В США разрабатывают лазеры, способные защитить самолёт с задней полусферы

В США работают над созданием военного лазерного комплекса, который будет устанавливаться на борту самолетов и сможет сбивать объекты, летящие позади самолета. Над проектом в настоящее время работает известная компания Lockheed Martin, которая отчиталась об успешном завершении первого цикла испытаний своей лазерной турели нового поколения. Компания ведет работу над лазерной турелью совместно со специалистами Университета Нотр-Дам и Исследовательской лабораторией ВВС США. Заказчиком работ является Агентство перспективных исследований Минобороны США (DARPA). Во время проведенных испытаний, по информации специалистов компании, экспериментальный самолет выполнил 8 вылетов. Испытания проводились в небе над штатом Мичиган.

На борту экспериментального самолета была установлена новая лазерная пушка, которая получила обозначение Aero-adaptive Aero-optic Beam Control (ABC). Данная установка позволяет направлять лазерный луч почти под любым углом. В перспективе такую установку можно будет использовать для перехвата ракет, летящих как над самолетом, так и под ним, а также позади самолета.

ПО и система оптической стабилизации, созданные инженерами компании Lockheed Martin, позволяют скомпенсировать эффект турбулентности, который возникает по той причине, что боевая часть лазерной установки выступает из фюзеляжа самолета. По словам Дуга Грэхема, который занимает пост вице-президента по перспективным программам компании, первые испытания лазерной турели позволяют с уверенностью говорить о жизнеспособности предложенной разработки и ее имеющемся потенциале.


В свое время некоторые модели бомбардировщиков, а также самолеты военно-транспортной авиации получали кормовые пушечные установки, которые применялись для обеспечения эффективной защиты от истребительной авиации противника. Можно отметить, что такая оборонительная система, построенная на основе современного лазерного излучателя, может оказаться гораздо более эффективной в силу применения неограниченного боезапаса. Уже сейчас лазерное оружие обладает высокой точностью стрельбы, с его помощью можно осуществлять перехват ракет противника. При этом лазерное оружие обладает низкими побочными эффектами. При должном уровне развития лазерными установками можно будет оснастить не только громоздкие самолеты, но и штурмовики и истребители. При этом первоначальные испытания лазера компания Lockheed Martin провела на самолете, который относят к классу бизнес-джетов.

В США разрабатывают лазеры, способные защитить самолёт с задней полусферы


Турель ABC создается по заказу агентства DARPA специально для лазеров высокой мощности, которые предназначены для поражения управляемых ракет и самолетов во всех направлениях. Система обладает очень высокой подвижностью и оснащена системой стабилизаторов, которые в состоянии компенсировать возможную в полете турбулентность.

На программу разработки боевого лазера по проекту ABC в январе 2013 года агентство выделило 9,5 миллиона долларов. Основная цель программы — обеспечить самолету защиту с задней полусферы, сбивая цели, которые приближаются к самолету с хвоста. ABC представляет собой твердотельный лазер, который в состоянии выдавать только кратковременные импульсы. В отличие от этой системы, другая разработка — самолетный жидкостный лазер HELLADS, создание которого также финансируется агентством DARPA, может обеспечить постоянную работу лазерного луча. Проблемой данной разработки является то, что для ее работы в непрерывном режиме требуется серьезная система охлаждения, которая занимает очень много места.

Основной задачей проекта HELLADS является разработка лазерного комплекса, который обладал бы мощностью в 150 кВт при сравнительно небольшой массе — 750 кг и небольшом объеме (в различных источниках указывается от 2 до 3 кубических метров). Предполагается, что компактные размеры такой лазерной установки позволят использовать ее в реактивных истребителях или даже в сравнительно небольших армейских автомобилях HMMWV. Основным предназначением такой лазерной установки является поражение ракет класса «земля-воздух», а также гранат, которые выпускают из гранатометов. Если разработчикам удастся уложиться в указанную выше массу, такая установка будет в 10 раз легче и меньше уже существующих аналогов.

В США разрабатывают лазеры, способные защитить самолёт с задней полусферы


Современные лазеры оборонительного типа получат адаптивную оптику, которая с помощью функции управления формой зеркал и линз сможет поддерживать максимальный уровень эффективность установки, несмотря на негативное воздействие ряда внешних неблагоприятных факторов. В рамках заключенных с агентством DARPA соглашений компания Lockheed Martin создала прототип лазерной турели и провела его испытания в аэродинамической трубе. В дальнейшем лазер был размещен на борту небольшого реактивного самолета. По мнению специалистов, подобная лазерная турель сможет стать эффективным средством защиты различных летательных аппаратов от атак из задней полусферы, а также позволит увеличить уровень защищенности современной военной авиации.

При этом современные, уже испытанные лазеры, смогли доказать свою эффективность при перехвате небольших артиллерийских снарядов, ракет и беспилотных летательных аппаратов. Помимо всего прочего, планируется, что лазерная установка в будущем сможет вывести из строя головки самонаведения ракет, ослепить пилота и повредить обшивку вражеских летательных аппаратов.

Ранее в прессе уже сообщалось о планах ВВС США оснастить лазерными пушками новые истребители 6-го поколения, которые должны поступить на вооружение после 2030 года. При этом первые испытания необходимых для новых самолетов лазеров запланированы на 2022 год. Наряду с этим в конце 2011 года ВВС США полностью закрыли программу по созданию авиационного лазера ABL, который предназначался для поражения воздушных целей. Работы над этой лазерной системой велись 16 лет, но в итоге проект был признан слишком затратным.

Источники информации:
http://rusplt.ru/world/ugroza-szadi-12865.html
http://pro-samolet.ru/blog-pro-samolet/605-laser-turret-for-military-aircraft
http://hi-news.ru/technology/darpa-osnastit-istrebiteli-lazernymi-turelyami.html
http://war-news.ru/avia/175-lazernymi-turelyami-osnastyat-boevye-samolety.html
http://lenta.ru/news/2014/09/16/abclaser
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 23
  1. bmv04636 18 сентября 2014 09:03
    Как понимаю наш Ту с ядерным реактором как раз то, что доктор прописал. А не лучше ли все это установить на дирижабль и ядерный реактор и мощный лазер и жарить всех с стратосферы.
  2. Wiruz 18 сентября 2014 09:26
    Пора бы уже и в России заняться разработкой боевых лазеров, отстаём.
    1. BastionAmur 18 сентября 2014 18:08
      Да ладно, если бы это было что-то интересное, оно бы было за семью печатями и не тиражировалось бы всему свету, и проводились бы втихушку все испытания, в каких нибудь "зонах 51". В печать вышло - значит хрень. То же самое (надеюсь) происходит и у нас, для публики - одно, для себя в сверх секретных лабораториях.
      1. chunga-changa 22 сентября 2014 22:56
        У них немного по другому всё работает. Хочешь денег - покажи, а ещё лучше прорекламируй идею и образцы. Заинтересуется кто нибудь профильный - дадут денег. Потом надо регулярно показывать результат, иначе программу закроют, денег не станет. А уже потом, если получилось, секретят технологию изготовления и управления, реальные боевые характеристики.
    2. T-100 18 сентября 2014 19:32
      Пора бы уже и в России заняться разработкой боевых лазеров, отстаём.

      Откуда ты знаешь что отстаём? Потому что ничего нигде не афишируется? Смешно. Ракета-торпеда "Шквал" вообще принята на вооружение была в 1977 году, а публично узнали о ней в 2000 году, после трагедии с Курсом.
  3. Dragon-y 18 сентября 2014 09:27
    На фото нет второго самолета - на котором будет установлен ядерный реактор для питания этого лазера. И мне интересно - как будет работать лазер в условиях плотного облачного слоя? (или через несколько слоев облаков)
    1. Gbanderlog 18 сентября 2014 11:23
      Точно так же как и морской лазер, когда они пол часа пытались прожечь мотор у резиновой лодки с 150 метров.
    2. Комментарий был удален.
  4. user 18 сентября 2014 10:11
    Погодные условия и энергетические потребность очень сильно нивелируют успешность такого рода проектов.
  5. Svetlana 18 сентября 2014 10:22
    тяжёлый гидро-стелс-вертолёт-амфибия с бортовой ядерной энергетической установкой.Снабжен вращающимся дисковидным крылом с лопаточным венцом по периметру. Размах дисковидного крыла 81.5м Подъёмная сила при вертикальном взлёте 720тн. Полезная нагрузка 120тн.Теплоноситель ЯЭУ- флайб, охлаждается сжатым воздухом от воздушного компрессора.
    1. Horobor 18 сентября 2014 13:06
      А,скажите, Светлана, сколько кг/ч воздуха потребуется для охлаждения вашего реактора.
      1. Svetlana 18 сентября 2014 13:50
        Это зависит от максимальной скорости горизонтального полёта, которую хотим получить.Для достижения крейсерской скорости горизонтального полёта 650км/ч потребуется меньше чем 1600кг/сек воздуха для охлаждения реактора на быстрых нейтронах. Вместо ЯЭУ можно применить 2шт двухконтурных керосиновых двигателя НК-93
  6. Svetlana 18 сентября 2014 10:24
    Дисковидное крыло на магнитных подшипниках. При вертикальном влёте выхлоп ТВВД направляют внутрь дисковидного крыла и далее через тангенциальные сопла на периметре диска в атмосферу.После взлета выхлоп переключают поворотным воздушным шибером на горизонтальную тягу в атмосферу, лопатки лопаточного венца на периметре диска поворачивают в горизонтальную плоскость.Электропитание электрогидравлической механизации крыла - через кольцевой трансформатор в районе магнитных подшипников.
  7. bmv04636 18 сентября 2014 10:24
    А в свое время у нас был проект по развертыванию спутников с зеркалами для освещения Заполярья
  8. Svetlana 18 сентября 2014 10:27
    Вид сверху на летающую тарелку - амфибию. Выхлоп горячего воздуха через прямоугольные сопла бортовых турбовентиляторных двигателей.
  9. Денимакс 18 сентября 2014 12:28
    Цитата: Wiruz
    Пора бы уже и в России заняться разработкой боевых лазеров, отстаём.

    В России опыт мощных лазеров вроде уже имеется.
    Осталось дело за компактностью и системой наведения.
  10. 290980 18 сентября 2014 14:16
    не такие уж они оказываеться и тупые)))
  11. не важно, кто я 18 сентября 2014 17:31
    Если о новом проекте рассказывают, то он или давно уже воплощён, или бесперспективен. Думаете, у американцев нет секретных проектов?
  12. uzer 13 18 сентября 2014 20:22
    В качестве вспомогательного средства защиты такой лазер может пригодиться,но большие надежды возлагать на него не стоит.Ракету можно сделать маневрирующей,вращающейся,или просто установить в передней части зеркало-отражатель.Вряд ли кто с задней полусферы будет подходить к хорошо и без лазера защищенному бомбардировщику.Эффективность лазера против снарядов также вызывает большие сомнения.Если снаряд представляет из себя простую металлическую(а то и керамическую) болванку,то его можно будет очень долго нагревать лазерным лучом,а смысла в этом будет очень мало.
  13. studentmati 18 сентября 2014 22:58
    Боевые лазеры России

    Россия начала заниматься разработками в области тактического лазерного оружия раньше США и имеет в своем арсенале опытные образцы высокоточных боевых химических лазеров. Первая подобная установка была испытана нами еще в 1972 году. Уже тогда отечественная мобильная “лазерная пушка” была способна успешно поражать воздушные цели. По мнению некоторых экспертов: “С тех пор возможности России в данной области значительно возросли, и США приходится нас догонять”. Сейчас на эти работы выделяется значительно больше средств, что, несомненно, приведет к дальнейшим успехам.

    Так 2013 году по заказу министерство обороны РФ продолжились работы по созданию боевых лазеров, способных поражать самолеты, спутники и баллистические ракеты. Разработкой лазеров занимаеться концерн ПВО “Алмаз-Антей”, Таганрогский авиационный научно-технический концерн имени Бериева и компания “Химпромавтоматика”.

    ТАНТК имени Бериева возобновил работы по модернизации летающей лаборатории А-60 (на базе транспортника Ил-76), которя использовалась для отработки новых лазерных технологий. Летающая лаборатория базируется на аэродроме под Таганрогом.

    Для продвижения и развития лазерных технологий Россия построит самый мощный в мире лазер. Суперлазер в Сарове будет занимать площадь примерно в два футбольных поля, а в самой высокой точке достигать размеров 10-этажного дома. Установка будет иметь 192 лазерных канала и огромную энергию лазерного импульса, у американского и французского она около двух мегаджоулей, у российского примерно в 1.5-2 раза больше.

    Суперлазер позволит создать в веществе огромные плотности и температуры, близкие тем, что протекают на звездах, например, на Солнце. В перспективе речь может идти о получении энергии термоядерного синтеза на новом принципе – лазерном термояде. Это будет конкурент строящейся сейчас во Франции установке ИТЭР, в основе которой система токамак. Кроме того, суперлазер будет в лабораторных условиях моделировать процессы, которые наблюдались при испытаниях термоядерного оружия. Стоимость строительства оценивается примерно в 1,16 миллиарда евро.
    1. Zeus 19 сентября 2014 07:37
      Похоже на очередные байки, где этот суперлазер? Янки уже давно тестируют, н.п. как средство ПВО. Посмотрим, лет черз 5, когда построят, тогда и можно будет говорить о российском лазере превосходящим французские и американкие в 2 раза.
      Zeus
  14. Горный стрелок 19 сентября 2014 21:14
    Боевой авиационный лазер - недостижимая физически задача. Я уже писал об этом. Лазеры легко выводят из строя оптико- электронные системы , головки самонаведения и ... глаза пилотов атакующих самолетов. А вот сбивать все это физически - атмосфера не даст. Невозможно достичь нужной плотности мощности на нужных дистанциях без лазерного пробоя атмосферы.
  15. psiho117 19 сентября 2014 22:21
    Цитата: Горный стрелок
    Боевой авиационный лазер - недостижимая физически задача. Я уже писал об этом.

    ничего, сейчас набегут жители Земли Обетованной, и докажут что вы неправы hi
    1. Горный стрелок 20 сентября 2014 05:47
      Высокоэнергетичное оружие ( пучковое, плазменное, лазерное) имеет в атмосфере естественное ограничение по плотности мощности, для лазера это явление называется лазерный пробой атмосферы. Кстати, с высотой эта величина падает, в условиях наличия частиц рассеивания ( туман, облака, пыль) - тоже. Лазеры, применяемые для термоядерного лазерного синтеза - это многолучевые системы, работающие в идеальной обеспыленной атмосфере, работающие одновременно со всех сторон. Пылинка, севшая на оптический элемент в такой системе - катастрофа, она "взрывается" на поверхности и портит ее, выводя из строя этот элемент. И всю установку приходится перебирать и настраивать заново.
      Обойти физическое ограничение можно, используя несколько лазерных установок с "подкритичной" мощностью лучей, одновременно сфокусированных на одной мишени. Но добиваться такой синхронизации в бою - задача пока непосильная для современных средств наведения и управления. Поэтому ЛЭП ( высоковольтные линии электропередачи) легко доставляют энергию на большие расстояния. Но если вам захочется поднять напряжение в этих линиях на порядок ( в десять раз), то неминуем воздушный пробой, и энергия никуда не дойдет.
      1. voyaka uh 21 сентября 2014 12:46
        "Но добиваться такой синхронизации в бою - задача пока непосильная
        для современных средств наведения и управления"////

        Добились такой синхронизации. Можете поздравить коллег-физиков
        и инженеров из США и Израиля fellow .
  16. Миротворец 21 сентября 2014 18:52
    А что мешает ракету покрасить серебрянкой? Или истребитель, не весь, а хотябы с передней сферы. Ослепление летчика - это тоже дело решаемое.
  17. action 28 сентября 2014 16:15
    Просто реклама

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня