Танковый таран — оружие смелых

Танковый таран — оружие смелых


Воздушный таран — довольно сложный маневр: в большинстве случаев, особенно при прямых столкновениях, разбиваются оба самолета, и лишь изредка нападающему летчику удается спастись, выпрыгнув с парашютом. Уникальным мастером воздушного тарана был, в частности, Борис Ковзан, в 1941—1942 годах сбивший тараном четыре самолета противника и в трех случаях сумевший успешно возвратиться на базу (впрочем, в четвертом бою он тоже выжил, поскольку его выбросило из кабины горящего Ла-5 и он успел раскрыть парашют).

Наземный таран, безусловно, не несет такой опасности. Его основное назначение — вывести из строя вражескую технику; экипаж атакуемой машины чаще всего при столкновении выживает. В первую очередь нападающий при танковом таране стремится повредить самый уязвимый элемент танка соперника — ходовую часть, чтобы обездвижить врага. При этом водитель танка должен иметь серьезный опыт — в том числе для определения возможностей собственной машины. Потому что при наземном таране — в отличие от воздушного — сохранение своего танка в целости считается нормой, и если в результате столкновения обездвижены обе машины, это можно отнести к ошибке нападающего. Итак, тактика.


Танк в танк

Несмотря на то что бронированная техника широко использовалась уже в Первой мировой войне, официально зафиксированных случаев танкового тарана до 1936 года не было. Отчасти это объясняется низкими рабочими скоростями бронеавтомобилей и танков раннего периода: толковый таран на скорости 6−10 км/ч сделать невозможно.

Первым такую тактику применил 29 октября 1936 года командир танкового взвода испанской республиканской армии… Семен Кузьмич Осадчий. Да, как ни странно, международное участие в Гражданской войне в Испании было достаточно широким; СССР предоставил республиканской стороне значительное количество техники и оружия, плюс более 2000 советских солдат сражались в 1936—1939 годах под испанским небом. Лейтенант Осадчий, выпускник бронетанковой школы, принимал участие в одном из крупнейших танковых боев того времени, сражении при Сесенье, под командованием полковника Поля Армана (к слову, также советского офицера, чье французское имя объясняется тем, что в детстве он с семьей жил во Франции). Именно во время этого боя Осадчий нестандартным маневром направил свой Т-26 на танкетку Carro CV3/33 и опрокинул ее, столкнув в кювет. Это событие и стало первым зафиксированным историей танковым тараном.

Здесь стоит отметить, что маневр Осадчего, как и первые танковые тараны Второй мировой, был спонтанным и остроумным решением, возникшим непосредственно в ходе напряженного боя. Никакой тактики и теории танкового тарана на тот момент не существовало — она появилась значительно позже.

Впрочем, Осадчий интуитивно последовал методике, впоследствии многократно проверенной на поле боя. В воздушном сражении на более легком и юрком самолете выгодно таранить машину менее поворотливую и тяжелую. В наземном же бою явное преимущество имеет тяжелая бронетехника, поэтому львиная доля танковых таранов была произведена на тяжелых танках против легких танкеток, орудий, стоящих на аэродроме самолетов и прочих объектов относительно малой массы.

Интересно, что первый таран Великой Отечественной войны произошел в первый же ее день — 22 июня 1941 года. Тяжелый танк КВ-1 под командованием 22-летнего лейтенанта Павла Гудзя (впоследствии он станет знаменитым танкистом-асом и дослужится до генерал-полковника) столкнулся с немецким Pz Kpfw III, сбил гусеницу и столкнул противника в кювет, опрокинув на бок. В том бою взвод Гудзя уничтожил пять танков и ряд бронемашин противника, сам лейтенант получил орден Красного Знамени, но именно первый танковый таран в ВОВ выделил сражение 22 июня из общего ряда многочисленных боев первых дней войны.

Теория и тактика

С течением войны из спонтанных действий танковый таран перешел в разряд заранее планируемого маневра. Наиболее эффективным методом стал таран танком вражеского орудия. Объясняется это легко: в достаточно компактное орудие крайне сложно (даже точнее — невозможно) попасть снарядом, тем более во время движения, а при остановке танк сам становится мишенью. Таким образом, появилась более или менее эффективная наступательная тактика: танк постоянно находился в движении, затрудняя врагу наведение, и успевал добраться до орудия и его расчета раньше, чем то производило второй или третий прицельный выстрелы. Лобовая броня тяжелого КВ (впрочем, отчасти это касалось и Т-34) была практически неуязвима для большинства немецких орудий — это привело к нескольким прецедентам, когда советский танк успешно добирался до расположения вражеской батареи или, например, движущейся колонны легкой техники и банально «катался» там, давя и тараня все, что попадалось под гусеницы. Подобных атак колонн зафиксировано несколько на протяжении всей войны. Преднамеренные тараны обычно завершались уничтожением танка, но до этого момента он успевал «забрать с собой» до четырех-пяти единиц вражеской техники, не говоря уже о легком оружии вроде минометов.

Танковый таран — оружие смелых

Известный репортажный кадр из немецких кинохроник: 18 октября 1941 года советский танк Т-34 21-й танковой бригады таранил самоходную артиллерийскую установку StuG III 660-й батареи штурмовых орудий.


Аналогично применялись преднамеренные тараны против самолетов. Наиболее известным прецедентом был бой 24 декабря 1942 года близ станции Тацинская под Сталинградом. Машины 24-го танкового корпуса прорвались в расположение двух немецких аэродромов снабжения и методично, экономя боеприпасы, раздавили или просто повредили более 300 вражеских самолетов, предназначенных для тылового обеспечения 6-й армии Паулюса. Аналогичных случаев на протяжении войны было несколько, но обычно количество уничтожаемых самолетов не превышало 20−30 — по наличию их на аэродромах; бой же на Тацинской был уникален огромным количеством приведенной в негодность техники врага.

Помимо массового уничтожения легкой техники противника, преднамеренные танковые тараны применялись и в боях один на один против серьезных бронемашин. Таранили обычно в борт, чтобы опрокинуть, столкнуть в траншею или повредить ходовую — подобных таранов было произведено порядка сотни, хотя точное число назвать на данный момент уже невозможно (в специальной литературе упоминается количество от 50, что явно занижено, до 150, что тоже, скорее всего, не отражает реальности). В большинстве случаев нападавший танк оставался на ходу, хотя таран представлял угрозу и для него — например, при взрыве топливных баков атакуемой машины страдали обе стороны; также можно было повредить собственную ходовую или орудие.

Немецкий зверь

Интересно, что в зарубежной практике танковые тараны применялись крайне редко; даже иностранные источники в 95% случаев приводят в качестве примеров именно советские тараны. Один «импортный» случай документально зафиксирован во время операции Гудвуд (18−20 июля 1944 года), еще несколько описаны устно, но не более того.

Тем не менее даже в этом методе борьбы, не присущем европейской тактике, проявился тевтонский сумрачный гений в лице знаменитого конструктора Фердинанда Порше. После многократного успешного применения советскими воинами танковых таранов при Сталинграде Гитлер отдал личный приказ в спешном порядке разработать танк, предназначенный сугубо для таранной атаки. К декабрю 1942 года разработка была закончена, а в январе 1943-го было выделено три шасси VK4501 (P) для установки на них таранных корпусов.

Вообще VK4501 (P) был совместным проектом Порше в рамках госзаказа на тяжелый танк, способный нести 88-мм орудие KwK L/56. Заказ получили две компании — Porsche и Henschel, проект подразумевал только разработку шасси, а башня предоставлялась стандартная, уже созданная компанией Krupp. В итоге тендер выиграл Henschel — результатом стал 54-тонный «Тигр», Panzerkampfwagen VI «Tiger I» Ausf E. А шасси Porsche, VK4501 (P) или Tiger (P), построенное всего в нескольких экземплярах, осталось не у дел.

Вот тут-то и сработал заказ на таранный танк. Шасси уже было готово, корпус создали буквально за несколько недель, и к августу 1943 года на свет должно было появиться сразу три страшных машины — Räumpanzer Tiger (P). Впрочем, скорее всего, реально до более или менее высокой стадии готовности был доведен только один танк (по крайней мере был изготовлен его корпус), а остальные два шасси так и остались невостребованными и позже использовались при разработке второй генерации танка Порше — VK4502 (P), не увидевшего свет даже в опытном экземпляре. До полевых испытаний Räumpanzer Tiger (P) дело не дошло. Доказано, что единственная фотография танкового тарана на фоне советских танков — по легенде он был захвачен в качестве трофея — является подделкой. Räumpanzer остался «жителем» испытательного цеха, а до наших дней дошли лишь чертежи странной машины.

Танковый таран — оружие смелых

Поскольку фотографий корпуса Räumpanzer Tiger (P) не сохранилось, фантазия художника основана на эскизном проекте и чертежах.


Вся ее структура была рассчитана исключительно на одну задачу — таранить. Плавные, аэродинамические обводы корпуса способствовали увеличению скорости, а массивный заостренный нос, похожий на паровозный отвал, позволял поддевать танк соперника, опрокидывая его на бок. Впрочем, Räumpanzer предназначался для расчистки дороги от барьеров и баррикад, а также для пролома стен — в этом плане он значительно ближе к бульдозеру, чем к танку.

Русский метод

Достаточно широкое распространение танкового тарана в Красной армии и практически полное его отсутствие в армиях союзников объясняется целым рядом факторов. Во-первых, количеством: суммарно за период с 1941 по 1945 год в боях в Европе приняло участие больше советских танков, чем всех союзных, вместе взятых. Во-вторых, хорошими ходовыми качествами той же «тридцатьчетверки», наиболее распространенной в качестве таранного танка. И в-третьих, обучением: советских механиков-водителей целенаправленно инструктировали о методах ведения боя в отсутствие боеприпасов. Существовали методики удара под углом, а также подхода к противнику таким образом, чтобы он технически не мог повернуть башню и расстрелять «таранщика» в упор. Александр Фень, генерал-майор в отставке, вспоминал, что танкистов учили поддевать пушку соперника своей, поднимая вражеский танк на попа и вынуждая вражеский экипаж выбираться наружу — прямо под пулеметный огонь. Подобные прецеденты встречались не только в теории, но и в реальных боях.

В принципе, таран — и воздушный, и морской, и наземный — всегда был средством последней ступени, когда других вариантов уже не оставалось, когда противник был слишком близко, а боеприпасов не хватало. Но советские танкисты сумели превратить его в полноценный тактический прием, успешно применимый даже против колонн небронированной техники. А тот, кто подчиняет себе тактику, получает преимущество, не так ли?

Известный репортажный кадр из немецких хроник: 18 октября 1941 года советский танк Т-34 21-й танковой бригады таранил самоходную артиллерийскую установку StuG III 660-й батареи штурмовых орудий. На снимке немцы вскрывают советский танк, чтобы взять экипаж в плен.

Танк против поезда
Удивительно, но история знала ряд случаев, когда танк успешно таранил заведомо более тяжелый и мощный объект — бронепоезд. Наиболее известен инцидент, произошедший 25 июня 1944 года на станции Черные Броды недалеко от Бобруйска. Немецкий бронепоезд стоял на станции, мощным огнем сдерживая наступление танкового подразделения. В один из танков — Т-34 под командованием Дмитрия Комарова — попал снаряд; заряжающий и командир орудия были ранены, а башня повреждена. Выгрузив раненых, Комаров и механик-водитель Михаил Бухтуев направили танк непосредственно на бронепоезд. По пути танк снес два легких орудия, уничтожил ряд немецких солдат (Комаров продолжал огонь из пулемета), а затем на полной скорости, объятый огнем от очередного попадания, врезался в бронепоезд, уничтожив три орудийные площадки и обездвижив рельсовую машину-убийцу. Бухтуев при столкновении погиб, Комаров же остался в живых и через несколько недель вернулся на фронт, где пал смертью храбрых осенью того же года. Немцы, потеряв бронепоезд, вынуждены были отступить, оставив станцию.
Автор: Тим Скоренко
Первоисточник: http://www.popmech.ru/weapon/45971-tankovyy-taran-oruzhie-smelykh/#full


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 64
  1. Крэнг 3 сентября 2014 09:30
    Хорошая фотка в начале. Что бы на 50-тонном танке КВ-1Э раздавить такую козявку как Pz.III не надо быть смелым. Достаточно просто нажать на газ. Все остальное "правильный" танк КВ-1 сделает сам.
    Крэнг
    1. AYUJAK 3 сентября 2014 10:00
      Надо еще и везение иметь. Там ведь не один танк идет. Группой. Таранит танк, а его вбок расстреливают. Поэтому не так много случаев удачного тарана, когда экипаж выживал.
      Бесспорно что таран - геройский поступок.
    2. cherbot 3 сентября 2014 10:01
      На картинке, вроде, просто КВ-1 (не видно клепок, которыми экраны крепились к башне).
      cherbot
      1. Tatar-in 3 сентября 2014 10:38
        на кв были и сварные башни и литые тоже
        1. cherbot 3 сентября 2014 10:46
          Я это прекрасно знаю. Но Крэнг написал про КВ-1Э, то бишь экранированный. Экраны на башню устанавливались исключительно методом клепания.
          cherbot
          1. Tatar-in 3 сентября 2014 10:49
            На картинке он не экранирован, борта у него другие. Это скорее всего последствие нажатия enter)
          2. yehat 3 сентября 2014 13:35
            возможно, Э был не индекс машины, а оборот речи
          3. 52гим 3 сентября 2014 16:49
            Клепания чего и куда? Попы к пальцу? Сврка, з зазором и выносом на опорах! Вы вообще представляете, что дешевле при серии- квалифицированный клепальщик или "фабзаец" с электродом, просто заваривавший торчащие штыри- "псевдогужоны". А бронезаклёпки, конечно, на полу кучами валяются?
    3. Гражданский 3 сентября 2014 10:51
      Танк не предназначен для такого использования, матчасть губить без правильного использования- преступление.
    4. 97110 3 сентября 2014 16:40
      Цитата: Крэнг
      Что бы на 50-тонном танке КВ-1Э раздавить такую козявку как Pz.III не надо быть смелым

      Т-3 всё-таки не козявка, а 20-тонный основной танк (наряду с Т-4) вермахта. А попробуйте на легковой машине (какую не жалко - ваш выбор) таранить 200-кг кабана. В ЗР была статья о попытке таранить кабана Волгой. Поищите, если интересно. Результат Вас обескуражит.
      Танкист я, извините, не великий, служба в танковом полку в Сертолово-2 закончилась для меня рассматриванием с безопасного расстояния Т-44. Но результат столкновения танков в десятки тонн массой представляются мне не такой уж безопасной ситуацией. ИМХО.
      1. Крэнг 4 сентября 2014 09:17
        Цитата: 97110
        А попробуйте на легковой машине (какую не жалко - ваш выбор) таранить 200-кг кабана.

        Раздавить? Легко. Вы же не врезаетесь в него со скоростью 100км/ч. Просто раздавить - легко. И так же легко это делал КВ-1.
        Крэнг
      2. смерш24 4 сентября 2014 15:19
        А подушек и ремней безопасности в танке нет (и, наверное, долго не будет)! Так что для экипажа таран танка бесследно не пройдет! Таран танка - это крайняя мера. ИМХО.
  2. Алексей М 3 сентября 2014 09:35
    Страшен русский танк,но ещё страшнее его русский экипаж.
    1. Petergut 3 сентября 2014 11:36
      Цитата: Алексей М
      Страшен русский танк,но ещё страшнее его русский экипаж.
  3. zyablik.olga 3 сентября 2014 09:51
    Лобовая броня тяжелого КВ (впрочем, отчасти это касалось и Т-34) была практически неуязвима для большинства немецких орудий

    Весьма спорное утверждение, наши танки были неуязвимы для 37-мм и отчасти 50-мм германских орудий. 75-мм ПТО Рак 40 легко пробивали броню КВ и Т-34 на реальных дистанциях.
    1. Tatar-in 3 сентября 2014 10:36
      Ваше утверждение тоже весьма спорно, так как если говорить о пушке 7,5 cm Pak 40, то она ставилась только на мардеры и на некоторые ягпантеры. Против них тараны не применялись, на сколько я слышал. Основными жертвами таранов были легкие танки немцев и Пз3 и Пз4, которые со лбом 34 и тем более кв, справлялись мягко сказать с трудом.
      7,5 cm Pak 40 использовалась в большей степени как противотанковое орудие.
      А после появления ИС-2 и 7,5 cm Pak 40 со лбом не справлялась.
      1. yehat 3 сентября 2014 13:38
        пз3 и пз4 могли поражать и т34 и кв-1 в лоб, т.к. имели на вооружении подкалиберные снаряды, но их было мало, а обычными нужно было выцеливать слабые места - точность орудий вполне позволяла, что по движущемуся танку сделать затруднительно. Поэтому, обычно шел хаотичный обстрел, редко задевавший уязвимые точки.

        однако, известны случаи, как КВ-1 подбивали даже в дно танка, когда он наклонялся на кочках.
      2. 52гим 3 сентября 2014 16:41
        "7,5 cm Pak 40 использовалась в большей степени как противотанковое орудие.
        А после появления ИС-2 и 7,5 cm Pak 40 со лбом не справлялась" .Ещё как справлялась , зависит от дистанции и снаряда, а нижний лист лобовой брони брала спокойно с 500 метров. Читать нужно не только Барятинского, коллега!
  4. ImperialKolorad 3 сентября 2014 09:58
    Далеко нам до того поколения в силе воли и самоотдаче. Вечная память воинам - освободителям.
  5. parusnik 3 сентября 2014 10:10
    Танковый таран — оружие смелых,это точно,не убавить не прибавить..
    1. igordok 3 сентября 2014 13:43
      Кое в чем не соглашусь с автором. В моем понимании таран это намеренное или случайное столкновение с однотипной техникой. Когда танк сталкивается с танком, САУ, БМП, бронепоездом и с некоторой натяжкой с БТР (гусеничный)- это таран. А столкновение с орудием, с автомобилем, с небронированным ж,д, составом, с самолетом или вертолетом на земле - это не таран, а уничтожение вражеской техники. На то и другое (таран и уничтожение техники) необходимы мужество и умение. Иначе и на велосипеде застрянешь.

      1. ЗубореЗ 4 сентября 2014 07:49
        "Огнем и гусеницами"(с)
        1. igordok 4 сентября 2014 16:30
          Цитата: ЗубореЗ
          "Огнем и гусеницами"(с)

          Иногда употребляют "Огнем и маневром".
  6. Mad-dok 3 сентября 2014 10:14
    "Плавные, аэродинамические обводы корпуса способствовали увеличению скорости"
    интересная фраза
    1. 52гим 3 сентября 2014 16:45
      А то! Аэродинамика для 60-ти тонной машинки на скорости 15-18 км в ч - Жуковский отдыхае! laughing
  7. Rinat 1 3 сентября 2014 10:15
    в своих мемуарах М.Е. Катуков писал, что танковый таран совершенно бестолковое мероприятие, у танка есть другие виды вооружения для поражения противника. А танковый таран распиярили политработники совершенно не соображающие в танковых делах.
    1. Tatar-in 3 сентября 2014 10:42
      Таран - по большей степени последнее оружие, когда больше не осталось ни чего другого. Когда наши деды не могли смериться с участью плена, а пытались свою жизнь продать по дороже
      1. Rinat 1 3 сентября 2014 10:47
        Ни кто это и не отрицает, но наверное кто реально прошел ВОВ с первого дня пишет все таки правду. Даже летчики таран после 1943 применяли очень редко, по тому как наши самолеты уже были лучше немецких и не было необходимости портить боевую машину
        1. Tatar-in 3 сентября 2014 10:56
          А какое это психологическое оружие!
    2. 97110 3 сентября 2014 16:51
      Цитата: Rinat 1
      распиярили политработники

      Политработники Вас раздражают? А не их ли работа сейчас отсутствует на Украине? Война информационная издревле идёт, сейчас она особенно важна, а Вам необходимо одну из важнейших воинских специальностей обхаять. Зачем? Или как Чапай штабных ругаете, чтобы ближе к личному составу казаться?
      1. Rinat 1 4 сентября 2014 09:17
        Меня политработники не раздражают, и среди них были достойные войны, причем и из Казахстана напрмер М. Габдуллин герой советского союза. Я просто пересказал мнение М. Катукова который он описал в своих мемуарах, то что танковый таран идеализировали политработники.
        1. 97110 4 сентября 2014 10:43
          Цитата: Rinat 1
          пересказал мнение М. Катукова который он описал в своих мемуарах, то что танковый таран идеализировали политработники

          То есть
          распиярили политработники совершенно не соображающие в танковых делах
          - это слова Катукова? И он не мог себе позволить политсостав, соображающий в танковых делах? Видимо из-за засилия особистов, смершей, кровавой гэбни и кровавого тирана? Или всё-таки это Ваша формулировка?
          1. Rinat 1 4 сентября 2014 15:52
            Я не могу Вам дословно передать, просто книги под рукой нету, но смысл был таков. И причем здесь СМЕРШ и особисты?
  8. A1L9E4K9S 3 сентября 2014 10:21
    Беззаветность и самоотверженность при защите своей Родины всегда отличала Русских людей от народов других стран,мало кто сравнится с Русским солдатом по силе духа и самопожертвованию,разве только у японцев были камикадзе.
    1. 97110 3 сентября 2014 16:55
      Цитата: A1L9E4K9S
      разве только у японцев были камикадзе.
      Установки разные. Для советского солдата важна Победа, т.е. результат. Для пин-доса важен процесс - он приносит денежку. А самураю важно геройски погибнуть.
  9. Mad-dok 3 сентября 2014 10:40
    http://images.vfl.ru/ii/1322945258/b707695e/215747.jpg
  10. Tatar-in 3 сентября 2014 10:46
    Был еще один случай не менее красивый чем таран. Когда немцы обнаружили заглохший КВ-1 и пытаясь отбуксировать на 2-х немецких легких танках. Экипажу удалось завести боевую машину и утащить немецкие танки к своим)
    1. 97110 3 сентября 2014 16:58
      Цитата: Tatar-in
      на 2-х немецких легких танках

      Про случай читал, но что танки лёгкие, да ещё два - впервые слышу.
    2. Князь 20 октября 2014 16:16
      Ох немцы тогда удивились
      Князь
  11. padonok.71 3 сентября 2014 12:28
    Зачем автор "приплел" RAMMTIGER не понятно. Это чудо ни когда не рассматривалось как таранный танк. Задание на проектирование выдавал лично гитлер, в начале 43г., под "впечатлением" от Сталинграда. И предназначался он для расчистки городских улиц от баррикад, временных ИФсооружений.
    ПТартиллерия у немцев была не плохая, ЛС имел боевой опыт и вставшие в позицию ПТбатарреи просто так не один советский танк не протаранил бы. Все случаи таранов танком, ПТорудий - либо захват на марше, либо единичное орудие. Рассказы про вламывающиеся на ПТпозиции врага Т34 (КВ) и давящие десятками орудия, вместе с расчетами, не более чем мифы пропаганды.
    И потом не стоит забывать про троффеи вермахта. Да и про "ахт-ахты", которые до конца войны были грозным противником для всего танкового парка СССР.
    Чем сильнее враг, тем слаще победа. А немцы всегда были достойными противниками. И только Русские могли всегда дать им достойный окорот. angry
    padonok.71
    1. 290980 3 сентября 2014 14:41
      Цитата: padonok.71
      Зачем автор "приплел" RAMMTIGER не понятно

      согласен, да и для расчистки барикад этот аппарат врядли был бы пригоден.

      Цитата: padonok.71
      И потом не стоит забывать про троффеи вермахта. Да и про "ахт-ахты", которые до конца войны были грозным противником для всего танкового парка СССР.

      восемь-восемь отличные пушки, не зря их в тиграх устанавливали.
    2. 97110 3 сентября 2014 17:00
      Цитата: padonok.71
      Да и про "ахт-ахты", которые до конца войны были грозным противником для всего танкового парка СССР.
      Стыдно признаться, но что это такое?
      1. padonok.71 3 сентября 2014 17:49
        Flak 8,8 cm. Зенитка фашистляндская. Дальше, если интересно, сами пагуглите.
        padonok.71
        1. Игарр 3 сентября 2014 19:00
          Ахт - произношение цифры "восемь" по-немецки....ахт, нойн, цейн - восемь, девять, десять.
          Калибр 88 мм, или 8,8 см - читается - ахт-ахт.....
          И все дела.
          1. 97110 4 сентября 2014 10:47
            Цитата: Игарр
            И все дела

            Спасибо. Действительно просто, но встретил впервые. Про 88 мм пушки наслышан, конечно.
          2. tomket 5 сентября 2014 00:22
            а если вдаваться в крючкотворство ,то правильно называли "ахт кома ахт"
    3. Комментарий был удален.
  12. мичман 3 сентября 2014 12:37
    Уважаемые читатели "ВО", в своем комментарии Петр привел фото ст. лейтенанта З.Г. Колобанова. Этот герой 19 августа 1941 года остановил и уничтожил фашистскую танковую колонну на Ленинградском Фронте. Но к этому очерку мне захотелось оставить вам выдержку из моего рассказа "Стоять насмерть, но выжить" (он опубликован в "ВО" в 2012г.) В составе роты З.Г.Колобанова (это было всего 5 танков) был танк мл. лейтенанта Н.Евдокименко с механиком-водителем сержантом П.Садиковым. В процессе боя сержант Садиков протаранил фашистский танк, который сумел спуститься с дороги и направлялся к танку комроты, чтобы с близкой дистанции поразить его. Таран был произведен из-за того, что заклинило в танке Евдокименко заряжающий механизм. Всего в этом бою пять наших танкистов уничтожили 43 танка фашистов, более роты солдат, несколько штабных автомобилей и пушек. Это был первый танковый таран на Ленинградском фронте.
    Я написал этот рассказ в благодарность танкистам ст. лейтенанта З.Г. Колобанова, который на 10 дней остановил наступление танковой армии Гепнера на Ленинград. 22 августа мой отец отправил нас с матерью на одном из последних эшелонов в эвакуацию в Сибирь. Сам погиб на Ленинградском фронте 27 декабря 1941 года. Видимо своей жизнью я тоже обязан и нашим героям танкистам.
    В материалах о Курской битве есть сведения о таранах фашистских танков, но удивительный факт результатов исследований наших специалистов. Большинство подбитых наших танков в момент их поражения имели малые скорости. Причина: либо влияние пересеченной местности, либо квалификация механиков-водителей. А таран в бою фашистских танков производят на средней скорости как минимум. Честь имею.
  13. Михаил_59 3 сентября 2014 14:05
    Цитата: АВТОР
    Известный репортажный кадр из немецких кинохроник: 18 октября 1941 года советский танк Т-34 21-й танковой бригады таранил самоходную артиллерийскую установку StuG III 660-й батареи штурмовых орудий.


    Вот, кажется, этот же таран с другого ракурса...
  14. Кар Карыч 3 сентября 2014 15:30
    Цитата: cherbot
    Я это прекрасно знаю. Но Крэнг написал про КВ-1Э, то бишь экранированный. Экраны на башню устанавливались исключительно методом клепания.


    Ни какого клепания, экраны крепились на болты которые приваривались к башне, сделано это было специально для ремонтных бригад на случай замены либо орудия или самой башни.
  15. Кар Карыч 3 сентября 2014 15:35
    Цитата: zyablik.olga
    Лобовая броня тяжелого КВ (впрочем, отчасти это касалось и Т-34) была практически неуязвима для большинства немецких орудий

    Весьма спорное утверждение, наши танки были неуязвимы для 37-мм и отчасти 50-мм германских орудий. 75-мм ПТО Рак 40 легко пробивали броню КВ и Т-34 на реальных дистанциях.


    Нет описано правильно, основное орудие пехотных частей как раз и являлось орудие калибром 37 мм, немецкие офицеры считали и они были правы, что 37 мм достаточно для поражения таких танков как Т-26, либо БТ которых было очень много. Появление Т-34 или КВ любой модификации для них было сюрпризом, а количество пушек 50 мм было очень маленькой, достаточно их стало только в конце 42 года.
    1. padonok.71 3 сентября 2014 16:27
      Не забывайте о иностранных системах, французких, чешских и пр. Их было не мало и по мощи они часто превосходили "колотушки". И опять же "ахт-ахт", в р-не 500 (+-) шт, на ВФ - не мало. Встреча с ними была уже сюрпризом для экипажей 34ок и КВшек. Часто, к сожалению, последним.
      Да и гибкость тактического применения артиллерии в вермахте была на высоте.
      padonok.71
    2. samoletil18 3 сентября 2014 20:01
      37-мм ПТ пушки не были безобидными для КВ. Помимо ходовой, расчеты инструктировались и на стрельбу в погон башни, что при попадании приводило к заклиниванию последней.
  16. askold 3 сентября 2014 16:25
    Интересная статья-напролом к Победе!Кстати, на "танковом биатлоне",африканский экипаж тоже, маленький такой, неосторожный таранчик в отношении казахского танка,совершил.Вроде чуть сошлись,хрясь,и уже часть фальшборта казахов оторвалась и болтается,хорошо хоть гусеницу не порвали.Прочитал статью, понятно теперь словосочетание,-боевая масса.
    1. 52гим 3 сентября 2014 17:01
      Боевая масса+боевая скорость=боевой импульс! В смысле-по правилам физики, не слабое воздействие на объект! Кста, масса бронебойного снаряда калибра 152мм порядка 40-44 кг, примерно. Нач. скорость- 660 м в секунду, посчитаем импульс? Иногда таран оправдан, но без нанесения ущерба своей технике! sad
      1. ЗубореЗ 4 сентября 2014 07:57
        "Снаряды ,если не пробивали,то проламывали броню,срывали танкам башни"-из описания боевого применения СУ-152 на Курской дуге.
        1. 97110 4 сентября 2014 11:09
          Цитата: ЗубореЗ
          "Снаряды ,если не пробивали,то проламывали броню,срывали танкам башни"-из описания боевого применения СУ-152 на Курской дуге.

          Дед утверждал, что "Зверобой" пробивал "Тигра" насквозь.
  17. ma_shlomha 3 сентября 2014 16:55
    Господа!
    Не забудьте, что в танке, совершавшем таран сидели живые люди, у которых-то по существу и место-то нормально оснащенного не было, тем более "AirBag".
    Столкновение даже с небольшной относительно скоростью (15-20 км/час) с практически неподвижной преградой (таранным танком) вызывает ускорение около 20-30g.
    Т.е. экипаж бьется о выступы внутри корпуса с силой около 2-3 тс или до 50-100 кгс/кв.см.
    Поэтому после тарана мало кто мог выжить.
    Хотя железо - зачастую мало вредилось.
  18. Кар Карыч 3 сентября 2014 17:52
    Цитата: 52гим
    Боевая масса+боевая скорость=боевой импульс! В смысле-по правилам физики, не слабое воздействие на объект! Кста, масса бронебойного снаряда калибра 152мм порядка 40-44 кг, примерно. Нач. скорость- 660 м в секунду, посчитаем импульс? Иногда таран оправдан, но без нанесения ущерба своей технике! sad


    В плане КВ-1 это не работает максимальная скорость была совсем маленькая, а вот по отношению к Т-34 или БТ могла сработать. Тараны вынужденная мера не более того.
  19. Крэнг 3 сентября 2014 20:19
    Цитата: Кар Карыч
    В плане КВ-1 это не работает максимальная скорость была совсем маленькая,

    У КВ-1 была нормальная для тяжелого танка максимальная скорость - 34км/ч. И та была искусственно ограничена.
    Крэнг
  20. Михаил_59 3 сентября 2014 20:43
    Цитата: padonok.71
    Рассказы про вламывающиеся на ПТпозиции врага Т34 (КВ) и давящие десятками орудия, вместе с расчетами, не более чем мифы пропаганды.


    Вот вам кадр - советский танк Т-34 выполнил таранный удар знаменитой зенитки вермахта FlaK 18.

    Как видим, она находится на оборудованной противотанковой позиции.
  21. Михаил_59 3 сентября 2014 20:46
    Минск. Раздавленные советским танком Т-28 немецкие противотанковые 37-мм орудия. Танк прошёл сквозь весь город, уничтожив 3 PzII, несколько бронемашин и множество иной техники
    1. Князь 20 октября 2014 16:22
      Помню смотрел видео об этом случае
      Князь
  22. Михаил_59 3 сентября 2014 20:49
    А тут КВ помял пушку, тоже на позиции.
  23. Михаил_59 3 сентября 2014 21:02
    Еще к вопросу о применении танкового тарана против орудий на позициях...

    Бывший командир 41-го танкового корпуса вермахта
    генерал Рейнгардт пишет:
    "...с трёх сторон мы вели огонь по железным монстрам
    русских, но всё было тщетно... После долгого боя нам пришлось отступить, чтобы избежать полного разгрома. Русские гиганты
    (речь, как я понял, о КВ) подходили всё ближе и ближе. Один из них приблизился к нашему танку, безнадёжно увязшему в болотистом пруду. Без всякого колебания "чёрный
    монстр" проехался по танку и вдавил его гусеницами в грязь.
    В этот момент прибыла 150-мм гаубица... Артиллеристы открыли по нему огонь прямой наводкой и добились попадания - это было всё равно что молния ударила.
    Танк остановился ...
    и вдруг кто-то из расчёта орудия истошно завопил:
    "Он опять поехал!"
    и действительно, танк ожил и начал приближаться к орудию. Ещё минута, и блестящие металлом гусеницы танка словно игрушку впечатали гаубицу в землю..."


    Характерный момент - фриц засел, а наш его утоптал )))
    1. padonok.71 3 сентября 2014 22:02
      Не хочу вступать в полемику, вот на вскидку статья:
      http://topwar.ru/4696-mif-o-neuyazvimyh-chudo-tankah.html
      padonok.71
  24. EvilCat 3 сентября 2014 21:38
    При всем уважении к автору - старался человек, писал. Способы ведения боя определяются уставами. Нука напомните, в каком уставе, от какого года оговорен танковый таран? Да не было такого в уставах.
    Заодно сравните ТТХ наших и немецких танков, начиная скажем с 43 года. Ну крыла нас немчура, что тут сказать. Да, мы их задавили. Цену называть не будем, но задавили.
    Но, извините, преподносить танковый таран как тактический ход? Это несерьезно!
    Да, еще одно. Неужели автор всерьез полагает, что после тарана атакующий танк останется боеспособным? Серьезно? А экипаж? Будете настаивать?
    1. tomket 5 сентября 2014 00:20
      Цитата: EvilCat
      При всем уважении к автору - старался человек, писал.

      Автор кстати писатель фантаст. на вскидку его рассказы "Господин одиночество" , «Каталог Киллинсби»,. «Бремя хорошего человека»
  25. kirpich 4 сентября 2014 17:53
    Любой таран(воздушный,танковый),от безысходности. Ну,кончились боеприпасы,а в прицеле ВОТ ОН!!! Но нет снарядов...,а адреналин зашкаливает,и нельзя упустить возможность

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня