Многобашенные танки СССР. Часть 1. Двухбашенные Т-26

СССР был по сути единственной страной в мире, в которой были приняты на вооружение многобашенные танки различных типов. Не так давно реставраторы Центрального музея бронетанкового вооружения и техники Минобороны РФ в подмосковной Кубинке закончили восстановление тяжелого пятибашенного танка Т-35А. Это единственный дошедший до нас образец подобной машины. Т-35 стал последним серийно выпускавшимся в СССР многобашенным танком, а первым был двухбашенный Т-26, который был прямым потомком одного из самых распространенных танков своего времени — «Виккерса» Mk.E, он же «Виккерс» 6-тонный.

К проектированию многобашенных боевых машин в СССР приступили в первой половине 1930-х годов. Толчком для работ в этом направлении стала покупка в Великобритании 15 двухбашенных танков Vickers Mk. E в 1930 году. Это был дешевый танк простой конструкции, который приглянулся советским военным. Приобретенные танки имели лишь пулеметное вооружение — пулеметы Vickers калибра 7,7 мм. Башни танков были расположены по центру корпуса сбоку друг от друга. Они могли вести огонь в левую и правую сторону одновременно, при этом недостатком данной конструкции была невозможность концентрировать огонь двух имеющихся пулеметов на одной цели.

Танки Vickers Mk. E также были известны как «шеститонки», такое название машина получила из-за своей массы. Танк оснащался карбюраторным четырехцилиндровым двигателем Armstrong-Vickers Puma, имеющим воздушное охлаждение. Данный двигатель мог развивать мощность в 92 л.с. При этом во время эксплуатации двигатель мог перегреться, а иногда это становилось причиной возникновения пожара. Одновременно с этим английская машина отличалась очень хорошей проходимостью, дальностью и плавностью хода. Дальность хода по ресурсу гусениц составляла примерно 4,8 тысяч километров. Такой результат существенно превышал аналогичный показатель большинства танков тех лет. По совокупности характеристик танк создал положительное впечатление в СССР и послужил основой для разработки советского аналога — Т-26.


Многобашенные танки СССР. Часть 1. Двухбашенные Т-26
Vickers Mk. E


13 февраля 1931 года вышло постановление о принятии танка Vickers Е под обозначением Т-26 на вооружение Красной Армии, а также было рекомендовано развернуть его серийное производство. Главной площадкой по выпуску данных танков должен был стать Сталинградский тракторный завод (СТЗ), на котором каждый год планировалось выпускать по 13 800 танков. При этом такой план выпуска изначально был утопическим, а сам завод к тому моменту даже не был введен в строй. По этой причине производство танка решено было начать на заводе «Большевик» в Ленинграде. Вскоре танковое отделение данного завода было выделено в самостоятельный Завод № 174 имени Ворошилова.

Все первые серийные танки Т-26 были двухбашенными и по своей конструкции мало чем отличались от своих британских прототипов. Всего с 1931 по 1941 год в СССР было создано 23 модификации данного танка и 3 модификации используемого двигателя. При этом, несмотря на все доработки по двигателю, его мощность удалось поднять лишь с 90 до 97 л.с. Главным проектировщиком и создателем большей части модификации Т-26, который был ответственен за модернизацию танка, являлся инженер С. А. Гинзбург.

Наибольшие трудности в СССР возникли с выпуском двигателя для данного танка. Уровень брака в начале его выпуска на советских заводах доходил до 65%. По этой причине Ижорский завод, который занимался выпуском брони для танка, был вынужден перейти на выпуск 10-мм бронелистов вместо оригинальных толщиной 13 мм. Это делалось для того, чтобы уменьшить общую массу машины и, соответственно, снизить нагрузку на двигатель танка. При этом и первые бронелисты не отличались особым качеством изготовления, по этой причине их крепление осуществлялось на болтах и винтах для быстрой замены. Экипаж машины состоял, как и у Vickers Mk. E, из 3-х человек.

Многобашенные танки СССР. Часть 1. Двухбашенные Т-26


Первые 15 танков были собраны в августе 1931 года, уже осенью того же года первые машины попали в боевые части. Танки получили башни слегка увеличенной высоты со смотровым лючком, а также щелями в верхней части. До конца 1931 года удалось собрать всего 120 серийных танков, при этом из-за брака с двигателями большая их часть не могла самостоятельно передвигаться. Позднее брак был устранен, но военные приняли только 85 танков, из которых 35 условно, так как установленная на этих танках броня не соответствовала заявленным требованиям. В дальнейшем за счет постоянного процесса усовершенствования конструкции машин большая часть недочетов была исправлена.

В двухбашенном варианте танк Т-26 производился до 1933 года, после чего конструкторы машины решили окончательно перейти к однобашенной схеме. При этом двухбашенные танки к окончанию производства получили броню толщиной уже в 15 мм, а также смешанные цельносварные и клепано-сварные корпуса. Двигатели с воздушным охлаждением перенесли ближе к корме танка, при этом на машине появились новые масляные и топливные баки, а также короб над решеткой воздуховывода, который должен был защитить двигатель танка от различных осадков. В общей сложности за все время выпуска армия получила 1627 танков Т-26 в двухбашенном исполнении.

В двухбашенном варианте танки производили 2 года. Они получили известность как танки Т-26 образца 1931 и образца 1932 годов. В дальнейшем выпускались уже однобашенные Т-26 с цилиндрической башней (образцы 1933-1937 годов) и однобашенные Т-26 с конической башней (образцы 1938 и 1939 годов). В двухбашенных версиях в каждой из башен находился 1 член экипажа. При этом башни могли вращаться независимо друг от друга в секторе 270°. К началу Второй мировой войны различные версии танков Т-26, в том числе и двухбашенные машины, составляли основу танкового парка СССР — на вооружении находилось до 9 тысяч подобных танков.

Многобашенные танки СССР. Часть 1. Двухбашенные Т-26


Вооружение двухбашенных Т-26 состояло из двух 7,62-мм пулеметов ДТ-29 или 37-мм пушки и одного пулемета ДТ. При этом изначально танки, оснащенные пушечным вооружением, предназначались для командиров взводов и рот. Поэтому некоторые из пушечных образцов получали приемо-передающие радиостанции. Радиофицированные танки Т-26 можно было легко отличить по характерной поручневой антенне, находящейся в задней части корпуса. Корпус данных версий танка был клепанным и имел коробчатое сечение. На подбашенной коробке с вертикальным лобовым листом на специальных шариковых опорах размещались две башни, имеющие цилиндрическую форму. Механик-водитель танка располагался в передней части корпуса танка с правой стороны.

Попытки оснастить машину пушечным вооружением предпринимались с самого момента ее принятия на вооружение. Уже весной 1931 года главный конструктор танка С. Гинзбург выступал с предложением поставить в одну из башен 37-мм орудие. Однако в 1931 году данное решение не смогло пройти через все необходимые инстанции. Военные считали, что двухбашенная схема танка больше подходит для использования пулеметов, так как позволяет выполнять задачи по «очистке окопов». Действительно, двухбашенный пулеметный танк Т-26, добравшись до линии обороны противника, мог остановиться над траншеей и, развернув башни в разные стороны, проводить их «зачистку».

Но уже в начале 1932 года вопрос об усилении вооружения машины был решен положительным образом. Пулеметный Т-26 был слишком ограничен в применении, он не мог поражать огневые точки противника на большом расстоянии, а также эффективно обороняться от атак танков противника. Уже в марте 1932 года на АНИОП — Артиллерийский научно-испытательный опытный полигон был доставлен танк Т-26, вместо правой пулеметной башни которого была смонтирована малая орудийная башня опытного танка Т-35-1, вооруженная пушкой ПС-2 калибра 37-мм.

Многобашенные танки СССР. Часть 1. Двухбашенные Т-26


Данная башня прошла испытания обкаткой и стрельбой и продемонстрировала в целом удовлетворительные результаты. После завершения испытаний башню с танка демонтировали и установили на Т-35-1. В апреле того же года малые орудийные башни от Т-35-1 прошли испытания еще на двух танках Т-26. После того как испытания были завершены, было рекомендовано вооружить таким образом некоторое количество танков Т-26.

Для тех лет пушка ПС-2 обладала достаточно хорошими характеристиками, однако она не была принята на вооружение Красной Армии. По этой причине для вооружения двухбашенных танков Т-26 Главное артиллерийское управление рекомендовало использовать другое 37-мм орудие — Б-3 (5К), которое было создано на основе немецкого орудия компании «Рейнметалл». По сравнению с орудием ПС-2 новое обладало меньшими размерами казенной части и меньшим откатом, что позволяло монтировать ее в штатную пулеметную башню танка Т-26 практически безе переделки последней.

Но и на этом чехарда с возможными орудиями не закончилась. Завод №8 имени Калинина был не в состоянии наладить производство пушек Б-3 в требуемых количествах. Помимо этого, начиная с лета 1932 года, все наличные пушки Б-3 использовались для вооружения легких колесно-гусеничных танков БТ-2. Поэтому в окончательном варианте на части двухбашенных танков Т-26 были поставлены пушки ПС-1 (или Гочкис-ПС), которые были хорошо освоены советской промышленностью. При этом орудия Б-3, стоявшие на некоторых двухбашенных танках, были демонтированы.

Многобашенные танки СССР. Часть 1. Двухбашенные Т-26


Точной информации о том, сколько всего было изготовлено двухбашенных танков с пушечным вооружением, нет. Согласно планам перевооружения 37-мм орудием планировалось оснастить каждый пятый танк. По информации на 1 апреля 1933 года в составе РККА насчитывалось 1407 двухбашенных танков Т-26, из которых 392 танка имели пушечное вооружение. Учитывая тот факт, что всего с 1931 по 1933 годы было выпущено 1627 танков Т-26 с двумя башнями, а также некоторое количество пушек ПС-1, можно предположить, что всего пушки получили порядка 450 танков.

В 1937-1938 годах все пушечные двухбашенные танки Т-26 были признаны не соответствующими требованиям РККА. Их переводили в разряд учебно-боевых машин, к тому же снаряды к 37-мм пушке в то время уже не производились. В апреле 1940 года было принято окончательное решение о снятии таких танков с вооружения и последующей их переделке в ремонтные машины, бронетранспортеры и заправщики. Однако начавшееся в 1940-1941 годах широкомасштабное развертывание механизированных корпусов не позволило осуществить данные планы.

При этом танки Т-26 в двухбашенном исполнении почти не участвовали в боевых действиях. Чаще всего их использовали в роли командирских или разведывательно-дозорных танков. В августе 1938 года такие машины из состава 2-й механизированной бригады и 40-й стрелковой дивизии приняли участие в нанесении контрудара по японским войскам в районе сопок Заозерная и Безымянная в боях у озера Хасан на территории Приморского края. Танки применялись для проведения зачистки японских траншей, становясь перед ними и ведя огонь из пулеметов по правому и левому борту. При этом в ходе боевых действий по различным данным было потеряно от 9 до 17 танков Т-26.

Многобашенные танки СССР. Часть 1. Двухбашенные Т-26


Некоторое количество танков приняло участие и в Великой Отечественной войне. Конечно, пушечные двухбашенные Т-26 практически не могли тягаться с немецкими танками: бронепробиваемость орудия ПС-1 была очень низкой, к тому же снаряды к ней были дефицитом. Часто такие танки вынужденно использовались в качестве пулеметных. Помимо этого многие машины уже были очень сильно изношены и часто выходили из строя по причине технических неисправностей. Большая их часть была потеряна в боях 1941 года, хотя единичные экземпляры еще сохранялись в войсках весной-летом 1942 года, некоторые из них подвергались серьезным переделкам.

До нашего времени дошел лишь один образец двухбашенного танка Т-26, оснащенный пушечно-пулеметным вооружением, который в настоящее время можно увидеть, посетив знаменитый Военно-исторический музей бронетанковой техники и вооружения в Кубинке.

Источники информации:
http://lenta.ru/articles/2014/02/19/tanks
http://bronetehnika.narod.ru/t26/t26_1.html
http://easyget.narod.ru/tank/t_26.html
http://www.opoccuu.com/t-26.htm
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 18
  1. svp67 17 сентября 2014 09:33
    СССР был по сути единственной страной в мире, в которой были приняты на вооружение многобашенные танки различных типов.
    Уважаемый автор, Вы сами себя читаете или у Вас с логикой не в порядке? Как можно утверждать такое и через несколько строк выдавать
    К проектированию многобашенных боевых машин в СССР приступили в первой половине 1930-х годов. Толчком для работ в этом направлении стала покупка в Великобритании 15 двухбашенных танков Vickers Mk. E в 1930 году.

    Двухбашенный танк, такого типа, был создан по опыту Первой Мировой и он считался "чистильщиком окопов" или "метлами окопов", так как по теории, такие танки должны были, двигаясь впереди пехоты, заползти на траншею противника, остановиться и развернув башни вдоль вражеской траншее "очистить" её от пехоты врага, теория по сути правильная, но вот воплощение...Первые же бои "чисто пулеметных" танков показали, что их ценность на поле боя почти нулевая, на танке должна быть пушка, что бы танк мог сам себя защитить от танков противника и его ПТО. В результате в одну из башен стали устанавливать орудие, но из-за этого сразу терялся смысл такого разнесения оружия по по башням, так как они создавали обширные "мертвые зоны" относительно друг дружке, логичнее стало использовать всё вооружение, в машинах легкого класса, в одной башне...
    А теперь к вопросу уникальности СССР в выпуске легких многобашенных танков
    M2 (англ. light tank M2) — лёгкий танк армии США 1930-х годов. Малосерийно выпускался с 1935 по 1940 год
    Польские танки 7ТР демонстрируют возможности
    Просто Англия в тот момент была ЗАКОНОДАТЕЛЬНИЦЕЙ МОД в танкостроении...
    1. Смирнов Вадим 17 сентября 2014 09:35
      Цитата: svp67
      Уважаемый автор, Вы сами себя читаете или у Вас с логикой не в порядке? Как можно утверждать такое и через несколько строк выдавать


      Здесь главное - "различных типов".
      1. svp67 17 сентября 2014 09:56
        Цитата: Смирнов Вадим
        Здесь главное - "различных типов".
        И с этим тезисов можно поспорить. Так как в 30-е годы, в их начале и середине, СССР лишь только копировал танки и идеи на своих заводах...
        1. inkass_98 17 сентября 2014 11:20
          Цитата: Смирнов Вадим
          Здесь главное - "различных типов".

          Это ведь многобашенная конструкция, как я понимаю (пусть вместо башни и использовался спонсон), просто исполнение получилось не очень...
          1. Маки Авелльевич 17 сентября 2014 19:23
            Цитата: inkass_98
            просто исполнение получилось не очень...


            Char b1/2...
            Даже если не говорить о двигателе, высоте, маневрености итп. то чего стоит одно только главное орудие?
            Для горизонтальной корректировки угла надо было разворачивать весь танк!!!

            Тото немцы нарадоватся не могли наверное воюя на этих трофеях.
          2. Spitfire 18 сентября 2014 09:32
            Кстати, есть фильм "Сахара" 1995-го года с Джеймсом Белуши в главной роли. Точнее, главная роль как раз у "красотки" - именно такого двухбашенного танка. На мой взгляд, фильм хорош.
      2. Комментарий был удален.
  2. rennim 17 сентября 2014 09:34
    Т-26 самая массовая и воюющая машина РККА 30-х начало 40-х .Низкий ей поклон и благодарность.
    1. Serg 122 17 сентября 2014 13:10
      Т-26 самая массовая и воюющая машина РККА 30-х начало 40-х

      При этом и самая многомодификационная. Например: ОТ-26 - огнемётный танк
      1. Serg 122 17 сентября 2014 13:12
        Или вот ещё вариант: Т-26Т - тягач
      2. Serg 122 17 сентября 2014 16:44
        А так же: САУ СУ-5
        1. Serg 122 17 сентября 2014 16:47
          СУ-6 — 76-мм самоходная артиллерийская установка
        2. Serg 122 17 сентября 2014 16:49
          Ну и напоследок: Артиллерийский танк АТ-1
  3. avt 17 сентября 2014 09:54
    ,,. Военные считали, что двухбашенная схема танка больше подходит для использования пулеметов, так как позволяет выполнять задачи по «очистке окопов». Действительно, двухбашенный пулеметный танк Т-26, добравшись до линии обороны противника, мог остановиться над траншеей и, развернув башни в разные стороны, проводить их «зачистку». "---- Ну написал бы автор вполне себе откровенно , что ,,военные" это Тухачевский , именно он с восторгом рассказывал что Т-26 будет по траншеям косить на право и налево .,,. Уже весной 1931 года главный конструктор танка С. Гинзбург выступал с предложением поставить в одну из башен 37-мм орудие. Однако в 1931 году данное решение не смогло пройти через все необходимые инстанции."---- все таки Гинзбургу удалось это сделать .
    avt
  4. Альф 17 сентября 2014 10:49
    Двух- и многобашенные схемы отмерли вовсе не оттого, что концепция многобашенного танка не верна, а оттого, что невозможно стало с появлением противотанковой артиллерии обеспечить надежную защиту танка из-за резкого увеличения веса танка. Возврат к многобашенной схеме еще впереди, схема вовсе себя не изжила.В бою в городе( а боевые действия сейчас все более привязываются к городам,т.к. за поле драться никто не будет)такая схема-мечта танкиста-двигаясь в одном направлении, вести огонь в разные стороны. Только исполнение будет другое.Вместо нескольких башен будет установлено несколько дистанционно управляемых турелей.
    1. tolancop 17 сентября 2014 13:53
      С моей точки зрения переход к однобашенной схеме произошел не только и не столько из-за возросшего веса. Проблемы, полагаю возникли с тем, как всеми этими огневыми точками в многобашенной конструкции управлять. И однобашенная конструкция - это оптимум, к которому пришли за десятилетия танкостоения.
      Про возврат к многобашенной схеме с целью боев в городах - вообще умолчу.
      Вместо башен поставить дистанционно управляемые турели, полагаю, не проблема, но опять возникает вопрос кто всем этим хозяйством будет управлять. И гореть многобашенная (многотурельная) конструкция будет ничуть не хуже, чем однобашенная.
      1. Альф 17 сентября 2014 19:16
        Цитата: tolancop
        С моей точки зрения переход к однобашенной схеме произошел не только и не столько из-за возросшего веса. Проблемы, полагаю возникли с тем, как всеми этими огневыми точками в многобашенной конструкции управлять. И однобашенная конструкция - это оптимум, к которому пришли за десятилетия танкостоения.
        Про возврат к многобашенной схеме с целью боев в городах - вообще умолчу.
        Вместо башен поставить дистанционно управляемые турели, полагаю, не проблема, но опять возникает вопрос кто всем этим хозяйством будет управлять. И гореть многобашенная (многотурельная) конструкция будет ничуть не хуже, чем однобашенная.

        В каждой башне по одному человеку. В каждой башне спарка пулемет+АГС. Я же не предлагаю в каждую башню воткнуть Спрут. Самая большая опасность для танка в городе-пехотные средства ПТО, а для них как раз вполне достаточно ПКТ+АГС.
        По поводу управления огнем в городе. Все очень просто-левому стрелку-левую сторону улицы, правому-правую. А у командира система центрального управления, как на ИС-3.Т.е., увидев особо опасную или "жирную" цель, командир перехватывает управление всеми башнями на себя.
        А вот причем здесь
        И гореть многобашенная (многотурельная) конструкция будет ничуть не хуже, чем однобашенная.
        мне не совсем понятно. Если следовать такой логике, то и многоместные боевые самолеты тоже строить нет смысла, их же тоже сбивают.
        Между прочим, концепция многобашенной машины реализована в БМП и БТР, где десант тоже ведет огонь, независимо друг от друга. Да, попасть из таких бойниц трудно, но очень часто достаточно не поразить, а подавить огневую точку врага.
        Данная концепция уже реализуется на БМПТ Терминатор.
    2. avt 17 сентября 2014 15:16
      Цитата: Альф
      . Возврат к многобашенной схеме еще впереди, схема вовсе себя не изжила

      Свят , свят,свят ! laughing Спаси и сохрани Господи !
      Цитата: Альф
      .Вместо нескольких башен будет установлено несколько дистанционно управляемых турелей.

      Цитата: tolancop
      Вместо башен поставить дистанционно управляемые турели, полагаю, не проблема, но опять возникает вопрос кто всем этим хозяйством будет управлять.
      А управлять им будут несколько разных экипажей дистанционно , как на беспилотниках,и каждый будет решать свою боевую задачу на своем , отличном от других направлении wassat Предлагаю сделать такой экипаж разборным , ну на тот случай если разойдутся во мнении - куда ехать то . Типа чтоб не спорили .
      avt
    3. товарисчь 17 сентября 2014 15:44
      Поддерживаю. Представьте себе БТР-80 с двумя башнями(одна на корме).
      1. Marssik 17 сентября 2014 20:08
        Водник с двумя башнями есть, 2 ПКТ или ПКТ+АГС. Задача второй башни как правило блюсти тыл или фланг,если многомудрое командование оставило его открытым .
    4. voyaka uh 17 сентября 2014 16:16
      Я Вами согласен. Сегодня автоматика позволяет на основную
      башню монтировать 2 дистанционно управляемые турели.
      Все 3 "башни" могут вращаться и вести огонь, не мешая (не сбивая наводку)
      друг друга.
  5. wild_boar 17 сентября 2014 12:59
    http://topwar.ru/uploads/images/2014/794/bell257.jpg
  6. wild_boar 17 сентября 2014 13:05
    http://topwar.ru/uploads/images/2014/025/ceae186.jpg
  7. wild_boar 17 сентября 2014 13:17
    http://topwar.ru/uploads/images/2014/556/cvya608.jpg
  8. Maksus 17 сентября 2014 14:31
    Коллеги, ну ясно же написано - "СССР был по сути единственной страной в мире, в которой были приняты на вооружение многобашенные танки различных типов."

    Ото Т-26, Т-28, Т-35. Они были на вооружении, в немаленьких количествах. Это если не считать экспериментальных машин - СМК, Т-100. А ведь они тоже повоевать успели.
  9. Сергей-8848 17 сентября 2014 16:20
    Статья вполне нормальная, единственное, как уже правильно подмечено, может быть. стоило начать с исторического экскурса ещё в Первую мировую.
  10. svp67 17 сентября 2014 17:03
    Ну если следовать такой логике, то вот то же "двухбашенный танк"
  11. xomaNN 17 сентября 2014 18:08
    Хорошо, что хоть с началом ВОВ уже началось производство Т-34 и КВ-1. Больно смотреть на немецкие снимки лета 1941 года с десятками наших сожженных и брошенных Т-26 и БТ sad
  12. La-5 17 сентября 2014 22:32
    французкий танк... причем это не модель, а вполне реальный прототип. Не только наши делали монстров типа т-35.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня