Триумф четвертого поколения

Триумф четвертого поколения


История новейших истребителей

В ВВС различных стран мира остается еще довольно много истребителей второго и третьего поколений. Они принимали участие во множестве локальных войн, описать их результаты в одной статье нет никакой возможности. Только на сюжет «F-4 против МиГ-21» можно написать брошюру. При этом в описании побед и потерь каждого типа самолета всегда есть множество противоречий, в зависимости от того, какая сторона занимается описанием. Слишком велика в этих описаниях роль пропаганды. Необходимо сопоставление множества источников для получения хотя бы относительно объективной картины.


«Лицом» современных ВВС являются истребители четвертого поколения. Однако их боевой опыт гораздо меньше, чем у их предшественников. Так, ни в одном бою ни разу не участвовали китайские машины четвертого поколения J-11 («клон» Су-27) и J-10. Европейский «Тайфун», французский «Рафаль» и шведский «Гриппен» участвовали лишь в полигонной войне в Ливии, работая в отсутствие ПВО противника по наземным целям. Таким образом, реальный боевой опыт имеют всего шесть типов самолетов четвертого поколения: американские F-15, F-16, F/А-18, советские / российские Су-27 и МиГ-29, французский «Мираж-2000».

Первым истребителем четвертого поколения, поступившим на вооружение, стал F-15. Соответственно, он же первым и уйдет в историю: из 893 F-15А/В/С/D, состоявших на вооружении ВВС США, сейчас осталось 253 в строю и 187 на хранении, то есть меньше половины первоначального количества. При этом данный самолет в качестве воздушного бойца превосходит всех своих «коллег» вместе взятых.

Впрочем, наибольших успехов F-15 добились в составе ВВС Израиля, а не США. Впервые они вступили в бой с ВВС Сирии в июне 1979 года. До мая 1982-го они сбили от девяти до 14 сирийских МиГ-21 и один-два МиГ-25 (меньшие значения подтверждены сирийцами, большие – утверждения израильтян). При этом по советско-сирийским данным, в воздушных боях сбито три или четыре F-15 (два – МиГами-21, один или два – МиГами-25), еще четыре – ЗРК «Оса». Израильтяне категорически отрицают боевые потери F-15, а сирийцы никаких практических доказательств своих побед не предоставляют.

В ходе наиболее интенсивных боев в июне 1982-го F-15 по первоначальным израильским заявлениям сбили 63 сирийских самолета. Впоследствии израильтяне обнародовали более реалистичную цифру – 32 самолета (18 МиГ-21, 12 МиГ-23, два самолета неопределенного типа). Сирийцы претендуют как минимум на пять сбитых F-15, израильтяне это отрицают, признавая лишь серьезное повреждение одного самолета в бою с МиГ-21.

В конце 1983-го произошла новая вспышка боевых действий в Ливане и над ним, причем на этот раз сирийцы воевали не только против Израиля, но и против НАТО. По советским данным, сирийские МиГ-23МЛ сбили три F-15. Израильтяне отрицают сам факт этих боев, не признавая потерь и не претендуя на победы.

Наконец, в июне 1989-го израильские F-15 сбили два сирийских МиГ-29.

Саудовские F-15С в июне 1984-го сбили один или два иранских истребителя F-4. Затем во время «Бури в пустыне» в январе 1991-го ими были сбиты два иракских истребителя «Мираж-F1». При этом в феврале (еще во время войны) был потерян один саудовский F-15С. Официально заявили, что это произошло по техническим причинам.

Триумф четвертого поколения

Американский истребитель F-15 в Дахране (Саудовская Аравия), 1991 год. Фото: Greg Gibson / AP


Именно во время «Бури в пустыне» произошел боевой дебют F-15 ВВС США. Они и нанесли основные потери ВВС Ирака: сбили четыре или пять МиГ-29, два МиГ-25, шесть или восемь МиГ-23, два МиГ-21, один Су-7, четыре Су-22, 2 Су-25, шесть или семь «Миражей-F1», три вертолета.

Наконец, во время агрессии НАТО против Югославии в марте-июне 1999 года американские F-15С сбили три или четыре югославских МиГ-29.

Никаких потерь (по крайней мере подтвержденных) F-15 не имели ни в воздушных боях, ни от наземной ПВО.

Все потери пришлись на F-15Е, при этом побед у него не было. Что, впрочем, естественно. Если F-15A/B/C/D создавался и эксплуатировался только в качестве истребителя, то F-15Е — это ударный самолет, хотя и теоретически способный вести воздушный бой.

Еще перед началом «Бури в пустыне» (в конце 1990-го) разбился на Аравийском полуострове F-15Е. Непосредственно на войне были потеряны два F-15E: один сбит иракской зенитной артиллерией, другой — ЗРК С-75. Во время активной фазы второй иракской войны, в апреле 2003 года иракской ПВО был сбит F-15Е. В июле 2009-го в Афганистане разбился F-15Е, причина гибели неизвестна. В марте 2011 в Ливии разбился еще один F-15Е, почти наверняка — по техническим причинам, поскольку силам Каддафи было просто нечем его сбивать, они и не претендовали на эту победу.

F-16 имеет гораздо более богатую боевую биографию, чем F-15, при этом побед у него гораздо меньше, а потерь гораздо больше.

С июля 1981-го по май 1982-го израильские F-16 сбили четыре сирийских МиГ-21 и два МиГ-23. При этом говорят, что сирийские ЗРК «Оса» сбили три F-16, но доказательств этого нет. Израильтяне же полностью отрицают любые боевые потери как F-15, так и F-16.

В ходе интенсивных боев в июне 1982 израильские F-16, по некоторым сообщениям, сбили 45 сирийских самолетов, потом эти данные сократились до 33. При этом подтверждено было несколько (от трех до шести) МиГ-23МФ и девять ударных самолетов (семь Су-22 и два МиГ-23БН). При этом сирийцы претендуют на уничтожение от трех до шести F-16 в боях с МиГ-23МФ, чего израильтяне, как было сказано выше, не подтверждают.

Во время последней ливанской войны в июле 2006-го разбился израильский F-16D, но он упал сразу после взлета, поэтому в данном случае речь однозначно идет об аварии, а не о воздействии ПВО «Хезболлы».

Вслед за израильскими в бой вступили пакистанские F-16, участвовавшие на стороне душманов в необъявленной войне против СССР и тогдашнего афганского правительства. На их счету два истребителя ВВС Афганистана МиГ-23, три или четыре штурмовика Су-22, два пассажирских самолета (Ан-26 и Ан-32), причем уничтожение последних было, вообще-то, военным преступлением (Запад этого почему-то не заметил), а также один штурмовик ВВС СССР Су-25 (его пилотировал Александр Руцкой). Потеряли пакистанцы один F-16. Он был сбит 29 апреля 1987 года, когда пакистанские истребители встретились с советскими МиГ-23МЛД (то есть истребителями третьего поколения). Впрочем, по официальной версии F-16 был по ошибке сбит его же собственным ведомым, но большинство независимых исследований считают, что он все же стал жертвой МиГа.

Триумф четвертого поколения

Американский истребитель F-16, 1993 год. Фото: Richard Sheinwald / AP


Американские F-16 впервые вступили в бой во время «Бури в пустыне». Поскольку борьба с иракскими истребителями была полностью возложена на F-15, F-16 использовался как ударный самолет. Поэтому на его счету в той войне нет ни одной победы. Но еще перед началом войны на Аравийском полуострове разбились три F-16 ВВС США. Непосредственно во время войны были потеряны семь F-16, из них сбитыми официально считаются три: их сбили ПЗРК «Игла», ЗРК «Квадрат» и ЗРК С-125. Почему погибли еще четыре F-16, — не вполне ясно.

Первой победы в Ираке американский F-16 добился в декабре 1992-го: обеспечивая соблюдения «бесполетной зоны», он сбил иракский МиГ-25.

Во время второй иракской войны в 2003–2008 гг. было потеряно пять F-16 ВВС США. В ноябре 2006-го F-16CG погиб во время оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам. Официально считается, что он так увлекся погоней за целью (автомобилем боевиков), что потерял ориентацию и столкнулся с землей. О причинах гибели еще четырех F-16 «история умалчивает». Также неизвестна причина потери единственного F-16С ВВС США в Афганистане в апреле 2013-го.

Во время войны в Боснии и Герцеговине 28 февраля 1994-го американские F-16 сбили четыре сербских штурмовика J-21, причем три из них сбил один американский летчик. Боевые потери составили один F-16С, который в июне 1995 был сбит ЗРК «Квадрат». Еще три F-16 ВВС США в ходе той же войны считаются потерянными по техническим причинам.

Во время войны 1999-го американские F-16 сбили один или два сербских МиГ-29 (второй, возможно, был сбит своим же ЗРК «Квадрат»). Собственные потери составили один F-16С, который в ночь с 1 на 2 мая был сбит ЗРК С-125.

Кроме того, во время той же агрессии НАТО против Югославии еще один сербский МиГ-29 был сбит F-16А голландских ВВС, причем, что крайне необычно, голландец сбил серба не ракетой «воздух – воздух», а противорадиолокационной ракетой (видимо, она навелась на РЛС МиГа). С другой стороны, в августе 2006-го ВВС Голландии по неизвестной причине потеряли F-16A в Афганистане.

Боевые успехи имеют F-16 ВВС Венесуэлы. В ноябре 1992-го во время неудачного военного мятежа они сбили три легких штурмовика (два OV-10 американского и один АТ-27 бразильского производства) собственных ВВС, оказывавших поддержку мятежникам.

Наконец, F-16 задействованы (причем с обеих сторон) в постоянной необъявленной холодной войне между «заклятыми союзниками» по НАТО — Грецией и Турцией. Иногда эта «холодная» война становится «горячей». В частности, в октябре 1996-го турецкий F-16D был сбит греческим истребителем «Мираж-2000EG» (один из двух турецких летчиков погиб). А в мае 2006 греческий и турецкий F-16 столкнулись во время маневров. Оба самолета разбились, греческий летчик погиб.

В мае 2013-го турецкий F-16С по неизвестным причинам упал рядом с сирийской границей. Неясно, идет ли речь о потере по техническим причинам или от воздействия ПВО Сирии. В марте 2014-го турецкие F-16 сбили сирийский МиГ-23.

Палубный истребитель четвертого поколения морской авиации США F/А-18 имеет меньше всего побед и потерь. В первую ночь «Бури в пустыне» (с 17 на 18 января 1991-го) эти истребители сбили два иракских истребителя второго поколения МиГ-21. В ту же ночь F/А-18С был сбит иракским истребителем-перехватчиком МиГ-25. Это единственная официально признанная потеря боевого самолета, принадлежащего ВС США, в воздушном бою за весь период после окончания Вьетнамской войны и единственная официально признанная потеря американского истребителя четвертого поколения в бою с самолетом советского производства. Кроме того, во время «Бури в пустыне» были потеряны по неясным причинам еще два F/А-18. Также по неясным причинам один F/А-18С был потерян в апреле 1994-го во время войны в Боснии. В начале второй иракской войны в апреле 2003-го F/А-18С был сбит своим ЗРК «Пэтриот». Кроме того, во время этой войны в зоне боевых действий были потеряны еще четыре F/А-18 в двух парных столкновениях: два F/A-18С в мае 2005, по одному F/A-18E и F/А-18F в январе 2008.

Триумф четвертого поколения

Российский Су-27, 2003 год. Фото: Владимир Саяпин / ИТАР-ТАСС


Су-27 впервые вступил в бой уже в составе ВВС РФ над Абхазией во время войны 1992–1993. Там произошла единственная боевая потеря этого самолета: 19 марта 1993-го российский Су-27 был сбит грузинским ЗРК С-75. Возможно, в ответ российские Су-27 сбили один или два грузинских штурмовика Су-25, но прямых подтверждений этого нет.

Во время войны 1998–2000 годов между Эфиопией и Эритреей эфиопские Су-27 сбили, по разным данным, от одного до четырех эритрейских МиГ-29 и, возможно, до двух МиГ-23. Причем считается, что эфиопские Су-27 пилотировались российскими летчиками, а эритрейские МиГи – украинскими. Кроме того, в августе 1999-го эфиопский Су-27 сбил частный пассажирский «Лирджет-35», случайно залетевший в воздушное пространство страны.

Таким образом, успехи Су-27 весьма скромны, причем его жертвами становились исключительно наши же самолеты (не считая пассажирского «Лирджета»). Впрочем, возможности воевать с западными самолетами у него просто не было.

У МиГ-29 все, к сожалению, гораздо хуже. Все бои со своими «коллегами», то есть другими истребителями четвертого поколения он, как было показано выше, неизменно проигрывал с «сухим счетом». В боях с F-15 было потеряно девять или десять МиГ-29, с F-16 — два или три, с Су-27 — по разным данным, от одного до четырех. То есть всего было сбито 12–17 МиГ-29, они же не сбили ни одного. Все победы МиГ-29 достигнуты над самолетами, по отношению к которым его превосходство очевидно. Во время «Бури в пустыне», возможно, иракский МиГ-29 сбил британский бомбардировщик «Торнадо», но западные источники этого не подтверждают. Тремя годами ранее иракские МиГи-29, возможно, сбили два иранских истребителя F-14, но подтверждений этому еще меньше. В 1996-м кубинские МиГ-29 сбили две Цессны-337 (легкие пассажирские самолеты, перевозившие какие-то грузы для кубинских диссидентов). Эритрейские МиГ-29, возможно, сбили три или четыре эфиопских МиГ-21, три МиГ-23БН, один Су-25, точных подтверждений этих побед нет. То есть не исключено, что все победы МиГ-29 за 25 лет — две Цессны.

При этом есть у МиГ-29 потери от наземной ПВО. В июне 1992-го российский ЗРК «Оса» сбил или подбил над Приднестровьем молдавский МиГ-29 (Молдавия не подтверждает потерю). В 2012-м ПВО Южного Судана, видимо, сбила северосуданский МиГ-29. В августе 2014-го над Донбассом сбит украинский МиГ-29.

На счету «Миража-2000» один «коллега» есть, о чем уже было сказано выше: греческий «Мираж-2000EG» 8 октября 1996-го сбил турецкий F-16D. Подтвержденная боевая потеря у французского истребителя тоже одна: в августе 1995-го над Боснией сербским ПЗРК («Стрела-2» или «Игла») был сбит «Мираж-2000N» ВВС Франции. Надо отметить, что «Мираж-2000N» — это не истребитель, а ударный самолет, причем предназначенный для нанесения ядерных ударов. Поэтому его, как и F-15Е, не совсем корректно включать в данное описание. Тем не менее это «Мираж-2000».

Кроме того, также над Боснией в апреле 1993-го был потерян «Мираж-2000С» (это как раз истребитель), причина гибели неясна. В Афганистане в мае 2011-го разбился «Мираж-2000D» ВВС Франции. Впрочем, это тоже ударная, а не истребительная модификация этого самолета.

Нет особых сомнений, что всем описанным типам самолетов еще не раз придется вступать в бой, поэтому их результаты изменятся. Почти наверняка будут проверены в настоящем, а не полигонном бою остальные истребители четвертого, а затем и пятого поколения. Последние еще не имели возможности повоевать и продемонстрировать свое превосходство над предшественниками. Или показать, что никакого превосходства нет, а вся концепция истребителя пятого поколения ошибочна.
Автор: Александр Храмчихин
Первоисточник: http://rusplt.ru/world/triumf-chetvertogo-pokoleniya-12260.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 63
  1. TIT 6 сентября 2014 07:44
    У МиГ-29 все, к сожалению, гораздо хуже.

    упустили целую войну
    ( точнее избиение избиение младенца который ещё и успевал между делом давать по зубам )

    Настоящим шоком для Америки стало уничтожение на третьи сутки боевых действий самолета F-117A (летчик - капитан Кен Двили), сбитого в ночном воздушном бою в 32 км от Белграда югославским истребителем МИГ-29. По всей видимости, события разворачивались следующим образом: в 20.45 подполковник Гвоздень Дьюкач, перехватил и сбил малозаметный ударный самолет Локхид Мартин F-117A "Найтхоук". По словам сербского летчика, "Стелс" был уничтожен ночью после его визуального обнаружения первой же ракетой класса "воздух - воздух" (очевидно, Р-60М с ТГС). По словам американского летчика, удар произошел совершенно неожиданно, без срабатывания системы оповещения, и он "не помнит, как рванул кольцо катапульты". Семь часов спустя поисковая группа американских командос нашла летчика в укрытии, где он скрывался от югославской полиции, и доставила его на авиабазу Авиана (северная Италия). Однако в ходе выполнения поисково--спасательной операции по поиску и эвакуации летчика был потерян по меньшей мере один американский вертолет с бойцами спецназа на борту. По версии сербов летчик попал в плен и был обменян. Частично это подтверждают русские добровольцы, находившиеся в этот момент в югославской армии.

    Однако югославские истребители действовали преимущественно в одиночку, что противоречит современным формам боевого применения истребительной авиации и объясняется, очевидно, нехваткой самолетов и стремлением атаковать максимально возможное число целей. При сближении с самолетами противника югославские истребители использовали малые высоты и складки местности, что позволяло уклоняться от встречи с самолетами прикрытия вплоть до выхода в атаку.
    TIT
    1. alicante11 6 сентября 2014 09:19
      Однако югославские истребители действовали преимущественно в одиночку,


      Это как раз для снижения потерь. Действия авиации Югославии были исключительно засадными как из-за подавляющего преимущества противника, так и из-за не менее подавляющего технического превосходства, заключавшегося в применении альянсом самолетов ДРЛО и РЭБ, которые у югославов отсутствовали. Уже по этой простой причине говорить о превосходстве одного типа самолетов над другим совершенно не верно.
      1. Iline 6 сентября 2014 11:26
        Цитата: alicante11
        из-за не менее подавляющего технического превосходства, заключавшегося в применении альянсом самолетов ДРЛО и РЭБ,

        Соглашусь. Все приведённые примеры касаются более-менее слабых в военном отношении стран. Разбирая бои в той же Сирии ловил себя на мысли, что тем же американцам или израильтянам ДРЛО обеспечивало выход на более выгодные позиции для атаки ещё не будучи в зоне видимости РЛС противника.
        Часто драматическую роль играл человеческий фактор арабских пилотов.
      2. Каток 6 сентября 2014 16:11
        Потери НАТО в Югославии
        http://topwar.ru/15180-poteri-nato-v-yugoslavii.html
        1. Andriuha077 7 сентября 2014 01:17
          Цитата: Каток
          Потери НАТО в Югославии


          youtube.com/watch?v=7Y7cujSiqW4
          Serbian MiG-29 Pilots - Knights that defended Serbia

          Перевод субтитров:

          Рыцари Сербии: 12 против 600

          Это рассказ про мужчин, которые отдали свою жизнь за Родину

          они сражались без страха

          они вступали в бой с врагом, превосходящим их по всем статьям

          12 против 600, защитники против захватчиков

          400 самолетов НАТО с юга, 200 самолетов с севера атаковали Сербию

          Первые, кто сдерживал эту атаку, были наши храбрые пилоты

          Единственная проблема была в том, что все 12 МиГов, которые взлетели, были с неисправностями.

          Первый пилот, который был сбит, был Небойся Николич, он вышел в одиночку против 24 самолетов НАТО. К счастью, он выжил.

          Второго сбитого пилота звали Предраг Милутинович, он также выжил

          26 марта 1999 года с белградского аэропорта Батайница взлетели на своих МиГ-29 два пилота - майоры Зоран Радосавльевич и Слободан Перич.

          Самолеты НАТО имели радары с дальностью обнаружения 200 км, ракеты с дальностью поражения около 120 км.

          Радары сербских МиГ-29 имели дальность обнаружения 70 км, если они были в хорошем техническом состоянии. Но большинство из них, из-за плохого обслуживания, имели дальность всего 40 км, а некоторые МиГи вообще не имели работающих радаров.

          Они должны были приблизиться на расстояние в 40 км, чтобы иметь возможность выпустить ракету. Это означает, что пилотов МиГов сбивали раньше, чем они обнаруживали самолеты противника.

          Майоры Перич и Радосавльевич направлялись на восток, когда были перехвачены и обестреляны ракетами с самолетов НАТО.

          У самолетов сербских летчиков не было исправных радаров, но в самолете Радосавльевича была работающая станция предупреждения об облучении (СПО) радарами противника.

          Они смогли увернуться от нескольких ракет, но в конечном счете оба они были сбиты. Майор Радосавльевич погиб, майор Перич выжил.

          Майор Зоран Радосавльевич был самым молодым из всех сербских пилотов МиГ-29. Он родился 26 февраля 1965 года в Приштине.

          Прежде, чем он пошел на смерть, он сказал своей маме: "Нам (пилотам) нужно отразить первый воздушный налет, и спасти хотя бы одного ребенка в этой стране".

          4 мая 1999 года где-то над городом Вал полковник Миленко Павлович вызвался на миссию вместно одного из более молодых пилотов. Он вылетел в 12:35 по местному времени.

          Он получил задачу вылететь против примерно 120 самолетов противника.

          (далее идут кадры гибели самолета Павловича)

          Это история о том, как пали храбрейшие. Несмотря на неравные шансы, садясь в исправные самолеты, они противостояли врагу, который многократно их превосходил.

          Слава всем сербским пилотам, кто вылетел на верную смерть.

          Мы никогда не забудем жертву, которую вы сделали для защиты спокойного сна наших детей.

          Вечная память.
    2. URAL72 6 сентября 2014 12:50
      фото ф-15 сбитым над Ливаном

      Я вообще-то видел другое фото, но лень искать...
      1. Dan4eG 6 сентября 2014 13:07
        F-15, бортовой номер 689, 4-го августа 1998-го года потерпел аварию при взлете, катапультирования не было, никто не пострадал, восстановлен, вернулся в строй два года спустя fool lol
      2. silver_roman 8 сентября 2014 15:35
        достаточно целый остался. видимо его подбили и он относительно удачно сел. Т.к. после падения или точного попадания мало что остается от ЛА!
    3. Max_Bauder 6 сентября 2014 20:32
      Надпись на борту самолета F-117:

      "Если вы читаете эту надпись, то мы зря выкинули на ветер 6 миллиардов долларов"
      1. 0255 7 сентября 2014 11:47
        вот ещё фото обломков Ф-15, не знаю где
        1. 0255 7 сентября 2014 11:50
          Вроде как сбитие Ф-15 в Ливане с сирийского МиГ-25. Фото нечёткое, но это вполнен могут быть последние 5 секунд жизни израильского "ни разу не сбитого" Ф-15
          1. 0255 7 сентября 2014 11:50
            жаль что кадр низкого качества...
            1. supertiger21 7 сентября 2014 12:10
              Цитата: 0255
              жаль что кадр низкого качества...


              Здорово Константин! hi
              В нашем споре про Ливан, профессор утверждал, что это не F-15 а сбитый в Ливане МиГ-25.Но даже если они утверждают, что это был 25-ый, то у них нет ни пленного лётчика, ни обломков, и даже видео ни факт что это именно МиГ.Ибо планер МиГ-25 и F-15 очень похожи, что и не дает точно определить какой самолет падает на землю в этом видео.
              Надеюсь мы станем свидетелями того, как исчезнет миф о "ни разу ни сбиваемых"! smile
        2. supertiger21 7 сентября 2014 12:14
          Цитата: 0255
          вот ещё фото обломков Ф-15, не знаю где


          Я думаю, что это F-15E, сбитый в 1991 году в небе Ирака из ЗРК.
          Американцы, кстати, не хотят вносить модификацию E в общую статистику побед и поражений F-15, сслыаясь на то что это ударный самолет.
          1. 0255 7 сентября 2014 12:30
            Здорово, Аслан! hi
            В нашем споре про Ливан, профессор утверждал, что это не F-15 а сбитый в Ливане МиГ-25

            Я помню, что профессор утверждал что это МиГ-25. Но стоило ли от него ждать чего-то другого?
            Я думаю, что это F-15E, сбитый в 1991 году в небе Ирака из ЗРК.

            мне тоже так думается.
            1. voyaka uh 7 сентября 2014 19:31
              Израиль получил первые Ф-15Е в 1997 году.
              И назывались они Ф-15И ( F-15I) , если уж быть точным.
              Специальная серия под израильскую авионику.
              1. supertiger21 7 сентября 2014 21:26
                Цитата: voyaka uh
                Израиль получил первые Ф-15Е в 1997 году.
                И назывались они Ф-15И ( F-15I) , если уж быть точным.
                Специальная серия под израильскую авионику.


                А мы и не говорили, что в Ираке сбит израильский F-15I, мы говорили про американский F-15E, сбитый во время "Бури Пустыни".
    4. insafufa 8 сентября 2014 11:56
      Все дело в том что миги и сухии наши находятся в краине плохих рукак пилотов и техников иностранных государств. Плюс ко всему экспортные модификация в массе своей и в бои идут без сопровождения самолетов дрло. Результат получите ниже плинтуса. Так командование США не допустило до выполнения боевых задач над Югославией МИГ-29 Германии и бывших стран соц лагеря. Что бы не рекламировать наше оружие. smile
  2. dizelniy 6 сентября 2014 08:13
    F-15 с точки зрения аэродинамики не дотягивает до 4-го поколения. Отсутствует интегральная схема, нет и "отрицательного запаса устойчивости". На последнем МАКСе показательное выступление этого самолёта ограничилось проходами на около звуковой скорости. Если посмотреть статистику, то окажется, что с него не снимают подвесные баки, что весьма странно при достаточно большом объёме внутренних баков. Вывод один - топлива не хватает при обычном полёте на режиме до боевого дежурства. Это подтверждается и учебным маневрированием с лётчиками 4-го центра. Прицельный комплекс и ракеты позволяют поставить его в ряд 4-го поколения. Основное преимущество подразделениям USAF в бою обеспечивают самолёты ДРЛО, чего не было ни у одной из противоположной стороны конфликта. Как говорил Т.А. Апакидзе -" всё зависит от лётчика, я лечю на МиГе, надираю Су, лечу на Су, надираю МиГ." В Афганистане нашему пилоту из группы сопровождения не разрешило КП пуск ракет по F-16, который был у него в "захвате".
    dizelniy
    1. Banshee 6 сентября 2014 08:43
      Алакидзе, конечно, да...Крыть нечем.

      Полностью соглашусь с тем, что много и многое зависит как от выучки летного состава, так и от морально-волевых качеств. А этим похвастаться могут ой как немногие.

      Ибо одно дело пулять по городу или, допустим, терминалу в аэропорте, и совсем другое - по защищенным ЗРК позициям или такому же самолету. Особенно по такому же, где пилот как минимум, не хуже. Тут как восток, дело тонкое, ибо огрести можно однозначно.

      Сам наблюдал пуск НУРСов с СУ-25 с высоты более километра. Под Изварино. И как летели ракеты кто во что горазд. И как рвались где угодно, только не там, где позиции были.
      1. Каток 6 сентября 2014 12:58
        Цитата: Banshee
        ... Сам наблюдал пуск НУРСов с СУ-25 с высоты более километра. Под Изварино. И как летели ракеты кто во что горазд. И как рвались где угодно, только не там, где позиции были.

        Не исключаю, что так и было задумано.
        Украинская АТО - необычная "войнушка", и немало примеров (особенно в самом начале), когда украинские военные стреляли куда попало, изображая боевые действия для вышестоящего руководства.

        Этот пилот СУ25 тоже мог "совершенно случайно" дать залп мимо цели.

        Были же недавно сообщения даже о драках между пилотами на аэродроме базирования украинских штурмовиков под Чугуевым на основании разницы политических взглядов: некоторые из них называли АТО войной с собственным народом.

        ______

        P.S.
        Автору статьи нужно более критично подходить к заявлениям "официальных источников". Неоднократно на примерах было доказано, что НАТО давно и успешно скрывает свои боевые потери. Это осознанная политика альянса, и существуют внутренние инструкции для военнослужащих, позволяющие отрицать и скрывать потери.

        Поэтому данный обзор, основывающийся на такой "фильтрованной" информации, никак не может быть признан объективным и показывать реальное соотношение между характеристиками "ихней" и "нашей" техники.
        Если, конечно, это было целью данной статьи, а не пропаганда успехов и превосходства НАТО.
        1. 0255 7 сентября 2014 13:53
          Автору статьи нужно более критично подходить к заявлениям "официальных источников". Неоднократно на примерах было доказано, что НАТО давно и успешно скрывает свои боевые потери. Это осознанная политика альянса, и существуют внутренние инструкции для военнослужащих, позволяющие отрицать и скрывать потери.
          Поэтому данный обзор, основывающийся на такой "фильтрованной" информации, никак не может быть признан объективным и показывать реальное соотношение между характеристиками "ихней" и "нашей" техники.
          Если, конечно, это было целью данной статьи, а не пропаганда успехов и превосходства НАТО.

          Александр Храмчихин, сдаётся мне, продался западу с потрохами, вот его бредово-прозападная статья:
          http://topwar.ru/36064-legendy-i-mify-o-nato.html
          Сколько запад ему платит за это?

          Странно что он вообще пишет про потери НАТО request Или американцы ему платить перестали?
          1. Штык 7 сентября 2014 22:32
            Цитата: 0255

            Александр Храмчихин, сдаётся мне, продался западу с потрохами,

            Слушай, а какие там расценки – с потрохами и без потрохов? Я серьезно, интересно.
            1. Семен Семеныч 8 сентября 2014 03:11
              Цитата: Штык
              Слушай, а какие там расценки – с потрохами и без потрохов? Я серьезно, интересно.


              ...и без "потрохов" на вискарик хватит.
            2. 0255 8 сентября 2014 09:34
              Цитата: Штык
              Цитата: 0255

              Александр Храмчихин, сдаётся мне, продался западу с потрохами,

              Слушай, а какие там расценки – с потрохами и без потрохов? Я серьезно, интересно.

              это ты у Храмчихина спроси. Тот факт, что он пишет статью о том, что НАТО не такие плохие как нам кажется, говорит что он получает бабло от запада
    2. jjj 7 сентября 2014 13:46
      Цитата: dizelniy
      На последнем МАКСе показательное выступление этого самолёта ограничилось проходами на около звуковой скорости.

      Только что вернулся из Геленджика. Посмотрел на авиа-шоу что могут наши "Миги" и "Су". Очень странные чувства охватывают, когда видишь как летевший самолет вдруг "останавливается" в воздухе и "висит", медленно вращаясь в горизонтальной плоскости вокруг центра масс и отстреливая тепловые ловушки. Кажется, на него не действуют законы гравитации. Вживую такое я видел впервые. Это просто по сумасшедшему захватывает
      jjj
    3. voyaka uh 8 сентября 2014 02:11
      Дело в том, что сам Ф-15 относительно легко переделывается в
      "летающий командный пункт", заменяя самолет ДРЛО.
      В Ливанской войне 1982 года несколько Ф-15 направляли и координировали
      действия всей израильской авиации. Ф-16 пускали ракеты ВВ с предельных
      дистанций , сами не видя противника, по наводке Ф-15.
      Сирийские летчики, хорошо подготовленные кстати, ничего не могли
      сделать. Их расстрелвали ракетами с 15 км тогда как сами они стреляли только с
      3 - 5 км.
      Начиная с 4-го поколения планер самолета и мастерство пилота перестали быть решающим фактором
      выигрыша воздушного боя. Радар, общая информация о ситуации на десятки км вокруг - вышли на первое место.
  3. major071 6 сентября 2014 08:43
    Вообще то тема не моя, но как бы не был хорош самолет - посади в кабину "бревно" и все! Техникой нужно уметь управлять, а тем более высокотехнологичной. Пример этому - война на Украине. Почему новороссы сбили так много хороших во всех смыслах самолетов укропов. Ответ очевиден - за штурвалом сидели отнюдь не классные летчики. ИМХО. hi
  4. Андрей из Челябинска 6 сентября 2014 09:31
    Бесполезно тут потери сравнивать и на основании этого прогнозы делать.
    Что в Ираке, что в Югославии американские истребители действовали в составе полноценных авиагруппировок, с летающими радарами - самолетами ДРЛО, если было необходимо - под прикрытием самолетов РЭБ. Иракские и югославские самолеты ничего этого не имели, действовали индивидуально. Налет и подготовка пилотов Ирака несравнимы с американскими. В Югославии, кстати будь сказано, перед вторжением "миротворцев" тоже долгое время экономика находилась в кризисе и на подготовке пилотов это не могло не сказаться. Дайте мне хороший штык-нож, или там кортик качественный, и поставьте против меня опытного спецназовца со старой ржавой перочинкой. Он меня припорет в три секунды, а потом что, будем рассуждать о том что круче перочинного ножа пытливый человеческий ум ничего не придумал?!
    Американцы и европейцы получили возможность исследовать наш МИг-29 (гэдээровские) и знали и понимали их сильные и слабые стороны выработали тактику боя против таких самолетов. У иракских и югославских пилотов, естественно, не было возможности изучить американские машины.
    1. Алексей_К 6 сентября 2014 14:48
      Вы на 100% правы. Дай первобытному человеку автомат и он начнёт им бить, как каменным топором. Знания и выучка имеют наиглавнейшее значение.
    2. Sergei1982 7 сентября 2014 12:32
      Вы правы да и если взглянуть на последний конфликты то оносительно активные вооздушный бои были последний раз во время Бури в пустыни(при полном господстве ВВС США) и не сколько эпизодов в Сербии и Эфиопий.Так что можно смело сказать что опыта реальных воздушных боев нет не одной из стран мира.
    3. Семен Семеныч 8 сентября 2014 03:15
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Дайте мне хороший штык-нож, или там кортик качественный, и поставьте против меня опытного спецназовца со старой ржавой перочинкой. Он меня припорет в три секунды,

      если у Вас нет соответствующей подготовки, то "перо" ему, вообще, не понадобится...
      1. Андрей из Челябинска 8 сентября 2014 15:40
        Цитата: Семен Семеныч
        если у Вас нет соответствующей подготовки, то "перо" ему, вообще, не понадобится...

        Семен Семенович.... Ну неужели я так плохо пишу, что Вам непонятна аналогия? Вопрос не только в качестве оружия, но и в умелости рук, которые это оружие держат.
        Что до того, если бы против меня с ножом оказался бы спецназовец без ножа, то я бы выкинул нож (ибо все равно им владеть не умею) и пошел бы на кулачки. Вот на них - победить мне уже не светит (несмотря на долгие годы занятий разной рукопашкой форму я давно потерял), но хоть умру достойно... laughing
        1. Семен Семеныч 8 сентября 2014 23:38
          Да все понятно yes Хочется, что бы шанс у Вас был hi Если были "разные рукопашки", то шанс, что Акелла промахнется, все же есть drinks
          1. Андрей из Челябинска 9 сентября 2014 16:20
            Спасибо за добрые слова! drinks
  5. marder4 6 сентября 2014 10:34
    интересная статья, но сравнивать различные типы самолетов находящиеся в руках совершенно разных по уровню подготовки пилотов и численности ВВС, на мой взгляд, не совсем корректно
  6. yumis1 6 сентября 2014 11:22
    В своё время в автошколе военную подготовку преподавал бывший лётчик, обучавший в каких-то там годах египетских летунов. Уж не знаю насколько правда, но рассказывал, что те при огневом контакте с изралетянами сразу тупо катапультировались... При этом грязно матерился сколько те техники нашей угробили.
    1. Алексей_К 6 сентября 2014 14:58
      Если бы ещё там был бы и танкист, он рассказал бы аналогичную историю. Арабы плохие воины. Берут только количеством и ведут себя как разбойники, режут горло, отрубают головы и вспарывают животы. И всё время мечтают о рабстве. У солдата цель - уничтожить противника наиболее быстрым методом, достигнуть цели и победить, даже ценой своей жизни, а не бросать оружие во время боя на утреннюю или вечернюю молитвы.
  7. Magic Archer 6 сентября 2014 12:17
    Американцы без самолётов ДРЛО практически не летают.Тоесть у них практически всегда есть преимущество в бою!Они знают где находится противник!Интересно было бы посмотреть на этих "асов" без наводки от Сентри и Хокаев!
    1. Штык 7 сентября 2014 22:36
      Цитата: Magic Archer
      !Интересно было бы посмотреть на этих "асов" без наводки от Сентри и Хокаев!

      Просто они воюют с умом и кавычки в данном случае не уместны.
  8. ростов-папа 6 сентября 2014 13:22
    выход один , первым делом уничтожать глаза и уши противника , а лучше сразу голову какой нибудь ядрённой ракетой ! чтоб другим не повадно было.
  9. Rigla 6 сентября 2014 13:35
    Никакого секрета в таком соотношении побед (в пользу машин сша) нет. Дело в том, что воздушный бой уже давно не проходит по принципу - вот как вырулит наш МИГ да каааак даст амеровскому ф16!!! Все давно уже зависит от космической разведки и вообще от разведки, уровня связи, наличия/отсутствия самолета ДРЛО, самолетов постановщиков помех, наличия других самолетов поддержки и ооочень многого другого.
  10. EvilLion 6 сентября 2014 14:14
    1) Первым самолетом 4-го поколения является F-14. Не знать этого стыдно.
    2) Арабов всегда били все, кому не лень. Так же бессмысленно рассматривать бои с соотношение сил 10:1 с поддержкой сильнейшей стороны самолетами ДРЛО. К возможным результатам столкновения ВВС СССР и НАТО они не имеют никакого отношения.
    1. dizelniy 6 сентября 2014 17:25
      Встречал над Японским морем, прицел и фениксы вызывали уважение, аэродинамика и двигатель весьма посредственные. Выполнил с ним три разворота на форсаже на 180, позиция не изменилась, я был на МиГ-23 МЛА, с тремя баками и 6 УР. Он дважды уходил в море для имитации атаки в ППС. Крыло у меня было 16, перегрузка 5. На посадку на палубу они заходили на грани помпажа двигателя из-за неустойчивой работы компрессора. Самолёт тяжёлый и на палубу иначе не вписывался.
      dizelniy
  11. Молот 75 6 сентября 2014 14:42
    Статья интересна только по фактам, но нормальный обладающий разумом человек на нее внимания обращать не будет, только из-за того, что НАТО воевало не с "нашими" самолетами и пилотами, посмотрите статистику Кореи и Вьетнама(не с нашими пилотами). Бить слабых это все,что они умеют!!!
    США должны быть разрушены!!!
  12. waggish 6 сентября 2014 16:42
    В 1973 г. после окончания войны правительство Вьетнама подарило СССР большое количество трофейной техники, среди них вертолёты чинук и ирокез, а также ф-4 фантом, а 37 и ф-5Е!
    16 июля 1976 г. Александр Саввич поднял ф-5Е воздух, вслед за ним американский истребитель испытали лётчики стогов, кондауров и инспектор ВВС урядов. Воздушные бои позволили установить ПОЛНОЕ ПРЕВОСХОДСТВО янки над самым маневременным истребителем ВВС СССР миг-23 мл. Достаточно сказать, что, взлетев одновременно с американским истребителем, миг-23 мл быстрее вырабатывал горючее и вынужден был приземляться для дозаправки керосином. Ф-5Е же барражировал в зоне, поджидая свою жертву для повторного боя! Данный истребитель не соответствовал требованиям ВВС США!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    waggish
    1. dizelniy 6 сентября 2014 17:27
      Ф-5 при сравнении во Владимировке за два виража заходил в хвост МиГ-21, 23 МЛА тогда ещё не было.
      dizelniy
    2. supertiger21 7 сентября 2014 12:30
      Цитата: waggish
      В 1973 г. после окончания войны правительство Вьетнама подарило СССР большое количество трофейной техники, среди них вертолёты чинук и ирокез, а также ф-4 фантом, а 37 и ф-5Е!


      Ни F-4, а только его РЛС.

      Цитата: waggish
      Воздушные бои позволили установить ПОЛНОЕ ПРЕВОСХОДСТВО янки над самым маневременным истребителем ВВС СССР миг-23 мл.


      МиГ-23МЛ не проводили учебные бои.Были только МиГ-21бис и МиГ-23М, и 1-ый и последний проиграли бои F-5E(не путать с простым F-5 производящимся с 1959 года).

      Цитата: waggish
      Достаточно сказать, что, взлетев одновременно с американским истребителем, миг-23 мл быстрее вырабатывал горючее и вынужден был приземляться для дозаправки керосином.


      Дело было в том, что в отличии от 23-го МиГа у F-5E была замечательная маневренность.И как-бы МиГ не старался в ближнем бою, у него были очень малые шансы на победу с юрким "Фридом Файтером".Однако советские военные подсчитали, что если-бы была настоящая война, то F-5 имел-бы меньший успех.Т.к. у МиГ-23М была более мощая и дальнобойная РЛС, а также ракеты средней дальности. Это означало, что теоретически F-5 был-бы расстрелян с расстояния 30-40 км, даже не приблизившись к МиГу до визуального контакта.

      Цитата: waggish
      Данный истребитель не соответствовал требованиям ВВС США!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!


      Если-бы США повели-бы против МиГ-21 во Вьетнаме - легкие и маневренные F-5 а не тяжелые универсальные но при этом неповоротливые F-4, то у USAF осталось-бы больше целых и невредимых пилотов а также больший парк авитехники.Но Янки недооценили F-5, и поэтому в боях с МиГами F-4 горели и падали пачками, пополняя список жертв(побед) северо-вьетнамских асов. am
      1. waggish 12 сентября 2014 14:59
        В 1973 г. после окончания войны правительство Вьетнама подарило СССР большое количество трофейной техники, среди них вертолёты чинук и ирокез, а также F-4 фантом, А-37 и F-5Е!
        16 июля 1976 г. Александр Саввич поднял ф-5Е воздух, вслед за ним американский истребитель испытали лётчики стогов, кондауров и инспектор ВВС урядов. Воздушные бои позволили установить ПОЛНОЕ ПРЕВОСХОДСТВО янки над самым маневременным истребителем ВВС СССР миг-23 мл. Достаточно сказать, что, взлетев одновременно с американским истребителем, миг-23 мл быстрее вырабатывал горючее и вынужден был приземляться для дозаправки керосином. F-5Е же барражировал в зоне, поджидая свою жертву для повторного боя! Самое смешное, что данный истребитель не соответствовал требованиям ВВС США!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
        Для тех, кто закончил школу современной россии ну или вообще для русских: миг-23 мл появился в 1976 г. Цитата из книги Все МиГи коллекционное издание (Боевые самолёты микояна), Николай Якубович, Москва, 2013 г., стр. 177
        Дальнейшей модификацией самолёта Миг-23 в 1976 г. был Миг-23 МЛ. Строился с 1976 по 1983 г., выпущено всего свыше 1000 экземпляров. Это был не совсем, но другой самолёт. На нём был установлен новый двигатель Р-35-300 (тяга 13), радиолокационная станция обнаружения и захвата воздушных целей РЛС Сапфир - 23 МЛА, система автоматического управления САУ – 23 АМ и ракетами Р – 24Т, Р-24Р и снижен вес самолёта на 1250 кг. За счёт снятия 4-гого топливного бака и других мероприятий. Цитата из книги От МиГа-1 до МиГа-35. В.И, Клиценко, Москва, 2009 г., стр.109
        waggish
  13. waggish 6 сентября 2014 16:59
    21 июня 1978 г. четыре иранских вертолёта Chinook, заблудившись, углубились почти на 100 км. вглубь советской территории и вышли прямо на столицу Туркменской ССР – Ашгабату. Здесь их и перехватили истребители Миг-23 152 – ого истребительного авиаполка 17 дивизии ПВО 12 отдельной Армии ПВО. Советские перехватчики с ходу сбили один и повредили второй вертолёт, совершивший вынужденную посадку у города. Два других успели вернуться в родное воздушное пространство!
    waggish
  14. waggish 6 сентября 2014 17:02
    24.03.99 г. 20.52 МиГ-29 127-я эскадрилья район Белграда сбит летчиком F-16A 332-й эскадрильи королевских ВВС Нидерландов УР AIM-120 AMRAAM

    24.03.99 г. МиГ-29 127-я эскадрилья Косово Сбит полковником Цезарем «Рико» Родригесом на F-15C из 439-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США УР AIM-120 AMRAAM
    24.03.99 г. МиГ-29 127-я эскадрилья район Белграда сбит летчиком F-15C из 439-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США УР AIM-120 AMRAAM

    26.03.99г. МиГ-29 127-я эскадрилья район Тузлы. Босния сбит летчиком с радиопозывным «Claw» на F-l 5C из 439-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США УР AIM-120 AMRAAM
    26.03.99 г. МиГ-29 127-я эскадрилья район Тузлы, Босния сбит летчиком с радиопозывным «Boomer» на F-15C из 439-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США УР AIM-120 AMRAAM

    20.05.99 г.12.46 МиГ-29 127-я эскадрилья район Белграда сбит летчиком с радиопозывным «Dog» на F-16CJ из 78-й экспедиционной истребительной эскадрильи ВВС США УР AIM-120 AMRAAM
    waggish
    1. 0255 7 сентября 2014 12:03
      почитайте комментарий выше про МиГ-29 в Югославии. Американцы взяли численностью, против 12 МиГ-29 НАТО отправили 400 своих "Ф". При ТАКОМ количественном превосходстве америкосам не выиграть была просто невозможно
    2. supertiger21 7 сентября 2014 12:35
      Цитата: waggish
      24.03.99 г. 20.52 МиГ-29 127-я эскадрилья район Белграда сбит летчиком F-16A 332-й эскадрильи королевских ВВС Нидерландов УР AIM-120 AMRAAM

      24.03.99 г. МиГ-29 127-я эскадрилья Косово Сбит полковником Цезарем «Рико» Родригесом на F-15C из 439-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США УР AIM-120 AMRAAM
      24.03.99 г. МиГ-29 127-я эскадрилья район Белграда сбит летчиком F-15C из 439-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США УР AIM-120 AMRAAM

      26.03.99г. МиГ-29 127-я эскадрилья район Тузлы. Босния сбит летчиком с радиопозывным «Claw» на F-l 5C из 439-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США УР AIM-120 AMRAAM
      26.03.99 г. МиГ-29 127-я эскадрилья район Тузлы, Босния сбит летчиком с радиопозывным «Boomer» на F-15C из 439-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США УР AIM-120 AMRAAM

      20.05.99 г.12.46 МиГ-29 127-я эскадрилья район Белграда сбит летчиком с радиопозывным «Dog» на F-16CJ из 78-й экспедиционной истребительной эскадрильи ВВС США УР AIM-120 AMRAAM


      Интересный факт в том, что F-15 и F-16 в Югославии сбили все МиГи исключительно ракетами средней дальности AIM-120,ни разу не использовав ракеты ближнего боя AIM-9 и авиационную пушку Вулкан.Возможно это намекает на то, что американцы не рисковали вести с МиГами ближние бои, где у МиГов наблюдается превосходство перед F-15 и F-16.
      1. 0255 7 сентября 2014 13:08
        Цитата: supertiger21
        Интересный факт в том, что F-15 и F-16 в Югославии сбили все МиГи исключительно ракетами средней дальности AIM-120,ни разу не использовав ракеты ближнего боя AIM-9 и авиационную пушку Вулкан.Возможно это намекает на то, что американцы не рисковали вести с МиГами ближние бои, где у МиГов наблюдается превосходство перед F-15 и F-16.

        они и на Ф-35 собираются отстреливать наши МиГи и Су издалека
  15. waggish 6 сентября 2014 17:04
    Катастрофы Миг-29, которых к 12 августа 2011 г. было построено 1700 истребителей:
    Опытные:
    15 июня 1978 г.
    31 октября 1980 г.
    Принятые на вооружение:
    В октябре 1979 г. из-за дефекта левого двигателя Миг-29 врезалась в землю. Лётчик В.Федотов катапультировался
    4 февраля 1984 г. в Липецке – очередная катастрофа Миг-29. Лётчик - А.А.Корешков погиб, а потом 7 февраля ещё одна авария истребителя столкновение. Лётчик В.А. Лотков – погиб!
    Летом 1985 г. при выполнении фигуры тюльпан в присутствии министра Соколова у одного из истребителей отказал двигатель, пилот катапультировался.
    Сентябрь 1986 г. в Кубинке погиб С. Ильин, Миг-29 разбился
    3 октября 1986 г. Миг-29 врезался в наземный пункт, в результате погибло 9, а ранено 54 человек в том числе и зам.главного конструктора ММЗ. Им. Микояна
    14 октября 1987 г. погиб В. Панин в Ивано-Франковской области. Причина – реверс элеронов
    8 июня 1989 г. столкновение с птицей под Парижем
    В 1990 г. советские ВВС потеряли Миг-29 в ГДР и спарку в Крыму
    В сентября 1992 г. С. Осканов погиб, 33 иап в ГДР потерял ещё один Миг
    24 июля 1993 г. Фарнборо – столкновение двух мигов
    В 1993 г. разбилось 22 Миг 29 (3 февраля, июнь, 24 июня г. Мары, Туркмения)
    11 сентября 1995 г. погиб Шапошников с.н.
    1995 г. Миг-29 унёс жизнь пилота Сипливец из 120 иап, Читинская область
    Март 1996 г. опять Читинская область домны столкнулись два Мига
    1998 г. там же погиб егоров
    2 ноября 1999 г. самолёт столкнулся с ВПП, пилот Г. Авраменко катапультировался
    22 марта 2001 г. Астраханская область миг-29уб упал на землю из-за пожара двигателя
    19 июня 2003 г. опять Миг-29уб в Краснодарском крае, пилот-инструктор и курсант катапультировались
    12 ноября 2003 г. в Армении база Эрубени Миг-29, пилотируемый майором К. Кардашем, столкнулся с горой Урасар (2557 м.)
    28 января 2004 г. Рязанская область при посадке не вышло шасси, пилот катапультировался
    12 мая 2006 г. Тверская область при посадке разбился Миг-29
    21 марта 2007 г. столкновение двух мигов
    17 октября 2008 г. под Читой, отказ системы управления закрылками
    5 декабря 2008 г. разрушение киля из-за коррозии разбился истребитель миг-29 из 120 иап
    Лето 2012 г. в Сибире
    6 сентября 2012 г. после взлета с аэродрома Домна разбился Миг-29
    Август 2014 г. в астраханской губернии разбился миг-29, пилот погиб!
    К 1991 г. за рубежом эксплуатировалось более 300 Миг-29
    Алжир 2 самолёта в апреле 2000 г.: один из столкнулся с землей, второй потерял управление
    Болгария сентябрь 1994 г.
    Венгрия июнь 1998 г., 11 мая 2005 г., апрель 2008 г.
    Индия 1986 -1997 потеряно 4 мига, 1999 г. ещё два мига, сентябрь 2006 г. потерян миг
    Азербайджан один миг
    Беларусь 21 апреля 2010 г. в 20.15 местного времени столкновение 2 мигов, 23 сентября 2010 г. разбился ещё один миг – погибли полковник С. Коваленко и майор А. Жигайло. После распада СССР на долю Беларуси досталось около 100 Миг-29, к 2000 г. в строю осталось не более 50. В 2003 г. число боеспособных довели до 65 самолётов
    Украина за 17 лет разбились 4 мига: 20 июня 1995 г. (2 лётчика погибли), 30 июля 1996 г. погиб в Кирильчук, октябрь 1996 г. упал в Черное море (2 лётчика погибли), 26 марта 1998 г. погиб с. Дудкин
    Казахстан 2008 г.
    waggish
    1. 0255 7 сентября 2014 12:09
      И у американцев было потеряно 180 или около того Ф-15, вот пару фоток:




      последние секунды полёта Ф/А-18
      1. 0255 7 сентября 2014 12:20
        киль и стабилизатор от Ф-15 после падения:

        если верить статье, разбился в штате Миссури

        падают и Ф-16



        чтобы увидеть больше радующих глаз и сердце фотографий, стоит написать в Google "f-15 crash" или "F-16 crash"
        1. 0255 7 сентября 2014 12:25
          Цитата: Cтатья
          При этом в феврале (еще во время войны) был потерян один саудовский F-15С.

          не его ли поднимают со дна:


          по какой небоевой причине ему оторвало нос? request
    2. Сухой_Т-50 12 сентября 2014 21:51
      Недавно разбились 3 Хорнета(2 из них-сегодня),1 Харриер,1 Ф-15С.Очень частый самолетопад.
      И пора бы уже банить 5 колонну
  16. MAX2014 6 сентября 2014 21:35
    Я не понимаю почему приводят в пример потери советских и российских самолетов в Ираке, Югославии и тд. Во первых- против американских самолётов 4 поколения воевали самолеты 3, преимущественно 2 поколения.
    Во вторых- воевали неопытные Иракских и Югославские пилоты которые я уверен в первый день сидели за партой, а во второй день попадали в пекло воздушного боя.
    Я уверен если бы воевали советские и российские пилоты вместо иракцев и сирийцев результаты были бы другие.
    1. supertiger21 7 сентября 2014 12:50
      Цитата: MAX2014
      Я не понимаю почему приводят в пример потери советских и российских самолетов в Ираке, Югославии и тд.Во первых- против американских самолётов 4 поколения воевали самолеты 3, преимущественно 2 поколения.
      Во вторых- воевали неопытные Иракских и Югославские пилоты которые я уверен в первый день сидели за партой, а во второй день попадали в пекло воздушного боя.
      Я уверен если бы воевали советские и российские пилоты вместо иракцев и сирийцев результаты были бы другие.


      Да здесь не только в пилотах дело.И иракцы и сербы воевали на своих самолетах практически сам за себя, без поддержки прочих средств.Чего не скажешь о силах США и НАТО, у которых была целая система для борьбы с вражескими саолетами.Это когда летело звено F-15C(с выключенными РЛС),за них(в сотни км от боя) обнаружение ведет самолет ДРЛО Авакс(обнаруживая цель и наводя пилотов F-15 на неё), а тем временем все поптки противника попытаться обнаружить американцев - пресикаются, помехами самолетов РЭБ EF-111. И ослепленные помехами лётчики МиГов даже не подозревают, что к ним уже несется со скоростью 3500 км/ч ракета AIM-7 Спэрроу.Вот эта полноценная система воздушного боя и дала победу американцам.Уверен, если-бы сербы или иракцы летели на F-15, а американцы на МиГах, то результат вряд-ли изменился-бы. no
  17. Jager 6 сентября 2014 21:38
    Сравнение этих "потерь" напоминает байки Отто Кариуса. "На нас двигалось 50 русских танков, потом 200, потом 300 злобных Т-34 попытались прорваться, но мы доблестно отразили все атаки". В общем, за день боев старина Отто лично выпиливал половину советского танкового корпуса. Тьфу.
    Учет потерь техники - штука сложная и неоднозначная. К примеру, под Курском при сравнении потерь выходит цифра (навскидку) 15:1. НО! У нас учитываются все подбитые/сгоревшие машины, ремонт которых силами экипажа и "летучки" невозможен. А у немцев подсчитываются только БЕЗВОЗВРАТНЫЕ потери (танк полностью довольно трудно уничтожить, только если он сгорел (и то не всегда) или был разрушен взрывом).
    Что же касается авиации, то тут всё еще более сложно. Но факт - евреи оооочень редко подтверждают факт своих потерь, американцы же предпочитают списывать боевые потери на технические неисправности.
  18. mambo_1 7 сентября 2014 08:44
    «Лицом» современных ВВС являются истребители четвертого поколения. Однако их боевой опыт гораздо меньше, чем у их предшественников. Так, ни в одном бою ни разу не участвовали китайские машины четвертого поколения J-11 («клон» Су-27) и J-10. Европейский «Тайфун», французский «Рафаль» и шведский «Гриппен» участвовали лишь в полигонной войне в Ливии, работая в отсутствие ПВО противника по наземным целям. Таким образом, реальный боевой опыт имеют всего шесть типов самолетов четвертого поколения: американские F-15, F-16, F/А-18, советские / российские Су-27 и МиГ-29, французский «Мираж-2000». после этого абзаца понял что статью читать нечегоЁ так как "автор жжет" !боевой опыт получают людиЁ а не боевая техника, а люди уходят на пенсиюЁ спиваются, умирают
    mambo_1
    1. voyaka uh 7 сентября 2014 13:15
      "!боевой опыт получают люди а не боевая техника,
      а люди уходят на пенсию спиваются, умирают"

      Перед уходом на пенсию летчики с боевым опытом
      обнычно работают инструкторами. Передают опыт молодым.
      И по боевому опыту вырабатывают тактику, наиболее подходящую
      к технике. Чтобы не повторять ошибок.
  19. Andriuha077 7 сентября 2014 15:08
    "Несбиваемому" F-15 доверия не больше, а ровно столько, как "доказательствам" НАТО о "российских колоннах" в Новороссии:

    http://topwar.ru/57646-rossiyskie-diplomaty-trollyat-nato-fotografiyami-dokazate
    lstv-prisutstviya-rossiyskih-voysk-na-ukraine.html
    Российские дипломаты "троллят" НАТО фотографиями "доказательств" присутствия российских войск на Украине


  20. Семен Семеныч 8 сентября 2014 02:54
    ... иракский МиГ-29 сбил британский бомбардировщик «Торнадо», но западные источники этого не подтверждают....
    ****************************
    Ну-у-у-у...раз западные источники не подтверждают, значит НЭБЫЛА laughingЖелезное алиби-раз госдеп "не видит суслика"-значит НЭТУ...
    1. supertiger21 8 сентября 2014 15:14
      Цитата: Семен Семеныч
      ... иракский МиГ-29 сбил британский бомбардировщик «Торнадо», но западные источники этого не подтверждают....
      ****************************
      Ну-у-у-у...раз западные источники не подтверждают, значит НЭБЫЛА laughingЖелезное алиби-раз госдеп "не видит суслика"-значит НЭТУ...


      Согласен!Вообще с подтверждением и не подтверждением у США двойные стандарты.Вот например у F-15 подтвержденных воздушных побед 86-87, но американцы придерживаются цифры 104, даже не взирая на то, что их оппоненты не признали 17-18 подеб из них.Ну что сказать, словам американцев - никакие доказательства не нужны,у них уже всё доказано laughing )))Как Обама в Эстонии:"много неопровержимых фактов нахождения ВС РФ на территории Украины, которые неоспоримы")))Так и хлещет враньё из рыла! negative
  21. Карампакс 8 сентября 2014 04:55
    Интересно было бы поглядеть на амерских пилотов за штурвалом их же самолетов в условиях полного количественного превосходства противника. Когда со взлета тебя уже "ведут" а ты как слепой. А так статья фейк!.... В 41 наши пилоты на ишаках и чайках фашисткую гниду гасили и ничего выстояли. Для особо упертых потери люфтваффе и ВВС РККА в пилотах были примерно одинаковы!!! Большинство асов германии были сбиты именно на восточном фронте.Тоже думали наверное что у них самолеты как у богов))))))))
  22. silver_roman 8 сентября 2014 10:55
    При этом данный самолет в качестве воздушного бойца превосходит всех своих «коллег» вместе взятых.
    - это цитата о ф-15.
    Я с ней катигорически не согласен и только за нее ставлю статье минус.
    Да, ф-15 - отличная машина, но свой потенциал она раскрывает только в сражениях против "раритета", с которым и воевала. В противном случае же это были воздушные бои с численным превосходством, грамотной проведенной разведкой, еще и скорее всего с целеуказанием со всяких там аваксов.
    Как ни раз показывала практика учебных боев, сушки 27 в ближнем бою наказывают ф-15 практически постоянно. Я уже не говорю о су-30 МКИ и тем более Су-35с. Даже австралитяне подтвердили превосходство ЛА 4-ого поколения РФ над своими конкурентами.
    Огромный фактор - это навыки пилота и когда речь идет о ливанских летчиках против израильтян, то как бы это не показатель и не минус в пользу тех же ЛА Ливанцев и т.п.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня