Авиасалон в Геленджике

8
Гидроавиашоу «Геленджик-2014»: взгляд со стороны пляжного зеваки

Это был десятый по счету гидроавиасалон. Он проводится раз в два года. Место выбрано не случайно. В геленджикской бухте на Тонком мысу расположена база «бериевцев», устроены слипы для спуска гидропланов с берега на воду. Рядом большой порт — Новороссийск. Взлетно-посадочная полоса способна принимать и Ан-140, и «Боинг-747». Полоса очень ровная, с уклоном к морю и, по некоторым сведениям, имеет подземную систему охлаждения. Короче говоря, здесь готовы принимать гостей с любой техникой.

На салон съезжаются специалисты и всякого рода деловые заинтересованные люди, энтузиасты гидроавиации. Помимо самолетов-амфибий, здесь же можно ознакомиться с военной авиационной техникой, историческими летательными аппаратами, самолетами гражданского назначения. Нынешний салон проходил под знаком малой авиации. Это прежде всего аппараты, способные садиться на воду. Один умелец даже представил мотодельтаплан с подвешенной лодкой. И летает. Так, глядишь, скоро на курортах может составить конкуренцию знаменитым парашютам, буксируемым за катерами.

Во всех этих малых машинах разбираться легче специалистам. А простому пляжному зеваке и невдомек подчас, какой это интересный самолетик гудит там в небе. Так, если бы не сказали, никто бы и не понял, что в одном строю с ветераном Як-52 небесные эволюции выполняли два автоматизированных самолета «Шмель». Их называют беспилотниками. Но при ближайшем рассмотрении, как оказалось, место пилота все же имеется.

— Это на всякий случай во время испытаний, — невозмутимо заявили создатели.

Рано утром всю эту москитную эскадру можно видеть на перроне аэропорта «Геленджик» под крылышком старой бериевской летающей лодки — не состоявшегося пока, но летающего лайнера для ближних трасс Ил-114 и заокеанского бестселлера середины прошлого века «DC-3». У нас выпускался его брат — Ли-2. Последний летающий экземпляр разбился несколько лет назад в Подмосковье. А тут представлен чистый американец: ни одной надписи на русском. И такие тоже поставлялись в СССР.

Но в аэропорту мало кто бывает. Основная публика наблюдает за происходящим на пляже, не покидая лежака. Вот, поднимая тучи брызг, с воды взлетает Бе-200. Делает круг над бухтой и сбрасывает воду, раскрашенную в цвета российского флага.

Высший пилотаж исполняют группы «Стрижи» на МиГ-29 и «Русские Витязи» на Су-27. А там наступает черед вертолетчиков из «Беркутов» на Ми-28Н. Грохот от двигателей, усиленный отражением от гор Маркотхского хребта и поверхности воды, бьет по ушам. Дребезжат стекла, срабатывают сигнализации припаркованных автомобилей. А самолеты и вертолеты вытворяют в небе такие замысловатые фигуры, что это напоминает уже фантастику, а не законы аэродинамики. Каждый российский гражданин хотя бы раз должен видеть подобный пилотаж своими глазами. Тогда отпадают все вопросы о возможностях нашей авиации. Появляется гордость за страну и людей, сумевших создать такую технику и умеющих эту технику применять.

К сожалению, «Геленджик-2014» омрачился катастрофой Ми-8, что скомкало распорядок проведения выступлений и мероприятий. И падение в тот же день МиГ-31 под Армавиром — по авиационным меркам практически рядом — тоже не прибавило добрых эмоций. Но такие салоны должны проходить регулярно. Конечно, салон в Геленджике, — это не МАКС и не Фарнборо. Но именно здесь большое число обычных ленивых зевак может увидеть и прочувствовать реальную мощь своей страны.














8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    8 сентября 2014 09:50
    Прекрасный репортаж! Спасибо!
    Жаль самому не удалось в этом году там побывать, поехали близкие друзья. Жду когда приедут-покажут фото-видео, расскажут...
    1. 0
      8 сентября 2014 10:53
      Особенно хорошо получился флаг РФ из воды.
  2. 0
    8 сентября 2014 09:53
    Жил же рядом, а каждый год откладывал( Теперь переехал.. дооткладывался(А за статью спасибо:)
  3. 0
    8 сентября 2014 10:13
    и, по некоторым сведениям, имеет подземную систему охлаждения.

    ...это конечно былобы круто:)))
    Но, ничего этого конечно нет...

    Единственно, под полотном проходит ручей.
    Долгое время не удавалось с ним "договориться". вплоть до того, что сразу после постройки новой полосы - она треснула почти пополам:(
    Ну и из неприятных моментов - пришлось виноградников лишить знаменитый винзавод. Для тех кто помнит - "Солнцедар", особенно первых партий!
    1. jjj
      +2
      8 сентября 2014 10:36
      Цитата: Rus2012
      Солнцедар", особенно первых партий!

      Первую партию я пробовал. И запомнил. Я тогда только начинал втягиваться в это дело. Были бутылки-поллитровки к красивой, позолоченной местами этикеткой. А потом года через два "Солнцедар" стал отравой.
      Сейчас я не пью. Уже с 1995 года. Супруга дегустирует. По ее словам от современных вин Геленджикского завода голова болит. Могу добавить, что запах у них своеобразный. Видимо потому, что завод специализируется на крепленых винах и емкости находятся не в подвалах, а на поверхности под обычными строениями. Мы же покупаем вина и коньяк частного производителя из Пшады. Единственная точка реализации у него находится на выезде из Марьиной Рощи в сторону Новороссийска. Супруге очень нравится вкус. А букет запаха вообще удивительный.
      Что касается охлаждения полосы аэропорта, то мне прямо в глаза говорили, что там проложены трубы. Ваше уточнение про ручей оказалось очень ценным. Спасибо
  4. Pereval
    -4
    8 сентября 2014 10:26
    Слабенький репортаж. Да и сам слаон похоре стал отстойным. Где гидроавиация то? Где А-40, экаранопланы, малэ гидросамолеты, СВП?
    1. +1
      8 сентября 2014 15:37
      Цитата: Pereval
      Слабенький репортаж. Да и сам слаон похоре стал отстойным. Где гидроавиация то? Где А-40, экаранопланы, малэ гидросамолеты, СВП?

      Для начала ответьте на вопрос, где Ваш русский язык?
  5. +1
    8 сентября 2014 15:54
    Цитата: Homo
    Цитата: Pereval
    Слабенький репортаж. Да и сам слаон похоре стал отстойным. Где гидроавиация то? Где А-40, экаранопланы, малэ гидросамолеты, СВП?

    Для начала ответьте на вопрос, где Ваш русский язык?


    Присоединяюсь к мнению. Где русский язык?
  6. 0
    8 сентября 2014 21:27
    Народ, извините за скаребность. но:
  7. 0
    9 сентября 2014 14:30
    Двадцать лет показывать одно и то же, определились бы это авиасалон, или просто шоу для отдыхающих