Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

С 1943 года некоторым армейским танковым подразделениям для решения специальных задач придавались подразделения управляемых по радио машин типа В-IV (Sd.Kfz.301)

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)


Дистанционно-управляемая по радио машина типа B-IV (в советских документах тех лет она именовалась «телетанкетка») представляла собой гусеничную машину малых габаритов, управляемую по радио из обычного танка (Т-III, T-IV и др.) и несущую на борту сбрасываемый контейнер с зарядом взрывчатого вещества. Машина предназначалась для взрывных работ, а также разведки местности и противника.


Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)


Согласно положений «Временного наставления по использованию радиотанкеток», командование Вермахта определяло следующий перечень задач, решаемых с помощью машин типа В-IV:
разведка обороны противника перед первым танковым эшелоном в полосе наступления танковых соединений, путем вызова на себя огня противотанковых средств и выявления минных полей;
разведка местности с целью определения её проходимости (болота, крутые скаты, ложбины, противотанковые рвы, непросматриваемые овраги и д.р.);
разрушение долговременных оборонительных сооружений и сооружений полевого типа;
уничтожение (подрыв) тяжёлых танков противника;
подрыв мостов и других сооружений при невозможности использовать для этого сапёров;
уничтожение живой силы противника (в радиусе до 40 метров — убойное действие, до 80 метров — временный вывод из строя.)

В более поздних документах к перечню задач, решаемых машинами типа В-VI. добавились такие, как дегазация местности и ослепление противника путем постановки дымовых завес . При использовании машины для дегазации местности в контейнер вместо взрывчатого вещества помещалось дегазационное оборудование. Для задымления местности на танкетку устанавливались устройства для дымопуска.

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)


Серийные модификации

Существовало три серийные модификации телетанкетки B-IV.
Sd.Kfz.301 Ausf.A

Главное отличие от остальных машин гусеничные траки с резиновыми подушками, которые на Sd.Kfz.301 Ausf.B-C были заменены другими траками (без подушек). Ведущее колесо имело вместо зубьев цилиндрические ролики и было устроено по тому же типу, что и ведущее колесо на «Ганомаге». На машине был установлен двигатель Borgward 6M мощностью 49 л.с. (по немецким данным, советские испытания в Кубинке показали другую мощность — 50 л. с., в дальнейшем в статье будут фигурировать данные, полученные на НИБТПолигоне в Кубинке при испытаниях телетанкетки Sd.Kfz.301 Ausf.B, они немного разнятся с некоторыми изданиями). Боевая масса составляла 3,45 тонн. Изготовлено 616 машин, а также12 прототипов.
Sd.Kfz.301 Ausf.B

Антенна была перенесена вперёд, также изменения коснулись ходовой части, ведущее колесо в связи с переходом на новые траки стало абсолютного другого вида (как на обычном танке). Изготовлено 260 машин.
Sd.Kfz.301 Ausf.C

В машине был установлен более мощный двигатель Borgward 6B мощностью 78 л. с., благодаря чему её скорость возросла до 40 км/ч, а также было увеличено бронирование. Всё это привело к увеличению массы машины до 4,85 тонн. Сама броня составляла 20 мм (оба борта, корма и лоб), а днище и крыша были забронированы 6-мм бронёй. Кроме того, место механика-водителя (он вёл машину на марше) было перенесено к левому борту. Было изготовлено 305 машин.

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)


Для движения машины в ходе перемещений (на марше) было предусмотрено ручное управление, которое осуществлял механик-водитель. Управление машиной по радио осуществлялось одним оператором во время боя или проведения разведки.

Радиоуправляемая танкетка В-IV была выполнена на специальной базе, имела сварной бронированный корпус. Корпус собирался из листового железа различной толщины (от 5 до 1 мм). Лобовые листы изготавливались из катанной гомогенной 8-мм брони, кроме того, на более поздних образцах, для усиления броневой защиты, на бортах и корме машины навешивались дополнительные 8-мм бронированные экраны, а также 8-мм броневые щитки над отделением управления (в официальных немецких документах, датируемых августом 1943 г. упоминается, что корпус машины имеет только лобовую броню, судя по всему тут имеется ввиду Sd.Kfz.301 Ausf.A, а не Ausf.B, которую исследовали на НИБТПолигоне в Кубинке).

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)


Массо-габаритные показатели машины Sd.Kfz.301 Ausf.B Ausf.С масса 3,8 тонн 4,85 тонн длина 3700 мм 4100 мм ширина 1800 мм 1830 мм высота 1175 мм 1250 мм ширина колеи 1600 мм — длина опорной поверхности гусеницы 95 мм — клиренс 270 мм —

На В-IV устанавливался 2,25 литровый четырёхтактный шестицилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 50 лошадиных сил. Двигатель установлен в кормовой части корпуса, слева. Запуск двигателя осуществлялся стартёром мощностью 1 лошадиная сила или же рукояткой.

Система питания двигателя имела объём 75 литров (два бака ёмкостью 45 и 35 литров соответственно). Машина эксплуатировалась на бензине с октановым числом 70–74.

Механизмы трансмиссии состояли из гидротрансформатора и автоматической четырёхскоростной коробки передач (две передачи вперёд — две назад).

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)


Гусеничная цепь мелкозвенчатая, шириной 205 мм, состоит из 75–76 траков. Ведущие колёса — передние, направляющие — задние. Подвеска торсионная с расположением торсионных валов на одной оси. Опорные катки двойные с резиновыми бандажами.

В-IV комплектовалась коротковолновым радиоприемником EP-3, электронным дешифратором и блоком реле системы взрыва. Посредством радиосигнала мог осуществляться пуск и остановка двигателя, движение (вперёд и назад), изменение скорости, повороты и остановка машины, сброс и подрыв заряда. Напряжение бортовой сети составляло 12 Вольт.

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)


Сброс контейнера со взрывчатым веществом (вес взрывчатки 500 кг) и его подрыв осуществлялся по радио путём замыкания цепи электровзрывателя. Для сброса контейнера при помощи электровзрывателя разрывались болты-стяжки крепления контейнера, который, в свою очередь, под собственной тяжестью скатывался с переднего наклонного листа. Предусматривалась система автоматического подрыва (самоуничтожения) телетанкетки вместе с контейнером при попадании её на мину (под воздействием взрывной волны замыкались два контакта и на взрыватель шел электрический сигнал от малогабаритной батареи).

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)


Для недопущения несанкционированного подрыва контейнера со взрывчатым веществом (например, при транспортировке в расположении своих войск) применялся своего рода предохранитель, представлявший из себя блокиратор электрических цепей взрыва, недопускающий подрыв взрывчатого вещества до момента ухода машины на определённое (заблаговременно введённое оператором) расстояние (от 0 до 900 метров). При попадании телетанкетки на мину при действующем блокираторе, взрывчатое вещество, размещённое в контейнере, могло быть подорвано только вследствии воздействия на него детонации (взрывной волны) от мины (устройство автоматического подрыва в этом случае не функционирует).

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)


максимальная скорость 38 км/ч глубина преодолеваемого рва до 1,35 м высота преодолеваемой вертикальной стенки до 0,45 м максимальный подъём 0,35 м глубина преодолеваемого брода 0,8 м среднее удельное давление на грунт 0,49 кг/см² запас хода по горючему при средней скорости 20 км/ч 150 км радиус управления по радио до 1,5 км

Специалистами ГБТУ Красной Армии были предложены следующие меры для борьбы с телетанкетками:
Телетанкетка должна быть уничтожена на расстоянии не ближе 100 м от человека и 20 метров от танка…
Основным средством борьбы с телетанкеткой является противотанковое ружьё, с дистанции прямого выстрела, и артиллерия всех калибров…
Бронебойные пули стрелкового оружия (пулемёт, винтовка) с дистанции 75-50 м бортовую броню пробивают насквозь…
Пулевые попадания в верхний край контейнера со взрывчатым веществом могут вызвать его подрыв…
Кроме ходовой части наиболее уязвимыми местами, для вывода из строя, телетанкетки являются левый борт от середины до кормы (двигатель) и центр правого борта (радиоаппаратура)…
Танки и САУ, кроме уничтожения телетанкетки из пушки и пулемета могут противодействовать ей с помощью маневра, т.к. при уходе машины с линии атаки телетанкетки оператор, управляя телетанкеткой на растоянии, не может своевременно направить её за танком (САУ)…
При нахождении телетанкетки без контейнера с взрывчатым веществом она может поражаться любым способом и с слюбого растояния, так как не имеет никакого вооружения.

С использованием данных предложений должностными лицами других родов войск были выработаны свои указания бо борьбе с новым видом вооружения.

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)


Дальнейшим развитием данного типа машин явилась управляемая по радио машина «Springer» («Прыгун») фирмы NSU.

Первые телетанкетки B-IV поступили на вооружение 301-го и 302-го танковых батальонов. В их составе телетанкетки участвовали в Курской битве, во время которой главным образом занимались разминированием минных полей.

В августе 1944 года в 301-й танковый батальон поступил 21 танк Tiger, которые использовались в качестве машин управления. В состав взвода входило четыре танка: один командирский и три машины управления, каждая из которых управляла тремя танкетками B-IV.

На 15 июля 1944 года 302-й танковый батальон имел аналогичную с 302-м структуру. В состав роты входило два взвода, а в состав взвода входило 4 САУ StuG 40 G: одна из них была командирской, а три управляли четырьмя телетанкетками каждая, также в состав взвода, как и в 301-м танковом батальоне, входил бронетранспортёр Sd.Kfz.251/1 Hanomag, перевозивший механиков-водителей девяти телетанкеток B-IV. Кроме того, каждый взвод имел в резерве 12 телетанкеток B-IV. Также стоит отметить, что на вооружении 302-го батальона находились французские транспортёры-танкетки Renault UE, в каком качестве они использовались нам не известно, но одна такая машина была захвачена частями Красной Армии в январе 1945 года в Варшаве вместе с телетанкетками B-IV, погружёнными на железнодорожные платформы. Судя по всему, она принадлежала 302 танковому батальону, так как на фото присутствовала САУ StuG 40 G.

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)


Эти телетанкетки также были на вооружении 301 и 302-го танковых батальонов в то время, когда эти подразделения участвовали в подавлении Варшавского восстания. Машины применяли для подрыва повстанческих барикад. Часть их в январе 1945 была захвачена частями Красной Армии непосредственно на железнодорожных платформах.

На 1 марта 1945 года в строю имелось 397 телетанкеток B-IV.

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)


Кроме использования по прямому назначению Sd.Kfz.301 использовали в качестве обычного бронированного транспортёра и даже как своего рода САУ. Часть этих телетанкеток в конце войны переоборудовали в импровизированные истребители танков. Одна такая САУ была захвачена в полной исправности частями Красной Армии в центре Берлина недалеко от Бранденбургских ворот. Эта машина была вооружена тремя гранатомётами для постановки дымовой завесы, а для стрельбы по танкам на ней была установлена импровизированная установка, представлявшая из себя шесть труб «Панцершреков» стрелявших 88-мм реактивными снарядами. К сожалению, об эффективности этого истребителя танков нам ничего не известно, но, судя по всему, он мог быть эффективен только как машина, действующая из засады на городских улицах, но не более того. Также известны фотографии уничтоженной подобной САУ, вооружённой четырьмя 88-мм «Панцершреками». Эта машина имела собственное имя «Ванце».

Указания по борьбе с немецкими радиотанкетками типа «B-IV» (от 19 февраля 1944 года)

Танкетка ТИПА «B-IV» имеет следующую характеристику: высота — 1,25 м, ширина — 1 м, длина — 3,36 м, вес — 3,6 т. Проходимость по местности равна танку Т-III. Бронировка крайне незначительна, только лобовая броня непробивается бронебойными пулями. Вооружения танкетка не имеет, но снабжена аппаратом для дымопуска и несёт на себе заряд ВВ — торпеду в 450 кг.

Особенность танкетки «В-IV» заключается в том, что она может управляться не только человеком (водитель в танкетке), по и при помощи радио (водитель вне танкетки).

В последнем случае управление осуществляется из танка T-III, T-IV или штурмовых орудий, снабжённых специальным прибором управления по радио. Радиус управления по радио достигает 2000 м. Каждый танк управления направляет действия только одной радиотанкетки.
Рядиотанкетка предназначена:
для разведки обороны перед танковой атакой путем вызова на себя огня и выявления мин путём подрыва самой танкетки;
для разведки местности перед нашим передним краем и для установления её проходимости;
для устранения препятствий на местности и на дорогах путём их подрыва;
для разрушения (подрыва) долговременных оборонительных сооружений, мостов и других объектов;
для уничтожения тяжёлых танков путем подрыва при таранном ударе.

Взрыв танкетки опасен для живой силы в радиусе до 80 м.

Подразделения радиотанкеток обычно действуют в составе танковых или моторизованных дивизий. Самым мелким боевым подразделением является взвод — одновременно действуют 4 танкетки; наибольшим подразделением, которое в полном составе вводится в бой, является рота — одновременно действуют 10 танкеток.

Местность, изрытая воронками от авиабомб и тяжёлых снарядов, окопами и траншеями, а также полузакрытая местность затрудняет применение танкеток. Болотистая местность, а также лес и густой высокий кустарник делают их применение невозможным.

Немецкое наставление требует, чтобы результат действий радио танкеток был немедленно использован наступающими войсками. Таким образом, появление танкеток на поле боя сигнализирует о последующей за ними вскоре танковой атаке на данном участке фронта.

Лёгкая бронировка и наличие на радиотанкетке большого заряда взрывчатого вещества делают её весьма уязвимой. Огонь противотанковых ружей и орудий даже малого калибра при стрельбе прямой наводкой легко выводит танкетки из строя на дальних дистанциях.

Для парирования действий танкеток "В-IV" артиллерийским начальникам принимать следующие меры:

а) Системой артиллерийского наблюдения немедленно вскрывать появление раднотанксток по мере выхода их на исходные рубежи. Отличительным признаком «B-IV» являются малые их габариты н отсутствие огня из танкетки при сближении с нашим боевым порядком. Эти признаки должны быть широко известны личному составу артиллерийских частей.

Одновременно с обнаружением танкеток «B-IV» организовывать разведку танков управления. Танк управлении должен видеть «B-IV», поэтому следует искать одиночные танки Т-III или T-IV, стоящие на полузакрытых позициях за линией двигающихся танкеток на удалении около 1 км.

Донесения об обнаружении танкеток «B-IV» и танков управления передавать немедленно по всем линиям артиллерийской связи. Эти донесения являются также сигналом предупреждения о вероятной крупной танковой атаке противника на данном участке.

б) Борьбу с танкетками «B-IV» осуществлять общей системой артиллерийского противотанкового огня. Основная задача - не допустить подхода танкеток к нашим заграждениям (рвы, эскарпы, минные поля) или огневым долговременным сооружениям для подрыва их или для постановки дымовой завесы непосредственно перед передним краем.

Для того, чтобы не вскрыть системы противотанкового огня, уничтожение танкеток «B-IV» проводить заранее выделенными орудиям из состава противотанковых районов первой линии, преимущественно 45-мм или 57-мм пушками с наиболее опытными и подготовленными расчётами.

Немцы обеспечивают действия танкеток огневыми средствами, имеющими задачу уничтожить орудия, вступающие в борьбу с «B-IV», поэтому батареи, стоящие на закрытых огневых позициях, должны быть готовы подавить огневые средства сопровождения танкеток в начале их деятельности.

Выделенным орудиям открывать огонь с момента подхода радио-танкеток на предельную дальность действительного огня прямой наводкой. Стрельбу вести по общим правилам стрельбы по танкам. Для расчёта упреждения практическую боевую скорость танкеток считать равной скорости танка Т-III. Поражение танкетки достигается как paзрушением ходовой части, так и попаданием в корпус, выводом из строя приемной установки управления или взрывом возимой на танкетке торпеды.

в) В случае дымопуска огонь по радиотанкетке вести до уничтожения дымовых аппаратов независимо от того, потеряла ли она подвижность или нет.

г) Обнаруженные танки управления подавлять, уничтожать огнём выделенных для этой цели батарей, стоящих на закрытых позициях. Задача огня — повреждение танков или создание условий, мешающих их нормальной работе, что немедленно скажется на действиях радио-танкеток и может привести к потере ими способности к движению.

д) По участку атаки радиотанкеток немедленно подготавливать огонь большей части артиллерийских средств, так как направление действий танкеток «B-IV».


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Chicot 1 13 апреля 2013 12:06
    Интересная и довольно полезная для воюющей армии штука...
  2. xomaNN 13 апреля 2013 15:24
    Телемеханика в реальной войне- это неплохой прорвы немецких инженеров. Эффективность какова непонятно из материала этой штуки, но на будущее послевоенное задел был.
  3. Я так думаю 13 апреля 2013 19:50
    Эффективность таких штуковин даже на современном этапе развития систем управления под большим сомнением. Все из-за солидной стоимости и легкости ее уничтожения. На современном этапе считается более эффективно использовать ЗНАЧИТЕЛЬНО более легкие и соответственно дешевые машины. Исключение пожалуй является авиация. Есть правда примеры разработок автономных машин похожего размера, но пока далее экспериментов дело не идет ...
  4. Я так думаю 13 апреля 2013 20:44
    К примеру несколько фото таких разработок:
  5. Я так думаю 13 апреля 2013 20:45
    К примеру несколько фото таких разработок:
  6. albert 13 апреля 2013 21:15
    Вроде при прорыве линии Маннергейма наши войска применяли подобные машины на базе танка бт-7.
    1. svp67 14 апреля 2013 07:14
      До 37 года, под патронажем Тухачевского, в нашей стране работало ОСТЕХБЮРО, где тема "телетанков" тоже отрабатывалась. Вот только практическая эффективность в боевых условиях этих разработок оказалась не высокой,из-за недоведенности, так как конструкторов после 37-го заставили заниматься совсем другой "работой"
  7. Chukcha 14 апреля 2013 13:40
    Забавная штуковина.
    Кстати, поправьте ошибки в тексте -
    Рядиотанкетка предназначена:
    и
    ...появление раднотанксток по мере....
  8. НАПОЛЕОН 14 апреля 2013 18:07
    и возникает логичный вопрос почему в наше время нет без экипажных машин
    НАПОЛЕОН

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня