Arab Spring and the position of Russia ("Eurasia Review", Spain)

Arab Spring and the position of Russia ("Eurasia Review", Spain)Now that the Arab Spring — a series of uprisings sweeping the countries of the Middle East and North Africa — lasts until mid-summer, it is important to see how Russia responds and reacts to the developments of its closest partners, Libya and Syria, and what could happen next.

Obviously, Russia today is deeply interested in how the situation with the uprisings unfolds and what is happening with the influence of Moscow in this region. Although Russia's relations in the Middle East cannot be compared with the situation in the Soviet era, due to the fact that the Kremlin is a permanent member of the UN Security Council and a member of the Middle East Quartet, Moscow still plays a crucial role here. The Kremlin does not hide its still suspicious attitude to the political domination of the West in the face of the United States of America and its allies. Russia has important and very profitable ties in energy and trade weapons with this region, especially with Libya and Syria.


Libya

Russia regards the current NATO operation in Libya as the beginning of the expansion of NATO to the south, in the same way as Moscow refers to the inclusion of Poland and the Baltic countries into NATO in the last twenty years. In June, the Russian ambassador to NATO, Dmitry Rogozin, 2011, said that the conflict was “internal”, and added that the participation of third countries in it could pose a threat to regional security. He described the situation in this North African country as “a civil war complicated by tribal tensions.” Moscow said it was ready to be present at the negotiations to reach a peace agreement. The special representative in the region of the Russian president, Mikhail Margelov, who was a Soviet KGB officer in Soviet times and worked as a translator at the TASS agency, and now special representative of the Russian president for cooperation with African countries, met with Libyan Prime Minister Baghdadi Mahmoudi and Foreign Minister Abdul Ati- Al-Obeidi. Russia's political position is that consultation with the people of Libyan leader Muammar Gaddafi is a necessary stage on the path to resolving the conflict. Margelov, who also met with opponents of Gaddafi, said that they want the current ruler to leave his post and his family be excluded from the decision-making system in the field of economics. Margelov argued that the Libyan opposition could accept the prospect of Gaddafi living in Libya after giving up power, thanks to their "tradition of forgiveness and reconciliation."

Non-NATO and Syria

The impasse, which the military situation in Libya has gone into, and diplomatic ambiguity in condemning Syria’s actions have created for Russia the opportunity to position itself in the Middle East as “non-NATO”. This nickname is intended to emphasize how far the Kremlin is apart from the position of the US and NATO regarding what is happening in Libya and in Syria. Slowly but persistently spreading violence in Syria causes Moscow’s deep concern, and therefore the Kremlin is trying to penetrate this region in a new guise. Syria was one of the important clients of the Kremlin during the Soviet era, and most of its weapons arsenal is Russian-made. At the same time, Moscow wants to maintain the image of a major power, which stands in the position of non-intervention, in order to be able to guarantee and promote Russian economic interests in the region. And now the image of a power opposing interference in the affairs of Syria (like Libya) from the outside is very suitable for it.

Russia

Moscow’s reasons for not interfering in Syria’s internal affairs seem to be similar to those of its opposition to NATO’s military operations in Libya. In June, 2011, the deputy representative of Russia to the UN, Alexander Pankin, stated that “the main, from our point of view, is that the current situation in Syria, despite increasing tensions and confrontation, does not pose a threat to international peace and security. It is impossible to dismiss the fact that the source of violence is not exclusively one of the parties. From our point of view, a real threat to security in the region can be external intervention in the internal situation in Syria, including attempts to impose ready-made decisions or take one or the other side. ”

Moscow is already trying to prevent active US actions against the Assad regime in Syria, and prompts Assad to carry out reforms that strengthen his power rather than just resort to force, which could only provoke opposition from the West and increase the likelihood of a tough one-sided reaction of the West. Since Syria is a long-time client and a major buyer of weapons from Russia, Assad’s brutality and its direct consequence of increased Western pressure potentially weakens its partner for Russia. From the Russian point of view, this action contributes to the unilateral consolidation of the Middle East under the influence of the United States and the West (potentially under democratic patronage), which may also overlap in Russian territories.

The recent demonstrative burning of Russian flags, along with the flags of Iran and Hezbollah, shows unequivocally how outrageously protesters look at Russia's non-NATO policy. Anti-Russian antics is a message to the Russian leadership about the need for freedom. Practically at the same time as these anti-Russian acts took place, the protesters threw roses at the feet of the US ambassador in the Syrian city of Hama. These acts could have been a painful blow for the Kremlin, because recently the Russian flags are burning in Ukraine, Georgia, and Kyrgyzstan, and, if we recall in Soviet times, in Afghanistan. Moscow should have been shocked that Russia, represented by demonstrators opposing Assad, was lumped together with Hezbollah, whereas they are treated with great respect by the United States.

Influencing Russia's interests

There are many different sources of concern that the Kremlin will have to face. First, Russia's foreign policy establishment is beginning to look like a battlefield, because the country's top officials are sending clearly conflicting signals about what position Moscow is taking with respect to the unrest that has swept Libya and Syria. Russian leaders are working to protect the strategic goals of Moscow in this region. But during this process, obvious political differences openly manifest, and some analysts are inclined to closer diplomatic ties with the West, while others encourage Russia to ignore the Western viewpoint and be more aggressive in defending the interests of the Kremlin (reviving the old dispute between Westernizers and Slavophiles). This dispute will clearly become a touchstone during the election campaign of Russian President Dmitry Medvedev in 2012.

Secondly, the Kremlin sees in the possible fall of the old order in Libya and Syria the “victory” of the West. No less disturbing is the imagination of Russian analysts and policy makers of the possible growth of Islamist regimes, who see Russia as their target. Russia is already talking about giving self-government to the states of the North Caucasus (mainly Dagestan, Ingushetia and Chechnya), and this Kremlin gesture may attract the attention of Islamists, who may come to power in Libya and Syria. These Islamists (i.e., those associated with Chechen rebels and with al-Qaida groups), while not abusing violence, can renew their ties with their fellows in the North Caucasus. Just look at the vast Circassian fraternity in Syria, which may want to update and strengthen relations with its closest northern neighbors.

Finally, there is an impact on the Russian defense industry. Russia may lose to 10 the billions of dollars it receives from arms deals from Libya and Syria. The fall of Gaddafi would put an end to sales plans for the next five years of armaments by at least four billion dollars. Russian sources say that the disappearance of the Libyan market itself would be a great loss. Russian deals with Syria can also be badly damaged, and the Kremlin may think about the possibility of “resetting” its arms sales to maintain high profits. This means that Rosoboronexport, a Russian arms trading company, will seek to sell more weapons to customers from other parts of the Middle East, especially the states that are members of the Gulf Cooperation Council. Russia's efforts to restore the port of Tartus in Syria can turn into a complete loss. The Kremlin wanted to have a base here for accommodating heavy warships after the 2012 of the year, but this may not happen if you consider the ongoing political situation in Syria. The potential for Russia to lose Tartus could force the Kremlin to return to its goals of creating a naval base in the Eastern Mediterranean.


Overall, the successes of Russian foreign policy in the Middle East, observed in the 2007-1010 period of the year, are likely to suffer significantly. The Kremlin’s enhanced aspiration, in the situation of transforming Libya and Syria, to strengthen its relations with the countries of the Gulf Cooperation Council, will affect Russia's attempts to create a “north-south corridor” between the Gulf region and Russia. Under any new Libyan government, Russia will need even closer ties with Qatar and the United Arab Emirates, due to the close ties of Doha and Abu Dhabi with Libyan rebels. The current gap in this area, characterized by a lack of mutual understanding and a very careful rapprochement between Russia and the countries of the Gulf Cooperation Council, will need new substantiation as the market situation and political realities form the new landscape.

INEGMA is a limited liability company in the free zone in Dubai, United Arab Emirates. Founded in 2001, INEGMA was established to provide media organizations, research, nonprofit organizations, military and Middle Eastern governments and international private companies with various services related to military and strategic issues.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Арабская весна и положение России ("Eurasia Review", Испания)

Арабская весна и положение России ("Eurasia Review", Испания)Теперь, когда арабская весна – серия восстаний, захлестнувших страны Ближнего Востока и Северной Африки – длится уже до середины лета, важно посмотреть, как Россия отвечает и реагирует на развертывание событий у своих ближайших партнеров, Ливии и Сирии, и что может произойти дальше.

Очевидно, Россия сегодня глубоко заинтересована в том, как разворачивается ситуация с восстаниями и что происходит с влиянием Москвы в этом регионе. Хотя отношения России на Ближнем Востоке и сравнить нельзя с ситуацией в эпоху Советского Союза, в силу того, что Кремль является постоянным членом Совета Безопасности ООН и членом Ближневосточного квартета, Москва все еще играет здесь критически важную роль. Кремль не скрывает своего по-прежнему подозрительного отношения к политическому доминированию Запада в лице Соединенных Штатов Америки и их союзников. У России важные и весьма прибыльные связи в сфере энергетики и торговли оружием с этим регионом, особенно с Ливией и Сирией.

Ливия


Россия рассматривает нынешнюю натовскую операцию в Ливии как начало расширения НАТО к югу, аналогично тому, как относится Москва к включению Польши и стран Балтии в состав НАТО в последние двадцать лет. В июне 2011 года посол России в НАТО, Дмитрий Рогозин, заявил, что конфликт носит «внутренний характер», и добавил, что участие в нем третьих стран может представлять угрозу безопасности в регионе. Он описал ситуацию в этой североафриканской стране как «гражданскую войну, осложненную противоречиями между племенами». Москва заявила, что готова присутствовать на переговорах по достижению мирного соглашения. Специальный представитель в регионе российского президента, Михаил Маргелов, бывший в советские времена сотрудником КГБ и работавший в агентстве ТАСС переводчиком, а ныне специальный представитель российского президента по сотрудничеству со странами Африки, встретился с ливийским премьер-министром Багдади Махмуди и министром иностранных дел Абдулом Ати-Аль-Обейди. Российская политическая позиция заключается в том, что консультации с людьми ливийского лидера Муаммара Каддафи являются необходимым этапом на пути урегулирования конфликта. Маргелов, который встречался и с оппонентами Каддафи, заявил, что они хотят, чтобы нынешний правитель покинул свой пост, а его семья была исключена из системы принятия решений в области экономики. Маргелов утверждал, что ливийская оппозиция может принять перспективу проживания Каддафи в Ливии после отказа от власти, благодаря их «традиции прощения и примирения».

Не-НАТО и Сирия

Тупик, в который зашла военная ситуация в Ливии, и дипломатическая неопределенность с осуждения действий Сирии создали для России возможность позиционировать себя на Ближнем Востоке как «не-НАТО». Это прозвище призвано подчеркнуть, насколько далеко Кремль стоит в стороне от позиции США и НАТО в отношении происходящего в Ливии и в Сирии. Медленно, но упорно распространяющееся насилие в Сирии вызывает сугубую тревогу Москвы, и потому Кремль пытается проникнуть в этот регион в новом обличье. Сирия была одним из важных клиентов Кремля в советскую эпоху, и большая часть ее оружейного арсенала – российского производства. При этом Москва хочет поддерживать имидж крупной державы, стоящей на позициях невмешательства, чтобы иметь возможность гарантировать и продвигать российские экономические интересы в регионе. И сейчас ей очень подходит образ державы, противостоящей вмешательству в дела Сирии (как и Ливии) извне.

Россия

Причины Москвы не вмешиваться во внутренние дела Сирии, видимо, аналогичны причинам ее оппозиции военным операциям НАТО в Ливии. В июне 2011 года заместитель представителя России в ООН, Александр Панкин, заявил, что «основным, с нашей точки зрения, является то, что нынешняя ситуация в Сирии, несмотря на рост напряжения и конфронтации, не представляет угрозы для международного мира и безопасности. Невозможно отмахнуться от того факта, что источником насилия не является исключительно одна из сторон. Реальную угрозу безопасности в регионе, с нашей точки зрения, может представлять внешнее вмешательство во внутреннюю ситуацию в Сирии, включая попытки навязать готовые решения или принять ту или иную сторону».

Москва уже старается не допустить активных действий США против режима Ассада в Сирии, и побуждает Ассада скорее проводить реформы, укрепляющие его власть, чем просто прибегать к силе, что могло бы только спровоцировать оппозицию Запада и усилить вероятность жесткой односторонней реакции Запада. Поскольку Сирия – давний клиент и крупный покупатель оружия у России, жестокость Ассада и являющееся прямым его следствием усиление западного давления потенциально ослабляет для России ее партнера. С российской точки зрения это действие способствует односторонней консолидации Ближнего Востока под влиянием США и Запада (потенциально под демократическим покровительством), которое может перехлестнуться и на российские территории.

Недавнее демонстративное сжигание российских флагов, вместе с флагами Ирана и Хезболлы, недвусмысленно показывает, насколько свысока участники протеста смотрят на не-НАТОвскую политику России. Антироссийские выходки – это послание российскому руководству о необходимости свободы. Практически в то же время, когда происходили эти антироссийские акты, протестующие кидали розы под ноги посла США в сирийском городе Хама. Эти акты могли быть болезненным ударом для Кремля, ведь в последнее время российские флаги жгут и на Украине, и в Грузии, и в Киргизии, и, если вспомнить в советские дни, в Афганистане. Москву должно было шокировать, что Россия в представлении выступающих против Ассада демонстрантов смешана в одну кучу с Хезболлой, тогда как к США они относятся с большим уважением.

Влияние на интересы России

Существует множество различных источников беспокойства, с которыми Кремлю придется столкнуться. Во-первых, внешнеполитический истеблишмент России начинает становиться похожим на поле боя, потому что высшие официальные лица страны посылают явно конфликтующие сигналы о том, какую позиция занимает Москва в отношении беспорядков, захлестнувших Ливию и Сирию. Российские руководители работают над защитой стратегических целей Москвы в этом регионе. Но в ходе этого процесса открыто проявляются явные политические разногласия, и одни аналитики склоняются к более тесной дипломатической связи с Западом, а другие поощряют Россию игнорировать точку зрения Запада и быть более агрессивной в защите интересов Кремля (возрождение старинного спора между западниками и славянофилами). Этот спор явно станет пробным камнем во время предвыборной кампании российского президента Дмитрия Медведева в 2012 году.

Во-вторых, Кремль видит в возможном падении старого порядка в Ливии и в Сирии «победу» Запада. Не менее сильно тревожит воображение российских аналитиков и творцов политики возможный рост исламистских режимов, которые видят в России свою мишень. В России уже ведутся разговоры о том, чтобы предоставить самоуправление государствам Северного Кавказа (в основном, Дагестану, Ингушетии и Чечне), и этот жест Кремля может привлечь внимание исламистов, который могут прийти к власти в Ливии и Сирии. Эти исламисты (т.е. связанные с чеченскими мятежниками и с группами Аль-Каиды), хотя и не злоупотребляющие насилием, могут обновить свои связи с своими собратьями на Северном Кавказе. Достаточно взглянуть на обширное черкесское землячество в Сирии, которое может захотеть обновить и упрочить отношения со своими ближайшими северными соседями.

Наконец, существует влияние на российскую оборонную промышленность. Россия может потерять до 10 миллиардов долларов, которые она получает от сделок по продаже оружия Ливии и Сирии. Падение Каддафи положило бы конец планам продаж в течение ближайших пяти лет вооружений, по крайней мере, на четыре миллиарда долларов. Российские источники отмечают, что исчезновение ливийского рынка самой стало бы большой потерей. Российские сделки с Сирией тоже могут сильно пострадать, и Кремль может подумать о возможности «перезагрузки» своих продаж вооружения для сохранения высоких прибылей. Это означает, что «Рособоронэкспорт», российская компания по торговле оружием, будет стремиться продать больше оружия клиентам из других частей Ближнего Востока, особенно государствам, входящим в Совет сотрудничества стран Персидского залива. Усилия России по восстановлению порта Тартус в Сирии могут обернуться сплошным убытком. Кремль хотел иметь здесь базу для размещения тяжелых военных кораблей после 2012 года, но этого может и не случиться, если учесть продолжающуюся политическую ситуацию в Сирии. Потенциальная возможность для России потерять Тартус могла бы заставить Кремль вернуться к своим целям создания военно-морской базы в Восточном Средиземноморье.

В целом, успехи российской внешней политики на Ближнем Востоке, наблюдавшиеся в период 2007-1010 года, вероятно, значительно пострадают. Усиленное стремление Кремля, в ситуации трансформации Ливии и Сирии, укреплять свои отношения со странами Совета сотрудничества Персидского залива, повлияет на попытки России создать «северо-южный коридор» между регионом Залива и Россией. При новом любом ливийском правительстве России потребуется даже теснее сблизиться с Катаром и Объединенными Арабскими Эмиратами, из-за тесных связей Дохи и Абу-Даби с ливийскими мятежниками. Нынешний пробел в этой области, характеризующийся отсутствием взаимопонимания и очень осторожным сближением между Россией и странами Совета по сотрудничеству в Персидском заливе будет нуждаться в новом обосновании, по мере того, как рыночная ситуация и политические реалии формируют новый ландшафт.

INEGMA – общество с ограниченной ответственностью в свободной зоне в Дубаи, Объединенные Арабские Эмираты. Основанная в 2001 году компания INEGMA была учреждена для предоставления организациям средств массовой информации, научно-исследовательским, некоммерческим организациям, военным и правительствам Ближнего Востока и международным частным компаниям различных услуг, связанных с военными и стратегическими вопросами.
Автор: Доктор Теодор Карасик - директор научно-исследовательского института INEGMA
Первоисточник: http://www.eurasiareview.com/russias-plight-during-the-arab-spring-libya-and-syria-analysis-13072011/
Перевод: http://inosmi.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня