Expert Ruslan Pukhov told what weaponry the Russian army will receive under the armament program before 2020, and what could disrupt the plans

Expert Ruslan Pukhov told what weaponry the Russian army will receive under the armament program before 2020, and what could disrupt the plans- Ruslan Nikolaevich, how do we look at defense spending compared to other countries?

- Now Russia, according to the Stockholm Peace Research Institute (SIPRI), is fifth in the world in its military spending - after the United States, China, France and the United Kingdom. And behind us are Japan, Germany, Saudi Arabia, India and Italy.


But here it is important to clarify that we were in fifth place only in 2010 year, and before that were significantly lower. For example, all 90s for army financing Russia was listed at 19-20-th places in the world rankings, passing countries such as Turkey and South Korea ahead. And the money in those years went almost completely to feed the personnel - wages, household needs, and the financing of expenditures on the purchase of weapons was reduced to almost zero. The defense industry — that part of it that was still afloat — worked mainly for export.

For comparison: in 1998, the military budget of Russia was equal to 81,8 billion rubles (in current prices), and in 2010-m - 1,277 trillion. And in 2013, military spending will amount to 2,098 trillion. rubles. So far this is the last known in absolute figures the amount of annual military spending recorded in the state budget under the section "National Defense".

By the way, in recent years the defense industry has been more fulfilling internal orders than foreign contracts. The ratio is now on them 60 to 40%.

- What is the reason for such a rapid increase in the militarization of Russia?

- Of course, there is no talk of militarization. It is more appropriate to talk about the forced rectification of the critical situation that has developed into the same 1990s that have failed for the Armed Forces. Suffice it to say that new types of weapons now make up around 5 – 10% in the army. By 2020, their share is planned to increase to 70 – 80%. At the same time, some types of troops - first of all, this is air defense, communications, military aviation - will be updated even by all 100%.

In addition, starting next year, the salary of servicemen is sharply increasing. For example, the lieutenant instead of the current 15 thousand rubles will receive 50 thousand. Partly, the increase in military spending is also due to the fact that the army will be dressed in a new uniform, all draftees and cadets have already begun to receive also a set of sports equipment. The cost of food rations will also increase. In the new military budget is also scored the expected growth of tariffs for housing and communal services.

But with all this, even in record 2013, the share of military spending will be only 3,39% of GDP, while the level of army allocations was established by the Security Council even during Boris Yeltsin’s presidency in the amount of 3,5% of GDP.

By the way, if we talk about the militarization of a country, then most precisely it shows just this percentage - that is, relative, not absolute figures of military spending.

- And then what is the place of Russia in the military table of ranks, if we proceed from this percentage?

- Not down, but not far above. Based on SIPRI data, then in the USA with a military budget of 663 billion dollars in 2010, it was 4,6% of GDP; in China, which spent the same year on defense 110 billion dollars, - 2,1% of GDP; in Japan, whose military expenditures are slightly lower than in Russia - 1%. Record breaking countries for relative military spending - Saudi Arabia, Oman, Qatar (10 – 11% of GDP). On the eve of the invasion of South Ossetia, Georgia spent 8% of GDP on military preparations, the second largest in the world at that time.

- And North Korea?

- Nothing is known about its military budget, it is an absolutely closed country. There may be 70% of GDP.


- Let's go back to our “terrible” figure - 20 trillion. rubles, provided by the state armament program for 2011 – 2020 years. It is already known in what proportions they will be spent and what exactly from military equipment will be purchased?

- While the structure of the program can be judged only in general terms. The Defense Ministry, by the way, will receive only 19 trillion from this amount. rubles, the rest will go to other power structures. From what has been openly voiced by the Ministry of Defense officials, it is known that 10% of this amount will be spent on research and development (R & D), 80% - on the purchase of new weapons, 10% will probably go for repairs available military equipment.

Of the priorities in the first place are strategic nuclear deterrent forces. In particular, strategic missile forces will receive a new heavy liquid intercontinental ballistic missile instead of the old RS-20 “Voivode” and PC-18 “Satan”. The new rocket ordered to the designers will carry ten divided combat units. This is a fundamental point. Until recently, around the creation of a new heavy rocket among experts there were stormy discussions: do we need it? And would it not be better to order more light and cheaper solid-fuel missiles instead of it, which carry one or three combat units? The Ministry of Defense also does not refuse from such rockets, mobile ground Topol and Yars, but will not be limited to them.

The second priority identified in the HPV-2020 is somewhat blurry - as “high precision weapon, whose application is based on information support from space. " The third priority is automated troop control systems (ACS).

The greatest clarity, up to specific figures, is available with the purchases of weapons for the Air Force, aerospace defense and the Navy. Thus, the fleet should immediately receive eight strategic nuclear submarines of the 955 "Borey" project with Bulava missiles, 20 non-strategic submarines, 35 corvettes and 15 frigates. Air Force 600 new aircraft and 900 helicopters. For the aerospace defense, ten divisions of the C-500 and 56 anti-aircraft missile systems of the C-400 SAM systems were ordered.

- Plans, to be sure, are impressive, but if you don’t look into the distant tomorrow, but to see today, the situation with the supply of new military equipment looks sad ...

- Do you mean the disruption of the state defense order for the 2010 year, which was not fulfilled at 30%? Because of this, the military did not receive the 20380 project corvette, three submarines, one corvette, six of the nine Yak-130 training planes and five of the 11 ordered satellites. President Dmitry Medvedev made a hard debriefing on this issue, as a result of which a number of heads of defense enterprises and high-ranking military officers lost their positions or received disciplinary sanctions. It is possible that this was a lesson for the future - with an eye to the new state armaments program.

Although I think that HPV-2020 is not insured against risks. The program was clearly created on the basis of a favorable economic situation, high prices for oil and gas, but it’s far from a fact that in ten years the situation will not change for the worse and we will not be covered by another wave of crisis.

There is no complete certainty that our defense industry, which has not yet been modernized, will be able to cope with such a massive order of military equipment, all the more so since it also has to meet growing export deliveries.

True, so far defenders are full of optimism. For example, Roman Trotsenko, president of the United Shipbuilding Corporation, said that in 2016, the design of a new Russian aircraft carrier with a nuclear power plant will begin. It is not clear where the money will come from. Earlier, Defense Minister Anatoly Serdyukov publicly announced that the construction of aircraft carriers in Russia is not planned. Although, on the other hand, the purchase from France of the Mistral universal landing craft also came as a surprise in its time, a kind of force majeure.

- In addition to us, there are still countries that are just as rapidly rearming their armed forces?

- It is noteworthy that the growth of Russian defense spending is consistent with the trends that are now observed in all the BRIC countries. In Brazil, India, China, army spending has recently increased by more than 10% per year. The reasons why this is so similar are also similar - in all cases we are talking about the accelerated modernization of the armed forces, their transfer to new types of military equipment and armaments, the elimination of the backlog from the armies of the leading countries of the West.

At the same time, in Western countries themselves, arms spending, on the contrary, is subject to very drastic reductions. For example, in the US, military spending in the next five years will be cut by 78 billion dollars. This is done with the aim of general budget savings. So, since last year, the Americans stopped financing the production program of their fifth-generation fighter F-22.

The UK Department of Defense plans to cut military spending by 2014 billion pounds, or 8%, by 7,5. For example, all F3 Tornado fighter-interceptors and Nimrod patrol aircraft fell under the reduction. All in all, the British plan to suspend or cancel completely around 900 defense projects. France reduces the volume of purchases of promising weapons, there are serious reductions in the armed forces of Germany and Norway. In total, the total budget of NATO countries by the 2013 year should be reduced by 45 billion dollars.

It is possible that Russia for military spending will soon be able to rise from fifth place even higher.

Ruslan Pukhov, Director of the Center for Analysis of Strategies and Technologies

Born in 1972, in the city of Elektrostal, Moscow Region.

He studied at the Faculty of International Information of the Moscow State Institute of International Relations and in the French-Russian magistracy in political science and international relations.

He worked as a project officer on conventional weapons at the Center for Political Studies, and in 1997 he created the Center for Analysis of Strategies and Technologies, which has now become the leading Russian independent research organization dedicated to the study of the issues of the defense industry and military-technical cooperation.
Originator:
http://www.trud.ru
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Эксперт Руслан Пухов рассказал какое вооружение получит российская армия по программе вооружения до 2020 года и что может сорвать планы

Эксперт Руслан Пухов рассказал какое вооружение получит российская армия по программе вооружения до 2020 года и что может сорвать планы— Руслан Николаевич, как мы выглядим по тратам на оборону на фоне остальных стран?

— Сейчас Россия, по данным Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI), по своим военным расходам занимает пятое место в мире — после США, Китая, Франции и Великобритании. А за нами идут Япония, Германия, Саудовская Аравия, Индия и Италия.

Но тут важно уточнить, что на пятое место мы вышли только в 2010 году, а до того были значительно ниже. Например, все 90-е годы по финансированию армии Россия значилась на 19-20-м местах в мировом рейтинге, пропустив вперед такие страны, как Турция и Южная Корея. Причем деньги в те годы шли почти полностью на прокорм личного состава — зарплаты, бытовые нужды, а финансирование расходов на закупку вооружений было сведено практически к нулю. Оборонная промышленность — та ее часть, что еще держалась на плаву, — работала в основном на экспорт.


Для сравнения: в 1998 году военный бюджет России равнялся 81,8 млрд. рублей (в текущих ценах), а в 2010-м — 1,277 трлн. А в 2013 году военные расходы составят уже 2,098 трлн. рублей. Пока это последняя известная в абсолютных цифрах сумма годовых военных трат, зафиксированная в госбюджете по разделу «Национальная оборона».

Кстати, и оборонка в последние годы больше выполняет внутренних заказов, чем зарубежных контрактов. Соотношение сейчас по ним 60 к 40%.

— С чем же связан столь стремительный рост милитаризации России?

— Ни о какой милитаризации речь, конечно, не идет. Уместнее говорить о форсированном выправлении критической ситуации, сложившейся в провальные для Вооруженных сил все те же 1990-е годы. Достаточно сказать, что новые виды вооружений составляют сейчас в армии около 5–10%. К 2020 году их долю планируется увеличить до 70–80%. При этом некоторые рода войск — прежде всего это ПВО, связь, армейская авиация — будут обновлены даже на все 100%.

Кроме того, со следующего года резко увеличивается денежное довольствие военнослужащих. Например, лейтенант вместо нынешних 15 тысяч рублей будет получать 50 тысяч. Отчасти рост военных затрат обуславливается и тем, что армию переоденут в новую форму одежды, все призывники и курсанты уже начали получать еще и по комплекту спортивной экипировки. Также увеличится стоимость продовольственного пайка. В новый военный бюджет также забит ожидаемый рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Но при всем этом даже в рекордном 2013 году доля военных расходов составит всего 3,39% от ВВП, в то время как уровень армейских ассигнований был установлен Совбезом еще во время президентства Бориса Ельцина в объеме 3,5% ВВП.

Кстати, если уж говорить о милитаризации той или иной страны, то точнее всего ее показывает именно вот этот процент - то есть относительные, а не абсолютные цифры военных расходов.

— И какое же тогда место занимает Россия в военной табели о рангах, если исходить из этого процента?

— Не внизу, но и далеко не вверху. Если исходить из данных SIPRI, то в США с военным бюджетом в 663 млрд. долларов в 2010 году он составлял 4,6% ВВП; в Китае, потратившем в том же году на оборону 110 млрд. долларов, — 2,1% ВВП; в Японии, чьи военные расходы чуть меньше, чем в России, — 1%. Страны-рекордсмены по относительным военным тратам — Саудовская Аравия, Оман, Катар (10–11% ВВП). Грузия накануне вторжения в Южную Осетию тратила на военные приготовления 8% ВВП — второе место в мире в то время.

— А Северная Корея?

— О ее военном бюджете вообще ничего не известно, это абсолютно закрытая страна. Там может быть и 70% ВВП.

— Давайте вернемся к нашей «страшной» цифре — 20 трлн. рублей, предусмотренным госпрограммой вооружений на 2011–2020 годы. Уже известно, в каких пропорциях они будут расходоваться и что именно из военной техники будет закуплено?

— Пока о структуре программы можно судить лишь в общих чертах. Минобороны, кстати, получит из этой суммы лишь 19 трлн. рублей, остальное пойдет в другие силовые структуры. Из того, что открыто озвучивали официальные лица Минобороны, известно, что 10% от этой суммы будет израсходовано на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), 80% — на закупку новых вооружений, еще 10% пойдут, видимо, на ремонт имеющейся военной техники.

Из приоритетов на первом месте стратегические ядерные силы сдерживания. В частности, ракетные войска стратегического назначения получат новую тяжелую жидкостную межконтинентальную баллистическую ракету взамен старых РС-20 «Воевода» и РС-18 «Сатана». Заказанная конструкторам новая ракета будет нести десять разделяющихся боевых частей. Это принципиальный момент. Вокруг создания новой тяжелой ракеты до недавнего времени среди специалистов шли бурные дискуссии: нужна ли она? И не лучше ли вместо нее заказать побольше легких и более дешевых твердотопливных ракет, которые несут одну или три боевые части? От таких ракет — мобильных грунтовых «Тополей» и «Ярсов» — Минобороны тоже не отказывается, но и ограничиваться только ими не будет.

Второй приоритет обозначен в ГПВ-2020 несколько размыто — как «высокоточное оружие, чье применение основывается на информационном обеспечении из космоса». Третий приоритет — автоматизированные системы управления войсками (АСУ).

Наибольшая ясность, вплоть до конкретных цифр, имеется с закупками во-оружений для ВВС, воздушно-космической обороны и ВМФ. Так, флот должен получить сразу восемь стратегических атомных подводных лодок проекта 955 «Борей» с ракетами «Булава», 20 нестратегических подводных лодок, 35 корветов и 15 фрегатов. ВВС- 600 новых самолетов и 900 вертолетов. Для воздушно-космической обороны заказано десять дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-500 и 56 дивизионов ЗРК С-400.

— Планы, что и говорить, впечатляют, но если не заглядывать в далекое завтра, а посмотреть на сегодняшний день, то ситуация с поставками новой боевой техники выглядит печально…

— Имеете в виду срыв гособоронзаказа на 2010 год, который на 30% был не выполнен? Из-за этого военные не получили корвет проекта 20380, три подводные лодки, один корвет, шесть из девяти учебных самолетов Як-130 и пять из 11 заказанных спутников. Президент Дмитрий Медведев устроил по этому поводу жесткий разбор полетов, в результате чего ряд руководителей оборонных предприятий и высокопоставленных военных лишились должностей или получили дисциплинарные взыскания. Не исключено, что это был урок на будущее — с прицелом на новую госпрограмму вооружений.

Хотя я думаю, что и ГПВ-2020 не застрахована от рисков. Программа явно создавалась из расчета благоприятной экономической конъюнктуры, достаточно высоких цен на нефть и газ, но далеко не факт, что за десять лет ситуация не изменится к худшему и нас не накроет какой-нибудь очередной волной кризиса.

Нет полной уверенности и в том, что наша не модернизированная до сих пор оборонка сумеет справиться со столь массовым заказом военной техники, тем более что ей надо выполнять и растущие экспортные поставки.

Правда, пока что оборонщики преисполнены оптимизма. Например, президент Объединенной судостроительной корпорации Роман Троценко заявил, что в 2016 году начнется проектирование нового российского авианосца с атомной силовой установкой. Непонятно, откуда на это возьмутся деньги. Ранее министр обороны Анатолий Сердюков публично объявлял, что строительство авианосцев в России не планируется. Хотя, с другой стороны, и покупка у Франции универсальных десантных кораблей «Мистраль» также явилась в свое время неожиданностью, своего рода форс-мажором.

— Кроме нас еще есть страны, столь же стремительно перевооружающие свои вооруженные силы?

— Примечательно, что рост российских оборонных расходов вполне соответствует тенденциям, которые сейчас наблюдаются во всех странах БРИК. В Бразилии, Индии, Китае затраты на армию увеличиваются в последнее время более чем на 10% в год. Сходны и причины, почему так происходит, — во всех случаях речь идет, как и у нас, об ускоренной модернизации вооруженных сил, переводе их на новые образцы военной техники и вооружений, ликвидации отставания от армий ведущих стран Запада.

При этом в самих странах Запада оружейные расходы, напротив, подвергаются весьма радикальным сокращениям. Например, в США военные расходы в ближайшие пять лет будут урезаны на 78 млрд. долларов. Делается это с целью общей бюджетной экономии. Так, с прошлого года американцы прекратили финансировать программу производства своих истребителей пятого поколения F-22.

Министерство обороны Великобритании к 2014 году планирует сократить военные расходы на 8 млрд. фунтов стерлингов, или на 7,5%. Например, под сокращение попали все истребители-перехватчики «Торнадо» F3 и патрульные самолеты «Нимрод». Всего же англичане планируют приостановить или отменить полностью около 900 оборонных проектов. Франция уменьшает объемы закупок перспективных во-оружений, происходят серьезные сокращения в вооруженных силах Германии и Норвегии. Всего же суммарный бюджет стран НАТО уже к 2013 году должен сократиться на 45 млрд. долларов.

Не исключено, что Россия по военным расходам вскоре сможет подняться с пятого места еще выше.

Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий

Родился в 1972 году в городе Электросталь Московской области.

Учился на факультете международной информации Московского государственного института международных отношений и во франко-российской магистратуре по политическим наукам и международным отношениям.

Работал сотрудником проекта по обычным вооружениям Центра политических исследований, в 1997 году создал Центр анализа стратегий и технологий, ставший ныне ведущей российской независимой научно-исследовательской организацией, занимающейся изучением вопросов оборонной промышленности и военно-технического сотрудничества.
Первоисточник:
http://www.trud.ru
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

7 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. StiffMAISTER
    StiffMAISTER 20 июля 2011 11:29
    0
    Только 30% военного бюджета разворовывают, вот в чем проблема!
  2. Max79 Офлайн
    Max79 20 июля 2011 15:03
    0
    Его устами бы, только мед пить...Хорошо пересказывает чужие басни.Получится все,как всегда,может чуть лучше,чтобы Дима не ругался.А в остальном-деньги в одну сторону,обещания в другую.Вот ,так и живем... what
  3. datur Офлайн
    datur 20 июля 2011 15:36
    +1
    StiffMAISTER,
    Только 30% военного бюджета разворовывают, вот в чем проблема!----КАКИЕ 30% при ремонте ПЕТРА ВЕЛИКОГО украли2/3 бюджета!!! прикинь сколько эти -удалено- тырят в остальном и не только в армии.
    1. Max79 Офлайн
      Max79 20 июля 2011 16:02
      0
      datur,Поддерживаю.Действительно 30%,даже официальные источники не пишут.Это вы уважаемый StiffMAISTER загнули.
      Если бы 30%...
      1. StiffMAISTER
        StiffMAISTER 20 июля 2011 22:55
        0
        вот вам дорогой друг ссылочка, я даже преувеличил http://topwar.ru/4964-pyataya-chast-deneg-oboronki-razvorovyvaetsya.html
  4. Rico1977 Офлайн
    Rico1977 20 июля 2011 22:01
    0
    На Петра не разворовали - директор направил деньги на покупку новых станков и оборудования, сказал, что на том металлоломе, что у ни на заводе, они такую технику не могут отремонтировать... Не знаю правда ли...
    1. PSih2097 Офлайн
      PSih2097 20 июля 2011 22:18
      0
      Не, ну если на производственную базу, то это еще понять можно... Но следаки то люди не понятливые, скажут не целевое расходование денег, а вот если б он с этих денег поделился с кем надо, думаю и шума ни какого бы не было бы.