Договор века, 10 лет дружбы с Китаем

Договор века, 10 лет дружбы с Китаем


Начало нового века и нового тысячелетия правительства Китая и России решили увековечить подписанием Договора о сотрудничестве, дружбе и добрососедстве, которое произошло 16 июля 2001 года. Подписание указанного документа явилось результатом глубокого анализа отличий и тенденций изменений, которые произошли в международной обстановке с окончанием "холодной войны". По сути, Договор - это всестороннее обобщение исторического опыта, а также результатов развития взаимоотношений между Пекином и Москвой, которые смогли стать выше межгосударственных различий в идеологии и общественном строе и принять исключительно дальновидное решение, основанное на неподдельных долгосрочных интересах обоих государств и их народов и служит во благо - обеспечения мира, сотрудничества и развития.


Китай и Россия не только две великие державы мира, но и крупнейшая в мире пара соседних стран, которыми, исходя из высокого уровня обоюдного доверия в подписанном Договоре, юридически были закреплены миролюбивый принцип передачи добрососедства и дружбы из поколения в поколение и узаконили курс на оказание решительной взаимной выручки и неуклонное расширение реального сотрудничества по самым различным экономическим и общественным направлениям. Таким образом, был заложен прочный правовой фундамент для долгосрочного формирования отношений между нашими государствами. Искренность и доверие - фундамент успеха во всех делах. Несомненно, договор стал актом взаимодоверия, веры и убеждений; это настоящий программный документ, определивший здоровый, долгосрочный и стабильный характер развития взаимоотношений между нашими государствами. С подписанием исторического Договора китайско-российские отношения экономического и стратегического взаимодействия и партнерства выдвинулись на новый этап активного развития.

Если смотреть со стороны обывателя, то все именно так и выглядит. Стороны договора отстаивают тесные политические позиции в Совбезе ООН, БРИКС и Большой двадцатке, совместно руководят новой Шанхайской организацией сотрудничества, в создании которой многие увидели попытку стран Востока сформировать противовес НАТО. А о росте торговых отношений, который в большей части пришелся как раз на период действия договора, говорит тот факт, что незадолго до десятилетнего юбилея договора Д.Медведев и Ху Цзиньтао указали новую цель - поднять товарооборот между государствами до $100 млрд. в год.

Тезис о взаимодополняемости российской и китайской экономик стал появляться в риторике глав двух государств только в нынешнем, двадцать первом веке и, по словам российских экспертов в области экономики, обязан своим созданием китайским научным кругам, сумевших внушить этот тезис Пекину, а позже с ним согласилась и Москва.

Президент России Д.Медведев понимает этот тезис довольно просто, о чем он и заявил в своем интервью Financial Times: «Наш великий сосед потребляет значительное количество товаров, изготавливаемых в России, включая энергоносители. Мы в свою очередь потребляем огромное количество товаров, которые изготавливаются в Китае и сегодняшний бурный рост экономики Китая для нас, в целом, определенное преимущество».

Однако, согласно статистике двусторонней торговли, «взаимодополняемость» сводится лишь к обмену природных ресурсов России на китайские товары широкого потребления и оборудование. При этом на данном этапе торговый дефицит России исчисляется млрд. долларов. Согласно официальному докладу, который предоставил Минэкономразвития России, в 2010 г. оборот российско-китайской торговой деятельности составил $59,3 млрд. Россия ввезла товаров на $18,7 млрд. больше, чем отправила на экспорт. Основными видами экспорта были: 56% минеральные необработанные продукты, 14% - продукция химической промышленности, 14,2% - древесина и целлюлозно-бумажные изделия, и всего 7,9% - оборудование и транспортные средства. В то же время из Китая было импортировано различных товаров на $39 млрд., половина из которых, это машины и оборудование, а вторая половина, это изделия из металлов, продовольствие, одежда, обувь. В 2002 г. при общем обороте торговли в $9,3 млрд. Россия имела профицит в $4,5 млрд., а машин и оборудования она экспортировала больше, чем импортировала, до 2004 г.

Ученые-экономисты уже давно подсчитали, при каком уровне импорта различных ресурсов и продуктов государство делает первый шаг к потере суверенитета. Зарубежные эксперты едины во мнении, что, например, уже начиная с 30% импортных продуктов питания которые потребляет население является предельным и критическим для экономической безопасности общества. Российский профессор, экономист Виктор Ларин пишет, что «в регионе Дальнего Востока эта цифра зашкаливает за 60%». В то же время, продолжает он, непонятна причина, почему до сих пор не рассмотрены и не введены критерии, устанавливающие экономическую безопасность региона, как это уже сделали в Китае. Глубина степени зависимости дальневосточного региона от смежных стран до сих пор официально не подсчитана. Но вместе с тем, по словам профессора, наша страна заимствует передовые технологии уже не у Японии или той же Южной Кореи, а как ни странно у Китая, который «сам приобрел их на Западе». Между тем на практике все десять лет стратегического и «взаимовыгодного» партнерства с Китаем в реальности ничего не принесли России, за исключением значительного роста доходов от увеличившегося экспорта ресурсов.

В то же время три главных практических итога стратегического партнерства, таких как делимитация спорных территорий, резкий рост объемов торговых сделок, программа сотрудничества российского Дальнего Востока и китайского северо-востока - с многих сторон выглядят не иначе, как провал политики Кремля в регионе. И в данном вопросе речь идет не о том, что Пекин переигрывает Москву в интенсивной борьбе экономических интересов и практической политике, а в том, что с момента развала СССР, Россия не сформулировала достаточно определенно не только, чего она желает добиться на восточном направление, но и даже того, зачем ей необходим собственный Дальний Восток.

Виля Гельбрас, профессор ИСАА, сделал прекрасный вывод из приведенных выше суждений: «Вот отсюда все исходит. У китайцев есть определенная программа. Ничего подобного у нас нет. Причем вопросы развития они выразили на высшем уровне. Конечно, они будут развиваться гораздо успешнее и умнее, чем слепые котята, которые не могут понять до сих пор, что же им дальше делать».

В итоге политика Москвы по отношению к собственному Дальнему Востоку, к соседнему Китаю и, в общем, в Азиатско-Тихоокеанском регионе мало результативна и совершенно не понятна. А в дальнейшей перспективе это может стать поводом для пересмотра границ с Китаем, потере экономического влияния над Дальним Востоком и утратой последней возможности усовершенствования государства.

11 лет назад на совещании в городе Благовещенск Владимир Путин заявил, что региону «необходима своя готовая продукция, а не сложившаяся ситуация, когда на экспорт уходят ценные и редкие породы леса, а обратно импортируются пресловутые табуретки». Но прошло ровно десять лет, а воз как говорится и ныне там.

Месяц назад по приглашению Д.Медведева председатель КНР Ху Цзиньтао провел успешный официальный визит в Россию. В атмосфере полного взаимодоверия и дружбы прошли его продуктивные переговоры и личные встречи с президентом Д.Медведевым и премьером В.Путиным. Лидеры двух государств выступили с торжественными речами перед началом концерта по случаю юбилея подписания Договора. Как российская, так и китайская сторона подтвердили далеко идущий исторический смысл Договора и на основе совокупного опыта и итогов 10-летнего развития российско-китайских отношений наметили основные направления их дальнейшего упрочения и цели сотрудничества и развития на ближайшее десятилетие.

Президент России и председатель КНР приняли решение поднять статус российско-китайских отношений до уровня "равноправных и доверительных взаимоотношений всеобъемлющего стратегического сотрудничества и партнерства, характеризующихся обоюдной поддержкой и стремлением к дальнейшему совместному процветанию и пожизненной дружбе". Главы держав выдвинули принципы "твердой поддержки с обеих сторон по трем направлениям".

Первое направление - твердая поддержка курса государства-партнера на достижение национального развития и на создание отношений, которые характеризуются взаимным политическим доверием и незамедлительной взаимной помощью.

Второе направление - твердая поддержка пути развития, выбранного государством-партнером с учетом его национальной специфики.

Третье направление - твердая поддержка усилий, направленных на защиту коренных интересов государства-партнера, включая защиту личного суверенитета и безопасности, а так же стимулирование развития.

Лидеры двух государств так же обозначили новые ориентиры увеличения двустороннего товарооборота - $100 млрд. к 2015 году и $200 млрд. к 2020 году, а также приняли решение о всестороннем расширении взаимовыгодного сотрудничества в политической, научно-технической, экономической, энергетической, военной и гуманитарной сферах.

Возможно, новые дополнения к договору смогут сдвинуть с нулевой точки ту неприглядную ситуацию, в которой сегодня находится Россия. Очевидно, президент сегодня понимает, что слова его предшественника о «табуретках» пора подкреплять не только подписями на договорах, но и делом.
Автор:
Сергей Вознесенский
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

8 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти