Сможет ли выжить оборонная промышленность Украины?

Этим летом украинская промышленность показала несколько своих новых разработок. Николаевский бронетанковый завод представил т.н. передвижной блокпост «Николаевец», представлявший собой значительно переработанный корпус от бронемашины БРДМ-2, а также медицинскую машину «Святой Николай», выполненную на базе бронетранспортера БТР-70. Николаевский тепловозоремонтный завод по заказу пограничников установил бронирование на два грузовика УАЗ-3303, а также доработал подобным образом несколько машин марки «КамАЗ».




Все эти образцы техники, имеющие крайне странный и нелепый вид (за исключением медицинской машины), сразу же стали предметом обидных шуток и сравнений. Действительно, подобная импровизированная бронетехника, пусть даже и сделанная на производственных мощностях оборонных предприятий, является непременным атрибутом локальных конфликтов последнего времени в странах Африки и Азии, но никак не Европы. Однако все эти образцы техники могут быть не только поводом для остроумия, но и свидетельством крайне плохого состояния украинской оборонной промышленности.

К примеру, Николаевский бронетанковый завод ранее занимался ремонтом бронетехники различных типов. Кроме того, его сотрудники разработали несколько вариантов модернизации имеющейся техники, а также представили проекты различных машин на базе бронетранспортеров. Теперь же опытным рабочим и инженерам приходится выполнять специфические заказы, в которых объединяются желания получить новую технику и сэкономить на ней ввиду ограниченных возможностей.

Состояние техники вооруженных сил Украины (в частности машин, оставшихся в Крыму), а также облик передаваемых образцов (передвижной блокпост и т.д.) говорят не только об ограниченных возможностях военных, но и о крайне плохом состоянии оборонной промышленности. В течение последних двух десятилетий Киев не уделял должного внимания армии и оборонным предприятиям. Результаты такого отношения к ним прекрасно видны по сводкам из Новороссии.

После распада Советского Союза на территории независимой Украины осталось более 3,5 тыс предприятий, институтов и конструкторских бюро, прямо или косвенно связанных с оборонным производством. Общая численность их сотрудников превышала 3 миллиона человек. Производство готовой продукции для нужд армии, а также компонентов, поставляемых другим предприятиям, велось на 700 заводах, где работали почти 1,5 млн человек. Иными словами, Украина получила мощную промышленность, освоившую большое количество типов различной продукции и имеющую потенциал для развития. К примеру, украинскими стали около 140 организаций космической отрасли, а авиастроительные предприятия передавали заказчикам до 300-350 самолетов в год.

Руководство независимой Украины не стало использовать имеющиеся возможности и развивать оборонную промышленность. В итоге за первые годы независимости отрасль понесла серьезные потери. По некоторым данным, к концу девяностых годов количество оборонных предприятий сократилось более чем в пять раз, в частности закрылись несколько сотен конструкторских бюро и институтов. Доля оборонной продукции в структуре всех изделий украинской промышленности рухнула с 30-35% до 5-6%. Все это имело ожидаемые негативные последствия социального характера, поскольку сотни тысяч людей остались без работы и были вынуждены искать новые способы заработка.

Причины ухудшения состояния украинской оборонной промышленности просты и кроются в намерениях политиков. Сначала власти независимого государства под демонстративно пацифистскими лозунгами отказались от развития предприятий и не стали заботиться об их сохранении. В дальнейшем по промышленности ударили многочисленные производственные связи с российскими предприятиями. Киев взял курс на сближение с западными странами и выражал желание вступить в НАТО. В результате этого стали страдать совместные российско-украинские проекты и, как следствие, занятые в них организации. Охлаждение отношений двух стран, произошедшее во время правления Виктора Ющенко, вновь ударило как по сотрудничеству, так и по украинским предприятиям.

Несмотря на все проблемы, ряд украинских предприятий все же смог сохранить связи с российскими коллегами. Однако политические интересы лиц у власти вновь сказались на их работе. В июне новый украинский президент Петр Порошенко потребовал прекратить сотрудничество с Россией в военно-технической сфере. Риски, связанные с таким шагом, по-видимому, не принимались во внимание.

В ответ на решение новых киевских властей официальная Москва начала разработку программы импортозамещения, целью которой является освоение производства всех необходимых изделий на российских предприятиях. По сообщениям отечественных СМИ, в рамках программы предполагается освоить производство около 3 тыс различных деталей и компонентов, до недавнего времени закупавшихся у украинских предприятий. Эти изделия изготовлялись и поставлялись 160 предприятиями Украины и использовались в производстве примерно 200 типов вооружений и техники.

Дополнительной проблемой является тот факт, что некоторые украинские предприятия изготавливают не только отдельные детали, но и готовые изделия. Таким образом, вместе с заводом, поставляющим в Россию готовые изделия (например, авиационные или корабельные двигатели) от разрыва сотрудничества пострадают другие предприятия, поставляющие ему необходимые комплектующие. В результате количество заводов, производственных объединений и т.д., терпящих убытки из-за разрыва сотрудничества, может увеличиться в разы: с украинской стороны пострадают несколько сотен организаций.

Следует отметить, разрыв сотрудничества нанесет заметный удар и по российской оборонной промышленности. Однако руководство страны и отрасли, не дожидаясь соответствующего решения официального Киева, начало разработку плана, призванного защитить промышленность от недружественных шагов теперь уже бывших партнеров. Что касается киевских властей, то они, похоже, не собираются принимать какие-либо меры по спасению своих предприятий. По крайней мере, сообщения о поиске новых покупателей продукции и т.п. новости пока не появлялись.

Ранее, задолго до последних событий, украинские чиновники и промышленники утверждали, что оборонная промышленность страны сможет выйти на международный рынок, а также избавиться от существующей зависимости от российских коллег. Действительно, некоторым организациям Украины удалось найти зарубежных партнеров. К примеру, киевское КБ «Луч» активно сотрудничает с бельгийской компанией Cockerill и разрабатывает для нее управляемое вооружение. Однако такие успехи «Луча» все же являются одним из нескольких единичных случаев, поскольку подавляющее большинство украинских оборонных предприятий по-прежнему зависит от российских.

В течение нескольких последних лет Украина стабильно находилась на первых местах в рейтинге продавцов «подержанной» военной техники. Несколько предприятий страны занимались тем, что снимали старую технику с хранения, ремонтировали ее и оснащали новым оборудованием, после чего она отправлялась в третьи страны. Во времена Советского Союза на территории УССР дислоцировалась мощная группировка войск, которая должна была принять на себя удар с западного направления. Благодаря этому независимой Украине досталось большое количество техники различных типов.


По финансовым причинам немалое число машин было законсервировано и добавилось к уже стоявшим на базах хранения. Постоянное сокращение вооруженных сил позволило Украине накопить достаточно большое количество танков, бронетранспортеров и другой техники, после некоторых работ пригодной к продаже. Экспортные контракты стали настоящим спасением для нескольких заводов, которым пришлось заниматься ремонтом продаваемой техники.

Также нужно отметить попытки некоторых предприятий разрабатывать новую технику и продавать ее зарубежным военным. Так, Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А.А. Морозова представило проекты бронетранспортеров БТР-3 и БТР-4. Машины этих типов строились серийно и поставлялись различным зарубежным странам. К примеру, первый заказ Таиланда подразумевал поставку более сотни БТР-3, а Ирак в свое время заказал более 400 БТР-4. Даже с учетом проблем БТР-4, из-за которых Ирак разорвал контракт, проекты бронетранспортеров харьковской разработки с определенной оговоркой можно считать успешными.

Некоторые предприятия, имеющие связи не только с российскими коллегами, оказываются наименее подвержены рискам, связанным с решениями новых властей. Для прочих прекращение сотрудничества может оказаться фатальным, поскольку они не смогут работать с имеющимися партнерами, а на поиск новых потребуется время. В свете структуры оборонного экспорта эта ситуация выглядит крайне опасной и заставляет делать неблагоприятные прогнозы.

Из-за неграмотных действий властей оборонная промышленность Украины в девяностых годах понесла большие потери. Большая часть предприятий перешла на выпуск другой продукции или вовсе прекратила свое существование. Сейчас промышленность вновь оказывается заложником интересов высокопоставленных лиц. Уже ясно, что из-за последних действий новых киевских властей оборонная промышленность Украины понесет значительные потери. Какими они будут и сможет ли отрасль выжить – покажет время.


По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://vz.ru/
http://svpressa.ru/
http://russian.rt.com/
http://interfax.ru/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти