Рельсовые мониторы янки и дикси

8
Большинство крупных военных конфликтов, в которых принимали участие промышленно-развитые страны с изобретательным населением, сопровождалось появлением новых образцов вооружений и военной техники. Гражданская война в США не была исключением. Я уже рассказывал о некоторых революционных нововведениях в артиллерии, впервые примененных на фронтах этой войны:

Теперь речь пойдет о другой новинке - бронепоездах.


Первый бронепоезд под названием "Рельсовый монитор" (Railroad Monitor) был построен северянами в Филадельфии в 1861 году, вскоре после начала войны. Согласно книге американского историка Эдвина Александера Civil War Railroads & Models, он предназначался не для фронта, а для патрулирования тыловых железных дорог в районе Балтимора и предотвращения диверсий. Стимулом к его строительству стали действия партизан-конфедератов, которые сожгли несколько деревянных железнодорожных мостов. Правда, не совсем понятно, зачем в "антитеррористический" броневагон воткнули старую 12-фунтовую дульнозарядную пушку "Наполеон". Возможно, для острастки. Вагон имел железную противопульную броню.



Гравюра из американской газеты времен гражданской войны с изображением первого "Рельсового монитора".
Маленькие круглые отверстия вверху - бойницы для ружей.


Чертеж "Рельсового монитора". Все размеры указаны в ярдах.

Вскоре у федералов появился второй "Монитор", вооруженный двумя "Наполеонами", направленными в разные стороны. Этот броневагон также служил для защиты железнодорожных объектов от диверсантов.


Второй "Рельсовый монитор" в районе Булл Ран. Снимок 1862 года.


Чертеж второго "Рельсового монитора".

Третий "Монитор", на котором стояли уже три пушки, северяне, наконец, решились послать на фронт и направить на вражеские позиции. Однако решение оказалось крайне неудачным. В первом же сражении у Милл Фолк 1 августа 1864 года меткий пушечный выстрел южан сразу вывел из строя паровоз и обездвижил состав. Затем еще один залп пробил борт броневагона, убив нескольких солдат. Уцелевшие члены команды, поняв, что тонкая броня не защищает от снарядов, выскочили из вагона и бросились бежать.
Честь первой в истории победы над бронепоездом принадлежит наводчику легкой полевой артбатареи южан Джорджу Мак Элви, а северяне больше не пытались применять бронепоезда в регулярном бою.

Рельсовые мониторы янки и дикси

От третьего "Рельсового монитора" осталась только эта гравюра.

Надо заметить, что "Мониторы" не являлись бронепоездами в полном смысле слова, поскольку у них не были забронированы паровозы. Возможно, их создатели считали, что толстое котельное железо само по себе служит достаточной защитой от безоболочечных свинцовых пуль тогдашних винтовок и ружей. Однако риск, которому подвергались машинист и кочегар, нельзя назвать оправданным.

У южан первая блиндированная железнодорожная установка была построена в Ричмонде по предложению командующего артиллерией конфедератов генерала Горджеса летом 1862 года. Автор проекта - лейтенант Джон Брукс.
Установка получила название Lady Merrimac (согласно другому источнику, Dry Land Merrimac). Она была вооружена 32-фунтовым дульнозарядным морским орудием. Защиту спереди обеспечивал наклонный щит из толстых деревянных брусьев, к которому были прикреплены отрезки рельсов. Сзади и с боков защита отсутствовала. Расчет орудия составляли 13 человек, масса установки - 26 тонн.


Первая Lady Merrimac.

В дальнейшем конфедераты построили еще, по крайней мере, две подобные установки, причем у них орудия и расчеты имели прикрытие не только спереди, но и с боков. Внизу - две фотографии и чертеж одной из них. Это мощное 60-фунтовое орудие Пэррота, блиндированное трехслойными щитами из деревянных брусьев максимальной толщиной, судя по фото, около полуметра. Орудие установлено на 14-колесной платформе.
Данная установка, которую с определенной натяжкой можно назвать броневагоном, использовалась южанами в боях под Питерсбергом и Ричмондом.








Далее приведен рисунок солдата федеральной армии Роберта Снедена, на котором он по памяти изобразил атаку бронепоезда конфедератов под перекрестным ружейным огнем северян. Если память его не подвела, то орудийная платформа бронепоезда отличается от тех, первых двух образцов Lady Merrimac. Орудие прикрыто с трех сторон и частично - сверху, причем не деревянными щитами, а металлом.
За бронеплощадкой следует платформа со стрелками, которые защищены от пуль тюками с хлопком. Паровоз же не имеет никакой защиты. В общем, можно сказать, что люди, решившиеся на такую атаку, были отчаянными парнями...

8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    19 сентября 2014 09:46
    Есть сеть жд, есть необходимость (война), есть решение! Наверно если бы Англичанка вела войну на территории островов, то пальма первенства принадлежала бы ей. Необходимость вызванная войной, служит хорошим толчком.
  2. 0
    19 сентября 2014 11:53
    Если начались бои, а у государства нет достаточных сил на сдерживание наступлений противника тут на какие хочешь импровизации пойдешь. Бронепоезда сегодня это не прошлое, но настоящее и будущее. Если начнется, то и они снова появятся.
  3. +2
    19 сентября 2014 12:27
    За бронеплощадкой следует платформа со стрелками, которые защищены от пуль тюками с хлопком. Паровоз же не имеет никакой защиты. В общем, можно сказать, что люди, решившиеся на такую атаку, были отчаянными парнями...

    Ну, не более отчаянными, чем три экипажа "Ханли": https://ru.wikipedia.org/wiki/H._L._Hunley
    У "бронепоездников" хоть земля твёрдая под ногами была...
    Вообще, та война как раз совпала с началом НТР, поэтому ознаменовалась массой интереснейших инноваций.
    Сегоднешний материал про пулемётных предков тоже весьма порадовал.
  4. 0
    19 сентября 2014 12:36
    Да, бронепоезда хороши во все времена.
  5. 0
    19 сентября 2014 12:36
    Да, бронепоезда хороши во все времена.
  6. +2
    19 сентября 2014 15:37
    По большому счет паровозы уникальные ТС, потому что им подходит практически любое топливо. Точнее все, что горит.
    Но ТС движущееся по установленному маршруту, слишком уязвимо для современных средств поражения, так что думаю бронепоезда, - уже прошлое...
    1. 0
      19 сентября 2014 17:29
      Цитата: LeeDer
      Но ТС движущееся по установленному маршруту, слишком уязвимо для современных средств поражения, так что думаю бронепоезда, - уже прошлое..

      Как боевая еденица- возможно. Но как конвой, охранение простых товарняков в прифронтовых зонах, или в зонах действия банд формирований думаю БП еще послужить могут.
    2. Комментарий был удален.
  7. +2
    19 сентября 2014 19:33
    И самое удивительное у бронепоездов есть будущее. Конечно передний край возможно не подойдёт, а вот в качестве БЖРК и или допустим в качестве носителя оружия на новых физических принципах где требуется мощный источник энергии само то.