Russian return to the Caucasus

The outflow of the Russian population from the North Caucasian republics acquired a landslide character in the 90s of the last century. The exodus of the Russian population and the imbalance caused by it did not pass without a trace either for the republics of the North Caucasus or for Russia as a whole. In fact, there is a degradation in the main areas of vital activity of these subjects of the federation and a weakening of Moscow’s influence on the socio-political processes taking place here. It is no coincidence that lately an increasing number of politicians are turning their attention to this problem and signifying the return to the region of the Russian population as one of the main directions for improving and stabilizing the situation in this region.

One of the main supporters of the return to the North Caucasus of the Russian-speaking population is the adviser to the President of the Russian Federation Murat Zyazikov. According to him, the necessary and priority task is to preserve and strengthen the escaping inter-ethnic and inter-confessional balance in the North Caucasian republics. What is necessary to take measures to return to the cities and villages of the region, the previously left Russian population. According to Zyazikov, Caucasus needs internationalism. The Russian people could always unite and consolidate other peoples around them. Russians are capable of respecting and accepting the traditions of various nations, which is also of great unifying importance, notes Murat Zyazikov. The peculiarities of the Russian attitude to other nationalities and the peculiarities of the Russian character can and should play a positive role in the fate of all the peoples of the Caucasus.


The decline in the Russian population in the region began in the Soviet times in the 60-70-s of the twentieth century, but then it was caused primarily by natural demographic reasons. However, at the end of the 80s, during the “Perestroika” era, the “Russian question” in the region acquired a completely different character. The situation reached a critical point in 1994, with the start of the first Chechen campaign. During this period, along with the failed policy of the federal center in the region, radical Islamic movements began to gain strength, partly transforming into terrorism and religious-political extremism. As a result of this, the outflow of the Russian population from the republics of the North Caucasus has acquired just a precipitous character, writes in his work “Do Russians Return to the Caucasus?” Igor Dokayev, Doctor of Philosophy, Professor at Southern Federal University, writes.
Russian return to the Caucasus

In absolute terms, this outflow was expressed as follows. In 1989, the share of Russians in the republics of the North Caucasus was 26% or, in absolute figures, 1359, thousand people, with the total population of the region being 5305, thousand people. And ranged from 9% in the Republic of Dagestan to 68% in the Republic of Adygea. By the 2002 census, this figure fell by 15%, and the total Russian population to 994 is thousand people. In total for 13 years, the negative balance of the Russian population in the region was 360 thousand. In addition to the migration processes, this decrease was intensified due to the negative natural population growth.

The largest decrease in the number of the Russian population was due to the Chechen and Ingush republics, which in fact turned into mono-national subjects of the Russian Federation. Since the number of Russian residents in Chechnya from 1989 to 2002, the year was reduced by 230 thousand people, and the share in the total number fell from 23 to 1,5%. In Ingushetia, the share of the Russian population is only 1%. In Dagestan, the number of Russians decreased from 9 to 4,7% (by 45 thousand people), in the Republic of North Ossetia-Alania - from 29% to 23% (by 24 thousand people), in the Kabardino-Balkarian Republic - from 32% to 23 % (per 14 thousand people). And only in the Republic of Adygea, the share of the Russian population continues to remain practically at the same level, having decreased from 68 to 64% (by 4,4 thousand people). This slight decrease is due to the specifics of the region and the enclave location of the Republic of Adygea in the Krasnodar Territory.

In recent years, realizing the negative consequences of this outflow, the heads of the region are trying to solve this problem. The situation in the North Caucasus is slowly, but still changing for the better, old conflicts are amenable to settlement. Activization of terrorists is declining, local legislation is being brought in line with the Constitution of the Russian Federation, some revival is planned in the economic and social areas. The authorities in the region come to understand that a number of political and socio-economic projects aimed at modernizing without the involvement of the Russian population are simply doomed to great difficulties.
Construction of an Orthodox church in Chechnya, photo from http://demushkin.com

At present, special programs are being implemented in almost all the North Caucasian republics aimed at the return of the Russian population. Suspending the outflow of the Russian population from Dagestan is recognized by the leadership of the republic as one of the main tasks. The President of the Republic annually addresses this issue in his messages to the National Assembly. According to the authorities of Dagestan, this task can not be solved only by private measures. We need an integrated approach with the improvement of the socio-economic conditions of the population in the region, the improvement of the regional economy. In the northern regions of the republic, where the Russian population lives most compactly, the Coordination Council headed by the Deputy Chairman of the Government of the Republic of Dagestan was created. The republican program “North” was adopted and is being implemented, aimed at preserving the historical identity of the Russian population. The program suspended the outflow of the population from the republic, from 2002, about 5 thousand people returned here.

There is a program for the return and settlement of the Russian-speaking population in the Chechen Republic. The authorities of the republic allocate funds for the restoration of religious institutions of the Orthodox Church, as well as putting in order the Orthodox cemeteries. On the days of church holidays, the authorities of the republic organize work to ensure the safety of believers. Moreover, even a change in public opinion in relation to the Russian-speaking population does not lead to its return to the republic. Today in Chechnya there is practically no affordable housing market, and unemployment exceeds 50%. The production sector of the republic’s economy, in which the Russians mainly worked, was not fully restored.

According to the Chechen authorities, the lack of work is the main obstacle to the return of the Russian-speaking population to the republic. According to the spokesman for the head of Chechnya, Alvi Karimov, measures are now being taken in Chechnya to return the Russian-speaking population. This is part of the political program of the head of the republic, aimed at returning to the region of those who are forced to leave it due to various circumstances. According to him, people who left 15-20 years ago are hard to come back, they have settled down somewhere, during which time a new generation has grown, young people reluctantly leave large cities where they get education or got a job. At the same time, the situation on the labor market in Chechnya is very tense, although work on creating new jobs is constantly under way. Against this background, artificially activating the return of Russians to the region with the provision of benefits for them in employment can again cause social tension in the region and increase the degree of anti-Russian populations.

It is precisely the problems of employment and the insufficiently high socio-economic development of the regions that contributes to the outflow of Russians from such traditionally loyal republics as Kabardino-Balkaria and North Ossetia (Alania). At the same time, in Kabardino-Balkaria, the main hopes are associated with the resumption of production at the Tyrnyauz Mining and Processing Plant, and the creation of jobs in industry.

The problem of unemployment in the region is partly planned to be solved through the development of tourism infrastructure. The natural conditions of the region are excellent for deploying a network of ski resorts here. It is tourism, according to federal and regional authorities, that can help the region to overcome the crisis. Already, a program is being implemented here to create a North Caucasian tourism cluster consisting of 5 ski resorts in Adygea, Kabardino-Balkaria, Karachay-Cherkessia, North Ossetia and Dagestan. For these purposes, created JSC "Resorts of the North Caucasus". It is planned to invest about 450 billion rubles in the development of tourism infrastructure. For these purposes should be built about 803 km. ski slopes, hotels, new roads and airports. At present, the Russian side seeks to attract French and Austrian investors, with whom preliminary agreements have already been reached, to implement this project.
New 30-thousandth stadium. A. Kadyrov in Grozny

The economic development of the North Caucasus in Moscow is planned to lead in three directions: light industry, the agricultural sector and tourism. By assigning a key role to the development of tourism. It is assumed that the implementation of this federal strategy for the development of the region will help to create around 100 000 new jobs. The creation of new jobs will directly contribute to the preservation and growth of the Russian-speaking population.

Also one of the most important areas for stabilizing the region as a whole and improving inter-ethnic relations is sports. A big sport can be a factor uniting people, Murat Zyazikov believes. In this regard, holding the largest international competitions in Russia is a big step towards this. In the coming years, Russia will host the 2013 Universiade of the Year, which will be held in Kazan, the Winter Olympics in Sochi at 2014, the World Hockey Championship in 2016, and the World Cup in 2018. The holding of these international competitions, undoubtedly, should intensify the efforts of all the inhabitants of the country for their successful holding and the victory of the Russian teams. At the same time, the possible holding of World Cup matches in Grozny, at the recently built 30-thousandth stadium, could become a strong image project for this republic.

Also of particular importance in the North Caucasian republics is the development of local sports. In this regard, the development of football in these republics, as one of the most popular sports, is indicative. The functioning of the Terek and Anji football clubs helps to reduce the degree of tension in the region. And the invitation to Anji of football players of the level of Roberto Carlos gives the region additional points in the international arena. In the course of further work on the improvement and improvement of economic and socio-cultural life in the North Caucasus, the return of the Russian population here can be spoken of as a completely feasible process.


Sources used:
www.perspektivy.info/eng/gos/vernutsa_li_russkije_na_severnyj_kavkaz_2008-03-31.htm
www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/11/920/51.html
www.gazeta.ru/news/lenta/2011/06/25/n_1898509.shtml
www.kasparov.ru/material.php?id=4CAABE9D601F0
www.regnum.ru/news/1413183.html
Author:
Sergey Yuferev
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

66 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Возвращение русских на Кавказ

Отток русского населения из северокавказских республик приобрел обвальный характер в 90-е годы прошлого века. Исход русского населения и вызванный этим дисбаланс не прошел бесследно ни для республик Северного Кавказа, ни для России в целом. Фактически наблюдается деградация в основных областях жизнедеятельности данных субъектов федерации и ослабление влияния Москвы на социально-политические процессы здесь протекающие. Неслучайно в последнее время все большее количество политических деятелей обращает свое внимание на данную проблему и обозначает возвращение в регион русского населения одним из главных направлений по улучшению и стабилизации обстановки в данном регионе.

Одним из главных сторонников возвращения на Северный Кавказ русскоязычного населения является советник президента РФ Мурат Зязиков. По его словам необходимой и первоочередной задачей является сохранение и укрепление ускользающего межнационального и межконфессионального баланса в северокавказских республиках. Для чего необходимо принимать меры по возвращению в города и села данного региона ранее уехавшего русского населения. По словам Зязикова, Кавказу необходим интернационализм. Русский народ всегда мог объединять и консолидировать вокруг себя другие народы. Русские способны уважать и принимать традиции различных народов, что также имеет большое объединяющее значение, отмечает Мурат Зязиков. Особенности русского отношения к другим национальностям и особенности русского характера могут и должны играть позитивную роль в судьбе всех народов Кавказа.


Сокращение численности русского населения в регионе началось еще во времена СССР в 60-70-е годы ХХ века, но тогда оно было вызвано в первую очередь естественными демографическими причинами. Однако уже в конце 80-х годов, во времена «Перестройки» «русский вопрос» в регионе приобрел совершенно иной характер. Ситуация достигла критической точки в 1994 году с началом первой чеченской кампании. В этот период наряду с провальной политикой федерального центра в регионе, начали набирать силу радикальные исламские движения, частично трансформируясь в терроризм и религиозно-политический экстремизм. В результате этого отток русского населения из республик Северного Кавказа приобрел просто обвальный характер, пишет в своей работе «Вернуться ли русские на Кавказ?» доктор философских наук, профессор Южного федерального университета Добаев Игорь Прокопьевич.
Возвращение русских на Кавказ

В абсолютных цифрах данный отток выразился следующим образом. В 1989 году доля русских в республиках Северного Кавказа составляла 26% или в абсолютных цифрах 1359 тыс. человек, при общей численности населения региона в 5305 тыс. человек. И варьировалась от 9% в республике Дагестан до 68% в республике Адыгея. К переписи 2002 года данный показатель снизился на 15%, а общая численность русского населения до 994 тыс. человек. Всего за 13 лет отрицательное сальдо русского населения в регионе составило 360 тыс. Помимо миграционных процессов данное сокращение усиливалось за счет отрицательного естественного прироста населения.

Наибольшее сокращение численности русского населения произошло за счет Чеченской и Ингушской республик, которые фактически превратились в мононациональные субъекты российской федерации. Так численность русских жителей в Чечне с 1989 по 2002 год сократилась на 230 тыс. человек, а доля в общей численности упала с 23 до 1,5%. В Ингушетии доля русского населения составляет лишь 1%. В Дагестане численность русских уменьшилась с 9 до 4,7% (на 45 тыс. человек), в Республике Северная Осетия-Алания – с 29% до 23% (на 24 тыс. человек), в Кабардино-Балкарской Республике - с 32% до 23% (на 14 тыс. человек). И только в республике Адыгея доля российского населения продолжает оставаться практически на прежнем уровне сократившись с 68 до 64% (на 4,4 тыс. человек). Данное незначительное снижение обуславливается спецификой региона и анклавным расположением республики Адыгея на территории Краснодарского края.

В последние годы, понимая негативные последствия данного оттока, главы региона пытаются решить эту проблему. Ситуация на Северном Кавказе медленно, но все же меняется к лучшему, поддаются урегулированию старые конфликты. Активизация террористов снижается, местное законодательство приводится в соответствии с конституцией РФ, намечается некоторое оживление на экономическом и социальном направлениях. Власти в регионе приходят к пониманию того, что ряд политических и социально-экономических проектов, нацеленных на модернизацию, без привлечения русского населения просто обречен на большие сложности.
Строительство православного храма в Чечне, фото с сайта http://demushkin.com

В настоящее время почти во всех северокавказских республиках реализуются специальные программы, направленные на возвращение русского населения. Приостановка оттока русского населения из Дагестана признана руководством республики одной из главных задач. Президент республики ежегодно обращается к этому вопросу в своих посланиях Народному собранию. По мнению властей Дагестана, данную задачу не решить лишь частными мерами. Нужен комплексный подход с улучшением социально-экономических условий жизни населения в крае, оздоровлением экономики региона. В северных регионах республики, где наиболее компактно проживает русское население был создан Координационный Совет во главе с заместителем председателя правительства Республики Дагестан. Принята и реализуется республиканская программа «Север», направленная на сохранение исторической самобытности русского населения. Программа приостановила отток населения из республики, с 2002 года сюда вернулось около 5 тыс. человек.

Существует программа по возвращению и обустройству русскоязычного населения в Чеченской Республике. Властями республики выделяются средства на восстановление культовых учреждений православной церкви, а также приведение в порядок православных кладбищ. В дни церковных праздников власти республики организую работы по обеспечению безопасности верующих. При этом даже изменение общественного мнения по отношению к русскоязычному населению не ведет к возвращению его в республику. Сегодня в Чечне практически отсутствует рынок доступного жилья, а безработица превышает 50%. Производственный сектор экономики республики, в котором в основном трудились русские восстановлен далеко не в полном объеме.

Именно отсутствие работы, по мнению чеченских властей, является главным препятствием на пути возвращения русскоязычного населения в республику. По словам пресс-секретаря главы Чечни Альви Каримова, в Чечне сегодня применяются меры по возвращению русскоязычного населения. Это часть политической программы главы республики, направленной на возвращение в регион лиц, вынужденных покинуть его ввиду различных обстоятельств. По его словам, людям, которые уехали из республики 15-20 лет назад, трудно сюда вернуться, они уже где-то обустроились, за это время выросло новое поколение, молодые люди неохотно уезжают из крупных городов, где они получают образование или получили работу. В то же время ситуация на рынке труда в Чечне очень напряженная, хотя работы по созданию новых рабочих мест постоянно ведутся. На этом фоне искусственная активизация по возвращению в регион русских с предоставлением им льгот при трудоустройстве может вновь вызвать в регионе социальную напряженность и повысить градус антирусских населений.

Именно проблемы трудоустройства и недостаточно высокое социально-экономическое развитие регионов способствует к оттоку русских из таких традиционно лояльных к ним республик как Кабардино-Балкария и Северная Осетия (Алания). При этом в Кабардино-Балкарии главные надежды связывают с возобновлением производства на «Тырныаузском горно-обогатительном комбинате», созданием рабочих мест в промышленности.

Проблему безработицы в регионе частично планируется решить за счет развития туристической инфраструктуры. Природные условия региона отлично подходят для развертывания здесь сети горнолыжных курортов. Именно туризм, по мнению федеральных и региональных властей, может способствовать выходу региона из кризиса. Уже сейчас здесь реализуется программа по созданию северокавказского туристического кластера состоящего из 5 горнолыжных курортов на территории Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и Дагестана. Для этих целей создано ОАО «Курорты Северного Кавказа». В развитие туристической инфраструктуры планируется вложить около 450 млрд. рублей. На эти цели должно быть построено около 803 км. горнолыжных трасс, гостиницы, новые дороги и аэропорты. В настоящее время к реализации данного проекта российская сторона стремится привлечь французских и австрийских инвесторов, предварительные договоренности с которыми уже достигнуты.
Новый 30-тысячный стадион им. А. Кадырова в Грозном

Экономическое развитее Северного Кавказа в Москве планируют вести в трех направлениях: легкая промышленность, аграрный сектор и туризм. Отводя ключевую роль именно развитию туризма. Предполагается, что реализация данной федеральной стратегии развития региона поможет создать около 100 000 новых рабочих мест. Создание новых рабочих мест будет напрямую способствовать сохранению и росту русскоязычного населения.

Также одним из важнейших направлений для стабилизации региона в целом и улучшения межнациональных отношений – является спорт. Объединяющим людей фактором может стать большой спорт, считает Мурат Зязиков. В этом плане проведение в России крупнейших международных соревнований большой шаг на пути к этому. В ближайшие годы Россия принимает у себя Универсиаду 2013 года, которая пройдет в Казани, Зимнюю Олимпиаду в Сочи в 2014, Чемпионат мира по хоккею в 2016 году и Чемпионат мира по футболу в 2018 году. Проведение данных международных соревнований, несомненно, должно активизировать усилия всех жителей страны на успешное их проведение и победу российских команд. При этом возможное проведение матчей чемпионата мира в Грозном, на недавно построенном 30-тысячном стадионе, может стать сильным имиджевым проектом, для данной республики.

Также особое значение уделяется в северокавказских республиках развитию местного спорта. В этом плане показательно развитие футбола в этих республиках, как одного из самых массовых видов спорта. Функционирование футбольных клубов «Терек» и «Анжи» способствует снижению градуса напряженности в регионе. А приглашение в «Анжи» футболистов уровня Роберто Карлоса придает региону дополнительные очки на международной арене. При дальнейшей работе по улучшению и оздоровлению экономической и социально-культурной жизни на Северном Кавказе, о возвращении сюда русского населения можно будет говорить, как о вполне выполнимом процессе.


Использованы источники:
www.perspektivy.info/rus/gos/vernutsa_li_russkije_na_severnyj_kavkaz_2008-03-31.htm
www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/11/920/51.html
www.gazeta.ru/news/lenta/2011/06/25/n_1898509.shtml
www.kasparov.ru/material.php?id=4CAABE9D601F0
www.regnum.ru/news/1413183.html
Автор:
Сергей Юферев
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти