Military Review

Borgward-IV teletket (Sd.Kfz.301)

6
Since 1943, some army tank units for special tasks were assigned units of radio-controlled machines of type B-IV (Sd.Kfz.301)




The remote-controlled radio machine of the B-IV type (in the Soviet documents of those years it was called the "teletanket") was a small tracked vehicle controlled by radio from a conventional tank (T-III, T-IV, etc.) and carrying board discharged container with an explosive charge. The machine was intended for blasting, as well as reconnaissance of the area and the enemy.

Borgward-IV teletket (Sd.Kfz.301)


According to the provisions of the “Temporary Instruction on the Use of Radio Tubes”, the command of the Wehrmacht defined the following list of tasks to be accomplished using machines of type B-IV:
intelligence reconnaissance of the enemy before the first tank echelon in the zone of advance of tank formations, by summoning anti-tank weapons and revealing minefields;
reconnaissance of the area in order to determine its patency (swamps, steep slopes, hollows, anti-tank ditches, blind ravines, etc.);
destruction of long-term fortifications and field-type structures;
destruction (blasting) of heavy tanks of the enemy;
undermining bridges and other structures if it is impossible to use sappers for this;
destruction of enemy manpower (within a radius of up to 40 meters - a slaughter action, up to 80 meters - a temporary decommissioning.)

In later documents to the list of tasks solved by machines of type B-VI. added such as degassing the area and blinding the enemy by setting smoke screens. When using a machine for degassing a locality, degassing equipment was placed in a container instead of an explosive. For smoke terrain on the tank shoes were installed for the device smoke.




Serial modifications

There were three serial modifications of the teletket B-IV.
Sd.Kfz.301 Ausf.A

The main difference from the other cars is the crawler tracks with rubber pads, which were replaced with other tracks (without pads) on Sd.Kfz.301 Ausf.BC. The drive wheel had cylindrical rollers instead of teeth and was arranged according to the same type as the drive wheel on the “Hanomag”. A Borgward 6M 49 HP engine was installed on the machine. (according to German data, the Soviet tests in Kubinka showed a different power - 50 HP, in the future, the article will include data obtained on the NIBTPiggon in Kubinka during the testing of the Sd.Kfz.301 Ausf.B teletronic, they differ slightly from some editions ). Combat weight was 3,45 tons. Manufactured 616 machines, as well as 12 prototypes.
Sd.Kfz.301 Ausf.B

The antenna was moved forward, the changes also touched the chassis, the drive wheel in connection with the transition to the new tracks became an absolutely different type (as in a conventional tank). Manufactured 260 machines.
Sd.Kfz.301 Ausf.C

The machine was installed more powerful engine Borgward 6B power 78 l. with., thanks to which its speed increased to 40 km / h, and the reservation was also increased. All this led to an increase in the mass of the machine to 4,85 tons. The armor itself was 20 mm (both sides, stern and forehead), and the bottom and roof were booked 6-mm armor. In addition, the place of the driver (he drove the car on the march) was transferred to the port side. It was made 305 machines.





For the movement of the machine during the movements (on the march), manual control was provided, which was carried out by the driver. The machine was controlled by radio by one operator during a battle or reconnaissance.

The radio-controlled wedge B-IV was made on a special base, it had a welded armored body. The body was assembled from sheet metal of various thickness (from 5 to 1 mm). Front sheets were made of rolled homogeneous 8-mm armor, in addition, in later samples, to enhance armor protection, additional 8-mm armored screens were hung on the sides and stern of the vehicle, as well as 8-mm armor shields over the control compartment (in official German documents dated August 1943, it is mentioned that the body of the machine has only frontal armor, apparently it means Sd.Kfz.301 Ausf.A, and not Ausf.B, which was investigated at the NIBTPolygon in Kubinka).



Mass-overall performance of the machine Sd.Kfz.301 Ausf.BAusf.C weight 3,8 tons 4,85 tons length 3700 mm 4100 mm width 1800 mm 1830 mm height 1175 mm 1250 mm track width 1600 mm - the length of the reference surface of the track 95 mm -g -GNUMX mm track width of the track 270 mm is the length of the reference surface of the track XNUMX mm -g –g the mm of the track surface XNUMX mm - the length of the reference surface of the track XNUMX mm - the end of the track mm -

The B-IV was equipped with a 2,25 liter four-stroke six-cylinder carburetor engine with an 50 horsepower. The engine is installed in the aft hull, on the left. The engine was started using a 1 horsepower starter or grip.

The engine power system had a volume of 75 liters (two tanks with a capacity of 45 and 35 liters, respectively). The machine was operated on gasoline with an octane rating of 70 – 74.

The transmission mechanisms consisted of a torque converter and an automatic four-speed gearbox (two gears forward - two back).




The track chain is small, the width of 205 mm, consists of 75 – 76 tracks. Driving wheels - front, guides - rear. Suspension torsion bar with the location of the torsion shafts on the same axis. Basic skating rinks double with rubber bandages.

The B-IV was equipped with a EP-3 short-wave radio, an electronic decoder and an explosion system relay unit. The radio signal could start and stop the engine, move (forward and backward), change the speed, turn and stop the car, reset and blast the charge. The voltage of the onboard network was 12 Volts.




The dumping of a container with an explosive (the weight of an explosive was 500 kg) and its demolition were carried out by radio by closing an electric fuse circuit. To discharge the container with an electric fuse, the tie-bolts of the container were broken, which, in turn, rolled under its own weight from the front inclined sheet. The system of automatic detonation (self-destruction) of the teletketki was provided with the container when it hit the mine (under the influence of the blast wave, two contacts were made and an electric signal from the small battery went to the fuse).



To prevent unauthorized blasting of a container with an explosive (for example, during transportation at the location of its troops), a kind of fuse was used, representing an explosion electrical circuit blocker, preventing explosive from exploding until the car left for a certain (predetermined by the operator) distance (from 0) to 900 meters). When a teletanket hit a mine with an active blocker, an explosive placed in a container could only be undermined by the impact of a detonation (blast wave) from the mine on it (the automatic detonation device does not function in this case).



maximum speed 38 km / h depth of overhanging ditch to 1,35 m height of overcoming vertical wall to 0,45 m maximum rise of 0,35 m depth of overcoming 0,8 m ford average specific ground pressure 0,49 kg / cm² travel range for fuel at an average speed of 20 km / h 150 km radio control radius to 1,5 km

The following measures have been proposed by the specialists of the GBTU of the Red Army to combat telet shoes:
The teletket must be destroyed at a distance no closer than 100 m from the person and 20 meters from the tank ...
The main means of dealing with a teletalker is an anti-tank gun, from a direct shot, and artillery of all calibers ...
Armor-piercing bullets rifle weapons (machine gun, rifle) from a distance 75-50 m side armor punch through ...
A bullet hit the top edge of a container with an explosive can cause it to explode ...
In addition to the undercarriage, the most vulnerable places for disabling, teletketki are the port side from the middle to the stern (engine) and the center of the starboard (radio equipment) ...
Tanks and self-propelled guns, in addition to the destruction of a teletket from a cannon and a machine gun, can counteract it with the help of a maneuver, since when leaving the telet-car's line of attack, the operator, controlling the telet-carriage at a distance, cannot promptly send it behind the tank (ACS) ...
When finding a teletket without a container with an explosive substance, it can be affected in any way and from any distance, since it has no weapons.

Using these proposals, officials of other branches of the military developed their own instructions to combat a new type of weapon.




A further development of this type of machine was the radio controlled machine "Springer" ("Jumper") of the company NSU.

The first B-IV teletketts entered service with the 301 and 302 tank battalions. In their composition teletanketki participated in the Battle of Kursk, during which mainly engaged in mine clearance minefields.

In August, the 1944 of the year, the 301 Tank Battalion entered the 21 Tiger Tank, which were used as control vehicles. The platoon consisted of four tanks: one commander and three control vehicles, each of which operated three B-IV tankettes.

On 15 July, the 1944 of the 302 Tank Battalion had a structure similar to that of the 302. The company consisted of two platoons, and the platoon consisted of 4 ACS StuG 40 G: one of them was commanding, and three managed four teletanketkas each, also a platoon, as in the 301 tank battalion, included the Sd.Kfz armored personnel carrier .251 / 1 Hanomag carrying nine B-IV telescopic driver mechanics. In addition, each platoon had a B-IV X-Telecom in reserve. It is also worth noting that the French battleships Renault UE were in service with the 12 Battalion, in which capacity they were used we do not know, but one such vehicle was captured by Red Army units in January 302 of Warsaw, along with B-IV telet shoes, loaded onto railway platforms. Apparently, she belonged to the 1945 tank battalion, since the photo was presented by the self-propelled guns StuG 302 G.



These teletketki were also in service with the 301 and 302-th tank battalions at a time when these units participated in the suppression of the Warsaw Uprising. Machines used to undermine the rebel baricades. Part of them in January 1945 was captured by the Red Army units directly on railway platforms.

On 1 in March 1945, the X-NUMX B-IV telet rackets were in service.



In addition to the use for its intended purpose, Sd.Kfz.301 was used as a conventional armored transporter and even as a kind of ACS. At the end of the war, some of these teletackets were converted into improvised tank destroyers. One such SPG was captured in full repair by units of the Red Army in the center of Berlin near the Brandenburg Gate. This machine was armed with three grenade launchers for setting up a smoke screen, and for firing at the tanks an improvised installation was installed on it, which was six Pantserechrek pipes fired with 88-mm rocket projectiles. Unfortunately, we don’t know anything about the effectiveness of this tank destroyer, but, apparently, it could only be effective as a vehicle operating from an ambush on city streets, but no more. Also known are the photographs of a destroyed similar SPG, armed with four 88-mm “Panzershrekami”. This car had its own name "Vanza".

Guidelines for combating German radio-type "B-IV" (from February 19 1944 of the year)

The T-type “B-IV” tanket has the following characteristic: height — 1,25 m, width — 1 m, length — 3,36 m, weight — 3,6 t. The permeability in terrain is equal to the T-III tank. The reservation is very insignificant, only frontal armor is not penetrated by armor piercing bullets. The tankette has no armament, but it is equipped with a smoke exhauster and carries an explosive charge - a torpedo in 450 kg.

The peculiarity of the B-IV tanket is that it can be controlled not only by a person (the driver in the wedge heel), but also by radio (the driver outside the wedge).

In the latter case, the control is carried out from a T-III, T-IV tank or assault guns equipped with a special radio control device. The radius of the radio control reaches 2000 m. Each tank control directs the actions of only one radio station.
The series bag is designed for:
for reconnaissance of defense in front of a tank attack by calling on themselves to fire and detect mines by undermining the tankette itself;
to explore the area in front of our leading edge and to establish its cross-country ability;
to remove obstacles on the ground and on the roads by their blasting;
for destruction (blasting) of long-term fortifications, bridges and other objects;
for the destruction of heavy tanks by exploding during a ram attack.

A wedge explosion is dangerous for manpower within a radius of up to 80 m.

Radio tank units usually operate as part of tank or motorized divisions. The smallest combat unit is a platoon - at the same time 4 tankettes act; the largest unit that is fully deployed is a company - at the same time 10 tankettes operate.

The terrain, pitted with craters from air bombs and heavy shells, trenches and trenches, as well as semi-closed terrain makes it difficult to use tankettes. The marshland, as well as the forest and thick tall shrubs make their use impossible.

German instruction requires that the result of the actions of the radio tanket be immediately used by the advancing troops. Thus, the appearance of tankettes on the battlefield signals a tank attack following them soon in this sector of the front.

Easy reservations and the presence on the radio panel of a large explosive charge make it very vulnerable. The fire of anti-tank rifles and even small-caliber guns when firing direct fire easily disables the tankettes at long range.

To parry the actions of the B-IV tankettes, the artillery chiefs take the following measures:

a) The artillery surveillance system immediately reveals the appearance of the radnotankst as they reach their initial lines. The distinctive feature of the "B-IV" is their small size and the absence of fire from the wedge under the approach to our battle formation. These signs should be widely known to the personnel of the artillery units.

Simultaneously with the discovery of B-IV tank shoes, organize reconnaissance of control tanks. Tank management should see "B-IV", so you should look for single tanks T-III or T-IV, standing in half-closed positions behind the line of moving tankettes at a distance of about 1 km.

Reports on the detection of B-IV tank shoes and control tanks should be transmitted immediately through all artillery lines. These reports are also a warning signal about the likely large-scale tank attack of the enemy in this sector.

b) To combat the B-IV tankettes to carry out a general system of anti-tank artillery fire. The main task is to prevent the tanket from approaching our barriers (ditches, escarpments, minefields) or long-term firing facilities to blow them up or to put a smoke screen directly in front of the front edge.

In order not to open the anti-tank fire systems, the destruction of the B-IV tank shoes should be carried out by pre-selected weapons from the anti-tank areas of the first line, mainly 45-mm or 57-mm guns with the most experienced and well-prepared calculations.

The Germans provide the tankets with fire weapons that have the task of destroying guns engaging in combat with B-IV, so batteries standing in closed fire positions must be prepared to suppress the fire support vehicles of the tanket shoes at the start of their activities.

Dedicated guns to open fire from the moment of approach of the radio tanket to the maximum range of actual fire by direct fire. Shooting by the general rules of firing at tanks. For the calculation of the lead, the practical combat speed of the tankettes should be considered equal to the speed of the T-III tank. The defeat of the tanket is achieved either by destroying the undercarriage, or by hitting the hull, disabling the receiving control system or by blowing a torpedo on the wedge.

c) In the case of a smoke exhaust, fire on the radio panel should be carried out until the destruction of the smoke apparatus, regardless of whether it has lost mobility or not.

d) To suppress the detected control tanks, to destroy by fire, batteries allocated for this purpose, standing in closed positions. The task of fire is to damage tanks or create conditions that interfere with their normal operation, which will immediately affect the actions of radio tanket shoes and may lead to the loss of their ability to move.

e) On the site of the attack of radio tanks, immediately prepare the fire of most of the artillery weapons, since the direction of action of the B-IV tankettes.
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Chicot 1
    Chicot 1 April 13 2013 12: 06 New
    +2
    An interesting and quite useful thing for a warring army ...
  2. xomaNN
    xomaNN April 13 2013 15: 24 New
    +1
    Telemechanics in a real war is a good breakthrough of German engineers. Efficiency is incomprehensible from the material of this thing, but there was a back end for the future.
  3. I think so
    I think so April 13 2013 19: 50 New
    +1
    The effectiveness of such gizmos, even at the present stage of development of control systems, is in great doubt. All because of the solid cost and ease of its destruction. At the present stage, it is considered more efficient to use MUCHLY lighter and therefore cheaper cars. The exception is perhaps aviation. There are true examples of the development of autonomous machines of a similar size, but so far the matter does not go further than experiments ...
  4. I think so
    I think so April 13 2013 20: 44 New
    +1
    For example, several photos of such developments:
  5. I think so
    I think so April 13 2013 20: 45 New
    +1
    For example, several photos of such developments:
  6. albert
    albert April 13 2013 21: 15 New
    +1
    It seems that when breaking through the Mannerheim line, our troops used similar vehicles based on the BT-7 tank.
    1. svp67
      svp67 April 14 2013 07: 14 New
      +1
      Until 37, under the patronage of Tukhachevsky, OSTEKHBURO worked in our country, where the theme of “tele-tanks” was also worked out. That's just the practical effectiveness in the combat conditions of these developments was not high, due to lack of knowledge, since the designers after 37 were forced to engage in a completely different "work"
  7. Chukcha
    Chukcha April 14 2013 13: 40 New
    +1
    Funny gizmo.
    By the way, correct errors in the text -
    The series bag is designed for:
    и
    ... the appearance of radotankstock as ....
  8. NAPOLEON
    NAPOLEON April 14 2013 18: 07 New
    +1
    and a logical question arises why in our time there is no without crew cars

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

С 1943 года некоторым армейским танковым подразделениям для решения специальных задач придавались подразделения управляемых по радио машин типа В-IV (Sd.Kfz.301)

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)


Дистанционно-управляемая по радио машина типа B-IV (в советских документах тех лет она именовалась «телетанкетка») представляла собой гусеничную машину малых габаритов, управляемую по радио из обычного танка (Т-III, T-IV и др.) и несущую на борту сбрасываемый контейнер с зарядом взрывчатого вещества. Машина предназначалась для взрывных работ, а также разведки местности и противника.


Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)


Согласно положений «Временного наставления по использованию радиотанкеток», командование Вермахта определяло следующий перечень задач, решаемых с помощью машин типа В-IV:
разведка обороны противника перед первым танковым эшелоном в полосе наступления танковых соединений, путем вызова на себя огня противотанковых средств и выявления минных полей;
разведка местности с целью определения её проходимости (болота, крутые скаты, ложбины, противотанковые рвы, непросматриваемые овраги и д.р.);
разрушение долговременных оборонительных сооружений и сооружений полевого типа;
уничтожение (подрыв) тяжёлых танков противника;
подрыв мостов и других сооружений при невозможности использовать для этого сапёров;
уничтожение живой силы противника (в радиусе до 40 метров — убойное действие, до 80 метров — временный вывод из строя.)

В более поздних документах к перечню задач, решаемых машинами типа В-VI. добавились такие, как дегазация местности и ослепление противника путем постановки дымовых завес . При использовании машины для дегазации местности в контейнер вместо взрывчатого вещества помещалось дегазационное оборудование. Для задымления местности на танкетку устанавливались устройства для дымопуска.

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)


Серийные модификации

Существовало три серийные модификации телетанкетки B-IV.
Sd.Kfz.301 Ausf.A

Главное отличие от остальных машин гусеничные траки с резиновыми подушками, которые на Sd.Kfz.301 Ausf.B-C были заменены другими траками (без подушек). Ведущее колесо имело вместо зубьев цилиндрические ролики и было устроено по тому же типу, что и ведущее колесо на «Ганомаге». На машине был установлен двигатель Borgward 6M мощностью 49 л.с. (по немецким данным, советские испытания в Кубинке показали другую мощность — 50 л. с., в дальнейшем в статье будут фигурировать данные, полученные на НИБТПолигоне в Кубинке при испытаниях телетанкетки Sd.Kfz.301 Ausf.B, они немного разнятся с некоторыми изданиями). Боевая масса составляла 3,45 тонн. Изготовлено 616 машин, а также12 прототипов.
Sd.Kfz.301 Ausf.B

Антенна была перенесена вперёд, также изменения коснулись ходовой части, ведущее колесо в связи с переходом на новые траки стало абсолютного другого вида (как на обычном танке). Изготовлено 260 машин.
Sd.Kfz.301 Ausf.C

В машине был установлен более мощный двигатель Borgward 6B мощностью 78 л. с., благодаря чему её скорость возросла до 40 км/ч, а также было увеличено бронирование. Всё это привело к увеличению массы машины до 4,85 тонн. Сама броня составляла 20 мм (оба борта, корма и лоб), а днище и крыша были забронированы 6-мм бронёй. Кроме того, место механика-водителя (он вёл машину на марше) было перенесено к левому борту. Было изготовлено 305 машин.

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)


Для движения машины в ходе перемещений (на марше) было предусмотрено ручное управление, которое осуществлял механик-водитель. Управление машиной по радио осуществлялось одним оператором во время боя или проведения разведки.

Радиоуправляемая танкетка В-IV была выполнена на специальной базе, имела сварной бронированный корпус. Корпус собирался из листового железа различной толщины (от 5 до 1 мм). Лобовые листы изготавливались из катанной гомогенной 8-мм брони, кроме того, на более поздних образцах, для усиления броневой защиты, на бортах и корме машины навешивались дополнительные 8-мм бронированные экраны, а также 8-мм броневые щитки над отделением управления (в официальных немецких документах, датируемых августом 1943 г. упоминается, что корпус машины имеет только лобовую броню, судя по всему тут имеется ввиду Sd.Kfz.301 Ausf.A, а не Ausf.B, которую исследовали на НИБТПолигоне в Кубинке).

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)


Массо-габаритные показатели машины Sd.Kfz.301 Ausf.B Ausf.С масса 3,8 тонн 4,85 тонн длина 3700 мм 4100 мм ширина 1800 мм 1830 мм высота 1175 мм 1250 мм ширина колеи 1600 мм — длина опорной поверхности гусеницы 95 мм — клиренс 270 мм —

На В-IV устанавливался 2,25 литровый четырёхтактный шестицилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 50 лошадиных сил. Двигатель установлен в кормовой части корпуса, слева. Запуск двигателя осуществлялся стартёром мощностью 1 лошадиная сила или же рукояткой.

Система питания двигателя имела объём 75 литров (два бака ёмкостью 45 и 35 литров соответственно). Машина эксплуатировалась на бензине с октановым числом 70–74.

Механизмы трансмиссии состояли из гидротрансформатора и автоматической четырёхскоростной коробки передач (две передачи вперёд — две назад).

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)


Гусеничная цепь мелкозвенчатая, шириной 205 мм, состоит из 75–76 траков. Ведущие колёса — передние, направляющие — задние. Подвеска торсионная с расположением торсионных валов на одной оси. Опорные катки двойные с резиновыми бандажами.

В-IV комплектовалась коротковолновым радиоприемником EP-3, электронным дешифратором и блоком реле системы взрыва. Посредством радиосигнала мог осуществляться пуск и остановка двигателя, движение (вперёд и назад), изменение скорости, повороты и остановка машины, сброс и подрыв заряда. Напряжение бортовой сети составляло 12 Вольт.

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)


Сброс контейнера со взрывчатым веществом (вес взрывчатки 500 кг) и его подрыв осуществлялся по радио путём замыкания цепи электровзрывателя. Для сброса контейнера при помощи электровзрывателя разрывались болты-стяжки крепления контейнера, который, в свою очередь, под собственной тяжестью скатывался с переднего наклонного листа. Предусматривалась система автоматического подрыва (самоуничтожения) телетанкетки вместе с контейнером при попадании её на мину (под воздействием взрывной волны замыкались два контакта и на взрыватель шел электрический сигнал от малогабаритной батареи).

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)


Для недопущения несанкционированного подрыва контейнера со взрывчатым веществом (например, при транспортировке в расположении своих войск) применялся своего рода предохранитель, представлявший из себя блокиратор электрических цепей взрыва, недопускающий подрыв взрывчатого вещества до момента ухода машины на определённое (заблаговременно введённое оператором) расстояние (от 0 до 900 метров). При попадании телетанкетки на мину при действующем блокираторе, взрывчатое вещество, размещённое в контейнере, могло быть подорвано только вследствии воздействия на него детонации (взрывной волны) от мины (устройство автоматического подрыва в этом случае не функционирует).

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)


максимальная скорость 38 км/ч глубина преодолеваемого рва до 1,35 м высота преодолеваемой вертикальной стенки до 0,45 м максимальный подъём 0,35 м глубина преодолеваемого брода 0,8 м среднее удельное давление на грунт 0,49 кг/см² запас хода по горючему при средней скорости 20 км/ч 150 км радиус управления по радио до 1,5 км

Специалистами ГБТУ Красной Армии были предложены следующие меры для борьбы с телетанкетками:
Телетанкетка должна быть уничтожена на расстоянии не ближе 100 м от человека и 20 метров от танка…
Основным средством борьбы с телетанкеткой является противотанковое ружьё, с дистанции прямого выстрела, и артиллерия всех калибров…
Бронебойные пули стрелкового оружия (пулемёт, винтовка) с дистанции 75-50 м бортовую броню пробивают насквозь…
Пулевые попадания в верхний край контейнера со взрывчатым веществом могут вызвать его подрыв…
Кроме ходовой части наиболее уязвимыми местами, для вывода из строя, телетанкетки являются левый борт от середины до кормы (двигатель) и центр правого борта (радиоаппаратура)…
Танки и САУ, кроме уничтожения телетанкетки из пушки и пулемета могут противодействовать ей с помощью маневра, т.к. при уходе машины с линии атаки телетанкетки оператор, управляя телетанкеткой на растоянии, не может своевременно направить её за танком (САУ)…
При нахождении телетанкетки без контейнера с взрывчатым веществом она может поражаться любым способом и с слюбого растояния, так как не имеет никакого вооружения.

С использованием данных предложений должностными лицами других родов войск были выработаны свои указания бо борьбе с новым видом вооружения.

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)


Дальнейшим развитием данного типа машин явилась управляемая по радио машина «Springer» («Прыгун») фирмы NSU.

Первые телетанкетки B-IV поступили на вооружение 301-го и 302-го танковых батальонов. В их составе телетанкетки участвовали в Курской битве, во время которой главным образом занимались разминированием минных полей.

В августе 1944 года в 301-й танковый батальон поступил 21 танк Tiger, которые использовались в качестве машин управления. В состав взвода входило четыре танка: один командирский и три машины управления, каждая из которых управляла тремя танкетками B-IV.

На 15 июля 1944 года 302-й танковый батальон имел аналогичную с 302-м структуру. В состав роты входило два взвода, а в состав взвода входило 4 САУ StuG 40 G: одна из них была командирской, а три управляли четырьмя телетанкетками каждая, также в состав взвода, как и в 301-м танковом батальоне, входил бронетранспортёр Sd.Kfz.251/1 Hanomag, перевозивший механиков-водителей девяти телетанкеток B-IV. Кроме того, каждый взвод имел в резерве 12 телетанкеток B-IV. Также стоит отметить, что на вооружении 302-го батальона находились французские транспортёры-танкетки Renault UE, в каком качестве они использовались нам не известно, но одна такая машина была захвачена частями Красной Армии в январе 1945 года в Варшаве вместе с телетанкетками B-IV, погружёнными на железнодорожные платформы. Судя по всему, она принадлежала 302 танковому батальону, так как на фото присутствовала САУ StuG 40 G.

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)


Эти телетанкетки также были на вооружении 301 и 302-го танковых батальонов в то время, когда эти подразделения участвовали в подавлении Варшавского восстания. Машины применяли для подрыва повстанческих барикад. Часть их в январе 1945 была захвачена частями Красной Армии непосредственно на железнодорожных платформах.

На 1 марта 1945 года в строю имелось 397 телетанкеток B-IV.

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)


Кроме использования по прямому назначению Sd.Kfz.301 использовали в качестве обычного бронированного транспортёра и даже как своего рода САУ. Часть этих телетанкеток в конце войны переоборудовали в импровизированные истребители танков. Одна такая САУ была захвачена в полной исправности частями Красной Армии в центре Берлина недалеко от Бранденбургских ворот. Эта машина была вооружена тремя гранатомётами для постановки дымовой завесы, а для стрельбы по танкам на ней была установлена импровизированная установка, представлявшая из себя шесть труб «Панцершреков» стрелявших 88-мм реактивными снарядами. К сожалению, об эффективности этого истребителя танков нам ничего не известно, но, судя по всему, он мог быть эффективен только как машина, действующая из засады на городских улицах, но не более того. Также известны фотографии уничтоженной подобной САУ, вооружённой четырьмя 88-мм «Панцершреками». Эта машина имела собственное имя «Ванце».

Указания по борьбе с немецкими радиотанкетками типа «B-IV» (от 19 февраля 1944 года)

Танкетка ТИПА «B-IV» имеет следующую характеристику: высота — 1,25 м, ширина — 1 м, длина — 3,36 м, вес — 3,6 т. Проходимость по местности равна танку Т-III. Бронировка крайне незначительна, только лобовая броня непробивается бронебойными пулями. Вооружения танкетка не имеет, но снабжена аппаратом для дымопуска и несёт на себе заряд ВВ — торпеду в 450 кг.

Особенность танкетки «В-IV» заключается в том, что она может управляться не только человеком (водитель в танкетке), по и при помощи радио (водитель вне танкетки).

В последнем случае управление осуществляется из танка T-III, T-IV или штурмовых орудий, снабжённых специальным прибором управления по радио. Радиус управления по радио достигает 2000 м. Каждый танк управления направляет действия только одной радиотанкетки.
Рядиотанкетка предназначена:
для разведки обороны перед танковой атакой путем вызова на себя огня и выявления мин путём подрыва самой танкетки;
для разведки местности перед нашим передним краем и для установления её проходимости;
для устранения препятствий на местности и на дорогах путём их подрыва;
для разрушения (подрыва) долговременных оборонительных сооружений, мостов и других объектов;
для уничтожения тяжёлых танков путем подрыва при таранном ударе.

Взрыв танкетки опасен для живой силы в радиусе до 80 м.

Подразделения радиотанкеток обычно действуют в составе танковых или моторизованных дивизий. Самым мелким боевым подразделением является взвод — одновременно действуют 4 танкетки; наибольшим подразделением, которое в полном составе вводится в бой, является рота — одновременно действуют 10 танкеток.

Местность, изрытая воронками от авиабомб и тяжёлых снарядов, окопами и траншеями, а также полузакрытая местность затрудняет применение танкеток. Болотистая местность, а также лес и густой высокий кустарник делают их применение невозможным.

Немецкое наставление требует, чтобы результат действий радио танкеток был немедленно использован наступающими войсками. Таким образом, появление танкеток на поле боя сигнализирует о последующей за ними вскоре танковой атаке на данном участке фронта.

Лёгкая бронировка и наличие на радиотанкетке большого заряда взрывчатого вещества делают её весьма уязвимой. Огонь противотанковых ружей и орудий даже малого калибра при стрельбе прямой наводкой легко выводит танкетки из строя на дальних дистанциях.

Для парирования действий танкеток "В-IV" артиллерийским начальникам принимать следующие меры:

а) Системой артиллерийского наблюдения немедленно вскрывать появление раднотанксток по мере выхода их на исходные рубежи. Отличительным признаком «B-IV» являются малые их габариты н отсутствие огня из танкетки при сближении с нашим боевым порядком. Эти признаки должны быть широко известны личному составу артиллерийских частей.

Одновременно с обнаружением танкеток «B-IV» организовывать разведку танков управления. Танк управлении должен видеть «B-IV», поэтому следует искать одиночные танки Т-III или T-IV, стоящие на полузакрытых позициях за линией двигающихся танкеток на удалении около 1 км.

Донесения об обнаружении танкеток «B-IV» и танков управления передавать немедленно по всем линиям артиллерийской связи. Эти донесения являются также сигналом предупреждения о вероятной крупной танковой атаке противника на данном участке.

б) Борьбу с танкетками «B-IV» осуществлять общей системой артиллерийского противотанкового огня. Основная задача - не допустить подхода танкеток к нашим заграждениям (рвы, эскарпы, минные поля) или огневым долговременным сооружениям для подрыва их или для постановки дымовой завесы непосредственно перед передним краем.

Для того, чтобы не вскрыть системы противотанкового огня, уничтожение танкеток «B-IV» проводить заранее выделенными орудиям из состава противотанковых районов первой линии, преимущественно 45-мм или 57-мм пушками с наиболее опытными и подготовленными расчётами.

Немцы обеспечивают действия танкеток огневыми средствами, имеющими задачу уничтожить орудия, вступающие в борьбу с «B-IV», поэтому батареи, стоящие на закрытых огневых позициях, должны быть готовы подавить огневые средства сопровождения танкеток в начале их деятельности.

Выделенным орудиям открывать огонь с момента подхода радио-танкеток на предельную дальность действительного огня прямой наводкой. Стрельбу вести по общим правилам стрельбы по танкам. Для расчёта упреждения практическую боевую скорость танкеток считать равной скорости танка Т-III. Поражение танкетки достигается как paзрушением ходовой части, так и попаданием в корпус, выводом из строя приемной установки управления или взрывом возимой на танкетке торпеды.

в) В случае дымопуска огонь по радиотанкетке вести до уничтожения дымовых аппаратов независимо от того, потеряла ли она подвижность или нет.

г) Обнаруженные танки управления подавлять, уничтожать огнём выделенных для этой цели батарей, стоящих на закрытых позициях. Задача огня — повреждение танков или создание условий, мешающих их нормальной работе, что немедленно скажется на действиях радио-танкеток и может привести к потере ими способности к движению.

д) По участку атаки радиотанкеток немедленно подготавливать огонь большей части артиллерийских средств, так как направление действий танкеток «B-IV».


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Chicot 1 13 апреля 2013 12:06
    Интересная и довольно полезная для воюющей армии штука...
  2. xomaNN 13 апреля 2013 15:24
    Телемеханика в реальной войне- это неплохой прорвы немецких инженеров. Эффективность какова непонятно из материала этой штуки, но на будущее послевоенное задел был.
  3. Я так думаю 13 апреля 2013 19:50
    Эффективность таких штуковин даже на современном этапе развития систем управления под большим сомнением. Все из-за солидной стоимости и легкости ее уничтожения. На современном этапе считается более эффективно использовать ЗНАЧИТЕЛЬНО более легкие и соответственно дешевые машины. Исключение пожалуй является авиация. Есть правда примеры разработок автономных машин похожего размера, но пока далее экспериментов дело не идет ...
  4. Я так думаю 13 апреля 2013 20:44
    К примеру несколько фото таких разработок:
  5. Я так думаю 13 апреля 2013 20:45
    К примеру несколько фото таких разработок:
  6. albert 13 апреля 2013 21:15
    Вроде при прорыве линии Маннергейма наши войска применяли подобные машины на базе танка бт-7.
    1. svp67 14 апреля 2013 07:14
      До 37 года, под патронажем Тухачевского, в нашей стране работало ОСТЕХБЮРО, где тема "телетанков" тоже отрабатывалась. Вот только практическая эффективность в боевых условиях этих разработок оказалась не высокой,из-за недоведенности, так как конструкторов после 37-го заставили заниматься совсем другой "работой"
  7. Chukcha 14 апреля 2013 13:40
    Забавная штуковина.
    Кстати, поправьте ошибки в тексте -
    Рядиотанкетка предназначена:
    и
    ...появление раднотанксток по мере....
  8. НАПОЛЕОН 14 апреля 2013 18:07
    и возникает логичный вопрос почему в наше время нет без экипажных машин
    НАПОЛЕОН

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня