185 years ago five leaders of the Decembrist uprising were executed

“Damned land - they are not able to make a conspiracy, neither judge nor hang” - these were the last words of Sergei Muravyov-Apostol, who was hanged on the crown of the Peter and Paul Fortress on July 13, along with four more leaders of the “anti-government plot”. He, Peter Kakhovsky and Kondraty Ryleev, were hanged twice - for the first time the ropes broke off. Contrary to the Orthodox tradition, which prescribed in this case to pardon the doomed, the sentence was not canceled. "I am happy that I am twice dying for the Fatherland," re-ascending the scaffold said Kakhovsky.

185 years ago five leaders of the Decembrist uprising were executed



The execution of the Decembrists, furnished with awesome theatricality - first uniforms with orders flew into the fire, then over the heads of those sentenced they broke their swords and only then they were led to the gallows - did not put an end to the public debate regarding the conspiracy and rebellion, or in the conflict of absolutist power and the army. “I am in honor of the prison, I am not in reproach: for the cause I am right in it. And I’m ashamed of these chains when I wear them for the Fatherland, ”the lines scratched by the hereditary, nobleman nobleman Ryleyev on a prison plate, in a historical perspective, turned out to be stronger than the death sentence made by Emperor Nicholas I.

Execution split the elite of Russia. Moreover, from now on, the rulers felt discomfort - either explicit or subconscious - even among those caressed by them, because after the Senate they knew: honor may turn out to be stronger than devotion. The consequence of the 14 uprising of December 1825 of the year on Senatskaya Square was also the persistent fear of the authorities over the thinking army and the officer corps formed after the war in their country and abroad. This fear turned out to be more durable than the empire itself: not only in the 19th century, the authorities were afraid of the military, ready for the good of the Fatherland to “go to the square” against the state, ready to replace the generals' epaulettes with hard labor shackles. On the phenomenon of Decemberism, our conversation with the author of historical monographs ("Events and People of 14 December", "Revolt of the Rebellion", etc.), the chief editor of the magazine "Star" Yakov Gordin.

- An unprecedented phenomenon in world politics - not the oppressed, but the representatives of the class of oppressors opposed the existing system. The coup d'état in the name of “establishing justice” was initiated not by “humiliated and offended”, but by high-ranking military men and owners of wealthy estates. For the equality of all classes before the law, it was not the disfranchised slaves who fought for serfs, but eminent hereditary nobles. And none of them claimed to participate in public life if the uprising succeeded - that was the fundamental tenets of the Decembrist ideology. How did the Russian society react to the sentence of the Decembrists and the execution of five of them?

- The reaction to the execution of the five rebels was, of course, closely related to the perception of the insurgency itself. Russian society, even the most educated part of it, was by no means uniform. I will confine myself to several expressive examples. At one pole was the "nobility" mood. According to the police agents, who carefully monitored the reaction of various social groups after the insurrection, the trial and the execution, among the cantonists (the soldiers' children who studied in special schools and then enrolled in the army) there was an opinion: “They began to hang up and refer to penal servitude, sorry that everyone was not outweighed ... ”On the other hand, there is evidence that, in many places, they were very sympathetic to convicted Decembrists during their transportation in Russia to Siberia.

If we talk about the reaction to the events of 14 December of the cultural elite, then it was sharply multidirectional. Two weeks after the rebellion, Nikolay Karamzin wrote to Peter Vyazemsky: “God saved us on December 14 from great misfortune. It was worth the invasion of the French ... "Vasily Zhukovsky, the kindest and noblest man, wrote on December 16 to his friend Alexander Turgenev, brother of one of the leaders of the conspirators-northerners Nikolai Turgenev:" Providence saved Russia ... What did all this band of thieves want? .. “Despicable villains who wanted to slaughter Russia with such mad ferocity.” Both Karamzin and Zhukovsky were driven by horror not before the real leaders of the uprising, many of whom they knew and appreciated, but just before the elements of the insurrection that they woke up. Did Karamzin and Zhukovsky want to cool off from the first shock, death sentences? Certainly not. Suffice it to recall the role of Zhukovsky in the fact that immediately after his accession to the throne, his pupil Alexander II pardoned all "state criminals." Prince Peter Vyazemsky wrote in his notebook: "13 number (day of execution. -" MN ") severely justified my presentiment! For me, this day is worse than 14 (the day of the uprising. - "MN"). According to my conscience, I find that executions and punishments are disproportionate to crimes ... The point is now to determine the measure of what is possible and what should not be tolerated. ”

Many were shocked not only by the cruelty of the verdict, but also by the hypocrisy of Nicholas, who said that he would amaze everyone with his generosity ... He ordered that the Supreme Criminal Court, who decided the fate of the Decembrists, be handed over, that he "rejects any punishment connected with the spilling of blood." That is, he deprived five sentenced officers, two of whom went through the Napoleonic wars, fought at Borodino, had military awards, and the rights to be shot. He condemned them to a shameful execution - to the gallows ... All this, of course, was taken into account by society. Including the officers.

- Is it possible to say that the uprising and the events that followed it contributed to the formation of public opinion in Russia, about the absence of which Pushkin spoke?

- Let's remember when Pushkin said this. This is a phrase from a letter to Chaadaev from 19 in October 1836 of the year ... If you believe Pushkin, the events that followed 14 in December were crushed by public opinion. “We must admit that our social life is a sad thing. That this lack of public opinion, this indifference to any duty, justice and truth, this cynical contempt for human thought and dignity - can truly lead to despair. " So, public opinion was formed, in the exact sense of the word, under Catherine II and flourished under Alexander I. The catastrophe on Senate Square interrupted its development. That is, it has always existed, but the influence on the surrounding reality has become no earlier than the forties. When Herzen proposed his famous formula about guns that woke an entire generation, he meant his generation. And he was born in 1812 year. People of this generation entered the public arena precisely in the forties. But the further, the more intense the memory of the Decembrists influenced the public consciousness. And in this regard, we can talk about some kind of assistance. This is a very interesting in the historiosophical sense situation - the echo from the December 14 explosion did not fade, but intensified with decades and, perhaps, the maximum sound it reached in the Soviet period. Promoting decabrism, the Soviet government did not calculate the effect, and when she caught herself, it was too late. Decabrism as a myth became one of the most important elements of oppositional consciousness.

“The emperor was afraid of sympathy for the conspirators, because he favored their relatives, in particular, he introduced General Nikolai Raevsky — the father-in-law of Prince Sergei Volkonsky who was exiled to penal servitude — to the Council of State, etc. How effective was this measure?

- Nikolay perfectly understood that the fate of the convicts would not add to his popularity in many aristocratic and noble families. He understood that the terrible accusations of violation of the oath and intent on the regicide are strange and not very convincing in the Russian Empire. Alexander, against whom the conspirators conspired and were reasoned about the murder, sanctioned the murder of Emperor Paul, his father. By December 1825, three legitimate emperors had already been killed in Russia and several palace revolutions were carried out. Golenishchev-Kutuzov, who supervised the execution of five, was a participant in the murder of Paul ... Of course, understanding all this, Nikolai tried to do some conciliatory actions. Pushkin’s return from exile was, as you know, one of them. As for Rajewski and the State Council, it must be borne in mind that the Council of State was the seat of an honorable exile. Roughly expelled from the Caucasus Ermolov, whom Nikolai could not bear, was also sent to the State Council. The State Council, an advisory body, appointed those generals whom Nikolay did not want to see in the army. Much more significant was the fact that Nikolai did not pursue the relatives of the convicts. On the contrary, the brothers of some conspirators were promoted in the ranks.

But it should be said that Nikolai missed a unique opportunity to fundamentally change the social and political atmosphere of the country. If he really was a major statesman, then in any case he would not have executed anyone, and in the case of the ideal, he would have pardoned the conspirators. And many of them would become zealous and helpful servants of the empire. This would be a turning point in relations between the authorities and society in Russia. Perhaps it was at this moment that the last chance was missed to fundamentally change these relations and prevent the impending catastrophe — the revolution of the twentieth century. Alexander III’s pardon for the murderers of his father, whom Tolstoy pleaded with him, would not have changed anything, the point of no return was left behind.

- Is there evidence of how the Russian elite perceived the transformation of the heroes of the Patriotic War into conspirators?


- And there was no transformation. Russia was a military empire and the officers traditionally participated in politics. From 1725 of the year - enthronement of Catherine I, bypassing the legitimate Peter II, the grandson of Peter I - and up to 1825, the guards officers were the decisive factor in political life. Participants in all the coups, the killing of Paul in particular, were heroes of the wars that Russia was leading almost continuously. So December 14 was all quite in line with the fundamental tradition. When Pavel Pestel was sentenced to death, no one was embarrassed that he was seriously wounded at Borodino in 19 years and was awarded a golden sword for bravery, and then distinguished himself in a foreign campaign. When sentenced to hard labor - for 20 years - Major General Sergei Volkonsky, it was not at all taken into account that he was a member of the 50 battles, a knight of the gold badge of Preussis-Eylau, a golden sword for bravery and many high orders. All this was in the order of things.

- The interrogations of the Decembrists, conducted with the participation of Nicholas I, suggest that the conspirators fairly quickly confessed to their intentions, sometimes even repentance is apparent in the confessions. Why such ease and sincerity in the rejection of belief?

- They did not refuse convictions. They renounced the method of implementing these beliefs. As for the behavior during the investigation, this is a rather complicated question. First, there were people who behaved quite decently - Lunin, Pushchin, Yakushkin, Nikolai Bestuzhev ... Secondly, we must understand the specific situation. Ryleev, who could not stand the shocks and painfully felt his responsibility for the shed blood, at the first interrogations told a lot. Relying on his testimony, the investigators, it must be admitted, with great skill, forced the rest to be truthful. Thirdly, there was no social barrier between investigators and those under investigation who appeared during the time of the People. General Volkonsky was interrogated by a friend of his youth and comrade in the wars with Napoleon, General Benkendorf. In this situation, it is very difficult to lie. Fourthly, many of them - especially young officers - were ready for death, but not ready for shackles and dark, raw casemates. In addition, the frankness of some differed significantly from the frankness of others. Some were very skillful game with the investigation and, speaking many words, concealed a lot of facts. But, of course, they were crushed by a catastrophe.

“The Decembrists and the 1825 uprising of the year are perhaps the only myth that turned out to be stronger than any propaganda — pre-revolutionary, Soviet, post-Soviet. Why?

- One of the main misfortunes of our political life, we take the Petrine period, which lasts until our days, is the inability and unwillingness of the majority of those who enter into politics to correlate personal interest with general interest, as they said in the 18th century - the nation-wide, group interest with the interest of the state, the country. This was, and is, a grave vice of our political culture.

The people of the secret societies - the true Decembrists - were the first to overcome this vice. And it's not their romantic nobility, but their political professionalism, no matter how strange it sounds. They were able to relate the personal and the general, and this was a fundamental feature of genuine politicians. And through all the romantic husk, through all these tales about young men, who were eager to die beautifully for their brothers, people of different generations - especially people of the Soviet period - saw this disinterested pragmatism. They might not have known that none of the leaders of the Northern society, in the event of a victory in the uprising, claimed any government posts, to participate in the Provisional Government, but they felt this real human basis. I dare say that they believed the Decembrists through the Decembrist myth.

“We will die, but the example will remain,” said Sergey Muraviev-Apostol. In your opinion, an example of what?

- But this example was meant to risk it for the sake of the common. Neglect low for high. To relate the quotient to the nationwide. This is politics, not what we often take for it.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

185 лет назад были казнены пять руководителей восстания декабристов

«Проклятая земля — ни заговора составить не умеют, ни судить, ни вешать», — такими были последние слова Сергея Муравьева-Апостола, повешенного на кронверке Петропавловской крепости 13 июля 1826 года вместе с еще четырьмя руководителями «противуправительственного заговора». Его, Петра Каховского и Кондратия Рылеева вешали дважды — в первый раз веревки оборвались. Вопреки православной традиции, предписывавшей в этом случае миловать обреченных, приговор не был отменен. «Я счастлив, что дважды умираю за Отечество», — повторно взойдя на эшафот произнес Каховский.

185 лет назад были казнены пять руководителей восстания декабристов


Казнь декабристов, обставленная с устрашающей театрализованностью, — сначала в огонь летели мундиры с орденами, затем над головами приговоренных ломали их шпаги и только затем их вели к виселице, — не поставила точку ни в общественной дискуссии относительно заговора и восстания, ни в конфликте абсолютистской власти и армии. «Тюрьма мне в честь, не в укоризну: за дело правое я в ней. И мне ль стыдиться сих цепей, когда ношу их за Отчизну», — строки, выцарапанные потомственным родовитым дворянином Рылеевым на тюремной тарелке, в исторической перспективе оказались сильнее отчеканенного императором Николаем I смертного приговора.


Казнь расколола элиту России. Более того, отныне правители чувствовали дискомфорт — явный или подсознательный — даже среди обласканных ими, ибо после Сенатской знали: честь может оказаться сильнее преданности. Следствием восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади стал и непреходящий страх власти перед думающей армией и образованным, прошедшим войны на территории своей страны и за ее пределами офицерским корпусом. Этот страх оказался долговечнее самой империи: отнюдь не только в ХIХ веке власть боялась военных, готовых во имя блага Отечества «выйти на площадь» против государства, готовых сменить генеральские эполеты на каторжные кандалы. О феномене декабризма наша беседа с автором исторических монографий («События и люди 14 декабря», «Мятеж реформаторов» и др.), главным редактором журнала «Звезда» Яковом ГОРДИНЫМ.

— Беспрецедентное явление в мировой политике — против существующего строя выступили не угнетенные, а представители сословия угнетателей. Государственный переворот во имя «установления справедливости» инициировали не «униженные и оскорбленные», а высокопоставленные военные и владельцы богатых поместий. За равенство всех сословий перед законом ратовали не бесправные рабы — крепостные, а именитые потомственные дворяне. И никто из них не претендовал на участие в государственной жизни в случае успеха восстания — таков был основополагающий постулат декабристской идеологии. Как на приговор декабристам и казнь пятерых из них отреагировало русское общество?

— Реакция на казнь пятерых мятежников была, разумеется, теснейшим образом связана с восприятием самого мятежа. Русское общество, даже самая образованная его часть, было отнюдь неоднородно. Ограничусь несколькими выразительными примерами. На одном полюсе было «дворяноборческое» настроение. По данным полицейской агентуры, которая тщательно отслеживала после мятежа, суда и казни реакцию разных общественных групп, среди кантонистов (солдатских детей, обучавшихся в специальных школах и поступавших затем в армию) бытовало такое мнение: «Начали бар вешать и ссылать на каторгу, жаль, что всех не перевесили...» С другой же стороны, есть свидетельства, что к осужденным декабристам во время их провоза по России в Сибирь во многих местах относились весьма сочувственно.

Если же говорить о реакции на события 14 декабря культурной элиты, то и она была резко разнонаправленной. Николай Карамзин через две недели после мятежа писал Петру Вяземскому: «Бог спас нас 14 декабря от великой беды. Это стоило нашествия французов...» Василий Жуковский, добрейший и благороднейший человек, писал 16 декабря своему другу Александру Тургеневу, брату одного из лидеров заговорщиков-северян Николая Тургенева: «Провидение сохранило Россию... Чего хотела вся эта шайка разбойников?... Презренные злодеи, которые хотели с такою безумною свирепостью зарезать Россию». И Карамзиным, и Жуковским двигал ужас не перед реальными вождями восстания, многих из которых они знали и ценили, но перед самой стихией мятежа, которую те разбудили. Хотели ли Карамзин и Жуковский, остыв от первого потрясения, смертных приговоров? Безусловно, нет. Достаточно вспомнить роль Жуковского в том, что сразу по восшествии на престол его воспитанник Александр II амнистировал всех «государственных преступников». Князь Петр Вяземский писал в записной книжке: «13-е число (день казни. — «МН») жестоко оправдало мое предчувствие! Для меня этот день ужаснее 14-го (день восстания. — «МН»). По совести нахожу, что казни и наказания несоразмерны преступлениям… Дело в том, чтобы определить теперь меру того, что можно и чего не должно терпеть».

Многие были потрясены не только самой жестокостью приговора, но и лицемерием Николая, который говорил, что он поразит всех своим великодушием… Он же велел передать Верховному уголовному суду, решавшему судьбу декабристов, что он «отвергает всякую казнь, связанную с пролитием крови». То есть он лишал пятерых приговоренных офицеров, двое из которых прошли наполеоновские войны, сражались при Бородине, имели боевые награды, права на расстрел. Он обрекал их на позорную казнь — на виселицу... Все это, разумеется, учитывалось обществом. В том числе и офицерством.

— Можно ли говорить, что восстание и последовавшие за ним события способствовали формированию в России общественного мнения, об отсутствии которого говорил Пушкин?

— Давайте вспомним, когда Пушкин это говорил. Это фраза из письма Чаадаеву от 19 октября 1836 года... Если верить Пушкину, события, последовавшие за 14 декабря, общественное мнение придавили. «Нужно сознаться, что наша общественная жизнь — грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству — поистине могут привести в отчаяние». Так вот, общественное мнение сформировалось, в точном смысле слова, еще при Екатерине II и расцвело при Александре I. Катастрофа на Сенатской площади прервала его развитие. То есть оно существовало всегда, но влиять на окружающую реальность стало не ранее сороковых годов. Когда Герцен предложил свою знаменитую формулу о пушках, разбудивших целое поколение, то он имел в виду свое поколение. А он родился в 1812 году. Люди этого поколения вышли на общественную арену именно в сороковые годы. Но чем дальше, тем интенсивнее память о декабристах влияла на общественное сознание. И в этом отношении можно говорить о некоем способствовании. Это весьма любопытная в историософском смысле ситуация — эхо от взрыва 14 декабря не угасало, но усиливалось с десятилетиями и, быть может, максимального звучания оно достигло в советский период. Пропагандируя декабризм, советская власть не рассчитала эффекта, а когда спохватилась, было поздно. Декабризм как миф стал одним из важнейших элементов оппозиционного сознания.

— Император опасался сочувствия заговорщикам, потому облагодетельствовал их родственников, в частности, ввел генерала Николая Раевского — тестя сосланного на каторгу князя Сергея Волконского — в Государственный совет и т.д. Насколько эта мера была эффективной?

— Николай прекрасно понимал, что судьба осужденных не прибавит ему популярности во многих аристократических и дворянских семьях. Он понимал и то, что страшные обвинения в нарушении присяги и умыслах на цареубийство странно и не очень убедительно звучат в Российской империи. Александр, против которого и конспирировали заговорщики и об убийстве которого рассуждали, санкционировал убийство императора Павла, своего отца. К декабрю 1825 года в России было уже убито три законных императора и совершено несколько дворцовых революций. Голенищев-Кутузов, который руководил казнью пятерых, был участником убийства Павла... Разумеется, понимая все это, Николай пытался совершать некие примирительные поступки. Возвращение Пушкина из ссылки было, как известно, одним из них. Что до Раевского и Государственного совета, то надо иметь в виду, что Государственный совет был местом почетной ссылки. Грубо изгнанный с Кавказа Ермолов, которого Николай терпеть не мог, тоже был отправлен в Государственный совет. В Государственный совет — совещательный орган — назначались те генералы, которых Николай не хотел видеть в армии. Гораздо существенней было то, что Николай не стал преследовать родственников осужденных. Напротив, братья некоторых заговорщиков были повышены в чинах.

Но стоит сказать, что Николай упустил уникальный случай принципиально изменить общественную и политическую атмосферу страны. Если бы он действительно был крупным государственным деятелем, то он уж во всяком случае никого бы не казнил, а в случае идеальном помиловал бы заговорщиков. И многие из них стали бы усердными и полезными слугами империи. Это был бы поворотный момент в отношениях власти и общества в России. Быть может, именно в этот момент был упущен последний шанс принципиально изменить эти отношения и предотвратить грядущую катастрофу — революции ХХ века. Помилование Александром III убийц своего отца, о котором его умолял Толстой, уже ничего бы не изменило, точка невозврата осталась позади.

— Есть ли свидетельства того, как русская элита воспринимала трансформацию героев Отечественной войны в заговорщиков?

— А не было никакой трансформации. Россия была военной империей и офицерство традиционно участвовало в политике. С 1725 года — возведения на престол Екатерины I в обход законного Петра II, внука Петра I — и до 1825 года решающим фактором политической жизни было гвардейское офицерство. Участники всех переворотов, убийства Павла в частности, были героями войн, которые почти непрерывно вела Россия. Так что и 14 декабря все было вполне в русле фундаментальной традиции. Когда Павла Пестеля приговаривали к смертной казни, то никого не смущало, что он в 19 лет был тяжело ранен при Бородине и награжден золотой шпагой за храбрость, а затем отличился в заграничном походе. Когда приговаривали к каторге — на 20 лет — генерал-майора Сергея Волконского, то отнюдь не учитывалось, что он был участником 50 сражений, кавалером золотого знака за Прейсиш-Эйлау, золотой шпаги за храбрость и многих высоких орденов. Все это было в порядке вещей.

— Допросы декабристов, проводимые с участием Николая I, говорят о том, что заговорщики довольно быстро сознавались в своих намерениях, в признательных показаниях порой видно даже раскаяние. Отчего такая легкость и искренность в отказе от убеждений?

— Они не отказывались от убеждений. Они отрекались от метода реализации этих убеждений. Что же до поведения на следствии, то это достаточно сложный вопрос. Во-первых, были люди, которые вели себя совершенно достойно — Лунин, Пущин, Якушкин, Николай Бестужев... Во-вторых, надо понимать конкретную ситуацию. Рылеев, не выдержавший потрясения и мучительно ощущавший свою ответственность за пролитую кровь, на первых же допросах рассказал очень многое. Опираясь на его показания, следователи, надо признать, с большим искусством вынуждали к правдивости и остальных. В-третьих, между следователями и подследственными не было социального барьера, возникшего во времена народовольцев. Генерала Волконского допрашивал друг его молодости и соратник по войнам с Наполеоном генерал Бенкендорф. В этой ситуации лгать очень трудно. В-четвертых, многие из них — особенно молодые офицеры — готовы были к смерти, но не готовы к кандалам и темным сырым казематам. Кроме того, откровенность одних существенно отличалась от откровенности других. Некоторые вели весьма искусную игру со следствием и, говоря много слов, утаили немало фактов. Но, конечно же, они были раздавлены свершившейся катастрофой.

— Декабристы и восстание 1825 года, пожалуй, единственный миф, который оказался сильнее любой пропаганды, — дореволюционной, советской, постсоветской. Почему?

— Одно из главных несчастий нашей политической жизни, возьмем петровский период, длящийся до наших дней, — это неспособность и нежелание большинства из тех, кто вступает в политику, соотнести личный интерес с интересом общим, как говорили в ХVIII веке — общенародия, интерес групповой с интересом государства, страны. Это был, да и есть, тяжкий порок нашей политический культуры.

Люди тайных обществ — истинные декабристы — были первыми, кто преодолел этот порок. И дело не в их романтическом благородстве, а в их политическом профессионализме, как ни странно это звучит. Они сумели соотнести личное и общее, и это было фундаментальной чертой подлинных политиков. И сквозь всю романтическую шелуху, сквозь все эти сказки о юношах, которые жаждали красиво погибнуть ради братьев своих, люди разных поколений — особенно люди советского периода — видели этот бескорыстный прагматизм. Они могли не знать, что никто из лидеров Северного общества в случае победы восстания не претендовал ни на какие государственные посты, на участие во Временном правлении, но они ощущали эту настоящую человеческую основу. Смею сказать, что верили декабристам сквозь декабристский миф.

— «Мы погибнем, но пример останется», — сказал Сергей Муравьев-Апостол. На ваш взгляд, пример чего?

— А вот этот пример и имелся в виду — рискнуть личным ради общего. Пренебречь низким ради высокого. Соотнести частное с общенародным. Это и есть политика, а не то, что мы часто за нее принимаем.
Автор: Юлия Кантор
Первоисточник: http://mn.ru/newspaper_history/20110713/303276368.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. Владимир 14 июля 2011 11:58
    Не надо идеализировать смутьянов - при благих намерениях (а ими устлана дорога в ад, что подтвердил опыт революций 20 века) они действовали преступными способами - они сами поставили себя вне закона и вне православной традиции (которую, кстати сказать, хотели изменить на протестантский манер: упразднив священство и допустив "совершение богослужений всем миром") - и солдат-то, надо сказать, вывели смутьяны обманным путём: якобы защищая право законного государя Константина... С уважением можно отнесись только к тому, с каким достоинством понесли они свое наказание.
    Владимир
  2. герасим 14 июля 2011 19:08
    Владимир прав. Надо просто прочитать манифест декабристов, немного подумать, и станет понятным то ,что они готовили для России. Для примера , выдержка из манифеста:

    Временному правлению поручается приведение в исполнение:
    3. Образование внутренней народной стражи,
    6. Уничтожение постоянной армии.

    Вот так- вместо армии народная стража.
    А ещё там ..... , нет уж лучше ,если интересно , почитайте манифест.
    герасим
  3. Marat 14 июля 2011 23:19
    Эти декабристы- суть либерасты те же - фактически английские агенты. У Николая Старикова (От декабристов до моджахедов) хорошо проанализировано и показано
    Marat
  4. Михаил 15 июля 2011 22:17
    А как Вы сейчас относитесь к бабам лерам, каспарышам и иже с ними?
    Что то автор не упомянул манифест ими заделанный - царя нах..., а вместо него, - нас красивых.
    Михаил
  5. Marat 15 июля 2011 22:50
    Николай Стариков очень убедителен в том что они все получают заграничное финансирование. Отношусь к ним как к английским шпионам. К сожалению их в России размножилось много. Хотя и у нас в Казахстане редко но встречаются - здесь у них обычно к антигосударственным лозунгам добавляются и псевдо-националистические, но слава богу большинство понимает , что от них будет еще хуже.
    Marat
  6. gendarm 26 сентября 2011 12:19
    Как известно, любое преступление оставляет финансовый след. Не готов поручиться за авторство версии, но лет десять назад читал, о том, что идейные вдохновители движения декабристов были акционерами "Русско-американской компании", существование которой после смерти императора Александра I было под угрозой. Николай очень скептически отнёсся к Русской Америке вообще, и все мы знаем, чем в итоге это закончилось. Так, что вполне возможен прозаический шкурный интерес.
    1. Banshee 26 сентября 2011 12:30
      Принцип "Qui bono"... "Кому выгодно?"

      В любом шухере в мировой истории, начиная с Троянской войны (а может, и раньше) можно найти лиц, кровно заинтересованных в том или ином варианте развития событий.
  7. lyuboyan 2 марта 2013 05:47
    Вот как. Ни одного доброго слова. Всё кончилось обвинениями в "шкурных" интересах. Как же так? Да,они ошибались. Были наивными во многом. Они были первыми. Это начало 19 века. Это теперь в 21-м все такие "умные". А как же? Ведь всё уже произошло. Всё уже случилось. Все всё знают. А они не знали. Не знали и жить могли бы припеваючи долго и счастливо. У них было всё для такой жизни. Но это были люди Совести и они не захотели так жить. Трагедия их в том,что они напрасно отдали свои жизни. Они остались не понятыми ни современниками ,ни потомками. Собственно,им уже всё равно. А нам?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня