Over 15 years, the Black Sea Fleet of Russia decreased by 10 times

Over 15 years, the Black Sea Fleet of Russia decreased by 10 times- Have you arrived to watch how we are preparing for the meeting of the first persons? - asked the sailor of the Black Sea coast when a group of Moscow journalists crawled out of the plane into the strip of the steppe military airfield.

- What other top officials? - we did not understand. - Who are you here first?


“Why,” the sailor was surprised, “are you not aware that Sevastopol is waiting for two presidents on Medieval Day: Medvedev and Yanukovich?” All have already put on the ears. Following you here is the commander in chief of the Navy flying ...

- And what kind of person is he for you: first, second or third?

The sailor was at a loss, not daring to recognize the commander in chief as a third person.

- Well, if the top of the pedestal is busy, we are ready to be fourth. Show us - the fourth power - how are you preparing for the arrival of the first.

So began our press tour to Sevastopol, organized by the Ministry of Defense for the Day of the Navy. The first point of the visit was the only school of divers in the country. She settled in Chersonesos, at the foot of St. Vladimir's Cathedral, where Prince Vladimir was baptized, and then baptized Russia in Kiev.

The chief of the school, captain of the 1 rank Nikolai Sedov, immediately leads us to the tables where the diving equipment is laid out. The eye immediately stumbles upon a huge helmet resembling a film about Captain Nemo.

- Old equipment? - I ask the commander.

“Not new,” he gracefully leaves the direct answer. - But there is no work. - And, pointing to the "suit Nemo", said: - This three-bolt equipment is more than 100 years old, but it is still used.

Nimble TV reporter immediately asked to try on a rarity.

- How much do you weigh? - the officer is interested.

- 57 kg,
- the girl coquettishly smiles.

- There is no chance. The weight of this suit is 81,5 kg. He will crush you.


- And if the sailor weighs less than 80 kg, he also can not wear it?

- It can, only on the shore will have to strain the muscles. But after you descend under the water, the suit will become weightless.

- Do you have anything more modern? - I clarify.

“Yes,” the commander replies, pointing at a bright yellow rubber product. But the year of its creation, he still does not name and invites you to go to the water, where they are training divers.

While we go down to the sea, I torture the commander:

- How much do you get a professional contract diver?

- The money allowance of the order of 3,5 is thousands of hryvnas (to convert to rubles, you need to multiply by 3,75) and plus for diving descents. It is on average still 2,5 thousands of hryvnias. Per month goes about 5 – 6 thousand hryvnia. A conscript receives 100 hryvnia.

- And how much do you get?

- I’m getting 8 thousand hryvnia. Multiply by four, it's about 30 thousand rubles.

Meanwhile, the water turns bright action. Against the background of the ships from the depths of the sea appeared six divers. Lighting red torches, they throw them into the water, denoting a safe channel for ships.

“Our annual release of 160 man,” says the officer. - Take zero recruits. They are selected for health and moral and psychological stability. Then a month - a theory, three more - a diving range. Time is short, so education is welcome. Now of those who study with us, 41 is a person with a higher education.

Meanwhile, we are invited to another compartment, where we are preparing to dive almost a whole platoon of divers. At the entrance there hangs a sign: "The place of bathing personnel." From envy to the staff begins to ache in the chest:

- Do you have a chance to swim here for journalists? - I cautiously hint to the officer.

He does not understand the hint and strictly replies:

- Not. But next time we foresee.

Well, it remains to watch under the scorching sun, as the fighters, in threes, descending the ladder, go under water. And for some reason, with Kalashnikov assault rifles at the ready. I wonder what they do with them there? Scare red mullet?

Soon, the fighters climb the ladder with the same triples and, marching in smacking wet bots, line up on the shore:

- Good morning, lord of the seas! - amicably reporting system and starts firing from machine guns.

- Everything is overheated ... What else is the lord of the seas? There is no such title in the fleet.

Officer, reassures:

- Do not be surprised, this is what we are rehearsing for the Day of the Fleet.

Oh, of course: Day of the fleet, holiday, first persons ...

- And who will be your lord of the seas: Medvedev or Yanukovych? - for some reason I am embarrassed by this question officer.

He is silent, apparently assessing whether this issue can be considered politically correct. Then, frowning, grumbling: to us that whoever fails, that will be.

“That's it,” I agree with him. - And to us as well: who will be let down in the next elections will be. Let's better swim?

photo: Olga Bozhyeva

* * *

The next day, according to the plan, we have a meeting with the marines. We are going to the location of a separate brigade, where Lieutenant Colonel Sergey Lovkachev meets us. He answers questions directly, not yulit. About who the potential adversary is for them, firmly declares: NATO, first of all, Turkey.

Says that the contract in terms of 25%, but I would like more. That fighters, as before, go to the guards and outfits in the kitchen, as with outsourcing problems. According to the rules of our Ministry of Defense, only Russian companies can serve the military, but it’s difficult to agree that they work on the territory of Ukraine.

The lieutenant colonel shows the parade ground, the barracks and the bathing place for the soldiers:

- We, by the way, have those who cannot swim. We teach them, but, to be honest, we don’t have time to teach for a year. By the way, a couple of years ago I saw how sailors in Turkey were also taught to swim. It was based on Aksaz Kara-Agach, at international exercises. The Turks put a hundred people on their stomachs, and they imitated swimming first on the shore. Then they were wound up knee-deep in water, then down their necks ...

As marines unable to swim, we saw the same day at the training ground in the Cossack Bay at the exercises, which were led by the brigade commander, Colonel Vladimir Belyavsky - Hero of Russia. It was necessary to work out first the loading of infantry to the ship on armored personnel carriers (BTR), then the landing of troops and the battle on the unequipped coast.

Non-equipped it, however, can be called conditionally. Constructions, houses, apartments for holidaymakers are attacking the boundaries of the landfill, threatening to turn it into an ordinary beach.

The fulfillment of the combat mission began with the large landing ship (BDK) “Caesar Kunikov” withdrew from the raid and, coming almost close to the shore, threw open the nose of the hold.

A column of armored personnel carriers moved from the shore straight into this open mouth. Like a huge whale fish, the ship swallowed the cars one by one, in a few minutes to spit them out of their womb already at the depth, from where they sailed to the shore. Here fighters jumped out of them and launched an offensive against an invisible enemy.

It is symbolic that the battle took place against the backdrop of huge tanks of oil storages, as if reminding us of the true values ​​of modern Russia, which are guarded by today's army.

Clicking the camera, I remember that I had already seen exactly the same picture with the same “Caesar Kunikov”. It was about twenty years ago at the Tuapse training ground. Surprisingly, all the same: states die and are born, values ​​and prices change, and only our army manages to apply all the same methods of warfare, fighting all the same weapons.

But maybe this is our main military trick? No wonder the army so much like to repeat: stability - a sign of skill.

Deep-water Canadian spacesuit, in which you can dive to a depth of 365 m. Photo: Olga Bozhyeva.

* * *

From the Marines, we went to the rescuers. In the light of recent events with the steam ship Bulgaria, this topic seemed especially relevant. Sailors themselves involuntarily returned to it more than once, showing how the captain and crew of the “Bulgaria” should have acted on the emergency vessel.

“I’m in rescuers since 99,” argued the commander of the 37 brigade of rescue ships, captain of the 1 rank, Vladimir Beregovoi, “but I don’t remember that even a year would go without us.” We also help Ukraine well here - her rescue forces are much weaker.

- Help for money?

- No, we are military, we have the principle of co-location.

- And you will save the Turks?

- We will all. On joint maneuvers we work it out. Now one of our ship from the exercises in Norfolk (USA) is returning. Another from Africa is coming, the third in the Gulf of Aden is fighting pirates. And at home there is enough. In the 2008 year, for example, after the November storms in the Black Sea, we lifted 11 sunken ships. Until now, they are all in the ranks. And the tug that saved them, was recently at the exercises with NATO "Bald Monarch-2011".

- What did you do on them?

- Every day there was planned an emergency submarine: lay on the ground, and it had to be rescued. Each ship applied its tactics. Using the rescue bell, we made six docks to NATO submarines, bringing submariners on board.

- How did NATO colleagues seem to you?

- Fine. In the mess, together they drank coffee, Coca-Cola, brandy. On the American ships in the buffets there is always wine, beer. And we are not allowed by the charter. Stash only for guests. In general, the relationship was very friendly. After one incident, they generally considered us heroes. Every day, landing barges transported international observers to the ships. And then somehow the team went into a strong storm: the end of the exercises. People should have been taken away, but all ships refused to sail. Only our Shakhtar walked around the ships, gathered observers and sent them to the shore.

- What do you like most about them?

- New technology. If she is five years old, she’s already considered old. For us, five years is a novelty!

One such novelty we saw on the rescue ship "Epron". It was a diving suit, more like a space suit.

- Our “iron man”, - presented him the captain of 1 rank Damir Shaikhutdinov. - Canadian development. Able to perform work at depths up to 365 m. But, most importantly, the diver inside it is under normal atmospheric pressure. Indeed, after descending 125 meters, the decompression mode can take up to 25 hours. I let down the “iron man”, immediately raised it - and no problems.

We did not see other novelties. The ships in the fleet are mostly old, 50 – 60-ies of the last century. For example, "Epron", where we were taken by rescuers, 1959, built, although by their appearance and can not be said.

Epron is lucky, say sailors. In 1986, one of the countries wanted to buy it. And from 1986 to 1989, at Sevmashzavod, it was actually rebuilt. But then the Union collapsed, the agreements were forgotten, and “Epron” stayed at home. But another, more modern lifeguard "Elbrus" - it was called the Goliath Oceans - was unlucky. He came to the factory in the 90's hard times. He stood there for several years, rusted and was written off.

Such a fate at that time befell many ships. Those that survived, the crews now cherish as a great value, especially since there are unprecedented rarities among them. So, in the combat structure of the Black Sea Fleet there is a rescue ship "Commune" 1915 built. And it still serves, raising the flooded ships.

Preparing school divers to speak at the celebration of the Day of the Navy. Photo: Olga Bozhyeva.

* * *

On the flagship of the Black Sea Fleet - Guards missile cruiser "Moscow" - we were taken on a light boat through the entire bay "Severnaya".

“This is practically the entire Ukrainian fleet,” our escort said sadly when we walked past the ships: “Getman Sagaidachny,” “Slavutych,” “Konstantin Olshansky” ...

I can not help grinning: the entire Ukrainian fleet easily fit into me in one photo frame. The Russian Bora and Samum boats moored at the same parking lot even got there.

“The mooring is common here,” says the officer, “every morning at 8.00, both Ukrainians and Russians raise flags. Their teams are played on the Ukrainian Move: shy, string! We in Russian: Equal, attention! Then the anthems of Ukraine and Russia are performed simultaneously.

- Why at the same time? Who is louder?

- Not. It is laid. Nobody canceled the rituals. Both they and we still live according to the old Soviet traditions. Only Ukrainian sailors now try to work more on NATO documents. But our more often participate with NATO in joint exercises.

Cheerful socialist competition, I thought, climbing the deck of the Moscow cruiser, where we were met by the commander - guard captain 1-rank Sergei Trunin. He led us around the ship, literally talking about everything. Pro shock complex "Basalt", with 16 missiles weighing 6 tons and a range of 550 km. About the helicopter with anti-submarine weapons. About the air defense complex - an analogue of the ground C-300, an autonomous air defense system "Osa", an antenna that sees targets for 100 km, and bomb installations for protection against submarines.

Ammunition "Moscow" looked convincing. But with all this power, one thing on the ship still embarrassed me. In the command post on the spread out maps I saw an old sea sextant.

- Does navigation of a ship with such weapons really depend on antediluvian sextant? Or you do not have GPS and GLONASS?

“Yes, we have everything,” the commander grins. “But, you know, a group of officers from a foreign ship somehow came to us.” One of the guests, just like you, sees the sextant and starts laughing. His commander comes up and says: “Do not laugh, all these satellite systems will fail, they will be able to determine the ship’s place in the old antiquated way, but you will not”.

At that moment, Samum, a missile hovercraft, the aircraft carrier killer, the newest in the fleet, launched in 1992 and relocated from Baltic to Sevastopol, appeared in the windows of Moscow.

The great advantage of Samum is the airbag, with which it can reach speeds of up to 55 nodes (under 100 km per hour). So, he can quickly strike and immediately get away from the enemy.

On board the Samum 8 missiles, which the Americans call the "Sun burn" ("sunburn"), in the Russian version - "Mosquito". Such a rocket has unique properties: it goes over water at an altitude of 4 – 6 m and, since its speed is enormous, it raises a mass of mist, and therefore is not visible on the locator.

It can be seen only on the approach to the goal. At this moment she makes a turn - she rises like a cobra and hits the top of the ship's hull. Its head is made of titanium alloy, the burning temperature of which is about one and a half thousand degrees. To put it out is almost impossible, and the ship on which such a rocket struck is the sure end.

Sailors say: we would have 5 – 6 of such ships, we were used as kings on the Black Sea. Now there are only two of them - “Bor” and “Samum”. And, unfortunately, such ships are no longer being built. The engines injecting air into the air cushion were made in Ukraine, and it stopped producing them. But the main purpose of such ships is to strike against interspecific aircraft carrier groups. And who has such groups? At the USA. But we are no longer chasing their aircraft carriers. So we decided: we do not need such ships.

True, the sailors from Samum say that just a month ago they had to chase the American cruiser Monterey, which came to the Sea Breeze-2011, and then went to Georgia.

Ours kept him all the way at a distance of a shot. The Americans tried to leave: they dropped speed to 3 knots, then they brought her closer to thirty - maneuvered, trying to break away. But ours never once let them out of the area of ​​destruction, down to Batumi.

The landing of the Marine Corps at the site of the Cossack Bay. Photo: Olga Bozhyeva.


* * *

Crimea, the Black Sea Fleet, Sevastopol, oil, gas - these concepts have long been intertwined in the minds of people into a single tangle of problems that spoils relations between Russia and Ukraine. Recently, the Black Sea people say, our relations have noticeably become warmer. But still, we remember well that when we sang a common hymn in the mornings, and not like now: everyone who’s louder was stronger.

Thus, in the 1991, the Black Sea Fleet included 835 ships of all existing classes. In 1992 – 1993 there were already 400. And from the 338 ships that Russia inherited in the 1997-m under the partition, on the move now remains about 35.

And now you can hear: why do we need such a fleet? Let him die his own death. Anyway, if something happens, the Turks who own the straits will lock him up in the Black Sea puddle, where he will disappear without firing a single shot.

But there is another point of view. She is addressed to stories. After the entry of Crimea into the Russian Empire in 1783 between Russia and Turkey, the Yassky peace treaty was concluded in 1791 in the year. Among other things, he implied that Turkey recognizes the rights of the Russian Empire in the Crimea and assumes that in case of refusal of these rights, the Crimea will be returned to Turkey.

This contract is, of course, ancient, but legally still not canceled by anyone. Modern Turkey - the successor of the Ottoman Empire - does not refuse any treaties. And about their rights to the Crimea perfectly remembers.

It’s good if they were remembered by the Slavic brothers, who in their endless disputes turned the Black Sea Fleet into a bargaining chip, completely forgetting about its historical role on this peninsula.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

За 15 лет Черноморский флот России уменьшился в 10 раз

За 15 лет Черноморский флот России уменьшился в 10 раз— Прилетели смотреть, как мы готовимся к встрече первых лиц? — спросил моряк-черноморец, когда группа московских журналистов выползла из самолета на полосу степного военного аэродрома.

— Каких еще первых лиц? — не поняли мы. — Кого вы тут считаете первыми?

— Ну как же, — удивился моряк, — разве вы не в курсе, что Севастополь в День Военно-морского флота ждет двух президентов: Медведева и Януковича? Всех уже на уши поставили. За вами следом вот главком ВМФ летит...


— А он для вас какое лицо: первое, второе или третье?

Моряк растерялся, так и не решившись признать главкома третьим лицом.

— Ладно, если пьедестал первых лиц занят, мы готовы быть четвертыми. Показывайте нам — четвертой власти, — как вы тут готовитесь к приезду первой.

Так начался наш пресс-тур в Севастополь, организованный Минобороны к Дню Военно-морского флота. Первым пунктом посещения стала единственная в стране школа водолазов. Она разместилась в Херсонесе, у подножия Свято-Владимирского собора, где князь Владимир принял крещение, и затем уже в Киеве крестил Русь.

Начальник школы капитан 1-го ранга Николай Седов сразу ведет нас к столам, где разложено водолазное оборудование. Глаз тут же натыкается на огромный шлем, напоминающий фильм о капитане Немо.

— Старенькое снаряжение? — спрашиваю я командира.

— Не новое, — изящно уходит он от прямого ответа. — Но нерабочего нет. — И, показывая на «костюм Немо», уточняет: — Этому трехболтовому снаряжению более 100 лет, но оно используется до сих пор.

Шустрая тележурналистка тут же просит примерить раритет.

— Сколько вы весите? — интересуется офицер.

— 57 кг,
— кокетливо улыбается девушка.

— Значит, не судьба. Вес этого костюма 81,5 кг. Он вас раздавит.

— А если матрос весит меньше 80 кг, он тоже не сможет его надеть?

— Сможет, только на берегу придется напрячь мышцы. Но после того, как спустишься под воду, костюм станет невесомым.

— Есть ли у вас что-нибудь более современное? — уточняю я.

— Да, — отвечает командир, показывая на резиновое изделие ярко-желтого цвета. Но года его создания он все же не называет и приглашает подойти к воде, где идут тренировки водолазов.

Пока спускаемся к морю, пытаю командира:

— Сколько у вас получает профессиональный водолаз-контрактник?

— Денежное довольствие порядка 3,5 тысячи гривен (чтобы перевести в рубли, нужно умножить на 3,75) и плюс за водолазные спуски. Это в среднем еще 2,5 тысячи гривен. В месяц выходит порядка 5–6 тысяч гривен. Срочник получает 100 гривен.

— А сколько получаете вы?

— У меня набегает 8 тысяч гривен. Умножаем на четыре, это порядка 30 тысяч рублей.

Тем временем у воды разворачивается яркое действо. На фоне кораблей из глубин моря появилась шестерка водолазов. Зажигая красные факелы, они бросают их на воду, обозначая безопасный фарватер для кораблей.

За 15 лет Черноморский флот России уменьшился в 10 раз— Наш ежегодный выпуск 160 человек, — рассказывает офицер. — Берем нулевых призывников. Они проходят отбор по здоровью и морально-психологической устойчивости. Затем месяц — теория, еще три — водолазный полигон. Времени мало, поэтому образование приветствуется. Сейчас из тех, кто у нас учится, 41 человек с высшим образованием.

Между тем нас приглашают в другой отсек, где идет подготовка к погружению почти целого взвода водолазов. На входе там висит табличка: «Место купания личного состава». От зависти к личному составу начинает ныть в груди:

— А места для купания журналистов у вас тут случайно нет? — осторожно намекаю я офицеру.

Намека тот не понимает и строго отвечает:

— Нет. Но в следующий раз предусмотрим.

Что ж, остается под палящим солнцем наблюдать, как бойцы, тройками спускаясь по трапу, уходят под воду. Причем почему-то с автоматами Калашникова наперевес. Интересно, что они с ними там делают? Пугают барабульку?

Вскоре бойцы теми же тройками поднимаются по трапу и, маршируя в чавкающих мокрых ботах, выстраиваются на берегу:

— Здравия желаю, владыка морей! — дружно рапортует строй и начинает палить из автоматов.

— Все, перегрелась... Какой еще владыка морей? Нет такого звания на флоте.

Офицер, успокаивает:

— Не удивляйтесь, это ж мы выступление ко Дню флота репетируем.

Ах, ну конечно же: День флота, праздник, первые лица...

— И кто у вас будет владыкой морей: Медведев или Янукович? — зачем-то смущаю я этим вопросом офицера.

Тот молчит, видимо, оценивая, можно ли этот вопрос считать политкорректным. Затем, хмуря брови, бурчит: нам-то что, кого подведут, тот и будет.

— Вот-вот, — соглашаюсь я с ним. — И нам так же: кого на следующих выборах подведут, тот и будет. Давайте лучше купаться?

За 15 лет Черноморский флот России уменьшился в 10 разфото: Ольга Божьева

* * *

На следующий день по плану у нас встреча с морской пехотой. Едем в расположение отдельной бригады, где нас встречает подполковник Сергей Ловкачев. На вопросы он отвечает прямо, не юлит. О том, кто для них потенциальный противник, твердо заявляет: НАТО, в первую очередь Турция.

Рассказывает, что контрактников в части 25%, а хотелось бы больше. Что бойцы, как и раньше, ходят в караулы и наряды по кухне, так как с аутсорсингом проблемы. По правилам нашего Минобороны военных могут обслуживать только российские компании, но договориться о том, чтобы они работали на территории Украины, сложно.

Подполковник показывает плац, казармы и место для купания солдат:

— У нас, между прочим, есть те, кто не умеет плавать. Учим их, но, честно говоря, за год научить не успеваем. Кстати, пару лет назад я видел, как в Турции матросов тоже учили плавать. Это было на базе Аксаз Кара-Агач, на международных учениях. Турки клали человек сто на живот, и те имитировали плавание сначала на берегу. Потом их заводили в воду по колено, затем по шею...

Как воюют не умеющие плавать морпехи, мы увидели в тот же день на полигоне в бухте Казачья на учениях, которыми руководил командир бригады полковник Владимир Белявский — Герой России. Предстояло отработать сначала погрузку пехотинцев на корабль на бронетранспортерах (БТР), затем высадку десанта и бой на необорудованном побережье.

Необорудованным его, правда, можно назвать условно. Стройки, дома, апартаменты для курортников наступают на границы полигона, угрожая превратить его в обычный пляж.

Выполнение боевой задачи началось с того, что большой десантный корабль (БДК) «Цезарь Куников» снялся с рейда и, подойдя почти вплотную к берегу, распахнул носовую часть трюма.

С берега прямо в эту раскрытую пасть двинулась колонна БТРов. Словно огромная рыба-кит, корабль глотал машины одну за другой, чтобы через несколько минут выплюнуть их из своего чрева уже на глубине, откуда они сами поплыли к берегу. Здесь из них выскочили бойцы и пошли в наступление на невидимого противника.

Символично, что бой происходил на фоне огромных баков нефтехранилищ, словно напоминая нам истинные ценности современной России, на страже которых стоит сегодняшняя армия.

Щелкая фотоаппаратом, я вспоминаю, что точно такую же картинку с тем же «Цезарем Куниковым» я уже видела. Это было лет двадцать назад на полигоне под Туапсе. Удивительно все же: умирают и рождаются государства, меняются ценности и цены, и только наша армия умудряется применять все те же методы ведения боя, воюя все тем же оружием...

Но, может, в этом и состоит наша главная военная хитрость? Недаром в армии так любят повторять: стабильность — признак мастерства.

За 15 лет Черноморский флот России уменьшился в 10 разГлубоководный канадский скафандр, в котором можно погружаться на глубину до 365 м. Фото: Ольга Божьева.

* * *

От морпехов мы отправились к спасателям. В свете последних событий с теплоходом «Булгария» эта тема казалась особенно актуальной. Моряки и сами невольно возвращались к ней не раз, показывая, как должны были бы действовать капитан и экипаж «Булгарии» на аварийном судне.

— Я в спасателях с 99-го года, — рассуждал командир 37-й бригады спасательных судов капитан 1-го ранга Владимир Береговой, — но не помню, чтобы хоть год обошелся без нас. Мы и Украине тут хорошо помогаем — у нее спасательные силы намного слабее.

— Помогаете за деньги?

— Нет, мы военные, у нас принцип совместного базирования.

— И турок спасать будете?

— Всех будем. На совместных маневрах это отрабатываем. Сейчас одно наше судно с учений в Норфолке (США) возвращается. Другое из Африки идет, третье в Аденском заливе борется с пиратами. И дома дел хватает. В 2008 году, например, после ноябрьских штормов в Черном море мы подняли 11 затонувших кораблей. До сих пор все они в строю. А тот буксир, что их спасал, недавно был на учениях с НАТО «Болд-Монарх-2011».

— Что вы на них делали?

— Каждый день там планировалась аварийная подлодка: ложилась на грунт, и ее нужно было спасать. Каждый корабль применял свою тактику. Мы с помощью спасательного колокола совершили шесть стыковок к натовскими подлодкам, выводя подводников на борт.

— Как вам показались натовские коллеги?

— Нормально. В кают-компании вместе пили кофе, кока-колу, коньяк. На американских кораблях в буфетах всегда есть вино, пиво. А у нас по уставу не положено. Заначка лишь для гостей. Вообще отношения были очень дружелюбными. После одного случая они нас вообще считали героями. Там каждый день десантные баржи развозили по кораблям международных наблюдателей. И вот как-то в сильный шторм прошла команда: отбой учений. Людей надо было забрать, но все суда отказались выходить в море. Только наш «Шахтер» прошелся по кораблям, собрал наблюдателей и отправил их на берег.

— Что вам больше всего у них понравилось?

— Новая техника. Если ей пять лет, она у них уже считается старой. Для нас пять лет — это новинка!

Одну такую новинку мы увидели на спасательном судне «Эпрон». Это был водолазный костюм, больше смахивающий на космический скафандр.

— Наш «железный человек», — представил его капитан 1-го ранга Дамир Шайхутдинов. — Канадская разработка. Способен выполнять работы на глубинах до 365 м. Но, главное, водолаз внутри него находится под обычным атмосферным давлением. Ведь после спуска на 125 метров режим декомпрессии может занимать до 25 часов. А «железного человека» спустил, тут же поднял — и никаких проблем.

Других новинок мы не увидели. Суда на флоте в основном старые, 50–60-х годов прошлого века. К примеру, «Эпрон», на котором нас принимали спасатели, 1959 года постройки, хотя по виду и не скажешь.

«Эпрону» повезло, говорят моряки. В 1986 году его захотела купить одна из стран. И с 1986-го по 1989 год на Севмашзаводе его фактически перестроили. Но затем развалился Союз, договоренности забылись, и «Эпрон» остался дома. А вот другому, более современному спасателю «Эльбрус» — его называли Голиаф Океанов — не повезло. Он пришел на завод в лихолетье 90-х. Простоял там несколько лет, проржавел и был списан.

Такая участь в то время постигла многие корабли. Те, что выжили, экипажи сейчас берегут как великую ценность, тем более что есть среди них и небывалые раритеты. Так, в боевом составе Черноморского флота есть спасательное судно «Коммуна» 1915 года постройки. Причем оно до сих пор служит, поднимая затопленные корабли.

За 15 лет Черноморский флот России уменьшился в 10 разПодготовка школы водолазов к выступлению на празднике Дня военно-морского флота. Фото: Ольга Божьева.

* * *

На флагман Черноморского флота — гвардейский ракетный крейсер «Москва» — нас везли на легком катере через всю бухту «Северная».

— Это практически весь украинский флот, — грустно сказал наш сопровождающий, когда мы шли мимо кораблей: «Гетман Сагайдачный», «Славутич», «Константин Ольшанский»...

Я невольно усмехаюсь: весь украинский флот легко уместился у меня в одном фотокадре. Туда даже еще попали и пришвартованные на той же стоянке российские катера «Бора» и «Самум».

— Причал тут общий, — рассказывает офицер, — каждое утро в 8.00 и украинцы, и россияне поднимают флаги. У них команды звучат на украинской мове: шикуйсь, струнко! У нас на русском: равняйсь, смирно! Затем одновременно исполняются гимны Украины и России.

— Зачем одновременно? Кто громче?

— Нет. Положено. Ритуалов же никто не отменял. И они, и мы все еще живем по старым советским традициям. Только украинские моряки больше теперь стараются работать по документам НАТО. Зато наши чаще участвуют с НАТО в совместных учениях.

Веселое соцсоревнование, думала я, поднимаясь на палубу крейсера «Москва», где нас встречал командир — гвардии капитан 1-го ранга Сергей Трунин. Он провел нас по кораблю, рассказывая буквально про все. Про ударный комплекс «Базальт», с 16 ракетами весом в 6 тонн и дальностью 550 км. Про вертолет с противолодочным оружием. Про комплекс ПВО — аналог сухопутного С-300, автономный ЗРК «Оса», антенну, которая видит цели за 100 км, и бомбовые установки для защиты от подлодок.

Боекомплект «Москвы» выглядел убедительно. Но при всей этой мощи один предмет на корабле меня все же смутил. В командирской рубке на разложенных картах я увидела старенький морской секстант.

— Неужели навигация корабля с таким вооружением зависит от допотопного секстанта? Или у вас нет GPS и ГЛОНАСС?

— Да все у нас есть, — усмехается командир. — Но, знаете, как-то приехала к нам группа офицеров с иностранного судна. Один из гостей, так же, как вы, видит секстант и начинает смеяться. Подходит его командир и говорит: «Ты не смейся, вот откажут все эти спутниковые системы, они смогут определить место корабля старым дедовским способом, а ты — нет».

В этот момент в иллюминаторах «Москвы» показался ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» — убийца авианосцев, самый новый на флоте, спущенный на воду в 1992-м, а в 2002-м перебазированный с Балтики в Севастополь.

Огромное преимущество «Самума» — воздушная подушка, с помощью которой он может развивать скорость до 55 узлов (под 100 км в час). А значит, он может быстро нанести удар и тут же уйти от противника.

На борту «Самума» 8 ракет, которые американцы зовут «Sun burn» («солнечный ожог»), в российском варианте — «Москит». Такая ракета имеет уникальные свойства: она идет над водой на высоте 4–6 м и, поскольку скорость ее огромна, поднимает за собой массу водяной пыли, а потому на локаторе не видна.

Ее можно заметить лишь на подлете к цели. В этот момент она делает вираж — встает как кобра и бьет сверху по корпусу корабля. Головная часть ее сделана из титанового сплава, температура горения которого около полутора тысяч градусов. Потушить его практически невозможно, и кораблю, по которому ударила такая ракета, — верный конец.

Моряки говорят: нам бы 5–6 таких кораблей, мы были б королями на Черном море. Сейчас их всего два — «Бора» и «Самум». И, к сожалению, такие корабли больше не строятся. Двигатели, нагнетающие воздух в воздушную подушку, делались на Украине, а она перестала их выпускать. Но главное предназначение таких кораблей — наносить удары по межвидовым авианосным группам. А у кого есть такие группы? У США. Но мы ведь больше не гоняемся за их авианосцами. Вот у нас и решили: такие корабли нам не нужны.

Правда, моряки с «Самума» говорят, что буквально месяц назад им пришлось-таки погоняться за американским крейсером «Монтерей», который пришел на учения «Си Бриз-2011», а затем ушел в Грузию.

Наши держали его на протяжении всего пути на расстоянии выстрела. Американцы пытались уйти: то сбрасывали скорость до 3 узлов, то приближали ее к тридцати — маневрировали, пробуя оторваться. Но наши их так ни разу и не выпустили из зоны поражения вплоть до Батуми.

За 15 лет Черноморский флот России уменьшился в 10 раз Высадка десанта морской пехоты на полигоне бухты Казачья. Фото: Ольга Божьева.


* * *

Крым, Черноморский флот, Севастополь, нефть, газ — эти понятия давно сплелись в сознании людей в единый клубок проблем, который сильно портит отношения России и Украины. В последнее время, говорят черноморцы, наши отношения заметно потеплели. Но все же мы хорошо помним, что, когда по утрам мы пели общий гимн, а не как сейчас: каждый свой, кто громче, — то были сильней.

Так, в 1991 году ЧФ включал 835 кораблей всех существующих классов. В 1992–1993 их было уже 400. А из 338 кораблей, доставшихся России в 1997-м при разделе, на ходу теперь осталось порядка 35.

И вот уже можно слышать: зачем нам такой флот? Пусть умирает своей смертью. Все равно ведь, случись что, турки, владеющие проливами, запрут его в черноморской луже, где он и сгинет, не сделав ни единого выстрела.

Но есть и другая точка зрения. Она обращена к истории. После вхождения в 1783 году Крыма в состав Российской империи между Россией и Турцией в 1791 году был заключен Ясский мирный договор. Кроме прочего он подразумевал и то, что Турция признает права Российской империи на Крым и предполагает, что в случае отказа от этих прав Крым возвращается Турции.

Договор этот, конечно, древний, но юридически до сих пор никем не отменен. Современная Турция — правопреемник Османской империи — ни от каких договоров не отказывается. И о своих правах на Крым отлично помнит.

Хорошо, если б о них помнили еще и братья-славяне, которые в своих бесконечных спорах превратили Черноморский флот в разменную монету, окончательно забыв о его исторической роли на этом полуострове.
Автор: Ольга Божьева
Первоисточник: http://www.mk.ru/print/articles/609965-pohudevshiy-vladyika-morey.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. jamert 30 июля 2011 13:44
    "Москит" - убийца авианосцев.... НУ-НУ...
    jamert
  2. один из многих 30 июля 2011 18:40
    Здравия желаю, владыка морей!
    это ж надо так масла в зад подлить... совсем нескромно.
    один из многих
  3. Pardon 30 июля 2011 20:12
    Здравия желаю, товарищи матросы,старшины,мичманы, офицеры и адмиралы! С праздником вас! Всех благ вам и вашим семьям! У России нет союзников ,кроме её армии и флота.К сожалению,у сегодняшних властей в союзниках менты и др.структуры МВД, т.е.антинародные, а не против внешнего врага нацеленные. Вот и вся недолга.
  4. PSih2097 31 июля 2011 00:21
    — И кто у вас будет владыкой морей: Медведев или Янукович? — зачем-то смущаю я этим вопросом офицера.

    Если ничего не изменится, то станет турецкий флот... ИМХО
  5. PSih2097 31 июля 2011 06:27
    короче этот -- Абдулла Гюль
  6. Иван35 31 июля 2011 17:11
    Если не воссоединимся с братьями То придет Абдулла и не Гюль еще а похуже какой нибудь

    А противоавианосный комплекс это Базальт на "Москве"
    (а не москит) Но и против турков хорошо применить в случае необходимости - отбить атаку базальтов (и гранитов) пока почти невозможно
    Иван35

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня