Утверждена Концепция развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ

12 августа исполнилось 14 лет со дня гибели подводной лодки «Курск». В годовщину этой трагедии министерство обороны сообщило о своих новых планах, касающихся развития военно-морского флота, а именно его спасательных служб. Согласно официальной публикации ведомства, главное командование ВМФ и Военный учебно-научный центр военно-морского флота (ВУНЦ ВМФ) «Военно-морская академия» разработали Концепцию развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ. Документ уже утвержден министром обороны генералом армии Сергеем Шойгу.

Подписанный министром документ определяет основные направления развития поисково-спасательной службы военно-морского флота. В нем оговариваются планы по строительству спасательных судов, средств оказания помощи кораблям, необитаемых и обитаемых подводных аппаратов, а также развитие и обновление системы подготовки специалистов-спасателей. Все эти меры призваны улучшить возможности спасательных подразделений и повысить безопасность боевой и учебной работы моряков ВМФ.

Пресс-служба министерства обороны приводит слова начальника службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ Дамира Шайхутдинова, который считает, что по уровню развития спасательных средств и технологий ВМФ России в настоящее время находится на уровне мировых стандартов, а в некоторых направлениях является мировым лидером. К примеру, одним из наиболее развитых направлений является строительство обитаемых подводных аппаратов. Новейшие разработки в этой сфере по своим характеристикам и возможностям не уступают современным зарубежным аналогам.


Уже сейчас идут активные работы по строительству и испытаниям новой спасательной техники. Так, сейчас завершаются испытания спасательного глубоководного аппарата «Бестер-1» проекта 18271, разработанного в ЦКБ «Лазурит» и построенного заводом «Адмиралтейские верфи». По имеющимся данным, этот аппарат способен выполнять поставленные задачи на глубинах до 700 м. Он сможет эвакуировать людей с затонувших подводных лодок, а также обеспечивать работу водолазов.

Утверждена Концепция развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ
Спасательный глубоководный аппарат «Бестер-1» проекта 18271


Носителем аппарата «Бестер-1» станет спасательное судно «Игорь Белоусов» проекта 21300. Строительство этого судна началось в конце 2005 года и в настоящее время оно проходит швартовные испытания. Служба судна начнется в 2014-15 годах. В течение нескольких следующих месяцев планируется заказать второе судно проекта 21300, которое так же сможет нести глубоководные аппараты проекта 18271.

Помимо спасательных судов проекта 21300 в ближайшие годы военно-морской флот получит 10 судов и катеров аналогичного назначения. До конца текущего года петербургский завод «Пелла» должен достроить два спасательных судна, а кроме того флот получит 6 катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проектов 23040 и 23370, строящихся предприятиями «Нижегородский теплоход» и КАМПО. Кроме того, Астраханский судостроительный завод завершил строительство судна СБ-45 проекта 22870.

Утверждена Концепция развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ
Судно СБ-45 проекта 22870. Фото http://bastion-opk.ru


В соответствии с ранее установленным графиком продолжается модернизация существующей техники. В настоящее время ремонт и обновление проходят спасательные аппараты типа «Приз». Завершена модернизация подводного аппарата АС-30, который недавно успешно прошел испытания с погружением на глубину 1000 м, а сейчас продолжает службу в составе Тихоокеанского флота. Также модернизацию прошел аппарат АС-26. Северный флот передал на ремонт аппарат АС-34. Одновременно с ремонтом и обновлением подводных аппаратов проводится модернизация бортового оборудования их судов-носителей.

В рамках развития поисково-спасательных средств в дальнейшем планируется разработать несколько новых проектов. Одним из самых актуальных направлений в этой сфере являются дистанционно управляемые подводные роботы, способные работать на больших глубинах. Второе перспективное направление – роботизированные системы управления обитаемыми подводными аппаратами. Ожидается, что появление судов с системой динамического позиционирования станет прорывом в сфере спасательной робототехники.

На базе водолазной школы Черноморского флота (г. Севастополь) создается Учебный центр подготовки военных спасателей и водолазных специалистов. Эта организация является структурным подразделением Объединенного учебного центра военно-морского флота. Черноморское высшее военно-морское училище им П.С. Нахимова начало подготовку специалистов-водолазов. Кроме того, сохранена и обновляется система подготовки специалистов в ВУНЦ ВМФ.

Пресс-служба Минобороны отмечает, что приоритетным является снабжение частей Черноморского флота. Именно эти подразделения будут первыми получать новые спасательные суда, катера и подводные аппараты. Первые результаты такого обновления были показаны во время мероприятий, прошедших в День ВМФ, когда в Севастопольской бухте появился модульный спасательный катер проекта 23370.

Утверждена Концепция развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ
Многофункциональный модульный спасательный катер проекта 23370


Параллельно со строительством новой техники и подготовкой специалистов командование военно-морского флота планирует проводить тренировки спасателей. На следующую неделю запланированы учения спасателей Северного флота. В мероприятии примут участие стратегическая подводная лодка и одно из спасательных судов. Согласно сценарию учений, на субмарине произойдет условная авария, из-за чего ей потребуется помощь. Экипаж подлодки отработает покидание терпящего бедствие корабля через торпедные аппараты. В ходе этого эпизода учений спасатели должны применить водолазную транспортировочную спасательную барокамеру «Кубышка». Это устройство будет использоваться для оказания помощи подводникам, условно получившим баротравмы.

Утверждена Концепция развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ
Складная транспортировочная водолазная барокамера БВТ-С шифр "Кубышка". Фото http://twower.livejournal.com


В сообщении о планируемых учениях приводятся слова начальника штаба Северного флота вице-адмирала Николая Евменова, который отмечает, что подобные мероприятия позволяют подготовить экипажи подлодок и спасателей к работе в экстремальных ситуациях, а также обучить их использованию всех имеющихся спасательных средств.


По материалам сайтов:
http://function.mil.ru/
http://vz.ru/
http://armstrade.org/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Serbor 15 августа 2014 10:03
    Очень правильное и нужное дело. Флот - это не только боевые единицы, но и инфраструктура обеспечения. А спасение жизни наших ребят это приоритет. Железок можно наклепать много, а потерянных ребят не вернуть. Хотя с такими темпами, как наш ОПК "клепает" боевые единицы можно вырастить не одно поколение моряков, но это не значит, что их жизнями можно разбрасываться направо и налево.
  2. Вожик 15 августа 2014 10:34
    "...слова начальника службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ Дамира Шайхутдинова, который считает, что по уровню развития спасательных средств и технологий ВМФ России в настоящее время находится на уровне мировых стандартов, а в некоторых направлениях является мировым лидером."
    Наглая брехня!
    Вся история т.н. "спасательных служб" СССР-России - история о том, как трупы собирали.
    Приведите пример хоть одной успешной спасательной операции - где всех спасли?
    И всегда одно и тоже: побоялись вовремя доложить, спасательный корабль оказался не готов, "всепогодные" самолёты не смогли вылететь, не нашлось нужного ключа...
    1. badger1974 16 августа 2014 03:34
      вы просто не искали. а так -пр. 667 в 86-м году в марте, кроме Серёги Преминина все остались живы. а до этого на К-3 после аварии с силовой установкой все живы, на знаменитой к-19 проекта 658 в последствии аварий полного падёжа экипажа не было, могу ещё список накидать, у вас просто паническое настроение об подводниках.
      тем не мение это подвиг за подвигом, не гоже так об ВМФ СССР и РФ, у звёздно -полосатых и Трешер и Скорпион был со всем экипащем , и батон-руж тож нахлебался горя. и сурдфиш да и чё там говорить головной лос ангелес винты терял и людей, не стоит поносить и лить се гадость на голову, подводник-это призвание, национальности неимеет-есть только долг
      badger1974
  3. xomaNN 15 августа 2014 14:55
    Очень верю , что Спасслужба ВМФ РФ действительно окажется на уровне. Прошлая нелепая ситуация с АПЛ "Курск", когда она учениях затонула, не на БС, рядом свои корабли, глубина 100 м - и не смогли никого спасти sad
  4. Быстрый 15 августа 2014 16:46
    Бесконечно актуально, экранопланы ещё нужны, амфибии, школы глубоководников, всё это очень дорого, но жизни дороже. Спецы ещё остались.
    Быстрый
    1. badger1974 16 августа 2014 03:44
      Спецы не остались а были есть и будут, другое дело сложность работ в крайне суровых условиях, не стоит забывать что зарубежные водочуваки начали работы ток ма когда волна уляглась в два балла, да и то течение продолжило свою активность под водой в 14 узлов, вопрос на засыпку, с кокого раза стыканулись норды на кормовом люке?
      badger1974
  5. uzer 13 15 августа 2014 16:50
    Чтобы спасти экипаж,требуется гидросамолет или вертолет,который может доставить к месту аварии контейнер с аварийным оборудованием.Там должен быть генератор, ,компрессор и лебедка.Воздух и электричество надо сразу подключить к отсекам с людьми,иначе они погибнут,не дождавшись спасательного судна.Вот тут то и начинается самое интересное.Все отсеки на лодках должны быть оборудованы аварийными люками и устройствами для подачи воздуха и электроэнергии извне. Если их нет,то кого собираются спасать?Скорее всего секретные документы и электронные блоки,а вовсе не людей.Лодка дорого стоит и экипаж является заложником,который или погибает вместе с судном,или спасается вместе с ним.Потом аварийная лодка лежит на дне всегда с креном и дифферентом.Для стыковки с люком приемное устройство батискафа должно быть сделано на гофре и иметь возможность поворота в любую сторону под углом хотя бы 30 градусов.Забыли уже,сколько дней пытались пристыковать этот узел к "Курску"?В общем,батискафом похвастались,а реальных организационных мероприятий по спасению экипажей нет.За 14 лет не сделано ровным счетом ничего.
  6. Штык 15 августа 2014 18:32
    Помните, как в 2005–м запутался в подводной антенне ( сначала писали – в браконьерских сетях),на дне у побережья Камчатки, спасательный аппарат АС–28 "Приз"? Тогда тоже, английский робот "Скорпио" выручил. Изменилось ли что с тех пор?
  7. crambol 15 августа 2014 20:59
    завершаются испытания спасательного глубоководного аппарата «Бестер-1»


    Добавление к информации:
    - Бестер это российское изобретение - гибрид БЕлуги и СТЕРляди!

    Кстати, а как будет называться гибрид ВОБлы и стерЛЯДи?

    1. badger1974 16 августа 2014 03:49
      биологически вобля со стерлядью несовместимы, а вот белуга со стерлядью очень даже и могут образовать потомство, теоритически, хотя генетика и барашек может делать из барашек без баранов, но тогда потомство скверное, так что луче уж БЕСТЕР, чем доллидолли
      badger1974
  8. pinecone 15 августа 2014 22:34
    Очнулись и озаботились. Через 14 лет.
    pinecone
  9. Вожик 16 августа 2014 02:53
    Цитата: xomaNN
    Прошлая нелепая ситуация с АПЛ "Курск"

    Это не "нелепая ситуация", а показательный позор нашего ВМФ!!!
    Как и все остальные "спасательные операции" за последние 70 лет!
    И чем дальше, тем дурнее! Уже и технологии, и технику не сравнить с послевоенными, а у нас - всё как "в первый раз"!
    На каждом флоте надо иметь один-единственный быстроходный корабль-спасатель, который может выходить в море при 8-9 балльном шторме.
    И плевать, сколько он будет потреблять топлива и во сколько обойдётся его эксплуатация - жизни наших людей ценнее.
    Но нашим "флотоводцам" штабные Мистрали подавай - они нужнее...

    Повторяю: ни единой успешной спасательной операции за последние 70 лет!
    1. badger1974 16 августа 2014 03:53
      врёшь, выше я указывал, не заставляй меня лезть на чердак, бо по каждому случаю будем грызца, а в итоге ты признаешь что наши спасоперации подводников самые лучите
      badger1974
  10. Вожик 16 августа 2014 09:07
    Не надо тыкать незнакомым.
    И пишите по-русски - я малограмотный сленг не понимаю.
    На чердак лезть не надо - я в курсе. Это вам надо память освежить, да факты сопоставить.
    1. badger1974 17 августа 2014 20:28
      да может и Вы, насчёт тыкать, -да как то по х. на счёт мистралей- и ежу понятно что они и в пень не впирались РФ, это тема для отвлечения Сил и Средств, главный авианосец ракетоносец и база -ЭТО МОЙ КРЫМ, и он уже в своей гавани, и туркея уже попроще, и блукария на очке, Босфор практически российский, немного ещё копоти от обезьяны-обамы с псачиной, и балкану уже в РФ юрисдикции будут, а ты-чё ты мне тычишь чё сленг такой никакой, --НЕ ТУПИ, по теме работай, на опечатки не х внимания обращять, в корень зри
      badger1974

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня