Самый дорогой контракт в истории военного флота

Самый дорогой контракт в истории военного флота


Весной 2014 года оборонное ведомство США заключило беспрецедентный контракт стоимостью 17,6 млрд. долларов.


Получив чек на фантастическую сумму, две ведущие американские корпорации, специализирующиеся на постройке морской техники ("Ньюпорт Ньюс" и "Дженерал Электрик Боут") обязались в течение ближайших 10 лет поставить флоту десять многоцелевых субмарин типа "Вирджиния" подсерии IV.

В настоящее временя в боевом составе ВМС США уже числятся десять многоцелевых ПЛА этого типа ("Вирджинии") устаревших подсерий I и II, массово вступавшие в строй с начала века. Еще восемь ПЛА данного семейства (подсерия III) находятся на различных этапах постройки. Работы кипят полным ходом: в июле текущего года была объявлена дата вступления в строй первой подлодки из третьего "блока". Скользкая обтекаемая гадина "Норт Дакота" официально сменит свой индекс с PCU (готовая к приёмке единица) на USS (боевой корабль Соединенных Штатов) 25 ноября 2014 г. Но ненадолго. Вскоре после вступления в строй лодка вновь вернется в док на многомесячную процедуру PSA (Post-Shakedown Availability). Устранение всех дефектов, выявленных в ходе тестовой эксплуатации корабля.

В общей сложности по программе "Вирджиния" планируется построить свыше 30 многоцелевых атомарин, что составят основу подводной компоненты ВМС США до середины этого века.

Что означает данная ситуация? С чем связана спешка с "суперконтрактом"? Что представляет собой лодка "Вирджиния" и в чем различия между её подсериями? Что дает основание называть новейшие американские лодки "устаревшими единицами", но при этом справедливо опасаться появления перспективных "Вирджиний" подсерий Блок-3, Блок-4 и Блок-5? Об этом — наш следующий разговор.

Тайны суперконтракта

Несложно догадаться, что "самый дорогой контракт" — забавный курьёз. Крупные оборонные проекты всегда стоили громадных средств. Достаточно вспомнить предшественников "Вирджиний" — подводные лодки типа "Лос-Анджелес". И стоимость этой суперэскадры из 62 подводных атомоходов!

И все-таки в истории с "контрактом века" есть один серьезный момент. Никогда раньше военные не выдавали столь крупный единовременный заказ на постройку таких сложных и дорогих кораблей. Программа строительства тех же "Лос-Анджелесов" растягивалась на протяжении долгих десятилетий. Каждый год заказывалось не более пары-тройки кораблей.

И вдруг — сразу 10 сверхдорогих ПЛА 4-го поколения!

Почему так торопятся янки? Хороший ответ на данный вопрос дается в статье капитана ВМС США К. Хасслингера, в которой описаны основные тенденции развития подводной компоненты американского флота с указанием главных угроз и задач, которые предстоит решать "Вирджиниям".

Приведу краткие выдержки из указанной статьи.

Исчезновение ВМФ СССР как основного соперника на море заставило Пентагон пересмотреть все сложившиеся концепции и тактики применения собственных ВМС. В отличие от советского ВМФ, новый геополитический и военный соперник — военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК), в силу ряда объективных причин, не стремятся к соперничеству в открытом океане. Китайцы исповедуют иную философию, делая ставку на стратегию "anti-access/area denial" (A2AD). Создание позиционных районов в прибрежной зоне, с упором на авиакосмические средства ведения разведки, выдачи целеуказания и поражения морских целей. Как пример — баллистические противокорабельные ракеты "Дунфэн-21D" и т.п. "чудо-оружие", грозящее стать неприступным барьером на пути американских АУГ. Согласно китайской легенде, системы A2AD сделают невозможным пребывание любых надводных кораблей противника в указанном квадрате. Огненный ливень с небес прошьет врага насквозь!

Трудно сказать, насколько дешевым и эффективным окажется данный способ. Тем не менее, известный прогресс в области радиоэлектроники и ракетного оружия, помноженный на индустриальную мощь и выгодное географическое положение Китая, дает основания принимать это заявление всерьез. Существует вероятность, что в недалеком будущем китайцам удастся "перекрыть" значительную часть акватории Тихого океана, сделав невозможным безопасное нахождение кораблей враждебных государств у побережья Восточной Азии. Единственным способом скрыться от зорких "глаз" космических спутников и увернуться от летящих на гиперзвуковой скорости ракет станет уход флота под воду. Дальнейшие комментарии здесь излишни.


"Норт Дакота" покидает сборочный цех, сентябрь 2013 г.

Китайская стратегия A2AD предопределила порядок работ по новым подсериям американских "Вирджиний", в особенности перспективной Блок-5 VPM. Но чтобы понять истинный смысл появления этих подводных убийц, нам придется заглянуть в недалекое прошлое. Когда с грохотом рушился колосс СССР, а пребывавшая в эйфории Америка училась жить в новом, однополярном мире.

Знакомьтесь, "Девственница"

Десятый американский штат и одноименная серия подводных киллеров 4-го поколения с ядерной силовой установкой и фантастическими возможностями. "Вирджиния" — в определенном смысле компромисс. Результат оптимизации стоимости и боевых характеристик подводных кораблей в условиях отсутствия достойного морского противника. Строившийся в 1990-е годы "Морской волк" оказался избыточно дорог и мощен, при этом недостаточно подготовлен для действий в условиях нового времени. С трудом осилив постройку трех "Морских волков" (из запланированных 29 !), американцы радикально свернули программу строительства подводного флота в пользу более простых и эффективных субмарин, более приспособленных для работы в формате "флот против берега".

Как известно, наибольшую эффективность в прибрежной зоне демонстрируют дизель-электрические субмарины. Они проще и дешевле, при этом гораздо более скрытны, по сравнению с любым атомоходом. В случае с ВМС США вариант с ДЭПЛ/НАПЛ был заведомо невозможен. Американский флот имеют ярко выраженную наступательную направленность; всякий раз янки приходится действовать на расстоянии в тысячи миль от родных берегов. Американский подводный корабль должен иметь горячее ядерное сердце и ледяную выдержку для выполнения любых задач.



Один корпус. Один реактор. 40 тысяч лошадиных сил на валу. Восемь тысяч тонн боевой материи, что мчатся через океан со скоростью 500 миль в сутки, при этом оставаясь невидимыми для противника. Предельная глубина погружения — засекречено. В официальных сводках фигурирует туманная цифра: тестовая глубина 240+ метров.

Четыре 533 мм торпедных аппарата и 27 единиц различного вооружения, включающего управляемые торпеды Mk.48, противокорабельные ракеты SUB-Гарпун, интеллектуальные мины "Кэптор" — устанавливаемые в толще воды ловушки-торпеды, срабатывающие при проходе вблизи них вражеской субмарины... Впрочем, те, кто упрекает "Девственницу" за слабый и малочисленный состав вооружений, просто не знаком с полным списком её "сюрпризов".

В дополнение к торпедному вооружению в носовой части каждой подлодки установлены 12 пусковых шахт для тактических КРМБ "Томагавк". Специальные возможности включают в себя шлюзовую камеру для одновременного выхода из лодки 9 "морских котиков", место для размещения на борту отряда боевых пловцов, наружное крепление для батискафа или контейнера Dry Deck Shelter, а также комплект необитаемых подводных аппаратов для проделывания проходов в минных полях и выполнения других глубоководных работ.

Очень серьезная машина, способная доставить немало "радости" любому противнику.



Сильные стороны "Вирджиний":

— предельно низкий уровень собственных шумов. Внедрение системы изолированных палуб и активных компенсаторов вибраций, водометного движителя, совершенной гидродинамики и нового реактора со значительной долей естественной циркуляции теплоносителя. В результате шумовой фон "Вирджиний" вплотную приблизился к естественному фону океана. Сообщается, что лодка движется настолько плавно, что её оперативная скорость в подводном положении может достигать 20-25 узлов (скорость, при которой субмарина еще способна "услышать" противника сквозь гул собственных турбин и шум обтекающей корпус воды);

— реактор нового поколения S9G, чья активная зона имеет срок службы, соизмеримый с циклом службы самой подлодки (свыше 30 лет). Тем самым отпадает необходимость в опасной процедуре перезарядки реактора с потерей боеспособности лодки на длительный срок;

— сонары бокового обзора;

— модульная конструкция, различные технические новинки. Телескопические мачты с цифровыми камерами и тепловизорами вместо привычного перископа. Идея неплоха: теперь ситуацию на поверхности могут наблюдать все моряки, находящиеся в центральном посту. В различных диапазонах электромагнитных волн.

Недостатки. Звучащие обвинения в адрес "Вирджиний" подчас гораздо серьезней, чем восторженные отзывы из рекламных проспектов "Ньюпорт Ньюс".

Лодка хороша во всех отношениях, но её цена?! Согласно последним данным, "Вирджинии" обходятся американскому государству в сумму свыше 2,6 млрд. долл. за единицу (кстати, именно поэтому упомянутый "суперконтракт" весьма далек от реальности. Когда придет срок, затраты на строительство 10 подлодок еще более возрастут). Единственное оправдание для создателей "Вирджиний" — лодки действительно строятся и массово вступают в строй. Подчас с опережением всех сроков!

И снова подлог! Официально "Вирджинии" строятся в рекордно короткие сроки. От закладки до момента вступления в строй проходит всего пара лет. Но американские корабелы редко упоминают, что они "закладывают" не пустую обечайку корпуса, а несколько готовых секций (модулей), строительство которых началось за несколько лет до официального момента "закладки" лодки. Остается лишь аккуратно соединить их воедино, на что и требуется два года.

Впрочем, даже в таком режиме темпы американского кораблестроения способны вызывать неприятное чувство зависти и тревоги.

Долгоиграющий реактор! Если не включать его совсем — он сможет работать вечно. Период полураспада изотопов урана — от 8 млн. до 4,5 млрд. лет. Однако моряки выражают опасения, что каждая из суперлодок представляет собой "одноразовую погремушку". Заявленный срок работы активной зоны реактора (33 года) достигается лишь при её бережливой эксплуатации и ограниченном числе выходов в море. В противном случае придется разбирать лодку и вырезать реакторный отсек — как на обычных ПЛА предыдущих поколений. Необходимо заметить, что перезарядка реактора в наши дни перестала быть экстраординарной операцией: при наличии соответствующей техники, данную процедуру можно произвести прямо в базе. Так стоила ли игра свеч?

Весьма часто "Вирджинии" критикуют за слишком многочисленный экипаж. Для управления лодкой, что претендует на звание самой современной субмарины в мире, требуется 120-130 человек! Слишком много для такой маленькой лодки. Для сравнения: такой же по численности экипаж управлял огромным двухреакторным "Антеем" ("убийцы авианосцев" пр. 949А, подводным водоизмещением 24 тыс. тонн). Так где же хваленая американская автоматизация? Парадокс объясняется просто: "Вирджиния" имеет на порядок больше систем, средств обнаружения и боевых постов (+ "балласт" в виде группы спецназа).


Водолазы за бортом подлодки "Гавайи"

Уже не скрывается тот факт, что у "Девственниц" хроническая проблема с ГАК. Несмотря на постоянную модернизацию и нескончаемые ремонты, заявленные характеристики гидроакустического комплекса BQQ-10 достигнуты не были. Что значат современные лодки без гидроакустики? Правильно — небоеспособные стальные гробы.

И здесь мы подходим к новой главе этой истории. Модификации "Вирджиний"!

Стоит отдать должное американским корабелам: еще на этапе проектирования в конструкцию "Девственниц" был заложен немалый модернизационный потенциал. Программа создания ПЛА 4-го поколения рассчитывалась на многие десятилетия. Ведь со временем потребуется проводить реконструкцию платформы и внедрять новое оборудование. Главный секрет "Девственницы" — её технологичность и модульная конструкция.

К настоящему времени уже известно о пяти основных подсериях "Вирджиний":

Блок 1 — базовая модификация. О ней было подробно написано выше. Всего было построено 4 лодки данной модификации.

Блок 2 — схожая с базовой модификация лодки. Изменения коснулись технологии сборки корпуса — теперь лодки собирают из четырех крупных секций вместо 10, что позволило сократить расходы (до $300 млн. за каждый корпус) и ускорить на 20% процесс строительства кораблей. Всего было построено 6 атомоходов данной подсерии.

Блок-3. Значительные изменения в конструкции. Полностью перепроектирована носовая часть. Традиционная для всех американских лодок сферическая антенна ГАС была заменена на изящную "подкову" LAB (Large Aperture Bow Array). Новый гигантский сонар обещает решить все предыдущие проблемы с гидроакустикой "Вирджиний", обеспечив лодкам беспрецедентные возможности по контролю окружающего пространства. 12 отдельных пусковых установок для "Томагавков" были заменены на две универсальные шестизарядные шахты, что позволило упростить перезарядку и обслуживание крылатых ракет, одновременно повысив ситуационную гибкость подлодки. В случае необходимости можно извлечь пусковые стаканы и использовать шахты под целевую нагрузку: водолазное снаряжение, беспилотные аппараты и др. специальные грузы (данная технология уже прошла "обкатку" на подлодках семейства SSGN). Всего планируется построить восемь "Вирджиний" данной модификации.



Блок-4. Главный тренд сезона — повышение надежности. Лодки будут представлять собой копию Блок-3 с увеличенным межремонтным периодом, что позволит сократить кол-во плановых капремонтов с 4 до 3 за весь жизненный цикл субмарин. Именно с данной подсерией связана история "контракта века" на строительство 10 супердорогих боевых атомоходов 4-го поколения.

И, наконец, Блок-5, она же "Вирджиния"-VPM.

Конструкция и характеристики этих подлодок будут настолько отличаться от "Вирджиний" первых подсерий, что Блок-5 можно смело рассматривать как отдельный проект лодки следующего поколения, грозящей перевернуть все представления о современном подводном флоте. Секреты раскрывает само название. VPM — Virginia Payload Module. Специальный 30-метровый отсек вооружений, врезанный посередине корпуса "Вирджинии", где разместятся четыре пусковые шахты по 7 "Томагавков" в каждой. С учетом двух носовых шестизарядных шахт, общий боекомплект лодки составит 40 крылатых ракет морского базирования. Настоящий подводный ракетодром!

Нобелевский комитет особо отметил, что Барак Обама выпустил больше крылатых ракет, чем все остальные лауреаты Нобелевской премии мира, вместе взятые.


Ракетодром? Или носитель беспилотных аппаратов? Специальный корабль для секретных глубоководных работ — поиска и эвакуации обломков вражеской техники с морского дна? Скрытный транспорт вооружений? База боевых пловцов? Концепция VPM подразумевает любую конфигурацию отсека для решения любых, подчас самых сложных и необычных задач.

По сравнению с носовыми ПУ, размещение шахт в районе миделя лодки позволит увеличить их длину — появится возможность размещения на борту новых типов боеприпасов и оборудования. Также схема VPM подразумевает размещение шахт внутри прочного корпуса лодки, что позволит обеспечить доступ к снаряжению и оружию прямо из соседних отсеков корабля в момент его нахождения под водой.

Но за все хорошее приходится платить. Несмотря на все усилия конструкторов по "безболезненной" интеграции VPM и пресловутую модульность субмарины, врезка новой 30-метровой секции неузнаваемым образом изменит характеристики и поведение "Вирджинии". Увеличится площадь смачиваемой поверхности — а значит, повысится шумность субмарины. Увеличится инертность. Потребуется новая балластировка. Серьезно пострадает маневренность, особенно при изменении глубины погружения лодки. В общем, известные проблемы, с которыми янки уже сталкивались при создании лодок для специальных операций "Парче" (1973 г.) и "Джимми Картер" (2003 г.). Эти атомоходы также оснащались дополнительными, не предусмотренными изначальным проектом, отсеками. Тем не менее, их худшие характеристики и ограниченная маневренность, по сравнению с лодками базового проекта, целиком компенсировались новыми возможностями. Моряки остались довольны: "Парче" прослужила 40 лет, передав свою должность новейшему "Картеру" (типа "Си Вулф").

Нечто подобное ожидает "Вирджинию"-VPM. Согласно нынешним планам, будет построено как минимум 4 подводных "ракетодрома". Закладка первой "Вирджинии"-VPM запланирована на 2019 год.

Дальнейшие планы программы "Вирджиния" подразумевают опцион на постройку еще пары десятков субмарин Блок-VI, Блок-VII, а также "Улучшенная Вирджиния", подробности о которой станут известны ближе к середине этого века.

Остается добавить, что, несмотря на всю их многочисленность и выдающиеся возможности, американские "Вирджинии" еще ни разу не направлялись в зоны боевых действий. Всю грязную работы за них выполняют "старики" — легендарные "Лос-Анджелесы" и конвертированные ракетоносцы "Огайо". На сегодняшний день единственным известным фактом применения "Вирджиний" в условиях, приближенных к боевым, стало появление лодки этого типа в Баренцевом море, у границ России, случившееся 7 августа этого года. Противолодочные силы Северного флота смогли обнаружить "невидимку" и установить с ней 27-минутный контакт. Потеряв скрытность, иностранная субмарина, предположительно класса "Вирджиния", была вынуждена покинуть свою позицию и уйти в открытый океан.










Первый выход в море лодки USS Minnesota (SSN-783), 2013 год


По материалам журнала «Undersea Warfare»
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

36 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти