Противотанковая САУ «Тип 5» (Япония)

Специфика военной стратегии императорской Японии сказалась на облике вооруженных сил и на особенностях различной техники. Так, до определенного времени японская армия не располагала самоходными артиллерийскими установками, предназначенными для борьбы с танками противника. Несколько раз предпринимались попытки создать такую машину, однако все они в лучшем случае завершались строительством небольшой партии техники, которая по понятным причинам не могла оказать влияние на ход боев. Кроме того, первые противотанковые САУ, создававшиеся для борьбы с американскими боевыми машинами, оснащались орудиями калибра 75 мм, что было недостаточно для поражения техники нескольких типов. Таким образом, японской армии требовался новый истребитель танков с оружием калибра не менее 80-90 мм.

Противотанковая САУ «Тип 5» (Япония)


Понимание необходимости такой техники появилось лишь к концу 1944 года, когда ситуация на Тихоокеанском ТВД сложилась не самым благоприятным для Японии образом и постоянно ухудшалась. США регулярно использовали новейшие танки, поражение которых зачастую оказывалось непосильной задачей для японских танкистов и артиллеристов. Для изменения этой ситуации было предложено создать новую специализированную противотанковую САУ с орудием большого калибра.


В то время большие надежды возлагались на новое противотанковое орудие «Тип 1» калибра 105 мм. Эта пушка представляла собой доработанный вариант 105-мм зенитного орудия, которое ранее было разработано на базе немецкого FlaK 18. Орудие имело нарезной ствол длиной 65 калибров (6,825 м) и оснащалось автоматическим клиновым затвором. На испытаниях пушка «Тип 1» показала высокие характеристики: начальная скорость снаряда достигала 1100 м/с, а дальность стрельбы превышала 20-22 км.

Именно пушку «Тип 1» было решено использовать в качестве основного оружия новой САУ, получившей обозначение «Тип 5» или «Хо-Ри» («Артиллерийский девятый»). С целью упрощения и ускорения разработки перспективную самоходку предполагалось делать на базе существующего проекта среднего танка «Тип 5» («Чи-Ри»). Тем не менее, базовое шасси претерпело серьезные изменения. Ввиду иной роли новой машины пришлось изменить компоновку внутренних агрегатов корпуса.

По имеющимся данным, корпус танка «Чи-Ри» предполагалось использовать с минимальными изменениями. Таким образом, лоб корпуса САУ «Тип 5» должен был иметь толщину 75 мм, борта – 75 мм, крыша – 12 мм. В кормовой части расположили крупную рубку со лбом и бортами толщиной по 180 мм. Внутри рубки предлагалось расположить орудие и его расчет.

Подобное расположение рубки заставило авторов проекта изменить компоновку внутренних агрегатов корпуса. В передней части корпуса поместили часть агрегатов трансмиссии, за ним – отделение управления с рабочими местами механика-водителя (справа) и стрелка (слева). В средней части корпуса должен был находиться двигатель фирмы BMW мощностью 550 л.с. и остальные агрегаты механической трансмиссии. Корму корпуса отдали под размещение боевого отделения с вооружением и экипажем.

Противотанковая САУ «Тип 5» (Япония)Ходовая часть танка «Тип 5» и САУ «Хо-Ри» имела по восемь опорных катков на каждом борту, три поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колеса. Опорные катки были сблокированы попарно и установлены на подвеске типа Хара. Ходовая часть должна была оснащаться мелкозвенчатой гусеницей шириной 600 мм.

Самоходка «Тип 5» должна была получить достаточно мощный комплекс вооружения, который позволил бы ей бороться с различными типами техники и живой силой противника. В качестве основного оружия была выбрана противотанковая пушка «Тип 1» калибра 105 мм. Системы крепления позволяли наводить орудие в пределах небольшого сектора в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Грубая наводка, как и в случае с большинством САУ того времени, должна была осуществляться поворотом всей машины.

105-мм пушка рассматривалась в качестве средства уничтожения танков и укреплений противника. Кроме того, при использовании осколочных боеприпасов самоходку можно было использовать для поддержки пехоты. Тем не менее, машина получила дополнительное оружие в виде 37-мм пушки «Тип 1». Это орудие расположили в отделении управления, слева от механика-водителя. С помощью пушки калибра 37 мм предполагалось уничтожать легкую технику, автомобили и живую силу противника. Следует отметить, дополнительная 37-мм пушка не была нововведением проекта «Тип 5», а была заимствована у танка «Чи-Ри».

Для самообороны перспективная САУ «Тип 5» должна была нести один или два пулемета винтовочного калибра. По имеющимся данным, крепления для них должны были размещаться на верхней части броневой рубки.

Новая самоходка строилась на базе среднего танка, что сказалось на ее габаритах и весе. Боевая масса САУ «Хо-Ри» достигла 40 тонн. Длина корпуса равнялась 6,5 м, ширина – 3 м, высота – 2,1 м. Экипаж машины состоял из шести человек, размещавшихся в отделении управления и рубке. 40-тонная машина должна была развивать скорость до 40 км/ч. Запас хода оценивался в 180 км.

Проектирование самоходки «Тип 1» стартовало не ранее последних месяцев 1944 года, из-за чего документацию подготовили только весной 45-го. К концу лета 1945 года японской промышленности удалось построить всего один экземпляр новой боевой машины. 2 сентября на борту американского линкора «Миссури» был подписан Акт о капитуляции Японии, после чего все работы по военным проектам прекратились.

Из-за окончания войны САУ «Хо-Ри» даже не успела выйти на испытания. Дальнейшая судьба единственной машины этого типа неизвестна. Вероятно, ее изучили американские специалисты, после чего она была утилизирована. Так или иначе, проект остановился на ранних стадиях и по определению не мог оказать какое-либо влияние на ход войны.

Известно, что после завершения разработки первого варианта САУ «Хо-Ри» японские специалисты начали работу над его новой модификацией. Целью проекта, известного как «Хо-Ри II» было создание противотанковой самоходки на базе шасси танка «Тип 5» без каких-либо серьезных изменений компоновки внутренних агрегатов. Вероятно, этот проект создавался с целью максимального упрощения производства новой техники, призванного обеспечить приемлемые темпы производства.

Главным отличием проекта «Хо-Ри II» от базового «Хо-Ри» было расположение отделений, полностью заимствованное у среднего танка «Тип 5» («Чи-Ри»). В передней части корпуса предлагалось расположить отделение управления, за которым должно было находиться боевое отделение с рубкой. Все агрегаты силовой установки размещались в кормовом моторно-трансмиссионном отделении. Ходовая часть новой САУ без изменений заимствовалась у базового танка. Таким образом, САУ «Хо-Ри II» фактически представляла собой танк «Чи-Ри», с которого сняли башню и на ее место установили рубку с новым орудием. Состав вооружения и экипажа остался прежним. Характеристики обновленной самоходки должны были остаться на уровне базовой «Тип 5».

По понятным причинам самоходная артиллерийская установка «Хо-Ри II» так и не была построена в металле. По имеющимся данным, к моменту капитуляции Японии была подготовлена часть конструкторской документации и построен макет боевой машины. Строительство опытного образца не начиналось.

В первом варианте проекта «Тип 5» («Хо-Ри») заметно влияние немецкого танкостроения. Более того, внешне эта самоходка сильно напоминала немецкую боевую машину Ferdinand. При этом интерес представляет ее состав вооружения, в который помимо орудия и пулемета была включена пушка калибра 37 мм, позволявшая поражать легкобронированные и незащищенные цели, не расходуя боекомплект основного вооружения.

Проект «Хо-Ри II» тоже интересен с технической точки зрения. Он представляет собой попытку максимально упростить САУ «Тип 5» с сохранением всех основных характеристик и черт ее облика. Из имеющейся информации следует, что японским конструкторам удалось переработать рубку и боевое отделение с учетом нового расположения. Это могло бы помочь упростить параллельное производство танков и САУ на основе общего шасси.

Тем не менее, несмотря на большие надежды, возлагавшиеся на новый проект, время играло против него. Разработка новой противотанковой самоходки стартовала слишком поздно, в результате чего единственный построенный прототип не смог даже приступить к испытаниям. Если бы работы стартовали на несколько месяцев или даже лет раньше, то самоходные артиллерийские установки «Тип 5» могли бы показать свои реальные возможности в боях с армией США. Однако японское командование долго недооценивало технику этого класса, что в частности сказалось на судьбе проекта «Хо-Ри».


По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://armoredgun.org/
http://tank2.ru/
http://raigap.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 15
  1. mrDimkaP 29 августа 2014 10:32
    Вообще на бумаги у японцев были довольно неплохие танки. Другое дело что они не могли их нормально делать.
    1. Сахалинец 29 августа 2014 10:58
      Не японский был торч танки, а на бумаге можно любую вундервафлю наколякать, а вот заставить эту вафлю сперва ездить и затем воевать эт дело серьезное.
      1. mirag2 29 августа 2014 14:12
        "Хо-ри","ХА-го","Чи-ри"...забавные названия),сообразно тому времени наверное значит:
        "путь самурая","умри за императора".... laughing
        1. Glenn Witcher 29 августа 2014 17:09
          Нет, вот как раз тут они обошлись без самурайской романтики.
      2. yehat 29 августа 2014 22:40
        думаю, сараеобразные конструкции достаточно просты для доводки
        максимум проблем - во всякого рода мелочах подвески.
    2. EvilCat 29 августа 2014 19:27
      Рассмешили. На бумаге, значит нормально, а делать нормально не получается? Что-бы делать подобное заявление, нужно быть знакомым с машиностроительным производством. Причем не из интернет статей.
      Что-бы оценить качество бронетехники, нужно быть спецалистом в этой области. Не буду оспаривать Вашей компетенции ни в одной из указанной областей. Но мне просто интересно, как повлияло бы на боеспособность танка Стюарт или Шерман, против которых японцы своих монстров собирались использовать, попадание 105 мм снаряда? Выпущенного из плохого танка, но закопанного в землю и используемого как ДОТ?
      Боюсь Вы не задумывались о въедливости японцев. Да они бы напильниками каждый экземпляр довели.
      1. frame5 30 августа 2014 00:28
        Ну довели бы и чего? Смысл то в чем? Проигрыш был уже системный и никакие танки бы тут не помогли. Им не танки были нужны, а корабли, мазут и истребители ПВО. Ничего из этого промышленность даже в минимальных объемах уже поставить не могла. Опять же специфика японского танкостроения предполагала ограничения по весу исходя из возможностей грузовых кораблей.
        Все очень просто, на самом деле, даже на легкий стюарт японская промышленность не смогла отреагировать. Я уж не говорю про шерманы.
        Чертежей, проектов и прототипов у всех сторон было полно, смотреть нужно на то что реально могли производить.
      2. Лесной 30 августа 2014 21:01
        У японцев слабоваты были движки, да и подвеска (особенно Харо) иногда неприятные сюрпризы преподносила. 105 мм конечно хорошо, но у амеров было подавляющее господство в авиации, и все едва разведанные укрепточки сносились палубными самолётами. Хорошо показали себя 37-мм пушчонки, так как быстро меняли позиции и били скоро и точно.
  2. Aaleks1974 29 августа 2014 10:42
    Я так понимаю, ждем их появления в WОТ?
    1. maxbaxg61 29 августа 2014 12:05
      Будет второй федя )))
      1. Хорт 29 августа 2014 13:40
        да полюбому в танках с новым обновлением появится))
    2. flSergius 29 августа 2014 15:21
      По имеющимся данным, корпус танка «Чи-Ри» предполагалось использовать с минимальными изменениями.


      Японцы картон, но хоть от вертикальных углов и неплохих орудий играть можно. Но это с башней. А так будет целая ветка дикер максов.

      Орудие имело нарезной ствол длиной 65 калибров (6,825 м) и оснащалось автоматическим клиновым затвором. На испытаниях пушка «Тип 1» показала высокие характеристики: начальная скорость снаряда достигала 1100 м/с, а дальность стрельбы превышала 20-22 км.


      А вот это интересно. Фоша с барабаном неплохо бы потеснить.
  3. ватник 29 августа 2014 21:01
    Видео про Японские танки и САУ Второй Мировой Войны:

  4. the47th 31 августа 2014 21:03
    Самое интересное, что "Чи-Ри" - это тоже прототип. Японцы намеревались быстро создать в железе и испытать самоходку на платформе танка, который был только на бумаге. А они оптимисты, однако! Вот интересно, как ходовая среднего танка справилась с такой рубкой (толщина в 180 мм - это не шутки). У "Мауса" с его максимальными 200 мм масса была больше 180 тонн.
  5. Jager 1 сентября 2014 00:24
    Если сравнивать с советскими разработками, японская "вундервафля" довольно убогая. Джаповские танки - это просто кошмар технолога. Ассиметричные формы корпуса и башни, заклепки где только можно, неоправданная сложность конструкции, отсутствие унификации производства... Впрочем, подобными симптомами страдали и английские машины. По сравнению с ними наши Т-34 и Т-70 просты и технологичны как топор.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня