«Никто ее никуда не вытеснял»

34
«Никто ее никуда не вытеснял»«27 минут – это хороший контакт. И то, что состоялась передача контакта противолодочному самолету и корабельной поисково-ударной группе, свидетельствует о хорошей профессиональной подготовке наших противолодочных сил», – заявил газете ВЗГЛЯД капитан первого ранга Игорь Курдин, комментируя ситуацию с обнаруженной в Баренцевом море американской подлодкой.

В понедельник главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков уточнил, что американская субмарина, которую российские противолодочные силы заставили покинуть приграничные воды в Баренцевом море 7 августа, была обнаружена российской подлодкой. «Северный флот продолжает выполнять все мероприятия в соответствии с планом», – заявил главком ИТАР-ТАСС.

После обнаружения американской подлодки в заданный район для поиска и слежения была направлена корабельная противолодочная ударная группа, а также противолодочный самолет Ил-38. В Минобороны России отмечали, что это не единственный факт обнаружения иностранных подводных лодок в Баренцевом море в последнее время. «Подобное поведение субмарин стран НАТО в районах Баренцева моря не раз становилось причиной опасных навигационных происшествий», – отмечал источник РИА «Новости».
Так, в 1992 году на выходе из Кольского залива произошло столкновение атомной подводной лодки ВМС США «Батон Руж» с подводной лодкой Северного флота К-276, а в 1986 году – атомной подводной лодки «Сплендид» ВМС Великобритании с ракетным подводным крейсером стратегического назначения Северного флота «Тайфун».

Одной из основных версий гибели атомной подводной лодки «Курск» в 2000 году называлось столкновение с атомной подводной лодкой ВМФ США «Толедо».

Прокомментировать инцидент газета ВЗГЛЯД попросила председателя Совета Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитана первого ранга Игоря Курдина.

ВЗГЛЯД: Игорь Кириллович, можно ли применительно к этой ситуации говорить, что произошло что-то необычное?

Игорь Курдин: У нас были времена, когда о таких случаях не сообщали вообще. Сейчас об этом сообщают и наши СМИ, и зарубежные – о том, что они обнаруживают наши подводные лодки. Ничего удивительного для меня в этом нет. Возможно, это имеет какое-то значение в нынешней политической ситуации, когда мы хотим подчеркнуть, что иностранные подводные лодки – я не хочу говорить «вражеские» – постоянно ведут разведывательную деятельность и в Баренцевом море, и в районе Арктики, и никогда они ее не прекращали. Так же, как и наши подводные лодки выполняют свои задачи в Атлантике, в Средиземном море, в тех же самых арктических районах.

Это нормальное состояние любого флота.

ВЗГЛЯД: Регламентируются ли действия в подобных случаях?

И. К.: Безусловно, есть руководящие документы, которые четко регламентируют действия нашего флота. Во-первых, при обнаружении любой подводной лодки независимо от района – будь это в прибрежных или в океанских водах – тот, кто ее обнаружил, должен доложить об этом и установить контакт, установить слежение за этой подводной лодкой.

В данном случае американская лодка была обнаружена в Баренцевом море. На нее были наведены противолодочные силы: авиация – противолодочный самолет Ил-38 – и поисково-ударная группа надводных кораблей. Им удалось осуществлять слежение в течение 27 минут. Это достаточная продолжительность, чтобы в случае, если сложилась бы определенная ситуация, применить по этой лодке оружие.

ВЗГЛЯД: Как бы вы оценили действия российских сил?

И. К.: 27 минут – это хороший контакт. И то, что состоялась передача контакта противолодочному самолету и корабельной поисково-ударной группе, свидетельствует о хорошей профессиональной подготовке наших противолодочных сил.

ВЗГЛЯД: И командиру американской субмарины ничего не оставалось, кроме как покинуть этот район?

И. К.: Командир выполнил маневр, который называется «отрыв от слежения». И в данном случае логично предположить, что он покинул этот район. Как я понимаю, ему это удалось.

Насколько я знаю, нарушения границы территориальных вод в данном случае не было. За лодкой следили, никто ее никуда не вытеснял. Я как командир подводной лодки тоже скажу – если меня обнаруживают противолодочные силы вероятного противника, то моя главная задача – оторваться от их слежения. В данном случае все сработали профессионально. Это обыденная практика. В СМИ часто можно увидеть сообщения, что якобы наш самолет нарушил границу или еще что-то. Я вам скажу, что по нашим руководящим документам нам запрещено приближаться ближе чем на 30 миль к границе территориальных вод иностранного государства. Я семь лет лодкой командовал и за свою службу командиром ни разу не знаю такого случая, чтобы кто-то из наших командиров это нарушал. Бывали когда-то единичные случаи нарушения границ, но это было непреднамеренно, из-за ошибок навигации. К сожалению, такое было и у нас, и у американских подводников. На море все бывает.

ВЗГЛЯД: В СМИ появлялись предположения, что американская субмарина пыталась выследить новейший российский подводный корабль проекта «Ясень». Насколько, на ваш взгляд, это вероятно?

И. К.: И в советское время, и в наше время английские и американские атомные подводные лодки всегда находятся в Баренцевом море. Их задача – выявление подводных лодок, особенно стратегических, и выявление их маршрутов развертывания.

Я напомню, завтра 14-я годовщина гибели атомной подводной лодки «Курск». Так вот в тот момент в районе Баренцева моря находились три атомные подводные лодки: американские «Мемфис» и «Толедо» и английская «Сплендид». Они выполняли задачи слежения. Тем более, проводились большие маневры Северного флота, и поэтому их задача – отслеживать все, что там происходит, и, естественно, подводные лодки.

Если сейчас в Баренцевом море был «Ясень», то, естественно, их задача – отследить его, вести за ним наблюдение, по возможности установить слежение и снять его гидроакустические характеристики. Каждая лодка шумит по-своему, у каждой есть свой гидроакустический портрет. И записать такой портрет было бы большой удачей для наших вероятных в прошлом противников, а теперь вероятных друзей. Обнаружили они «Ясень», был ли там «Ясень» – не думаю, что кто-то это может сказать. Эта информация, безусловно, закрытая.

ВЗГЛЯД: Подлодки типа «Вирджиния» – новые корабли в ВМС США, и тем не менее она не смогла остаться незамеченной...

И. К.: Да, это одна из новых лодок, хорошо оснащенная, с хорошим вооружением. Это сильный и опасный противник. Но наши лодки не хуже.

Технологии «стеллс» в подводных лодках пока нет, и какая бы низкая шумность у нее ни была, все равно ее можно обнаружить. Лодки совершенствуются в плане шумности, но также совершенствуются и системы их обнаружения.

ВЗГЛЯД: Были ли ранее случаи обнаружения лодок этого класса?

И. К.: Не могу утверждать, но это один из первых случаев, о которых нам известно из открытой печати.

ВЗГЛЯД: Какие полезные данные могли получить российские моряки, осуществляя слежение за американской лодкой?

И. К.: Если американцы пытаются снять акустический портрет нашей лодки, то и мы делаем то же самое. И по этому акустическому портрету потом легко классифицировать. Если я знаю, что за противник передо мной, то знаю и то, как с ним бороться. Разные лодки – разная тактика.

ВЗГЛЯД: Как бы вы оценили состав сил и средств, привлеченных для слежения за лодкой? Не слишком ли их много?

И. К.: Это стандартный набор средств. Я могу предположить, что эту лодку обнаружила одна из наших подводных лодок. Затем, как правило, вызывается противолодочный самолет, Ил-38, и тут же выходит дежурная корабельная противолодочная группа в составе, как правило, трех кораблей. Вот если бы там было два самолета и шесть кораблей, то это было бы необычно.

Работали дежурные противолодочные средства, и со своей задачей они справились.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    13 августа 2014 14:32
    Обнаружили, повисли - она и убралась...:)
    1. +8
      13 августа 2014 14:35
      но это один из первых случаев, о которых нам известно из открытой печати.
      Можно гордиться профессионализмом наших военных. Времена когда корабли стояли у прикола, а самолёты на аэродромах прошли. Боевая подготовка и наличие техники в умелых руках, залог решения поставленных боевых задач. good
      1. +2
        13 августа 2014 14:39
        Гордится можно, но 27 минут-это далеко не предмет мечтаний. Вытеснять их нужно на хрен из всего Баренцева моря.
        1. jjj
          +13
          13 августа 2014 14:46
          27 минут - это очень и очень много. По расчетам американцев мы вообще и обнаружить ее не должны были...
          1. 0
            13 августа 2014 22:29
            Смотря с какой стороны посмотреть. Чтобы снять характеристики боле чем достаточно, а чтобы в следующий раз неповадно было соваться, нужно часами гонять, долбя сонаром. Чтобы пересрались все контрактнички и массово просились о переводе в персидский, а лучше мексиканский залив.
          2. 0
            14 августа 2014 10:31
            Цитата: jjj
            27 минут - это очень и очень много. По расчетам американцев мы вообще и обнаружить ее не должны были...

            По расчетам американцев в 2012 болотный майдан должен был добиться смещения Путина, 6-й флот должен был обосноваться в Крыму, Боинг упасть на территории войск АТО,а Россия ввести войска в ответ на провокации с украинской стороны.
            Но мы то с Вами знаем по чьим правилам идет игра lol
    2. +3
      13 августа 2014 15:18
      хорошо было бы ее утопить по тихому, мол сама утонула.
      1. +7
        13 августа 2014 16:59
        Нафига нам ещё один атомный могильник в Баренцевом море?
        1. 0
          13 августа 2014 23:39
          Это хороший показатель для ВМФ России,пусть лучшие друзья знают что не в небе,не в море им от нас не уйти,везде достанем,так что пусть видят мы уже не те что 2008г.
  2. +1
    13 августа 2014 14:33
    Держим руку на пульсе подводного движения на Баренцевом море. Это хорошо, что у нас там всё под контролем.
  3. +11
    13 августа 2014 14:33
    Ну что ж североморцы как всегда молодцы!!!Такую Т_ВАРЬ отловить. good

    Ну а п_индосам и прочим натовцам привет от Янычара:
    1. +1
      13 августа 2014 18:23
      За ответ Янычара амерам отдельный РЕСПЕКТ! ))))
    2. koshh
      0
      14 августа 2014 00:40
      Цитата: Роман 1977
      Ну что ж североморцы как всегда молодцы!!!

      "Северный флот, Северный флот, Северный флот не подведет!"
  4. +1
    13 августа 2014 14:37
    Мониторить рубежи в наше тревожное время необходимо круглосуточно,и действовать решительно,только так мож сбить спесь с наглых англосаксов....
  5. +2
    13 августа 2014 14:39
    Все страны, обладательницы подводного флота, стараются как можно больше знать о лодках противника, в частности - знать шумы каждой лодки. Как тембр голоса у каждого человека свой, так и шум лодки даже одного проекта отличается друг от друга. Так же лодки имеют торпеды - имитаторы, которые имеют запись собственных шумов. При обнаружении и преследовании они отстреливаются, включается излучатель, который имитирует шумы лодки. Это может сбить противника с толку и помочь лодке уйти.
    1. 0
      13 августа 2014 17:13
      Интересно можно ли использовать эти технологии на суше, например против снайперов? Ведь отсканировав ранее засветившегося, можно предугадывать его манёвры.
  6. 0
    13 августа 2014 14:41
    +1 Мне понравилось интервью. Спасибо Роману.
  7. +2
    13 августа 2014 14:44
    Обыкновенная хорошая повседненая служба наших моряков Враг не пройдет!
  8. +1
    13 августа 2014 15:02
    Пусть опасаются. Баренцево море - русское море. Заплыл, не обижайся. А то еще какая нибудь самонаводящаяся "мина времен ВОВ" с якоря сорвется, и усе, туши свет.
  9. 0
    13 августа 2014 15:02
    Да, СМИ раструбили то, что собственно и должно происходить в работе флотов всех стран. А то, что амеров обнаружила наша же подлодка это большой плюс. Следовательно наши хорошо изучили все что нужно знать о чужой подлодке.
    1. 0
      13 августа 2014 17:34
      В нынешнее время такие новости наиболее востребованы, поэтому удивляться не приходится.
  10. 0
    13 августа 2014 15:55
    Какой удачный случай практических учений для наших ВМС. Как говорил Суворов-тяжело в учении-легко в бою. А тут считай максимально приближено к реальному бою.
  11. 0
    13 августа 2014 16:01
    Молодцы североморцы-достойно встретили и проводили
  12. 0
    13 августа 2014 16:52
    Прошла тренировка максимально приближеная к боевым условиям
  13. +1
    13 августа 2014 16:56
    Мы конечно вежливые люди, но когда в наш дом вламывается всякое обнаглевшее , я за более решительные действия. Все-таки пару глубинных бомбочек надо было сбросить. Пусть не лезут. Каждый раз к макакам надо применять отрезвляющие меры воздействия, или я ошибаюсь опять?
  14. +1
    13 августа 2014 17:04
    надо было ее динамитом жахнуть! чтоб кверху брюхом всплыла))) а там течением до берегов америкосов.... как кусок г..вна)))
  15. evgenvip
    0
    13 августа 2014 17:23
    внеплановые учения проведены на отлично
  16. спец
    0
    13 августа 2014 17:59
    Я, конечно, не специалист... Но,считаю, задачу наш флот выполнил на все 100! Молодцы! hi
  17. 0
    13 августа 2014 18:05
    "Курск" навсегда останется в нашей памяти, как и входной след торпеды в её корпусе, поднятом на поверхность, от п/л "Толедо". Все это уже знают и осознали, но жажда мести все равно горит !!!
    Утопить гадов, чтобы не совались больше в наше логово! Неужели это нельзя сделать под благовидным предлогом, сославшись на какую-нибудь Мкуу-Бембу???
    Утопить сволочей, чтобы посчитали в Лос-Анжелесе свои трупы, как мы их считали в Видяево...
    1. +1
      13 августа 2014 18:31
      Зачем нам утопленный радиоактивный американский мусор на наших границах? Своего хватает. А вот если энту самую субмарину по-тихому жахнуть где-нибудь в Тихом океане, вот тогда - я за.
    2. Demon0n
      0
      13 августа 2014 21:49
      Цитата: Spasatel
      "Курск" навсегда останется в нашей памяти, как и входной след торпеды в её корпусе, поднятом на поверхность, от п/л "Толедо". Все это уже знают и осознали, но жажда мести все равно горит !!!
      Утопить гадов, чтобы не совались больше в наше логово! Неужели это нельзя сделать под благовидным предлогом, сославшись на какую-нибудь Мкуу-Бембу???
      Утопить сволочей, чтобы посчитали в Лос-Анжелесе свои трупы, как мы их считали в Видяево...


      Месть - это блюдо, которое надо уметь готовить (холить и лелеять, пока сущность не станет абсолютной)...
      По крайней мере мои соображения таковы:
      Путин не похож на человека, который забывает и прощает свои позор, унижение... К тому же, он доказал, что является очень опасным соперником (есть искушение побороться, конечно, но есть и понимание !крайней! опасности такого соперника).
      Месть, на мой взгляд будет приготовлена как должно.
      А вот топить этих..... преждевременно и мелочно.
  18. +1
    13 августа 2014 18:14
    Цитата: Олег Соболь
    [b] Времена когда корабли стояли у прикола, а самолёты на аэродромах прошли. good

    Это действительно не может не радовать. Однако, справедливости ради, должен сказать, что и в те не благословенные времена все равно продолжали служить на совесть вопреки прогнившей верхушке. В 1995-1997 году я проходил срочную на СФ, на БПК, многие корабли тогда стояли у причалов, многие ржавели, с них снимали оборудование и ремонтировали наиболее боеспособные. 3 БПК - "Адмирал Левченко", "Симферополь"(впоследствие "Североморск"), "Адмирал Харламов" и ТАВКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» все время выходили в море для решения различных задач. В том числе, за время моей службы дважды по боевой тревоге по причине аналогичной то, что в статье. Правда, как в интервью и сказал товарищ капитан первого ранга: "Игорь Курдин: У нас были времена, когда о таких случаях не сообщали вообще.", тгда действительно этой информации нигде не было, ни по телевизору, ни в прессе, это были простые будни. Так что северные морские рубежи держали даже тогда, когда все в стране, на флоте и в армии совсем не хорошо было. hi
  19. +2
    13 августа 2014 19:51
    Цитата-"вероятных в прошлом противников, а теперь вероятных друзей"


    Как достал этот политэс почему нельзя прямо сказать ВРАГОВ!!!! Никогда янки не будут нам друзьями.
    1. +3
      13 августа 2014 21:24
      нет, нельзя. Враг должен быть уничтожен, противник остановлен.
      кому охота остаться в одиночестве? Может Вам?
      Так что пусть будет ВЕРОЯТНЫЙ ПРОТИВНИК
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        14 августа 2014 09:51
        Цитата: basiljour
        Так что пусть будет ВЕРОЯТНЫЙ ПРОТИВНИК


        Уважаю Вашу точку зрения ,но останусь при своей. Противник тот кто соблюдает какие то рамки в ведении борьбы а янки враг- злой, коварный, не обремененный какими то принципами , убивающий женщин , стариков детей,Не гнушающийся ни чем в достижении своих целей.
  20. +1
    13 августа 2014 21:13
    Люблю читать приятные новости.
  21. 0
    14 августа 2014 03:18
    замечательная новость, и на суше и на море и в воздухе оттачивают мастерство защитники Отчизны и не дают покоя заокеанским "партнёрам". Прошли те времена, когда можно было безнаказанно пересекать государственную границу и собирать разведданные