Military Review

Heather and its German counterpart

17
The use of a relatively low-power pistol cartridge, on the one hand, limits the range of an aimed shot of 150 – 200 to meters, on the other hand, it allows to get a light, compact sample with a small weight of ammunition. It would seem that a great option for a small-sized, constantly ready-to-use automatic "weapons melee defense and attack ", convenient for shooting with the application, offhand, with hands, providing a high density of fire in a minimum time. In addition, a pistol cartridge with a relatively low level of gas pressure in the barrel and the initial velocity of the bullet below or slightly higher than the speed of sound facilitates the use of silencers.


Meanwhile, the traditional pistol cartridges, including those of the 9x19 type, which are in service in many countries of the world, no longer fully meet modern requirements for a combination of stopping and stopping action. The wide distribution of individual armor protection (SIBZ) made it necessary to qualitatively enhance the penetrating ability of bullets, without reducing their stopping quality. Of course, the potential of the widely used types of pistol cartridges is far from exhausted - this is evidenced by at least the development of Russian designers of rifle ammunition. But over the past two decades, a number of samples of small-sized automatic weapons of a new type have appeared. They are smaller than assault rifles, machine guns, carbines and more powerful than "traditional" pistols and submachine guns. And before adopting and mass production only a handful of units were brought.

It is clear that the search is based on the choice of cartridge. And here you can see two directions: more powerful pistol cartridges of “traditional” calibers and small-caliber ones, occupying, as it were, an intermediate position between pistol and submachine-based ammunition.

Klimov product

In 1996, a powerful 9-mm CP1 pistol with SP10 cartridge was adopted by the Federal Security Service of the Russian Federation. Both of them are the development of an experimental complex, which included an 9-mm cartridge РГ052 of type 9Х21 and a РГ055 pistol of the P.I. system. Serdyukov. The increased-power ammunition and weapons for it were created by the employees of the Central Research Institute of Precision Engineering (TsNIITOCHMASH) in the town of Klimovsk near Moscow as part of the development work on a new combat pistol on the subject of “Grach” (later, an armament of the Russian army).

Heather and its German counterpart


Trial operation of pistols began in 1993 in the special forces units of law enforcement agencies. At the same time, the Ministry of Security of the Russian Federation (later the FSB) issued an order for the development of a new pistol (code "Vector") and a small-sized submachine gun. It should be noted that the possibility of creating a submachine gun was assumed at the beginning of the design of the new pistol complex with the cartridge 9х21. Now this idea took shape in the form of experimental design work under the code "Heather." The improved cartridge received the designation SP10, the pistol ordered by Lubyanka - CP1, the submachine gun - CP2 (the abbreviation "CP" means "special development", "SP" - "special cartridge").

The development of the machine gun CP2 "Heather" in TsNIITOCHMASH finished by the middle of 1998 year, and in 2000-m adopted.

The sample is arranged according to the scheme with the combination of the magazine slot and the pistol grip control. The main features of the submachine gun: rare for this class of weapons automation system and the node locking the barrel by turning the shutter. Removal of powder gases is produced through a transverse hole in the wall of the barrel into the gas chamber located above the barrel. In automation, the leading element is the bolt carrier rigidly connected with the gas piston rod. The shutter has six lugs. The return spring is located in the channel of the bolt carrier. The design of the moving parts of the automation and the percussion mechanism is similar to the fact that earlier in TsNIITOCHMASH they used in the development of AS and SR3 automata.

On the right side there is a folding reloading handle - this allowed to reduce the cross-envelope of the weapon. A compensator is attached to the muzzle of the barrel. The automatic box and its hinged hinged lid are cold-stamped from steel sheet.

Impact mechanism - impact type. The checkbox of the manual fuse is located on the right side, when turned on, the fuse blocks the descent, and its flag blocks the slot for the reloading handle. A separate flag translator is placed on the left side and sets a single and automatic fire, the translator flag is available for the thumb holding the weapon.

Meals are supplied from a direct box-shaped detachable magazine with a staggered arrangement of cartridges. When the ammunition is consumed, the store feeder rests against the bolt, which contributes to the ejection of the store after pressing its latch. It is two-sided, which allows for a quick replacement of the magazine when shooting with the right or left hand.



Tactical and technical characteristics of the machine gun CP2M

Cartridge 9x21
Mass of weapon (kg):
–Without ammo and collimator sight 1,65
–Collimator sight KP-CP2 0,3
The length of the weapon with the butt folded (mm) 603
Weapon length with folded butt (mm) 350
Barrel length (mm) 174
Number of cuts 6
Initial bullet speed (m / s):
- when firing the cartridge SP10 440
- when firing the cartridge SP11 415
- when firing 7BTZ 430 chuck
Rate of fire (rds / min) 900
Shooting Range (m) 200
20 or 30 magazine capacity

The bullet of the SP10 cartridge with a heat strengthened core protruding from the shell reliably hits targets in SIBZ of the second and third protection classes or in unarmored cars. In addition to SP10, SP11 cartridges with a low-skull bullet, 7BT3 with an armor-piercing tracer bullet can be used.

Fly with a fuse installed at the muzzle of the barrel. The sight of a mechanical sight is designed for 100 and 200 meters firing range. With the help of a bracket on the lid of the automatic box, a KP-CP2 collimator sight can be mounted with a 6 field of view. It should be noted that the collimator shooting sights, allowing you to quickly combine the aiming mark with the aim and aim the weapon, leaving both eyes open, are considered by a number of specialists as the main ones when conducting short-term combat at short range.

The butt of the weapon is metal stamped, folding up and down with folding shoulder rest. The pistol grip and handguard are made of impact-resistant plastic, the pistol grip is made integral with the trigger guard, the foregrip covers the barrel, the front stop is installed in front of it. The front bend of the trigger guard is designed for firing from outstretched arms, like shooting from a two-handed grip pistol.

The submachine gun was upgraded. At SR2M on the fore-end, instead of a hard stop, a folding front handle appeared, which improves the controllability of the weapon and accuracy of shooting. In the folded position, the handle becomes part of the forearm. Changed the fuse box slightly. In addition, the weapon received a different muzzle device - now it is not a muzzle brake compensator, but a muzzle-abutment that protects the hand of the arrow from moving forward and burns with powder gases.

"Heather" is worn openly on a belt or covertly, on the case with the use of a suspension that holds the weapon itself and a spare magazine.

German version

Among the most popular themes of the development of "military" and "police" small arms abroad in 1990 – 2000-ies can be called the “personal defense weapon” (Personal Defense Weapon). The term is rather arbitrary and widely interpreted, but, as a rule, it is understood as a small-sized sample, designed for firing single shots and bursts at short distances, not too burdensome to the owner when carrying and reliably striking from the first shot or the enemy's turn - even if SIBZ or he is behind cover.

Designers of the German company "Heckler und Koch" approached this type of weapon several times and with varying success. In 2000, the company introduced a model that received the designation “MP7 submachine gun” and has since proven itself well.



Tactical and technical characteristics of the MP7 PDW submachine gun
Cartridge 4,6x30
The mass of weapons with unsupported 20-local shop (kg) 1,2
The length of the weapon with the butt removed (mm) 340
The length of the weapon with extended butt (mm) 540
Barrel length (mm) 180
Initial bullet speed (m / s) 725
Shooting Range (m) 200
Rate of fire (rds / min) 950
20 or 40 magazine capacity

To begin with, a new cartridge 4,6x30 was developed. In the creation of ammunition, which would maintain at short distances the dignity of an automaton with the mass and pressure in the barrel, comparable with the powerful pistol cartridge, the Germans were not the first. At the end of the 1980s, the Belgian "Factories Nacional" designed an original machine gun - or a submachine gun, if you like - P90 chambered for SS190 (5,7x28). Р90 then aroused wide interest, but, despite optimistic forecasts, it did not find wide distribution. Bought it in small quantities. Nevertheless, the German company also took the path of creating a whole new weapons complex, including a new ammunition.

The cartridge 4,6X30 RUAG- “Amotech” is equipped with a pointed bullet with a small flat platform at the tip. With an initial speed of 725 m / s and a mass of 1,6 grams, the bullet with a steel core and copper shells allegedly pierces a distance of 200-mm titanium plate and 1,6 Kevlar layers behind it within the range of aimed fire. This complies with the CRISAT protection standard and 20 – 1 class according to the national standard. The flatness of the trajectory, due to the high speed of the bullet, contributes to an increase in accuracy, although the effective range of shooting is unlikely to exceed 2 meters.

In developing the weapons themselves, the Germans also resorted to automation with a gas engine and rigid locking of the barrel. In the constructive design of the relevant mechanisms in the "Heckler und Koch" they decided not to be too original, combining the already found solutions. The MP7 PDW is arranged according to a scheme with the combination of the magazine slot with the pistol grip control - this did not increase its dimensions too much, since the length of the cartridge is 38 millimeters.

The removal of powder gases occurs through the side opening in the wall of the barrel. Locking its channel by turning the shutter. The reflector of a sleeve is mounted in a lock. The design of parts for automation and locking unit MP7 used the experience of developing an assault rifle G36 of the same company, but the details of these two samples are not interchangeable. Automation works differently, in particular, the piston and pusher of the MP7 are combined, in contrast to the G36. There is a shock absorber to mitigate the impact of the moving system in the rear position.

The barrel is made by cold forging. In its muzzle part there is a thread for fastening the flame arrester and a hole for fixing the muffler. The receiver is assembled from plastic parts. To better protect the mechanisms from contamination and reduce the transverse dimension, the T-shaped rear reloading handle is used; it remains stationary when fired. Bilateral flag translator-fuse sets the modes of single and automatic fire. A check mark is available for the shooting hand thumb.

The weapon is equipped with a retractable butt and folding front handle, in the folded position playing the role of the forearm. The trigger guard is designed for shooting in tight gloves.

Meals are supplied from a detachable box-shaped double-row magazine for 20 cartridges (the magazine for 40 cartridges is also represented). The two-way lever of its latch is located behind the trigger guard.

MP7 A1 comes in two versions: KSK is designed for special forces, IDZ - for army units. The main difference is in sights. "Infantry" IDZ equipped with a fully open slot, spetsnaz KSK - reversible diopter sight. The low-profile mechanical sighting device is supplemented with a stepped strap of the Pikatini type for installing a collimator sight. The diopter on the MP7 A1 KSK makes it possible to use the RSA Hesoldt, Eympoynt, Eotech collimator sights with it, and aimed shooting can be done with night vision goggles. If necessary, a laser designator is placed on the same bar.

The 4,6x30 cartridge is equipped not only with a steel core bullet. There are variants of the same ammunition with a tracer and with a weighted bullets, having a subsonic initial speed. The weighted bullet is used in combination with the silencer of the Swiss firm Brugger and Tomet (weight 520 g), which is mounted directly on the flame arrester. If the fire is fired by high-speed bullets, the silencer serves as a low-noise firing device.

It is hardly necessary to attach great importance to the external similarity of the design of the described samples - СР2М and MP7 A1 - similar tasks inevitably lead to similar solutions.

Other developers have also created their own versions of small-caliber cartridges for the PDW's “short-range self-defense weapons”. We can mention, for example, the cartridge 6.5x25 CBJ-MS of the Swedish company CBJ Tech AB or 5,56х23 (.224 VOB) of the Czech “Luvo”. True, in contrast to the Belgian 5,7-mm and German 4,6-mm, these cartridges and weapon models under them remained experimental.
Author:
17 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Nova
    Nova 16 September 2013 08: 09
    +1
    Sorry, but how are the designs of these two samples similar? In a drunken stupor I will not confuse "Heather" with the MP7. What do they have in common? Shop sticking out of the handle? So it is bent in a German. Front foldable handle? So they are also absolutely not alike, especially in the "Veresk" it is recessed into the forend when folded.
    1. hiocraib
      hiocraib 16 September 2013 11: 39
      +1
      in a drunken stupor there will be only 2 questions:
      1. Which one ... is being bent over AK again?
      2. what would this ... do so that it doesn’t happen again?
    2. luiswoo
      luiswoo 16 September 2013 18: 11
      +2
      Quote: Nova
      Sorry, but how are the designs of these two designs similar?

      Apart from the cosmetic differences, both have an "automatic" principle of operation that is not typical for PP: removal of powder gases, butterfly valve (SR.2 except that for complete "automatic" happiness there is not enough automatic balancer, ala AEK-971, given the power of the ammunition). This is where the similarity, perhaps, ends - for "analogues", ammunition with a completely different ideology, so to call these PP.
  2. Yun Klob
    Yun Klob 16 September 2013 08: 42
    0
    Interesting article. Thank.
    1. Apollo
      Apollo 16 September 2013 09: 19
      0
      quotation-Testing of the CP2 Veresk submachine gun in TsNIITOCHMASH was completed by the middle of the 1998 year, and in the 2000 they were put into service.


      plus infographics
      1. Apollo
        Apollo 16 September 2013 09: 34
        0
        MP7 PDW submachine gun



        c With an elongated magazine on 40 rounds of silencer and night sight.



        picture of the submachine gun MP7 PDW with spread out butt
  3. bootlegger
    bootlegger 16 September 2013 09: 57
    +3
    With all due respect, the MP7 PDW is unlikely to be chambered for 4,6x30, an analogue of Heather with a 9X21 cartridge.
    If the cartridge 5.45 is considered to have a small stopping effect, what can we say about the caliber of 4,6 mm? This is practically a caliber of pneumatics, you can’t always put a duck like that, even though it hits it through. It hunted and personally checked everything.
    At short distances (and under them MP7 was created), the enemy struck by it will be combat ready and dangerous for a long time.
    1. Nova
      Nova 16 September 2013 11: 32
      0
      On the other hand, a respected amerskiy special forces, who possibly "eliminated Osama", or rather one of the soldiers, posted a photo of the weapon he was armed with during the operation. The main weapon used was an MP7 with a PBS and a night vision device, an additional weapon was an HK USP pistol with a PBS and a "shotgun" (butt cut off) of a grenade launcher (ammunition, most likely, stuffed with tungsten buckshot, but maybe standard). Unfortunately, I can't find a picture in the bins, but you probably saw it - all three weapons were painted in desert camouflage.

      This is what I am for. Therefore 4.6 mm is not so hmm ... not lethal.
      1. bootlegger
        bootlegger 16 September 2013 12: 26
        +4
        Who is arguing?
        Moreover, the small caliber can always be compensated by the number of shots. In general, the soldiers of the American special forces are especially proud of nothing. Osama was an elderly and sick man, how much does he need?
        1. Nova
          Nova 16 September 2013 13: 08
          +3
          )))) Perhaps it’s just that they hit us with a helicopter ...
    2. bazilio
      bazilio 16 September 2013 14: 29
      0
      Quote: bootlegger
      With all due respect, the MP7 PDW is unlikely to be chambered for 4,6x30, an analogue of Heather with a 9X21 cartridge.
      If the cartridge 5.45 is considered to have a small stopping effect, what can we say about the caliber of 4,6 mm? This is practically a caliber of pneumatics, you can’t always put a duck like that, even though it hits it through. It hunted and personally checked everything.

      I agree, caliber 4.6 will have a small amount of SPD. Yes, and the 9 mm ptron also has an OPD, not enough to disable the target from a single hit (in the torso, since it is easiest to get into the torso). On the other hand, a queue of 5-7 bullets, albeit 4.6 mm, leaves little chance of a response
  4. The comment was deleted.
  5. ramsi
    ramsi 16 September 2013 12: 45
    +4
    calibers are getting smaller and harder to clean weapons
  6. georg737577
    georg737577 16 September 2013 14: 24
    +3
    Convert PCA to bullpup! For all centuries, the machine will be ...
    1. bazilio
      bazilio 16 September 2013 15: 10
      0
      Everything new is well forgotten old
  7. Assistant
    Assistant 16 September 2013 19: 44
    +1
    Convert PCA to bullpup! For all centuries, the machine will be ...


    Yeah, and TKB-022 Korobov redo under 9 * 21 SP-10.
    Although, if you think about it, in this case it would be possible to combine the store and the fire control handle, that is, instead of the bullpup, there would be a standard PDW rear fire control handle + magazine, a front additional handle and a folding butt instead of a bullpup. And TKB-022, according to information, due to its design is compact, lightweight and throws the sleeve forward.
    On the other hand, the automation of the TKB-022 (especially the details and figures) is a great secret, so this is a question for experts whether the system with a vertical wedge gate and a U-shaped feeder will work in PDW.
  8. Hardcore
    Hardcore 16 September 2013 22: 53
    +1
    When will our normal fire translators begin to do it?
  9. gych
    gych 17 September 2013 11: 27
    -1
    interesting machine! if I'm not mistaken, they have a similar principle of operation, and since the speaker "looks like a yak pig like a horse"

«Вереск» и его немецкий аналог

Использование сравнительно маломощного пистолетного патрона, с одной стороны, ограничивает дальность прицельного выстрела 150–200 метрами, с другой – позволяет получить легкий, компактный образец с небольшой массой боекомплекта. Казалось бы, отличный вариант малогабаритного, постоянно готового к применению автоматического «оружия ближней обороны и нападения», удобного для стрельбы с прикладкой, навскидку, с рук, обеспечивающего высокую плотность огня в минимальное время. К тому же пистолетный патрон с относительно невысоким уровнем давления газов в канале ствола и начальной скоростью пули ниже или незначительно превышающей скорость звука облегчает использование глушителей.

Между тем традиционные пистолетные патроны, в том числе типа 9х19, состоящие на вооружении во многих странах мира, уже не полностью удовлетворяют современным требованиям по сочетанию пробивного и останавливающего действия. Широкое распространение средств индивидуальной бронезащиты (СИБЗ) заставило качественно усилить пробивную способность пуль, не снижая их останавливающего качества. Конечно, потенциальные возможности широко применяемых типов пистолетных патронов еще далеко не исчерпаны – об этом свидетельствуют хотя бы разработки российских конструкторов стрелковых боеприпасов. Но за последние два десятилетия появился ряд образцов малогабаритного автоматического оружия нового типа. Они компактнее по сравнению с штурмовыми винтовками, автоматами, карабинами и мощнее, чем «традиционные» пистолеты и пистолеты-пулеметы. Причем до принятия на вооружение и серийного производства доведены лишь единицы.

Понятно, что в основе поисков лежит выбор патрона. И здесь можно увидеть два направления: более мощные пистолетные патроны «традиционных» калибров и малокалиберные, занимающие как бы промежуточное положение между пистолетными и автоматными боеприпасами.


Климовское изделие

В 1996 году на вооружение Федеральной службы безопасности РФ был принят мощный 9-мм пистолет СР1 с патроном СП10. И тот, и другой являются развитием опытного комплекса, включавшего 9-мм патрон РГ052 типа 9х21 и пистолет РГ055 системы П.И. Сердюкова. Боеприпас увеличенной мощности и оружие под него создали сотрудники ЦНИИ Точного машиностроения (ЦНИИТОЧМАШ) в подмосковном городе Климовске в рамках опытно-конструкторских работ над новым боевым пистолетом по теме «Грач»(впоследствии на базе той же системы создан 9-мм пистолет СПС, принятый на вооружение Российской армии).

«Вереск» и его немецкий аналог


Опытная эксплуатация пистолетов началась в 1993 году в подразделениях спецназа правоохранительных структур. Тогда же Министерство безопасности РФ (впоследствии ФСБ) выдало заказ на разработку нового пистолета (шифр «Вектор») и малогабаритного пистолета-пулемета. Стоит отметить, что возможность создания пистолета-пулемета предполагалась уже в начале конструирования нового пистолетного комплекса с патроном 9х21. Теперь эта идея оформилась в виде опытно-конструкторской работы под шифром «Вереск». Усовершенствованный патрон получил обозначение СП10, пистолет, заказанный Лубянкой, – СР1, пистолет-пулемет – СР2 (аббревиатура «СР» означает «специальная разработка», «СП» – «специальный патрон»).

Отработку пистолета-пулемета СР2 «Вереск» в ЦНИИТОЧМАШе закончили к середине 1998 года, а в 2000-м приняли на вооружение.

Образец скомпонован по схеме с совмещением гнезда магазина и пистолетной рукоятки управления. Главные особенности пистолета-пулемета: редкая для этого класса оружия система автоматики и узел запирания канала ствола поворотом затвора. Отвод пороховых газов производится через поперечное отверстие в стенке ствола в газовую камеру, расположенную над стволом. В автоматике ведущим звеном является затворная рама, жестко связанная со штоком газового поршня. Затвор имеет шесть боевых выступов. Возвратная пружина размещена в канале затворной рамы. Конструкция подвижных деталей автоматики и ударного механизма схожа с тем, что ранее в ЦНИИТОЧМАШе использовали при разработке автоматов АС и СР3.

С правой стороны расположена складная рукоятка перезаряжания – это позволило уменьшить поперечный габарит оружия. На дульную часть ствола крепится компенсатор. Коробка автоматики и ее откидная на шарнире крышка выполнены холодной штамповкой из стального листа.

Ударный механизм – ударного типа. Флажок неавтоматического предохранителя расположен на правой стороне, при включении предохранитель блокирует спуск, а его флажок перекрывает паз для прохода рукоятки перезаряжания. Отдельный флажковый переводчик размещен на левой стороне и задает одиночный и автоматический огонь, флажок переводчика доступен для большого пальца руки, удерживающей оружие.

Питание патронами – из прямого коробчатого отъемного магазина с шахматным расположением патронов. При израсходовании боеприпасов подаватель магазина упирается в затвор, что способствует выбрасыванию магазина после нажатия на его защелку. Она двусторонняя, что допускает быструю замену магазина при стрельбе с правой или левой руки.

«Вереск» и его немецкий аналог


Тактико-технические характеристики пистолета-пулемета СР2М

Патрон 9х21
Масса оружия (кг):
–без патронов и коллиматорного прицела 1,65
–коллиматорного прицела КП-СР2 0,3
Длина оружия с откинутым прикладом (мм) 603
Длина оружия со сложенным прикладом (мм) 350
Длина ствола (мм) 174
Число нарезов 6
Начальная скорость пули (м/с):
-при стрельбе патроном СП10 440
-при стрельбе патроном СП11 415
-при стрельбе патроном 7БТЗ 430
Темп стрельбы (выстр/мин) 900
Дальность прицельной стрельбы (м) 200
Емкость магазина 20 или 30 патронов

Пуля патрона СП10 с термоупрочненным сердечником, выступающим из оболочки, надежно поражает цели в СИБЗ второго и третьего классов защиты или в небронированных автомобилях. Кроме СП10 могут применяться патроны СП11 с малорикошетирующей пулей, 7БТ3 с бронебойно-трассирующей пулей.

Мушка с предохранителем установлена у дульной части ствола. Целик механического прицела рассчитан на дальности стрельбы 100 и 200 метров. С помощью кронштейна на крышке коробки автоматики может крепиться коллиматорный прицел КП-СР2 с полем зрения 6о. Надо отметить, что коллиматорные стрелковые прицелы, позволяющие быстро совмещать прицельную марку с целью и наводить оружие, оставляя открытыми оба глаза, рассматриваются рядом специалистов как основные при ведении скоротечного боя на малой дальности.

Приклад оружия – металлический штампованный, складывающийся вверх-вперед, со складывающимся плечевым упором. Пистолетная рукоятка управления и цевье изготовлены из ударопрочной пластмассы, пистолетная рукоятка выполнена заодно со спусковой скобой, цевье охватывает ствол, впереди него установлен передний упор. Передний изгиб спусковой скобы рассчитан на ведение огня с вытянутых рук, подобно стрельбе из пистолета с двуручным хватом.

Пистолет-пулемет прошел модернизацию. У СР2М на цевье вместо жесткого упора появилась складывающаяся передняя рукоятка, повышающая управляемость оружия и кучность стрельбы. В сложенном положении рукоятка становится частью цевья. Несколько изменен флажок предохранителя. Кроме того, оружие получило иное дульное устройство – теперь это не дульный тормоз-компенсатор, а надульник-упор, защищающий кисть стрелка от смещения вперед и ожогов пороховыми газами.

«Вереск» носится открыто на ремне или скрытно, на корпусе с использованием подвеса, вмещающего само оружие и запасной магазин.

Германский вариант

Среди наиболее популярных тем разработок «военного» и «полицейского» стрелкового оружия за рубежом в 1990–2000-е годы можно назвать «личное оружие самообороны» (Personal Defence Weapon). Термин довольно условный и широко трактуемый, но, как правило, под ним понимают малогабаритный образец, рассчитанный на ведение огня одиночными выстрелами и очередями на малых дальностях, не слишком обременяющий владельца при переноске и надежно поражающий с первого выстрела или очереди противника – даже если на нем СИБЗ или он находится за укрытием.

Конструкторы германской компании «Хеклер унд Кох» подступались к такому типу оружия несколько раз и с переменным успехом. В 2000 году фирма представила модель, получившую обозначение «пистолет-пулемет MP7» и с тех пор неплохо себя зарекомендовавшую.

«Вереск» и его немецкий аналог


Тактико-технические характеристики пистолета-пулемета МР7 PDW
Патрон 4,6x30
Масса оружия с неснаряженным 20-местным магазином (кг) 1,2
Длина оружия с убранным прикладом (мм) 340
Длина оружия с выдвинутым прикладом (мм) 540
Длина ствола (мм) 180
Начальная скорость пули (м/с) 725
Дальность прицельной стрельбы (м) 200
Темп стрельбы (выстр/мин) 950
Емкость магазина 20 или 40 патронов

Для начала был разработан новый патрон 4,6х30. В создании боеприпаса, который сохранял бы на малых дальностях достоинства автоматного при массе и давлении в канале ствола, сравнимых с мощным пистолетным патроном, немцы не были первыми. В конце 1980-х годов на бельгийской «Фабрик Насьональ» сконструировали оригинальный автомат – или пистолет-пулемет, если угодно – Р90 под патрон SS190 (5,7х28). Р90 вызвал тогда широкий интерес, но, несмотря на оптимистические прогнозы, не нашел широкого распространения. Закупили его в незначительных количествах. Тем не менее германская компания также пошла по пути создания нового оружейного комплекса целиком, включая новый боеприпас.

Патрон 4,6х30 RUAG-«Амотех» снаряжен остроконечной пулей с небольшой плоской площадкой на вершинке. При начальной скорости 725 м/с и массе 1,6 грамма пуля со стальным сердечником и медной оболочкой якобы пробивает на расстоянии до 200 метров, то есть в пределах дальности прицельной стрельбы, преграду из 1,6-мм титановой пластины и 20 слоев кевлара позади нее. Это соответствует стандарту защиты CRISAT и 1–2-му классу по отечественному стандарту. Настильность траектории, обусловленная высокой скоростью пули, способствует увеличению меткости, хотя дистанция эффективной стрельбы вряд ли превышает 100 метров.

При разработке самого оружия немцы тоже прибегли к автоматике с газовым двигателем и жесткому запиранию канала ствола. В конструктивном оформлении соответствующих механизмов в «Хеклер унд Кох» решили не слишком оригинальничать, совместив уже найденные решения. МР7 PDW скомпонован по схеме с совмещением гнезда магазина с пистолетной рукояткой управления – это не слишком увеличило ее размеры, поскольку длина патрона – 38 миллиметров.

Отвод пороховых газов происходит через боковое отверстие в стенке ствола. Запирание его канала производится поворотом затвора. Отражатель гильзы смонтирован в затворе. В конструкции деталей автоматики и узла запирания МР7 использован опыт разработки штурмовой винтовки G36 той же фирмы, но детали двух этих образцов не взаимозаменяемы. По-иному работает автоматика, в частности поршень и толкатель у MP7 объединены в отличие от G36. Есть амортизатор для смягчения удара подвижной системы в заднем положении.

Ствол изготавливается методом холодной ковки. В его дульной части имеется резьба для крепления пламегасителя и отверстие для фиксации глушителя. Ствольная коробка собрана из пластмассовых деталей. Для лучшей защиты механизмов от загрязнения и уменьшения поперечного габарита использована Т-образная рукоятка перезаряжания заднего расположения, при стрельбе она остается неподвижной. Двусторонний флажковый переводчик-предохранитель задает режимы одиночного и автоматического огня. Флажок доступен для большого пальца стреляющей руки.

Оружие снабжено выдвижным прикладом и складной передней рукояткой, в сложенном положении играющей роль цевья. Спусковая скоба рассчитана на стрельбу в плотных перчатках.

Питание патронами – из отъемного коробчатого двухрядного магазина на 20 патронов (представлен и магазин на 40 патронов). Двусторонний рычажок его защелки расположен позади спусковой скобы.

МР7 А1 поставляется в двух модификациях: KSK предназначен для спецназа, IDZ – для армейских подразделений. Главное отличие – в прицельных приспособлениях. «Пехотный» IDZ оснащен целиком с открытой прорезью, спецназовский KSK – перекидным диоптрическим прицелом. Низкопрофильное механическое прицельное приспособление дополнено ступенчатой планкой типа «Пикатини» для установки коллиматорного прицела. Диоптр на MP7 A1 KSK позволяет использовать в комплекте с ним коллиматорные прицелы RSA «Хесольдт», «Эймпойнт», «Эотех», причем прицельную стрельбу можно вести в очках ночного видения. На той же планке при необходимости ставится лазерный целеуказатель.

Патрон 4,6х30 снаряжается не только пулей со стальным сердечником. Имеются варианты того же боеприпаса с трассирующей и с утяжеленной пулями, обладающими дозвуковой начальной скоростью. Утяжеленная пуля применяется в сочетании с глушителем швейцарской фирмы «Брюггер унд Томет» (вес 520 г), который крепится прямо на пламегаситель. Если огонь ведется высокоскоростными пулями, глушитель служит прибором малошумной стрельбы.

Вряд ли стоит придавать большое значение внешнему сходству конструкции описанных образцов – СР2М и MP7 A1 – схожие задачи неизбежно приводят к схожим решениям.

Свои варианты малокалиберных патронов для «оружия ближней самообороны» PDW создали и другие разработчики. Можно упомянуть, например, патрон 6.5x25 CBJ-MS шведской фирмы CBJ Tech AB или 5,56х23 (.224 VOB) чешской «Луво». Правда, в отличие от бельгийского 5,7-мм и германского 4,6-мм эти патроны и образцы оружия под них остались опытными.
Автор: Семен Федосеев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 17
  1. Nova 16 сентября 2013 08:09
    Извините, но каким образом дизайн этих двух образцов схож? Я в пьяном угаре не перепутаю "Вереск" с МР7. Что в них схожего? Магазин, торчащий из рукоятки? Так он у немца изогнут. Передняя складываемая рукоятка? Так они тоже абсолютно не схожи, тем более у "Вереска" она в складном состоянии утоплена в цевье.
    1. hiocraib 16 сентября 2013 11:39
      в пьяном угаре будет только 2 вопроса:
      1. какая ... снова изголяется над АК?
      2. что бы с этой ... сделать такого, чтобы больше оное не повторилось?
      hiocraib
    2. luiswoo 16 сентября 2013 18:11
      Цитата: Nova
      Извините, но каким образом дизайн этих двух образцов схож?

      Не учитывая косметические различия, у обоих не типичный для ПП "автоматный" принцип работы: отвод пороховых газов, поворотный затвор (СР.2 разве что, для полного "автоматного" счастья не хватает балансира автоматики, аля АЕК-971, учитывая мощу боеприпаса). На этом сходство, пожалуй, заканчивается — у "аналогов", боеприпасы с совершенно разной идеологией, что бы так называть эти ПП.
  2. Юн Клоб 16 сентября 2013 08:42
    Интересная статья. Спасибо.
    1. Apollon 16 сентября 2013 09:19
      цитата-Отработку пистолета-пулемета СР2 «Вереск» в ЦНИИТОЧМАШе закончили к середине 1998 года, а в 2000-м приняли на вооружение.


      плюс инфографика
      1. Apollon 16 сентября 2013 09:34
        пистолет-пулемет МР7 PDW



        c с удлиненным магазином на 40 патронов глушителем и ночным прицелом.



        картинка пистолет-пулемет МР7 PDW с разложенным прикладом
  3. bootlegger 16 сентября 2013 09:57
    При всем уважении вряд ли МР7 PDW, под патрон 4,6x30, аналог Вереску с патроном 9Х21.
    Если патрон 5.45 считается обладающим малым останавливающим эффектом, то что говорить о калибре 4,6 мм ?Это же практически калибр пневматики, таким и утку не всегда положишь, хотя и бьет она ее насквозь.Сам охотился и лично все проверил.
    На коротких дистанциях(а под них и создавался МР7), пораженный им противник, еще долго будет боеспособен и опасен.
    1. Nova 16 сентября 2013 11:32
      С другой стороны, уважаемый, амерский спецназ, который возможно "устранил Усаму", вернее один из бойцов, размещал фото оружия, которым был вооружен на операции. В качестве основного оружия использовался МР7 с ПБС и прибором ночного видения, дополнительным оружием был пистолет HK USP c ПБС и "обрез" (приклад обрезан) гранатомета (боеприпас, скорее всего, с начинкой из вольфрамовой картечи, но может и стандарт). К сожалению не могу найти картинку в закромах, но наверняка вы ее видели - все три единицы оружия были выкрашены в пустынный камуфляж.

      Это я к чему. Следовательно 4.6 мм не так уж и хм... нелетален.
      1. bootlegger 16 сентября 2013 12:26
        Кто же спорит?
        Тем более малый калибр всегда можно компенсировать количеством выстрелов.А вообще, бойцам американского спецназа гордится особенно нечем. Усама был пожилой и больной человек, много ли ему надо ?
        1. Nova 16 сентября 2013 13:08
          )))) Возможно ведь что и просто вертолетом зашибли...
    2. bazilio 16 сентября 2013 14:29
      Цитата: bootlegger
      При всем уважении вряд ли МР7 PDW, под патрон 4,6x30, аналог Вереску с патроном 9Х21.
      Если патрон 5.45 считается обладающим малым останавливающим эффектом, то что говорить о калибре 4,6 мм ?Это же практически калибр пневматики, таким и утку не всегда положишь, хотя и бьет она ее насквозь.Сам охотился и лично все проверил.

      согласен- калибр 4.6 будет обладать незначительным ОПД. Да и 9 мм птрон так же имеет ОПД, не достаточное для вывода цели из строя с одного попадания (в торс, так как в торс попасть легче всего). С другой стороны очередь из 5-7 пуль, хоть и 4.6 мм, оставит мало шансов на ответные действия
  4. Комментарий был удален.
  5. ramsi 16 сентября 2013 12:45
    калибры становятся всё меньше, а чистить оружие всё труднее
    ramsi
  6. georg737577 16 сентября 2013 14:24
    Переделайте ППШ в буллпап! На все века машинка будет...
    georg737577
    1. bazilio 16 сентября 2013 15:10
      Все новое это хорошо забытое старое
  7. Assistant 16 сентября 2013 19:44
    Переделайте ППШ в буллпап! На все века машинка будет...


    Ага, а ТКБ-022 Коробова переделать под 9*21 СП-10.
    Хотя, если подумать, в таком случае можно было бы совместить магазин и рукоятку управления огнём, то есть вместо буллпапа будет стандартная для PDW компоновка задняя рукоятка управления огнём+магазин, передняя дополнительная рукоятка и складной приклад. А ТКБ-022, по информации, в силу своей конструкции компактный, лёгкий и гильзу вперёд выбрасывает.
    С другой стороны, автоматика ТКБ-022 (особенно подробности и рисунки) есть великая тайна, так что это к специалистам вопрос, будет ли система с вертикальным клиновым затвором и U-образным подавателем работать в PDW.
  8. HARDKOR 16 сентября 2013 22:53
    Когда уже наши начнут делать нормальные переводчики огня?
    HARDKOR
  9. gych 17 сентября 2013 11:27
    интересная машинка!если не ошибаюсь у них похожий между собой принцип работы,а так как говорица "похож як свиня на коня"
    gych

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня