Египетские проекты баллистических ракет

Середина прошлого века была крайне трудным и сложным периодом в истории Ближнего Востока. Образование государства Израиль серьезно изменило политическую и военную обстановку в регионе, а также создало предпосылки для войн и конфронтаций, продолжающихся до сих пор. Суть всех этих конфликтов сводилась и сводится к противостоянию Израиля и арабских государств. Одним из главных противников Израиля был Египет (в том числе в составе Объединенной Арабской Республики). Политическое противостояние, доходившее до вооруженных столкновений, вынуждало обе страны модернизировать свои вооруженные силы и заниматься созданием нового оружия.

В конце пятидесятых годов ведущие страны мира активно занимались ракетной тематикой. К примеру, СССР и США нуждались в ракетах, способных доставлять ядерные боезаряды к целям на территории противника. Египетское руководство видело существующие тенденции и проявило определенный интерес к ракетам. Результатом этого стало создание нескольких проектов баллистических ракет с различными характеристиками. За несколько лет египетские конструкторы создали ряд интересных проектов ракетной техники, которые, однако, не имели особого успеха. Тем не менее, египетская ракетная программа представляет определенный интерес с исторической точки зрения.

Вскоре после образования Объединенной Арабской Республики (ОАР), в состав которой вошли Египет и Сирия, руководство новой страны инициировало научно-исследовательские работы в области ракетной техники. Почти сразу стало ясно, что существующий научный и производственный потенциал не позволяют стране самостоятельно разрабатывать баллистические ракеты, пригодные для эксплуатации в войсках. Ракетной программе требовались технологии, знания и специалисты. Все это было только в нескольких странах мира, прежде всего в СССР и США. Известно, что важную роль в создании американской и советской ракетных программ сыграли немецкие специалисты. По этому же пути решили идти и конструкторы из ОАР: они нашли бывших немецких инженеров, участвовавших в проектах нацистской Германии, и пригласили их в свою программу.




Al Kaher-1

В 1960 году в ОАР прибыла группа немецких специалистов, целью которой была разработка новых проектов, а также обучение египетских инженеров. Разработка первого египетского проекта баллистической ракеты велась под руководством Вольфганга Пильца, Пауля Герке и Вольфганга Кляйнвехтера. В качестве основы для разработки был взят проект A-4, также известный под названием «Фау-2». Египетский проект получил обозначение Al Kaher-1.

С технической точки зрения ракета Al Kaher-1 представляла собой уменьшенную копию ракеты A-4 с рядом доработок, обусловленных уровнем развития египетской промышленности и последними достижениями отрасли. Изделие имело длину около 9 метров (по другим данным, около 7 м) и цилиндрический корпус диаметром 0,8 м с расширяющейся до 1,2 м хвостовой частью. Ракета оснащалась коническим головным обтекателем. По причине использования немецких доработок первая египетская ракета получила жидкостный двигатель, предположительно, заимствованный у ракеты Wasserfall и доработанный для использования топливной пары этанол-жидкий кислород.

Ракета Al Kaher-1 имела крайне простую конструкцию. Корпус предлагалось делать из металлических листов и оснащать его штампованными стабилизаторами. По имеющимся данным, было решено не оснащать ракету какими-либо системами управления. Таким образом, изделие могло использоваться только для ударов по крупным площадным целям, например, по городам противника. Технический облик ракеты Al Kaher-1 позволяет предполагать, что этот проект должен был решить две задачи: обеспечить вооруженные силы дальнобойным ракетным оружием, а также показать реальные возможности промышленности.

В начале 1962 года немецкие специалисты покинули проект, из-за чего египетским инженерам пришлось проводить все оставшиеся работы без помощи опытных коллег. Несмотря на возникшие сложности, испытания ракеты Al Kaher-1 стартовали в середине 62-го года. 21 июля на одном из египетских полигонов состоялись сразу два тестовых запуска. В ходе испытаний было проведено несколько запусков, позволивших отработать конструкцию ракеты и проверить ее возможности.

Новые ракеты Al Kaher-1 должны были стать не только оружием, но и политическим инструментом. По этой причине первая демонстрация ракеты на публике состоялась всего через пару дней после начала испытаний. 23 июля 1962 года, в день 10-й годовщины революции в Каире продемонстрировали несколько новых ракет. Имеющиеся материалы позволяют предполагать, что на параде показывались макеты оружия. Кроме того, на параде 23 июля ракеты провезли на незначительно переоборудованных грузовых автомобилях, а не на специальной технике.

После испытаний и парада 62-го года египетские конструкторы доработали существующий проект, а также завершили разработку нескольких вспомогательных средств. В июле 1963 года на параде демонстрировались ракеты с измененной конструкцией корпуса и стабилизаторов. Тогда же состоялся первый показ новых самоходных пусковых установок на автомобильных шасси.

Первую египетскую ракету, Al Kaher-1, никак нельзя назвать совершенной. Тем не менее, в начале шестидесятых годов ОАР срочно нуждалась в ракетном вооружении и выбирать не приходилось. По имеющимся данным, к концу 1962 года руководство страны решило запустить Al Kaher-1 в серийное производство. Предполагалось изготовить и направить в войска не менее 300-400 ракет, целью которых должны были стать израильские города и скопления войск.

Подробные сведения об эксплуатации и применении ракет Al Kaher-1 отсутствуют. В некоторых источниках упоминается, что эти ракеты были развернуты и предназначались для атаки Израиля. Однако информация о боевом применении ракет против израильских войск отсутствует. Вероятно, изделия Al Kaher-1 не применялись или же использовались без заметных успехов. Некоторое количество ракет Al Kaher-1 оставалось на складах на территории Синайского полуострова до начала Шестидневной войны. Все остававшиеся запасы этого оружия вместе с пусковыми установками и складами были уничтожены авиацией Израиля.

Al Kaher-2

Параллельно с Al Kaher-1 египтяне разрабатывали ракету Al Kaher-2. Цели этого проекта были такими же, но ракета с литерой «2» имела иной облик. Она имела общую длину около 12 м и цилиндрический корпус диаметром 1,2 м без конического корпуса двигательного отсека. В хвостовой части корпуса имелись трапециевидные стабилизаторы. Ракета оснащалась жидкостным двигателем и не имела каких-либо систем управления. Нередко высказывается предположение, согласно которому проект Al Kaher-2 создавался на основе немецких разработок и с оглядкой на американскую ракету Viking, в пользу чего могут говорить некоторые особенности египетского изделия. Тем не менее, инженеры ОАР не имели доступа к американским проектам.

Египетские проекты баллистических ракет


Испытания ракеты Al Kaher-2 стартовали 21 июля 1962 года. Два запуска положили начало серии испытаний, позволившей изучить возможности ракеты и исправить имеющиеся недостатки. Тем не менее, проект Al Kaher-2 не продвинулся дальше стадии испытаний. Он позволил египетским инженерам собрать необходимую информацию, но остался сугубо экспериментальным.

Al Kaher-3

На параде 23 июля 1962 года египетская армия показала сразу две новые баллистические ракеты: Al Kaher-1 и Al Kaher-3. Ракету с индексом «3» можно считать полноценным аналогом немецкой A-4, разработанным с учетом развития промышленности и технологий. Несмотря на некоторые недочеты и проблемы, ракету Al Kahker-3 можно считать первой ракетой египетской разработки с характеристиками, обеспечивавшими в достаточной мере высокую гибкость применения. Так, дальность полета до 450-500 километров позволяла атаковать цели на территории Израиля, не размещая пусковые позиции в опасной близости от его границ.



Являясь аналогом A-4, ракета Al Kaher-3 была немного меньше и легче. Длина изделия не превышала 12 м, стартовый вес – 10 тонн. Ракета получила корпус диаметром 1,4 м с расширяющейся до 1,8 м хвостовой частью. Как и ранее, корпус оснащался треугольными стабилизаторами. Ракету вновь оснастили жидкостным двигателем с тягой около 17 тонн. Характеристики новой силовой установки позволили довести стартовый вес ракеты до 10 тонн и забрасываемый вес до 1 тонны.

Испытания ракеты Al Kaher-3 начались во второй половине 1962 года и показали ее сравнительно высокие характеристики. Дальность полета до 500 километров позволяла египетским военным атаковать израильские цели на большей части территории противника, в зависимости от местоположения пусковых установок. Возможность использования боевой части весом до 1000 кг повышала реальный потенциал ракеты.

Ракеты Al Kaher-3 неоднократно демонстрировались на парадах, посвященных годовщине революции. В 1962 году началось серийное производство этих изделий. Предполагалось, что Al Kaher-3 станут основным ударным средством ракетных войск ОАР. Однако экономические возможности страны не позволяли быстро создать надежный ракетный щит. В результате общее количество выпущенных ракет новой модели не превысило несколько сотен. Пусковые установки для ракет Al Kaher-3 размещались на Синайском полуострове. Там же строились склады для хранения ракет.

Несмотря на грандиозные планы, ракеты Al Kaher-3 ни разу не использовались по прямому назначению. Почти все имевшиеся в наличии ракеты были уничтожены израильской авиацией во время Шестидневной войны. При этом большая часть египетских ракет во время бомбардировок находилась на складах в незаправленном и небоеготовом виде. По некоторым данным, Израиль не рассматривал склады с ракетами Al Kaher-3 в качестве приоритетных целей и не пытался уничтожать их в первую очередь.

Al Raed

23 июля 1963 года в Каире впервые продемонстрировали новую ракету Al Raed. На этот проект возлагались большие надежды: как утверждалось, радиус действия новой ракеты превышал несколько тысяч километров и позволял наносить удары по целям на территории всех противников ОАР. Тем не менее, при подробном рассмотрении проекта становится понятно, что такие утверждения не соответствовали действительности.



Ввиду ограниченного опыта в деле создания ракетной техники изделие Al Raed предполагалось строить на основе компонентов ракет семейства Al Kaher. Более того, Al Raed представляла собой настоящий «гибрид» ракет Al Kaher-1 и Al Kaher-3. Такой подход позволял сравнительно просто и быстро обеспечить армию ракетами увеличенной дальности, однако имел массу специфических проблем. Тем не менее, было решено строить «ракету-гибрид» на основе агрегатов имеющихся изделий.

Первой ступенью ракеты Al Raed стала незначительно доработанная Al Kaher-3. На эту ракету установили новый головной обтекатель с системой крепления второй ступени. В качестве второй ступени использовалась ракета Al Kaher-1 с минимальными доработками конструкции, обусловленными необходимостью монтажа на первой ступени. Ракета Al Raed не имела никаких систем управления.

Сведения об испытаниях ракеты Al Raed отсутствуют. Это оружие демонстрировалось на парадах в 1963 и 1964 годах, что говорит о примерных сроках разработки проекта. Примечательно, что первые ступени ракет, показанных в 64-м, имели немного больший размер в сравнении с агрегатами ракет первой версии. Вероятно, такие доработки были связаны с ростом емкости топливных баков для увеличения дальности полета. Тем не менее, и в таком случае максимальную дальность полета ракеты Al Raed нельзя оценить больше чем в 1200-1500 км, а это значительно меньше заявлявшихся нескольких тысяч километров. Точность стрельбы неуправляемой ракетой на такую дальность была бы крайне низка.

Ракеты Al Raed дважды демонстрировались на парадах, но, по-видимому, не пошли в серию. На перспективах проекта могли сказаться сразу несколько факторов. Это ограниченные технические и технологические возможности ОАР/Египта, сомнительные характеристики ракеты, а также экономические проблемы страны, начавшиеся в первой половине шестидесятых годов. Так или иначе, ракеты Al Raed не строились серийно и не дошли до войск.

Курс на импорт

За считанные годы египетские специалисты, воспользовавшись помощью немецких инженеров, разработали четыре проекта баллистических ракет разной дальности. Изделия семейства Al Kaher и ракета Al Raed неоднократно демонстрировались на парадах и благотворно повлияли на патриотический настрой населений. Тем не менее, они не смогли оказать заметное влияние на потенциал вооруженных сил и не проявили себя в условиях реальной войны.

Из всех разработанных ракет до серийного производства дошли только Al Kaher-1 и Al Kaher-3, произведенные в количестве нескольких сотен единиц. Пусковые установки и склады с ракетами по понятным причинам размещались на территории Синайского полуострова, на минимально возможном расстоянии от израильских границ. В частности и это сказалось на судьбе ракет: все они были уничтожены израильскими войсками до того, как египетские военные успели произвести хотя бы один запуск.

Разрабатывая собственные ракеты, египетские специалисты приобрели полезный опыт, однако так и не смогли им воспользоваться. Из-за серьезного отставания от ведущих стран руководство ОАР приняло решение отказаться от дальнейшей разработки собственных баллистических ракет и прибегнуть к покупке зарубежной техники. Уже в середине шестидесятых годов Каир начал переговоры о поставках ракетных комплексов 9К72 «Эльбрус» с ракетами Р-300 советского производства.

Ракеты Р-300 проигрывали Al Kaher-3 по максимальной дальности полета и забрасываемому весу, однако имели массу преимуществ перед ними. Так, самоходная пусковая установка позволяла в минимальные сроки вывозить ракету на позицию и производить запуск, ракета имела большую точность, а также могла в течение длительного времени храниться в заправленном виде, не требуя длительной и сложной процедуры подготовки к запуску. Все это в итоге сказалось на облике египетских ракетных войск, сформировавшемся в конце шестидесятых годов. Попытки создать собственные баллистические ракеты прекратились.


По материалам сайтов:
http://b14643.de/
http://strangernn.livejournal.com/
http://alternathistory.org.ua/
http://raigap.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Лопатов 11 сентября 2014 12:31
    И тут немцы...

    Вообще за такими проектами должны стоять или экономическая мощь государства, или запредельная мотивация, готовность осуществлять задуманное за счёт уровня жизни населения, что наблюдалось в послевоенном СССР или сейчас в Северной Корее.

    Ни того, ни другого у египтян не было.
  2. pinecone 11 сентября 2014 14:54
    Цитата: Лопатов
    И тут немцы...


    Оказались востребованными. Например, после окончания 2-й Мировой войны немецкий авиаконструктор Курт Танк, создатель истребителя FW-190, работал сначала в Аргентине, а затем в Индии, где завершил проектирование реактивного истребителя -бомбардировщика, который впервые поднялся в воздух 17 июня 1961. Машина пошла в серийное производство под названием HF-24 Marut. В общей сложности было выпущено 147 самолётов. Принимали участие в боевых действиях в индо-пакистанских войнах 1965 и 1971г.г.
    На фото HF-24 Marut в экспозиции мюнхенского авиационного музея.
    pinecone
    1. StolzSS 11 сентября 2014 19:29
      Ну толковый инженер для того и учился что бы создавать hi
      StolzSS
  3. Bugor 11 сентября 2014 18:01
    Какие-то мертворожденные дети, а не ракеты...
    Но немцы и через 15 лет после войны не разучились делать. Действительно, сумрачный тевтонский гений был велик.
  4. ватник 11 сентября 2014 18:38
    Не забудем ещё ,кто создал космические ракеты США:
    Вернер Магнус Максимилиан фрайхерр фон Браун (нем. Wernher Magnus Maximilian Freiherr von Braun; 23 марта 1912, Вирзиц, провинция Позен, Пруссия — 16 июня 1977, Александрия, Виргиния, США) — немецкий, а с конца 1940-х годов — американский конструктор ракетно-космической техники, один из основоположников современного ракетостроения, создатель первых баллистических ракет, член НСДАП с 1937 года, штурмбаннфюрер СС. В США он считается «отцом» американской космической программы.
    Красная армия весной 1945 года была уже в 160 км от Пенемюнде, когда фон Браун собрал свою команду разработчиков и попросил их определиться, как и кому им всем следует сдаться в плен. Опасаясь репрессий Красной армии по отношению к пленным, фон Браун и его сотрудники решили попытаться сдаться в плен американцам.3 мая 1945 года Вернер фон Браун сдался наступающей американской армии вместе с документацией и частью специалистов из германской ракетной группы.
    Высшие чины командования США хорошо знали, сколь ценная добыча попалась им в руки: фамилия фон Брауна возглавляла «Чёрный список» — кодовое наименование перечня немецких учёных и инженеров из числа тех, кого американские военные эксперты хотели бы допросить как можно скорее. 19 июля 1945 года, за два дня до запланированной передачи территории в зону советской оккупации, майор американской армии Роберт Б. Стэвер, шеф отдела реактивного движения Исследовательской и разведывательной службы Артиллерийского корпуса армии США в Лондоне и подполковник Р. Л. Уильямс посадили фон Брауна и руководителей его отделов в джип и доставили из Гармиша в Мюнхен. Затем группу перевезли по воздуху в Нордхаузен, а на следующий день — на 60 км юго-западнее, в городок Витценхаузен, находившийся в американской зоне оккупации.
    С 1956 года — руководитель программы разработки межконтинентальной баллистической ракеты «Редстоун» (а также ракет на его основе — «Юпитер-С» и «Юнона») и спутника серии «Эксплорер»
    С 1970 года — заместитель директора NASA по планированию пилотируемых космических полётов, с 1972 года работал в промышленности на посту вице-президента фирмы «Фэрчайлд спейс индастриз» в Джермантауне, штат Мэриленд.
  5. Денимакс 11 сентября 2014 19:40
    Интересно, почему такая раскраска у ракет в черно-белый цвет? Заметил что она пошла от Фау-2. Камуфляжем не назовёшь. Встречается и у морских Посейдонов и Трайдентов, даже у лунного Сатурна. Дань моде?
    1. Маки Авелльевич 11 сентября 2014 21:42
      Цитата: Денимакс
      Интересно, почему такая раскраска у ракет в черно-белый цвет?


      Это раскраска експереминтальных запусков.

      При сёмке на видео даёт возможность частично понять "поведение" ракеты на первой фазе полёта.
  6. rubin6286 12 сентября 2014 10:11
    Баллистические ракеты -специфическое оружие.Обладание им делает возможным влиять как на политику в отдельном регионе,так и в мире. Распространение ракетных технологий чрезвычайно опасно. особенно в странах с политически нестабильным режимом и низким уровнем жизни населения. У Египта ракетная программа, в конечном итоге,была закрыта,чего нельзя сказать об Иране,Северной Корее,Пакистане.Индии. Вероятность несанкционированных ракетных пусков с их территории приходится учитывать при размещении средств ПРО ведущих ядерных держав.
  7. xomaNN 14 сентября 2014 22:04
    Очень похоже на имевшие большой успех мистификации Хрущева с "ракетной кузькиной матерью". И ведь блеф удался fellow
  8. Prager 3 ноября 2014 12:36
    НЕ потянули египтяне собственную ракетную программу... проще финики выращивать.
Картина дня