"Дубинки" межконтинентального назначения

...Вот и Северная Корея угрожает миру «ядерной дубинкой»... Многообразие боевых баллистических ракет наземного базирования так велико, что мы расскажем здесь лишь о межконтинентальных (МБР), имеющих дальность более 5 500 километров, — а такие есть только у Китая, России и США. (Великобритания и Франция отказались от МБР наземного базирования, разместив их только на подлодках). Зато у двух главных бывших противников по «холодной войне» недостатка в «баллистиках» последние полвека не было.

Баллистические ракеты не появились на пустом месте — они довольно быстро выросли из трофейного «наследия». Первыми из союзников пуски трофейных «Фау-2» провели англичане в Куксхафене силами германского персонала осенью 1945 года. Но это был только показательный пуск. Потом одну трофейную ракету выставили для обозрения на Трафальгарской площади в Лондоне.

А Управление вооружений Министерства армии США в том же году дало задание на проведение детальных опытов с трофейными «Фау-2». Американцы, первыми вошедшие в Нордхаузен, вывезли более 100 готовых ракет, комплекты деталей, оборудование. Первый пуск провели на полигоне Уайт-Сэндз (Нью-Мексико) 16 апреля 1946 года, последний, 69-й, — 19 октября 1951-го. Но куда более ценным «трофеем» для американцев стали тонны технической документации и свыше 490 германских специалистов во главе с фон Брауном и Дорнбергером. Последние сделали все, чтобы попасть к американцам, и оказались им крайне нужны. Начиналась «холодная война», США, уже имея ядерное оружие, спешили обзавестись ракетным, а свои специалисты не сильно продвинулись в этом вопросе. Во всяком случае, проекты больших ракет МХ-770 и МХ-774 закончились ничем.


Р-7-первая советская МБР

МБР Р-7/Р-7А (SS-6 Sapwood). СССР. Состояла на вооружении в 1961—1968 гг.

1. Головная часть

2. Приборный отсек

3. Баки окислителя

4. Тоннельная труба трубопровода окислителя

5. Маршевый двигатель центрального блока

6. Аэродинамический руль

7. Маршевый двигатель бокового блока

8. Центральный блок

9. Боковой блок

Что особенно интересно, первым из американских ракетчиков с фон Брауном общался бывший сотрудник GALCIT Цянь Сюэсэнь. Позже он переберется в Китай, станет основателем китайской ракетно-космической отрасли, а начнет… с копирования советских Р-2 и Р-5.

Фон Браун, уже проявивший себя как прекрасный инженер и организатор, стал техническим директором конструкторского бюро при арсенале «Редстоун» в Хантсвилле. Костяк бюро составили его бывшие сотрудники по «Пенемюнде» и другие специалисты. Раньше их отбирало по «благонадежности» гестапо, теперь американцы — по тем же критериям.

В 1956 году появилась созданная под руководством фон Брауна баллистическая ракета SSM-A-14 «Редстоун», в которой угадывался ряд конструктивных решений А-4, а год спустя — SM-78 «Юпитер» с дальностью полета уже до 2 780 километров.

К работам над первыми «настоящими» МБР у нас и за океаном приступили практически одновременно. 20 мая 1954 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании БР межконтинентальной дальности (работы поручили «королевскому» ОКБ-1), а в США первый контракт по МБР «Атлас» был выдан компании «Конвейр» из корпорации «Дженерал дайнэмикс» в январе 1955 года. Статус наивысшего приоритета программе был присвоен Вашингтоном годом ранее.

«Семерка» (КБ Королева) ушла в небо 21 августа 1957 года, все же став первой МБР в мире, а 4 октября она вывела на околоземную орбиту первый в мире спутник. Однако как боевой ракетный комплекс Р-7 оказалась слишком громоздкой, уязвимой, дорогой и сложной в эксплуатации. Время подготовки к старту составляло около 2 часов, а для пополнения запаса кислорода к стоящим на дежурстве МБР вообще был нужен целый завод рядом (что делало невозможным ее использование в качестве оружия ответного удара).

МБР РС-20А(SS-18 Satan).СССР.На воооружении с 1975 г.


Американская МБР «Атлас» успешно полетела только в ноябре 1958 года, зато ее стартовый вес был всего 120 тонн, а у Р-7 — 283 тонны. К старту эта ракета готовилась около 15 минут (и ей не нужен был жидкий кислород для заправки).

Но постепенно СССР стал сокращать разрыв с американцами. В апреле 1954 года на базе конструкторского отдела Южного машиностроительного завода было образовано самостоятельное Особое конструкторское бюро № 586 (ОКБ-586), которое возглавил М.К. Янгель. Вскоре под его руководством были созданы баллистические ракеты средней дальности (БРСД) Р-12 и Р-14 — виновницы Карибского кризиса, а затем и первая советская МБР на высококипящих компонентах топлива Р-16. Решение о ее создании было принято 13 мая 1959 года и первоначально предусматривало производство только наземных пусковых установок (ПУ). Однако впоследствии Р-16 прошла доработку конструкции и системы управления (СУ) и стала первой советской МБР, пуск которой производился из шахтной ПУ (ШПУ). Причем ШПУ этой ракеты (редкий случай) обеспечивала движение ракеты по направляющим — на корпусе БР были сделаны площадки для установки бугелей, фиксирующих ее положение в направляющих.

МБР Р-16/Р-16У (SS-7 Saddler). СССР. Состояла на вооружении в 1963—1979 гг.


Кстати, если дальность Р-7 не превышала 8 000 километров, то «янгелевская» Р-16 могла «улететь» уже на 13 000 километров. При этом ее стартовая масса была на 130 тонн меньше.

Правда, началась «летная» карьера Р-16 все же с трагедии: 24 октября 1960 года на Байконуре при подготовке к первому пуску ракеты произошел взрыв. В результате погибло большое количество находившихся на стартовой позиции людей во главе с председателем госкомиссии, Главнокомандующим РВСН, главным маршалом артиллерии М.И. Неделиным.

Ядерные «титаны» и советский гигант

В 1955 году ВВС США утвердили техзадание на тяжелую жидкостную МБР с термоядерной боеголовкой мощностью более 3 мегатонн; она проектировалась для поражения крупных административных и промышленных центров СССР. Однако компания «Мартин-Мариетта» смогла выдать опытную серию ракет HGM-25A «Титан-1» на летные испытания только летом 1959 года. Ракета рождалась «в муках», и большая часть первых пусков была неудачной.

МБР Р-36 (SS-9 Scarp). СССР. Снята с вооружения


29 сентября 1960 года новую МБР запустили на максимальную дальность с эквивалентом боеголовки массой 550 килограммов. С мыса Канаверал до района в 1 600 километрах к юго-востоку от острова Мадагаскар ракета преодолела 16 000 километров. Это был долгожданный успех. Первоначально предполагалось развернуть 108 МБР «Титан-1», но из-за огромной дороговизны и ряда недостатков ограничились половиной. Они служили с начала 1960 года по апрель 1965-го, и на смену им пришли (до 1987 года) более современные тяжелые двухступенчатые МБР LGM-25C «Титан-2» с повышенной точностью попадания (до появления в СССР тяжелой МБР Р-36 самой мощной МБР в мире была именно МБР «Титан-2»).

Ответом Москвы на американский «Титан» стала новая жидкостная ракета тяжелого класса Р-36, которая могла «подбросить» врагу более 5 тонн ядерного «сюрприза». Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 12 мая 1962 года ракету, способную доставить на межконтинентальную дальность термоядерный заряд невиданной доселе мощности, было поручено создать коллективу янгелевского КБ «Южное». Эта ракета уже изначально создавалась под шахтный вариант базирования — от пускового стола наземного типа отказались сразу и напрочь.

ШПУ МБР УР-100

Шахтная пусковая установка «ОС» межконтинентальной баллистической ракеты УР-100

1. Вход в ШПУ

2. Тамбур

3. Защитное устройство

4. Оголовок ШПУ

5. Ствол ШПУ

6. Ракета УР-100

7. Транспортно-пусковой контейнер



Время подготовки и проведения дистанционного пуска Р-36 составляло около 5 минут. Причем ракета уже могла находиться в заправленном состоянии в течение длительного времени с использованием специальных компенсационных устройств. Р-36 обладал уникальными боевыми возможностями и значительно превосходил американский «Титан-2» — прежде всего по мощности термоядерного заряда, точности стрельбы и защищенности. Мы наконец-то «почти» догнали Америку.

В 1966 году на полигоне Байконур провели операцию особой важности, получившую кодовое наименование «Пальма-2»: руководителям шестнадцати дружественных стран в действии продемонстрировали три образца советского «оружия возмездия»: ракетные комплексы с БРСД «Темп-С» (главный конструктор А.Д. Надирадзе), а также с МБР Р-36 (М.К. Янгель) и УР-100 (В.Н. Челомей). Союзники были поражены увиденным и решили «дружить» с нами и дальше, понимая, что этот «ядерный зонтик» раскрыт и над ними.

Попробуй, отыщи

С повышением точности ядерных ракет и, главное, средств разведки и наблюдения стало ясно, что любые стационарные пусковые установки могут быть относительно быстро обнаружены и уничтожены (повреждены) во время первого ядерного удара. И хотя в наличии у СССР и США были подводные лодки, у Советского Союза «бесполезно» пропадали огромные пространства территории. Так что идея буквально носилась в воздухе и в конце концов была оформлена в предложение — создать мобильные ракетные комплексы, которые смогут, затерявшись на бескрайних просторах родины, пережить первый удар противника и нанести удар ответный.

Работы над первым подвижным грунтовым ракетным комплексом (ПГРК) с МБР «Темп-2С» начинались у нас «полуподпольно»: Московский институт теплотехники (бывший НИИ-1) во главе с А.Д. Надирадзе к тому времени подчинили Министерству оборонной промышленности, «работавшему» на Сухопутные войска, а тему стратегических ракет для РВСН отдали организациям Министерства общего машиностроения. Но министр оборонной промышленности Зверев не захотел расставаться с «крупной» стратегической тематикой и 15 апреля 1965 года поручил своим подчиненным начать разработку подвижного комплекса с МБР, «замаскировав» ее под создание «усовершенствованного комплекса с ракетой средней дальности «Темп-С». Позже шифр поменяли на «Темп-2С», а 6 марта 1966 года работать стали в открытую, так как вышло соответствующее Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, «легализовавшее» работы по теме.

Академик Пилюгин сказал в одной из бесед: «Челомей с Янгелем спорят, чья ракета лучше. А мы с Надирадзе делаем не ракету, а новую систему оружия. Были и раньше предложения по мобильным ракетам, но с Надирадзе работать интересно, потому что у него комплексный подход, которого многим нашим военным не хватает». И в этом была сущая правда — они создавали новый «подвид» ракетно-ядерного оружия.

Основа комплекса «Темп-2С» — трехступенчатая твердотопливная ракета с моноблочной ГЧ с ядерным зарядом и дальностью стрельбы около 9 000 километров. Пуск ракеты мог быть осуществлен при минимально возможной продолжительности предстартовой подготовки — из любой точки маршрута патрулирования, так сказать, «с ходу».

Учитывая, что точность стрельбы ракеты была (в зависимости от дальности) от 450 до 1 640 метров, данный комплекс был серьезной «заявкой на успех» в войне и представлял бы в случае его принятия на вооружение советских РВСН серьезную угрозу для НАТО, противопоставить которой Запад ничего не мог.

Однако в дело вмешалась непредсказуемая дама по имени «политика» — в виде Договора ОСВ-2, согласно положениям которого производство и развертывание «Темп-2С» были запрещены. Поэтому первым в мире серийным ПГРК (подвижным грунтовым ракетным комплексом) с МБР стал «Тополь» (РС-12М/РТ-2ПМ, по западной классификации — SS-25 Sickle), созданный опять-таки МИТом.

В феврале 1993 года началась активная фаза работ по программе модернизации до варианта «Тополь-М», который в шахтном и мобильном варианте базирования станет основой группировки российских РВСН в первой четверти XXI века. По сравнению с предшественником новый РК имеет больше возможностей по преодолению систем существующих и перспективных систем ПРО, более эффективен при применении по плановым и неплановым целям. Новая ракета после небольшого дооборудования размещается в освобождаемых от ракет РС-18 и РС-20 шахтных ПУ. При этом сохраняются материалоемкие и дорогостоящие защитные устройства, крыши, аппаратурные отсеки, ряд обеспечивающих систем.

«Ополчение» и «карлики»

Едва ли не самый яркий след в мировой ракетной истории оставило семейство американских МБР «Минитмен» («Minuteman» — так в свое время называли солдат народной милиции, или ополчения). Они стали первыми в США твердотопливными МБР, первыми в мире с разделяющимися боеголовками индивидуального наведения и первыми — с полностью автономной инерциальной системой управления. Их дальнейшее развитие приостановилось только лишь после наступления разрядки, прекращения «холодной войны» и развала СССР.

Любопытно, что на начальном этапе планировалось разместить часть МБР (от 50 до 150 ракет) на мобильных железнодорожных платформах. С 20 июня 1960 года специально переоборудованный опытный поезд, размещавшийся на ВВБ «Хилл» в Юте, начал курсировать по западной и центральной части США. Из последней поездки он вернулся 27 августа 1960 года, и ВВС США объявили об «успешном завершении программы испытания концепции мобильного ракетного комплекса «Минитмен». Таким образом, идея использовать железную дорогу для базирования МБР впервые родилась в США, но практически была реализована лишь в СССР. Но мобильному «Минитмену» не повезло, ВВС предпочли сосредоточить все усилия на шахтной модификации, и 7 декабря 1961 года министр обороны Роберт Макнамара закрыл работы по мобильному «Минитмену».

Продолжением «популярного» семейства стала МБР «Минитмен-IIIG» (LGM-30G). 26 января 1975 года компания «Боинг аэроспейс» поставила на боевое дежурство последний отряд этих МБР на ВВБ «Уоррен» в Вайоминге. Наиболее важным достоинством этой МБР стало наличие разделяющейся головной части. С 31 марта 2006 года снимаемые с ракет МХ головные части стали размещать на части остающихся на боевом дежурстве МБР «Минитмен-IIIG». Причем в 2004 году американцы, напуганные угрозой международного терроризма, стали изучать вопрос размещения на МБР «Минитмен» головной части в обычном, неядерном, снаряжении.

В середине 80-х годов прошлого века ВВС США, которым не давали покоя советские ПГРК, заявили о желании получить в свое распоряжение такие же комплексы с легкой МБР, которые могли бы передвигаться с достаточно высокой скоростью по шоссе и грунтовым дорогам.

По замыслу американцев, в случае обострения обстановки и возникновения угрозы нанесения по США ядерного удара ПГРК «Миджетмен» (Midgetman, «карлик») с малогабаритной и легкой МБР должны были покидать места базирования и выходить на автострады и проселочные дороги, «расползаясь», словно сороконожки, по всей территории страны. После получения команды машина останавливалась, сгружала прицеп с ПУ на землю, затем тягач тянул ее вперед, и она благодаря наличию особого плугоподобного устройства самозакапывалась, обеспечивая дополнительную защиту от поражающих факторов ядерного взрыва. Мобильная ПУ могла в течение всего 10 минут «затеряться» на площади до 200 тыс. км2, а затем нанести вместе с уцелевшими МБР шахтного базирования и стратегическими подводными ракетоносцами ответный ядерный удар.

В конце 1986 года компания «Мартин-Мариетта» получила контракт на выполнение работ по проектированию мобильного РК MGM-134A «Миджетмен» и сборку первого прототипа.

Конструктивно, МБР MGM-134A «Миджетмен» — трехступенчатая твердотопливная ракета. Тип старта «холодный»: газы под сильным давлением выбрасывали ракету из ТПК, а собственный двигатель МБР включался лишь тогда, когда она окончательно покидала «контейнер».

Несмотря на свое «карликовое» название, новая МБР имела совсем «не детскую» дальность пуска — около 11 тысяч километров — и несла термоядерную боеголовку мощностью 475 килотонн. В отличие от советских комплексов «Темп-2С» и «Тополь» американская ПУ имела шасси типа «трейлер»: четырехосный автомобиль-тягач возил на трехосном прицепе контейнер с одной МБР. На испытаниях мобильная ПУ показала скорость 48 км/час на пересеченной местности и 97 км/час по шоссе.

Однако в 1991 году президент Джордж Буш (старший) объявил о прекращении работ по мобильной ПУ — продолжили создавать лишь «шахтный» вариант. Начальной оперативной готовности «Миджетмен» должен был достичь в 1997 году (первоначально — 1992 год), однако в январе 1992-го программу «Миджетмен» закрыли окончательно. Единственную ПУ ПГРК «Миджетмен» передали на ВВБ «Райт—Паттерсон» — для расположенного там музея, где она находится и сейчас.

В Советском Союзе тоже создавали своего «карлика» — 21 июня 1983 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР, которым МИТу поручалось создать ПГРК «Курьер» с малогабаритной МБР. Инициатива его разработки принадлежала Главкому РВСН В.Ф. Толубко.

МБР «Курьер» по своим массо-габаритным характеристикам являлась примерно аналогичной американской ракете «Миджетмен» и была в несколько раз легче любого из предыдущих типов советских МБР.

А.А. Ряжских вспоминал впоследствии: «У нас работа, как всегда, шла вдогонку за ними. Разработка этого оригинального комплекса проходила не очень гладко. Оппонентов было много, в том числе в руководстве РВСН и, по-моему, среди руководящего состава Министерства обороны. Некоторая часть из них принимала его скептически — как экзотический».

«Курьер» (RSS-40 /SS-X-26) — первая и единственная отечественная малогабаритная твердотопливная МБР мобильного грунтового комплекса на колесном ходу. Она также стала наиболее «миниатюрной» МБР в мире.

Комплекс был уникальный. Он легко умещался в кузове автомобильного трейлера типа «Совавтотранс», в любых железнодорожных вагонах, мог транспортироваться на баржах, да и в самолет входил. Он, конечно, не дал бы явного прироста в эффективности, но зато в ответном ударе смог бы принять участие, поскольку обнаружить его было практически невозможно.

Эскизный проект завершили в 1984 году, а летные испытания натурного образца должны были начаться в 1992 году. Но они не состоялись в силу причин политического характера — в рамках Договора СНВ-1: дальнейшие работы по «Курьеру» и по «Миджетмену» были прекращены.

«Сатана» против «хранителя мира»


Особым драматизмом в истории развития МБР наземного базирования стал период второй половины 70-х годов прошлого столетия. Именно тогда эволюция этих ракет достигла едва ли не своего апогея. В результате две сверхдержавы создали настоящих «потрясателей планеты», способных в случае залпа стереть с лица Земли не только города, но и целые страны. И лишь благодаря усилиям руководства США и СССР мощный рокот «ядерных чудовищ» не возвестил о наступлении «судного дня человечества».

Речь здесь пойдет о тяжелых МБР с разделяющейся головной частью с боеголовками индивидуального наведения. Первыми МБР этого класса снова создали американцы. Причиной их разработки послужил стремительный рост «качества» и точности советских МБР. Одновременно в Вашингтоне развернулись жаркие дебаты о будущем БРК шахтного базирования вообще — многие генералы высказывали опасение насчет их уязвимости перед новыми советскими МБР.

В итоге начали программу разработки перспективной ракеты — «ракеты Х». Оригинал — «Missile-X» трансформировался затем в «М-Х», а мы эту ракету знаем уже как «МХ». Хотя официальное обозначение ее — LGM-118A «Пискипер» (Peacekeeper, в переводе с английского — «Хранитель мира»). Основные требования к новой МБР были такими: увеличенная дальность, высокая точность, наличие РГЧ ИН с возможностью изменять ее мощность, а также наличие шахты с повышенной степенью защиты. Однако сменивший Картера в кресле президента Рональд Рейган, желая ускорить развертывание МБР МХ, 2 октября 1981 года отменил разработку «суперукрытий» и решил размещать ракеты в шахты от «Минитмена» или «Титана»
А) МБР LGM-118A «Пискипер» (МХ). США. На вооружении с 1986 г. по 2005 г. Стоимость одной МБР — 70 млн долларов  Б) МБР MGM-134A «Миджетмен». США  В) МБР LGM-30G «Минитмен-IIIG». США. Состоит на вооружении. Производство завершено в декабре 1978 г.  Г) Тяжелая МБР LGM-25C «Титан-2». США. Состояла на вооружении в 1963—1987 гг.


17 июня 1983 года «Хранитель мира» впервые взмыл в небесную высь с ВВБ «Ванденберг». Преодолев 6 704 километра, ракета «разбросала» шесть неснаряженных боеголовок на цели в пределах полигона «Кваджалейн».

Впервые американцам удалось реализовать в тяжелой МБР способ «минометного старта»: ракета помещалась в ТПК, устанавливаемый в шахте, а твердотопливный газогенератор (размещен в нижней части ТПК) при срабатывании выбрасывал ракету на высоту 30 метров от уровня защитного устройства ШПУ, и лишь затем включался маршевый двигатель первой ступени. Помимо шахтного варианта планировалось разместить еще и 50 МХ железнодорожного базирования в 25 «ракетных поездах» по две МБР на каждом; даже в Договоре СНВ-1 ракета МХ была прописана уже как «мобильного базирования».

Однако затем наступила «разрядка» и программа «накрылась» — в сентябре 1991 года президент Джордж Буш объявил о прекращении работ по железнодорожному МХ (позже прекратили и развертывание МХ шахтного базирования). Американцы предпочли «забыть» о своем «ракетном поезде», на который уже потратили около 400 миллионов долларов, в обмен на обещание Москвы подсократить количество своего «чудо-оружия», тяжелых МБР, среди которых наибольшую известность получила РС-20, прозванная на Западе за свою мощь «Сатана».

Несмотря на недостатки и высокую стоимость сооружения, шахты по-прежнему оставались доминирующим типом базирования для МБР в мире. В 1970-х годах на свет появились одна за другой советские МБР третьего поколения РС-16 (SS-17 Spanker), РС-18 (SS-19 Stiletto) и РС-20 (SS-18 Satan). Ракеты РС-16 и РС-20 и комплексы на их базе разрабатывались, как сейчас модно говорить, «консорциумом» во главе с КБ «Южное» (М.К. Янгеля сменил В.Ф. Уткин), а РС-18 создавало бюро В.Н. Челомея. Все они представляли собой двухступенчатые жидкостные БР с последовательным расположением ступеней и впервые в отечественной практике оснащались разделяющейся головной частью.

На вооружение комплексы с этими ракетами принимались в СССР в период 1975— 1981 годов, но затем модернизировались. Причем именно благодаря этим «монстрам» СССР удалось достичь надежного паритета с США по количеству находившихся на боевом дежурстве боеголовок: к 1991 году в РВСН имелось 47 МБР типа РС-16А/Б, 300 — типа РС-18А/Б и 308 — типа РС-20А/Б/В, количество готовых к действию боеголовок на которых перевалило за 5 000.

Когда в ходе подготовки к подписанию Договора СНВ-2 мы представили американцам данные по суммарной забрасываемой массе этих ракет, те просто впали в ступор. Она составила 4135,25 тонны! Для сравнения — вся наземная группировка МБР у американцев составляла лишь 1132,5 тонны. Даже если бы Россия их просто подорвала над Северным полюсом, человечество содрогнулось бы от ядерного Апокалипсиса.

Особенно пугала «янки» наша «Сатана», имевшая РГЧ ИН с 10 боеголовками и забрасываемой массой 7,2 (РС-20А) или 8,8 (РС-20Б/В) тонны.

РС-20А разрабатывалась на основе решений «янгелевской» Р-36, но была существенно модифицирована. Наиболее совершенной стала модификация РС-20В, высокая боевая эффективность которой обеспечена повышением стойкости ракеты в полете к поражающим факторам ядерного взрыва и точностью попадания. Ракета получила к тому же более совершенные средства преодоления ПРО.

Ядерный «Молодец»


Боевой железнодорожный ракетный комплекс с РС-22/РТ-23УТТХ «Молодец» (SS-24 Scalpel), СССР


Информация о создании американцами МБР нового поколения МХ настолько взволновала советское руководство, что оно инициировало разработку нескольких новых МБР и ускорило работы по ряду уже реализуемых проектов. Так, КБ «Южное» должно было создать мощную МБР, не выходя в то же время за рамки ограничений подписанных договоров.

После предварительной оценки решено было создавать ракету на твердом топливе. Предписывалось создать три варианта: железнодорожный, подвижный грунтовый «Целина-2» (практически сразу отменен) и шахтный. Летно-конструкторские испытания МБР РС-22В (РТ-23УТТХ) для боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) начались на полигоне Плесецк 27 февраля 1985 года и завершились 22 декабря 1987-го.

Летно-конструкторские испытания ракеты для ШПУ начались 31 июля 1986 года и успешно завершились 23 сентября 1987-го. У нас ракету назвали «Молодец», а на Западе ей присвоили обозначение SS-24 Scalpel («Скальпель»).

Первый поезд на опытную эксплуатацию поставили в Костроме, а позднее развернули еще три десятка МБР этого типа. «На отдыхе» составы находились в стационарных сооружениях на расстоянии около 4 километров друг от друга. Что касается шахтных ракет, то с 19 августа 1988 года на боевое дежурство заступил первый ракетный полк, а всего РВСН до июля 1991 года получили 56 шахт с МБР. Причем из них только 10 были расположены на территории РСФСР, и после развала СССР лишь они и остались у России. Остальные 46 оказались на территории Украины и были ликвидированы по причине объявления последней своего безъядерного статуса.

Эта ракета тоже стартует «минометным» способом, в воздухе наклоняется с помощью порохового заряда, и лишь затем запускается маршевый двигатель. Стрельбу можно было выполнять из любой точки маршрута патрулирования, в том числе и с электрифицированных железных дорог. В последнем случае задействовались специальные устройства закорачивания и отвода контактной сети.

«Молодец» оснащался 10 боеголовками мощностью по 500 (550) килотонн. Ступень разведения была выполнена по стандартной схеме, а головная часть прикрывалась обтекателем изменяемой геометрии.

Каждый «спецпоезд» приравнивался к ракетному полку и включал в свой состав три тепловоза М62, три с виду обычных железнодорожных вагона-рефрижератора (отличительный признак — восемь колесных пар), командный вагон, вагоны с автономными системами энергоснабжения и жизнеобеспечения и для размещения личного состава дежурной смены. Всего — 12 вагонов. Каждый из «рефрижераторов» мог выполнять пуск ракеты как в составе поезда, так и в автономном режиме. Сегодня один такой вагон можно увидеть в музее МПС в Санкт-Петербурге.

Служившие в таких «бронепоездах» вспоминают, что часто состав с надписью на вагонах «Для перевозки легких грузов» после прохождения так портил путь, что затем его приходилось основательно чинить. Интересно, догадывались ли железнодорожники о том, что за «монстр» разъезжает у них тут по ночам?

Может быть, и догадывались, да помалкивали. А вот то, что именно благодаря этим спецпоездам Министерство путей сообщения было вынуждено реконструировать многие тысячи километров железнодорожных магистралей по всей стране в достаточно короткие сроки — это сущая правда. Так что «Молодец» на колесах не только повысил обороноспособность страны, но еще и оказал помощь в развитии народного хозяйства, повысив надежность и срок эксплуатации части железнодорожных магистралей.

Схема полета РС-22



Орбитальные боеголовки


После того как 4 октября 1957 года на околоземную орбиту советской ракетой-носителем (а фактически боевой ракетой Р-7) был выведен первый в мире искусственный спутник, ведущие американские СМИ разразились целой волной публикаций, основным стержнем которых являлась весьма фантастическая на то время угроза появления вскоре на околоземных орбитах огромного роя советских «орбитальных боеголовок». Для борьбы с ними в США начали даже создавать многоэшелонированную систему противоракетной и противоспутниковой обороны в составе ракет-перехватчиков, противоспутниковых ракет, спутников — орбитальных инспекторов и боевых спутников, так называемых «космических истребителей». И уже в 1959 году американцы предприняли как минимум две попытки сбить находившиеся на околоземной орбите спутники.

У страха, как говорится, глаза велики. Но кто бы мог тогда подумать, что фантастика в скором будущем усилиями советских конструкторов станет былью и самой что ни на есть «смертельной угрозой» для США и НАТО.

В середине 60-х годов прошлого века в СССР начинает прорабатываться идея создания неких «глобальной ракеты» и «орбитальной боеголовки». Последняя предусматривала частично-орбитальную бомбардировку объектов на территории противника: ядерная боеголовка на ракете-носителе (МБР) выводится в космос, на околоземную орбиту и там превращается в своеобразный искусственный мини-спутник, который находится в ожидании команды на атаку. Получив таковую, «орбитальная боеголовка» включала двигатель и сходила с орбиты, начиная пикирование на назначенную ей цель.

Перехватить такую «хитрую» боеголовку было почти невозможно.

Пика своего программа создания «орбитальной боеголовки» достигла 19 ноября 1968 года, когда на вооружение советских РВСН поступила МБР Р-36орб. Ее испытание было успешно и «по полной программе» проведено 16 декабря 1965 года, ракета стартовала с Байконура и сделала все, что полагалось. Ну разве что боевые блоки на территорию Соединенных Штатов не упали. Программа же создания «Глобальной ракеты» (ГР-1) по техническим причинам была закрыта, так же как и проект ракеты Р-46.

Р-36орб обеспечивала выведение головной части на орбиту искусственного спутника Земли орбитальной головной части (ОГЧ) и спуск ее с орбиты на цель, находящуюся вне предела досягаемости МБР или с направлений, не защищенных средствами ПРО противника.

В США российская ОГЧ получила обозначение FOBS — Fractional Orbit Bombardment System (система частично-орбитальной бомбардировки).

Остановил совеских инженеров лишь подписанный в 1968 году при одобрении ООН известный Договор о космосе. По нему СССР и США обязались не размещать в космическом пространстве оружие массового поражения. А Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2) уже «черным по белому» запрещал наличие или разработку таких комплексов. К 1984 году Р-36орб были окончательно выведены из шахт.

Ну а то, что могло бы получиться на самом деле, не подпиши две сверхдержавы договор о мирном космосе, любой желающий может увидеть, посмотрев американский приключенческий фильм «Космические ковбои» с Клинтом Иствудом в одной из главных ролей. Там, конечно, показан боевой спутник-ракетоносец, а не «орбитальные боеголовки». Но все же…

Чудо-оружие

Закрыв тему «орбитальных боеголовок», советские военные переключились на боеголовки обычные — возникли идеи насчет того, как сделать их более точными и менее уязвимыми перед американскими средствами ПРО.

Длительное время эти работы были покрыты мраком тайны и домыслов. Поэтому заявление, сделанное российским президентом Владимиром Путиным 18 февраля 2004 года на прессконференции в Плесецке по случаю завершения крупномасштабного учения «Безопасность2004», прозвучало как гром среди ясного неба и повергло наших западных «партнеров» в состояние, описываемое в медицине как шоковое.

Дело в том, что Путин произнес неожиданную фразу: мол, со временем на вооружение ВС России поступят «новейшие технические комплексы, которые в состоянии поражать цели на межконтинентальной глубине с гиперзвуковой скоростью, высокой точностью и возможностью глубокого маневра по высоте и курсу». А потом добавил, словно сделал «контрольный выстрел в голову»: в его сообщении нет-де случайных слов, каждое из них имеет значение!

Лишь позднее первый заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Юрий Балуевский сообщил, что во время учений были произведены пуски двух МБР — «Тополь-М» и РС-18. Вот на последней-то и стоял «экспериментальный аппарат», который «может обходить региональные системы ПРО, обходить определенные средства, которые могут его контролировать, и, по большому счету, аппарат может решать задачи по преодолению систем ПРО, в том числе и перспективных».

Получается, что вместо типовой головной части, которая летит по неизменяемой баллистической траектории, у нас создается некое устройство, способное менять и направление, и высоту полета. По словам наших военачальников, такая система будет поставлена на вооружение до 2010 года.

Скорее всего, такой аппарат снабжается прямоточными воздушно-реактивными двигателями особой конструкции, которые и позволяют головной части маневрировать в атмосфере на гиперзвуковых скоростях. Говоря словами главы нашего государства, это очень «серьезные комплексы, которые не являются ответом на систему ПРО, но для которых что есть система ПРО, что нет системы ПРО — безразлично».

Так что МБР не просто не уходят в запас или отставку, а, наоборот, — продолжают совершенствоваться, обретают «вторую молодость».
Автор: Владимир Щербаков, 2009 год
Первоисточник: http://www.vokrugsveta.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 37
  1. Dragon-y 19 сентября 2014 09:24
    "...Получается, что вместо типовой головной части, которая летит по неизменяемой баллистической траектории, у нас создается некое устройство, способное менять и направление, и высоту полета. По словам наших военачальников, такая система будет поставлена на вооружение до 2010 года...."
    Сейчас вроде 2014 пока еще (или уже?..)
    Ну, и?.. :)
    1. рюрикович 19 сентября 2014 09:47
      А зачем кричать об этом за каждым углом??? Тихонечко приняли на вооружение и ждём "своего часа". А там пусть супостаты думают, что у нас есть, а чего нет smile
      1. Tanarri 19 сентября 2014 15:38
        Потому что люди с работающим мозгом используют ЯО как оружие сдерживания, а не для того чтобы раздолбать пол планеты.
      2. Костяра 19 сентября 2014 23:27
        Цитата: рюрикович
        А зачем кричать об этом за каждым углом??? Тихонечко приняли на вооружение и ждём "своего часа". А там пусть супостаты думают, что у нас есть, а чего нет smile

        А супостаты, благодаря мразям подобным Сердюкову и так все знают...
    2. тюменец 19 сентября 2014 10:32
      Вы статью до конца читали? Она 2009го года.
      тюменец
    3. zulusuluz 20 сентября 2014 10:40
      Так где-то в 11-м, незаметно так, на фоне "башен-близнецов" и прозвучало в новостях, что пуск этой боеголовки прошел успешно. И даже было интервью какого-то американского военного, связанного с ПРО, где он с сожалением подтвердил - их система ПРО не способна перехватить такую маневрирующую цель.
  2. bmv04636 19 сентября 2014 09:42
    Ну как понимаю из МБР РС-26 Рубеж можно сделать и БРЖК.
    1. rubin6286 19 сентября 2014 10:23
      для БРЖК нужна определенная структура. Это не обычный пассажирский поезд,который ходит от станции до станции. он не может "ездить" все время. как и находящаяся в нем дежурная боевая смена пуска. Как оборудовать место стоянки этого БЖДРК и где,я предлагаю придумать вам самостоятельно. возможно тогда Вам станут понятны многие иные аспекты этой темы ( тех.обслуживание,маскировка и т.д. и т.п.). БЖДРК весьма хлопотное дело,впрочем, как и ПГРК.
      1. bmv04636 19 сентября 2014 10:43
        новая ракета РС-26 Рубеж изначально разрабатывалась как мобильная она более легкая чем Ярс и Тополь и больше подходит для БЖРК. А стоянки и дислокации БЖРК мы сами себя ограничили в угоду "светлым эльфам" На территории страны могут быть разбросаны базы базирования БЖРК, а БЖРК могут выходить на боевое дежурство как АПЛ выходят, что им мешает.
        1. rubin6286 20 сентября 2014 20:26
          Не так-то просто разбросать по стране места базирования БЖДРК, да и ПГРК тоже. Вы просто не представляете,что это такое. Насчет АПЛ я Вас просвещу: пуск ракет с нее по территории противника возможен не из любой точки Мирового Океана.Почему,предлагаю Вам изучить самостоятельно. Лодка выполняет пуск из определенного места,которое называют позиционный район. Эти позиционные районы устанавливаются и в мирное время сопредельная сторона делает все возможное чтобы засечь лодку и с началом БД потопить ее. Сегодня каждый выход в море ПЛАРБ - это игра кошки с мышью, вот так. ПГРК -машина достаточно тяжелая и ездить везде не может, т.к. у нас в стране ее выдерживают далеко не все мосты. Если установлено место его постоянной дислокации, то специалисты по данным космической разведки могут определить предполагаемые маршруты движения ПУ, места старта и рассчитать координаты для нанесения удара.
      2. Daniel 19 сентября 2014 22:28
        Цитата: rubin6286
        БЖДРК весьма хлопотное дело,впрочем, как и ПГРК

        И тем не менее
        Россия разрабатывает боевой железнодорожный ракетный комплекс

        По своей эффективности он сможет быть приравнен к дивизии ракетных войск стратегического назначения

        «Мощь данного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с учетом разделяющейся головной части ракеты сможет быть приравнена к дивизии со стационарными шахтными комплексами. Предварительно подсчитывая эффективность этой разработки, мы говорим о том, что и в ответно-встречном ударе, и особенно в возможном ответном ударе эффективность и возможности стратегических ядерных сил увеличиваются», — заявил командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Сергей Каракаев.

        Пока окончательное решение по завершению разработки БЖРК не принято, ведется эскизное проектирование, сообщает ИТАР-ТАСС.

        «Конечно, многие поколения ракетчиков жалеют, что сегодня нет такого комплекса. Меня спрашивал об этом Верховный главнокомандующий, я доложил ему о том, что я — за БЖРК», — добавил генерал.

        Советский БЖРК (12 единиц с 36 ракетами) был снят с вооружения в 2005 году в связи с положениями договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), подписанного в январе 1993 года президентами России и США Борисом Ельциным и Джорджем Бушем. Новый договор СНВ-3 не запрещает создание БЖРК.

        Также в данный момент разрабатывается межконтинентальная баллистическая ракета РС-26 — твердотопливная с усовершенствованным боевым оснащением и разделяющейся головной частью. По словам Каракаева, новая ракета будет легче «Ярса».

        «Если мы говорим о подвижном грунтовом «Ярсе», то у нас на сегодняшний день пусковая установка весит больше 120 т. На новой усовершенствованной ракете мы достигнем весовых характеристик до 80 т», — подчеркнул командующий.
        1. rubin6286 20 сентября 2014 20:37
          Этот Главком , по сути, говорит то же, что и я в своем предыдущем комментарии. Хочется иметь мощный. но сравнительно легкий ПГРК. Тогда "география" перемещения расширяется и поиск таких ПУ усложняется. Я уже много раз говорил,что идеальных конструкций нет и "золотое правило механики" никто не отменил. Вспомните его и Вы, это добавит понимания проблемы. "Ярс" нужен для замены находящихся на дежурстве ракет с ЖРД,срок эксплуатации которых неуклонно сокращается.Конструкция "ЯРСов" предусматривает установку в уже имеющиеся шахты при минимальной их реконструкции либо вообще без таковой.
  3. Siberia 9444 19 сентября 2014 10:10
    Мое личное мнение "скальпель" ни кто не уничтожал! Работал в Управлении Ж.Д локомотивным диспетчером в каждом У.Ж.Д. есть отдел военных и они приносили пакет начальнику службы локомотивного хозяйства (секретный) но получал его диспетчер (расписывался как положено) и по приходу начальника передавал. В пакете военные "просили" выделение локомотивов (тепловозов) под литерные поезда (поезд идет по приказу) его пропускают везде даже пассажирские поезда ставят колом . И вот в мою смену принесли этот пакет и тут как назло стали то там то ту выходить и стоя локомотивы (ломать график) пакет я это легким движение руки бросил на соседний столик где лежали все телеграммы и пакет прокатился по столу и упал на пол (этого я не заметил). Через какое то время прибегает зам. начальника (весь взъерошенные) и просит пакет по ядерным поездам я ему шуткой последние поезд порезали на днях (не помню какой год) И тут полетели маты все облазили нет пакета но потом нашли. В итоге поезд как положено пошел а что за поезд куда пошел с чем пошел ни кто не знает. Знаю только военные ,но это не простой эшелон с техникой был это точно. А поезд был с .............. hi
    1. Молот 75 19 сентября 2014 12:20
      Не ездят они больше!!! Это точно!!!
      1. Siberia 9444 19 сентября 2014 12:34
        Не ездят точно но возможно стоят в специализированных депо в сибирской тайге. Между Омском и Новосибирском есть станция Кожурла там отстойник стоят эл.поезда электровозы тепловозы и должны быть паровозы раньше называлось Запас МПС. А сколько таких военных отстойников ни кто и не знает (кроме военных).
      2. Комментарий был удален.
    2. Молот 75 19 сентября 2014 12:20
      Не ездят они больше!!! Это точно!!!
      1. bmv04636 19 сентября 2014 12:32
        стоят на запасном пути и ждут своего времени. Ракета почти готова. У на много интересных идей. Есть идея донного базирования МБР эскизные проекты есть Скиф
        1. oldy 19 сентября 2014 23:18
          " мы мирные люди но наш бронепоезд стоит на запасном пути!..." - как говорится " из песни слов не выкинешь"!!!!!-:)) ........ мне как ветерану - инженеру путей сообщений долго проработавшему на строительстве мостов, дорог и объектов инфраструктуры Газпрома на Крайнем Севере в т.ч. Заполярье приходилось участвовать в огромной стройке " Новый жд путь ст Обская - Бованенково - ст, Карская " , эта одноколейка через весь огромный полуостров Ямал к нефте- газовому месторождению Бованенковское " по моему глубокому убеждению построена не только в целях транспортировки грузов для Газпрома но и как стратегическая в военных целях - по ней можно перебросить как военную технику и личный состав к Карскому морю так и ... обеспечить курсирование БЖДРК , с Северной точки Ямала куда как ближе долетит МБР scalpel до Канады и США через Северный полюс ..... конечно я понимаю что у них " там за океаном" развернуты мощные системы ПРО а с субмарин класса "Борей" можно прямо из подо льда нашей "Булавой " дубасить их с более близкого расстояния но... " на то и щука в озере чтоб карась не дремал" , надо кошмарить ов всеми способами -:)))
    3. Мур 19 сентября 2014 16:07
      Не путайте длинное с тёплым.
      1.Под БЖРК военные не "просили" никогда локомотивы по одной причине - у них были свои штатные - числом три на каждый состав.
      2."Ваш" поезд вёз или "специзделия", или просто "изделия" в транспортном положении. Они тоже литерные, какой именно степени - это у комендачей надо спрашивать.
      1. Siberia 9444 20 сентября 2014 10:19
        Хочу с Вами не согласится у военных были свои тепловозы но они работали только в тех частях где развита инфраструктура ж.д. Туда железнодорожники нос несу вали на общих магистралях работают только тепловозы МПС и при следование литерных поездов в кабину машиниста вместе лок. бригадой садились "чекисты" . Локомотив МПС доводил состав до нужной станции а там забирали свой. Про вагоны, эти вагоны ремонтировались как обычные их загоняли в депо ( без ЯО) ремитировалось ходовая часть тормозное оборудование и авто сцепное а вот в внутрь не пускали!!
      2. Siberia 9444 20 сентября 2014 10:19
        Хочу с Вами не согласится у военных были свои тепловозы но они работали только в тех частях где развита инфраструктура ж.д. Туда железнодорожники нос несу вали на общих магистралях работают только тепловозы МПС и при следование литерных поездов в кабину машиниста вместе лок. бригадой садились "чекисты" . Локомотив МПС доводил состав до нужной станции а там забирали свой. Про вагоны, эти вагоны ремонтировались как обычные их загоняли в депо ( без ЯО) ремитировалось ходовая часть тормозное оборудование и авто сцепное а вот в внутрь не пускали!!
        1. rubin6286 20 сентября 2014 20:52
          Для хранения,сбережения и эксплуатации БЖДРК в войсках имелось все положенное.Что касается подвижного состава,то в случае его среднего или капитального ремонта,состав направляют на завод-изготовитель в порядке,предусмотренном приказом Минобороны. Что касается обычных воинских грузов различного назначения, то их перевозка осуществляется МПС до определенной станции,а далее. до конечного пункта выгрузки, локомотивными бригадами ж.д. войск.
    4. alleksSalut4507 19 сентября 2014 17:07
      похоже,вас теперь приметили.сами себе помогли?
    5. Шихамович 13 октября 2014 21:20
      Да просто ядерные заряды вёз на завод в Снежинск или ещё куда! Не надо фантазировать - скальпель порезали, скальпелей больше нет.
      Шихамович
  4. kot28.ru 19 сентября 2014 12:33
    Цитата: Siberia 9444
    Мое личное мнение "скальпель" ни кто не уничтожал! Работал в Управлении Ж.Д локомотивным диспетчером в каждом У.Ж.Д. есть отдел военных и они приносили пакет начальнику службы локомотивного хозяйства (секретный) но получал его диспетчер (расписывался как положено) и по приходу начальника передавал. В пакете военные "просили" выделение локомотивов (тепловозов) под литерные поезда (поезд идет по приказу) его пропускают везде даже пассажирские поезда ставят колом . И вот в мою смену принесли этот пакет и тут как назло стали то там то ту выходить и стоя локомотивы (ломать график) пакет я это легким движение руки бросил на соседний столик где лежали все телеграммы и пакет прокатился по столу и упал на пол (этого я не заметил). Через какое то время прибегает зам. начальника (весь взъерошенные) и просит пакет по ядерным поездам я ему шуткой последние поезд порезали на днях (не помню какой год) И тут полетели маты все облазили нет пакета но потом нашли. В итоге поезд как положено пошел а что за поезд куда пошел с чем пошел ни кто не знает. Знаю только военные ,но это не простой эшелон с техникой был это точно. А поезд был с .............. hi

    Ядерные отходы или <изделия>,но бжрк давно нет,если только,возможно,возродят!Ракеты для БЖРК производили на Украине soldier ,договор хоть при ЕБН и был подписан,но ВВП вынужден был его соблюдать-не так прочно он еще закрепился тогда во власти hi !Но если я ошибаюсь-то дай Бог,что наши разработали аналог скальпеля и бжрк good , и это оружие уже колесит по бескрайним просторам нашей Родины-РОССИИ! drinks
    1. Комментарий был удален.
    2. Siberia 9444 19 сентября 2014 12:40
      Возможно в другом исполнении не рефрижератор а 40 футовых контейнеров как клаб-к кто его знает. request
  5. klaus16 19 сентября 2014 12:35
    А можно ещё мобильнее сделать. Сколько у нас "фур" гоняет по стране? Так вот пусть среди них гоняют такие тентованные "шаланды" с шайтан ракетами. Пусть они будут одноразовыми, выстрелил и забыл, совсем забыл. Стоит такая "фура" среди прочих у кафэшки на трассе, вдруг - хрясь тэнт рвётся, а от туда такой "перст божий", и в радиусе 50 м. никого. Вот это РАЦУХА!
    1. LeeDer 19 сентября 2014 17:46
      А ты представь такую ситуацию, - эта машина попала в ДТП. Хотел бы рядом находится?
      1. bmv04636 19 сентября 2014 21:46
        ну а че представ те себе в небе столкнулись два самолета один с ядренной бомбой и не чего Испания живет "светлые эльфы" не дадут соврать они мастаки свои ядренные какашки терять
  6. Сергей-8848 19 сентября 2014 13:27
    Опубликованной статье - 5 лет. За это время ядрёный поезд уже далеко отъехал. Да и не только поезд. МБР с РГЧ ИН остаются нашим могуществом (остальные две составляющие - добавляют уверенности, что супостаты обос...тся даже рыпаться).
  7. ИСКАНДЕР25 19 сентября 2014 14:36
    Спасибо!Очень познавательно!
    ИСКАНДЕР25
  8. dchegrinec 19 сентября 2014 17:43
    Ракету следующего поколения, которая будет расчитана на тройку следующих десятилетий надо назвать "Кузькина мать" !
  9. duche 19 сентября 2014 19:28
    Скорее "Кузькина ПРО Бабушка" или "Внучка". laughing
  10. xomaNN 20 сентября 2014 15:29
    Хорошая системная статья. Несмотря на пятилетнюю давность.
    В Питере в ж.д. музее на б. Варшавском вокзале в этом году сам видел БЖРК " Молодец" Красавец!
  11. Я так думаю 21 сентября 2014 21:33
    Все передвижные ракетные комплексы ОЧЕНЬ УЯЗВИМЫ и не представляют особой угрозы. Фактическое место расположения их ЛЕГКО определяется как космическими так и наземными средствами разведки. А малая защищенность позволяет их ГАРАНТИРОВАННО уничтожать даже не очень точными боеголовками. Более того они даже подвержениы легкому уничтожению диверсионными группами оснащенными примитивными снайперскими винтовками ... куда уж далее рассуждать о надежности и ответном ударе если СТРАТЕГИЧЕСКОЕ оружие может быть уничтоженио из ружья ...
    1. voyaka uh 23 сентября 2014 16:08
      Мне тоже так кажется. У такого атомного поезда всегда есть
      отличительные особенности, которые засекаются. За подкуп или
      по-пьяни - железнодорожники расскажут. И маршрут поезда несложно
      вычислить. Чтобы устроить диверсию. Самое плохое, что такую диверсию могут
      сделать такие-нибудь буйные террористы или сепаратисты.
      Пусковые шахты охраняют надежные войска.
      Там сценарий такого нападения маловероятен.
    2. Сухой_Т-50 24 сентября 2014 22:43
      hi
      Согласен+
      Для ответного удара лучше делать Атомные субмарины и сверхукрепленные шахты.
      ПЛАРБ-кда более скрытная платформа,нежели ПГРК или БЖРК,несет куда больше ракет и боеголовок,да и лучше допустить удар по "маленькой" АПЛ,чем по своей земле.
      ШПУ-должны отвлекат СЯС противника на себя,уменшая в таком случае число боеголовок,предназначеных для наносения ударов по городам.
  12. товарисчь 22 сентября 2014 11:31
    Мне статья понравилась. Спасибо автору!
  13. Prager 31 октября 2014 18:38
    Спасибо автору за интересную информативную статью.с удовольствием проплюсовал.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня