По словам эксперта, РФ постепенно утрачивает часть своего суверенитета в сфере военно-технической политики

32


Не так давно Верховный главнокомандующий Российской армии, президент Дмитрий Медведев озвучил фразу, практически ставшую крылатой: «Барахло закупать не надо». Прозвучала она в подмосковных Горках на встрече главы государства с вице-премьером Сергеем Ивановым и министром обороны Анатолием Сердюковым и касалась продукции российского оборонно-промышленного комплекса.

Можно бесконечно вслушиваться или вчитываться в интонацию этого словечка – «барахло» – которое нечаянно выпорхнуло из сиятельных уст, и обратно его уже не затолкаешь. По контексту выходит, что гарант вовсе не считает всю продукцию отечественного ОПК заведомым барахлом, однако предполагает саму такую возможность: мол, смотрите, цены-то задирают будь здоров, но вы не зевайте, смотрите внимательно... Цитирую дословно: «Минобороны должно залезть внутрь каждого заказа, это – большие деньги», и далее – как раз это самое неласковое словечко.

Реакцию со стороны оборонки, конечно, следовало ожидать. Находящаяся к середине года без гособоронзаказа, она оказалась еще и уязвлена столь нелестным отношением верховной власти. Ответ последовал многословный, скорее напоминающий крик отчаяния и практически заведомо обреченную на неудачу попытку достучаться до президента, которому, очевидно, докладывают невесть что. В тексте, опубликованном на официальном сайте Федерации независимых профсоюзов, коллективный автор припоминает всё и выдвигает достаточно радикальные требования. А именно вообще отказаться от практики импорта вооружений – за редкими исключениями, когда необходимо изучить неизвестную технологию.

Более того, можно было бы даже и смириться с практикой, когда в ряде случаев приоритет отдается зарубежным производителям, если бы на этом фоне не наблюдалось ущемление прав конкретных сотрудников отечественного ОПК. «Мы располагаем информацией о целенаправленном занижении заработной платы работников оборонных предприятий при закупке продукции оборонного назначения. На предприятиях при согласовании зарплаты в цене Государственного оборонного заказа (ГОЗа) в 2011 году Министерство обороны РФ предлагает снизить уровень заработной платы по сравнению с 2010 годом на 15-20%. При этом не учитывается средняя зарплата на предприятии по действующему коллективному договору, средняя зарплата в регионе, не в полной мере учитывается рост цен на металл, сырье, комплектующие и энергоносители», – говорится в документе. Такая вот интересная экономия за счет приобретения как бы «не барахла». Можно лишь на секунду поставить себя на место простых сотрудников оборонки, чтобы ощутить практически физическую боль от обиды.

В письме указан и перечень требований, адресованных лично президенту Дмитрию Медведеву, премьер-министру Владимиру Путину, Федеральному Собранию РФ и Совету Безопасности РФ: «1. Законодательно запретить закупку Министерством обороны Российской Федерации иностранной военной техники для регулярного снабжения Российской армии. 2. Решение о закупках иностранной военной техники при отсутствии соответствующих российских аналогов должно в каждом конкретном случае рассматриваться Советом Безопасности России. 3. При заключении контрактов по гособоронзаказу размеры зарплаты работников оборонных предприятий не должны быть ниже размеров, определенных коллективным договором и отраслевым тарифным соглашением».

И финальным аккордом подписавшие данное обращение председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков и председатель Ассоциации российских профсоюзов оборонных отраслей промышленности Андрей Чекменев потребовали «срочного принятия мер по обеспечению полного и своевременного финансирования ГОЗа, прекращению экономического подрыва российской оборонной промышленности и недопущению ликвидации миллионов высокотехнологичных рабочих мест».

Открытое письмо Ассоциации российских профсоюзов оборонных отраслей промышленности и Федерации независимых профсоюзов России, адресованное верховной власти, включая президента, для KM.RU прокомментировал первый вице-президент Академии геополитических проблем, капитан первого ранга, доктор военных наук Константин Сивков:

– Начнем с того, что смысл в таких заявлениях есть всегда, поскольку они демонстрируют решимость представителей рабочего класса, инженеров, технического состава бороться за сохранность оборонно-промышленного комплекса России и обеспечивать безопасность Российской Федерации. Плюс это затрагивает социальные интересы граждан, работающих в ОПК. И то, что они сейчас обращаются к президенту, – это позитивно, поскольку будет хуже, если они пойдут на улицы и начнутся забастовки. А это случится неизбежно, если продолжится тот курс, который нам сейчас навязывает г-н Медведев.

Теперь что касается самой темы закупок иностранной военной техники. Это означает, что Российская Федерация утрачивает часть своего суверенитета в сфере военно-технической политики. Попросту говоря, при приобретении иностранного вооружения Россия оказывается в зависимости от иностранных производителей военной техники по целому ряду позиций, прежде всего в части поставок комплектующих к приобретенному вооружению. Приходится приобретать в тех же странах специфические горюче-смазочные материалы, специфические боеприпасы, на которых работает приобретенная техника.

Таким образом, Российская Федерация вынуждена выполнять требования тех стран, откуда она импортирует технику, в части, касающейся ее применения. В противном случае страны-экспортеры просто прекратят поставки комплектующих, и приобретенная техника уже не сможет быть применена. А это, в свою очередь, значит, что целые соединения и части, имеющие на вооружении эту технику, окажутся небоеспособными.

Принятие на вооружение иностранной военной техники предполагает также и то, что подготовка личного состава на этом вооружении будет осуществляться в тех странах, где оно производится. Это естественно и нормально, поскольку именно в странах-производителях и можно перенять опыт использования данной техники. Процесс обучения наших военных специалистов за рубежом, естественно, накладывает на них определенный отпечаток. И уже при решении задач, связанных с применением войск, эти обученные военные будут не вполне надежными, особенно если дело коснется столкновения с теми странами, где они и овладевали новыми технологиями.

Известно, что современная военная техника набита электроникой самого различного назначения. При этом решающую роль тут играют вычислительные операционные системы. Эти системы, такие как Windows и другие, являются закрытыми, т. е. влезть в их конструкцию невозможно. Производитель же может устанавливать в ней различные т. н. «закладки». При этом может говориться, что программное обеспечение на военной технике – открытое, однако это не отменяет возможности заложить в программу секретные коды. Есть и аппаратные закладки, которые скрываются, не включаются в техническую документацию. И по команде извне они могут вывести из строя технику в один момент. В частности, именно это произошло с зенитно-ракетными комплексами «Хок», которые были некогда поставлены Ираку. И когда начались военные действия в рамках операции «Буря в пустыне», их вывели из строя одной лишь командой со спутника на околоземной орбите.

Иностранное вооружение, как правило, существенно дороже, чем российское. Соответственно, деньги, которые выделяются на закупку иностранного вооружения, идут на развитие военно-промышленного комплекса государства-экспортера: французам, которые поставляют «Мистрали», итальянцам, которые продают технику Iveco... Они на эти деньги развивают свою производственную базу, инженерно-конструкторские научные школы. При этом наши оборонные предприятия простаивают и никакого развития себе позволить просто не могут. Т. е. это – настоящий удар по нашему оборонно-промышленному комплексу.

Таким образом, заявление г-на Медведева о том, что нам надо рассматривать возможность закупки иностранного вооружения, свидетельствует об одном из двух: либо у него есть злой умысел в отношении обороноспособности нашей страны, либо это – свидетельство его крайней некомпетентности в вопросах военно-технической политики. Притом, что он, будучи Верховным главнокомандующим, явно не должен быть полным дилетантом.

В настоящее время Российская Федерация располагает основным спектром технологий, необходимым для производства военной техники. И та техника, которая скупается нами из-за рубежа – французская, итальянская, немецкая – экспортируется странами, которые занимают в рейтинге стран – экспортеров военной техники где-то 6-е, 7-е, 10-е места. Россия же занимает, на минуточку, второе место в списке стран-экспортеров! Т. е. наше вооружение по качеству значительно превосходит и французское, и немецкое, и тем более итальянское, особенно по критерию «эффективность-стоимость». И другие государства, которые считают свои деньги (и считают основательно), закупают наше вооружение.

Саудовская Аравия с удовольствием закупает наши БМП-3, которые поливал грязью небезызвестный г-н Поповкин; закупает наши Т-90 Индия, которая тоже считает деньги и которая по своему военно-техническому развитию уже практически догнала Россию, если уже не перегнала. На базе наших Т-90 и Т-72 китайцы делают свой танк, на вооружение берут нашу 125-мм пушку. Перечень этот можно продолжать до бесконечности. Покупают Су-30, Су-27, МиГ-29... Такого спектра вооруженной техники та же Италия на международной арене представить не может. Поэтому нам не стоит учиться у них каким-то технологиям: у нас есть свои технологии.

Но даже если и есть такой интерес – заполучить какие-то новые технологии, что вполне нормально и естественно, не надо закупать технику тысячами единиц: в таких случаях закупаются единичные образцы, именно с целью изучения технологии. Когда в советское время хотели получить технологии из Германии или из Англии или из США – закупили 5 экземпляров танка «Кристи», на основе которого у нас была произведена серия танков БТ-5, БТ-2 и БТ-7, которые воевали в Великую Отечественную войну. В Англии был закуплен шеститонный «Виккерс» в количестве 9 единиц, на базе которого был сделан танк Т-26. Когда мы захотели изучить германские самолеты, мы закупили по 2-3 единицы «Мессершмитт-110», «Мессершмитт-109», «Юнкерс-177». А когда мы закупаем тысячи итальянских машин Iveco, 4 «Мистраля» – это уже не получение новых технологий, а подрыв обороноспособности Российской Федерации и уничтожение российского ОПК.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. merkawa
    0
    25 июля 2011 12:49
    Всё это так конечно,к словам президента цепляться только не надо-барахла у нас тоже много,а на разработку нового нет ни денег не желания у того же ВПК fellow
  2. +7
    25 июля 2011 12:51
    О чем тут можно сказать,о том что ...нужно идти на выборы(чего я никогда принципиально не делал) и выбирать другого достойного президента страны.
    1. svvaulsh
      +3
      25 июля 2011 14:02
      Да, похоже придется оторвать задницу от монитора и сходить проголосовать, чего и я не делал. Но так уже достали..............!
    2. 0
      26 июля 2011 10:12
      кого?
  3. Александр 22
    +3
    25 июля 2011 13:04
    согласен с Мaх79..
  4. атеист
    -3
    25 июля 2011 14:04
    надо изобретать что-то совершенно новое,а не модернизацию танков или самолётов,например гибриды машин и самолётов,или танк и корабль,чтоб было чем убить опк других стран
  5. Goldy
    -2
    25 июля 2011 14:54
    за кого голосовать будете ?и за какую партию?я вот даже незнаю за кого голосовать,в этом году пойду первый раз на выборы
    1. svvaulsh
      +4
      25 июля 2011 15:15
      Я прожил примерно поровну при власти коммунистов и оппортунистов-демократов. И таки шо имею сказать, если убрать некоторые идеологические перегибы, тогда было намного лучше. Оптимальный вариант - мною не любимый Китай(это субъективное мнение и не касается экономической модели). Так что выбор невелик, реально только за КПРФ(не идеал, конечно, но остальные еще хуже.)
      1. 0
        25 июля 2011 22:36
        Мы не китайцы
  6. +2
    25 июля 2011 15:37
    Max79,

    Согласен!


    Из того что будет предложено,наверное за КПРФ.
  7. +2
    25 июля 2011 16:29
    Я на думских проголосую за коммунистов, а президентских за Путина - не враги они стране, а там как-нибудь между собой договорятся...
    А по вопросу - пусть закупают новейшее оборудование на Западе, раз отстаём даже по мнению этих экспертов. При Петре так сделали - ничего, потом ещё лучше делать стали, у нас уже покупали... Правильно, закупайте, только с умом, что нужно, что сами плохо делаем, где отстали, где что новое прорывное появилось (если дадут конечно - ну так надо договариваться, нажимать, красть в конце концов) а не деньги отмывать...
    1. svvaulsh
      +1
      25 июля 2011 16:54
      Я иногда листаю подшивки газет начала 2000-ных. Разговоры, разговоры. Тогда я верил....... Включаю ТВ..... разговоры, разговоры(о том что и 10 лет назад). Типичный день сурка, но сколько же нас можно кормить обещаниями? коммунисты-путин, это импичмент-роспуск думы, опять политический тупик.(басня про лебедя, рака и щуку). Здесь выбор прост, либо продолжение нынешней политики, либо новая(социально ориентированная) политика. Выход - правительство тоже должно быть сформировано коммунистами, на что путин не пойдет. Значит президент нужен новый.
    2. Эрик
      0
      25 июля 2011 21:33
      Кто нам продаст нормальный станки? Не надо наивничать!
  8. Goldy
    +3
    25 июля 2011 17:25
    я тоже хочу кпрф поддержать,а в президенты надо тоже с кпрф.путин свое отсидел
    1. SuperDuck
      +1
      25 июля 2011 18:58
      Вождизм - это плохо. Скажите мне ребяты, чем отличается ВВП от медведа кроме личностных качеств? Может у Путина команда классная, или программа какая есть, или у медведа? А команда у программа у обоих одна - ЕдРос.
      1. svvaulsh
        +2
        25 июля 2011 21:34
        Разницы никакой, это как двухсторонняя куртка. Программы есть и не плохие(благо советники не зря свой хлеб едят.). Проблемма в другом, дальше разговоров дело не идет. Что 10 лет, что 5 лет назад, одно и тоже. А воз и нынче там. А за нос водить людей долго не сможешь. Вот и мне лично день сурка уже надоел. Хочется реальных дел на благо народа.
  9. +1
    25 июля 2011 17:54
    Не так давно Верховный главнокомандующий Российской армии, президент Дмитрий Медведев озвучил фразу, практически ставшую крылатой: «Барахло закупать не надо». ---ВОТ ИСБРОСИЛ т дам свою маску и уже в открытую решил уничтожить наш ВПК и страну .
    1. SuperDuck
      0
      25 июля 2011 18:17
      А если он говорил таки о барахле?
    2. 0
      25 июля 2011 22:37
      Он еще как то сказал что Россия молодая страна ей 20 лет
  10. 0
    25 июля 2011 18:24
    SuperDuck,- да но заметь ВСЕ наше -- барахло и по завышенным ценам.импорт --сплошь новье, хайтек и дешево .самому не смешно.?
    1. SuperDuck
      0
      25 июля 2011 18:44
      Ну datur, он так чтоб прямо об этом не сказал, но каждый услышал то что хотел. С другой стороны я считаю что руководитель такого уровня может в бане с девками словами кидаться, а любое официальное выступление должно трактоваться всегда абсолютно однозначно.
      А на эту тему я бы вообще на публику не вылазил, вон сколько шума навели, а если этот шум исходит от президента то это значит что они или туп или общественное мнение готовится к чемуто. К чему?
  11. 0
    25 июля 2011 18:56
    SuperDuck, а к чему всю историю РОССИИ пытались подвести наши внешние да и внутренние ,,друзья,,??? особенно душевно об этом в свое время сказала мадлен ол брайт прямо и честно.кстати и кандолина райз своу слово крякнула.
    1. SuperDuck
      0
      25 июля 2011 18:59
      Да ну прям, думаю что тут вопрос мельче, скорее в деньгах.
  12. атеист
    0
    25 июля 2011 19:09
    я голосую за лдпр-кпрф прошлое,едрос-ничего хорошего(для меня лично и млей семьи),ср-вообще непонятно что,надо дать шанс лдпр,а президент-ну разве у нас будет реальный выбор за кого голосовать
    1. svvaulsh
      +1
      25 июля 2011 21:27
      Голосуя за ЛДПР, фактически голосуешь за ЕР, так как распыляются голоса. Один пример, на прошедших недавно местных выборах победила ЕР набрав 40% голосов. КПРФ -28, ЛДПР -23, СР-7. Фактически ЕР победитель, а на самом деле за нее проголосовало меньше избирателей, чем за остальных. Вот распыление голосов в деле.
      1. Эрик
        +1
        25 июля 2011 21:36
        Еще возьмем в расчет пригнанных овец и запуганных людей! И ЕР В ЖОПЕ! Блин ребят надо инквизицию уже вводить на политический уровень чтобы мразь уехавшая с народными деньгами подохла самой страшной смертью! Даже за границей!
        1. svvaulsh
          +1
          25 июля 2011 22:02
          Как-то Проханов, в одном из выступлений сказал, что нужно в России расстрелять 10-15 тысяч предателей коррупционеров и маргиналов и усе будет у порядке. Тогда я счел его ненормальным............ , а может он и прав?...........
          1. Marat
            +2
            25 июля 2011 22:33
            Чем больше мы углубляемся в "олигархический капитализм" и чем больше я вижу "демократов" "либералов" "националистов" "патриотов" - тем больше подозрении что у Сталина могли быть какие основания для репрессии...
          2. 0
            25 июля 2011 22:39
            Один уже начал стрелять в Норвегии. Это не выход. Как всегда пострадают невиновные
      2. Marat
        -2
        25 июля 2011 22:36
        Совершенно верно! Необходимо всем голосовать за кпрф и не распылять голоса. Пройдет все равно Путин - но ему придется держаться более правильно и отдалится от либералов
        1. атеист
          0
          25 июля 2011 22:46
          а давайте ещё и за спс проголосуем-они тоже ер критикуют,или ещё за кого!!
          1. 0
            25 июля 2011 22:49
            За них некогда, партия олигархов
  13. атеист
    +2
    25 июля 2011 21:53
    а в некоторых регионах некоторые партии вообще набрали 0 голосов,это получается что даже сами партийцы за свою партию не голосовали-бред