В Самаре разработаны новые подводные глайдеры

В последние годы на различных выставках вооружения, военной и специальной техники все чаще появляются разработки нового класса. Несколько организаций из разных стран мира проявляют свой интерес к т.н. глайдерам (underwater glider – «подводный планер»). Подобная техника предназначается для выполнения различных задач, связанных с длительным нахождением под водой. Характерной особенностью глайдеров, определяющей их облик, является отсутствие каких либо движителей привычного вида, например гребных винтов или водометов. Вместо них для движения предлагается использовать систему изменения плавучести аппарата или иные оригинальные системы.

К настоящему времени несколько разработчиков перспективной техники уже успели сформировать «классический» облик подводного глайдера. Это автономный аппарат с корпусом вытянутой обтекаемой формы и плавниками, напоминающими крылья летательных аппаратов. Внутри корпуса имеется оборудование, необходимое для выполнения поставленных задач, аппаратура управления, а также система изменения плавучести аппарата. За счет изменения плавучести глайдер может не только менять глубину погружения, но и двигаться вперед. По принципу движения глайдер похож на планеры, из-за чего и получил свое название.

До недавнего времени подводные глайдеры создавались только зарубежными организациями. Не так давно перспективным направлением заинтересовалось и российские инженеры. Как пишет информационное агентство «Оружие России», тематикой глайдеров в настоящее время занимается Самарский государственный технический университет (СамГТУ). К настоящему времени созданы два проекта глайдеров, отличающиеся друг от друга архитектурой и используемыми идеями.


Самарскими специалистами разработаны подводно-волновой и подводный планирующий глайдеры. В основе обоих проектов лежат разные идеи, позволяющие получить схожие результаты различными способами. При этом, несмотря на отличия, оба глайдера имеют схожие характеристики. Они способны работать автономно в течение длительного времени, поскольку их бортовые механизмы имеют крайне низкое энергопотребление. Имеются наработки для создания глайдера с автономностью до полугода. Кроме того, аппараты при движении под водой не создают шум и не выдают себя им.

Подводно-волновой глайдер состоит из двух частей: одна из них должна находиться на поверхности воды, другая – «нырять» на заданную глубину. Оба агрегата соединены кабелем. Надводная часть аппарата внешне похожа на доску для серфинга и оснащается набором различного оборудования, в том числе аккумуляторами и средствами обмена данными. Подводная часть аппарата имеет два корпуса сигарообразной формы, связанные друг с другом вертикальной пластиной, и оснащается т.н. плавниковым движителем: набором плоскостей, свободно поворачивающихся вокруг горизонтальной оси. Плавниковый движитель использует энергию волн и двигает подводную часть глайдера вперед. При помощи кабеля она тянет за собой надводную.

Предполагается, что глайдер подводно-волнового типа будет доставляться в заданный район любым подходящим транспортным средством и сбрасываться в воду. Далее аппарат должен раскрыть плавники, самостоятельно определить свое местоположение, отрегулировать плавучесть и приступить к выполнению поставленной задачи.

«Оружие России» приводит слова профессора кафедры «Информационно-измерительная техника» СамГТУ Евгения Татаренко, согласно которым подводно-волновой глайдер имеет неограниченную дальность плавания и способен работать на мелководье. На разработку этого аппарата ушло порядка полгода, над проектом трудились всего четыре человека. При этом получившийся подводный глайдер по своим возможностям не уступает зарубежным аналогам.

Подводный планирующий глайдер имеет иную архитектуру и другой принцип работы. Он представляет собой автономный аппарат с сигарообразным корпусом большого удлинения и крыльями-плавниками. Движение такого глайдера обеспечивается при помощи плавников и гидропневмоаккумулятора. Последний представляет собой полый цилиндр, разделенный гибкой мембраной. В одной часть цилиндра находится воздух, в другой – специальное масло, по плотности сравнимое с водой. Имеющийся на аппарате насос должен накачивать в гидропневмоаккумулятор масло, вследствие чего в нем изменяется объем, занятый воздухом. При нагнетании масла в цилиндр объем воздуха уменьшается и плавучесть аппарата падает. Для увеличения плавучести следует откачать масло из цилиндра.

В Самаре разработаны новые подводные глайдеры
Глайдер (вариант) / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Г. Будлянский


Теряя плавучесть, глайдер начинает опускаться вниз, а крылья-плавники заставляют его двигаться вперед и буквально планировать в воде. За счет правильного управления курсом и плавучестью аппарата возможно длительное плавание по заданному маршруту с выполнением поставленной задачи. Существующий планирующий глайдер разработки СамГТУ имеет длину около 2 м и плавники размахом 1,3 м. При общем весе 50 кг аппарат может нести до 5 кг полезной нагрузки. Использованный способ движения позволяет аппарату развивать скорость до 0,5 м/с (1,8 км/ч) и погружаться на глубину до 1000 м. Обеспечена автономность до 60 суток.

При соответствующих доработках созданные в Самаре подводные аппараты могут использоваться для выполнения различных задач. Они могут вести разведку или выполнять анализ обстановки, искать подводные лодки и морские мины противника, использоваться для контроля за состоянием подводных коммуникаций, патрулировать акватории и даже нести вооружение. К примеру, для решения боевых задач в настоящее время разрабатываются малогабаритные торпеды калибра 120 мм. Размеры таких боеприпасов позволят вооружить ими подводные глайдеры, а характеристики самих «планеров» обеспечат высокую эффективность использования оружия.

Подводные глайдеры ввиду гибкости применения представляют большой интерес как для военных, так и для ряда гражданских структур. Они могут использоваться в интересах обороны, а также для выполнения различных исследований и т.п. работ. По некоторым данным, военно-морской флот России заказал разработку подобной перспективной техники и желает увидеть новые образцы к 2017 году. Эти глайдеры должны передвигаться со скоростью до 0,5 м/с, погружаться на 300 метров и работать без обслуживания в течение трех месяцев. К проекту привлечены несколько конструкторских бюро и других организаций. Подробности этой программы пока остаются неизвестными.

В Самаре разработаны новые подводные глайдеры
Торпедный глайдер МАКО разработки СамГТУ / Фото: yandex.ru


В Самаре разработаны новые подводные глайдеры
Волновой глайдер разработки СамГТУ / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Г. Будлянский


В Самаре разработаны новые подводные глайдеры
Торпедный глайдер (вариант) / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Г. Будлянский


По материалам сайтов:
http://arms-expo.ru/
http://i-mash.ru/
http://izvestia.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 24
  1. MolGro 29 августа 2014 10:00
    хм класс вещь! если освоят то будут у нас спящие торпедо-мины)
    1. Гражданский 30 августа 2014 11:38
      глайдеры беспилотные, ух ты для разных задач
  2. naik09 29 августа 2014 10:34
    красивые штучки
    naik09
  3. AYUJAK 29 августа 2014 10:47
    Наверняка эти аппараты очень малошумны. Грозное перспективное оружие. Как эти аппараты будут управляться при длительной автономии? Неужели будет внедрен искусственный интеллект?
  4. silver169 29 августа 2014 11:12
    Очень интересные разработки, которые надеюсь найдут себе место в ВС России.
  5. Михаил_59 29 августа 2014 11:20
    Вот скажите мне пожалуйста, как от этих дронов будут защищены наши подлодки ?
    1. Rostislav 29 августа 2014 11:59
      А как от будут американцы защищаться?
      Вечная борьба снаряда и брони. "Снаряд" появился, сейчас "броню" изобретать начнут.
    2. fedor13 29 августа 2014 16:25
      Ну с ходу как сопровождение лодки т.е.антиглейдор и дальний обзор периметра.
      1. AKuzenka 30 августа 2014 09:37
        Зачем? Она уже давно изобретена, это дельфины, они прекрасно находят подобные штучки. Ведь глайдеры, в основном, применяются в прибрежных зонах,а дельфинам там раздолье.
        1. Sanamana 4 сентября 2014 20:42
          ага...особенно в Северном Ледовитом океане.
  6. kav669 29 августа 2014 12:49
    Летающие беспилотники под водой. обязательно будут востребованы.
  7. Vladimir73 29 августа 2014 14:49
    Главное чтобы подобное, перспективное оружие не осталось на уровне прототипов для нашей армии. Дабы потом не догонять самоотверженно армии вероятного противника успешно использующих подобное вооружение. soldier
  8. OlegLex 29 августа 2014 15:03
    действительно перспективное направление, аппарат который можно обнаружить только сонаром и то только при наличии образца сигнатур которые позволят идентифицировать объект, из минусов невозможность перемещения без компьютерного обеспечения, соответственно уязвимость перед магнитно импульсным излучением. Поэтому оружием прямого действия это вряд ли станет, а вот для разведки идеальный вариант.
    1. Денимакс 29 августа 2014 23:39
      Если корпус с крыльями сделать из прозрачного пластика, то поди и с воздуха будет не заметен.
  9. Wladimir71 29 августа 2014 15:13
    Передовой край науки это фундаментальные исследования космоса и микромира. И передовые военные технологии должны быть тоже от туда.
    Wladimir71
  10. abc_alex 29 августа 2014 15:51
    По-моему это идеальный вариант для автономного гидроаккустического противолодочного устройства сбрасываемого с воздуха или корабля.
  11. chunga-changa 29 августа 2014 22:18
    Интересное направление, но имеет ограничения. Например скорость 0,5 м/с это ниже чем скорость любого течения в мировом океане, и по сути получается что аппараты с небольшой долей свободы дрейфуют по течениям или стоят практически на месте при их отсутствии. Плюс, как правило прибрежные места (наиболее интересные военным) имеют сложный рисунок течений с ещё более высокими скоростями и там эти аппараты ничем не будут отличатся от обычных дрейфующих буёв. Военные такие штуки не любят. Им надо что бы аппарат в расчётное время достиг расчётной точки, не зависимо от обстановки, и произвёл необходимые действия, поэтому вряд ли заинтересуются этими штуками. А вот учёные будут довольны, тут без вопросов. Военным больше подойдёт автономный, подзаряжаемый тем или иным способом аппарат с эффективной двигательной установкой.
  12. Berrik 30 августа 2014 05:19
    Прикооольная штучка.
    Похожа на первые попытки человека подняться в небо.
    Думаю, что в условиях максимального замещения живой силы роботами, данное направление надо развивать!!
  13. Victor-Cort 30 августа 2014 08:44
    Очередная мулька про "не имеющее аналогофф", читаем внимательно:
    При соответствующих доработках созданные в Самаре подводные аппараты могут использоваться для выполнения различных задач.

    А если точнее - это муляжи, ни на что на данный момент не способные. К сожалению у нас началась в оружейке гонка за вудервафлями....причем существуют они часто только на бамаге.
    у нас телефоны то делать не могут, какие нафиг дроны.
    Victor-Cort
  14. MooH 30 августа 2014 11:19
    А феерическую историю про изменение плавучести путем закачки масла, кто-нибудь прокомментирует? Либо я плохо прочитал, либо это какой-то бред.
    1. ramsi 30 августа 2014 15:09
      воздух сжатый и воздух продувающий цистерны главного балласта подлодок имеет одинаковый вес, но разный объём; вес воды прибавляется или вычитается. Здесь, вес аппарата не меняется - только объём. По идее, должно работать, хотя и медленнее
      ramsi
  15. Быстрый 30 августа 2014 13:12
    Такие штуковины американцы впаривали тысячами своей армии много лет, итог известен, денежки тю-тю, оборонку пустили не тем путём. Один наш торыщ уже лет 20 таскает по выставкам макет подводного мускульного Ё-аппарата с непонятным движителем, "с обалденным КПД", принцип которого не раскрывается (скорее его не существует), но аппарат так и не поплыл. Деньги иногда требуют стирки, поэтому и спонсоры находятся, далее реклама, связи, и опустошение бюджета.
    Быстрый
  16. Дрюня 31 августа 2014 09:33
    Подводный глайдер - умная разработка для изучения и сохранности водных глубин
    Дрюня
  17. Наблюдатель2014 31 августа 2014 10:46
    Если честно то в этой статье первый раз про подводные планеры прочитал.Интересная штука ,прежде всего для военных. только подумайте что могут сделать три сотни "умных" долгоиграющих ,скрытно передвигающихся подводных охотников например в акватории Чёного моря? Или четыре пять тысяч в Атлантике например?Да они полностью могут изменить алгоритм войны на море!
  18. СуперЕнот 31 августа 2014 19:38
    Как специалист в робототехнике работающий на НПО "Гидроприбор" могу сказать что это прикольная моделька. НО , чисто для отмывания грантов типа 160 млн. механического Экзоатлета. Будущее за ЧАСТНЫМИ фирмами типа IROBOT которые делают продукт и затем уже предлагают армии/флоту. А так это глупый ПиаР для дурачков. К сожалению.
  19. sub307 31 августа 2014 20:35
    Интересное направление, наверняка сможет найти применение в качестве ПДСС и дополнить набор технических средств обнаружения ПЛПЛ.
  20. izGOI 13 сентября 2014 23:28
    А я полностью согласен с "chunga-changa". Для такой подвижной среды, как водная, эти аппараты с их малой скоростью, оказываются на уровне буёв, сорвавшихся с якоря.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня