Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B

Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B


Летчик-испытатель НАСА Джим Смолка сразу после взлета с авиабазы Эдвардс на глубоко модернизированном экспериментальном самолете NF-15B включает форсаж на полную мощность и резко набирает высоту. К сожалению, на фото запечатлен последний полет этой машины. Прототип был изготовлен в 1973 году как первый двухместный TF-15, Этот самолет с передними управляющими рулями и яркой красно-бело-синей раскраской летал в нескольких значимых исследовательских и тестовых программах ВВС США.

В рамках исследовательского проекта Центра лётных исследований им. Хью Драйдена по интеллектуальной бортовой системе NF-15B разрабатываются революционные технологические идеи в области управления полетом самолета, которые могли бы эффективно оптимизировать возможности воздушного судна в нормальных условиях и условиях отказа систем. Интеллектуальная бортовая система включает адаптивные концепции управления в программное обеспечение полета для того, чтобы пилот мог сохранить управление и обеспечить безопасную посадку самолета, у которого повреждены рулевые поверхности или сам корпус.


Повреждение основных рулевых поверхностей или корпуса нарушает конструктивную целостность системы управления полетом, делая традиционные неадаптивные системы управления бесполезными. Команда разработчиков интеллектуальной системы интегрировала технологии адаптивного управления и современные алгоритмы управления, которые будут корректно идентифицировать и реагировать на изменения в устойчивости самолета и в характеристиках рулевых поверхностей, позволяя незамедлительно настраивать систему с целью сохранения наилучших летных качеств во время неожиданного отказа. Адаптивное программное обеспечение «заучивает» новые характеристики полета, на борту и в реальном времени; оно помогает пилоту поддерживать или возвращать управление самолетом и, тем самым, предотвращает возможную авиационную катастрофу.

Основной целью проекта является разработка адаптивных и отказоустойчивых систем управления полетом, которые значительно повышают уровни безопасности и способствуют повышению живучести как гражданских, так и военных самолетов. Проект по интеллектуальной системе управления полетом является типичным примером исследовательской деятельности, направленной на исследование новых технологий управления. В этом проекте сочетаются средства управления полетом с адаптивными конструкциями корпуса, что позволяет расширить характеристики и возможности воздушного судна.

Самолет с экспериментальной интеллектуальной системой управления полетом ранее летал в рамках проекта по так называемой продвинутой технологии управления в центре им. Драйдена с 1996 года по 1999 год.

Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B
Интересная концепция воплощена в экспериментальном самолете NF-15B


По материалам сайта www.nasa.gov


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 24
  1. zyablik.olga 26 августа 2014 09:53
    Этот самолет до сих пор находится на авиабазе Эдвардс, по всей видимости в летном состоянии.
    1. crazyrom 27 августа 2014 00:02
      Ну чё, была у них когда-то попытка сделать сверхманёвренный самолёт, чего-то не вышло. А у нас уже таких десятки и наверное даже сотни летают soldier
  2. axiles100682 26 августа 2014 10:25
    Красавец.Незнаю его ТТХ,но думаю красивая машина и летает также.Убрать передние крылышки и будет похож на одну из наших машин.
    axiles100682
    1. viktorR 26 августа 2014 11:05
      убрать ПГО и вылитый F-15)))
    2. Spitfire 26 августа 2014 11:30
      "Убрать передние крылышки и будет похож на одну из наших машин." - Странная у Вас логика какая-то... Эти "крылышки" на нем не от рожденья, обычный F-15 без них летает, так зачем отрывать крылышки от экспериментальной версии, которая от серийной и отличается внешне только этими крылышками ?;-) К тому же с ними он как раз похож на СУ-37. А без них - на СУ-27 и все его дальнейшие производные. Впрочем, создавался F-15 по образу и подобию МИГ-25, имеет классическую компоновку, в отличие от интегральной Сухого.
    3. Васёк 26 августа 2014 23:28
      Цитата: axiles100682
      Убрать передние крылышки и будет похож на
    4. Штык 27 августа 2014 17:07
      Цитата: axiles100682
      .Убрать передние крылышки и будет похож на одну из наших машин.

      Если убрать кое что у дедушки, он будет похож на бабушку!
    5. viktorrymar 29 августа 2014 15:55
      А у меня фотографии вызвали ощущение , как будто самолёт живой, он в некоторых ракурсах похож на колибри или мотылька.
  3. Bersaglieri 26 августа 2014 10:27
    Любили разработчики в 70-80-х с управляемым ПГО поиграться. Су-35(первый)/37, Lavi/J10, Rafale, EF Typhoon, Viggen, Grippen...
    Общий тренд был, так сказать.
    1. Kir 26 августа 2014 10:56
      Уважаемый Вы меня опередили, только хотел сказать что наши раньше сделали чем янки, да и точек подвесок на нём было если не попутал 14!

      А что-же до красоты, ну не знаю по мне наши Су-27 и далее много симпатичней будут, про манёвренность и дальность вообще молчу. И ещё есть вопрос что раньше Русских-то не сделали если аж с 1973 прототип существует?, да и к тому-же ХА-31(сга+ ФРГ) поинтересней в смысле манёвренности и футуристичности будет.

      А авторам спасибо за статью.
      Kir
      1. Васёк 26 августа 2014 23:32
        Цитата: Kir
        И ещё есть вопрос что раньше Русских-то не сделали если аж с 1973 прототип существует?

        Вроде как обратная тенденция - отказываться от ПГО - в моде?
        1. adept666 27 августа 2014 07:24
          Дело не в моде, а в требованиях к ЛА, ПГО увеличивает ЭПР, кроме этого из-за особенностей схемы на некоторых режимах может произойти неприятный фертель под названием "клевок".
  4. inkass_98 26 августа 2014 13:25
    Выше товарищи уже всего наговорили, могу только добавить, что явно не раз модернизировался по полной программе, судя по кабине пилота и наличию там ЖКЭ. А самолет на самом деле красивый, хотя F-14 лично мне больше нравится.
  5. Вольный ветер 26 августа 2014 14:13
    Интересная машина. С крылышками чем то на дракона. из аватара похожа. Ну а насчет раньше позже. Первый полет F-15 июль 1972 года. серийные образцы пошли в армию в 1974 году. СУ-27 первый полет в 1977 году. но выяснилось что прототип серьезно отстает от F-15, пришлось срочно переделывать самолет. и снова опытный образец взлетел в апреле 1981 года. К сожалению были аварии и погибали летчики. Поступать в войска стали в 1982 году. МИГ-29 первый полет в октябре 1977 года. поступать в войска начал в 1984 году.
    1. zyablik.olga 26 августа 2014 15:35
      Цитата: Вольный ветер
      Поступать в войска стали в 1982 году

      Вы видимо имеете в виду Су-27 установочной партии, несколько машин к этому времени действительно было произведено.Возможно они поступили в Центр боевого применения. В строевые полки Су-27П начали поступать в 1985 году, одним из них стал "Таллинский истребительный авиационный полк" в Комсомольске-на-Амуре, базирующийся на одном аэродроме с КнААПО.
      1. Вольный ветер 26 августа 2014 15:59
        Конечно в Ахтубинск.
  6. капрал 26 августа 2014 15:44
    За обсуждением внешнего вида как то упустили,что там дорабатывалась адаптивная система управления.
    Если не ошибаюсь, F-16,F-117 и В-2 летают с такой.
    У нас к сожалению про что то подобное не слышал request
    1. StolzSS 26 августа 2014 19:26
      У нас много всего крайне интересного только об этом мало пишут(
      StolzSS
    2. srelock 27 августа 2014 00:46
      Цитата: капрал
      За обсуждением внешнего вида как то упустили,что там дорабатывалась адаптивная система управления.
      Если не ошибаюсь, F-16,F-117 и В-2 летают с такой.
      У нас к сожалению про что то подобное не слышал


      Если Вы имеете ввиду электродистанционную систему управления, то в нашей стране это Т-4, Су-27 и далее. Если т.н. "адаптивное крыло", то: Су-35, Т-50.
  7. PeaceByForce 26 августа 2014 21:15
    У т50 также развитые корневые наплывы, возможно они выполняют аналогичные функции. Плюс статье.
    1. srelock 26 августа 2014 23:28
      Цитата: PeaceByForce
      У т50 также развитые корневые наплывы, возможно они выполняют аналогичные функции. Плюс статье.


      ПГО на т-50 выполняет функции аналогичные предкрылкам (посути является их продолжением), а также позволяет регулировать интенсивность вихреобразования, а следовательно и подъёмную силу, раздельно на левом и правом наплывах. Вместе с УВТ это даёт прирост скорости крена на больших углах атаки и улучшает взлётно-посадочные характеристики, но при этом не имеет минусов "классического" ПГО.
  8. капрал 26 августа 2014 21:45
    Цитата: PeaceByForce
    У т50 также развитые корневые наплывы

    Возможно Вы не так поняли смысл статьи, дело не в геометрии аппарата, а в программном обеспечении управляющего компьютера. Суть не в том, сколько крыльев у самолета, а в управлении. Одним словом: компьютер сам отслеживает изменеия аэродинамических характеристик и управляет плоскостями так, как будто ведешь обычный самолет(для пилота), хотя при этом может быть повреждена,или даже утеряна часть несущих поверхностей( как то вот так). Впрочем специалисты обьяснят доступнее, когда появятся на страничке.
    1. srelock 27 августа 2014 00:54
      Цитата: капрал
      Одним словом: компьютер сам отслеживает изменеия аэродинамических характеристик и управляет плоскостями так, как будто ведешь обычный самолет(для пилота), хотя при этом может быть повреждена,или даже утеряна часть несущих поверхностей( как то вот так).


      Думаю, в некоторых пределах ЭДСУ сможет это компенсировать.
  9. igorche 2 сентября 2014 00:20
    ЭДСУ сможет это компенсировать в любых пределах, главное, чтобы было чем smile
    А в данном NF-15B соль в том, что в результате огромной площади ПГО у самолета очень задняя центровка, то есть это самолет с большой степенью статической неустойчивости. А конструкторы и проверяли способность СУ обеспечивать управление таким самолетом. Кстати, появление на наших Сушках ПГО, а потом и отказ от него - это не тренд (тем более нельзя сравнивать с Рафалем, Тайфуном и прочими "утками", у них нет заднего ГО), а именно результат смещения центровки Су-27М вперед вследствие увеличившегося веса БРЭО и превращения самолета в статически устойчивый. Тогда ввели ПГО для возврата центровки назад, как у Су-27, попутно обеспечив лучшую управляемость на больших углах атаки, а на Су-34 еще и уменьшив тряску при полете на сверхмалых высотах. Когда на новых Су-35 вес БРЭО смогли уменьшить, появилась возможность отказаться от ПГО, которое само добавляло массу самолету и увеличивало ЭПР, переложив его функции на поворотные сопла и более совершенную СУ.
    igorche

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня