"Ангара": триумф или забвение. Часть 3

Принципы конструирования

Теперь становится понятно, почему на долгие годы абсолютную монополию по доставке астронавтов на МКС получил космический корабль «Союз» — легендарная «королевская семерка». Трудно подобрать эпитеты для этого корабля. «Союз» — это «космический Калашников», «орбитальный Т-34».

"Ангара": триумф или забвение. Часть 3



Сочетание таких качеств как феноменальная простота (производство, обслуживание, эксплуатация), громадный диапазон функциональности, надежность, безопасность, сотворило из «Семерки» космический корабль №1 за всю историю мировой космонавтики. На примере Р-7 американским визави не мешало бы поучиться тому, как изначально заложенные правильные принципы конструирования этой ракеты смогли обеспечить ей фантастическое (даже не по космическим меркам) долголетие. Р-7 «Союз» радует нас своими полетами вот уже 57 лет! И предела этому «аридову веку» я не вижу.

В последующих главах мы будем разбираться, как ракета «Ангара», словно ее тезка-река своими бурными водами, поглотит большинство семейств ракет-носителей, как в мире, так и в России. Особенно это касается тех ракет, которые будут пытаться «плавать в неспокойных водах рыночной экономики». Причем «в зону затопления» попадают носители сверхлегкого, легкого, среднего и тяжелого класса.

Однако «Ангара» и близко не подойдет к «Союзу». «Семерка» заняла такую нишу, что выкорчевать ее оттуда (в далеком будущем) сможет разве что корабль, сошедший со страниц научной фантастики. В чем же заключается феномен творения Сергея Павловича? Королев, как продолжатель великой русской конструкторской школы, неизменно соблюдал основной постулат созидателя-конструктора, из которого вытекали все последующие принципы конструирования. Этот постулат приписывается отцу легендарной «тридцатьчетверки» Михаилу Ильичу Кошкину. Он звучит примерно так: и дурак может создать сложную конструкцию, гениальный же ученый обязан создать максимально ПРОСТУЮ конструкцию, которая в итоге станет максимально ЭФФЕКТИВНОЙ.

Все элементарно. Простая конструкция дает возможность упростить ее производство, то есть внедрить недорогие, малоэнергозатратные методы производства ее составных частей. Добавим к этому возможность единовременного привлечения большого числа низкоквалифицированной рабочей силы, которая не нуждается в заоблачных зарплатах и необходимости создания учебных заведений. Это, в свою очередь, ведет к резкому увеличению единиц выпускаемой продукции и наоборот, уменьшению временных затрат на ее создание. А время, как вы знаете, это деньги.

Таким образом, выпускаемая единица техники получается с большим конструктивно-технологическим резервом. Этим резервом можно воспользоваться по-разному, например, сделать функциональную модификацию. На примере истребителя Як-9 это отчетливо просматривается. Этот истребитель претерпел 15 модификаций (причем они выпускались серийно).

Действительно, зачем нужно создавать ближний бомбардировщик, высотный перехватчик, истребитель танков (с 45-мм пушкой), когда можно функционально модифицировать имеющийся истребитель с имеющимся конструктивным резервом? Вследствие этого самолет и комплектующие выпускаются еще большей серией и, естественно, за еще меньшую цену.

Теоретически этот процесс бесконечен, а на практике это выглядело примерно так: зажиточный колхозник-пчеловод продает 70 кг меда и бежит на завод покупать сыну-летчику Як-9, потому что имеющийся, по его мнению, «прохудился».
Автор: Никадонов Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. A1L9E4K9S 4 сентября 2014 11:40
    Союз Королёва,как говорят,всё гениальное просто.
  2. tolancop 4 сентября 2014 13:12
    8 абзацев практически ни о чем. Зачем было создавать отдельную часть, которая на 90% посвящена "Союзу". Заслуженный корабль, слов нет. Про "Ангару тоже написано. Но только то, что она к королевской Р-7 не приблизится.
    1. Sheremetev 4 сентября 2014 14:32
      Цитата: tolancop
      8 абзацев практически ни о чем. Зачем было создавать отдельную часть, которая на 90% посвящена "Союзу". Заслуженный корабль, слов нет. Про "Ангару тоже написано. Но только то, что она к королевской Р-7 не приблизится.

      Так получилось-пришлось делить,не влезла вся статья в одну публикацию,сейчас буду думать,как объединить остальные.
      Sheremetev
  3. opus 4 сентября 2014 14:21
    Цитата: Автор Никадонов Сергей
    На примере Р-7 американским визави не мешало бы поучиться тому, как изначально заложенные правильные принципы конструирования этой ракеты смогли обеспечить ей фантастическое (даже не по космическим меркам) долголетие. Р-7 «Союз» радует нас своими полетами вот уже 57 лет!

    Так для справки автору (из люьимой им Вики):
    1.«Атлас» — семейство американских ракет-носителей для запуска военных и коммерческих полезных нагрузок, разработанных на базе первой американской МБР «Атлас», поступившей на вооружение США в конце 1950-х годов.
    1.2.1 Atlas-A (XSM-65A) ICBM[8] 1957-58 гг.
    1.2.2 Atlas-B (XSM-65B) ICBM[10] 1958-59 гг.
    1.2.3 Atlas-C (XSM-65C) ICBM[12] 1958-59 гг.
    1.2.4 Atlas-D (SM-65D / CGM-16D) ICBM[14] 1959-67 гг.
    1.2.5 Atlas-E (SM-65E / CGM-16E) ICBM[25] 1960-95 гг.
    1.2.6 Atlas-F (SM-65F / HGM-16F) ICBM[26] 1961-81 гг.
    1.2.7 Atlas-Vega
    1.2.8 Atlas-Able (Атлас-Эйбл) 1959-60 гг.
    1.2.9 SLV-3 Atlas
    1.2.10 Atlas-Agena
    1.2.11 Atlas-Centaur
    1.2.11.1 Atlas Centaur/LV-3C
    1.2.11.2 Atlas Centaur/SLV-3C
    1.2.11.3 Atlas Centaur SLV-3D
    1.2.12 Atlas-H MSD[29] 1983-87 гг.
    1.2.13 Atlas-G Centaur-D1AR 1984-89 гг.
    1.3 Современные «Атласы»
    1.3.1 Atlas II
    1.3.1.1 Atlas IIA
    1.3.1.2 Atlas IIAS
    1.3.2 Atlas III
    1.3.2.1 Atlas IIIA
    1.3.2.2 Atlas IIIB
    1.3.3 Atlas V
    1.3.3.1 Atlas V Heavy

    Более 300 запусков «Атласов» было совершено с базы ВВС США на мысе Канаверал во Флориде и 285 с авиабазы Ванденберг в Калифорнии.
    более 300+285= около 600 .Что тоже не плохой результат
    В августе 2011 года «Боинг» объявил о выборе Атлас V в качестве носителя для разрабатываемого корабля CST-10- будет жить и дальше
    И хотя (пока еще до CST) не сертифицирована для пилотируемых полетов: надежность,"простота" говорит о многом.
    Цитата: Автор Никадонов Сергей
    Однако «Ангара» и близко не подойдет к «Союзу»

    Она(Ангара) и не "может " подойти!
    1.Ангара создана на замену ПРОТОНА(экология и себестоимость,относительная правда,протон всеже прямые затраты дешевлееесли не бпрать экологию)
    2.Ангара НЕ СЕРТИФИЦИРОВАНА для пилотируемых полетов и НЕ БУДЕТ сертифицирована
    О каких "подходах " может идти речь?
    Если же говорить о ПН (впервые за много лет создана новая универсальная ракета-носитель, способная в различной компоновке выводить на орбиту грузы массой от 1,5 до 35 тонн),себестоимости пуска:
    АНГАРА =По оценкам экспертов, в полном обвесе(35 тонн?) каждый ракетоноситель будет обходится в 3,5 млрд рублей.
    Стоимость пуска ракеты-носителя "Союз-2.1б" с космическим аппаратом для Минобороны РФ составила 10 млрд рублей ...
    1. Алексaндр 4 сентября 2014 15:00
      Ангара не только на замену протону идет.
      Алексaндр
      1. opus 4 сентября 2014 16:15
        Цитата: Алексaндр
        Ангара не только на замену протону идет.

        пока только на замену Протона.Приведенные рисунки -лишь плод : возможно потом.
        Дело далекого будущего

        1.Не сертифицирована
        -способность ракеты-носителя уйти со старта даже при отказе одного из двигателей.
        -обеспечение продолжения полёта в случае отказа одного из двигателей.
        -особая траектория выведения (которая должна обеспечить перегрузку на экипаж не более 12 g для любого момента аварийного прекращения полёта) и наличие системы аварийного спасения (САС)


        Ангара-1.2ПП имеет ОДИН маршевый ЖРД РД-191


        2.Выбор двигателя 1-й ступени (РД-171) позволял использовать для запуска стартовые комплексы РН Зенит. РН "зенит", СК аналог РН Зенит и РД-171,РД-191 не использовались,не предназначены и не сертифицированы для пилотируемых пусков

        3. в «УРМ-1» использовался ранее не летавший, более мощный двигатель «РД-191».
  4. Алексaндр 4 сентября 2014 14:59
    Автор слишком много вольностей допускает статье - "возможность единовременного привлечения большого числа низкоквалифицированной рабочей силы, которая не нуждается в заоблачных зарплатах и необходимости создания учебных заведений." в ракетной промышленности?!! Вы в своем уме? "Однако «Ангара» и близко не подойдет к «Союзу» - так и не обосновали почему?
    Алексaндр
  5. Зэ Кот 4 сентября 2014 23:36
    Как бы не были просты конструкции советских ракет, так все равно умудряются собрать не так, как в схеме нарисовано ...
  6. 11111mail.ru 5 сентября 2014 05:43
    зажиточный колхозник-пчеловод продает 70 кг меда и бежит на завод покупать сыну-летчику Як-9, потому что имеющийся, по его мнению, «прохудился».

    Что-то сомнение берет про сопоставимость цены самолета с 70 кг. меда...
    http://modernlib.ru/books/evgeniy_podrepniy/reaktivniy_proriv_stalina/read/
    "...а себестоимость самолета Як-9В превысила плановую на 51 тыс. рублей...".
    11111mail.ru
  7. MolGro 5 сентября 2014 08:37
    главное правило Русских конструкторов "делай просто и красиво !"

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня