Расширенный спрос на системы и средства двойного назначения

Расширенный спрос на системы и средства двойного назначения

Компания Northrop Grumman Remotec главным образом на свои средства финансирует новые проекты, включая семейство наземных роботов ANDROS. Уже довольно продолжительное время ее инвестиционные подходы и основные принципы проектирования направлены на разработку наземных роботов, которые бы полностью соответствовали потребностям оборонных и гражданских рынков

За расширяющимся списком средств «двойного применения» пристально следят как военные, так и их партнеры в гражданском секторе. Пилотируемые и беспилотные наземные машины и БПЛА относятся к тем средствам, которые принимают участие во все большем числе задач в обоих сообществах. Одновременно, в этих секторах очень внимательно относятся к возможности материально-технического обеспечения на уровнях «подсистем».

В то время как военные в действующей армии зачастую хотят иметь оборудование и системы в этих смежных секторах для использования их своими подразделениями, виды и рода войск в большинстве стран должны продолжать следовать правилами закупок своих министерств обороны. Военные потребители и их службы материально-технического снабжения должны также гарантировать, что их решения по закупкам соответствуют военным спецификациям (MIL SPECS), в частности, при рассмотрении вопроса о приобретении готовых изделий и других продуктов вне рамок обычного процесса военных закупок.


Для канадских вооруженных сил решение о покупке готового изделия военного или гражданского назначения, как правило, является частью определения требований, которое выполняется армией и затем передается для завершения в Управление общественных работ и государственной службы Канады.

Себастьян Буа из службы по связям с прессой этого управления подчеркнул, что в случае закупки изделий военного или гражданского назначения, канадское минобороны отвечает за определение требований к ним и разработку спецификаций.

Буа добавил, что продукт, предназначенный для военного применения, может быть COTS (готовый коммерческий компонент) или MOTS (готовое изделие военного назначения), или он может быть специально разработан для специфической военной задачи (например, новая тактическая радиостанция или оборудование и программное обеспечение для новой тактической системы оперативного управления). «В последнем случае продукт должен соответствовать особым военным стандартам для того, чтобы вписаться в соответствующее требование. Будь он COTS, MOTS или специально разработанный в реальности зависит от потребностей минобороны», – заключил Буа.

Сочетание потребностей военных, MIL SPECS и связанных с этим факторов способствует тому, что «конечный продукт» и его стоимость различаются для военных и гражданских потребителей.

Пилотируемые и беспилотные наземные транспортные средства

Одной из активно развивающихся сфер, в которой пересекаются интересы военных и гражданских конечных пользователей, является сфера транспортных средств.

В секторе наземных машин компания Textron Marine & Land Systems (TM&LS) в первую очередь продает свою продукцию американским и зарубежным военным. Примерно 95% нынешнего объема продаж машин этой компании приходится на иностранные армии в рамках программы министерства обороны по поставкам военной техники за рубеж.

Несмотря на то, что в книге продаж компании Textron по большей части можно увидеть только военных потребителей, этот промышленный гигант также активен на гражданском рынке внутренней безопасности и поддержания правопорядка.

Руководитель развития бизнеса и стратегического планирования в компании TM&LS Дон Танарс сказал, что компания имеет соглашение с MDT Armor по продвижению и продажам легкого бронированного автомобиля TIGER гражданским силам правопорядка и обеспечения национальной безопасности. «TIGER базируется на шасси Dodge RAM 550 и предназначен для сил специального назначения и он больше подходит для дорожной сети США», – пояснил он.

Расширенный спрос на системы и средства двойного назначения
Расширенный спрос на системы и средства двойного назначения

Tiger, разработанный компаниями Textron M&LS и MDT Armor на базе шасси Dodge RAM 5500, представляет собой недорогой защищенный автомобиль с 2–7 сиденьями

За пределами США за прошедшее десятилетие компания TM&LS продала 140 машин Armored Security Vehicles (ASV) иракскому министерству внутренних дел для местных сил безопасности (машины раскрашены синим и белым).

Танарса спросили о том, в чем разница между наземными машинами, поставленными военным и гражданским потребителям. Он ответил, что, в общем, военные машины предназначены для широкого спектра суровых и жестких условий эксплуатации. Кроме того, ожидаемая совокупность боевых задач, угрозы, подвижность, живучесть и требования к ремонтопригодности/обслуживаемости являются ключевыми факторами.

Танарс продолжил: «Для гражданского применения эти факторы редко подходят, поскольку машины здесь по большей части работают в менее жестких условиях, то есть на дорогах лучшего качества, и они должны соответствовать Федеральным стандартам по безопасности автомобилей. К тому же угрозы довольно сильно отличаются от тех, что встречаются в военных условиях. В результате конструкции машин и их стоимость будут отличаться».

Из особого интереса военные периодически посылают запросы на получение информации с целью определения того, существуют какие-либо решения COTS, соответствующие определенным MILSPECS. «Впрочем, благодаря уникальным и разнообразным условиям войсковой эксплуатации редкое решение COTS в достаточной мере сможет удовлетворить этим спецификациям. В результате промышленность будет бороться за разработку и изготовление решения, которое соответствует заданным спецификациям военных. В некоторых случаях, исходя из оперативных потребностей, может быть выбрана и модифицирована серийная машина, соответствующая большей части спецификаций», – заключил Танарс.

Расширенный спрос на системы и средства двойного назначения

В общем и целом, военные машины предназначены для широкого спектра тяжелых и жестких эксплуатационных условий. Кроме того, ожидаемая совокупность выполняемых задач, угрозы, подвижность, живучесть, требования к ремонтопригодности и обслуживаемости являются ключевыми факторами проекта

Что касается автоматических наземных аппаратов (АНА), то здесь все пять аппаратов от компании Northrop Grumman Remotec, образующие семейство ANDROS, соответствуют специальным требованиям обоих рынков. В это семейство входят ANDROS HD Series SEL, F6B, WOLVERINE, Mark VA-1 и новейший аппарат ANDROS TITUS. Президент подразделения Northrop Grumman Майк Нопп сообщил о важном принципе бизнес-плана своей компании. «Поскольку Northrop Grumman Remotec в основном использует для разработки средства компании, включая линейку аппаратов Andros, наши инвестиционные подходы и принципы проектирования уже длительное время заключаются в том, чтобы разрабатывать автоматические наземные аппараты, которые бы полностью соответствовали потребностям обоих рынков».

Нопп пояснил, что его компания, реагируя на потребности обоих секторов, «начинает с противоположной точки зрения и с акцента на общих чертах, а не на различиях». В сегменте АНА имеются многочисленные требования к возможностям, которые необходимы как гражданским, так и военным заказчикам Remotec. «Например, взрывотехникам общественной безопасности и военным специалистам по обезвреживанию взрывоопасных предметов необходимо захватывать и поднимать объекты. Мы стараемся включать как можно больше общих характеристик при создании и разработке, особенно это касается таких подсистем как шасси, радиосвязь и блок управления оператора». После чего Remotec может удовлетворить отдельные требования разных заказчиков, особенно по вспомогательным устройствам, например это может быть специальный сенсор, камера или устройство обезвреживания. «Наша подход – общая платформа со специфическими вспомогательными устройствами – позволяет заказчикам быстро адаптировать свои системы к различным сценариям работы и позволяет компании Remotec более эффективно управлять своим ассортиментом продукции», – добавил он.

Кроме удовлетворения общих возможностей Remotec также работает над уникальными потребностями двух сообществ потребителей, военного и гражданского.

Основные различия в требованиях относятся к уникальным угрозам, с которыми придется иметь дело; борьба с этими угрозами требует специальной тактики и инструментов. «АНА могут также понадобиться специальные модификации, определяемые местом, где системы будут работать», – сказал Нопп и добавил. – Как уже было сказано, нашей целью является создание достаточно надежной и гибкой конструкции аппарата с тем, чтобы установка различных вспомогательных устройств, а не изменение конструкции основной системы, могла удовлетворить особые требования заказчика».

БПЛА взлетают в гражданском секторе

Последние изменения в законодательстве США прокладывают путь расширенному применению БПЛА в гражданском секторе этой страны.

Компания Insitu стремится выйти на новые доли рынка после своих крупных успехов, связанных с заказами военных из разных стран.

Расширенный спрос на системы и средства двойного назначения
Расширенный спрос на системы и средства двойного назначения

В июле 2013 года Федеральное управление гражданской авиации США выдало на SCANEAGLE сертификат типа на коммерческие операции. Это и другие решения управления открывают новые возможности для полиции, организаций государственного и частного секторов и других структур, которые смогут эксплуатировать БПЛА в следующие несколько лет



Видео БПЛА SCANEAGLE

БПЛА SCANEAGLE этой компании был развернут впервые корпусом морской пехоты в 2004 года. Insitu в настоящее время работает с армией, флотом, авиацией и береговой охраной США, а также сухопутными и морскими силами по всему миру, включая недавно установленные связи с японской армией и итальянским флотом. «Мы в настоящее время прогнозируем, что 60% наших заказов в 2014 году поступит от зарубежных покупателей», – сообщил вице-президент в компании Insitu Пол Аллен. Что касается разрешительных документов, то здесь Федеральное управление гражданской авиации выдало 19 июля 2013 года на Scaneagle сертификат типа для коммерческих операций. Это и другие решения управления открывают новые возможности для департаментов полиции и других органов государственного сектора, а также частных компаний и других организаций, которые смогут работать с БПЛА в следующие несколько лет. Аллен отметил, что «это событие знаменует собой фундаментальный рубеж в запланированной интеграции БПЛА в национальное воздушное пространство к 2015 году». Insitu активно ищет возможности по применению своих аппаратов и в этой связи он добавил, что его компания «сотрудничала с крупной энергетической компанией по проведению первых коммерческих операций над прибрежными водами Аляски в рамках работ по перспективным газово-нефтяным месторождениям».

Аллен также попросили объяснить различия в БПЛА, которые были разработаны для разных конечных пользователей, военных и гражданских. «Самое большое отличие вы увидите в наших системах – гражданских и военных – касается типа бортовой аппаратуры, которую они несут. Оба БПЛА SCANEAGLE и INTEGRATOR предназначены для различных типов бортовой аппаратуры и здесь мы предлагаем варианты в различных категориях, включая радиотехническую разведку, ретранслятор связи, наблюдение, радар и картографирование». Системы Insitu EO900 и DUAL IMAGER являются примерами возможных конфигураций, которые обслуживают заказчика, выполняя специфические задачи наблюдения.

Тенденции в подсистемах

Помимо платформ вооружения и отдельных систем военный и гражданский секторы расширяют свои интересы и на уровни подсистем.

Действительно, компания Rheinmetall Ballistic Protection объявила в конце 2013 года о получении ряда важных заказов на свое семейство решений защиты VERHA (Versatile Rheinmetall Armour), включая волоконные композиционные материалы и плитки керамической брони.

Системы и подсистемы от Rheinmetall вносят свой вклад в защиту от баллистических угроз экипажей судов, автомобилей и персонала служб безопасности не только в военной, но и в гражданской сфере.

Расширенный спрос на системы и средства двойного назначения

DUAL IMAGER от Insitu – это оптико-электронная станция со средневолновым инфракрасным и оптико-электронным сенсорами. Dual Imager совмещает возможности станций EO700 и MWIR 2, плюс в нее добавлен лазерный указатель. Этот тип систем является примером возможной конфигурации, которая удовлетворят специфическим задачам наблюдения. Объект отслеживается в обоих диапазонах (дневном и инфракрасном), при этом неважно, движется ли он, или неподвижен. Встроенная система визуализации гарантирует, что вы сохраните положительную идентификацию даже в сложных условиях. Также функция перекрестной передачи информации между устройствами формирования изображений позволяет бесшовно переключаться с оптико-электронного на инфракрасное изображение и обратно (на рисунке)

Разработки

Другие компании, упомянутые в статье, также сообщили об интересных разработках для военных заказчиков и гражданских потребителей, которые появятся в скором времени.

Компания Insitu реагирует на ряд требований заказчиков по БПЛА, включая поисково-спасательные задачи, радиотехническую разведку и сбор визуальных данных. «У нас на данный момент разрабатывается 20 типов бортовой аппаратуры в этих категориях», – сообщил Аллен. Мы также только что выпустили новейшую версию наземной станции Insitu Common Open-mission Management Command and Control (ICOMC2). Она базируется на замечаниях пользователей, «налетавших» в общей сложности более 700 000 летных часов, и отличается открытой архитектурой. Таким образом, сторонние разработчики могут задействовать свои изделия, используя нашу станцию наземного контроля».

В мае 2013 года компания Remotec начала поставки ANDROS TITUS – новейшего и самого маленького члена из линейки ANDROS. Этот более легкий, быстрый, прочный и более интеллектуальный АНА является инновационным проектом, который которые несет в себе современные технологии и новые возможности оборонной сфере и службам оперативного реагирования. Нопп заметил, что «реакция пользователей была чрезвычайно положительной и это свидетельствует о том, что TITUS ослепителен не только с точки зрения механики, но также высоко функционален и прост в применении».

Компания Remotec также занимается модернизацией сотен роботов F6 и HD. Для F6 (а это рабочая лошадка служб оперативного реагирования и военных по всему миру) модернизация заключается в добавлении так называемой электроники «Объединённая Архитектура для Беспилотных Систем», функции получения изображения в реальном времени, улучшенного программного обеспечения и функции повторной установки местоположения.

Компания TM&LS недавно получила контракты для Канады (бронетранспортер Tactical Armoured Patrol Vehicle/COMMANDO ELITE) и Колумбии (БТР COMMANDO Advanced). Компания также ищет возможности, которые позволили бы ей предложить свои машины в Африке, Европе, Ближнем Востоке и обеих Америках.

Использованы материалы:
www.monch.com
www.textronsystems.com
www.northropgrumman.com
www.insitu.com
Автор: Alex Alexeev


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. СуперЕнот 4 сентября 2014 19:39
    Отличная статья . СПАСИБО.
  2. Alex Alexeev 11 июля 2015 14:53
    я рад, что хоть кому-то принес пользу)))

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня