"Ангара": триумф или забвение. Часть 1

Украинский осколок

Сегодня об экономическом коллапсе на Украине говорится много и часто, и как-то в этом гигантском потоке нужной и ненужной информации теряется ракетно-космическая отрасль этого государства. Именно с этой страны я начну своё повествование. Это делается по ряду причин. Во первых, украинский космос как осколок некогда могущественной космической отрасли СССР легко рассмотреть. Его проблемы во многом схожи с российскими, но они намного острее и поэтому, не так закамуфлированы и разбираясь с украинскими вопросами, лучше начинаешь понимать свои. Во вторых, нужно сказать сразу, что проект «Ангара» во многом задуман, для обретения России военно-космического суверенитета. Не трудно догадаться, на какой стране более всего завязана российская ракетно-космическая индустрия. И согласитесь, что безопасность нашего государства не должна зависеть от украинской политической конъюнктуры. Теперь уже, даже самая благоприятная политическая и экономическая ситуация на Украине не способна спасти её космическую промышленность, она обречена. Тут вопрос сугубо производственно-технический. Запуск «Ангары» включил таймер обратного отсчета на гибель украинского Космоса. Так что, политические и экономические моменты мы опускаем за рамки нашей статьи и приступаем вплотную к "разбору полетов" украинских ракет.

"Ангара": триумф или забвение. Часть 1



И действительно, на первый взгляд, положение дел в украинском ракетостроении выглядит просто шикарно. Судите сами, Украина входит в пятерку ведущих стран мира по достижениям в космической сфере. Потенциал страны в лице Южного машиностроительного завода дает возможность ежегодно обеспечивать до 10% мировых пусковых услуг. Космическая отрасль Украины обладает полным научно-техническим комплексом по созданию средств выведения (ракет-носителей) и космических аппаратов. Это позволяет стране осуществлять космические пуски собственных спутников на своих ракетах-носителях. Примером может служить запуски национальных спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ)"Сiч-1М" в 2004 г. и "Сiч-2" в 2011 г., которые были осуществлены с помощью ракет-носителей изготовленных на Украине (РН "Циклон-3" и РН "Днепр"). Активно ведется программа по изготовлению и запуску первого телекоммуникационного спутника "Лыбидь", а сам запуск планируется провести на, опять-таки, украинском ракетоносителе "Зенит". Сегодня Украина является участником таких крупномасштабных проектов:

— "Морской старт" (США, Россия, Норвегия, Украина);
— "Днепр" (Россия, Украина, Казахстан);
— "Вега" (ЕС, Украина);
— "Наземный старт" (Россия, Украина, США);
— "Циклон-4" (Бразилия, Украина).

Картина просто идеалистическая! Теперь разберемся с этим полотном более тщательно. Начнем с линеек трех украинских ракет-носителей : "Зенит", "Циклон" и "Днепр". Все эти ракеты — детища советского космопрома, осколки некогда сверхмощной военно-космической индустрии Советского Союза. На момент его распада выпускали и обслуживали вышеупомянутые аппараты, специалисты из Днепропетровского Южного машиностроительного завода. Неудивительно, что руководители "самостийного" Укркосмоса решили развивать коммерческие проекты на основе именно этих ракет.

Повествование начнем с самого удачного — ракеты-носителя "Зенит". Эта ракета является гордостью "Южмаша" и советской космической промышленности. "Зенит" был спроектирован и построен в рамках программы строительства ракетоносителей сверхтяжелого класса "Энергия" и "Вулкан". Эти колоссы при определенной компоновке модулей ракет могли вывезти на опорную орбиту Земли до 200т полезного груза, в том числе всем известный корабль многоразового использования "Буран". Первая ступень "Зенита" (до 8 шт.), как раз и была тем модулем для этих гигантов, но и сам "Зенит", как автономный и универсальный ракета-носитель, способен выводить на низкую околоземную орбиту грузы и пилотируемые корабли массой до 15 т. Он зарекомендовал себя выше всяких похвал и может дать фору любому носителю в нише ракет среднего класса, и вот почему: "Зенит" держит первенство по показателю отношения массы полезного груза к массе ракеты, что согласитесь, немаловажно для коммерческих пусков, правда, американская ракета из серии "Фолкен" пытается это оспорить, но это будет пиррова победа, впрочем, мы к "Фолкенам" еще вернемся.

На этой ракете стоит самый мощный в мире жидкостно-реактивный двигатель РД-170(171) из когда-либо созданных, даже двигатель для «лунной» ракеты фон Брауна (самая большая и мощная в мире) "Сатурн-5", не дотягивал до этого двигателя.

Наконец, ЖРД всех ступеней "Зенита" работают на безопасном и экологически чистом топливе — керосине.

А вот теперь сказка для наших украинских коллег, к сожалению, заканчивается. Как известно, Украина участвует в проекте "Морской старт", где выше упомянутая ракета морем доставляется на плавучий космодром, расположенный на экваторе. Идея экваториального пуска очень проста. С точки зрения небесной механики запуск ракет с экватора оптимален потому, что там можно максимально эффективно использовать скорость вращения Земли. К этому можно добавить выигрыш в логистике, как известно, морской транспорт самый дешевый. Не удивительно, что норвежская судостроительная компания Aker Kvaerner, имеющая отношение к космосу как папуас к айсбергу, хапнула целых 20% акций консорциума, остальные акции были распределены следующим образом: дочернее предприятие корпорации "Боинг", фирма BCSC, получила 40%, РКК "Энергия" — 25%, ПО "Южмаш" — 10%, КБ "Южное" — 5% акций.

22 июня 2009 года компания объявила о своем банкротстве. «Реорганизация, в соответствии с главой 11 Кодекса США о банкротстве, дает нам возможность продолжить свою деятельность и сконцентрировать усилия на разработке планов нашего дальнейшего развития» — заверила компания своих акционеров. И действительно, 1 апреля 2010года совет директоров консорциума принял решение отдать Ракетно-космической корпорации «Энергия» главную роль в проекте «Морской старт». А в конце июля того же года, по решению суда «Энергия Оверсайс Лимитед», являющаяся дочерней компанией корпорации «Энергия», получила 95% акций консорциума «Морской старт», Boeing — 3% и Aker Solutions — 2%. И еще, совет директоров объявил о начале разработки проекта по перенесению порта базирования и наземной инфраструктуры из Лос-Анджелеса в Советскую Гавань.

Складывается впечатление, что про наших украинских друзей просто забыли. Но дело тут не в «забывчивости» компаньонов, которые объегорили «украинских хлопцев». Ситуация так сложилась по не зависящим от украинской стороны причинам. Дело в том, что Украина технически, производственно и тем более финансово не может влиять на этот проект, и вот почему.

Как сказано выше, ракеты-носители производятся на «Южмаше», но около 70% комплектующих поставляют российские предприятия, причем это самые важные комплектующие. Достаточно назвать такую «детальку» как уже упомянутый маршевый двигатель первой ступени РД-171, двигатели второй и третьей ступени, разгонный блок и многое другое. Что мог всему этому противопоставить «Южмаш»? Разве что крупнейший в мире цех, специально построенный под сборку этих ракет, их диаметр (3,9 м) великоват для аппаратов такого класса. Интересно было наблюдать за растерянной физиономией Коломойского, посетившего этот цех. Он напоминал Кису Воробьянинова, бродившего вокруг Клуба железнодорожников. Вот оно, сокровище, а как его унести или хотя бы урвать кусок, это «достойнейшее» дитя Сиона сообразить не могло.

Выявилась еще одна проблема. Дело в том, что была явно переоценена морская логистика этого проекта, ведь до моря нужно было еще добраться. Представьте себе: вначале сухопутный трафик, потом погрузка изделия в черноморском порту, далее Босфор, Дарданеллы, Суэцкий канал, а то и в обход Африки. Вместо одной погрузки-разгрузки — две. В идеале завод должен быть расположен где-нибудь на океанском побережье. Так что «Южмаш» никак не мог влиять на политику консорциума, как не может диктовать свои условия концерну «Сони» их сборочный завод, расположенный где-нибудь на Филиппинах, да еще и не в удобном месте. «Маркетинговая» схема украинских ракетостроителей до боли примитивна, выполнил заказ, получил деньги и… «почти 70%-й износ основных средств производства», как пожаловался в интервью генеральный директор заводчан В. А. Щеголь. И вы сами понимаете, что никакие «коломойские» обновлять производственные фонды не собираются. Сразу вспоминается циничный метод жадных немецких крестьян. Когда лошадь заболевала, то крестьянин переставал ее кормить. Бессмысленно, перевод фуража, все равно пойдет на убой, а так еще поработает немного на хозяина, но происходило чудо — несчастное животное, лечимое голодом, выздоравливало. Этот опыт немецкий скотовод перенес на людей. В итоге возник известный метод лечения по Шроту (фамилия крестьянина — «новатора»). Так и производственно-станочный парк «Южмаша» напоминает эту голодную, больную лошадь, только с одним отличием, шансов избежать скотобойни у нее НЕТ.

Нужно еще учесть тот факт, что сборка этих ракет приносит львиную долю дохода для днепропетровских ракетостроителей, например, в 2012 году она составляла 81,3%. Возвращаясь к «Морскому старту», стоит отметить, что консорциум учел опыт не совсем удачной морской логистики проекта и благоразумно решил подстраховаться. Был запущен «зеркальный» проект «Наземный старт», который использовал инфраструктуру бывшего Советского Союза. Ракеты по железной дороге без каких-либо промежуточных перегрузок везли прямо на Байконур. Красноярский завод «Красмаш» изготовил разгонный блок третьей ступени, адаптированный к «байконурской широте», и проект заработал. В настоящее время произведено уже 6 пусков, все удачные. Что касается «Морского старта», то на 31 мая 2014 года было произведено 36 запусков — 32 успешных, 1 частично успешный, 3 неудачных.

Хочется немного сказать о менее удачном украинском проекте — «Циклон-4». Реализация этого совместного с Бразилией проекта началась еще в 2003 году. Первый пуск с бразильского космодрома Алкантара должен был состояться не позднее 30 ноября 2006 года. В дальнейшем пуск многократно переносили, был обозначен 2007 год, потом запуск был перенесен на 2012 год. Полная стоимость Проекта оценивалась в $488 млн. Украинская сторона вложила в него по разным оценкам $ 100-150 млн., а в августе 2011 года правительство Украины дало гарантии для привлечения $260 млн. кредита для окончательной реализации проекта. Была озвучена новая дата пуска — 15 ноября 2013 года, а в апреле того же года был объявлен «окончательный срок» запуска, который планируется на ноябрь-декабрь 2014 года.

Комментарии тут неуместны. Скажу только, что к украинскому космосу мы обязательно вернемся, в частности, будем рассматривать ракеты «Днепр» и «Циклон», и особенно нас будут интересовать их военные прототипы.

Забегая вперед, скажу, что нам потом станет понятно, почему эти ракеты обречены.
Автор: Никадонов Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 40
  1. AYUJAK 1 сентября 2014 10:24
    Спасибо! Интересная статья.
    1. MooH 1 сентября 2014 19:30
      Написал чушь, просьба к модератору - удалить пост.
      1. Sheremetev 1 сентября 2014 19:58
        Аргументируйте,пожалуйста.
        Sheremetev
        1. Касым 1 сентября 2014 20:55
          Казахстан проявил интерес к Зениту после решения перенести стартовый комплекс Ангары в Восточный. Были договоренности РФ+РК+РУ по Зениту. Но видимо Украина отпала, а проект работает. Насколько знаю, РК примет участие в модернизации и ремонте стартовой площадки Зенита, а также оформит заказ на несколько ракетоносителей. Так же примет участие в сборке ракеты на Байконуре. То есть РК выделяет деньги на это. hi
          1. Sheremetev 1 сентября 2014 21:17
            "Зенит" - очень хорошая ракета. Очень будет жаль, если мы её потеряем, так что Назарбаев молодец. Я уже не беру тот аспект, "Зенит"- керосиновая ракета, а тот же "Днепр" , который взлетает с Байконура- "гептиловый". Экологию нужно чтить.
            Sheremetev
            1. Касым 2 сентября 2014 01:41
              Сергей, так то главная причина. Хотели Ангарой гептиловый Протон заменить, но так как не получилось, решили Зенитом занятся. Но дальнейшей инфармацией не располагаю. Но то, что тратится на Байконур будет и Казахстан это факт. hi
              1. Sheremetev 2 сентября 2014 09:55
                Да, всё логично. Тем более "Зенит" с Байконура уже взлетал, а вот на счет "Ангары", я так понял, что Россия хочет чтобы "Ангара" стартовала только с отечественных площадок, в частности - Плесецк и Восточный.
                Sheremetev
        2. MooH 1 сентября 2014 23:58
          Цитата: Sheremetev
          Аргументируйте,пожалуйста.

          Что аргументировать? Я случайно бредовый комент написал. Кнопка удалить не сработала. Отредактировал пост. Попросил модератора удалить. За что-то минусов наставили. Так понятно?
  2. не важно, кто я 1 сентября 2014 10:58
    А правду говорят украинцы, что "Булава" на 80% украинская?
    1. Горный стрелок 1 сентября 2014 17:15
      Да чья бы не была, ее с вооружения снимут. Есть чем заменить.
    2. Pilat2009 1 сентября 2014 17:28
      Цитата: не важно, кто я
      А правду говорят украинцы, что "Булава" на 80% украинская?

      Ну и чего там украинского?Система управления наша и корпус наш.Боеголовка тоже
      Цитата: Горный стрелок
      Есть чем заменить.

      Чем?Пять лодок делают под эту ракету
      1. Касым 1 сентября 2014 21:09
        Так Булаву только на вооружение приняли. Твердотопливная , трехступенчатая ракета для АПЛ. Разработчик - МИТ (Москва), ген. констр. Ю.Соломонов, производитель - ФГУП "Воткинский завод" (там "Тополя" собирают). Так что украинского там ничего нет. Жалко макеевцев - их тема (РСМ50,РСМ52,РСМ54; жидкостные). Но насколько знаю, они без работы не останутся.
  3. Curt 1 сентября 2014 11:02
    Спасибо за труд, жду продолжения)
  4. Днестр 1 сентября 2014 11:07
    Нам (России) то же стоило бы присмотреться к Алькантаре ! И чтобы мы могли делать свои запуски и с Алькантары и с Куру(Французская Гвиана)!
    1. ЗубореЗ 1 сентября 2014 11:28
      Хруничев свои Протоны с Куру вроде запускал раньше(как сейчас не знаю).Там выигрыш в полезной нагрузке немаленький относительно Байконура.
      1. Колесо 1 сентября 2014 13:36
        Цитата: ЗубореЗ
        Хруничев свои Протоны с Куру вроде запускал раньше(как сейчас не знаю).Там выигрыш в полезной нагрузке немаленький относительно Байконура.

        С какого Куру?
        В этом самом Куру кто-то построил стартовый комплекс для Протона со всей инфраструктурой? belay
      2. Pilat2009 1 сентября 2014 17:31
        Цитата: ЗубореЗ
        Хруничев свои Протоны с Куру вроде запускал раньше

        С Куру сейчас Союзы запускают.с Евроспутниками
        Спец построили стартовый комплекс.Все пуски удачны кроме последнего-недавно косяк вышел
      3. RAYS 1 сентября 2014 21:46
        Коллеги. Не знаете - не комментируйте. С Куру Протоны не запскали.
        RAYS
  5. chunga-changa 1 сентября 2014 11:26
    А причём тут "Ангара"? Но за статью спасибо.
    1. Jurkovs 1 сентября 2014 12:55
      Видимо намек на то, что Ангару сразу разрабатывали и с учетом Морского старта. Так сказать унификация по всем направлениям.
      1. RAYS 1 сентября 2014 21:48
        Опять лажа: Морской старт делался под ЗЕНИТ.
        RAYS
    2. Sheremetev 1 сентября 2014 14:02
      Статья большая,в ней 12 глав,читая последующие вы все поймете.
      Sheremetev
      1. шизофреник 1 сентября 2014 14:51
        Цитата: Sheremetev
        Статья большая,в ней 12 глав

        Заинтересовали drinks .
  6. rubin6286 1 сентября 2014 12:41
    Название статьи совершенно не совпадает с ее содержанием, по крайней мере, в первой ее части.
    Осуществляя долгосрочные научные и военные программы, ни одна страна не делает ставку на "политически и экономически неустойчивых" партнеров. Став "незалежной", Украина всячески открещивалась от сотрудничества с Россией в ракетно-космической сфере. Полный развал экономики практически "похоронил" украинский космос.Что касается проекта "Ангара", то Украина не имеет к нему никакого отношения. Создание принципиально нового ракетного комплекса было начато на космодроме "Плесецк" в начале 80-х годов и в нынешнем году был успешно осуществлен запуск "легкого" варианта этой ракеты-носителя.На очереди запуски "среднего" и "тяжелого" варианта. Успешно возводится космодром "Восточный", на котором также будет осуществляться запуск ракет типа "Ангара". Речь не идет сейчас о каком-то триумфе российского ракетостроения, т.к производственная база страны позволяла создавать такие ракеты еще в конце 70-х - начале 80-х годов, но необходимости в этом не было. Вывод на орбиту космических аппаратов различного назначения успешно и с наименьшими затратами осуществлялся ракетами, разработанными ранее в КБ Королева,Янгеля и др., в достаточном количестве имевшимися в арсеналах. Современная программа исследования космоса является более сложной и предусматривает вывод на орбиту спутников,орбитальных станций и космических кораблей значительно большей массы,для чего потребовался новый носитель. Им и является ракета "Ангара". Ни о каком забвении этого проекта и речи быть не может. Здесь все идет по плану.
    1. Комментарий был удален.
    2. Sheremetev 1 сентября 2014 14:06
      Это всего лишь первая глава,всего 12, прочитав их вы все поймете и мне будет приятно с вами пообщаться.
      Sheremetev
    3. RAYS 1 сентября 2014 21:53
      Статья квалифицированная и Ваш комментарий вызвает уважение, какое всегда вызывает мнение знающего человека. Спасибо.
      RAYS
      1. Sheremetev 1 сентября 2014 22:25
        Спасибо за лестный отзыв!
        Sheremetev
  7. Alex882010 1 сентября 2014 16:28
    Спасибо! Интересная статья.
  8. слепой 1 сентября 2014 17:11
    мне кажется что все эти поэкты не совсем живучие по причине мультинационального управления. сейчас матрасники нагнут европейцев с санкциями до такой степени что нам придется разрывать сотрудничество и в этой области и кто тогда будет пользоватся плодами проэктов? думаю нужно вкладыватся в свою базу
  9. rozowik 1 сентября 2014 17:55
    Ждём продолжения!
    1. Sheremetev 1 сентября 2014 17:59
      Все готово и отправлено,все зависит от модераторов.
      Sheremetev
  10. itr 1 сентября 2014 18:59
    Ну и России пока нечем гордиться летает советское оборудование
    itr
    1. Sheremetev 1 сентября 2014 21:00
      Да, Советский Союз, спасибо ему, оставил нам колоссальный потенциал, но мы его почти уже разбазарили. Надеюсь, будем опять отрываться - к этому всё идёт.
      Sheremetev
  11. не важно, кто я 1 сентября 2014 21:00
    Интересно, насколько велика роль Украины в проекте ракеты Vega? Ракета, как говорят европейцы, экологичнее и призвана заменить Протоны на мировом рынке
    1. Sheremetev 1 сентября 2014 23:04
      "Вега" ни в коем случае "Протон" не заменит. "Вега" - ракета легкого класса (до 2т на опорную орбиту), а "Протон", соответственно до 20т. Но проект интересный. Дело в том, что сама "Вега" твердотопливная, а четвертая ступень (разгонный блок) - с ЖРД. Вот его и поставляют украинские специалисты. По поводу вклада украинцев, судите сами: хоть это один из четырёх двигателей, но пожалуй самый важный. Дело в том, что твердотопливный двигатель хоть и дешевый, но маневрировать на орбите он не может, а вот ЖРД на гептиле может бесконечно много раз включаться-выключаться, тем более, когда на орбиту нужно вывести несколько спутников и у каждого индивидуальная орбита. Одним словом, удачный двигатель ( с баллистической ракеты "Сатана") и проект удачный.
      Sheremetev
  12. xomaNN 1 сентября 2014 22:34
    Задел статей интересный. Так как я был винтиком еще в советском аэрокосмическом производстве на Украине, жду продолжения.
  13. кот бегемот 2 сентября 2014 01:05
    Спасибо, статья интересная, жаль только одно, в Южмаше достаточно большие мощности и обученный персонал, которые могли работать в кооперации. Теперь все это накроется медным тазом, а жаль туда во времена СССР были вложены средства. А как скакали , как скакали и все прое..ли.
  14. nvn_co 5 сентября 2014 12:18
    Прочитав 4 часть, вернулся и начал сначала. Вы знаете на многое открылись глаза!!! Спасибо автору, если бы была возможность поставить десять плюсов, поставил бы без сомнения. Много интересного и самое главное в тему. Давно таких толковых статей не читал. Спасибо!
    1. Sheremetev 5 сентября 2014 18:21
      Спасибо,очень приятно,значит не зря трудился.
      Sheremetev
  15. Тишка 26 сентября 2014 02:04
    Прочитал все части, интересная подборка материала! Но сразу возникает вопрос, как после атомного удара, подвезти к шахтам жидкий кислород, в плане размещения "Ангары" в шахтах стратегических ракет! Там такое месиво будет, дороги разбиты, инфраструктура нарушена, да и в месте ядерного взрыва, температура как на солнце, песок спекается, все емкости зарывать в землю, и достаточно глубоко, да и заправка, это не 10 минут! "Ангара", устарела лет на 20, да и мы не на экваторе живем, а все топчемся вокруг Королевской семерки, ничего нового не придумали! Да, была идея, опускать части "Ангары", на крыльях. как самолет, на ВВП, но дальше идеи не шагнули, да и двигатели отработали свой ресурс, только как лом можно использовать! По поводу "Бурана", и "Спирали", не согласен, это не тупиковая ветвь, по крайней мере, многоразовый корабль, это уже хорошо! Но была еще идея 50, когда запуск корабля производится с самолета, на высоте 35-40 километров отделяется разгонный блок, с космическим кораблем, а самолет возвращается на аэродром, Что сейчас и пытаются построить на Западе, и насколько мне известно, вполне успешно. Не нужны стартовые столы, и при определенных условиях. можно подобраться поближе к экватору, для увеличения выводимой на орбиту нагрузки. Так что, может быть стоит попробовать и другие варианты, а не опираться на старые разработки!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня