Скандал вокруг кадетской школы города Анапы вышел за пределы города

Пятнадцатую годовщину создания в городе Анапа кадетской школы имени Героя Советского Союза Н.В.Старшинова юные кадеты, их родители и педагогический коллектив встречают без особого энтузиазма. Причина, которая вызывает у перечисленных людей откровенно негативные эмоции связана с тем, что директора этой школы, что называется, «ушли». Для человека, который стоял у истоков образования кадетской школы, заслуженного работника образования Краснодарского края, представителя известной на Кубани педагогической династии, педагога с 30-летним стажем Александра Баканова местные руководители образовательной сферы создали условия, которые стоили директору учебного заведения не только должности, но и здоровья.

Как обычно случается в таких вопросах Александр Баканов (директор образовательного учреждения) показался неугодным городскому образовательному управлению по причине, связанной с расходованием финансовых средств. По крайней мере, именно так объясняют ситуацию вокруг неожиданной смены руководства кадетского корпуса Анапы родители тех учащихся, которые выбрали для себя военно-морскую стезю.


Письмо с просьбой разобраться в ситуации со сменой руководства в упомянутой анапской кадетской школе родители учащихся (кадетов) направили сразу в несколько инстанций. Среди них не только органы государственной власти (министерство обороны, приёмная губернатора Краснодарского края Александра Ткачёва), но и средства массовой информации. При этом родительский комитет кадетской школы утверждает, что попытки выяснить у руководства региона объективной причины смены руководства школы, готовящей будущих курсантов военно-морских вузов, фактически будущих морских офицеров, остались без ответа.



Сообщается, что в письме к местным властям родительский комитет просил не только прояснить ситуацию по факту смены руководителя кадетской школы им. Н.В.Старшинова, но и дать ответ на вопрос, почему школу из кадетской фактически превратили в обычную общеобразовательную, ликвидировав занятия по строевой подготовке, лишив возможности детей сразу нескольких ступеней носить кадетскую форму.

Из письма родительского комитета кадетской школы им. Н.В.Старшинова города Анапы министру обороны Сергею Шойгу и в СМИ (стилистика сохранена):

За большой вклад в патриотическое воспитание молодежи Анапский морской пограничный лицей был переименован в КАДЕТСКУЮ ШКОЛУ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.В. СТАРШИНОВА и входит в реестр кадетских корпусов Российской Федерации.

За 15 лет у нас в городе много сменилось мэров, начальников управления образования, а начатое им (директором Александром Бакановым – прим. «ВО») благое дело развивалось и процветало, хотя 15 лет школа ютилась в арендуемых помещениях.

Баканов А.В. построил школу! Осталось благоустроить территорию - сделать забор и забетонировать плац.

Год назад на пост начальника управления образования города назначена Филофеева Н., которая данную ей власть понимает в буквальном смысле - мечом и калёным железом выметать неудобных ей работников. В число изгоев попал и непокорный Баканов А.В. с его арсеналом заслуг в образовании.


Скандал вокруг кадетской школы города Анапы вышел за пределы города


Далее рассказывается о ситуации с денежным вопросом, который и стал камнем преткновения между руководством кадетской школы и местными властями:

На родительских собраниях в мае 2014 года Баканов А.В. лично обращался к родителям каждого класса кадетов с просьбой о помощи не только физическими силами и с просьбой искать спонсоров, так как денег на счете школы нет, а должны быть и не малые - 7 миллионов.

И тут началась затеянная Филофеевой грязная возня, травля и настоящая война против Баканова А.В. Трудно поверить, что в одночасье образцовый директор превратился в полного бесхозяйственника и разгильдяя. На Баканова А.В. как из рога изобилия сыпались выговоры за строительные недоделки, в районных газетах выходят разгромные статьи в его адрес, местное ТВ тоже не осталось в стороне. У нас создалось впечатление, что Филофеева готова была Баканова А.В. «закатать в асфальт». С 4 июля 2014 года Филофеева Н. отстраняет Баканова А.В. от должности и назначает ВРИО «наиопытнейшего хозяйственника Анапского района» Сивко П. В итоге Баканова А.В. прямо с работы «скорая» увозит с сердечным приступом в реанимацию.


В середине августа 2014 года из статьи в районной газете мы вдруг узнаем, что на счете нашей школы откуда-то появились 7 миллионов рублей, которых в мае и июне 2014 года не было, но о них родительский комитет нашей школы постоянно интересовался - куда они пропали, видимо, по-нашему мнению, эти деньги из-за поднятой нами родителями шумихи, наше управление образования не смогло их «откатать».

И теперь Баканов А.В. представлен нам, как полный бесхозяйственник, не освоивший 7 миллионов рублей. (…)

Не выдержав такой травли (здоровье - прежде всего) Баканов А.В. «добровольно-принудительно» подаёт заявление.


В конце письма родители кадетов призывают министра Шойгу и других адресатов разобраться в ситуации, не допустить появления новых "кущёвских цапков" и способствовать восстановлению в прежней должности директора кадетской школы Александра Баканова.



Письмо острое и фактически обнажающее проблемы не просто отдельно взятого образовательного учреждения, но и всей системы автономных муниципальных общеобразовательных учреждений, к которым анапская кадетская школа и относится. Если учесть тот факт, что автономное образовательное учреждение не является бюджетным и может привлекать внебюджетные средства на основе устава автономного учреждения, то финансовые отношения таких организаций с муниципалитетами выглядят весьма запутанными. Безусловно, можно понять родителей и кадетов, которые обеспокоены сменой опытного и профессионального руководителя на руководство, далёкое, по их мнению, от жизни кадетской школы. Но здесь, по всей видимости, в дело вмешалась причина, которая ничего общего с системой образования не имеет. Речь об утилитарных вещах, которые сделали заложниками обучающихся в школе – о привлечении и расходовании средств. Когда образовательная структура начинает чаще задумываться о том, где взять деньги на нужды вместо того, чтобы думать о реализации образовательных программ (а такое положение дел в нашей стране проявляется всё чаще), то у такого образовательного учреждения (бюджетного, а тем паче автономного) рано или поздно возникнут проблемы. В данном случае, как видно, возникли проблемы во взаимоотношении с муниципалитетом, у которого, естественно, противоположная точка зрения на события, произошедшие с кадетским корпусом Анапы.

И, есть мнение, что такие проблемы будут возникать всё чаще и далеко не только с образовательными учреждениями, претендующими на связь с системой подготовки будущих военных. Причина возникновения таких проблем – это попытка скрестить бульдога с носорогом, а именно совместить вопросы ответственности руководства образовательных учреждений, присущие советской системе образования, с вопросами «инновационного» перевода школ и других учебных заведений на рыночные рельсы самообеспечения. В такой ситуации руководители (и Александр Баканов в том числе) априори оказываются меж двух огней: от них требуется и учебный процесс на должном уровне налаживать, и добывать внебюджетные средства своими силами.

При этом если средства добыты, то муниципалитет может автоматически объявлять, что это в первую очередь его заслуга и давить, заставляя распорядиться средствами по его (муниципалитета) усмотрению. Если же средства не добыты, то это и вовсе ставит учебное заведение или его действующее руководство на грань выживания, так как тот же муниципалитет будет крайне недоволен хозяйственной деятельностью администрации школы.

В общем, суть этого, казалось бы, узкого вопроса на самом деле гораздо шире компетенции какого-либо одного ведомства. Вряд ли даже такое мощное министерство как министерство обороны способно дать ответы на все вопросы родительского комитета анапской кадетской школы. Вопрос многосторонних взаимоотношений руководства таких школ, учащихся, представителей родительских комитетов и местных органов власти – вопрос для широкого обсуждения с привлечением и Минобрнауки, и Минюста, и ряда других ведомств, определяющих правовые и образовательные нормы работы общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Как всегда, остаётся надеяться, что истинно ценные педагогические кадры всё-таки не будут слиты в пользу "эффективных менеджеров", вращающихся в местечковых бюрократических сферах.
Автор:
Володин Алексей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти