Military Review

Property of the Chita Republic

5
Property of the Chita Republic


Of stories Russian separatism

The events of 1905 — 1906 in the Transbaikal region are clearly underestimated by domestic historiography. In open sources, only fragmentary data and patterned interpretations can be found: the Chita armed uprising is considered solely as an action of the Bolsheviks. The role and degree of participation in it of people with other political views did not receive an objective assessment. However, to reduce this story to the confrontation of red and white is meaningless. In addition to the Marxists, in addition to the guardians of the regime, in addition to the workers' railway workshops and soldiers, the mass of ordinary people was involved in the processes that took place in Chita, Nerchinsk, Verkhneudinsk and other cities of the Trans-Baikal region. Those who brought to the streets of personal, through a protest.

The then Transbaikalia is a set of prisons built at the turn of the centuries at the mountain mines: Pokrovskaya, Akatui, Zerentui stone, Kadainskaya, Maltsevskaya. This is the traditional place to link convicted on political articles. Publicist Nikolai Chernyshevsky, poet Mikhail Mikhailov, populist Hippolytus Myshkin passed through penal servitude in Transbaikalia. At the beginning of the 20th century, about 70 former members of the parties “Earth and Volition” and “Narodnaya Volya” lived here. Transbaikalia is the 11 locomotive depot, the largest of which were located in Verkhneudinsk, Chita, Khilka, Shilka. These are nine thousand highly skilled workers and employees who worked on 14 — 16 hours per day in the Trans-Baikal section of the Siberian Railway, from the Mysovaya station to the city of Sretensk.

The first Social Democratic circle in Chita, at the Main Railway Workshops, was organized in 1898 by professional revolutionaries Moses Gubelman and Grigory Kramolnikov. In April, the Chita Committee of the RSDLP was established in 1902. Then they spent the Maya, as Marxist Emelyan Yaroslavsky told in a note for the Iskra newspaper:

“... At Easter, among the workers of the railway workshops, proclamations were distributed, inviting to the celebration of 1 on May ... They most strongly affected the governor Nadarov and the townsfolk. The authorities began to seriously prepare for the suppression of the rebellion. Nadarov gives the order on the troops - to issue checkers to two hundred Cossacks. Cook the guns. Arm two hundred infantry and ... no mercy! 1 On May morning, the weather was abominable, and the workers themselves did not want to celebrate this day. But the troops were still sent. The 150 man workers made a Mayday celebration - they set off with a red flag into the forest with singing. They were equipped with troops that were in vain for a rebellion ... ”

Manifesto and its consequences

With the beginning of the Russian-Japanese war, Transbaikalia became the immediate rear for the army operating in Manchuria.

27 January 1905 of the year (hereinafter, old-fashioned dates) workers in the Chita main railway workshops and depots gathered at a rally and demanded the overthrow of the autocracy, the convocation of a constituent assembly on the basis of universal, equal, direct and secret voting, the establishment of a democratic republic and the cessation of war . 18 April authorities imposed martial law.


Convicts at the Savinsky mine in Transbaikalia, 1891 year. Photo: Alexey Kuznetsov / US Library of Congress


The main events in Transbaikalia took place in October 1905 of the year: railway workers went on strike on 14, mail, telegraph, telephone exchange, teachers and students joined them. Irkutsk Governor General Count Pavel Kutaisov sent a telegram to Nicholas II on October 19: “The situation is desperate. There are almost no troops. Riot full, universal. I am afraid of reinforcements of the rioters by the arriving railway workers. There is little hope to pacify. ”

In the country as a whole, only in the period from 12 to 18 of October more than two million people went on strike in various industries. 17-th number in connection with the continuing turmoil was promulgated the highest manifesto, initiated and developed by the chairman of the Cabinet of Ministers Sergei Witte. “From unrest ... there may be a deep disorder in the people and a threat to the integrity and unity of Our state,” it said. The manifesto proclaimed the convocation of the State Duma and civil rights and freedoms, such as: freedom of conscience, freedom of speech, freedom of assembly and freedom of union.

But in an empire engulfed in a revolutionary fire, freedom could not help turning into one of its opposites — dictatorship or anarchy. Both the regime and its opponents needed it not for creation, but to achieve short-term political goals. After October 17, 1905, the nation did not come to a long-awaited agreement, but to a new round of confrontations, to unprincipled politicking and to all-embracing hatred. After anti-government and anti-monarchist speeches, in which Jews took a large part, 690 pogroms of Jewish shops, shops and houses in 660 settlements took place. Between 18 and 29, October, about 4000 people were killed, about 10 000 injured.

In many ways, this slaughter was a consequence of the fact that the authorities in the center and in the provinces, confused, were eliminated from performing their direct duties. The manifesto was prepared in secret, no notifications were sent to the field, and after publication of the document - no explanations. The governors and police chiefs, not knowing how to behave in the "conditions of the constitution", did not dare to give prohibitive orders and sent requests to the capital. Officials in St. Petersburg, also not instructed, responded with a delay of several days.

The newspaper Novoye Vremya from October 24 provides a selection of short messages from correspondents from the field:

“In Kremenchug hooligans make pogroms without meeting resistance. Many seriously injured. Atrocities of thugs hiding behind patriotic slogans occur with impunity in Novgorod. Robberies and beatings in Balta, Surozh. In Kazan, many killed and wounded students and policemen. Fires and killings in Baku. Robbery is made in front of the troops. In Tomsk smashed the house of the mayor. Passions strongly inflamed. In Tiflis, a grand peaceful demonstration ended in a shootout; many victims ... In Kiev, 18, 19 and 20 of October, ambulance doctors registered 26 killed and 204 injured ... "


The highest manifesto, published in Vedomosti St. Petersburg. Townships »18 October 1905 of the year. Source: wikimedia.org


In one of the telegrams of the Russian Telegraph Agency from October 20 it was reported: “Rostov-on-Don. Yesterday the whole city was in the power of the mob. The crowd unceremoniously carried off the stolen things in her arms, carried them away in cab-drivers and drogs. The houses formed warehouses of goods. At one o'clock in the afternoon, arson attacks began in many places in the city. The picture of destruction is beyond description. ”

But the curious information of the “Government Gazette” is already from 6 December 1905: “Passenger train No. 13, traveling to Riga with golden coin transport for the local office of the State Bank, was attacked by revolutionaries near Valka. The troops arrived in time scattered the attackers. ”

"Sense of Freedom"

In the All-Russian October strike, railway workers played a key role; they were the ones who paralyzed the country, turning it into isolated islands scattered throughout the vast territory of the city and all over. “Due to the strike of the Syzrano-Vyazemskaya, Moscow-Kiev-Voronezh and Ryazan-Ural railways, the traffic was stopped. There are no newspapers, ”the Russian Telegraph Agency informed October 10 from Kaluga.

But it is time to return to the situation in Transbaikalia. On November XNUM, the Council of Soldiers and Cossack Deputies was elected at a multi-thousand meeting in Chita, an armed workers' brigade of four thousand people was formed. The participants entered an eight-hour working day. The council and the squad was headed by a member of the RSDLP, political exile Anton Kostyushko-Volyuzhanich. The military governor of the region, Lieutenant General Ivan Holshchevnikov, formally retained the position, but had no real influence on the events. Especially as the five thousand strong garrison of Chita joined the rebels.

The new government, which would later be called the "Chita Republic", took advantage of the fact that during the Russian-Japanese war a large number of accumulated in the warehouses in Chita weapons and ammunition. For two days, 5 and 12 December, vigilantes easily captured one and a half thousand three-line rifles here, December 22 two thousand more, and 5 and 11 in January 1906, at Chita-1 station - more than 36 thousand guns, 200 revolvers, explosives .

In early December, Ivan Babushkin arrived in Chita from Irkutsk, who was appointed to the local committee of the RSDLP. Such as he, sincere personality in the cynical Stalin era will be exterminated completely. The diaries of this pioneer of the revolution are solid “sketches from life”, testimonies of dozens of people who filled his short life with meaning.

Here, for example: “From Shuya, up to three thousand people write about outrageous orders at the sit-printing, weaving and spinning factory of Pavlov. In this factory, the owner and his sons in the full sense of the word are libertines, and one of the sons has grown to madness and is now in mental distress and has got a bad illness. Thanks to all this, it is difficult for any girl to remain completely safe from these arrogant, shameless representatives of Russian capitalism. Pavlov made a kind of harem from the factory. ”


Ivan Babushkin. Photo: RIA News


22 December 1905 of the military posts guarding the building of the post and telegraph office in Chita were replaced by the posts of the working militia.

To suppress the uprising, two punitive expeditions were sent to Chita: a detachment of General Pavel Rennenkampf marched from Manchuria, and troops from the west commanded by General of Infantry, Baron Alexander Meller-Zakomelsky. It was the people of the latter who intercepted 18 on January 1906 of the year at the Slyudyanka station of the Trans-Baikal Railway Ivan Babushkin with comrades carrying weapons for workers from Chita to Irkutsk. There was no trial. The scene that preceded the shooting of the group was recorded by an officer, Evetsky, in the coach car:

“The question arose of what to do with the arrested. The baron decided: "Well, what about messing with them? Handing them to hell with the gendarmes." The conversation takes place at dinner, and, having heard this decision, Martsinkevich asks the baron for permission to report to him about the one arrested. He is recommended by an inveterate revolutionary who almost made the whole Russian revolution ... "Well then? So we will shoot him," says Meller calmly, puffing on a cigar and sipping margo. All are silent. Martsinkevich reports two more. “Well, we will shoot the three,” the baron says just as calmly. Kovalinsky intervenes and reports on two more revolutionaries. "And shoot them ..." "

22 January 1906 of the year in Chita without a single shot entered the Rennenkampf expedition. Began arrests of the instigators of the turmoil, earned martial courts. Before 21 in May, 77 people were sentenced to death, and on March 2, four were shot on the slope of the Titovskaya Volka - Kostyushko-Volyuzhanich, assistant head of the Chita-1 railway station, Ernest Popsman, worker of the main railway workshops Procopius Stolyarov and clerk of the Consumer Society. Isai Weinstein.

“Revolutionary newspapers in the entire region ordered the printing to be closed, printing presses to be sealed, editors and publishers arrested. The eastern part of Transbaikalia is threatened by hunger; there are no flour reserves, ”Rennenkampf reported to the emperor.

The materials of court cases indicate the feverish rush in which these processes took place. And also - on the involvement in the rebellion of people of different classes, social groups. So, in the number of convicts were sent to hard labor: engineer Vitold Erdman, from the nobility of the Kovno province; machinist Joseph Yasinsky, from the peasants of the Volyn province; the workshop of Ivan Shilko, from the peasants of the Perm province; Ivan Okuntsov, director of the national school, from Transbaikalian Cossacks; the head of the city hospital, Eser Isai Shinkman; Turner Indrik Rosenberg, from the peasants of the Province of Courland.


Alexander Meller-Zakomelsky and Pavel Rennenkampf (from left to right). Sources: wikimedia.org, palba.cz


Yasinsky was accused of agitating the workers to overthrow the existing system, handing out captured weapons. But in belonging to the revolutionary party is not suspected. Erdman at the station in a drunken state, as recorded in the protocol, shouted insults at the king.

Among those who were sentenced to death, then replaced by hard labor, were: Pyotr Limorenko, a military man, an instructor of the fighting squad in Verkhneudinsk; the mechanic Vasily Bashenin, from the townspeople of the Saratov province; mechanic Mikhail Rybnikov, a petty bourgeois of Orel province; Engineer Vladimir Zmiev, from the peasants of the Tomsk province. The last three were in 1906 for 19 years. Serpent convicted for the distribution of proclamations, blasphemy, for shooting an icon.

A native of Chita, Ivan Krivonosenko, a tradesman, the father of four children, who served as an accountant before his arrest, received a sentence for actively campaigning around the villages around Chita.

As it turns out, there were almost no professional revolutionaries among the organizers and participants of the Chita armed uprising. The bulk of those who rallied, seized weapons in warehouses, poured into the workers' squads, were people who, as noted by Sergei Witte, "at once captured a sense of freedom." “Everyone, from young to old, understood and felt that it’s impossible to live this way as we have lived until now,” wrote the head of the government in an article published in Novoye Vremya. - The shame and humiliation of the Fatherland with their own eyes proved that the kingdom of arbitrariness must be put an end to. No repression can destroy this consciousness. ”

In 1905, the first official of the state spoke about the kingdom of arbitrariness.
Author:
Originator:
http://rusplt.ru/society/dostoyanie-chitinskoy-respubliki-12580.html
5 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Pancho
    Pancho 20 September 2014 08: 49
    +2
    The surnames of most of the executed activists are characteristic.
  2. aszzz888
    aszzz888 20 September 2014 09: 21
    +1
    What was it, one must not forget history, no matter how bitter the truth is.
  3. A1L9E4K9S
    A1L9E4K9S 20 September 2014 09: 41
    +2
    A nation that does not remember its history has no future, although this statement is contrary to current realities, Dill remembers its history from the time of the Noah's Ark, and this operetka country has no future.
  4. sprut
    sprut 20 September 2014 10: 45
    0
    It is a pity that the Russian Empire collapsed ... Russia could be a constitutional monarchy ...
  5. Jrvin
    Jrvin 20 September 2014 15: 27
    0
    Transbaikalia native =)

Достояние Читинской республики

Достояние Читинской республики


Из истории российского сепаратизма

События 1905—1906 годов в Забайкалье отечественная историография явно недооценивает. В открытых источниках можно найти лишь обрывочные данные и шаблонные трактовки: Читинское вооруженное восстание рассматривается исключительно как акция большевиков. Роль и степень участия в нем людей с иными политическими взглядами объективной оценки не получили. Однако сводить эту историю к противостоянию красных и белых бессмысленно. Помимо марксистов, помимо охранителей режима, помимо рабочих железнодорожных мастерских и солдат, к процессам, происходившим тогда в Чите, Нерчинске, Верхнеудинске и других городах Забайкальской области, была причастна масса простых обывателей. Те, кого вывел на улицы личный, выстраданный протест.


Тогдашнее Забайкалье — это множество тюрем, построенных на рубеже веков при горных рудниках: Покровская, Акатуйская, Зерентуйская каменная, Кадаинская, Мальцевская. Это — традиционное место для ссылки осужденных по политическим статьям. Через каторгу в Забайкалье прошли публицист Николай Чернышевский, поэт Михаил Михайлов, народник Ипполит Мышкин. В начале XX века здесь проживало около 70 бывших членов партий «Земля и воля» и «Народная воля». Забайкалье — это 11 паровозных депо, наиболее крупные из которых располагались в Верхнеудинске, Чите, Хилке, Шилке. Это — девять тысяч высококвалифицированных рабочих и служащих, трудившихся по 14—16 часов в сутки на забайкальском участке Сибирской железнодорожной магистрали, от станции «Мысовая» до города Сретенска.

Первый социал-демократический кружок в Чите, при Главных железнодорожных мастерских, организовали в 1898 году профессиональные революционеры Моисей Губельман и Григорий Крамольников. В апреле 1902 году был создан Читинский комитет РСДРП. Потом провели маевку, о чем рассказал марксист Емельян Ярославский в заметке для газеты «Искра»:

«...На Пасхе среди рабочих железнодорожных мастерских были распространены прокламации, приглашавшие к празднованию 1 Мая... Сильнее всего они подействовали на губернатора Надарова и обывателей. Власти стали серьезно готовиться к подавлению бунта. Надаров отдает приказ по войскам — выдать двум сотням казаков шашки. Приготовить пушки. Вооружить две сотни пехотинцев и... никакой пощады! 1 Мая утром погода была отвратительной, и рабочие сами не захотели праздновать этот день. Но войска все же были высланы. Человек 150 рабочих устроили маевку — отправились с красным флагом в лес с пением. За ними были снаряжены войска, которые напрасно ожидали бунта...».

Манифест и его последствия

С началом Русско-японской войны Забайкалье стало ближним тылом для действующей в Маньчжурии армии.

27 января 1905 года (здесь и далее — даты по старому стилю) рабочие Читинских главных железнодорожных мастерских и депо, собравшись на митинг, потребовали свержения самодержавия, созыва учредительного собрания на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования, установления демократической республики и прекращения войны. 18 апреля власти ввели военное положение.

Достояние Читинской республики

Каторжники на Савинском руднике в Забайкалье, 1891 год. Фото: Алексей Кузнецов / Библиотека конгресса США


Основные события в Забайкалье развернулись в октябре 1905 года: 14-го числа забастовали железнодорожные рабочие, к ним присоединились служащие почты, телеграфа, телефонной станции, учителя и студенты. Иркутский генерал-губернатор граф Павел Кутайсов направил 19 октября телеграмму Николаю II: «Положение отчаянное. Войск почти нет. Бунт полный, всеобщий. Опасаюсь подкрепления бунтовщиков прибывающими железнодорожными рабочими. На усмирение надежд пока мало».

В целом по стране только в период с 12 по 18 октября в различных отраслях промышленности бастовало более двух миллионов человек. 17-го числа в связи с непрекращающейся смутою был обнародован Высочайший Манифест, инициированный и разработанный председателем кабинета министров Сергеем Витте. «От волнений... может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы Нашей», — говорилось в нем. Манифест провозглашал созыв Государственной Думы и гражданские права и свободы, как-то: свобода совести, свобода слова, свобода собраний и свобода союзов.

Но в охваченной революционным пожаром империи свобода не могла не обратиться в одну из своих противоположностей — диктатуру или анархию. И режиму, и его противникам она требовалась не для созидания, а для достижения сиюминутных политических целей. После 17 октября 1905 года нация пришла не к долгожданному согласию, а к новому витку конфронтаций, к беспринципному политиканству и к всеохватной ненависти. После антиправительственных и антимонархических выступлений, в которых большое участие приняли евреи, произошли 690 погромов еврейских магазинов, лавок и домов в 660 населенных пунктах. В период с 18 по 29 октября было убито около 4000 человек, ранено около 10 000.

Во многом эта бойня явилась следствием того, что власти в центре и в провинции, растерявшись, устранились от выполнения своих прямых обязанностей. Манифест готовился в тайне, на места не было послано никаких уведомлений, а после опубликования документа — никаких разъяснений. Губернаторы и полицмейстеры, не зная, как вести себя в «условиях конституции», не решались отдавать запретительные приказы и слали запросы в столицу. Чиновники в Санкт-Петербурге, также не проинструктированные, отвечали с запозданием в несколько дней.

Газета «Новое время» от 24 октября приводит подборку коротких сообщений корреспондентов с мест:

«В Кременчуге хулиганы производят погромы, не встречая отпора. Много тяжелораненых. В Новгороде безнаказанно происходят бесчинства громил, прикрывающихся патриотическими лозунгами. Грабежи и побои в Балте, Суроже. В Казани много убитых и раненых студентов и милиционеров. Пожары и убийства в Баку. Грабеж производится на глазах войск. В Томске разнесли дом городского головы. Страсти сильно разгорелись. В Тифлисе грандиозная мирная демонстрация закончилась перестрелкой; много пострадавших... В Киеве 18, 19 и 20 октября врачами скорой помощи зарегистрировано 26 убитых и 204 раненых...»

Достояние Читинской республики

Высочайший манифест, опубликованный в «Ведомости СПб. Градоначальства» 18 октября 1905 года. Источник: wikimedia.org


В одной из телеграмм Российского телеграфного агентства от 20 октября сообщалось: «Ростов-на-Дону. Вчера весь город находился во власти черни. Толпа бесцеремонно уносила похищенные вещи на руках, увозила на извозчиках и дрогах. В домах образовались склады товаров. В час дня начались поджоги во многих местах города. Картина разрушения не поддается описанию».

А вот любопытная информация «Правительственного вестника» уже от 6 декабря 1905 года: «Пассажирский поезд № 13, следовавший в Ригу с транспортом золотой монеты для местной конторы Государственного банка подвергся близ Валка нападению со стороны революционеров. Подоспевшие войска рассеяли нападавших».

«Чувство свободы»

Во Всероссийской октябрьской стачке ключевую роль сыграли железнодорожные рабочие, именно они парализовали страну, превратив в изолированные островки ее разбросанные по необъятной территории города и веси. «Вследствие забастовки Сызрано-Вяземской, Московско-Киево-Воронежской и Рязанско-Уральской железных дорог движение прекращено. Газет нет», — извещало 10 октября из Калуги Российское телеграфное агентство.

Но пора вернуться к ситуации в Забайкалье. 22 ноября на многотысячном собрании в Чите был избран Совет солдатских и казачьих депутатов, сформирована вооруженная рабочая дружина численностью четыре тысячи человек. Собравшиеся ввели восьмичасовой рабочий день. Совет и дружину возглавил член РСДРП, политический ссыльный Антон Костюшко-Волюжанич. Военный губернатор области генерал-лейтенант Иван Холщевников формально сохранил должность, но реального влияния на события не имел. Тем более что к восставшим примкнул пятитысячный гарнизон Читы.

Новая власть, которую впоследствии назовут «Читинской республикой», воспользовалась тем, что за время Русско-японской войны на складах в Чите скопилось большое количество оружия и боеприпасов. За два дня, 5 и 12 декабря, дружинники беспрепятственно захватили здесь полторы тысячи трехлинейных винтовок, 22 декабря — еще две тысячи, а 5 и 11 января 1906 года, на станции «Чита-1» — более 36 тысяч винтовок, 200 револьверов, взрывчатку.

В начале декабря в Читу из Иркутска прибыл Иван Бабушкин, введенный в состав местного комитета РСДРП. Такие, как он, искренние личности в циничную сталинскую эпоху будут истреблены подчистую. Дневники этого первопроходца революции — сплошные «зарисовки с натуры», свидетельства десятков людей, наполнявших смыслом его недолгую жизнь.

Вот, например: «Из Шуи пишут о возмутительных порядках на ситцепечатной, ткацкой и прядильной фабрике Павлова до трех тысяч человек. На этой фабрике хозяин с сыновьями в полном смысле слова — развратники, и один из сыновей доразвратничался до сумасшествия и теперь находится в психическом недомогании и получил дурную болезнь. Благодаря всему этому трудно какой-нибудь девушке остаться в полной безопасности от этих наглых, бесстыдных представителей русского капитализма. Из фабрики Павлов сделал своего рода гарем».

Достояние Читинской республики

Иван Бабушкин. Фото: РИА Новости


22 декабря 1905 года воинские посты, охранявшие в Чите здание почтово-телеграфной конторы, были заменены постами рабочей милиции.

Для подавления восстания в Читу были направлены две карательные экспедиции: из Маньчжурии шел отряд генерала Павла Ренненкампфа, а с запада двигались войска под командованием генерала от инфантерии, барона Александра Меллер-Закомельского. Именно люди последнего перехватили 18 января 1906 года на станции «Слюдянка» Забайкальской железной дороги Ивана Бабушкина с товарищами, перевозившими из Читы в Иркутск оружие для рабочих. Суда не было. Сцену, что предшествовала расстрелу группы, записал в генеральском вагоне некий офицер Евецкий:

«Возник вопрос, что делать с арестованными. Барон решил: "Ну что с ними возиться? Сдать их к черту жандармам". Разговор происходит за обедом, и, услыхав это решение, Марцинкевич просит у барона разрешения доложить ему об одном арестованном. Рекомендует его завзятым революционером, чуть ли не устроившим всю российскую революцию... "Ну что ж? Так расстреляем его", — говорит спокойно Меллер, попыхивая сигарой и отхлебывая "марго". Все молчат. Марцинкевич докладывает еще о двух. "Ну, трех расстреляем", — так же невозмутимо говорит барон. Вмешивается Ковалинский и докладывает еще о двух революционерах. "И их расстрелять..."»

22 января 1906 года в Читу без единого выстрела вошла экспедиция Ренненкампфа. Начались аресты зачинщиков смуты, заработали военно-полевые суды. До 21 мая к смертной казни были приговорены 77 человек, а 2 марта на склоне Титовской сопки расстреляны четверо — Костюшко-Волюжанич, помощник начальника железнодорожной станции «Чита-1» Эрнест Цупсман, рабочий Главных железнодорожных мастерских Прокопий Столяров и приказчик Общества потребителей Забайкальской железной дороги Исай Вайнштейн.

«Газеты революционного направления во всей области приказал закрыть, типографии запечатать, редакторов и издателей арестовать. Восточной части Забайкалья угрожает голод; запасов муки нет», — доложил императору Ренненкампф.

Материалы судебных дел указывают на лихорадочную спешку, в которой проходили эти процессы. А еще — на причастность к мятежу лиц самых разных сословий, социальных групп. Так, в число осужденных на каторгу попали: машинист Витольд Эрдман, из дворян Ковенской губернии; машинист Иосиф Ясинский, из крестьян Волынской губернии; мастеровой Иван Шилко, из крестьян Пермской губернии; директор народного училища Иван Окунцов, из забайкальских казаков; заведующий городской больницей, эсер Исай Шинкман; токарь Индрик Розенберг, из крестьян Курляндской губернии.

Достояние Читинской республики

Александр Меллер-Закомельский и Павел Ренненкампф (слева направо). Источники: wikimedia.org, palba.cz


Ясинский обвинялся в том, агитировал рабочих к ниспровержению существующего строя, раздавал захваченное оружие. Но в принадлежности к революционной партии не заподозрен. Эрдман на вокзале в пьяном виде, как записано в протоколе, выкрикивал оскорбления в адрес царя.

Среди тех, кого приговорили к смертной казни, замененной затем каторгой, оказались: Петр Лиморенко, военный, инструктор боевой дружины в Верхнеудинске; слесарь Василий Башенин, из мещан Саратовской губернии; слесарь Михаил Рыбников, мещанин Орловской губернии; машинист Владимир Змиев, из крестьян Томской губернии. Последним трем было в 1906 году по 19 лет. Змиев осужден за распространение прокламаций, богохульство, за стрельбу в икону.

Уроженец Читы Иван Кривоносенко, мещанин, отец четырех детей, служивший до ареста бухгалтером, получил срок за активную агитацию по селам вокруг Читы.

Как выясняется, среди организаторов и участников Читинского вооруженного восстания почти не было профессиональных революционеров. Основную массу тех, кто митинговал, захватывал на складах оружие, вливался в рабочие дружины, составили люди, которых, как заметил Сергей Витте, «разом охватило чувство свободы». «Все, от мала до велика, поняли и почувствовали, что так жить, как мы жили до сих пор, дольше нельзя, — писал глава правительства в статье, опубликованной в "Новом времени". — Позор и унижение Отечества воочию доказали, что царству произвола должен быть положен конец. Никакими репрессиями нельзя уничтожить это сознание».

В 1905 году о царстве произвола заговорил первый чиновник государства.
Автор: Георгий Степанов
Первоисточник: http://rusplt.ru/society/dostoyanie-chitinskoy-respubliki-12580.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. Pancho 20 сентября 2014 08:49
    Характерны фамилии большинства расстреляных активистов.
  2. a.s.zzz888 20 сентября 2014 09:21
    Что было то было, нельзя забывать историю, какой бы горькой не была правда.
  3. A1L9E4K9S 20 сентября 2014 09:41
    У народа который не помнит свою историю,нет будущего,хотя это утверждение идет в разрез с нынешними реалиями,Укропия помнит свою историю со времён Ноева ковчега,а будущего у этой опереточной страны нет.
  4. sprut 20 сентября 2014 10:45
    Жаль, что развалилась Российская империя... Россия могла бы быть конституционной монархией...
  5. Jrvin 20 сентября 2014 15:27
    Забайкалье родное=)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня