Why does Russia need a nuclear fleet?



Last week was marked by a whole series of statements by the leaders of the Ministry of Defense and the Russian military-industrial complex. President of the United Shipbuilding Company (USC) R. Trotsenko during the International Navy Salon in St. Petersburg said: "Aircraft carriers are necessary for the Russian fleet." In 2016, USC will begin designing a similar ship. Building the first Russian aircraft carrier in the new millennium will be launched in 2018, and already in 2023 it will be launched.


Discussions about the design of new domestic aircraft carriers have been going for about two years. But the statements of the naval and industrial leaders contradict one another. That aircraft carrier is absolutely not needed, it is needed - but only in the future. You need to build two or three super ships, and literally in a week they say that you need five or six. In general, apart from contradictions nothing concrete is said.

At the end of 2010, Admiral Vysotsky, commander-in-chief of the Navy, said that development work was now under way on a plan to build a new domestic aircraft carrier. And that he is about to be ready. However, soon, the Minister of Defense A. Serdyukov announced: his department does not have the funds to build aircraft carriers.

From a similar leapfrog, one can only understand that no one disproves the need for aircraft carriers. But so far there are various judgments about when and which aircraft carriers to build. R. Trotsenko believes: the aircraft carrier must be exclusively nuclear and have a displacement of 80 thousand tons. Here you need to notice that the construction period in 5 years for such a giant looks simply unrealistic. To ripen years for 7!

Today, aircraft carrying cruisers are necessary to ensure the combat stability of the formations of heterogeneous shock forces. In other words, a squadron of surface ships. Not a secret, ships deprived of aviation “umbrella” do not live long in the ocean war. Moreover, aviation forces are required to ensure greater survivability of the submarine fleet. Including - during the deployment of submarine missile-carriers of naval strategic nuclear forces (NSNF). This task is undoubtedly the most important for an aircraft carrier. As Admiral Vysotsky pointed out, without air cover, the “combat stability of the Northern Fleet's missile submarines will be reduced to zero already on 2 Day.”

The benchmark aircraft carriers will need 2-3 for the Northern and Pacific fleets. In particular, while one carrier group is on duty in the ocean, 2-i is preparing to change it, and 3-i is undergoing scheduled maintenance.

Almost all military analysts suggest that the national 11437 plan, Ulyanovsk, will be taken as the base of a modern nuclear aircraft carrier. This 75-thousand-ton ship was launched for scrap Ukraine in 20% readiness.

It still seems to us: in the event that something is left from “Ulyanovsk” in the new plan, then only a general dimension. There is a lot of water under the bridge, and the requirements have changed a lot. The newest aircraft carrier should be barely noticeable - in other words, to have lined sides, superstructures with a minimum of protruding parts, characteristic of "stealth-ships". He must carry air defense and missile defense. It will not have long-range anti-ship missiles - they will be enough for escort ships. And let the aircraft carrier carries a greater number of aircraft, fuel and ammunition for them. It seems that the aircraft will be completely different than planned in the tasks for the requirements. Apparently, it will be the ship's version of the X-NUMX fighter generation T-5.

It is also completely clear that his power plant will not be a steam turbine. A similar one is now installed on our so far the only aircraft carrier Admiral Kuznetsov. With her there was a lot of trouble and neither the fleet, nor the shipbuilding industry wanted to repeat the problems. Consequently, the choice will have to do between the gas turbine and nuclear power plants.

All the same R. Trotsenko indicated: in addition to the nuclear aircraft carriers in the Russian Federation, it is planned to build the first atomic destroyer. Apparently, it was decided to reanimate the idea of ​​a “domestic atomic squadron” at a new historical turn. It turns out or not - a difficult question. Considering that the new domestic corvettes being built are absolutely caught up with frigates in displacement, and those, in turn, are able to argue with destroyers, we can assume: the newest destroyer will significantly grow and catch up with the cruiser. This all means only one, the future main attack unit of the surface fleet will become a huge warship with a displacement of 10-12 thousand tons, loaded with numerous launchers of cruise, anti-ship, anti-aircraft and anti-submarine missiles.

Will our homeland pull the construction of 10-12 atomic super-ships, several atomic aircraft carriers, dozens of atomic and diesel submarines, 25 frigates and 40-50 corvettes of various sizes? Even over two decades? Nevertheless, it seems that this plan of the “atomic supersweeper” will give way to a more moderate gas-turbine ship of somewhat smaller dimension and price. And the head of USC simply voiced his wishes.

At one time, in 1962, the Caribbean Crisis gave a strong impetus to active measures to speed up the deployment of intercontinental BRs. The creation by the “probable enemy” of the boundary-level stationary lighting systems for the underwater situation nullified the potential of SSBNs with a range of 1500-2500 km. In 1963, the Commission on Military-Industrial Issues (MIC), at the direction of the political leadership, sets the task of creating an advance design of the D-9 missile system with a liquid missile of considerable firing range and doing its deployment on the submarine. SKB-385 (now JSC “Municipal Rocket Center named after Professor VP Makeyev”) was chosen as the developer of the advanced design of the Republic of Kazakhstan. The design studies of the submarines are assigned to TsKB-16 and TsKB-18, and the surface carrier TsKB-17. For the first time in Russian practice, to address the fundamental issues of the system "weapon - carrier ”involved the head institutions of 3 departments: TsNII-88, Ministry of Defense; CRI-45 and CEMNI-1 Minsudprom; 1, 24 and 28 institutions of the Ministry of Defense, Navy. At the end of 1963, the research and development project "Design and research work to justify the ships of the fleet with the RC D-9" was completed. TSNII-45 recommended: the range 9000 km, the number of missiles 16-24, single-atomic submarine, power 40 mW. The main designer of Kazakhstan V.P. Makeev recognized these results as convincing and invited the institute to join the participants in the development of the advance project. But developer rivalry is not only a sign of a market economy. It was among the submarine designers as well as between the creators of the rockets VN Chelomey, V.P. Makeev et al. There was no necessary experience in designing naval missiles for submarines with a launch from under water. Offered mainly by existing ICBMs. S.N. Kovaleva: “At one of the meetings, V.N. Chelomei addressed me with a proposal to accept a rocket for a submarine, the length of which is commensurate with the length of the submarine, and it should be started up by placing the submarine vertically (“ pop ”). Of course, I said that this is unreal. " After that, the metropolitan OKB-52 (Head V.N. Chelomei) proposed to install a modified UR-100 ground-based solid-fuel rocket (distance range 11000 km) on the submarines and surface ships, but the mass-dimensions were more approximately 1,5 times than the D- 9, dry start from the transport and launching cup with a gap between it and the mine ~ 0,5 m.) The authority of the OKB and personally V.N. Chelomey were so high that the military-industrial complex laid out to work on this option, at the same time in various versions (submersible launch sites, diesel-electric submarines and a surface ship). Behind the leading institutions - the comparison of options and tips. Specifically, this "undeclared tender" and became the scene of collisions firmly different judgments. The surface version was dropped by itself for obvious reasons. The opponents remained the Central Research Institute-88, which is in the same department with SKB-385 and OKB-52. After burning discussions, it became obvious that the Central Research Institute-88 would not insist on the sea registration of the Ur-100.

As a result, at a meeting of the Defense Council by the political leadership who had penetrated into the technical nature of the issue, it was decided to follow the path of creating the Republic of Kazakhstan D-9 on the basis of a liquid-fuel rocket in the V.P. Makeev, which was later implemented on the 667B “family” of SSBNs - the current basis of domestic NSNFs.


After long discussions, the decision was made - to build the SSBN of the 941 and 667BDRM projects simultaneously. A little more than 10 years have passed and the submarine of the 667BDRM project will be the basis of the current NSNF, having passed a proper modernization in order to extend the service life and increase combat effectiveness. Popular wisdom says: "it is impossible to enter the same river twice." But there are no rules without exception. In the mid-nineties, the question of developing a new (4 generation) SSBN based on a solid-fuel rocket, unified with the ground version with a dry start from the transport and launch cup, again arises. Now this option is well covered in the media and the statements of the heads of the Defense Ministry, Navy, etc. It is a Borei-type SSBN with a Bulava-30 rocket.

The idea of ​​an entirely atomic carrier-based squadron has long and firmly possessed the minds of the admirals of the leading fleets. The United States military at one time built nuclear cruisers with which they hoped to cover nuclear aircraft carriers. Atomic frigates were also planned. However, it turned out that small ships, less than 12-14 thousand tons of displacement, the atomic reactor does not give any superiority. The substantial weight of the reactor and its protection is eaten up by the gain that was generated due to the absence of fuel tanks. As a result, the United States abandoned the "overwhelmingly atomic squadron" as a utopia, and the atomic cruisers were completely written off.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Зачем России атомный флот?

Зачем России атомный флот?


Прошлая неделя ознаменовалась целым рядом заявлений руководителей Минобороны и ОПК России. Президент Объединенной судостроительной компании (ОСК) Р. Троценко во время проведения Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге заявил: «Российскому флоту необходимы авианосцы». В 2016 г. ОСК приступит к проектированию подобного корабля. Строить первый в новом тысячелетии российский авианосец начнут в 2018 г., а уже в 2023 г. он будет спущен на воду.

Дискуссии о проектировании новых отечественных авианосцев идут уже около двух лет. Но заявления флотских и промышленных деятелей противоречат одно другому. То авианосец совершенно не нужен, то нужен - но только в будущем. То нужно возвести два-три суперкорабля, а буквально через неделю заявляют, что нужно пять-шесть. В общем, кроме противоречивостей ничего конкретного не говорится.


В конце 2010 года главком ВМФ адмирал Высоцкий произнес, что теперь ведутся опытно-конструкторские работы по плану строительства нового отечественного авианосца. И что он вот-вот будет готов. Впрочем, вскоре, министр обороны А. Сердюков объявил: средств на постройку авианосцев у его ведомства нет.

Из сходственной чехарды можно понять лишь то, что необходимости в авианосцах уже никто не опровергает. Но пока есть различные суждения о том, когда и какие авианосцы строить. Р. Троценко считает: авианосец должен быть исключительно атомным и иметь водоизмещение в 80 тыс. тонн. Здесь нужно подметить, что срок строительства в 5 лет для такого великана смотрится просто нереалистичным. Поспеть бы лет за 7!

Сегодня авианесущие крейсеры необходимы для обеспечения боевой устойчивости соединений разнородных ударных сил. Другими словами эскадр надводных кораблей. Не тайна, лишенные авиационного «зонтика» корабли в океанской войне долго не живут. Больше того, силы авиации требуются для обеспечения большей живучести подводного флота. В том числе - при развертывании подводных ракетоносцев морских стратегических ядерных сил (МСЯС). Эта задача, несомненно, для авианосца является важнейшей. Как указал адмирал Высоцкий, без прикрытия авиацией «боевая устойчивость ракетных подводных крейсеров Северного флота будет сведена к нулю уже на 2-ой день».

В эталоне авианосцев понадобится по 2-3 на Северный и Тихоокеанский флоты. В частности, пока одна авианосная группа дежурит в океане, 2-я подготавливается ее поменять, а 3-я проходит плановый ремонт.

Почти все военные аналитики предполагают: за базу современного атомного авианосца будет взят отечественный план 11437 - «Ульяновск». Данный 75-тысячетонный корабль пущен на металлолом Украиной в 20%-ной готовности.

Нам все-таки представляется: в том случае если от «Ульяновска» в новом плане что-то и остается, то лишь общая размерность. Уж очень много воды утекло, и очень поменялись требования. Новейший авианосец должен быть малозаметным - другими словами иметь характерные для «стелс-кораблей» заваленные борта, надстройки с минимумом выступающих частей. Он должен нести средства ПВО и ПРО. На нем не будет дальнобойных противокорабельных ракет - их хватит на кораблях эскорта. А авианосец пускай несет большее количество самолетов, топлива и боеприпасов для них. Думается, что и самолеты будут абсолютно другие, чем планировались в поставленных задачах по предъявляемым требованиям. Видимо, это окажется корабельная версия истребителя 5-ого поколения Т-50.

Также совершенно понятно, что его энергетическая установка не будет паротурбинной. Подобная теперь установлена на нашем пока единственном авианосце «Адмирал Кузнецов». С ней было крайне много неприятностей и повторения проблем не желает ни флот, ни судпром. Следственно выбор придется делать меж газотурбинной и ядерной силовой установками.

Все этот же Р. Троценко указал: помимо атомных авианосцев в Российской Федерации планируется возвести первый атомный эсминец. Видимо, решено реанимировать идею «отечественной атомной эскадры» на новом историческом витке. Получится либо нет - сложный вопрос. Рассматривая, что строящиеся новые отечественные корветы абсолютно догнали по водоизмещению фрегаты, а те, в свою очередь, способны поспорить с эсминцами, можно предположить: новейший эсминец значительно подрастет и догонит крейсер. Это все означает лишь одно, будущая основная ударная единица надводного флота станет огромным боевым кораблем водоизмещением в 10-12 тыс. тонн, снаряженным бессчетными пусковыми установками крылатых, противокорабельных, зенитных и противолодочных ракет.

Потянет ли наша отчизна постройку 10-12 атомных суперкораблей, нескольких атомных авианосцев, десятков атомных и дизельных субмарин, 25 фрегатов и 40-50 корветов разного размера? Даже за два десятилетия? Все же представляется, что данный план «атомного суперэсминца» уступит место больше умеренному газотурбинному кораблю несколько меньшей размерности и цены. А руководитель ОСК просто озвучил свои желания.

В свое время, в 1962 году, «Карибский кризис» дал сильный толчок к активным мерам убыстрения развертывания БР межконтинентальной дальности. Создание «вероятным противником» рубежных стационарных систем освещения подводной обстановки сводило на нет потенциал РПКСН с дальностью стрельбы 1500-2500 км. В 1963 г. Комиссия по военно-промышленным вопросам (ВПК) по указанию политического руководства ставит задачу создать аванпроект ракетного комплекса (РК) Д-9 с жидкостной ракетой значительной дальности стрельбы и выполнить проработки его размещения на ПЛ. Разработчиком аванпроекта РК выбрали СКБ-385 (ныне ОАО «Муниципальный ракетный центр имени профессора В.П. Макеева»). Проектные проработки ПЛ возложены ЦКБ-16 и ЦКБ-18, а надводного носителя ЦКБ-17. Впервые в российской практике для решения принципиальных вопросов системы «оружие - носитель» привлечены головные институты 3 ведомств: ЦНИИ-88, Миноборонпром; ЦНИИ-45 и ЦМНИИ-1 Минсудпром; 1, 24 и 28 институты Минобороны, ВМФ. В конце 1963 г. НИР «Проектно-исследовательская работа по обоснованию кораблей флота с РК Д-9» завершена. ЦНИИ-45 рекомендовал: дальность 9000 км, число ракет 16-24, одновальная атомная ПЛ, мощность 40 мВт. Основный конструктор РК В.П. Макеев признал эти итоги убедительными и пригласил институт войти в состав участников разработки аванпроекта. Но соперничество разработчиков не является знаком лишь рыночной экономики. Оно было как среди проектантов ПЛ так и меж создателями ракет В.Н. Челомеем, В.П. Макеевым и др. Необходимого опыта конструирования морских ракет для ПЛ со стартом из-под воды не было. Предлагались в основном существующие МБР. С.Н. Ковалева: «На одном из совещаний В.Н.Челомей обратился ко мне с предложением принять для подлодки ракету, длина которой соизмерима с длиной подлодки, а пускать ее следовало, поставив подлодку вертикально («на попа»). Безусловно, я произнес, что это нереально». После этого столичное ОКБ-52 (начальник В.Н. Челомей) предложило установить на ПЛ и надводные корабли доработанную наземную твердотопливную ракету УР-100 (дальность 11000 км, но массо-габариты были больше ориентировочно в 1,5 раза, чем у ракеты комплекса Д-9, сухой старт из транспортно-пускового стакана с зазором меж ним и шахтой ~ 0,5 м.) Авторитет ОКБ и лично В.Н. Челомея были настолько высоки, что ВПК возложила проработать и данный вариант, при этом в различных исполнениях (погружаемые стартовые площадки, ДЭПЛ и надводный корабль). За головными институтами - сопоставление вариантов и советы. Конкретно данный «необъявленный тендер» и стал ареной соударений твердо разных суждений. Надводный вариант отпал сам собой по очевидным причинам. В оппонентах оставался ЦНИИ-88, находящийся в одном ведомстве с СКБ-385 и ОКБ-52. После жгучих обсуждений стало очевидно, что ЦНИИ-88 на морской прописке УР-100 настаивать не будет.

В результате на заседании Совета Обороны политическим руководством, вникнувшим в техническую сущность вопроса, было принято решение идти по пути сотворения РК Д-9 на базе жидкотопливной ракеты в варианте В.П. Макеева, что и было позднее реализовано на РПКСН «семейства» 667Б - нынешней основе отечественных МСЯС.

После долгих дискуссий решение принято - строить РПКСН проектов 941 и 667БДРМ одновременно. Прошло немногим больше 10 лет и ПЛ проекта 667БДРМ станут основой нынешних МСЯС, пройдя подобающую модернизацию с целью продления срока службы и возрастания боевой эффективности. Народная мудрость говорит: «невозможно войти в одну и ту же реку дважды». Но нет правил без исключения. В середине девяностых опять появляется вопрос о разработке нового (4 поколения) РПКСН на базе твердотопливной ракеты, унифицированной с наземным вариантом с сухим стартом из транспортно-пускового стакана. Сейчас данный вариант прекрасно освещен в СМИ и заявлениях начальников МО, ВМФ и др. Это РПКСН типа «Борей» с ракетой «Булава-30».

Мысль всецело атомной авианосной эскадры давным-давно и крепко обладает разумами адмиралов ведущих флотов. Военные США в свое время строили атомные крейсера, которыми рассчитывали прикрывать атомные авианосцы. Планировались и атомные фрегаты. Впрочем, выяснилось: маленьким кораблям, менее 12-14 тыс. тонн водоизмещения, атомный реактор не дает никаких превосходств. Существенный вес реактора и его охраны съедает тот выигрыш, который образовался за счет отсутствия топливных цистерн. В результате в США отказались от «всецело атомных эскадр» как от утопии, а атомные крейсера и совсем списали.
Автор: Сергей Вознесенский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. Trevis 21 июля 2011 15:59
    Зачем?Чтобы спокойней было!
  2. Иван35 21 июля 2011 20:23
    чтобы нас наконец оставили в покое!
    Иван35
  3. Эрик 22 июля 2011 00:38
    СССР пошел правильным путем в плане постройки авианесущего крейсера...
    Эрик
  4. ПАТРОН 11 августа 2011 23:21
    Ежели выбирать между газотурбиной и атомным движителем,то атомный более логичен с точки зрения запаса хода!В 2016 г. ОСК приступит к проектированию подобного корабля. Строить первый в новом тысячелетии российский авианосец начнут в 2018 г., а уже в 2023 г. он будет спущен на воду-ага,ещё бы страну сохранить!«На одном из совещаний В.Н.Челомей обратился ко мне с предложением принять для подлодки ракету, длина которой соизмерима с длиной подлодки, а пускать ее следовало, поставив подлодку вертикально («на попка»-"хорошее предложение".Ещё хотели снаряжать одну торпеду с ядерной боеголовкой,при этом экипаж бы доживал последние секунды,хотя в случае войны,это было бы совсем неважно-ведь встречать тебя будет уже некому!!!
    ПАТРОН
  5. bereg 5 января 2012 21:16
    надо авианосец быстрей строить, бессонница мучеет
    bereg

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня