К 100-летию со дня рождения главного маршала авиации П.С. Кутахова

К 100-летию со дня рождения главного маршала авиации П.С. Кутахова


Павел Степанович Кутахов родился 3 (16) августа 1914 г. в селе Малокирсановка Таганрогского округа Области войска Донского (ныне Матвеево-Курганского района Ростовской области) в многодетной крестьянской семье. В 1918 г. от тифа умер отец. В Малокирсановке тогда была только начальная школа, и Павел после окончания трехлетки в 1924 г. поехал учиться в село Фёдоровку, что в 18 км от родного села. В 1930 г. он переехал в Таганрог, где продолжил учебу в средней школе, а затем поступил в фабрично-заводское училище трамвайщиков. В 1934 г., после окончания ФЗУ, был направлен на авиационный завод №31 им. Димитрова. Работу на заводе совмещал с учёбой на рабфаке при индустриальном институте. В августе 1935 г. по комсомольскому призыву поступил в Сталинградскую военную школу летчиков. Начинал летать на самолете «У-2».

После выпуска в феврале 1939 г. лейтенант Кутахов прибыл в 7-й истребительный авиаполк под Ленинградом, где вскоре стал командиром звена истребителей. Осенью 1939 г. совершил несколько вылетов в район боевых действий Красной армии в Западной Белоруссии.


Он участвовал в Советско-финляндской войне 1939 - 1940 гг., в ходе которой совершил 131 боевой вылет на истребителе И-16. 25 декабря 1939 г. самолет Кутахова был подбит и сел на нейтральной полосе. В течение двух ночей летчик вместе с инженером полка Б. Чернышевым и техником звена И. Купцовым разбирали самолет на части, а в третью ночь волоком доставили истребитель на свой аэродром. Впоследствии летчик продолжал летать на этой машине. Именно здесь, на Карельском перешейке, он продемонстрировал свое летное мастерство, проявил такие качества, как смелость, способность идти на риск, брать ответственность на себя. С завершением военных действий вновь наступили дни напряженной боевой учебы, по итогам которой весной 1941 г. окружная газета «Защитник Родины» назвала П.С. Кутахова «образцом воина Красной армии».

На момент начала Великой Отечественной войны лейтенант Кутахов продолжал командовать звеном истребителей в районе Выборга (Ленинградский фронт) . В июле 1941 г. его переводят на Карельский фронт в 145-й истребительный авиационный полк, где он проходил службу сначала в должности заместителя командира, а затем командира эскадрильи. Участвовал в обороне Мурманска и Кандалакши, сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Именно на этом направлении немецкое командование стремилось ударами своего 5-го воздушного флота вывести из строя Мурманский порт, чтобы не допустить прохода по Баренцеву и Белому морям конвоев наших союзников и сорвать работу Кировской железной дороги. В ходе боёв П.С. Кутахов проявлял беззаветную храбрость и героизм, завоевав славу одного из лучших воздушных бойцов Карельского фронта. Зимой 1942 г. на фронте появилась новая модификация немецкого истребителя «Ме-109». Ее отличала скорость атаки и исполнение «горки», которую старый «Мe-109» не смог бы сделать. Сведений о новом самолете становилось все больше, но сбить его не удавалось.

Кутахов заметил, что эти самолеты в бою держатся обычно в стороне и вверху, машина слаба на виражах и тяжела на боевом развороте. В очередном воздушном бою Кутахов использовал свои знания об этом самолете, его слабые стороны и сбил противника. Так летчики фронта смогли познакомиться с новейшими немецкими истребителями «Ме-109F».

В мае 1942 г. при отражении налета вражеской авиации на станцию Кица шестерке советских истребителей во главе с Кутаховым пришлось сражаться с восемью самолетами врага. Верный своему принципу, командир эскадрильи атаковал первым. Стремительным маневром наши летчики раскололи строй противника. Фашистские пилоты растерялись и об ударе по железнодорожным составам уже не помышляли. В этом бою было уничтожено несколько самолетов противника, один из которых летчик сбил лично.

15 мая 1942 г. четверка, ведомая Кутаховым, встретила у линии фронта 20 вражеских самолетов Ме-110 и Ме-109. Но даже пятикратное превосходство не принесло успеха гитлеровцам. Потеряв три Ме-109 и не сбив ни одного советского самолета, они отказались от выполнения боевой задачи.

25 июля 1942 г. в газете 14-й армии «Часовой Севера» была опубликована заметка о П.С. Кутахове под заголовком «Учитель». Она характеризовала 27-летнего летчика не только как мастера воздушного боя, но и как опытного воспитателя подчиненных. В заметке говорилось: «Капитан Кутахов – ветеран части, хранитель ее славных традиций. Летчики называют его отцом. Он терпеливо учит и воспитывает молодежь. Готовит ее к новым жестоким воздушным битвам. Для молодого воздушного бойца Кутахов всегда найдет слово одобрения, искрометную шутку. Как бы ни сложна, ни трудна была обстановка, он не растеряется, умело организует бой. Это и понятно: он уверен в себе, в силе советского оружия, в своих друзьях, многих из которых он сам воспитывал».

Достижения в выполнении боевых задач, мужество и воинское мастерство личного состава 145-го истребительного авиационного полка были высоко оценены командованием: в апреле 1943 г. полк получил наименование гвардейского и был преобразован в 19-й гвардейский истребительный авиационный полк.

За умелое командование эскадрильей, высокое летное мастерство, мужество и отвагу, проявленные в боях, за 7 лично сбитыхсамолетов противника и 24 в составе группы в 40 воздушных боях Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 г. майору Кутахову Павлу Степановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Советского Союза Павел Кутахов не только закалился и прошел трудный путь совершенствования своего мастерства. За это время он сплотил вокруг себя замечательную плеяду отважных летчиков-асов, явился воспитателем новых воздушных бойцов».
Майор А.Е. Новожилов, ставший впоследствии командиром 19-го гвардейского истребительного авиаполка, вспоминал: «Самой яркой и колоритной фигурой в полку был летчик Павел Кутахов. Худощавый, высокого роста, с живым выразительным лицом и широкими энергичными жестами... В короткие минуты отдыха он буквально заряжал товарищей бодростью и юмором, а в бою служил примером стойкости, мужества и летного мастерства. Он отлично владел техникой пилотирования, умел использовать в бою малейшие благоприятные условия и выходил победителем из сложнейших положений».

Кроме того, вовремя коротких передышек между боями П.С. Кутахов, осмысливая личный боевой опыт, сам подготовил к публикации серию статей о боевых действиях советских летчиков: «Дружные атаки», «С короткой дистанции», «Успех решила взаимная выручка», «Боевая зрелость», «Сопровождение бомбардировщиков истребителями», «Место аса в воздушном бою».

В период с июля 1943 г. по сентябрь 1944 г. П.С. Кутахов проходил службу в должности помощника командира, а затем заместителя командира 19-го гвардейского истребительного авиаполка.

К 100-летию со дня рождения главного маршала авиации П.С. Кутахова

Командир эскадрильи 19-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии майор П. С. Кутахов после боя


В сентябре 1944 г. его назначают командиром 20-го гвардейского истребительного авиаполка, личный состав которого под его командованием совершил 1998 боевых самолето-вылетов, уничтожив 39 самолетов противника. В конце 1944 г. полк в короткие сроки и без летных происшествий освоил новый истребитель Як-9.

Осенью 1944 г. в период проведения Петсамо-Киркенесской наступательной операции корреспондент газеты «Боевая вахта», описывая действия 20-го авиаполка, так характеризовал его командира: «Мастер, умудренный опытом многих битв, Павел Кутахов знает, что нужно для победы, что рождает успех в бою, и по-своему сурово и мудро воспитывает молодых гвардейцев. Он ведет бой, и молодежь видит его изумительное мастерство маневра, перенимает стремительный темп кутаховских атак. Трудно встретить, пожалуй, человека более простого и доступного, чем Кутахов. И вместе с тем немногие могут похвастать такой выдержкой, немногие умеют так зорко подмечать главное и за малым видеть большое. Кутахов строг и требователен, не дает поблажки никому в своем полку, если замечает небрежность, разгильдяйство. Без лишних слов командир умеет дать понять, что выдержка и собранность, которых он требует от подчиненных, в бою, формируются из дисциплины строя, умелого и настойчивого выполнения приказов».

В 1944 г. король Великобритании Георг VI наградил гвардии майора П.С. Кутахова орденом Британской империи 4-го класса за высокое летное мастерство и подвиги при охране северных конвоев.

Служивший в 14-й армии поэт Бронислав Кежун посвятил летчику такие строки:

Вновь команда – и вновь без страха,
В синь небес устремляя взгляд,
Истребитель – майор Кутахов
В бой ведёт своих соколят...


Всего в ходе Великой Отечественной войны летчик совершил 367 боевых вылетов на истребителях И-16, ЛаГГ-3 и P-39 «Аэрокобра», провел 79 воздушных боев, сбил 14 самолетов противника лично и 28 – в составе группы. Таких высоких успехов в боях ему удалость достигнуть благодаря постоянному совершенствованию техники пилотирования, маневра и применения оружия.

К 100-летию со дня рождения главного маршала авиации П.С. Кутахова

Майор Павел Степанович Кутахов в кабине истребителя американского производства P-39 «Аэрокобра». Карельский фронт


После войны гвардии подполковник П.С. Кутахов еще несколько лет командовал авиаполком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецке, хотя в его характеристике отмечалось: «В посылке на курсы усовершенствования командного состава не нуждается, потому что имеет военную, военно-специальную, политическую и общеобразовательную подготовку в объеме, необходимом для полного и успешного командования авиационным полком». Окончив курсы с отличием в 1949 г., он был направлен в Группу советских оккупационных войск в Германии, где в декабре 1950 г. его назначают командиром 145-й истребительной авиационной дивизии. С ноября 1951 г. он проходил службу в должности заместителя командира, а с декабря 1953 г. по декабрь 1955 г. – командира 71-го истребительного авиакорпуса в Прибалтийском военном округе.

За время летной работы П.С. Кутахов освоил около 30 типов самолетов, из них 7 реактивных, в том числе МиГ-21 и его модификации, Су-7б, Як-28.

В период с 1955 г. по декабрь 1957 г. обучался в Высшей военной академии им. К.Е. Ворошилова (ныне Военная академия Генерального штаба ВС РФ), после окончания которой был назначен на должность заместителя командующего 30-й воздушной армией Прибалтийского военного округа по боевой подготовке. С октября 1959 г. исполнял обязанности 1-го заместителя командующего 30-й воздушной армией, а в августе 1961 г. был назначен командующим 48-й воздушной армией в Одесском военном округе. В 1962 г. Павел Степанович Кутахов получил звание «генерал-лейтенант авиации», а спустя 4 года в числе первых ему было присвоено почетное звание «Заслуженный военный лётчик СССР».

Принятие на вооружение новой авиационной техники потребовало разработки и применения на практике новых тактических приемов ведения воздушного боя, нанесения штурмовых ударов по наземным целям. Это обусловило необходимость глубокого познания самолета. Так родилось понятие «техника – аэродинамика – тактика», следование которой позволило 48-й воздушной армии достичь ощутимых результатов: объединение по уровню боевой подготовки в течение ряда лет признавалось лучшим в ВВС.

Проходя службу на командных должностях, П.С. Кутахов первостепенное значение придавал организации и проведению боевой подготовки, нередко сам читал лекции по методике летной подготовки и летал в качестве инструктора. Обязательным его требованием было проводить подготовку летчиков в условиях, максимально приближенныхк боевым.

В июле 1967 г. генерал-полковника авиации Кутахова назначают первым заместителем главнокомандующего Военно-воздушными силами СССР, а в марте 1969 г. маршал авиации П.С. Кутахов становится главнокомандующим ВВС. В1972 г.ему было присвоено воинское звание «главный маршал авиации».

Павел Степанович Кутахов в ходе своей служебной деятельности активно внедрял в летную практику боевой опыт, внес большой вклад в освоение первых поколений реактивных самолетов, в развитие тактики и оперативного искусства применения ВВС. Он выдвинул и активно проводил в жизнь идею массированных авиационных ударов в ограниченное время. Этому он обучал авиационные объединения и соединения. Например, большим размахом отличалось учение ВВС, проведенное под его руководством в 1975 г. В нем участвовали две воздушные армии и ВВС Белорусского округа. Советская авиация действовала с аэродромов в ГДР, Чехословакии, Польши и СССР.

К 100-летию со дня рождения главного маршала авиации П.С. Кутахова

Главком ВВС маршал П.С. Кутахов П.С. (9-й слева в берете)
с лётчиками 135-го истребительного авиаполка
на авиабазе Бени-Суэйф в Египте. 16-18.02.1972 г.


Главком постоянно заботился о создании наиболее благоприятных условий для летного и инженерно-технического состава: благоустройстве авиагарнизонов, обеспечении жильем и достойной оплате их труда. Он добился того, что комиссованные по здоровью военные летчики получали пенсии с более высокооплачиваемой последней летной должности, а не с той, с которой они ушли на пенсию.

Летал главный маршал авиации П.С. Кутахов на современных истребителях до 60-летнего возраста. В 1983 г. он стал лауреатом Ленинской премии, а за большой вклад в развитие ВВС, повышение их боевой готовности, оснащение современной авиационной техникой и в связи с 70-летием со дня рождения в августе 1984 г. удостоен второй медали «Золотая Звезда».

За время своей службы П.С. Кутахов был награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, пятью орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 1-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных силах» 3-й степени и многими иностранными наградами.

Умер главный маршал авиации Павел Степанович Кутахов 3 декабря 1984 г. от обширного инфаркта во время рабочей поездки в Звёздный городок. Бронзовые бюсты П.С. Кутахова установлены в селе Малокирсановка и г. Люберцы Московской области. В Москве на доме, в котором жил Герой, и в Таганроге на здании школы, в которой он учился, установлены мемориальные доски.

К 100-летию со дня рождения главного маршала авиации П.С. Кутахова

Могила главного маршала авиации П.С. Кутахова
на Новодевичьем кладбище в Москве


Имя П.С. Кутахова было присвоено Армавирскому высшему военному авиационному Краснознаменному училищу летчиков и рыболовецкому траулеру Мурманского морского пароходства. Сейчас имя маршала носит гимназия в г. Люберцы, его личные вещи и фотографии хранятся в музее его родного села Малокирсановка.
Автор: Тарас Левченко
Первоисточник: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11978937@cmsArticle


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. Добрый кот 20 августа 2014 09:04
    Да ... были люди...
  2. parusnik 20 августа 2014 09:59
    Славный путь..легендарного человека
  3. Добрый 20 августа 2014 10:23
    Великий человек, солдат, патриот и Человек с большой буквы!!! На таких держится слава нашей страны!!!
  4. Надежда1960 20 августа 2014 10:23
    Да не оскудеет земля российская героями!!!
  5. Shkodnik65 20 августа 2014 12:47
    Мой первый Главком, именно при нем я и начал свой офицерский путь soldier
  6. Вадим2013 20 августа 2014 12:58
    Светлая память главному маршалу авиации П.С. Кутахова. Человек прожил свою жизнь, всё делая для благо государства.
  7. ё-моё 20 августа 2014 13:10
    Дважды видел его у нас на военном совете в Вюнсдорфе (в штабе ВВС ГСВГ в 81 и 82 гг). Жёсткий товарищ, но справедливый.
    1. неглавный 20 августа 2014 23:02
      У нас его называли: Пал Степанович! А это говорит о доверии лётчиков своему главкому! И я знаю примеры когда люди обратившись в приёмную Пал Степаныча решали свои проблемы! (я имею в виду не житейские, а лётные вопросы!)
  8. Каплей 21 августа 2014 08:35
    П.С. Кутахов обладал еще одним качеством государственного деятеля, окотом никто не сказал. Я познакомился с ним еще во Владимировке в в/ч 15650. Я - Главный конструктор систем, которые устанавливаются на всех самолетах, он Глаком. Подружились. Затем меня переводят в Министерство. И вот теперь П.С. Кутахов обязательно со мной выезжает на все предприятия ГУ Министерства, чтобы лично убедиться, что новые разрабатываемые системы делаются в заданные сроки, А на серийных заводах все выпускается для ВВС в установленные сроки. Если нужна его помощь, он помогает. Идет к Министру обороны в ЦК КПСС, в СОВМИН. я лично всегда получал его поддержку, за что был благодарен. А летали мы на предприятия на спец самолете по всей стране. Светлая память ему. Честь имею.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня