Проект зенитной самоходки СУ-8

С появлением боевой авиации войска стали нуждаться в зенитном прикрытии. Развитие бронетанковой техники и соответствующие изменения тактики заставили инженеров всего мира начать работу над самоходными зенитными системами. В первое время самым популярным методом создания подобной техники была установка зенитных пулеметов или орудий на автомобилях. Однако ограниченные возможности базового шасси сказывались как на допустимой мощности вооружения, так и на подвижности всей системы. В результате началось создание зенитных самоходок на базе танковых шасси. В нашей стране подобные проекты стартовали в начале тридцатых годов.

В ходе второй пятилетки (1933-1938 гг.) Красная Армия должна была получить массу нового вооружения и военной техники, в том числе ряд бронированных машин. В соответствии с планами к середине тридцатых годов вооруженные силы должны были получить 76-мм самоходную зенитную пушку на гусеничном шасси, предназначенную для защиты войск от бомбардировщиков противника. Предполагалось, что использование гусеничного шасси, заимствованного у одного из существующих или разрабатываемых танков, позволит обеспечить машине подвижность на уровне прочей военной техники, а сравнительно большой калибр орудия даст возможность поражать цели на высотах до нескольких километров.

Следует отметить, конструкторы не стали ждать начала пятилетки и приступили к созданию перспективной самоходки уже в 1932 году. Работы велись в конструкторском бюро Артиллерийской академии РККА. Руководителем проекта стал профессор Ф.Л. Хлыстов. Первый вариант проекта, получившего обозначение СУ-8 («Самоходная установка, 8 модель»), подразумевал использование доработанного соответствующим образом шасси среднего танка Т-24. На шасси предлагалось монтировать установку для 76-мм зенитной пушки обр. 1931 г. 3-К.


По ряду причин разработка самоходки СУ-8 на базе танка Т-24 затянулась. В эскизный проект вносились различные коррективы, в результате чего он был одобрен только в концу 1933 года. При этом в ходе доработок и консультаций с будущими эксплуатантами новой техники проект получил несколько крупных нововведений. Основное из них – новое шасси. В обновленном варианте проекта базой для зенитной самоходки должно было стать шасси среднего танка Т-28. Незадолго до этого завершилось проектирование нового танка и началось его серийное производство. Предполагалось, что новый танк станет хорошей основой для самоходки.

Проект зенитной самоходки СУ-8
САУ СУ-8 на шасси танка Т-28. Рисунок М. Павлова


При создании новой версии проекта шасси базового танка претерпело некоторые изменения, связанные с использованием нового оружия. Доработки коснулись передних и верхних деталей бронированного корпуса, расположенных возле боевого отделения. Все остальные узлы и агрегаты, а также элементы корпуса остались неизменными, что должно было обеспечить сравнительную простоту строительства и эксплуатацию новой техники.

По имеющимся данным, проект СУ-8 подразумевал демонтаж с танка всех трех башен, крыши и верхней части бортов боевого отделения. Внутри боевого отделения предлагалось монтировать тумбовую установку кругового вращения для пушки 3-К. С целью защиты орудийного расчета от пуль и осколков снарядов самоходка должна была иметь броневую рубку с лобовым листом и бортами. Последние для удобства работы артиллеристов должны были откидываться вбок-вниз. В разложенном положения борта представляли собой сравнительно крупную площадку, облегчавшую обслуживание орудия и обеспечивавшую круговую горизонтальную наводку. Имеются сведения о разработке откидных опор-аутригеров, предназначенных для стабилизации машины при стрельбе и снижения нагрузки на ее ходовую часть.

Максимально возможная унификация зенитной САУ СУ-8 и танка Т-28 обеспечивала сравнительно высокий уровень защиты агрегатов. Корпус должен был собираться из катаных листов толщиной от 10 (крыша) до 30 (лоб) мм, рубка из листов толщиной 10 и 13 мм. Таким образом, экипаж машины был бы надежно защищен от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. Следует отметить, в некоторых источниках встречается информация об измененной конструкции бронекорпуса самоходки. Согласно этой информации, вся защита СУ-8 должна была состоять из листов толщиной 10-15 мм, благодаря чему ее боевая масса не превышала бы 12-13 тонн.

На СУ-8 должна была использоваться та же силовая установка, что и на базовом танке Т-28: 12-цилиндровый двигатель М-17Т мощностью 450 л.с. и механическая трансмиссия с пятискоростной коробкой передач. Ходовая часть самоходки тоже должна была заимствоваться без изменений. К каждому борту машины предлагалось крепить короб с установленными в нем элементами ходовой части. 12 опорных катков на каждом борту соединялись по два при помощи балансиров с пружинной амортизацией. Такие каретки соединялись в две тележки на каждом борту (по 6 опорных катков в каждой) с двухточечной подвеской к корпусу.

Подвижность зенитной самоходки должна была остаться на уровне базового танка. Максимальная скорость могла достигать 35-40 км/ч, запас хода – до 180-190 км. Имеющиеся сведения о разработке облегченного бронекорпуса позволяют предположить, что такой вариант СУ-8 мог иметь немного большую скорость и запас хода в сравнении с базовым танком.

В боевом отделении самоходки предлагалось монтировать тумбовую установку для зенитной пушки 3-К. Орудие калибра 76,2 мм имело ствол длиной 55 калибров. При использовании разработанных вместе с пушкой систем наведения угол возвышения мог изменяться в пределах от -3° до +82°. Пушка могла поражать цели на высотах до 9300 м. Максимальная дальность стрельбы по наземным целям превышала 14 км. Важной особенностью орудия 3-К была полуавтоматическая система заряжания. При стрельбе пушка самостоятельно открывала затвор и выбрасывала стреляную гильзу, а при подаче нового снаряда закрывала затвор. Артиллеристы должны были только подавать новые снаряды. Опытный расчет мог вести огонь с темпом до 15-20 выстрелов в минуту.

На самоходке СУ-8 орудие 3-К должно было использоваться вместе с тумбовой установкой, представлявшей собой доработанные агрегаты ее буксируемого лафета. Похожая система установки также использовалась при монтаже зенитных пушек на грузовиках и бронепоездах.

Проект зенитной самоходки СУ-8
Зенитная пушка 3-К


Проект зенитной самоходки на базе танка Т-28 в целом устроил военных и был одобрен. Было получено разрешение на строительство и испытания опытного образца. Ввиду сложностей с освоением серийного производства танков Т-28 на Кировском заводе в Ленинграде строительство прототипа СУ-8 началось только во второй половине 1934 года. В ходе строительства были выявлены некоторые недостатки нового проекта. Главный – неприемлемо высокая стоимость. Кроме того, претензии вызывала сложность обслуживания техники.

Единственный прототип зенитной САУ СУ-8 так и не был достроен. В конце 1934 года его переделали в танк. Такая судьба недостроенной машины говорит об одной из главных причин, по которым СУ-8 не только не была принята на вооружение, но даже не испытывалась. По имеющимся данным, в 1933 году был построен 41 танк Т-28. В 1934-м число выпущенных танков было немного больше – 50, а в 35-м сократилось до 32. До 1941 года включительно были построены только 503 средних танка новой модели. При столь медленном выпуске новых танков начало серийного строительства самоходок на их базе выглядело не самым мудрым решением. Армия нуждалась и в танках, и в САУ, но производственные возможности требовали выбирать что-то одно. В итоге были выбраны танки, а проект СУ-8 завершился на стадии строительства опытного образца.

Известно о попытках доработать проект СУ-8, продолжавшихся до 1935 года, но они были свернуты. Инженеры занялись разработкой и доводкой других самоходок различного назначения, в том числе зенитных. В конце тридцатых годов появилось предложение создать несколько новых САУ на шасси танка Т-28, в том числе и зенитную. В качестве вооружения для них рассматривались различные орудия калибра от 76 до 203 мм. Специалисты ГБТУ проанализировали предложение, но не одобрили его. Последняя попытка создать зенитную самоходку на базе танка Т-28 не дошла даже до стадии проектных работ.


По материалам:
http://aviarmor.net/
http://all-tanks.ru/
http://alternathistory.org.ua/
Свирин М.Н. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919-1945. – М.: Яуза, Эксмо, 2008
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. svp67 11 августа 2014 09:35
    Как же отсутствие таких зенитных систем нам "Аукнулось" в годы ВОВ...точно, нет пророка в своем Отечестве... Автору - СПАСИБО.
    1. Bongo 11 августа 2014 12:39
      Цитата: svp67
      Как же отсутствие таких зенитных систем нам "Аукнулось" в годы ВОВ..

      Ну явно не на громоздком шасси танка Т-28. Это орудие легко помещалось на Т-26. Более того такая САУ была разработана и испытана, получив обозначение СУ-6. Разработчики поторопились и на испытания машина вышла "сырой". Военных она по ряду причин не устроила. А жаль, кроме задач ПВО эта САУ могла бы успешно выбивать из засад немецкие танки, в том числе и тяжелые.
      1. perepilka 11 августа 2014 23:24
        Цитата: Bongo
        Это орудие легко помещалось на Т-26.

        Тяжеловато оно было для Т-26. Даже на Т-28 боковые упоры требовались, от раскачивания. На Т-26 бы что нибудь типа "Бофорса" и "Эрликона". Пусть и высота поменьше, так ЗСУ хороши для сопровождения колонн на марше, а там основные потери от пикировщиков. МЗА у нас в ту войну, явно не хватало, и не только самоходной.
    2. Денимакс 11 августа 2014 14:24
      Зенитных автоматов всех калибров очень не хватало, видится явное пренебрежение. Даже лёгкие танки Т-40 и Т-60 вооруженные ДШК и ШВАК имели недостаточный вертикальный угол 25 градусов.
  2. Сергей Дмитриевич 11 августа 2014 13:15
    Здравствуйте, предлагаем Вам услуги комплексного продвижения вашего сайта, подробнее с нашими услугами Вы можете ознакомиться на нашем сайте http://www.anacron.ru/ Извините за беспокойство.
    Сергей Дмитриевич
  3. Цветочник 11 августа 2014 17:03
    Автору спасибо!
    Не мало читал, но о подобной машине никогда даже не слышал. Фото такие не встречались.
    Цветочник
  4. Вольный ветер 11 августа 2014 18:00
    Статья очень интересная. Но у меня, по зенитной артилерии, очень много вопросов. Взрыватели устанавливались на высоту подрыва, приблизительно. цель летит на высоте 9800 м. взрыватель ставится на 10000 м. как вы думаете сколько осколков сможет поразить самолет на расстоянии 200 м.. Кажется что зенитки это оружие удачи. либо испуга. Конечно они нужны, особенно когда их много. Англичане и Американцы столкнулись с плотным зенитным огнем, во время 2 мировой, и сбрасывали бомбы куда попало. Интересно мне знать. а были ли снайперы ПВО? Я в интернете, не нашел.
    1. perepilka 11 августа 2014 23:30
      Цитата: Вольный ветер
      Интересно мне знать. а были ли снайперы ПВО?

      Не было. Задача зенитной артиллерии поставить плотный заградительный огонь и не дать прицельно отбомбится. Сбитие вторично. При таком раскладе, кто сбил, хрен узнаешь.
    2. Денимакс 12 августа 2014 01:42
      У ЗА был всегда большой расход выстрелов. Которые были крупнокалиберные и работали на больших высотах, в принципе не возможно выяснить кто попал, работали больше батареей.
      Читал что расчет 37 мм пушки сбил за войну 17 самолётов.
      1. goose 12 августа 2014 14:14
        С трудом верится. Даже 3 самолета сбить за всю войну - уже большая удача.
  5. Starover_Z 12 августа 2014 03:20
    "Дедушка" "Шилки", прадедушка "Тунгуски" good
  6. goose 12 августа 2014 14:12
    Цитата: Денимакс
    Зенитных автоматов всех калибров очень не хватало, видится явное пренебрежение. Даже лёгкие танки Т-40 и Т-60 вооруженные ДШК и ШВАК имели недостаточный вертикальный угол 25 градусов.

    Не хватало катастрофически снарядов к автоматическим пушкам калибров 20, 25, 37 мм. На складах к 1940 году было всего 12% от штатного. Я думаю, по этой причине, а еще по цене (45-К стоила гораздо дешевле и снарядов было в избытке), буксовало массовое производство мелкокалиберной автоматической артиллерии.
  7. Алекс 13 августа 2014 21:21
    Кириллу, как всегда, большое спасибо. Про такую разработку не слышал, как и про разработку СУ-6. Занесу в копилку. (+)!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня