К докладу о "Боинге": почему они всё равно знают, что виновны мы
Первым делом хочу развенчать одну опасную и крепнущую уже в нашем сознании иллюзию — о якобы пробуждающемся здравом смысле западного обывателя. Дескать, он освобождается от дурмана собственных СМИ, идейно взрослеет и всё больше поддерживает нас, Россию и Путина. Заблуждение это, как водится, взращивается нашими собственными патриотическими интернет-ресурсами, жадно выхватывающими из их медиа-потоков те куски, которые кажутся нам приятными. Особенно популярны выступления европейских сатириков, разоблачающих «ложь и лицемерие западных правительств» под аплодисменты иноязычной публики, и грозные воззвания с трибун на каких-то загадочных съездах от каких-то микроскопических европолитиков, преимущественно левого толка. Сами по себе эти ролики хороши, но, забивая ленты новостей, они рождают у нас иллюзию того, что это и есть их преобладающее общественное мнение.
К сожалению, нет, они так и остаются выступлениями сатириков и микрополитиков, а общественным мнением продолжают рулить CNN, BBC, FoxNews и прочие. Это как если бы какой-нибудь британский подданный, наткнувшись на какое-нибудь сто десятое «письмо Макаревича», сделал вывод о том, что наше общество жаждет избавиться от «тирании Путина» и вернуть Крым Украине. Вовсе нет.
(Да, читатель заметит, что есть ведь ещё комментарии в зарубежных соцсетях, которые «почти на 100% пророссийские», и это тоже создаёт иллюзию нашей приближающейся идеологической победы, но нет. Пока их народ не оказывает реального давления на власть с целью принять российскую точку зрения (да хотя бы рассмотреть), ни о какой идеологической или информационной победе или её признаках говорить нельзя).
Однако вернёмся к поискам ответа на вопрос о том, не одурели ли западные товарищи до такой степени, что на веру принимают любую информацию от своих пропагандистов. Оказывается, вовсе не любую, а только ту, которая соответствует их собственным глубинным установкам. Вернёмся к примеру с «Боингом».
И нам, и им — простым обывателям — доподлинно известно малое. Самолёт был уничтожен в воздухе с помощью оружия, что стало причиной гибели около 300 человек, находящихся на его борту. Всё остальное относится к области догадок, неподтверждённой информации и прочей конспирологии.
Западные СМИ с первых часов трагедии, как известно, пошли в широкое наступление на сознание своих потребителей, пуляя в него заголовками в духе «Путин убил мою дочь». Мы у себя восприняли это как надругательство над здравым смыслом, совестью и памятью о погибших. Но западные СМИ не рискнули бы развернуть эту кампанию, если б она идеально не укладывалась в тот образ мира, который уже прочно сформирован у их зрителя/читателя. Почему так? Потому что они воспринимают действительность как кино. Очень страшное кино.
Мы в этом фильме — извечный злодей. Брутальный, временами крутой и даже по-злодейски притягательный, но всё же злодей. Как у всяких негодяев, у нас есть свой лидер — самый брутальный и самый крутой, но всё же враг, босс. Иногда нас хотят освободить от его влияния, но чаще всё же тупо уничтожить. Есть страдающие от нашего гнёта жёлто-синие туземцы («благородные дикари» в западной мифологической терминологии), взывающие о помощи. Есть команда добрых героев, из последних сил сдерживающих наш натиск. Но есть колеблющиеся генералы, опасающиеся схлестнуться со злом в последней битве. В этом фильме есть даже извечный недотёпа-негр, задача которого — всё время попадать в нелепые ситуации и шутить. Короче, чистый Голливуд.
Если бы в их сознание десятилетиями не вдалбливали эти омерзительно тупые образы, то у них бы сегодня был хотя бы шанс на критичное восприятие ситуации. Однако образы засели так глубоко, что их оттуда не вытащить вот так вот разом.
А что же мы? Мы смотрели другие фильмы. А ещё мы много читали. Голливуд нас, конечно, тоже коснулся, но глубоко проникнуть не успел — главным образом потому, что на глубину он нырять вообще не сильно приспособлен. Потому и не смог вытеснить из нашего сознания его собственные образы и легенды. О священных войнах за русскую землю, о солдате-освободителе, о самопожертвовании, о защите мира, о справедливости. В наших фильмах «хэппи-энд» — редкость. От наших фильмов чаще хочется плакать, а не хохотать и отрыгивать колой. Поэтому и не прижились у нас многочисленные попытки уже нового российского кинематографа снимать по голливудским шаблонам свои комедии и боевики. Поэтому и не верим мы, что гражданский борт мог быть сбит русским воином. А вот фашистами — легко.
Можно было бы подумать, что мы мало чем от них отличаемся, просто наш образ зеркален. Но нет. И чтобы понять это, нужно нырнуть ещё глубже и посмотреть, что лежит в основе этих образов. У них — неизбежная победа добра над злом (в их представлении). У нас — справедливость. У них — герой в конце обязательно стреляет в голову поверженному злодею под вой подоспевших полицейских сирен. У нас — может запросто отпустить его восвояси, наказав увесистым пендалем. У них — герой за победу над злодеем получает денег и красотку. У нас — чаще погибает сам ради жизни других. У них — герой спасает весь мир. У нас — наш мир.
Наша справедливость, лежащая в основе всего, требует тщательного расследования и раскрытия его итогов. Их жажда победы над «злом» не способна сфокусироваться на таких занудствах как расследование, когда зло является злом по определению. Мы ищем правду — они случая выстрелить нам в голову.
На украинской войне сейчас происходит репетиция новой большой войны между Востоком и Западом. Но меряются прочностью не только броня, снаряды и моторы, но и две разные традиции восприятия мира. Пока что сложилась патовая ситуация. Мы не можем переубедить их, они не могут повлиять на нас. Просто мы смотрим с ними разные фильмы об одном и том же. Наше кино — тоже очень страшное. Потому что от него слёзы на глазах и приближение развязки внушает трепет. А для них оно страшное потому, что на глазах тридэ-очки, а сзади что-то красиво бухает и брызгает водичкой. И они уверены, что их ждёт обязательный хэппи-энд.
Но это мы ещё посмотрим.
Информация