Таран — последнее оружие

4


В начале Великой Отечественной войны в Советском Союзе был очень популярен плакат с лозунгом «Таран – оружие героев». На нем советский самолет своим пропеллером сносил немецкому бомбардировщику хвостовое оперение. На создание плаката художника Волошина вдохновил героический поступок Виктора Талалихина, младшего лейтенанта Красной армии. Именно он 70 лет назад на одномоторном истребителе «И-16» таким способом ночью с 7 на 8 августа сбил двухмоторный «Хейнкель-111».

Не первый, но самый известный

Виктор Талалихин не первый советский летчик, который совершил ночной таран. Его опередил однополчанин Петр Еремеев, старший лейтенант Красной армии. Ночью 29 июля над деревней Головино (это Московская область) на «МиГ-3» он атаковал «Хейнкель-111». Он выстрелил по нему весь боекомплект, но немецкий самолет продолжал двигаться на столицу с шестью тоннами фугасных бомб. Тогда смелый советский летчик совершает таран – машина противника падает на землю, сам пилот удачно приземляется на парашюте.

Люфтваффе – военно-воздушные силы нацистской Германии – совершили первый крупный налет на Москву ночью 22 июля. В этой операции участвовали около 200 бомбардировщиков, затем бомбардировки столицы продолжались почти каждую ночь. Советское командование к началу августа подсчитало потери как с немецкой стороны, так и со своей. Вывод получился таков: почти один к одному. Узнав о такой статистике, советское командование изменило прохладное отношение к тарану на теплое. И тут как раз Виктор Талалихин и совершил ночной таран. Советская пропаганда начала превозносить такой способ ведения боя и героический поступок пилота. Но, несмотря на красивые и духоподъемные статьи в прессе, таран в воздухе был, наверное, одним из самых неэффективных способов ведения боя. После него оба самолета «погибали», а в 40% случаев погибал и «автор» воздушного тарана.

Ас с одним глазом

Погиб Герой СССР Виктор Талалихин в воздушном бою недалеко от Подольска 27 октября 1941 года. Он уничтожил 6 самолетов. Его пример героизма сильно подействовал на «сталинских соколов», которые стали совершать таран по несколько раз. А один летчик – четыре!

За Борисом Ковзаном, который родился в городе Шахты Ростовской области, к 29 октября 1941 года числились две превосходные воздушные победы. Тогда он возвращался с боевого задания, патроны у него закончились. Он случайно заметил немецкий самолет и протаранил его. Кувыркаясь, немец пошел к земле, а Борис Ковзан долетел до своего аэродрома.

22 февраля 1942 года Ковзан, старший лейтенант, подобным образом уничтожил немецкий бомбардировщик, а через месяц – истребитель. В обоих случаях он успешно приземлялся на поврежденном самолете. Но меньше ему повезло с четвертым тараном: 13 августа 1942 года Бориса Ковзана, капитана и Героя СССР, тяжело ранили – пуля ему выбила глаз. Собрав все силы, капитан протаранил очередной фашистский самолет – обе машины развалились на куски. Летчик потерял сознание и с шестикилометровой высоты с парашютом, который не полностью раскрылся, упал в болото. Ему невероятно повезло – он выжил! Сломал только руку, ногу и несколько ребер.

Это событие не помешало продолжить истребительскую карьеру. Одноглазый ас продолжил сражаться с немцами и сбил 28 фашистских самолетов. После войны Борис Ковзан поступил в Военно-воздушную академию, окончил ее в 1954 году, а в 1958 году уволился в запас. Этот великий человек ушел из жизни 31 августа 1985 года.

Всего за годы Великой Отечественной войны советские пилоты совершили более 600 таранов, из которых две трети пришлось на 1941 и 1942 годы. Командование люфтваффе даже издало указ, который запрещал близко приближаться к советским самолетам.

Самоубийцы фюрера

Когда у советских летчиков воздушный таран терял популярность, у немецких пилотов он, наоборот, ее приобретал. Главным идеологом таранной тактики в Германии стал полковник Ханс-Иоахим Херрман. Он предложил план: за одну ночь уничтожить около 400-500 четырехмоторных бомбардировщиков союзников. Он пришел к выводу, что англичане и американцы должны были после этой операции на некоторое время, на несколько недель, задержать налеты на страну. Этого времени, по мнению полковника, хватило бы, чтобы перевооружить ПВО Рейха новейшими реактивными истребителями «Мессершмитт-262».

Зеленые юнцы, только что окончившие летные школы, с вдохновением согласились принять участие в этой операции. За сутки собралось около двух тысяч добровольцев. Почти что все хотели отомстить англичанам и американцам за гибель родственников, от бомб которых в фашистской Германии почти у каждого погибли родственники. А вот с материальной частью операции возникли серьезные проблемы: 150 облегченных «Мессершмиттов-109» получили для операции только в апреле 1945 года. Для смертоносной атаки эти самолеты должны были подниматься на высоту 12 тысяч метров и, спускаясь оттуда на большой скорости, таранить бомбардировщики. Нужно было целиться в стык хвостового оперения с фюзеляжем или крыла с фюзеляжем. Шансы пилота, чтобы выжить, оценивались в 50%.

7 апреля 1945 года настал, как говорится, момент истины. Чтобы отразить налет 8-й воздушной армии США, в воздух на севере Германии поднялись 180 пилотов-самоубийц. С первых минут операция пошла не по плану. Многие неопытные молодые пилоты заблудились в воздухе, не смогли найти противника и даже с трудом вернулись на свои аэродромы. Других сбили американские истребители или воздушные стрелки «Летающих крепостей». Всего лишь 23 тарана совершили немецкие пилоты, уничтожив 8 американских бомбардировщиков. Домой вернулись всего лишь 53 немецких пилота. Попыток повторить операцию Германия не предпринимала.

«Божественный ветер»

Специалисты пришли к выводам, что таранная тактика – неэффективна. Но нужно обратить внимание на один момент: именно самолет таранит. Например, на советско-германском фронте двухмоторный бомбардировщик, который стоил всего лишь в три или четыре раза дороже истребителя. Или… авианосец. К такой мысли (таранить авианосцы) пришли в Японии, когда проигрывали войну американцам. До этого времени камикадзе в императорских ВВС никогда не было. И только 21 октября 1944 года первый камикадзе протаранил британский крейсер «Австралия». Тогда погибли 29 офицеров и 64 матроса.

В роли камикадзе японское командование использовало малоопытных пилотов. Если летчик не обнаруживал противника, то возвращался на базу. Некоторые камикадзе даже совершали по 4-5 вылетов, прежде чем погибнуть. ВМС США в 1944-1945 годах потеряло четыре авианосца, три из которых были потоплены камикадзе. После окончания войны остались в живых пара тысяч несостоявшихся камикадзе.

Кстати, 10 декабря 1941 года американский капитан Келли совершил первый таран на Тихоокеанском театре боевых действий. Тогда он направил на японский линкор «Харуна» свою «Летающую крепость».

Интересно, что слово «камикадзе» переводится как «божественный ветер». Так назвали тайфун, который в 13 веке потопил флот монгольского хана Хубилая, хотевшего захватить Японию.
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Эрик
    +1
    30 июля 2011 10:50
    В подразделение моего деда был один из первых таранов.
  2. zulu_1
    +1
    31 июля 2011 01:05
    атаковал «Хейнкель-111» ...
    "немецкий самолет продолжал двигаться на столицу с шестью тоннами фугасных тонн"...

    Максимальная бомбовая загрузка He-111 обр. 1942 г - 2 тонны.
  3. юнга
    0
    1 августа 2011 10:50
    "...с шестью тоннами фугасных тонн."
    ...с шестью тоннами фугасных БОМБ
    Несколько раз уже пытался воспользоваться "Если вы заметили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter" каждый раз был послан на "PHP Mail Error"
  4. 0
    23 сентября 2011 14:04
    Мне вообще до прочтения данного материала казалось, что Талалихин совершил свой таран на самолёте И-153.
    1. ЛЕХА блин
      +1
      23 сентября 2011 14:06
      ТАРАН ЭТО КОНЕЧНО КРАСИВО НО ВОЙНУ НА ЭТОМ НЕ ВЫИГРАЕШЬ.