Загадка государственного самосознания



С какого исторического момента берет начало русская государственность? В последнее время появляется все большее количество теорий, призванных ответить на поставленный вопрос. Причем складывается впечатление, будто авторы ведут между собой негласное соревнование по принципу «кто глубже копнет». Отсюда анекдотические утверждения о русских, стоявших у истоков создания Римской республики или возводивших Великую китайскую стену. Подобные домыслы, базирующиеся на якобы неоспоримых доказательствах археологических находок, на самом деле способны выставить любой подлинно великий народ посмешищем. Поэтому, не отвлекаясь на альтернативную историю планеты, попробуем приблизиться к тайнам загадочной русской души.


Основу российской государственности составляет русский народ, и не потому, что он исключительный, но потому, что самый многочисленный и, как следствие, деятельный. Каждый этнос, по ходу истории оказываясь в орбите российского государства, приносил с собой частицу новизны, свежих идей и культурного генома. Вплетая свои нити в ткань русского мира, новые народы сами становились частью этого мира, своего рода очередным узором единого полотна. Одни узоры гармонично вписывались в общую картину, дополняя и совершенствуя ее облик, другие лишь портили впечатление, ломая сложный рисунок и внося в композицию дисбаланс. Последние рано или поздно невидимый ткач русской истории удалял с полотна, дабы своими ошибками не навредить дальнейшему ходу истории.

1. Варяжский фактор

Однако не только русский народ оказывал определяющее воздействие на прочие этносы. На заре собственного бытия русские и сами испытали сильнейшее влияние более могущественных в том или ином плане цивилизаций. Всем известен уходящий корнями в 18 век спор ученых мужей о влиянии на становление Древнерусского государства норманнского фактора. (т.н. «норманнская теория»). Любопытная деталь: здесь обычно принято придерживаться двух радикальных точек зрения. Первая заключается в абсолютной убежденности в том, что восточнославянские племена ни при каких обстоятельствах самостоятельно создать государство не могли. Мешали бесконечные межплеменные распри и общая недоразвитость. И тут пришли более организованные норманны или варяги (кому как больше нравится), заинтересованные в поиске новых торговых путей, ведущих на юг. Одним из таковых как раз являлась водная артерия Днепра, позже получившая символическое название пути «Из варяг в греки». Так что данная версия вполне жизнеспособна, учитывая экономическую составляющую. Однако бросается в глаза ничем не прикрытая русофобия, медленно набиравшая силу в Европе 18 века.

Вторая версия событий предполагает несколько вариантов: молодое государственное объединение восточных славян пригласило на царствование северных соседей с целью компромисса для предотвращения начинавшейся междоусобицы. Другая интерпретация: Рюрик и его дружина на самом деле были представителями славянских племен, проживавших на побережье Балтийского моря. И еще одна, довольно правдоподобная версия: варяги были обычными наемниками, приглашенными славянскими князьями в качестве военной силы на поле брани, что, собственно, было обычным явлением в средневековой Европе.

Мы не станем выискивать наиболее достоверную историю начала русской государственности. Каждому будет симпатична своя. Вопрос стоит в степени влияния культуры и обычаев варягов на последующее развитие Русского мира. Влияние сие бесспорно. Аналогии просматриваются в языческих обрядах и идолопоклонничестве, в пантеоне богов, в бытовых мелочах. Последнее особенно характерно для северо-западных районов Древней Руси, что может говорить о постоянных контактах между славянами и варягами, осуществлявшихся по линиям коммуникаций Балтийского моря.

Особо стоит подчеркнуть военную составляющую взаимоотношений. Для некоторых славянских племенных союзов норманны в результате разорительных набегов, либо в качестве наемников (вполне возможны и оба варианта) могли стать своего рода учителями военного дела, что при образовании централизованного Древнерусского государства послужило основой для создания княжеской дружины и организации войск. Отметим и схожесть характеров армий варягов и русов, собиравшихся преимущественно для разорительных походов, по завершении которых безжалостные воины превращались в мирных хлебопашцев. При всей неоднозначности вопросов происхождения Руси следует признать, что, по крайней мере, в военном становлении Руси варяги сыграли важную роль.

2. Византийский фактор

Еще более значительным оказался дух Византии, который Русь впитала в себя с принятием христианства. И если на ментальном уровне дух варяжский — это воинственный и грубый отец земли русской, то Византия скорее — мягкая и чуткая мать, передавшая своему духовному отпрыску нравственные ценности. Русь, словно дикий и необузданный подросток, в поиске себя долгое время не внимала словам матери, позже подвергала их сомнению, доказывала идейное и нравственное превосходство. Но, повзрослев и окрепнув, Русь-Россия подхватила выпавшее из рук матери знамя духовного наследия Второго Рима, став единственной в мире православной державой.

Быть может, описание сего действа и подано несколько возвышенно, но любовь к православной вере, к богу и не должна быть приземленной, потому что идет от сердца. А Россия есть сердце. Для западных геополитиков — сердце мира, хартленд, для человека верующего и искренне любящего отчизну — сердце вселенной, т.е. бога…

Византия оказала определяющее влияние на русский мир, пожалуй, в главном — в становлении его духовных и нравственных основ.

3.Монгольский фактор

В первой половине 13-го века земли Евразии сотрясли своим нашествием бесчисленные орды кочевников монгол. Они не знали преград на пути, не было на просторах континента в то время силы, способной бросить сколько-нибудь серьезный вызов закаленным воинам, сражавшимся во имя идеи создания крупнейшей империи за всю историю. Китай, Персия, арабские халифаты, Булгария и множество иных стран пали под беспощадным натиском стихии. Со скоростью гигантской песчаной бури, монголы распространили свою власть над подавляющей частью материка за считанные десятилетия. Евразия в лице Орды обрела свою ипостась. Ипостась стихийную, хаотичную, недолговечную, но чрезвычайно могущественную.

Не обошло степное воинство стороной и Русь, на тот момент представлявшую собой довольно печальное зрелище. Непрекращающиеся междоусобные войны привели некогда процветавшее государство в упадок, по сути, уничтожив единое военно-политическое пространство. Несмотря на упорное сопротивление, по отдельности русские княжества представляли легкую добычу для сильного и организованного противника. Спасением явилось лишь то, что монголы, облагая данью покоренные земли, не стремились уничтожать коренное население. Не вмешивалась Орда и во внутренний культурно-религиозный уклад. Не правда ли, удивительный контраст между средневековыми «варварами» и нынешним «цивилизованным» сообществом во главе с Западом?

Более двухсот лет Русь провела под ордынским игом, постепенно пропитываясь духом степи, духом самой Евразии. Наконец, освободившись от оков, начала воплощать обретенные знания на практике. Облачившись в имперскую мантию, Россия стала Евразией, а Евразия — воплощением России. С геополитической точки зрения и царская Россия, и Советский Союз заменяли собой Монгольскую империю. С некоторыми оговорками, то же можно сказать и о России в ее нынешних границах. От Орды Русь переняла сам дух континента, ощущение пространства. Как говорят в народе — широту души. Отсюда и глобальное мышление, будь то присоединение огромных территорий или покорение космоса, разгром фашизма или наполеоновских армий. Стоит отметить и бережное отношение России к новоиспеченным подданным, к тем народам и этносам, что волею судеб вливались в состав русского мира. Ни один из них не исчез с лица Земли, повторюсь — НИ ОДИН!

Подобно ребенку, каждая нация на ранних этапах бытия подвергается воздействию со стороны более развитых и сильных цивилизаций. Именно в детском возрасте у человека формируется характер, мировосприятие, нравственные ценности. Все это характерно и для народа в целом, следовательно, и для государства, которое этот народ представляет. Русь «воспитывалась» тремя могущественными цивилизациями. И каждая из них оставила в народном подсознании русского мира частицу своей индивидуальности. Не нужно вести споры о том, кого в нас больше — воинственных варягов, культурных византийцев или кочевников-монголов. Мы — русские в самом широком смысле слова. Со своими ценностями, культурой, обычаями, историей, со своими взлетами и падениями, победами и поражениями. Мы — это все национальности безграничного русского мира, частично вобравшие в себя дух великих цивилизаций прошлого. И все это делает нас самими собой.
Автор:
Владимир Юртаев
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

84 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти