Плавучий госпиталь «Орел». 1904

4
«Орел» — госпитальное судно Российского общества Красного Креста, сопровождавшее 2-ю Тихоокеанскую эскадру в походе вокруг Африки и во время Цусимского сражения.

Второй после «Ярославля» пароход, построенный по заказу Добровольного флота и первый русский пароход, отвечавший требованиям мирового торгового флота того времени. Послужил образцом при заказе следующих судов.

Контракт на постройку быстроходного грузопассажирского парохода был заключен Добровольным флотом с английской фирмой «Hawthorn R & W. Leslie & Со» в августе 1888 года. Деньги на постройку судна были собраны жителями Орловской губернии. Строительство осуществлялось на стапеле в Ньюкасле. Стоимость контракта составила 103 тыс. фунтов стерлингов. Сроком сдачи было определено 30 июня 1889 года, однако из-за забастовки рабочих сдача состоялась только 1 марта 1890 года.

Перевозил грузы и пассажиров на линии Одесса-Владивосток, время от времени привлекался для перевозки Государя Императора и Его семьи из Севастополя в Ялту и обратно. В 1900 году был привлечен для переброски войск в Китай с целью подавления Боксёрского восстания.

В 1902 году из-за нерентабельности был снят с эксплуатации и поставлен на прикол в Одессе. В том же году был переоборудован во вспомогательный крейсер (установлена артиллерия: 3 х 120-мм, 12 х 75-мм и 6 х 47-мм орудий). После пробных стрельб орудия были демонтированы и сданы на хранение в порт.

В 1903 году был зачислен в отряд кораблей под командованием контр-адмирала А. А. Вирениуса, отправлявшийся из Кронштадта на Дальний Восток, однако с началом русско-японской войны отряд был возвращён из Красного моря в Россию.

16 июня 1904 года вышел из Одессы в Тулон, где на верфи завода «Forges et Chantiers de la Mediterranee» в Ла-Сейне его должны были переоборудовать в госпитальное судно. Работы были закончены в августе. Расходы — 600 тыс. франков — взяло на себя Французское общество Красного Креста. Российское общество Красного Креста обеспечивало содержание госпиталя в течение всего времени его деятельности. Медперсонал плавучего госпиталя насчитывал 86 врачей, 20 медсестер, 10 санитаров и 15 помощников.

21 октября 1904 года в Танжере присоединился ко 2-й Тихоокеанской эскадре, с которой совершил плавание вокруг Африки до места Цусимского сражения.
«Орёл» стал косвенным виновником того, что сражение состоялось. 14 мая 1905 года в 2 часа 28 минут утра опознавательные огни парохода были замечены разведывательным судном японского флота — вспомогательным крейсером «Синано-Мару». Если бы не это, по мнению многих историков, 2-я Тихоокеанская эскадра, шедшая в сумраке и тумане без огней, могла бы пройти место сражения незамеченной.

Во время эскадренного боя «Орёл» был остановлен и досмотрен японским вспомогательным крейсером «Садо-Мару» в 10 морских милях к западу от о-ва Окиносима и отведен под конвоем в бухту Миура.

По приказу командующего эскадрой З. П. Рожественского, на «Орле» были размещены члены команды конфискованного 6 мая английского парохода «Ольдгамия». Кроме того, по приказу штаба эскадры, во время стоянки в Кейптауне, на борту судна был размещён приобретённый запас изолированного кабеля. Во время прохождения Цусимского пролива «Орёл» держался на траверзе боевых сил эскадры. Японцы расценили эти факты как нарушение правил Гаагской конвенции и реквизировали судно. Впоследствии «Орёл» был продан японской фирме и плавал под именем «Касуно-Мару».

01. Общий вид парусного судна Орёл, на котором размещён плавучий госпиталь



02. Священник и группа командиров и офицеров на палубе во время церемонии освящения плавучего госпиталя



03. Священник и группа командиров и офицеров на палубе во время церемонии освящения плавучего госпиталя Орёл



04. Священник и группа командиров и офицеров на палубе во время церемонии освящения плавучего госпиталя Орёл



05. Группа санитаров плавучего госпиталя Орёл



06. Группа командиров и офицеров плавучего госпиталя Орёл



07. Группа санитаров плавучего госпиталя Орёл



08. Группа сестер милосердия на палубе плавучего госпиталя Орёл



09. Сестра милосердия плавучего госпиталя Орёл в одном из помещений



10. Доктор плавучего госпиталя Орёл Парис в каюте судна



11. Вид части каюты старшего врача плавучего госпиталя Орёл доктора Мультановского



12. Вид части операционной палаты плавучего госпиталя Орёл



13. Вид части операционной палаты плавучего госпиталя Орёл



14. Общий вид перевязочной палаты плавучего госпиталя Орёл



15. Общий вид перевязочной палаты плавучего госпиталя Орёл



16. Общий вид одной из палаты для тяжелораненых на плавучем госпитале Орёл, оборудованной кроватями системы Хоскинс, ослабляющими действие качки



17. Общий вид одной из палаты для тяжелораненых на плавучем госпитале Орёл, оборудованной кроватями системы Хоскинс, ослабляющими действие качки



18. Вид части одной из палат плавучего госпиталя Орёл, оборудованных кроватями типа принятого на судовых лазаретах Французского флота



19. Вид части одной из палат плавучего госпиталя Орёл со столовой для выздоравливающих



20. Подъемная машина для подачи раненых с верхней палубы плавучего госпиталя Орёл



21. Вид помещения аптеки плавучего госпиталя Орёл



22. Вид одного из помещений плавучего госпиталя Орёл, в котором установлена стерилизационная камера



23. Вид части рентгеновского кабинета оборудованного в одном из помещений плавучего госпиталя Орёл



24. Вид покойницкой устроенной в одном из помещений плавучего госпиталя Орёл



25. Вид прачечной с механическими приспособлениями для стирки, сушки и глажения белья, устроенной в одном из помещений плавучего госпиталя Орёл



26. Работники прачечной плавучего госпиталя Орёл



27. Прислуга в кухне - камбузе плавучего госпиталя Орёл



28. Вид части кухни (камбуза) с котлами системы Совера, устроенной в одном из помещений плавучего госпиталя Орёл



29. Носилки системы доктора Оффре, предназначенные для перемещения раненых по палубе плавучего госпиталя Орёл в вертикальном положении



30. Носилки системы доктора Оффре, предназначенные для подачи раненых на борт плавучего госпиталя Орёл в горизонтальном положении



31. Носилки системы доктора Оффре, предназначенные для перемещения раненых по палубе плавучего госпиталя Орел в вертикальном положении



32. Председательница Комитета русских дам в Париже О. Д. Нелидова, офицеры и команда плавучего госпиталя Орёл на палубе



33. Председательница Комитета русских дам в Париже О. Д. Нелидова, раздаёт членам команды плавучего госпиталя Орел кресты, и образки, (присланные с Афонской горы)



34. Работники и сёстры милосердия плавучего госпиталя в столовой перед обедом



35. Команда судна во время обеда по случаю освящения плавучего госпиталя Орёл

4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    12 сентября 2014 09:03
    Очень интересный и наглядный обзор, особенно в части возможностей лечения и транспортировки раненых на борту судна, без фото трудно это себе представить. Автору благодарность!
  2. +2
    12 сентября 2014 11:28
    Сам моряк. И то что сейчас применяют для транпортировки пострадавших ни в какие ворота не лезет. И это на иностранном флоте. Раньше о людях думали,а сейчас о том чтобы не платить страховку.....
  3. +2
    12 сентября 2014 11:31
    Как по мне Монголия(в 1 ТОЭ) более совершенна. Одна рентгеновская установка чего стоит.
    Следует признать что плавучие госпитали имели более совершенные условия лечения раненых чем госпитали на Дальнем востоке...
    Но при этом их эффективность...еще они прекрасно выдавали расположение эскадры. Цвет который их по определению международных конвенций защищал от войны-их выдавал и эскадру с головой..
    Все равно японцы досматривали все плавучие госпитали...
    Монголию вон за банку селитры чуть не загребли..хотя она в номенклатуре препаратов.
    Но за фото и рассказ спасибо. Ждем о Монголиии.
  4. jjj
    +2
    12 сентября 2014 16:48
    Очень интересно. Виноград и бутылки с вином на столе у нижних чинов. Механизация и устройство лазаретов. А еще лица. Уже который раз лица простых людей со старых снимков трогают за душу
  5. 0
    12 сентября 2014 20:18
    """Если бы не это, по мнению многих историков, 2-я Тихоокеанская эскадра, шедшая в сумраке и тумане без огней, могла бы пройти место сражения незамеченной."""
    ну не в этом так в другом месте обнаружили бы!
  6. 0
    13 сентября 2014 15:34
    Часто езжу вдоль Кольского залива. Иногда вижу наш плавучий
    госпиталь, пароход тоже большой, может чуть меньше чем в статье!