Потери ВВС Украины: жаркий август

Завершился август, закончилось лето, но война в Новороссии не прекращается. Продолжают звучать выстрелы, вновь падают бомбы и гибнут люди. Тем не менее, ополчение (с некоторых пор его с полным правом можно назвать армией) Луганской и Донецкой народных республик успешно обороняется от атак противника и даже перехватывает инициативу. Кроме того, свою успешную работу продолжает противовоздушная оборона ополчения. Бойцы этих формирований уже нанесли ощутимый ущерб ВВС Украине, который мы изучали ранее, и продолжают делать свое дело. Рассмотрим успехи ПВО Новороссии за прошедший август.




Как и в прошлые разы, основным источником информации будет сервис Aviation Safety Network. Напомним, целью этого проекта является сбор и обработка информации обо всех авиационных происшествиях в мире. После появления первой информации инцидент попадает в базу данных ASN Aviation Safety Wikibase, которую могут редактировать все желающие. Происшествия, упомянутые не менее чем в трех источниках, заносятся в основную базу данных ASN Aviation Safety Database. Таким образом, сервис фактически собирает все опубликованные данные об авиационных происшествиях и проверяет их на достоверность.

Интересен тот факт, что в течение августа в основной базе ASN Aviation Safety Database не появилось ни одной записи с желто-голубым флажком. Последняя запись о потерях самолетов на территории Украины описывает уничтожение самолета Ан-2Т на стоянке аэродрома Тарасовка 17 июля. После этого новые «украинские» записи в базу данных не добавлялись.

Тем не менее, ВВС Украины продолжают нести потери, хотя все факты уничтожения авиационной техники попадают только во вспомогательную базу ASN Aviation Safety Wikibase. За август этот список пополнился следующими записями.

1 августа рядом с городом Шахтерск был сбит беспилотный летательный аппарат Ту-143 «Рейс» (б/н «644 синий»). Этот инцидент уже упоминался в прошлой статье. Напомним, украинские источники утверждали, что аппарат был сбит при помощи зенитной ракеты комплекса «Бук», но отсутствие серьезных повреждений заставляет сомневаться в этой версии. Вполне возможно, что из-за неправильной программы полета БПЛА «Рейс» произвел посадку на территории, неконтролируемой украинскими военными, и стал трофеем ополченцев.

7 августа недалеко от г. Енакиево (ДНР) был сбит истребитель МиГ-29 (б/н «02 синий»), принадлежавший ВВС Украины. Согласно опубликованным данным, самолет был сбит вблизи от места крушения малазийского «Боинга» во время боевого вылета. Попадание зенитной ракеты разрушило истребитель. Пилот успешно катапультировался. Сообщалось о проведении поисково-спасательной операции.

В тот же день недалеко от кургана Саур-Могила (ДНР) был подбит вертолет Ми-8, якобы выполнявший санитарную миссию. Поврежденная машина совершила вынужденную посадку. На борту вертолета находились три летчика, получившие ранения. По некоторым данным, вертолет получил повреждения, но может быть отремонтирован.

17 августа недалеко от г. Краснодон (ЛНР) второй раз за месяц был сбит истребитель МиГ-29 (б/н «53 белый»), выполнявший боевой вылет. Пилоту удалось катапультироваться, самолет упал на землю и полностью сгорел.

18 августа на территории ДНР был уничтожен вертолет Ми-8МТ (б/н «62 желтый»). Машина выполняла вылет (цели неизвестны), в ходе которого была подбита огнем с земли. Вертолет получил серьезные повреждения и не подлежит восстановлению, однако экипажу удалось покинуть его и вернуться на свою базу.

19 августа так же над ДНР был сбит еще один Ми-8. Машина уничтожена и восстановлению не подлежит. Точные данные об экипаже отсутствуют, но известно, что несколько летчиков получили ранения и были отправлены в госпиталь. По некоторым данным, в экипаже сбитого вертолета были пилоты, днем ранее управлявшие сбитым Ми-8МТ.

20 августа возле поселка Новосветловка (ЛНР) огнем с земли был сбит бомбардировщик Су-24М. Следует отметить, в первых сообщениях утверждалось, что противовоздушной обороне ополченцев Луганской народной республики удалось сбить штурмовик Су-25, однако позже появились новые сведения о сбитом самолете. Два украинских пилота катапультировались.

В тот же день, 20 августа, луганские ополченцы сбили вертолет Ми-24, выполнявший боевой вылет. Сообщалось, что для уничтожения машины использовался переносной зенитный ракетный комплекс. Подбитый вертолет рухнул на землю.

Так же 20 августа недалеко от поселка Георгиевка (ЛНР) упал еще один вертолет – Ми-24ВП (б/н «09 желтый»). Для уничтожения вертолета ополченцы тоже использовали ПЗРК. Следует отметить, в базе данных ASN Aviation Safety Wikibase нет точных данных о потерях среди пилотов в двух крушениях вертолетов Ми-24 20 августа. Согласно базе, экипаж одной из машин погиб. Сведения о судьбе двух других летчиков сначала отсутствовали, но позже выяснилось, что они смогли дотянуть до территории, контролируемой украинскими войсками и совершить вынужденную посадку.


29 августа ополченцы Новороссии сообщили о своем новом рекорде. За один день, как утверждалось, им удалось сбить сразу четыре штурмовика Су-25. Подобные заявления не остались без внимания руководства т.н. антитеррористической операции. По данным официального Киева, был сбит только один самолет, причем он был уничтожен российским ЗРК. Летчик катапультировался и вскоре вернулся на базу.

Подведем итоги августовской работы ПВО Новороссии. Список украинских летательных аппаратов, сбитых за месяц, выглядит так:
- до 4 штурмовиков Су-25;
- 3 вертолета Ми-8;
- 2 истребителя МиГ-29;
- 2 вертолета Ми-24;
- 1 БПЛА Ту-143 «Рейс»;
- 1 бомбардировщик Су-24М.

Важно, что все эти летательные аппараты, за исключением одного вертолета Ми-8, подбитого возле Саур-Могилы, не подлежат восстановлению. Это означает, что ВВС Украины вновь понесли достаточно крупные безвозвратные потери, в очередной раз ухудшающие и без того не слишком хорошее состояние парка техники. Тем не менее, руководство «антитеррористической операции» не считается с потерями самолетов, вертолетов и летчиков, продолжая отправлять их на задания. Ополченцы тем временем получили в свое распоряжение достаточное количество зенитного оружия, чтобы любой боевой вылет украинского самолета или вертолета мог оказаться для него последним.

С учетом августовских успехов ополчения общий список безвозвратно потерянной техники ВВС Украины, составленный на основании баз данных Aviation Safety Network, выглядит следующим образом (без разделения техники по модификациям):
- 13 штурмовиков Су-25;
- 7 боевых вертолетов Ми-24;
- 5 многоцелевых вертолетов Ми-8;
- 2 фронтовых бомбардировщика Су-24;
- 2 истребителя МиГ-29;
- 1 разведывательный самолет Ан-30;
- 1 военно-транспортный самолет Ил-76МД;
- 1 военно-транспортный самолет Ан-26;
- 1 БПЛА Ту-143 «Рейс».

Итого, 33 самолета и вертолета были сбиты, упали на землю и не подлежат восстановлению. В свете информации о состоянии ВВС Украины, появившейся несколько месяцев назад, ситуация с каждой неделей выглядит все хуже и хуже.

Следует отметить, что последний месяц лета стал по-настоящему «жарким». В течение августа ВВС Украины понесли наибольшие в количественном отношении потери с начала «антитеррористической операции». Распределение безвозвратных потерь по месяцам выглядит так:
- апрель: сбит 1 вертолет Ми-8;
- май: уничтожены 4 вертолета моделей Ми-8 и Ми-24;
- июнь: сбиты 3 самолета и 3 вертолета нескольких типов;
- июль: сбиты 10 самолетов и ни одного вертолета;
- август: уничтожены 7 самолетов трех типов и 4 вертолета, а также захвачен один разведывательный беспилотник.

Структура августовских потерь ВВС Украины имеет несколько интересных особенностей, которые, при определенной оговорке, могут показать текущее состояние украинской авиации. В первую очередь, необходимо отметить «дебют» истребителей МиГ-29. Самолеты этого типа ранее почти не использовались украинскими военными, а в августе сразу два боевых вылета подобной техники были пресечены зенитными ракетами. В конце июля сообщалось, что Украина занимается ремонтом МиГ-29, ранее базировавшихся в Крыму и возвращенных ей Россией после известных событий. Вполне возможно, что отремонтированные «крымские» истребители, ввиду недостатка другой техники, теперь отправляются на выполнение боевых заданий и, как следствие, вскоре могут пополнить список побед ПВО Новороссии.

Тем не менее, в списке потерь присутствуют самолеты и других типов, уже сбивавшихся бойцами ПВО ополчения. Наиболее ярким примером этого являются успехи 29 августа, когда, по разным данным, было сбито до четырех штурмовиков Су-25.

В июле ополченцы не сбили ни одного вертолета, хотя смогли уничтожить сразу 10 самолетов. В следующем месяце вертолеты снова появились в списке уничтоженной техники. Вероятно, у украинских ВВС вновь появилась возможность посылать на задание боевые и многоцелевые вертолеты. Если это действительно так, то в августе могли быть сбиты машины, уже имевшие опыт столкновения с ополченцами и прошедшие ремонт.

Начался сентябрь. Ополчение Новороссии продолжает оборонять Донецк и наступает на Мариуполь. Вооруженные силы и Национальная гвардия Украины пытаются противостоять им, однако даже преимущество в технике (в первую очередь, подавляющее преимущество в авиации, обусловленное полным отсутствием самолетов и вертолетов у ополчения) не позволяет им вести бои с заметными успехами. Тем не менее, война продолжается, обе стороны продолжают нести потери. Какими будут новые потери ВВС Украины – покажет время.


По материалам сайтов:
http://aviation-safety.net/
http://korrespondent.net/
http://interfax.ru/
http://ukr1.pravda.com.ua/
http://ria.ru/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти