Морской бой

Морской бой


Эсминцы и фрегаты в новейших войнах

Локальные войны после 1945 года не отличались большим количеством морских сражений. Боевые действия в основном шли на суше и в воздухе. Тем не менее, в ходе некоторых войн они играли важную роль. Впрочем, за исключением Фолклендской войны, морские бои происходили параллельно основным сражениям, не оказывая на исход войны серьезного влияния.


В частности, именно так происходило во время арабо-израильских войн. Знаменитый бой у Порт-Саида 21 октября 1967 года, в ходе которого два египетских ракетных катера пр. 183Р потопили израильский эсминец «Эйлат», имел, скорее, моральное значение. Даже влияние его на морскую стратегию в конечном счете оказалось преувеличенным: «Эйлат» был построен в сороковые годы, когда никаких ПКР еще не было в принципе, соответственно, он не мог отразить удар египетских катеров. Просто израильтяне несколько зарвались, сочтя себя непобедимыми и утратив всякую осторожность.

Советская помощь арабам не сводилась только к поставкам вооружений, дело доходило до прямого участия в военных действиях. Так, в начале 1968 года с трех десантных кораблей Черноморского флота под прикрытием сторожевого корабля и тральщика был высажен десант численностью около 400 морпехов с четырьмя танками Т-54, десятью плавающими танками ПТ-76 и двадцатью одним БТР-60 на азиатском берегу Суэцкого канала с целью сохранения контроля над входом в канал за Египтом. Израильтяне не рискнули мешать десанту.

Самой успешной операцией египетского флота (после потопления «Эйлата») стал набег эсминцев «Насер» и «Дамьетта» с целью обстрела береговых объектов израильских войск в 40 километрах к востоку от Порт-Саида в ночь на 10 ноября 1969 года. По-видимому, израильтяне понесли очень серьезные потери, поскольку стараются не упоминать об этом событии. На отходе эсминцы подверглись безуспешной атаке сорока израильских самолетов. Разумеется, операцией руководили советники из СССР. Отчасти ее успех, конечно, объяснялся близостью объектов атаки к египетским базам.

В ходе Октябрьской войны 1973 года впервые развернулись бои между ракетными катерами. В этих боях у израильтян оказались гораздо лучше как тактика, так и техника. Их ПКР «Габриэль» собственного производства были гораздо меньше по размерам, чем арабские П-15 советского производства, но для боя между катерами они подходили гораздо лучше. При этом у израильских катеров было более сильное артиллерийское вооружение, благодаря чему они успешно добивали поврежденные «Габриэлями» катера противника.

В бою у Латакии в ночь на 7 октября пять израильских катеров безнаказанно потопили три сирийских ракетных катера, один торпедный катер пр. 123К, один тральщик пр. 254. Во время повторной атаки на Латакию в ночь на 11 октября были потоплены по одному ракетному катеру пр. 205 и 183Р, а заодно — японское и греческое торговые суда.

Между ракетными катерами ВМС Израиля и Египта произошло три боя, кроме того, египтяне в первую ночь войны обстреливали ПКР израильские береговые объекты, причем достаточно успешно. В этих боях египтяне потеряли четыре катера пр. 205, а два катера пр. 183Р были потоплены в Порт-Саиде израильскими боевыми пловцами, которые, впрочем, погибли в ходе этой операции. Египет претендовал на несколько потопленных израильских ракетных катеров, но после войны все они оказались в строю. Единственной потерей ВМС Израиля стал сторожевой катер, потопленный египетской береговой артиллерией.

Морской бой

Израильский корвет «Ханит», 30 мая 2010 года. Фото: Israel Defense Forces / Flickr


Последним на данный момент эпизодом морской войны между арабами и израильтянами стала атака группировки «Хезболла» с помощью береговой ПКР С-802 китайского производства (или ее иранской копии «Нур») против израильского корвета «Ханит» 14 июля 2006 года. Здесь повторилась история «Эйлата» — израильтяне оказались слишком самонадеянными и пропустили атаку, которую вполне могли отразить. Правда, последствия были менее фатальными — корвет получил умеренные повреждения, погибли лишь четыре моряка.

ВМС другой арабской страны, Ливии, в марте 1986 года приняли участие в коротком конфликте с ВМС США, в результате потеряв МРК пр. 1234Э советской постройки и ракетный катер типа «Комбатант-2» французской постройки. Оба были потоплены американскими палубными штурмовиками А-6 (по некоторым данным, МРК потоплен не штурмовиками, а ПКР «Гарпун» с ракетного крейсера «Йорктаун»). А в 2011-м британские самолеты «Торнадо» потопили в Триполи ливийский фрегат советской постройки пр. 1159 и еще три ракетных катера типа «Комбатант-2», которые, впрочем, к этому моменту полностью утратили боеспособность.

ВМФ СССР принимал прямое и достаточно активное участие в событиях на Африканском Роге в 1970—90-е годы. В 1977-м началась война между Сомали и Эфиопией, причем обе эти страны числились союзниками СССР. Москва сделала выбор в пользу Эфиопии, что привело к необходимости эвакуации советских специалистов и членов их семей из Сомали. Для обеспечения безопасности этого процесса 20 ноября 1977 года в Могадишо был высажен советский морской десант, что действительно обеспечило безопасность эвакуации.

Эфиопия с помощью СССР и Кубы победила Сомали, после чего втянулась в тяжелую войну с собственной (на тот момент) мятежной провинцией Эритрея, на которую приходилось все морское побережье Эфиопии. СССР предоставил Эфиопии огромное количество оружия и иногда воевал напрямую. Так, в декабре 1977-го — январе 1978 года тихоокеанский эсминец «Веский» (пр. 56) обстреливал позиции эритрейцев в районе Массауа. В июне 1978-го в Массауа был высажен советский десант, который вступил в бой с эритрейцами, не позволив им взять город. При этом никаких потерь среди морпехов не было. Возможно, советские войска продолжили бы участвовать в этой войне, но тут начался Афганистан. Поэтому Москва ограничивалась поставками оружия и отправкой советников, а ВМФ СССР пользовался базой на острове Дахлак у побережья Эфиопии, то есть Эритреи.

Тяжелый кризис в СССР привел к сокращению помощи Эфиопии, благодаря чему эритрейцы установили контроль над всей провинцией и стали атаковать уже собственно Эфиопию. У них появилась достаточно современная техника, в том числе боевые катера, с помощью которых они получили возможность атаковать оказавшуюся в полной изоляции советскую ВМБ. В середине мая 1990-го произошел бой между черноморским тральщиком «Разведчик» (пр. 266М) и четырьмя эритрейскими катерами, в ходе которого, возможно, один из катеров противника был потоплен. 27 мая черноморский сторожевой катер АК-213 (пр. 205П) также вступил в бой с четырьмя катерами эритрейцев, потопив два или три из них. После этого противник не рисковал вступать в прямые морские бои с советскими кораблями. Но и Москва приняла решение эвакуировать ВМБ с Дахлака, поскольку ее существование утратило смысл. 19 октября 1990 года занимавшийся выводом базы конвой ВМФ СССР (МПК-118 «Комсомолец Молдавии» (пр. 1124М), тральщик «Параван», два БДК, танкер «Шексна») был обстрелян с берега артиллерией и РСЗО эритрейцев. Ответным огнем МПК батареи были подавлены, взорван склад боеприпасов. Это был последний бой ВМФ СССР.

Морской бой

Вьетнамский МиГ-17, совершивший налет на эсминец «Хигби» 19 апреля 1972 года. Источник: Binh Giang / wikimedia.org


Война во Вьетнаме началась формально именно на море — с так называемого Тонкинского инцидента. Якобы 2 августа 1964 года торпедные катера Северного Вьетнама атаковали в Тонкинском заливе два американских эсминца. До сих пор неясно, был ли этот эпизод на самом деле или американцы его выдумали, чтобы начать войну, или американцам померещилось. В ходе дальнейших боевых действий морских боев не было из-за несопоставимости сил сторон. Лишь в апреле 1972-го, когда ВС Северного Вьетнама начали генеральное наступление с целью полного разгрома противника, два МиГ-17 атаковали американскую эскадру (один крейсер, три эсминца), которая вела обстрел северовьетнамских войск на побережье. Хотя эти небольшие самолеты-истребители совершенно не были приспособлены для ударов по крупным боевым кораблям, им удалось нанести серьезные повреждения эсминцу «Хайгби», выведя из строя кормовую артиллерийскую башню. Американцы заявляют, что сбили один МиГ, вьетнамцы это отрицают. В любом случае эта была первая после Второй мировой войны успешная воздушная атака на корабли ВМС США.

При этом в Южно-Китайском море имеет место многолетний конфликт по поводу принадлежности островов Парасельских и Спратли. Пекин в соответствии со своими национальными традициями претендуют на все море. Разумеется, остальные прибрежные страны с этим несогласны, но прямое сопротивление оказывает лишь Вьетнам.

В январе 1974-го произошло сражение за Парасельские острова между ВМС Китая и Южного Вьетнама. С китайской стороны в бою участвовали шесть сторожевых катеров (четыре советской постройки пр. 122, два отечественных пр. 037 «Хайнань»), с южновьетнамской — три фрегата и один корвет американской постройки. Все корабли были весьма старыми и примитивными. Реальное превосходство в силах было на стороне вьетнамцев, но бой выиграли китайцы, потопив корвет противника, после чего фрегаты бежали. Почти все китайские катера были серьезно повреждены.

В марте 1988-го произошел бой за острова в архипелаге Спратли между ВМС Китая и теперь уже объединенного социалистического Вьетнама. Впрочем, боем это назвать сложно: три китайских фрегата, то есть полноценных боевых корабля, атаковали два вьетнамских грузовых судна и один десантный корабль (американской постройки сороковых годов). Оба грузовых судна были потоплены, десантный корабль тяжело поврежден и выбросился на остров. Однако, хотя силы были несопоставимы, вьетнамцы оказали китайцам крайне ожесточенное сопротивление, не дав им захватить остров, несмотря на гибель кораблей. Корабли ВМФ СССР, базировавшиеся в Камрани, никакой помощи вьетнамцам не оказали, хотя имели соответствующие юридические обязательства. Точно так же, как в январе 1974-го корабли ВМС США с Субик-Бэя на Филиппинах никак не помогли южным вьетнамцам, несмотря, опять же, на обязательства.

Все перечисленные выше морские бои не оказали реального влияния на исход соответствующих войн либо просто были изолированными эпизодами.

Весьма активно велись боевые действия на море во время Индо-пакистанской войны в декабре 1971 года. В первый же день войны (4 декабря) в Бенгальском заливе индийский эсминец «Раджпут» (британской постройки сороковых годов) потопил пакистанскую подлодку «Гази» (американской постройки сороковых годов). В ночь на 5 декабря три индийских ракетных катера пр. 205 под охраной двух фрегатов пр. 159 (все — советской постройки) произвели набег на Карачи, потопив с помощью ПКР П-15 эсминец «Хайбер», тральщик «Мухафиз», а также либерийский транспорт с американскими боеприпасами для пакистанской армии. Эсминец «Шах Джахан» был тяжело поврежден и сразу после войны отправлен на слом. Надо отметить, что оба пакистанских эсминца, как и израильский «Эйлат», были построены в Великобритании в сороковые годы, когда о ПКР и речи не было. Тем не менее успех индийцев привел к временной абсолютизации ракетных катеров. В ночь на 9 октября индийские ВМС силами уже четырех катеров повторили набег на Карачи, были потоплены панамское, либерийское, английское и греческое судно, сожжено не менее половины цистерн с топливом в порту.

Морской бой

Спасательные лодки у тонущего аргентинского крейсера «Хенераль Бельграно», 1 мая 1982 года. Фото: AP


9 октября пакистанцы взяли частичный реванш: их подлодка «Хангор» (новейшая на тот момент французской постройки типа «Дафнэ») потопила индийский фрегат «Хукри» (опять же корабль британской постройки сороковых годов). На сегодняшний день это единственная победа дизельной ПЛ за весь период после 1945 года (возможно, вторым случаем стало потопление южнокорейского корвета «Чхон Ан» в марте 2010-го, но объективных подтверждений того, что его потопила северокорейская ПЛ, все же нет).

Индийский авианосец «Викрант» (британской постройки с английскими штурмовиками «Си Хок» на борту) в охранении трех фрегатов действовал в Бенгальском заливе. Его «Си Хоки» потопили значительное количество транспортных судов, а также речных боевых кораблей и катеров в Восточном Пакистане, который в результате этой войны стал независимой республикой Бангладеш. Впрочем, здесь индийцы работали в полигонных условиях, поскольку единственную на этом ТВД подлодку (ту самую «Гази») и всю боевую авиацию пакистанцы потеряли в первый же день войны.

В целом в ходе войны 1971 года боевые действия на море имели, в отличие других войн, стратегическое значение: индийцы парализовали действия ВМС и морскую торговлю Пакистана, полностью изолировав друг от друга Западный и Восточный Пакистан, что способствовало быстрой общей победе Индии.

Фолклендская война апреля — июня 1982 года была единственной после 1945-го, в которой морская составляющая доминировала. Изначально воевавшая «на своем поле» Аргентина имела значительное превосходство как на море, так и в воздухе. Но на стороне Великобритании оказалось техническое и тактическое превосходство. Переломным моментом войны стало потопление английской атомной подлодкой «Конкеррор» аргентинского крейсера «Хенераль Бельграно» (пока это единственная в истории морских войн победа ПЛА). В каком-то смысле здесь повторилась история «Эйлата» и «Хайбера»: крейсер был введен состав ВМС США под названием «Феникс» в 1938 году (продан в Аргентину в 1951-м), когда никто не мог себе представить появления атомных подлодок. Однако гибель крейсера полностью вывела из строя аргентинский флот. Лишь подлодка «Сан-Луис» (на тот момент новейшая немецкой постройки пр. 209) несколько раз выходила в атаку на корабли английских ВМС, но успеха не добилась. Все остальные потери оба флота понесли от авиации. Аргентинцы потеряли подлодку (американской постройки сороковых годов), патрульный корабль и транспортное судно (еще один патрульный корабль и одно транспортное судно были захвачены англичанами на Фолклендах). Англичане потеряли два эсминца типа «Шеффилд», два фрегата типа «Амазон», контейнеровоз «Атлантик конвейер» и десантный корабль. Один из эсминцев (сам «Шеффилд») и контейнеровоз были потоплены ПКР «Экзосет», выпущенными со штурмовиков «Супер Этандар» (и то и другое — французского производства), остальные четыре корабля — обычными авиабомбами с «Миражей» и «Скайхоков». Множество английских кораблей получили попадание авиабомб, но очень значительная их часть не взорвалась (это были старые бомбы американского производства). Однако английские «Харриеры» (которые благодаря своей «вертикальности» могли взлетать не только с авианосцев, но и с эсминцев и фрегатов) и корабельные ЗРК выбили большую часть аргентинской авиации, что обеспечило им полное превосходство в воздухе непосредственно над Фолклендами, а блокада аргентинского гарнизона островов была организована с первых дней войны. Все это и обеспечило англичанам победу.

Весьма значительной была морская составляющая Ирано-иракской войны. На ее начальном этапе имели место бои между ракетными катерами — иракскими пр. 205 и иранскими французского типа «Комбатант-2». Еще в первый месяц войны (в сентябре 1980-го) было потоплено четыре иракских катера пр. 205 (два — иранскими катерами, два — авиацией). 28 ноября 1980 года в западной части Персидского залива случилось крупнейшее в ходе войны воздушно-морское сражение, в котором крупную победу одержал Иран. Его ракетные катера потопили два иракских катера пр. 205, а самолеты F-4 и F-5 — еще три ракетных катера пр. 205 и четыре торпедных катера пр. 183, а также сбили шесть иракских МиГ-23, один МиГ-21 и вертолет SA321 французского производства. Иран потерял лишь один ракетный катер (потоплен ПКР П-15 с иракских катеров) и один F-4 (сбит иракским МиГ-23). В результате этого боя ВМС Ирака, по сути, прекратили свое существование.

Морской бой

Иранский фрегат «Саханд» тонет в Персидском заливе, 18 апреля 1988 года. Источник: wikimedia.org


После этого война на море продолжилась в форме атак авиации обеих сторон (а с иранской стороны — и боевых кораблей и катеров) на танкеры, идущие из портов противника. Национальная принадлежность танкеров значения не имела. В ходе войны была произведена 451 атака на суда в Персидском заливе (283 со стороны Ирака, 168 со стороны Ирана). Погибло 11 судов, повреждено 340. Иракцы в этой войне были гораздо активнее. Например, в марте 1988-го их бомбардировщики Ту-22 подожгли два иранских супертанкера: «Авай» (дедвейт 316 379 тонн) и «Санандай» (253 837 тонн), при этом погибло более 50 человек. Более того, 17 мая 1987 года иракский «Мираж-F1» поразил двумя ПКР «Экзосет» американский фрегат «Старк» (типа «Оливер Перри»), погибли 35 моряков. Фрегат не затонул только потому, что одна из ракет не взорвалась.

Тем не менее, США не просто поддерживали Ирак в ходе этой войны, но с осени 1987-го начали воевать на его стороне. В сентябре 1987-го американцы повредили, после чего захватили и взорвали иранский десантный корабль. Все обвинения в атаках на торговые суда шли только в адрес Ирана, даже иракскую атаку на «Старк» американцы проглотили. При этом нельзя забывать, что и причиной войны стала прямая агрессия Ирака с целью захвата юго-западных районов Ирана, наиболее богатых нефтью. Но и это Саддаму Хусейну простили.

17 апреля 1988 года ВС Ирака развернули генеральное наступление против иранских войск на южном (главном) участке фронта. По удивительному совпадению на следующий день ВМС США провели в Персидском заливе крупную операцию против ВМС Ирана. С американской стороны в операции участвовали атомный авианосец «Энтерпрайз», два крейсера, четыре эсминца, четыре фрегата. В результате были потоплены фрегат, ракетный и сторожевой катера ВМС Ирана, еще один фрегат тяжело поврежден, уничтожены две иранские нефтяные платформы. Это оттянуло часть иранских сил с фронта и безусловно помогло успеху иракского наступления.

Вдохновленный американской поддержкой Саддам Хусейн всего через два года после окончания войны с Ираном совершил новую агрессию — против Кувейта. В ходе этой агрессии иракскими войсками были захвачены шесть из восьми ракетных катеров ВМС Кувейта, что воссоздало иракский флот.

Но тут выяснилось, что против Ирана агрессию совершать можно, а против Кувейта — ни в коем случае. Ирак был разгромлен в январе — феврале 1991 года в ходе «Бури в пустыне». При этом английской и американской авиацией были потоплены все бывшие кувейтские ракетные катера.

Таким образом, в ходе локальных войн подтвердилось, что главным противником флота является авиация. В ходе Октябрьской и Ирано-иракской войн имели место бои между ракетными катерами, а единственным «классическим» артиллерийским морским боем стал бой у Парасельских островов (можно считать таковым еще бой АК-213 против эритрейских катеров). По-видимому, в дальнейшем также возможны бои между катерами ВМС развивающихся стран, принципиально не влияющие на исход войн. Если же случатся крупные морские сражения, то только в случае участия в них ВМС Китая.
Автор: Александр Храмчихин
Первоисточник: http://rusplt.ru/world/morskoy-boy-12625.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 35
  1. Kars 10 сентября 2014 09:40
    Блин а я уже было подумал что Капцов вернулся

    На заглавном фото явно не эсминец
    1. Nayhas 10 сентября 2014 11:56
      Цитата: Kars
      Блин а я уже было подумал что Капцов вернулся

      Аналогично, уже ожидал увлекательное чтиво, а это Храмчихин халтурит как всегда...бла-бла-бла по поверхности в двух словах...
  2. Крэнг 10 сентября 2014 10:02
    Капцов любитель гигантских линкоров. Я тоже люблю линкоры, но не такие большие зато в большом количестве. Наш "Выборг" 1946г.
    Крэнг
    1. Артем25 10 сентября 2014 12:18
      Бывший финский "Вайнамейнен". Его собрат "Ильмаринен" погиб на советской мине в 1941 году.
      1. Крэнг 10 сентября 2014 14:24
        А на этот наша авиация сбросила 63 тонны бомб, но так и не попала. Вот что значит малые размеры. Что бы было с "Ямато".
        Крэнг
        1. Андрей из Челябинска 10 сентября 2014 16:14
          Цитата: Крэнг
          А на этот наша авиация сбросила 63 тонны бомб, но так и не попала. Вот что значит малые размеры. Что бы было с "Ямато".

          НАша авиация сбросилда бы на него 63 тонны бомб... и не попала.
          ВОпрос не к размерам корабля, а к качеству нашей морской авиации, как ни прискорбно
          1. gregor6549 14 сентября 2014 07:52
            согласен. Сов авиация и недостроенный немецкий авианосец потопить не смогла, хотя он и большой, и на якоре стоял, и на палубе мишень намалевали. т..е. неча на зеркало пенять, если ...... и далее по тексту
    2. samoletil18 10 сентября 2014 20:58
      В 1983-84 линкор "Нью-Джерси" нагло обстреливал Ливан.
      1. samoletil18 11 сентября 2014 21:46
        За чё минус-то belay Я проверил в сети - обстреливал, гад.
      2. gregor6549 14 сентября 2014 07:54
        то что обстреливал понятно, но почему нагло? Ему что кто то мешал?
    3. Дюк 13 сентября 2014 04:20
      По условиям Парижского мирного договора, подписанного 10 февраля 1947 г., Финляндия лишалась права иметь в составе своего флота броненосцы, подводные лодки и торпедные катера — все они должны были быть проданы или пойти на слом. Советское правительство решило купить у финнов броненосец, причём финны первоначально запросили 1 млрд 100 млн финских марок (с учётом инфляции), но позже корабль был приобретён всего за 265 млн финских марок.
      В конце февраля 1947 г. в Кронштадте из личного состава эскадры 8-го ВМФ и Кронштадтского морского района сформировали экипаж для приема корабля у финнов.
      О покупке «Вяйнямёйнена» советской стороной было объявлено 3 марта 1947 г., приемка корабля в Пансио началась 1 марта и продолжалась до 24-го, когда на корабль прибыл советский командир — капитан 2 ранга Г. П. Негода. 22 апреля броненосец зачислили в списки ВМФ СССР под наименованием «Выборг». Финский военно-морской флаг на корабле спустили 5 июня, тут же подняв советский. 7 июля «Выборг» перешел в ВМБ Порккала-Удд.
      Сохранив свою классификацию, БрБО «Выборг» был зачислен в состав 104-й бригады шхерных кораблей 8-го ВМФ. Будучи отнесённым в феврале 1949 г. к классу морских мониторов, «Выборг» вошёл в состав Кронштадтской военно-морской крепости, а с 24 декабря 1955 г. — Ленинградской ВМБ.
      «Выборг» летом 1947 г. принял участие в общефлотских учениях, а 7 ноября он стоял на Невском рейде в Ленинграде вместе с крейсером «Адмирал Макаров» (бывший немецкий крейсер «Nurnberg») — Советский Балтийский флот демонстрировал свои трофеи.
      В начале 1952 г. «Выборг» встал в ремонт в КМОЛЗ. Осенью того же года было разработано тактико-техническое задание на модернизацию корабля, разработку проекта которой поручили ЦКБ-57. Главным конструктором проекта назначили И. Г. Когана.
      В марте 1953 г. корабль перевели в Таллин, а 1 января 1954 г. на СРЗ № 7 начался средний ремонт, завершившийся только в августе 1957 г. До конца этого и в следующем году «Выборг» служил довольно активно, принимая участие в учениях. Пройдя более двух с половиной тысяч миль, перешел в Кронштадт, где с января 1959 г. был выведен в резерв первой очереди и подвергся частичной консервации. В связи c расформированием 104-й бригады шхерных кораблей его причислили к 190-й бригаде эсминцев, которую практически одновременно преобразовали в 166-ю бригаду резервных и учебных кораблей.
      Еще более пяти лет «Выборг» находился в составе флота — его разоружили и исключили из состава ВМФ СССР 25 февраля 1966 г., а 25 сентября того же года бывший «Вяйнёмяйнен» был передан в Отдел фондового имущества для разделки на металл.
    4. gregor6549 14 сентября 2014 07:48
      Это Вы почти как о зарплате: "Зарплата у меня маленькая , но хорошая"
  3. inkass_98 10 сентября 2014 10:12
    Тоже была первая мысль - Капцов возродился! Но не судьба...
  4. chunga-changa 10 сентября 2014 10:13
    Что-то Олега давно не было, закритиковали человека.)
    1. Nayhas 10 сентября 2014 12:01
      Цитата: chunga-changa
      Что-то Олега давно не было, закритиковали человека.)

      Да появлялся "недавно", все обрадовались, даже критики не было...а он опять пропал...уныло без него...
      1. Пеший 10 сентября 2014 17:09
        Не хватает его.
      2. saturn.mmm 10 сентября 2014 21:38
        Цитата: Nayhas
        Да появлялся "недавно", все обрадовались, даже критики не было...а он опять пропал...уныло без него...

        Никуда он не пропал, почти каждый день на сайте, правда комментариев маловато, но сейчас все про Украину в основном. а это не его тема.
        SWEET_SIXTEEN RU Вчера, 06:33 | Советская программа «Зонд» и первый коммерческий облёт Луны
        Кста, был в гостях у Ляли
  5. AYUJAK 10 сентября 2014 11:52
    А где бой с грузинскими катерами? Полноценный морской бой без авиации.
    1. Nayhas 10 сентября 2014 12:01
      Цитата: AYUJAK
      А где бой с грузинскими катерами? Полноценный морской бой без авиации.

      "А был ли мальчик?"
      1. AYUJAK 10 сентября 2014 16:54
        Да, вы правы. Нашел инфо. Очень странно. Но запуски ракет ведь были? Неужели в воздух стреляли?
        1. Spstas1 10 сентября 2014 20:15
          Вот именно. Если бы боя не было, то США и Британия вопили бы на всех углах о фальсификации. Очень уж англосаксы чувствительны к вопросам ВМФ.
          Spstas1
  6. Артем25 10 сентября 2014 12:20
    Статья не плохая. Но "Харриеры" взлетающие с эсминцев и фрегатов... !!!???recourse
    1. Bongo 10 сентября 2014 13:49
      Цитата: Артем25
      Статья не плохая. Но "Харриеры" взлетающие с эсминцев и фрегатов... !!!???

      Меня это тоже зацепило... А так же :
      бомбардировщики Ту-22 подожгли два иранских супертанкера
      Интересно как это автор себе представляет? Скорей всего в данном эпизоде отличились истребители-бомбардировщики Су-22(экспортная модификация Су-17М).
      1. Комментарий был удален.
      2. AYUJAK 10 сентября 2014 17:01
        Ту-22 ВВС Ирака

        http://russianarms.mybb.ru/viewtopic.php?id=2718
        1. Bongo 11 сентября 2014 02:47
          Цитата: AYUJAK
          Ту-22 ВВС Ирака

          Никто не спорит, Ту-22 у Ирака были, только использовали они их для бомбовых ударов по городам, а не для борьбы с танкерами. В этой роли ограниченно применялись Ту-16 с ПКР.
          На спутниковом фото уничтоженные в результате авиаударов иракские Ту-16 и Ту-22.
          1. AYUJAK 12 сентября 2014 09:39
            Да. Не понял вас до конца. Спасибо.
    2. voyaka uh 10 сентября 2014 23:43
      Это было. Меня тоже поразило в свое время.
      Садились в постоянную штормовую погоду Южной Атланттики. Приземлялись на крошечные
      вертолетные пятачки на ручном управлении. Харриер - это не F-35B , где все делает комп.
      Английские морские летчики и моряки тогда сотворили чудеса за тысячи километров от
      своих баз.

      Именно по опыту Фолклнендской войны понятно насколько важны самолеты с вертикальным
      взлетом и посадкой . Даже при фатальной повреждении авианосцев морская авиация сможет
      продолжать функционировать.
    3. А Нас Рать 11 сентября 2014 09:00
      Цитата: Артем25
      Статья не плохая. Но "Харриеры" взлетающие с эсминцев и фрегатов... !!!???recourse


      Всякое бывало

      1. Bongo 11 сентября 2014 09:32
        Цитата: А Нас Рать
        Всякое бывало

        Это эсминец или фрегат? lol
  7. тлауикол 10 сентября 2014 12:27
    Индо-Португальский конфликт за обладание Гоа : индийские фрегаты укокошили португальский шлюп ( корвет ) в артиллерийском бою. 1961г
  8. sivuch 10 сентября 2014 14:45
    Все,что касается операции Марварид(Жемчужина)29.11.1980 -полная лажа.Автор взял ее у знатного плагиатора М.Жирохова,а тот содрал с Тома Маффина.
    Желающие могут посмотреть тему Ирано-Иракская война,ч.7,в разделе Холодная война форума airforce.ru . Там ув.Transit подробно расписал
  9. ватник 10 сентября 2014 15:53
    Израильский корвет "Ханит" после атаки защитниками Ливана Хезбаллой:



    1. Наган 11 сентября 2014 05:14
      Цитата: ватник
      Израильский корвет "Ханит" после атаки защитниками Ливана Хезбаллой]

      Они примерно такие же защитники Ливана как правосеки - защитники украинского народа. Proxy иранских муллократов, не более того, а всем цивилизованным миром занесены в список террористических организаций.

      Да, кстати, автор забыл упомянуть что евреи в 1956 отжали у Египта в бою эсминец "Ibrahim el Awal", вошедший после ремонта в состав израильских ВМС под именем "Хайфа".
      1. тлауикол 11 сентября 2014 09:35
        а еще борьба за Кипр - турки свой фрегат утопили
  10. ватник 10 сентября 2014 16:01
    Великобритания и Аргентина. Фолклендская война:
  11. ватник 10 сентября 2014 16:06
    Фрегат "Старк"поражение ракетой ВВС Ирака:


    http://s49.radikal.ru/i124/0905/ac/75c350ddb5c6.jpg

  12. ватник 10 сентября 2014 16:14
    ВМС США сожгли две нефтяные платформы Ирана:

    Крейсер ВМС США и лёгкий фрегат ВМС Ирана.Противостояние:
  13. Сергей-8848 10 сентября 2014 16:20
    Автор добросовестно собрал всё. что было доступно ему. Прочесть полезно, после чего и добавить кое-что.
  14. ватник 10 сентября 2014 21:37
    Цитата: Nayhas
    Цитата: AYUJAK
    А где бой с грузинскими катерами? Полноценный морской бой без авиации.

    "А был ли мальчик?"


    Утверждать не могу но говорят пуск ПКР по грузинским кораблям:
  15. Воложанин 11 сентября 2014 15:58
    Цитата: Артем25
    Статья не плохая. Но "Харриеры" взлетающие с эсминцев и фрегатов... !!!???recourse
    Как человек осиливший нудные мемуары адмирала Вудворда,утверждаю,ничего такого не было и в помине.Храмчихинская халтура.
    1. Пеший 11 сентября 2014 16:36
      Я читал в статье в "Зарубежном военном обозрении" 80-годов что такое происходило, хотя конечно возможно там выдали желаемое за действительное.
  16. xomaNN 11 сентября 2014 19:15
    Скурпулезно подобраны факты в статье. Конечно, только москитный флот и воевал в локальных конфликтах. а что бы было, если морские тяжеловесы-противники ВМФ столкнулись? am Англичане только и придавили на Фолклендах устаревший флот аргентинский.
    А вот полное уничтожение грузинских ВМС в 2008 году с суши и на море зря автор пропустил. Хорошая была операция winked

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня