е1


Эта комбинированная зенитная установка на шасси БТР М3, вооружённая 37-мм автоматической пушкой М1А2 и двумя 12,7-мм пулемётами водяного охлаждения, получила обозначение Т28Е1. Была выпущена в количестве 80 машин. За ней последовала ЗСУ М15, отличавшаяся круговым броневым прикрытием вооружения. Выпущено 680 машин.


ЗСУ М15А1


ЗСУ, получившая обозначение М15А1, на шасси бронетранспортёра М3А1 была практически аналогична М15, установлен другой прицел, внесены изменения в конструкцию комбинированной орудийной установки. Имеет более низкий силуэт и меньшую массу, чем М15. Выпущено 1652 машины. Около сотни этих машин поставлено в СССР.

Первое знакомство американских военных с шведским 40-мм зенитным автоматом Bofors L60 состоялось 28 августа 1940 года во время испытаний двух купленных у Швеции экземпляров и демонстрации морского варианта орудия на голландском шлюпе HNLMS Kinsbergen.



Однако шведский вариант «Бофорса» не удовлетворял американских моряков в плане технической надежности, и он был признан непригодным к массовому производству в США. Американские инженеры внесли множество изменений в конструкцию орудия и боеприпасов, чтобы приспособить их к по-настоящему массовому производству, а также заменили воздушную схему охлаждения водяной и добавили электрический привод для быстрого поворота установки. Официальное обозначение американской версии «Бофорса» — 40 mm Automatic Gun.

Для американского флота было разработано большое количество одно-, двух-, четырёх- и шестиствольных зенитных установок, в том числе и с радиолокационным наведением. Производство 40-мм зенитных установок для ВМС США велось на предприятиях корпорации Крайслер. Где было произведено 60.000 орудий и 120.000 стволов.



Американские военные моряки считали его лучшим зенитным автоматом Второй мировой. 40-мм зенитки оказались самыми эффективными против японских самолетов-камикадзе. Как правило, одного прямого попадания 40-мм осколочного снаряда было достаточно для поражения любого японского самолёта, использовавшегося в качестве «летающей бомбы».

Массовое использование Bofors L60 армией США началось в 1942 году, после того как в 1941 году на американских предприятиях было налажено производство этих орудий по заказу Великобритании. Ускорить запуск в производство зениток помог комплект технологической документации, переданный англичанами. Фактически лицензия на производство этих орудий в США была получена от фирмы «Бофорс» уже после начала их массового производства.



Помимо буксируемых вариантов, было создано несколько ЗСУ. В США «Бофорсы» монтировались на модифицированных 2,5-тонных шасси грузовых автомобилей GMC CCKW-353. Кроме своих прямых обязанностей, установки могли оказывать огневую поддержку и бороться с лёгкой бронетехникой. Бронебойные снаряды 40-мм орудия могли пробить 50-мм гомогенную стальную броню на дистанции 500 метров.

Опыт боевых действий показал необходимость иметь ЗСУ на танковом шасси для сопровождения механизированных колонн и объектовой ПВО. Испытания такой машины провели весной 1944 года на Абердинском танковом полигоне. В новой ЗСУ, получившей серийное наименование М19, использовали ходовую часть лёгкого танка М24.


Американская 40-мм ЗСУ M19


Основным оружием М19 были два 40-мм зенитных автомата, установленных в "барбете" с круговым вращением. Стрельба осуществлялась с помощью электроспуска. Управление вращением башни и качающейся частью пушек — с помощью электрогидравлического привода с ручным управлением. Начальная скорость зенитного снаряда составляла 874 м/с, максимальная дальность зенитной стрельбы — 6900 м.

Однако доработка машины затянулась. Первые образцы ЗСУ М19 начали поступать на вооружение только в 1945 году, и в боевых действиях они практически не участвовали.

По материалам:
http://armorplatepress.com/2010/08/browning/
http://bataancampaign.wordpress.com
http://www.usarmymodels.com
Автор:
Bongo
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти