Гагарин невиновен

25
Гагарин невиновен


Катастрофа, в которой погиб космонавт № 1, произошла из-за недостатков в организации летной работы

46 лет назад произошла громкая авиационная катастрофа, в которой погибли Юрий Алексеевич Гагарин и командир полка, в котором проходили летную тренировку первые космонавты, Владимир Сергеевич Серегин. По итогам расследования Правительственная комиссия выпустила достаточно обтекаемое заключение. Наиболее вероятной причиной катастрофы называлось уклонение МиГ-15УТИ, на котором выполнялся полет, от столкновения с метеорологическим шаром-радиозондом, попадание борта в облачности в штопор и из-за невыхода из этого режима гибель экипажа при столкновении с землей.

Отсутствие серьезных обоснований явилось поводом для появления в средствах массовой информации огромного количества публикаций авиационных специалистов и дилетантов. Предлагались как более или менее реальные версии, так и фантастические, а иногда оскорбляющие память погибших. Особенно последовательным в продвижении своей версии катастрофы оказался летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов. Версия, с которой он выступает в течение 45 лет, заключается в том, что самолет МиГ-15УТИ был подвергнут воздействию вихревого следа и звукового удара от самолета Су-15, взлетевшего с аэродрома Раменское. При этом летчик будто бы прервал испытательное задание и в нарушение правил безопасности ворвался в зону полетов испытательного аэродрома Чкаловский, снизился под облака, затем вошел в облачность и, набрав высоту 4200 метров, оказался в непосредственной близости от истребителя Гагарина-Серегина и «вогнал его в спираль».

Эта версия опровергается документами. С аэродрома Раменское утром 27 марта 1968 года действительно были выполнены два сверхзвуковых полета Су-15 по установленному маршруту на высотах 18 и 14 километров. Один из них (летчик-испытатель А. П. Богородский) взлетел в 9.45 и приземлился в 10.24, когда Гагарин еще только докладывал об окончании им задания на высоте 4200 метров. Второй Су-15 (летчик-испытатель А. А. Щербаков) взлетел в 11.22, то есть уже после падения МиГ-15УТИ.

Подобные выдумки заставили нас попытаться собрать и вновь проанализировать материалы и сформулировать версию катастрофы, основанную на фактах, а при необходимости – на результатах математического моделирования. Объективность данной статьи обусловлена тем, что каждый из авторов участвовал в расследовании в разные периоды и имел возможность знать различные стороны проблемы.

А. Д. Миронов был членом летной подкомиссии Правительственной комиссии и руководил группой исследования аэродинамики и динамики полета самолета. А. А. Польский во второй половине работы комиссии (летом 1968-го) был включен в состав экспертной группы, специально созданной Военно-промышленной комиссией (ВПК) при Совете министров СССР. Эта группа была образована в связи с письмом космонавтов В. Ф. Быковского и П. Р. Поповича Л. И. Брежневу с жалобой на попытки некоторых членов летной подкомиссии найти ошибки в действиях погибших и оскорбить их память.

Что же произошло в зоне ответственности аэродрома Чкаловский научно-испытательного института ВВС утром 27 марта 1968 года?

На 9.30 был запланирован взлет МиГ-15УТИ инструктора – командира полка Серегина с Гагариным с целью проверки его готовности к первому самостоятельному полету на МиГ-17. Плановая высота составляла 4200 метров. На 10.00 был назначен взлет другого МиГ-15УТИ (летчик Андреев) для проверки в своей зоне на высоте 3000 метров работы материальной части самолета после проведения регламентных работ.

В полетном листе Гагарина-Серегина лаконичная запись: «Задание на полет. Упражнение № 2 КУБП» (курса учебно-боевой подготовки). Это упражнение должно выполняться в простых метеоусловиях (вне облаков). Фактическая погода, наблюдавшаяся с земли визуально, прогнозировавшаяся метеослужбой и подтвержденная другими летчиками, характеризовалась многослойной облачностью над аэродромом и в зоне полетов. Горизонт между слоями не просматривался. Нижняя кромка облачности располагалась на высоте около 600 метров, верхняя – 5000 метров. Прогнозировалось ухудшение погоды. Проверяющий Серегин опоздал к плановому времени взлета, будучи задержанным у начальства. Взлет самолета с Гагариным и Серегиным на борту произведен с опозданием на 25 минут. Взлет МиГ-15УТИ с Андреевым произведен в плановое время, то есть с интервалом менее пяти минут после первого.

Гагарин доложил по радио о начале выполнения задания, а затем всего через четыре минуты (вместо 14–15 минут по плану) – о его окончании. Можно утверждать, что досрочное окончание полетного задания было вызвано абсолютным несоответствием погоды требованиям «упражнения № 2». Подробное изучение расшифровки радиопереговоров с экипажами позволяет утверждать, что Гагарину принадлежит еще одна фраза, произнесенная через 30 секунд после доклада об окончании задания: «Высота две тысячи». Отсутствие номера позывного Гагарина («625») указывает на вероятность стрессового состояния Юрия Алексеевича. Примерно через одну минуту после сообщения об окончании задания самолет ударился о землю.

К числу фактов, имевших место 27 марта 1968 года, следует отнести значительное число нарушений в организации летной работы в 70-м особом истребительном авиационном полку (ОИАП). К наиболее значимым относится отсутствие у Серегина опыта полетов на МиГ-15 (МиГ-15УТИ) на больших углах атаки, при сваливании, в штопоре и выводе из него. Этот печальный факт был установлен путем тщательного анализа летной книжки Серегина, в которую записывается каждый полет с указанием содержания задания.

Еще одно обстоятельство могло осложнить действия инструктора в создавшихся условиях. Он имел большой опыт полетов (в том числе и боевых) на Ил-2, на которых устанавливался авиагоризонт (прибор для определения пространственного положения) АГД. На МиГ-15УТИ в обеих кабинах были авиагоризонты АГИ-1 с принципиально другим видом индикации пространственного положения. Неправильное восприятие изображения на авиагоризонте могло в условиях энергичного маневра вызвать неправильные, опасные действия летчика и спровоцировать сваливание в штопор. Из-за отсутствия каких-либо сведений о режиме полета в момент выхода машины из-под контроля («черные ящики» в то время на истребители не ставились, радиолокационный высотомер аэродрома не работал, группа руководства полетами не наблюдала за экраном планового радиолокатора) группа анализа летной подкомиссии прибегла к помощи авиационной науки. В ЦАГИ было оперативно проведено математическое моделирование возможных режимов снижения самолета с высоты 4200 метров до земли исходя из условия, что все продолжалось около 60 секунд, как это следует из сравнения времени радиопередачи об окончании задания и показаний наручных часов летчиков. Результаты показали, что снижение самолета за этот период времени могло происходить только в режиме глубокой спирали или штопора. Подобный вывод частично справедлив и в случае попадания МиГ-15УТИ Гагарина-Серегина при снижении после окончания задания в спутную струю самолета Андреева, летавшего на высоте 3000 метров в своей зоне на пути снижающегося первого самолета. В первые дни работы подкомиссии возможность такого сближения в своих выступлениях допускали генералы Еремин, Пушкин, Микоян. В дальнейшем эта тема не рассматривалась.

Необходимо отметить, что расследованием катастрофы не очень законно «управляли» сверху. Так, в ходе работы экспертной группы зам. председателя ВПК Н. С. Строев рекомендовал ее руководителю М. И. Мишуку изъять из проекта акта упоминание о том, что перед прекращением связи с МиГ-15УТИ Гагарина-Серегина был зафиксирован очень беспокойный голос «неизвестного» летчика, свидетельствовавший о том, что у него неожиданно возникло состояние существенно повышенной опасности. Председателем летной подкомиссии генералом Б. Н. Ереминым была молча приостановлена попытка некоторых подчиненных довести до ясности ответ на вопросы: «Почему летчик Андреев в начале своего доклада утверждал, что выполнял полет вне облаков? Почему группа руководства полетами аэродрома Чкаловский не наблюдала за МиГ-15УТИ Гагарина-Серегина? Знал ли командир полка Серегин о том, что часть средств управления полетами на аэродроме не работает?». Ясно, что ответы на эти и другие вопросы стали бы свидетельством низкого уровня организации летной работы в полку, на аэродроме Чкаловский и могли бы быть поводом для серьезных выводов относительно чинов, отвечавших за безопасность полетов.

Наиболее недопустимым актом вмешательства сверху в расследование стало то, что правительственная комиссия, минуя коллективное обсуждение специалистами, приняла заключение, предложенное заместителем начальника НИИ ВВС генералом С. А. Микояном, о том, что причиной сваливания МиГ-15УТИ Гагарина-Серегина было столкновение с метеорологическим зондом. Эту формулировку модифицировали в отворот самолета от неожиданно появившегося зонда и переход в штопор.

На основании сказанного можно сформулировать важнейшие выводы: причина гибели Гагарина-Серегина, указанная в официальном заключении Правительственной комиссии, необоснованна; катастрофа произошла в результате неблагоприятного сочетания недостатков в организации летной работы, то есть человеческого фактора; о какой-либо отрицательной роли Гагарина в катастрофе не может быть и речи – он в данном случае являлся проверяемым и, как при обучении управлению любым видом транспорта, ответственность за безопасность нес инструктор.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Alex_Popovson
    +10
    8 сентября 2014 10:14
    Странная статья. Пока не будет убрана секретность, можно сколько угодно говорить на эту тему. Я вот например считаю, Гагарин был нанят инопланетянами, изменил внешность, жив до сих пор и защищает Землю от вторжения жидорептилоидов. А что? Моя версия тоже имеет право на жизнь!
    1. +2
      8 сентября 2014 10:46
      Как остроумно, просто гениальная версия! Никто кроме Вас о таком бы и не подумал! Может еще версии есть? Вы же один такой умный, посвятите нас!
      1. +3
        9 сентября 2014 08:40
        Народ, для всех людей Союза это была огромная потеря и страшная трагедия, а вы из обсуждения цирк устроили... Не в том ключе коменты.......
      2. +1
        9 сентября 2014 10:16
        Попробуйте опровергнуть прежде чем скептически отзываться )))
    2. +1
      8 сентября 2014 12:53
      Ну, здесь ничего нового вы не сказали. Это из той же серии что и "Элвис жив", "Гитлер жив" и тд.

      Мы хотим правды! Где истина?
      1. +2
        8 сентября 2014 16:40
        Я считаю. что с "истиной" в данном случае можно распрощаться. Навсегда. Как-то по зомбоящику показывали супер-пупер секретний полигон, на котором, в запечатанных бочках лежат останки "того" самолета, запечатанные навсегда. Так вот, если это правда, и мы их сегодня распечатаем, и назначим "супер-пупер Выжную Комиссию", то в ее результаты - кто-то поверит,кто-то нет.
        В итоге........Как сегодня, каждый для себя выбирает ту версию, которая ему ближе всего по душе.
        Мне. лично, озвученная автором версия нравится- нормальное российское разгильдяйство, от которого, к сожалению, никто не застрахован
    3. 0
      8 сентября 2014 22:13
      Я хренею. Вы хоть помните какого года рождения Гагарин? Ему бы было уже 80 лет. Какое нафиг изменение внешности? Вам бы, батенька в юмористы податься.
  2. +2
    8 сентября 2014 10:32
    Люди всегда остаются людьми и совершают ошибки. Система подготовки должна это учитывать. Иначе это не система, а самодеятельность, которой быть не должно в таком опасном деле.
  3. +5
    8 сентября 2014 10:36
    Жаль,что не уберегли нашего первого космонавта, как в свое время не уберегли Чкалова. Гагарин очень хотел летать и служил примером в исполнении служебных обязанностей.Мы совсем мало знаем о командире полка Серегине.Летчик-штурмовик,ставший в войну Героем Советского Союза. Я не думаю,что будучи командиром особого истребительного полка Московского военного округа он снизил личную ответственность за организацию службы в части, полетов в частности, допустил упрощенчество и формализм. Никакой секретности давно нет. Причинами катастрофы явились как человеческий фактор, так и совокупность прочих объективных и субъективных факторов. Почему-то тесно было в этот день и час в зоне пилотирования над Москвой. Я снова повторю,очень жаль.....
  4. +1
    8 сентября 2014 10:52
    За что статью минусили? Серьезная статья, выводы имеют право на жизнь.
  5. 0
    8 сентября 2014 11:10
    Какая чушь? Что такое летная работа? Это общее понятие! Есть понятие ошибка пилотирование и др. И кто вообще разрешил ему летать? Гагарина надо было максимально беречь, но Брежневу такой кумир был не нужен. Подстава однозначно!
    1. +1
      8 сентября 2014 11:41
      То,что вы называете общее понятие имеет вполне определенный и конкретный смысл. Чтобы понять о чем идет речь, нужно быть не просто авиационным специалистом, а лицом.ответственным за ее организацию - командиром полка, инспектором по технике пилотирования. начальником инженерно-авиационной службы. летная работа регламентирована требованиями руководящих документов - Уставами,приказами командиров и начальников,инструкциями, наставлениями и т.д. и т.п. Гагарин был символом советской эпохи,а не каким-то конкурентом главе государства. Про Брежнева ходили анекдоты,речь и жесты копировали все, кому не лень, но не со зла.Несмотря на это, народ его любил и авторитет Генсека был высок. Ни о какой "подставе" и речи быть не может.
    2. +2
      8 сентября 2014 16:03
      К сожалению, Юрий Алексеевич сам был категорически против того, чтобы его партия "оберегала"! Он хотел летать! И хотел служить своей Родине.
      Сейчас к сожалению мало кто знает через какие "тернии", после своего "звездного" полета он возвращался "в небо"! И таких огромных усилий ему это стоило.
      Юрий Алексеевич как и любой человек, который искренне любит свою работу, просто жить не мог без "своего" неба.
      И... к сожалению Господь чаще забирает себе действительно "достойных людей" раньше многих других. Видимо "плохие" ему там не особо нужны.
  6. +1
    8 сентября 2014 12:30
    А я вот не представляю, как Юрий Алексеевич дожил бы до развала СССР и престарелый и седой рекламировал бы циркониевые браслеты и тому подобное...

    Как один уважаемый космонавт говорил в рекламе:"я вот был седой,как лунь, а вот стал носить браслет и волосы стали темнеть".
    Вы представляете в такой ситуации Гагарина???
    Я нет!

    Р.S. Кстати "циркониевый" космонавт сейчас еще седее чем был, до браслетов
    1. 0
      8 сентября 2014 12:58
      Ну, вообще-то надо смотреть на обстоятельства, побудившие космонавта рекламировать эти браслеты. Не от хорошей же жизни это делают.
      Сомневаюсь, что Гагарин делал бы это. Ведь первый человек в космосе - легенда. Он был бы всегда популярен. Чего, к сожалению нельзя сказать о других космонавтах.
      1. +1
        8 сентября 2014 14:18
        Ни в коей мере не осуждаю человека, может ему банально кушать не на что было и за квартиру заплатить.



        Рекомендую, прочитайте книгу-дневник Н.П.Каманина "Скрытый космос".
        Очень интересно.
  7. axiles100682
    +1
    8 сентября 2014 13:01
    У меня вот тоже часто возникают такие мысли,как бы тот или иной выдающийся человек советской эпохи,не всрок покинувший нас.Реагировал и вел себя в наше время.Что бы сказал Гагарин о творящемся на Украине.Какие песни написал Высоцкий и т.д,и т.п.
    1. -3
      8 сентября 2014 13:50
      есть информация что его убрали, многих ярких личностей "зачистили"
      1. 0
        8 сентября 2014 14:04
        Поделитесь источником. А вдруг правда? Вы можете заработать много плюсов, написали ведь для этого.
        1. 0
          10 сентября 2014 23:17
          не для плюсов же пишу, а литература где читал разборы - вся в реестре запрещенной, за нее у меня даже сайт закрыли(
  8. 0
    8 сентября 2014 15:36
    Наша гордость и боль Юрий Алексеевич Гагарин. Царство Небесное и Вечная Память!
  9. 0
    8 сентября 2014 15:51
    В свое время... лет 6 назад. Я на своей странице в блогах "Комсомолки" тоже попытался проанализировать факты и сопоставить события. В итоге получилась довольно весомая статейка. К сожалению блог давно по][ерен. Но основная мысль такова:
    По недосмотру наземного персонала, и задержанного вылета не был переключен режим работы бортового генератора. Заряда аккумулятора (имеющегося) не хватило на весь полет. В результате... при полной выработке энергии аккумулятором приборы начали показывать неверные значения. В частности особенность работы авиагоризонта АГИ-1 заключена в том, что "небо" (голубая часть) и "земля" (коричневая) в нем перевернуты с ног на голову. Так вот... при обесточивании авиагоризонта он какое то время спустя начал показывать неверное положение (небо и земля поменялись местами)... что в условиях недостаточной видимости привело к катастрофическим последствиям.
    В итоге, пилоты (как им казалось) пошли в набор высоты, а на самом же деле... в перевернутом положении вошли в пике. Итог очевиден и печален.
    В общем, как и всегда наложилось несколько случайных обстоятельств и обыкновенный русский "авось", который к сожалению никуда не вывел. :(
  10. +2
    8 сентября 2014 18:59
    Юрий Алексеевич погиб как летчик. По своей работе (мы создавали системы автоматической посадки) в в/ч 15650 я познакомился с Титовым Г.С. и другими космонавтами. Тогда было правило космонавты должны были делать налет на истребителях. Так вот Герману Степановичу мне приходилось подписывать полетные листы и объяснять летные задания. Мы познакомились и затем часто встречались в Космических войсках, когда он был Заместителем Командующего этого вида войск. С Гагариным Ю.А. не довелось встречаться по работе, но по отзывам это был великий сын нашего народа. Честь имею.
  11. 0
    8 сентября 2014 20:16
    АГИ - 1, вроде как автономный прибор.
  12. +1
    9 сентября 2014 00:48
    Надо признать, что непосредственная причина гибели Гагарина и Серёгина не установлена. Было бы наивно думать, что статья вполне добросовестных авторов, которая здесь обсуждается, может что-либо прояснить. Но этот материал даёт повод поставить вот какой вопрос: как получилось, что после своего триумфального космического полёта, Ю.А. Гагарин был, по существу отстранён от лётной работы? Кто стоит за этим решением? Почему прямые начальники Гагарина, люди в немалых чинах, не смогли (или не решились) тут что-то изменить?

    Скажете, что это конспирология? Но она не на пустом месте у меня возникла.

    Попробуем взглянуть на ситуацию с позиций здравого смысла и жизненного опыта. Если некий человек в своей профессиональной деятельности, в возрасте 27 лет, добивается выдающегося успеха и награждается за это высшими гос. наградами, то на что он имеет право в родном ему социуме? На чёрную "Волгу"? На дачу? На пожизненную пенсию? Он имеет право на возможность дальнейшего профессионального роста, на некие особые условия дальнейшего профессионального роста, создаваемые далеко не всем. Для молодого лётчика такие возможности раскрывает Школа лётчиков-испытателей, это как труппа Большого Театра для молодого артиста, быть принятым туда - большой успех и признание уже имеющихся заслуг (творческих результатов). Как вышло, что Гагарин не оказался в самом престижном лётном учебном заведении СССР? Сам не захотел? Ой-ли?!!! Дали золотую Звезду героя, и тут-же сурово наказали. По существу, так получается.

    Гагарин должен был приступить к восстановлению лётных навыков не 1968 году, и не под руководством Серёгина, а в 1962-м, в Школе лётчиков - испытателей. Если начать распутывать дело о гибели Гагарина не с событий 1968 года, и не с непосредственных (организационно-технических) причин гибели, а с 1961-1962 годов (т.е. сразу после космического полёта) и с неких элитных решений, которые определили его дальнейшую судьбу, то, может быть, в проблеме гибели Гагарина что-то проясниться.