Проверка на вшивость: обращение России в арбитраж ВТО по поводу антироссийских санкций

Проверка на вшивость: обращение России в арбитраж ВТО по поводу антироссийских санкцийМеждународный инвестиционный форум «Сочи-2014» стал площадкой, где Россия анонсировала выход на юридический ринг, на котором пока, пользуясь отсутствием рефери и соперника, солирует «западная демократия». Запад, насылая на Россию многослойные торгово-экономические санкции, очевидно, забыл (или просто гнал от себя мысль) о том, что Российская Федерация с 22 августа 2012 года является полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО), и как у России перед остальными членами ВТО, так и у этих самых членов перед Россией, есть чётко прописанные в уставе организации обязательства.

Премьер Медведев, который выступал на сочинском инвестиционном форуме, заявил, что сейчас готовится комплект необходимых документов, с которым Россия обратится в юрисдикционный арбитраж Всемирной торговой организации с целью оспорить введённые в отношении российской экономики санкции.


Председателя правительства РФ цитирует ИТАР-ТАСС:

Мы намерены обратиться, и сейчас документы готовятся, в так называемый юрисдикционный орган при ВТО для того, чтобы оспаривать действия многих наших партнёров. В том числе те действия, которые давят на нашу экономику, которые направлены на удушение ряда наших компаний или так называемые секторальные ограничения.


Что ж, если уж Россия в ВТО, изначально заточенной под интересы Запада, то нужно ситуацией воспользоваться. И ведь совсем не плохо то, что в российском правительстве вспомнили о возможности обращения в арбитраж ВТО. Лучше поздно, чем никогда...

На самом деле решение обратиться в юрисдикционный орган Всемирной торговой организации — это и есть тот самый выход России на международный юридический ринг в качестве соперника Запада, причём выход при наличии рефери в виде высокопоставленных чиновников ВТО. Справедливости ради, нужно отметить, что рефери особой объективностью изначально не отличается, но у России есть вполне вероятный шанс посадить противника в юридическую лужу даже при наличии такого судейства.

Итак, на чём могут быть основаны российские претензии к тем странам, которые ввели в отношении России санкции? По меньшей мере на том, что в ВТО есть устав, регламентируемый так называемым Марракешским соглашением. Это весьма обширный документ, состоящий из 16-ти статей. Прикладывать к материалу все статьи не имеет никакого смысла (любой желающий с полным текстом может ознакомиться на сайте ВТО, проследовав по ссылке). Есть смысл обратить особое внимание на те пункты, которые могут реально помочь России достигнуть положительного результата в арбитраже Всемирной торговой организации.

К таким пунктам относятся:

Стороны настоящего Соглашения,
признавая, что их отношения в области торговли и экономическая политика должны осуществляться с целью повышения жизненного уровня, обеспечения полной занятости и значительного и постоянного роста уровня реальных доходов и эффективного спроса, а также расширения производства и торговли товарами и услугами при оптимальном использовании мировых ресурсов в соответствии с целями устойчивого развития, стремлении к охране и сохранению окружающей среды и к расширению возможностей для этого путями, совместимыми с их соответствующими потребностями и интересами на различных уровнях экономического развития;
признавая также, что необходимы позитивные усилия, направленные на обеспечение развивающимся странам и, особенно, наименее развитым из них гарантированной доли в росте международной торговли, соизмеримой с потребностями их экономического развития;
стремясь способствовать выполнению этих целей путем достижения взаимных и обоюдно выгодных договоренностей, направленных на значительное сокращение тарифов и других препятствий в торговле и устранение дискриминационного режима в международных торговых отношениях;
решив создать интегрированную, более жизнеспособную и устойчивую многостороннюю торговую систему на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле, прежних достижений в либерализации торговли и всех результатов Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров;
преисполненные решимости сохранять основные принципы и поддерживать цели, заложенные в указанной многосторонней торговой системе,

договариваются о нижеследующем...


(далее следуют статьи о структуре ВТО, статусе ВТО, принятии новых членов, выходе из организации, рассмотрении и принятии решений и т.п.)

Ключевые слова: «с целью повышения жизненного уровня», «эффективного спроса», «взаимные и обоюдовыгодные договорённости» и особенно «УСТРАНЕНИЕ ДИСКРИМИНАЦИОННОГО РЕЖИМА в МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ».

Если введённые странами Запада в отношении России санкции не являются установлением дискриминационного режима, тогда чем они являются? На этот и другие вопросы, которые, хочется надеяться будут поставлены российской стороной перед «партнёрами», в ВТО и будут пытаться искать ответы.

Осознавая то, что ВТО — это лишь подобие правового института, занимающегося справедливым регулированием международной торговли, можно предположить, что чиновники организации попытаются просто уйти от российских вопросов, как стало модно на Западе в последнее время. Но уйти просто так уже не получится. Дело в том, что в ВТО-шный арбитаж готовятся подать представления некоторые западные страны, на ввоз продукции которых Россия ввела запрет. Среди таких государств (собирающихся подать иски) — Польша, Норвегия, страны Прибалтики и др.

Получается, что юрисдикционный орган ВТО зажимается в тиски (а орган в тисках — это, должно быть, больно...) С одной стороны — Россия, с другой - «демократические партнёры». Конечно, при любых иных условиях ВТО пошла бы этим «демократическим партнёрам» навстречу, но здесь такой вариант будет выглядеть просто глупо. Ведь если ВТО заявит, что Россия неправомерно закрыла рынок для польских яблок и литовской сметаны, то тут же возникает вопрос: а почему тогда ВТО не заявляет о нарушении устава организации этими государствами?

Таким образом Запад сам себя загнал в юридическую ловушку. Россия- то — не Иран. Иран не состоит в ВТО, и ответить в юридической плоскости на западные санкции по определению не может. Россия в ВТО состоит, а значит, либо чиновникам Всемирной торговой организации придётся подходить к объективному рассмотрению обращений и генерации объективных выводов, либо расписываться в том, что устав ВТО — филькина грамота, которая используется лишь тогда, когда это нужно главным торговым игрокам.

Есть ли реальный шанс у России на справедливое решение в ВТО? Шанс-то есть, но тут всё так же, как и в случае с расследованием по крушению малайзийского «Боинга». Тянуть резину ВТО-шные эксперты будут долго и нудно (несмотря на то, что орган в тисках), новые санкции могут появляться и во время работы арбитража ВТО. Единственное, на что можно рассчитывать, так это на реальное выставление «Всемирной» торговой организации — структурой, обслуживающей интересы узкой группы государств. Для России эффект от этого невелик, но, как говорится, хотя бы потрепать эту «конторку»... На Западе ведь очень любят судебные процессы. А если любите — то получите...
Автор:
Володин Алексей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

34 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти