Is China a potential ally or an enemy?

Is China a potential ally or an enemy?

Russia and China have a long history neighborhood in which there were conflicts and mutually beneficial cooperation. And now the states have quite a few areas of activity where it is possible and necessary to cooperate or there is already active interaction. Thus, in the field of global politics, the PRC and the Russian Federation have the same positions with regard to the war in Libya. There are many common interests in the economic sphere, in the sphere of military-technical cooperation.

Beijing and Moscow have the same positions with regard to the deployment of the US missile defense system, which has mobile components (including the maritime component) - this is a potential threat to the Russian and Chinese nuclear missile potentials. The development of the possibility of a rapid global strike using non-nuclear strategic weapons and the deployment of strike weapons in space is of general concern. Russia and China have similar positions with regard to Afghanistan - they are disturbed by the possible scenario of spreading distemper to neighboring Islamic areas. Beijing and Moscow are against increasing pressure on Iran, both powers have their own interest there and the war of the West against the Persians is unprofitable for them.


The Chinese elite are well aware of their weaknesses and the weaknesses of other great powers. Their main principle at the present time is caution, they say, “let's wait and see”, and time is on the side of the Celestial. Every year, China is strengthening its Armed Forces, economic power is growing, the development of domestic infrastructure is growing, the possibilities of domestic demand are growing, the standard of living of huge masses of the population is rising. At the same time, the Western world is experiencing a lot of difficulties - the real crisis, financial and economic, social, national, etc. The leader of the West - the US is gradually losing ground to China in Africa, in the countries of the Arab world, in Southeast Asia, the Chinese Americans are stepping on their heels even in Latin America.

Beijing understands the fact that there are serious concerns in Russia due to the fact that in just two decades China has become a real first-rank power. And this is during the period when the Russian Federation is experiencing a lot of problems - demographic (especially dangerous is the fact that the largest demographic losses occurred beyond the Urals - in Siberia and the Far East), the decline of the armed forces, the strengthening of the economy’s orientation to the commodity sector, violation of food security, wear infrastructure, decomposition of the management body. The “Chinese threat” has become for many Russian citizens more dangerous than the traditional threat from the West. The real economic expansion of the PRC in Mongolia, the republics of Central Asia, the penetration of the Chinese into Ukraine and Belarus also causes concern. China actually occupies those niches where the USSR previously dominated.

For Beijing, Russia is very important - the state depends on the supply of resources, and most of them go by sea, sea communications are very vulnerable, so supplies from the Russian Federation are of great, strategic importance. Therefore, in the Celestial Empire, there are fears that if Moscow is finally reoriented to the West, the "European integration", the gradual inclusion in the structures of the North Atlantic Alliance, China will face the threat of complete encirclement. Indeed, at present in the western direction the situation is difficult - an old rival, India is increasing its defense power, in Afghanistan, the Islamists and the US bases. In the eastern direction - the whole enemy line of defense, Japan - South Korea - Taiwan - Vietnam - Philippines, which is supported by the United States. In the south there is also no calm and completely friendly regimes. Only the northern direction carries no threat. Therefore, in Beijing, very closely watching the US-Russian relations. The complete transition of the Russian Federation to the position of the Western world in the field of foreign policy carries the threat of complete isolation of China.

During the speech of Russian President D. Medvedev at the St. Petersburg Economic Forum, he stated that the parties plan to increase Russian-Chinese trade to 2020 billion dollars by 200 and noted that the energy sector will be one of the main areas of cooperation between Russia and China. Although during the talks an expected event - the signing of an agreement on the supply of Russian gas to China did not take place. The parties could not agree on the price of gas. The agreement provides for the supply of 30 billion cubic meters of gas from fields in Western Siberia for at least 30 years. At the same time, the question is being discussed of whether the Chinese side would provide Russia with an advance payment of several tens of billions of dollars.

Beijing is currently sticking to the so-called Russian Federation. economic diplomacy - economic interdependence, according to this diplomacy, the greater the economic interdependence, the better the relations in other areas. It is unprofitable for countries to interrupt mutually beneficial relations.

On the threat to the Russian Far East

The knowledge of the fact that about 200 million people live in regions bordering Russia with China (more than the entire population of Russia), and the population of Russian regions on the other side of the border is only 5 million people, causes understandable concerns. Some analysts even believe that China plans to take the Far Eastern regions from Russia by force.

But this threat is rather an internal factor, not an external one - the main cause of which is the weakness of the Russian Federation. If Moscow pursued a purposeful development policy for the Far East, including a demographic policy aimed at increasing the number of the Russian population, there would be no question of a threat. It is clear that the Chinese elite, in the event of the collapse of the Russian Federation, will be forced to respond, including by including the eastern regions of Russia in their sphere of influence. And now China is more interested in the development of economic projects, reliable channels for the supply of resources for a booming economy. Even its demographic expansion is mainly directed to more southern countries, to the same Africa.

On the strategic union of Moscow and Beijing

With a coordinated foreign policy, Russia and China can create a powerful center of power that can help restore balance to the planet. After the fall of the USSR and the socialist system, the Western world actually became the master of the planet, which led to destabilization and the growth of conflict situations. Russia currently cannot compensate for this loss because of its weakness. Although China has risen strongly, it cannot alone oppose the West either. The PRC is surrounded by strong potential enemies, is economically linked with the West, but together the two powers could be a serious force.

There are already good examples of concerted actions by China and the Russian Federation with regard to Iran - the powers supported the UN sanctions and did not agree to Tehran’s full membership in the Shanghai Cooperation Organization. But at the same time "did not burn the bridges." In agreement, the PRC and the Russian Federation expressed their positions regarding the situation in Libya. There is a high probability that the actions of China and Russia would be able to stop the aggression against Syria and Iran. Participants in the recent SCO summit in Astana (the capital of Kazakhstan), including the PRC, condemned any unilateral programs to create missile defense systems.

US military programs, primarily the missile defense system and precision-guided non-nuclear weapons designed for a “fast global strike”, can serve as a good incentive for further rapprochement between Beijing and Moscow. In China, the United States took these actions seriously: the survival rate of the strategic deterrent forces is increasing, large-scale bomb shelters are being created for thousands of places, and the air defense system is being improved. For the time being, Beijing adheres to the concept of “minimal nuclear deterrence forces”, but the actions of the United States may force the Chinese elite to reconsider it, to expand the race of their nuclear weapons. The Chinese nuclear potential is less than the Russian one, and therefore for the PRC, American actions to create missile defense are more dangerous than for the Russian Federation.


Sources of:
http://www.27region.ru/news/newscat/rusnews/35160-peregovory-o-postavkax-gaza-iz-rossii-v-kitaj-sostoyatsya-v-koncze-iyulya
http://news.rambler.ru/10229642/
http://naviny.by/rubrics/economic/2011/06/20/ic_news_113_370437/
http://onolitegi.ru/index.php/2010-02-03-17-38-52/42-political-analyzis/119-chinese-miths.html
http://uch.org.ua/all/animal/2232-kitaycy-nashli-sebe-zhen-v-afrike.html
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Китай для нас потенциальный союзник или враг?

Китай для нас потенциальный союзник или враг?

Россия и Китай имеют долгую историю соседства, в которой были конфликты и взаимовыгодное сотрудничество. И в настоящее время государства имеют немало сфер деятельности, где можно и нужно сотрудничать или уже идёт активное взаимодействие. Так, в области глобальной политики КНР и РФ имеют одинаковые позиции в отношении войны в Ливии. Много общих интересов в экономической сфере, в сфере военно-технического сотрудничества.

Пекин и Москва имеют одинаковые позиции и в отношении развёртывания США системы ПРО, которая имеет мобильные компоненты(в том числе морскую составляющую) – это потенциальная угроза для российского и китайского ракетно-ядерного потенциалов. Общую тревогу вызывает развитие США возможностей нанесения быстрого глобального удара с использованием стратегических вооружений в неядерном оснащении, а также размещение ударных вооружений в космосе. Россия и Китай имеют схожие позиции в отношении Афганистана – их тревожит возможный сценарий распространения смуты на соседние исламские области. Пекин и Москва против усиления давления на Иран, обе державы имеют там свой интерес и им невыгодна война Запада против персов.

Китайская элита отлично знает о своих слабостях и слабостях других великих держав. Их главный принцип в настоящее время – это осторожность, мол, «поживем – увидим», а время на стороне Поднебесной. С каждым годом Китай укрепляет свои Вооруженные силы, идёт рост экономической мощи, развитие внутренней инфраструктуры, растут возможности внутреннего спроса, повышается уровень жизни огромных масс населения. В это же время Западный мир испытывает массу трудностей – самый настоящий кризис, финансово-экономический, социальный, национальный и т. д. Лидер Запада – США постепенно сдаёт свои позиции Китаю в Африке, в странах Арабского мира, в Юго-Восточной Азии, китайцы наступают на пятки американцам даже в Латинской Америке.


В Пекине понимают тот факт, что в России есть серьёзные опасения ввиду того факта, что Китай всего за два десятилетия превратился в настоящую державу первого ранга. И это в период, когда РФ испытывает массу проблем – демографическую(особенно опасен тот факт, что самые большие демографические потери произошли за Уралом – в Сибири и Дальнем Востоке), упадок вооруженных сил, усиление ориентации экономики на сырьевой сектор, нарушение продовольственной безопасности, износ инфраструктуры, разложение управленческого корпуса. «Китайская угроза» стала для многих граждан РФ более опасной, чем традиционная угроза с Запада. Вызывает опасения и настоящая экономическая экспансия КНР в Монголии, республиках Средней Азии, проникновение китайцев в Украину, Белоруссию. Китай фактически занимает те ниши, где раньше господствовал СССР.

Для Пекина Россия очень важна – держава зависит от поставок ресурсов, а большая их часть идёт морем, морские же коммуникации весьма уязвимы, поэтому поставки из РФ имеют огромное, стратегическое значение. Поэтому в Поднебесной существуют опасения, что если Москва окончательно будет переориентирована на Запад, «евроинтеграцию», постепенное включение в структуры Северо-Атлантического Альянса, Китай окажется перед угрозой полного окружения. Ведь в настоящее время на западном направлении ситуация тяжёлая – старый конкурент, Индия наращивает свою оборонную мощь, в Афганистане исламисты и базы США. На восточном направлении – целая вражеская линия обороны, Япония - Южная Корея – Тайвань – Вьетнам – Филиппины, которых поддерживают США. На юге также нет спокойствия и полностью дружественных режимов. Только северное направление не несёт угрозы. Поэтому в Пекине очень внимательно наблюдают за американо-российскими отношениями. Полный переход РФ на позиции Западного мира в области внешней политики несёт угрозу полной изоляции Китая.

В ходе выступления президента РФ Д. Медведева на Петербургском экономическом форуме он заявил о том, что стороны планируют увеличить к 2020 году российско-китайский товарооборот до 200 млрд. долларов и заметил, что одной из главных сфер сотрудничества РФ и КНР будет энергетическая сфера. Хотя в ходе переговоров ожидаемое событие – подписание соглашения о поставках российского газа в Китай не состоялось. Стороны не смогли договориться о цене на газ. Соглашение предусматривает поставку 30 млрд. кубометров газа с месторождений Западной Сибири в течение минимум 30 лет. Параллельно обсуждается вопрос о предоставлении китайской стороной предоплаты России в размере нескольких десятков миллиардов долларов.

Пекин в настоящее время в отношении РФ придерживается т.н. экономической дипломатии – экономической взаимозависимости, согласно этой дипломатии чем больше экономическая взаимозависимость, тем лучше отношения и в других сферах. Странам невыгодно прерывать взаимовыгодные отношения.

Об угрозе русскому Дальнему Востоку

Знание того факта, что в приграничных с Россией районах КНР живут около 200 млн. человек(больше, чем всё население России), а население российских областей по другую сторону границы составляет всего 5 млн. человек, вызывает понятные опасения. Некоторые аналитики даже считают, что Китай планирует забрать силой у РФ дальневосточные области.

Но эта угроза скорее внутренний фактор, а не внешний – главная причина которой слабость РФ. Если бы Москва проводила целенаправленную политику развития Дальнего Востока, включая демографическую политику, направленную на рост численности русского населения, вопроса об угрозе не было бы. Понятно, что китайская элита, в случае распада РФ будет вынуждена отреагировать, в том числе включением в свою сферу влияния восточных областей России. А в настоящее время Китай больше заинтересован в развитии экономических проектов, надёжных каналах поставок ресурсов для бурно растущей экономики. Даже его демографическая экспансия в основном направлена на более южные страны, в ту же Африку.

О стратегическом союзе Москвы и Пекина

Россия и Китай при согласованной внешней политике могут создать мощный центр силы, который может способствовать восстановлению равновесия на планете. После падения СССР и социалистической системы, Западный мир фактически стал полным хозяином планеты, что привело к дестабилизации, росту конфликтных ситуаций. Россия в настоящее время не может восполнить эту потерю в силу своей слабости. Китай хоть и сильно поднялся, также не может в одиночку противодействовать Западу. КНР окружен сильными потенциальными врагами, экономически связан с Западом, но вот вместе две державы могли бы составить серьёзную силу.

Уже есть хорошие примеры согласованных действий Китая и РФ в отношении Ирана – державы поддержали санкции ООН и не согласились на полномасштабное членство Тегерана в Шанхайской организации сотрудничества. Но при этом «не сожгли мосты». Согласованно КНР и РФ выражали свои позиции и в отношении ситуации в Ливии. Есть большая вероятность того, что действия Китая и России смогли бы остановить агрессию против Сирии и Ирана. Участники недавнего саммита ШОС в Астане(столице Казахстана), в том числе КНР, осудили любые односторонние программы по созданию систем ПРО.

Военные программы США, в первую очередь система противоракетной обороны и высокоточные неядерные вооружения, предназначенные для «быстрого глобального удара», могут послужить хорошим стимулом для дальнейшего сближения Пекина и Москвы. В Китае серьёзно отнеслись к этим действиям США: повышается выживаемость стратегических сил сдерживания, создаются масштабные бомбоубежища на тысячи мест, совершенствуется система ПВО-ПРО. Пока Пекин придерживается концепции «минимальных сил ядерного сдерживания», но действия США могут вынудить китайскую элиту пересмотреть её, развернуть гонку своих ядерных вооружений. Китайский ядерный потенциал меньше российского и поэтому для КНР американские действия по созданию ПРО несут большую угрозу, чем для РФ.

Источники:
http://www.27region.ru/news/newscat/rusnews/35160-peregovory-o-postavkax-gaza-iz-rossii-v-kitaj-sostoyatsya-v-koncze-iyulya
http://news.rambler.ru/10229642/
http://naviny.by/rubrics/economic/2011/06/20/ic_news_113_370437/
http://onolitegi.ru/index.php/2010-02-03-17-38-52/42-political-analyzis/119-chinese-miths.html
http://uch.org.ua/all/animal/2232-kitaycy-nashli-sebe-zhen-v-afrike.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. Marat 24 июля 2011 00:41
    Стратегического союза не получится - только тактические альянсы по Ирану и тд против америки
    Экономика Китая завязана на США - может парадоксально - но логически предположить их алянс легче чем с Россией. Россия и Казахстан только источники сырья пока
    У России традиционно дружественные отношения с Индией и Вьетнамом, что вызывает страшный негатив на китайских сайтах
    Тысячи лет степные народы граничат с Китаем и никогда никакого братского союза как с Россией не получалось. Они это китайскии мир - а мы евразийскии
    Marat
  2. mitrich 24 июля 2011 01:48
    Хорошая статья wink
    mitrich

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня